ТЕХНИЧЕСКОЕОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1) ЛОКОМОТИВА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Объемы работ и порядок выполненияТО-1 локомотивными бригадами определяется начальником депо приписки локомотива,утверждается начальником службы локомотивного хозяйства дороги, а приэксплуатации локомотивов на участках нескольких железных дорог – совместноприказами начальников служб локомотивного хозяйства этих дорог.
Все обнаруженные впроцессе эксплуатации и при техническом обслуживании неисправности, и особенноте из них, которые не устранены силами локомотивной бригады, должны бытьзаписаны в журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152
За неграмотную записьоб имеющихся на локомотиве неисправностях и скрытие неисправностей,локомотивная бригада привлекается к дисциплинарной ответственности. Послеприемки и сдачи локомотива или постановки на очередное техническое обслуживаниеили в текущий ремонт локомотивная бригада несет полную ответственность за еготехническое состояние. О приемке и сдаче локомотива машинисты обязаныпроизвести запись и расписаться в журнале ТУ-152, они должны указать времясдачи и станцию (пункт сдачи локомотива).
ТЕХНИЧЕСКАЯДОКУМЕНТАЦИЯ
Журнал формы ТУ-152 –бортовой журнал работы локомотива в эксплуатации. Он заполняется мастеромтекущего ремонта или его заменяющим работником, а также слесарем по ремонтусоответствующего оборудования или узла до отправления локомотива вэксплуатацию, далее его заполняет локомотивная бригада до очередноготехнического обслуживания или ремонта. При постановке в депо на плановый иливнеплановый ремонт у дежурного по депо имеется журнал формы ТУ-1 для записи локомотивов,поступающих в депо. В этом журнале указываются: депо, номер локомотива, дата,время постановки в депо. Если ремонт внеплановый, то машинист локомотива пишетобъяснение, по окончании ремонта старший мастер цеха информирует дежурного подепо об окончании ремонта, а в журнале отмечает время окончания работ и пишетзаключение о годности локомотива к эксплуатации.
ОСМОТР МЕХАНИЧЕСКОЙЧАСТИ ЛОКОМОТИВА
1. Колеснаяпара.
Определяется плотностьпосадки бандажей отстукиванием и по внешним признакам. При отстукиванииопределяется плотность посадки бандажа на колесный центр. При слабом звукеимеются признаки неплотности посадки, при которых особенно необходимо обращатьвнимание на риски, нанесенные краской на бандаже и колесном центре. Принесовпадении рисок необходимо обратить внимание на внешние признаки:выступление ржавчины в месте соединения бандажа и колесного центра, сдвигагрязи на границе посадки, обгорания краски на бандаже, перегрев тормозных колодоки т.д.
Отсутствие трещин иместного увеличения ширины бандажа более 5 мм, остроконечного наката на гребне бандажа, раковин, выбоин, ползунов на видимой части бандажа. Отсутствие трещинна спицах, ободах и ступицах видимой части колесного центра.
/>
Отсутствие признаковперегрева буксовых подшипников (на ощупь по внешним признакам), герметичностьбукс и отсутствие трещин в корпусе, простукиванием буксовых болтов определяемнадежность крепления болтами заземляющих устройств и буксовой крышки. Ослабшиеболты затягиваем, отсутствующие болты или имеющие сорванную резьбу, заменяемновыми.
/>
При обнаружении течинеобходимо вскрыть буксовую крышку и проверить наличие и количество смазки исостояние буксовых подшипников.
Целостность буксовыхповодков и резиновых сайлент-блоков определяют внешним осмотром ипростукиванием молотком по поводкам. Звонкий звук подтверждает целостностьповодка, глухой звук говорит о неисправности поводка. Его необходимо осмотретьи при необходимости устранить неисправность
Рессорное подвешивание
Проверяется состояниебуксовых рессор, отсутствие трещин в листах, хомутах листовых рессор и виткахспиральных пружин. Ослабление листов в хомуте определяем простукиваниеммолотком. Звонкий звук характеризует нормальное состояние узлов рессорногоподвешивания, глухой звук указывает на необходимость обратить внимание и болеетщательно осмотреть этот узел локомотива. Отсутствие сдвига у листовых рессор определяемпростукиванием и по контрольным полоскам.
/>
Наличие гаек и шплинтовпроверяют визуально, а надежность крепления – простукиванием молотком. Вместоотсутствующих гаек и шплинтов устанавливаются новые.
Проверяется состояниекрепления кронштейнов кузовных амортизаторов. При обнаружении недостатков вкреплении или течи смазки техническое состояние прибора определяетсяиндивидуально для каждого локомотива. В случае угрозы безопасности движениялокомотив не принимается. Об этом составляется запись в журнале формы ТУ-152 иставится в известность дежурный по пункту явки локомотивных бригад или дежурныйпо депо.
/>
Тормозная рычажнаяпередача
Осмотреть визуальносостояние тормозных колодок и тормозных башмаков, простукиваем молотком дляопределения их целостности. Проверяем толщину тормозных колодок и отсутствие вних сквозных поперечных трещин. Минимально-допустимая толщина колодок 15мм.Определяем выход колодки за наружную грань бандажа. Допускается не более 10мм.
Если колодка имееттолщину менее допустимой или выход за наружную грань бандажа более 10мм, толокомотив не принимается, об этом делается запись в журнале форму ТУ-52 иставится в известность дежурный по депо. Проверить правильность постановкиклиньев в тормозных башмаках. Клин должен быть установлен сверху с постановкойвалика, шайбы и шплинтов.
/>
Проверить действиетормозной рычажной передачи при работе крана вспомогательного тормоза усл.№254. Машинист локомотива устанавливает ручку крана вспомогательного тормоза вкрайнее тормозное (6-е положение) и проверяет величину давления в тормозныхцилиндрах по манометру. Оно должно быть в пределах 3,8-4,0 атм. Помощникмашиниста проверяет срабатывание всех тормозных цилиндров на торможение,определяет выход штока тормозных цилиндров, который должен быть в пределах75-125мм, проверяет прижатие тормозных колодок к поверхности катания колеса.
/>
Осмотреть и проверитьна отсутствие трений и заеданий деталей тормозной рычажной передачи и другихэлементов механического оборудования. Проверить состояние и надежностькрепления предохранительных устройств, наличие гаек и шплинтов .
/>
Убедившись висправности тормозной рычажной передачи и срабатывании всех тормозных цилиндров,помощник машиниста подает машинисту команду на отпуск тормозов. Машинистотпускает тормоз локомотива 1-м положением ручки крана вспомогательного тормозаусл. №254 и наблюдает за отпуском тормозов по манометру. Помощник машиниста долженосмотреть тормозные цилиндры и тормозные колодки и убедиться в отпуске тормозовпо уходу штоков внутрь тормозных цилиндров и отжатию тормозных колодок отповерхности катания колес. Заедания и перекосы деталей тормозной рычажнойпередачи не допускаются.
/>
Кран машиниста усл.№394 или 395
Проверить работу кранамашиниста на торможение. Машинист снижает давление в тормозной магистрали на0,7-0,8 атм постановкой ручки крана машиниста в 5-е положение с последующимпереводом в 4-е положение. Помощник машиниста проверяет срабатывание тормозоввсего локомотива на торможение по прижатию тормозных колодок к поверхностикатания колес и проверяет выход штока тормозных цилиндров, который не долженизмениться после торможения краном вспомогательного тормоза усл. №254. Такжепроверяется отсутствие трений и заеданий тормозной рычажной передачи и другихэлементов механического оборудования.
/>
Проверить действиекрана машиниста на отпуск тормозов. Ручка крана машиниста устанавливается в 1-еположение. Давление в тормозной магистрали повышается на 0,7-0,8 атм. споследующим переводом ручки крана машиниста во 2-е положение. Помощникмашиниста должен осмотреть тормозные цилиндры и тормозные колодки и убедиться вотпуске тормозов по уходу штоков внутрь тормозных цилиндров и отжатию тормозныхколодок от поверхности катания колес. Заедания и перекосы деталей тормознойрычажной передачи не допускаются. Локомотивная бригада устраняет мелкиенеисправности, возникшие при проверке. Замечания, которые угрожают безопасностидвижения и невозможно устранить силами локомотивной бригады заносятся в журналформы ТУ-52 с извещением об этом дежурного по депо.
К замечаниям относятся:
ü Выходштока, не соответствующий норме;
ü Заеданиетормозной рычажной передачи;
ü Изностормозных колодок выше нормы;
ü Отсутствиешплинтов и гаек на тормозных тягах и прочие, препятствующие нормальной работе тормознойрычажной передачи. Проверяется темп ликвидации сверхзарядки ….
Проверяется действие ВРна чувствительность к торможению и отпуску…
/>
Автосцепное устройство
Проверить на отсутствиетрещин, изломов и деформаций в деталях, состояние и исправность креплениядеталей расцепного привода, правильность крепления валика подъемника и клинатягового хомута, изгиб клина не должен превышать 3мм, толщина клина не менее28мм, свободность поперечного перемещения от нажатия руки автосцепки иисправное состояние расцепного устройства. Оценивается провисание цепирасцепного привода, которое не должно быть более 10мм, задиры не более 3мм,зазор между ударной розеткой и хвостовиком автосцепки не более 25мм. Все этиразмеры определяют визуальным осмотром и проверкой на саморасцеп путемзаклинивания одной рукой лапы замкодержателя и другой рукой пытаются утопитьзамок. Если он не утапливается в карман автосцепки, значит, замок автосцепкиисправен, если утапливается, значит, не исправен. Необходимо сделать запись вжурнале ТУ-52 и сообщить дежурному по депо в том случае, если невозможноустранить неисправности силами локомотивной бригады.
/>
Проверка состоянияпутеочистителей, катушек приемной системы АЛСН и их предохранительныхустройств, катушек системы САУТ и их предохранительных устройств.
Проверка производитсявизуальным осмотром и простукиванием молотком. Определяют общее состояние иисправность крепления элементов системы. Осматривают крепления МОП и креплениякожуха путем осмотра состояния и наличия кожуховых болтов и болтов МОП (шапки).
/>
Проверка межкузовныхсоединений
Проверить межкузовныесоединения на отсутствие трещин в деталях, изломов и деформаций, соединениесоединительных рукавов, межкузовных соединений штепсельных разъемов, отсутствиепротертости, прорывов и оголенных участков проводов и кабелей.
/>
Проверка песочниц
Проверка состояния иподачи песка в зону сцепления колеса с рельсом, крепления песочных труб инаконечников, путем осмотра и остукивания молотком. Песочные трубы должны бытьнаправлены в зону контакта
/>
колеса с рельсом, афорсунки отрегулированы на подачу песка производительностью 400-700 г/мин пескана ось летом и 900-1500 г/мин в зимний период. Регулировка рассчитана напередние по ходу колесные пары локомотива, т.к. песок, подаваемый под колесныепары, частично остается на рельсах после прохождения первой колесной пары,оставшегося количества песка достаточно для сцепления с рельсами остальныхколесных пар.
Осмотр и проверкасостояния привода скоростемера
Проверяется состояниешарнирных соединений в горизонтальных и вертикальных валах, креплениечервячного и углового редуктора, отсутствие течи масла в корпусе редуктора и вместах соединения валов. Проверяют состояние крепления и целостность валов ипривода простукиванием.
/>
Осматривают нижние люкитяговых двигателей и крепление межкузовных и шапочных болтов простукиванием ивизуально. Кожуховые люки должны быть закрыты и через них не должна выходитьсмазка, ее определяют по наличию потеков масла через люки или через соединениякожухов. Люки кожухов и тяговых двигателей должны быть закрыты.
/>
При обнаружениинедостатков и необходимости устранить силами локомотивной бригады, приневозможности устранения неисправностей необходимо поставить в известность дежурногопо депо и сделать запись в журнале ТУ-52.
ОСМОТР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЧАСТИЛОКОМОТИВА
Осматриваютвспомогательные машины мотор-вентиляторы, генераторы и мотор-компрессоры.Визуально определяют степень искрения на коллекторах (проверка производится приработающих машинах и закрытых люках). Проверяется отсутствие не нормальныхшумов, состояние фундаментных оснований и заземлений определяется визуально ипростукиванием молотком места крепления болтами.
Проверяют исправностьрезинометаллических амортизаторов, соединительных муфт мотор-компрессоров ивспомогательного компрессора простукивая молотком болтовые соединения узловвспомогательных машин, крепления главных полюсов, закрепление съемных люков.
Проверяют работумотор-вентиляторов при включении на низкой скорости и при опущенныхтокоприемниках. В момент включение будет слышна работа контактов.
Проверяют работумотор-компрессоров. При его включении также будет слышна работа контактов. Этидействия локомотивная бригада производит при проверке действия работы низковольтнойцепи вспомогательных машин и убеждается в их включении. При подозрении на ихвключение при непонятном движении контактов включения электрических машинубедиться визуально. Для этого необходимо зайти в высоковольтную камеру ипроверить целостность контактов и соединение кабелей и шунтов. Осматриваютмашинное отделение одного кузова, затем переходят в следующий кузов, обращаявнимание на работу межкузовных дверей обеих секций.
Проверяют работураспределительного щита зарядного устройства аккумуляторной батареи, повольтметру определяют напряжение аккумуляторной батареи и генератора напереключателе вентилятора. Напряжение генератора должно быть в пределах 55-50вольт. Если оно не соответствует норме – отрегулировать. При приемке в депорегулировку производит слесарь, при приемке на пункте приема.
Проверяютпредохранители. Нетиповые плавкие вставки (жучки) не допускаются. Проверяют наотсутствие признаков нарушений электрических контактов: отсоединенные,неизолированные и незакрепленные провода или провода с поврежденной изоляциейне допускаются. При обнаружении нарушений их необходимо устранить.
При невозможностиустранения неисправностей силами локомотивной бригады она обязана сделатьзапись в журнале формы ТУ-152 и сообщить дежурному по депо.
Осмотреть крышевоеоборудование, не поднимаясь на крышу. Проверить исправность действиятокоприемников при подъеме и опускании, на отсутствие деформаций подвижных рамтокоприемников.
Проверить работу иправильность включения электрических аппаратов с пульта управления. Сначалапроверяется низковольтная цепь управления включением вспомогательных машин приопущенных токоприемниках, включением быстродействующего выключателя БВ2.Проверка производится аудиально (на слух) механизма включения. Принеобходимости (если возникли сомнения) убедиться в работе механизма при еговыключении. Включить мотор-вентиляторы, предварительно зафиксировав положениевентиляторов на низкой, а затем на высокой скорости)
Проверить работувключения быстродействующего выключателя БВ1. Включить кнопку «БВ1» на пультеуправления машиниста при этом должна загореться сигнальная лампа «БВ1» красногоцвета. Загорание лампы означает, что питание поступает на провод К71, но «БВ1»не включен. Включить кнопку «Возврат БВ1», при этом должен включиться БВ1. Есливключения не произошло, то необходимо проверить положение контроллерамашиниста. Его ручка должна стоять на нулевой позиции и контакторный элементдает питание проводу 47, который включает вентиль возврат БВ1 и тем самымпозволяет включить БВ1. После включения БВ1 должна погаснуть лампа на пультеуправления машиниста «БВ1» У БВ1 силовые контакты включатся только послеотпуска кнопки «БВ1».
Проверка с контроллера машинистаработы электрических аппаратов на моторном режиме. Включение линейных и реостатныхконтактов. Проверка происходит аудиально (на слух) и бесконтактно. Машинистзаходит в высоковольтную камеру и, осматривая линейные и реостатные контакты,убеждается в их исправности.
На 16-й позицииконтроллера машинист убеждается включением контактов шунтировки поля. При этомна контроллере должны четко включиться контакты шунтировки поля, т.к. находовых позициях контактор разблокируется для включения шунтировки поля. Такпроверяются все позиции до 37-й. На 27-й и 37-й позициях происходит проверкавключения шунтировки поля. Эти действия машинист выполняются при опущенныхтокоприемниках. Этими действиями мы убеждаемся в исправности работы контроллераи исправном действии электрических аппаратов электровоза.
При переходе с 16-й на17-ю позиции происходит включение группового переключателя КСП-0, который ……включение группы тяговых двигателей 1-го кузова и второго раздельно.
На 17-й позицииэлектровоз должен перейти в положение сериесно-паралллельное «СП» и дальнейшиеперемещения ручки контроллера машиниста будут выводить пусковые сопротивления ивключение этих контакторов будет слышно на слух и если какая-то позиция несработает, это означает, что контактор не включился и необходимо убедиться вего состоянии визуально и в том, какой реостатный контактор имеет нарушениявключения по развертке контроллера машиниста.
Далее ручка контроллерамашиниста переместить с 27-й на 28-ю позицию для разворота переключателя впараллельное соединение КСП 1 и КСП 2 и убедиться по звуковому перемещению ввысоковольтной камере.
Поднять токоприемник,предварительно дав свисток и подать голосовую команду «Поднимаем токоприемник»при открытом окне машиниста и открытой двери в машинное отделение, чтобы всеработники, находящиеся на локомотиве могли слышать голосовую команду. Послевключения кнопки «Токоприемники» сделать выдержку времени для прохода воздухапо блокировочным механизмам и заблокировать высоковольтную камеру обеих секцийи люк для прохода на крышу. Если блокировочный механизм не сработает, то вмашинном отделении в вентиле защиты будет дутье (шипение). Необходимо выключитькнопку «Токоприемники» и проверить все блокировочные механизмы.