Федеральноеагентство по образованию РФ
Сибирскаягосударственная автомобильно-дорожная академия
(СибАДИ)
Факультет Экономикаи управление
Кафедра Экономикаи управление на предприятии
Курсоваяработа
по учебнойдисциплине «Анализ и диагностика финансовой деятельности»
на тему:«Технико–экономический анализ деятельности предприятия»
Выполнил:
студентка группы42ЭУТ___________
Принял:преподаватель______________
Оценка_________
Дата__________ Подпись__________
Омск —2008 г.
Курсовая работа подисциплине «Анализ и диагностика финансовой деятельности предприятия» содержит21 печатных страницы, графическую часть, использовано 7 источников.
Целью курсовой работыявляется закрепление знаний и формирование практических навыков по анализу идиагностике финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий.
В данной курсовой работебыл произведен расчет показателей следующих разделов:
1. Анализ выполненияплана по объему перевозок.
2. Анализпроизводственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижногосостава.
3. Анализсебестоимости перевозок.
4. Анализ доходов,прибыли и рентабельности.
5. Анализ доходов,прибыли и рентабельности.
В ходе работыбыли получены новые знания по дисциплине: «Анализ и диагностика финансовойдеятельности предприятия».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО ОБЪЕМУ ПЕРЕВОЗОК… 5
1.1 Анализ выполнения плана по производственной программе ипроизводственной базе 5
1.2 Анализ выполнения плана перевозок по видам груза и поклиентуре. 6
1.3 Анализ ТЭП работы парка подвижного состава. 8
1.4 Анализ показателей динамики перевозок. 10
1.5 Анализ влияния ТЭП на выполнение плана по перевозкам. 11
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУОБСЛУЖИВАНИЮ… 13
2.1 Анализ трудоемкости ТО-1 по видам работ. 13
2.2 Анализ трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам. 14
3. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК… 17
3.1 Анализ влияния статей себестоимости на общую суммузатрат. 17
3.3 Анализ влияния ТЭП на формирование себестоимости. 20
4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ… 22
4.1 Анализ доходов. 22
4.2 Анализ прибыли. 22
4.3 Анализ рентабельности. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 26
/>/>ВВЕДЕНИЕ
Анализ как функция присущ любому процессу управления. В управленческомцикле он занимает промежуточное место между получением информации и принятиемрешения. Анализ тесно связан с такими общими функциями управления, какпланирование, организация, мотивация и контроль, и необходим для выработкиобъективного решения в системе менеджмента.
К основнымзадачаманализа производственно-хозяйственной деятельности АТОотносятся:
• объективная всесторонняя оценкарезультатов функционирования организации и ее подразделений;
• оценка степени использованияпроизводственных ресурсов, состояния техники, технологии, организациипроизводства, труда и управления с точки зрения их влияния на эффективность икачество работы АТО и ее подразделений;
• прогнозирование ожидаемыхрезультатов, подготовка материалов для принятия управленческих решений;
• разработка и контроль заосуществлением мероприятий, направленных на более эффективное использованиересурсов, распространение передового опыта, ликвидацию негативных явлений ипричин плохой работы.
Выполнениекурсовой работы связано с необходимостью проведения анализа основныхнаправлений финансово–хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия.
/>/>1.АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО ОБЪЕМУ ПЕРЕВОЗОК/>/> 1.1Анализ выполнения плана попроизводственной программе и производственной базе
Таблица 1
Анализпроизводственной программы перевозок в целом по предприятиюПоказатель Плановое значение Фактическое значение отклонение Абсолютное отклонение Процент выполнения плана, % 1. Автомобили в эксплуатации, ед. 138 133 -5 96 2. Списочное количество автомобилей, ед. 160 167 7 104 3. Автомобиле-дни в эксплуатации 58400 59222 822 102 4. Общее количество ездок 227965 188109 -39856 83 5. Общий пробег, км 7351865 5723419 -1628446 78 6. Общий объем перевозок, т. 2117000 2190000 73000 104 7. Общий грузооборот, т·км. 37011000 34492500 -2518500 93 8. Общая грузоподъемность, т. 1532 1637 105 107
Вывод: В ходе деятельностиавтомобильно-транспортного предприятия наблюдается перевыполнение плана по всемпоказателям. Наибольший процент выполнения плана составил общий грузооборот,это связано с увеличением объема перевозок, списочного количества автомобилей,а также общего пробега.
Плановое и фактическое значения показателей для всего парка автомобилейопределяется путем сложения соответствующих значений по двум маркамавтомобилей, указанных в задании.
Абсолютное отклонение показывает, как изменился показатель в течение отчетногопериода, измеряется в натуральных единицах и определяется как разность междуфактическим и плановым значениями показателя.
Процент выполнения планаопределяется как процентное отношение фактического значения показателя кплановому./>/>/>1.2Анализ выполнения плана перевозок по видам груза и по клиентуре
В данном разделе необходимо проанализировать распределение перевозок попредприятиям-клиентам и по видам груза. По исходным данным составляются таблицы2 и 3.
Таблица 2
Анализ выполненияплана перевозок по клиентуре и по видам грузаНаименование клиента Вид груза
Объем перевозок,
тыс. т. Выполнение плана, % План Факт 1 2 3 4 5 1. Бауцентр Гальванические батареи 106000 184700 174 2. Геомарт Блоки деревянные дверные 320000 289300 91 3. АТ-Маркет Блоки керамические 150500 276400 184 4. Метро Керамические трубы 219300 373100 171 5. Мостовик Строительные машины 299200 300000 101 Итого по первой марке - 1095000 1423500 130 1. Эльдорадо Бахчевые культуры 204400 153300 75 2. Континент Выключатели масляные 152600 183300 121 3. Пятерочка Целлофан в пачках 183500 1255000 68 4. Дорожник Плиты фаянсовые 344200 142200 42 5. Техносила Белье всякое в ящиках 1373000 162200 118 Итого по второй марке - 1022000 766500 75
Всего по парку - 2117000 2190000 104
/> /> /> /> /> /> /> /> />
Вывод: По первой маркенаблюдается перевыполнение плана практически по всем видам груза. На автомобилевторой марки только у таких видов груза, как: выключатели масляные (на 21%) ибелье (на 18%). Это связано с возросшим спросом на данные виды товаров в связисо строительством нового спального района, а также с сезонным ремонтом дорог.
Таблица 3
Структура объемовперевозок и структурные сдвигиВид груза Структура объемов перевозок, % Промежуточное значение Структурные сдвиги План Факт 1.Гальванические батареи 5 8 8 3 2. Блоки деревянные дверные 15 13 14 -1 3. Блоки керамические 7 13 14 7 4. Керамические трубы 11 17 18 7 5.Строительные машины 14 14 15 1 6. Бахчевые культуры 9 7 7 -2 7. Выключатели масляные 7 8 8 1 8. Целлофан в пачках 8 6 6 -2 9. Плиты фаянсовые 17 6 6 -11 10. Белье всякое в ящиках 6 7 7 1 Всего по парку 2117000 2190000 104 4
Промежуточное значениенеобходимо для определения структурных сдвигов, определяется как произведениефактического значения объемов перевозок по видам груза (в процентах) на индексобъема перевозок, который рассчитывается следующим образом:
/>,
где /> - фактическое значениеобщего объема перевозок, тыс. т.; /> -плановое значение общего объема перевозок, тыс. т.
/>
Структурные сдвигиопределяются, как разность между промежуточным значением и плановым значениемобъем перевозок (в процентах). />/>/>1.3Анализ ТЭП работы парка подвижного состава
Для анализа технико-эксплуатационных показателей работы парка подвижногосостава необходимо определить средневзвешенные значения следующих ТЭП:
- время в наряде;
- техническая скорость;
- время погрузки-разгрузки;
- коэффициент использованиягрузоподъемности;
- длина груженой ездки;
- коэффициент выпуска;
- грузоподъемность.
Таблица 4
Средневзвешенныезначения ТЭППоказатель Средневзвешенное значение Абсолютное отклонение Плановое Фактическое 1. Время в наряде, ч.
Тн=(8,6*6585+8,4*43822)/
(6585+43822)=8
Тн=(9*7392+8*40946)/
(7392+40946)=8 2. Техни-ческая ско-рость, км/ч.
АЧдв = 6585*(8,6-0,07*8) =
52944
АЧдв = 43822*(8,4-0,78*4) = 231381
Vт=(1698827+5653038)/
(52944+231381)=25,8
АЧдв =7392*(9-0,08*9) = 61206
АЧдв = 40946*(8-0,8*3) = 229297
Vт=(1677984+4045435)/
(61206+229297)=19,7 -6,1 3. Время погрузки-разгрузки, ч.
tпр=(0,07*52677+0,78*
175288)/(52677+175288)=
0,6
tпр=(0,08*65272+0,8*
122837)/(65272+122837)=
0,6 4. Коэф-т использова-ния грузо-подъемности
γ=(1095000+1022000)/((25,7*8*
6585)+(7*4*43822))=0,82 γ=(1423500+766500)/((25,7*9*7392)+(7*3*40946))=0,85 0,03 5. Длина груженой ездки, км.
lге=(18615000+18396000)/
(1095000+1022000)=17,5
lге=(19929000+14563500)/
(1423500+766500)=15,7 -1,8 6. Коэф-т выпуска
αв=((8030*0,82)+(50370*
0,87))/(8030+50370)=0,8
αв=((9125*0,81)+(51830*
0,79))/(9125+51830)=0,8 7. Грузоподъ-емность, т.
q= ((22*25,7)+(138*7))/
(22+138)=9
q= ((25*25,7)+(142*7))/
(25+142)=9
Вывод: Значениясредневзвешенных технико-эксплутационных показателей по плану и по фактуприблизительно равны. Практически все значения показателей равны значениям,взятым из исходных данных.
/>/>1.4 Анализ показателейдинамики перевозок
При анализе показателей динамики перевозок используют темп прироста (Тпр),абсолютный прирост (Апр) и абсолютное значение одного процентаприроста (А1%). Абсолютный прирост представляет собой разность междуфактическим значением показателя и плановым.
/>,
где ПФ – фактическое значение показателя; ППЛ –плановое значение показателя.
Темп роста – это отношение фактического значения показателя к плановому,выражается в процентах.
/>.
Абсолютное значение одного процента прироста – это отношение абсолютногоприроста показателя к темпу его роста.
/>.
Таблица 5
Показатели динамикиперевозок по маркам автомобилей и в целом по паркуПоказатель Темп роста Абсолютный прирост Абсолютное значение 1 % прироста I марка II марка Парк I марка II марка Парк I марка II марка Парк Асп 13,6 2,9 4 3 4 7 0,22 1,38 0,07 Тн 4,6 -4,7 0,4 -0,4 0,08 0,08 Vт -7,4 -10,7 -23,6 -2,4 -3 -6,1 0,33 0,28 0,23 tпр 14,3 2,6 0,01 0,02 0,001 0,007 g 7,5 7,3 3,6 0,06 0,06 0,03 0,01 0,008 0,01 lге -17,6 5,5 -10,3 -3 1 -1,8 0,2 0,18 0,17 aв -1,2 -9,2 -0,01 -0,08 0,01 0,008 q />/>1.5Анализ влияния ТЭП на выполнение плана по перевозкам
При анализе влияния основных ТЭП на выполнение плана по перевозкамиспользуем формулы, представленные в таблице 6.
Таблица 6
Формулы для расчетавлияния показателей на объем перевозокПоказатель Расчет влияния показателей на объем перевозок Расчет поправочного коэффициента Асп
/> - aв
/> - q
/> - g
/> - Тн
/> - lге
/>
/> tпр
/>
/> β
/>
/> Vт
/>
/>
П – процент выполнения плана по определенному показателю, рассчитываетсякак отношение фактического значения показателя к плановому, выраженное впроцентах.
Таблица 7
Формулы для расчетавлияния показателей на объем перевозокПоказатель Расчет влияния показателей на объем перевозок Расчет поправочного коэффициента Асп
/> - aв
/> - q
/> - g
/> - Тн
/> - lге
/>
/> tпр
/>
/> β
/>
/> Vт
/>
/>
Вывод: В разделе 1курсовой работы произведен анализ выполнения плана перевозок грузов. На предприятииработают 2 марки машин: КрАЗ-260В и УРАЛ-377Н. Основные грузы, перевозимыеэтими автомобилями – это плиты, машины, белье и блоки различные. На этиматериалы увеличился спрос в связи со строительством нового спального районагорода, а также с сезонным ремонтом дорог. Исходя из данных таб.6 можно сделатьвывод, что все показатели, кроме среднетехнической скорости и длины груженойездки, оказали положительное влияние на выполнение плана перевозок в целом попарку. Следовательно, способствовали увеличению анализируемого показателя.
/>/>2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУОБСЛУЖИВАНИЮ
/>/>2.1Анализ трудоемкости ТО-1 по видам работ
В данном разделе будет проанализировано распределение трудоемкоститехнического обслуживания автомобилей по видам работ.
Таблица 8
Анализ трудоемкостиТО-1 по видам работВид работ Плановая трудоемкость Фактическая трудоемкость Процент выполнения плана Отклонение % чел*ч чел*ч % % КрАЗ-260В
УРАЛ-375Н КрАЗ-260В УРАЛ-375Н0 КрАЗ-260В УРАЛ-375Н0 КрАЗ-260В УРАЛ-375Н0 КрАЗ-260В УРАЛ-375Н0
1. Общие
контрольно–диагностические 14,9 21,6 1345 817 993 790 74 97 -26 -4 2. Крепежные 21,9 11,4 1977 432 1100 370 56 86 -44 -14 3. Регулиро-вочные 18 20 1625 756 870 860 54 114 -46 14 4. Смазочные, заправочные 20,9 19,9 1887 753 1789 780 95 104 -5 4 5. Электро-технические 2,7 3 244 114 200 90 82 79 -18 -21 6. Работы по системе питания 16,8 18,9 1517 715 1600 681 105 95 5 -5 7. Шинные 4,8 5,2 434 196 400 160 92 82 -8 -18 Итого 100 100 9029 3782 6952 3731 77 98 -23 -2
Вывод: По результатаманализа ТО-1 по видам работ автомобиля КрАЗ-260 В перевыполнение плана только всистеме питания на 5 %. У автомобиля УРАЛ-375 Н в регулировочных и смазочныхработах.
Таблица 9
Анализ трудоемкостиТО-1 по видам работ (по парку)Вид работ Плановая трудоемкость, чел*ч Фактическая трудоемкость, чел*ч Процент выполнения плана, % Отклоне-ние, %
1. Общие
контрольно–диагностические 2162 1783 83 -17 2. Крепежные 2409 1470 61 -39 3. Регулировочные 2381 1730 73 -27 4. Смазочные, заправочные 2640 2569 97 -3 5. Электротехнические 358 290 81 -19 6. Работы по с-ме питани 2232 2281 102 2 7. Шинные 630 560 88 -12 Итого 12812 10683 83 -16
/>/>
Вывод: Проанализировавтрудоемкость ТО-1 по видам работ для парка в целом, процент перевыполнениятолько по работе системы питания на 2 %.2.2Анализ трудоемкости ТО-2 по узлам и агрегатам
Выполнение расчетов в данном разделе аналогично разделу 2.1.