Реферат по предмету "Транспорт"


Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Министерствообразования и высшей школы Республики Коми
Профессиональныйлицей № 34














ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Техническоеобслуживание аккумуляторных батарей







Профессия: ТО и ремонтавтомобильного транспорта

Руководитель:

Проверил:











Сыктывкар, 2005 год


План

 TOC o «1-2» h z u Введение.Роль и значение планово-предупредительной системыТО… PAGEREF _Toc105342844 h 3
Квалификационнаяхарактеристика. PAGEREF _Toc105342845 h 6
I. Общие сведения обаккумуляторах. PAGEREF _Toc105342846 h 8
1. Устройствоаккумулятора и принцип его действия. PAGEREF _Toc105342847 h 8
2. Основныехарактеристики аккумуляторных батарей. PAGEREF _Toc105342848 h 11
II. Неисправности итехническое обслуживание АКБ. PAGEREF _Toc105342849 h 13
1.Неисправности АКБ и способы их устранения. PAGEREF _Toc105342850 h 13
2. Техническоеобслуживание АКБ. PAGEREF _Toc105342851 h 16
III. Техника безопасности приэксплуатации аккумуляторов. PAGEREF _Toc105342852 h 18
Технологическаякарта. PAGEREF _Toc105342853 h 20
Списоклитературы. PAGEREF _Toc105342854 h 21

ВведениеРоль и значение планово-предупредительной системыТО

Работоспособность автомобиля в течениепериода его эксплуатации обеспечивается комплексом технических воздействий,которые можно разделить на две группы:
1.   направленныена уход за механизмами и системами;
2.   направленныена восстановление утраченной работоспособности агрегатов и механизмовавтомобиля.
          Комплексмероприятий первой группы составляет систему ТО и носит профилактический характер,а второй систему восстановления (ремонта).
Система технического осмотратранспортных средств планово-предупредительная, при которой их ТО проводятпринудительно в плановом порядке через определённый пробег. По периодичности,перечню выполняемых работ и трудоёмкости ТО подразделяют на следующие виды:
ü ежедневноеТО (ЕТО);
ü первое(ТО-1);
ü второе(ТО-2);
ü сезонноеТО (СТО).
Каждый вид ТО включает в себяустановленный перечень работ, которые должны быть выполнены. Эти операции можноразделить на две части: контрольную и исполнительскую. Контрольная (диагностическая)часть обязательная, исполнительская часть выполняется по потребности.
Ежедневное ТО. Оно направлено на обеспечениебезопасности движения, поддержание внешнего вида автомобиля и наличие заправкиего водой, маслом, топливом и заключается в контрольном осмотре средства передвыездом и при возвращении.
Контрольный осмотр проводят с цельюпроверки технической готовности машины. Контрольный осмотр в пути предназначендля проверки состояния агрегатов, механизмов и крепления груза. При контрольномосмотре перед выездом проверяют:
·  комплектностьавтомобиля инструментом и принадлежностями;
·  уровеньмасла в картере двигателя;
·  наличиежидкости в системе охлаждения;
·  давлениевоздуха в шинах;
·  наличиетоплива в баке;
·  герметичностьсистемы гидропривода управления тормозами, а также системы питания, смазочной иохлаждения;
·  работудвигателя на слух (по устойчивой работе на холостом ходу и стуках);
·  работоспособностьстояночной тормозной системы;
·  свободныйповорот рулевого колеса;
·  действиеприборов освещения, сигнализации, стеклоочистителя и омывателя.
Уход за автомобилем при возвращении впарк включает в себя его очистку от грязи и пыли, осмотр состояния шин и сливводы в холодное время при безгаражном хранении.
ТО-1 и ТО-2 предназначены длявыявления и предупреждения неисправностей и отказов, снижения интенсивностиизнашивания деталей. Периодические виды ТО заключаются в выполнении крепежных,регулировочных и смазочных работ. Их выполняют через определённые пробеги (см.табл.), устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации автомобилей,определённых положением о ТО автомобильного транспорта.

Зависимостьпериодичности ТО от условий эксплуатации
Категория условий
эксплуатации
Периодичность ТО, тыс. км.
ТО-1
ТО-2
I
4.0
16.0
II
3.6
14.4
III
3.2
12.8
IV
2.8
11.2
V
2.4
9.6

К категории I отнесеныавтомобильные дороги с асфальтобетонным покрытием в пригородной зоне и наулицах небольших городов. Категория V представляетдороги с наиболее неблагоприятными условиями (карьеры, временные подъездныепути).
Первое ТО. Оно проводится периодически вмежсменное время, через установленные интервалы по пробегу. При выполненииработ по ТО-1 дополнительно к ежедневному ТО необходимо проверить:
§действиесистемы вентиляции кабины;
§состояниеи натяжение ремня привода вентилятора;
§свободныйход педали сцепления;
§свободныйход рулевого колеса;
§уровеньэлектролита во всех банках аккумуляторной батареи.
В случае необходимости исправитьобнаруженные неисправности или отрегулировать соответствующие механизмы. Затемследует проверить и подтянуть ослабленные крепления:
§двигателякоробки передач и кабины к раме;
§картерарулевого механизма, сошки рулевого управления и рулевой колонки;
§гаекповоротных рычагов, шарнирных соединений рулевого привода;
§карбюратора,впускных и выпускных коллекторов;
§фланцевкарданных валов и кронштейна промежуточной опоры;
§гаекколес и шпилек полуосей;
§аккумуляторнойбатареи и наконечников проводов к её выводам.
Проверить сапуны коробки передач изаднего моста, вывернув и продув их воздухом. Провести смазочные работы(смазать через пресс-масленку солидолом или литолом подшипники, валик педалейсцепления и тормоза и т.д.; долить тормозную жидкость в бачок главного цилиндрагидравлического привода тормозов; долить масло для гидравлических систем вбачок насоса рулевого усилителя). Дополнительно к ТО-1 провести ежедневное ТО.
Второе ТО. Перечень операций, выполняемых приТО-2 включает все операции ТО-1 и ежедневного ТО. Дополнительно необходимопроверить:
Ÿсостояниекабины, платформы, оперения, капота и номерных знаков;
Ÿкреплениеглавного тормозного цилиндра, гидровакуумных усилителей, трубопроводов, компрессораи других агрегатов;
Ÿсостояниерабочих поверхностей барабанов и тормозных колодок.
Ÿсостояниебуксирного устройства и его крепления к раме;
Ÿзазорырулевого механизма, шарниров рулевых тяг;
Ÿкреплениеи действие фар;
Ÿкреплениестремянок передних и задних рессор, амортизаторов;
Ÿстепеньзаряженности аккумуляторных батарей;
Ÿлегкостьпуска двигателя и содержание окиси углерода и углеводородов в отработанных газах;
Проверить и в случае необходимостиотрегулировать: конические подшипники ступиц передних колес; зазоры междуклапанами и коромыслами; свободных ход педали сцепления. Провести смазочныеработы, для чего необходимо:
wсменитьмасло в картере двигателя и заменить фильтрующий элемент или промыть, заменитьмасло в воздушном фильтре двигателя;
wпроверитьуровень масла;
wсмазатьчерез пресс-масленку подшипники водяного насоса, натяжного ролика ремня вентилятора;
wсмазать4-5 каплями моторного масла втулку ротора датчика-распределителя зажигания ивалик привода распределителя;
wзаложить(через два ТО-2) свежую смазку Литол-24 в подшипники ступиц передних колёс инатяжной ролик ремня вентилятора;
wсменитьмасло (через два ТО-2) в картерах коробки передач и заднего моста.
Сезонное ТО. Оно проводится 2 раза в год ипредназначено для подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное и теплоевремя года. Сезонное обслуживание совмещают с очередным ТО-2 при установившейсятемпературе окружающего воздуха ниже +5 оС (осенью) или выше +5 оС(весной). При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации автомобилядополнительно к ТО-2 надо:
·       промытьсистему охлаждения двигателя и радиатор отопителя;
·       заполнитьсистему низкозамерзающей жидкости;
·       заполнитьтопливный бак топливом зимнего сорта, промыть фильтр бензонасоса;
·       проверитьисправность системы обогрева кабины;
·       заменитьтормозную жидкость (один раз в год);
·       утеплитьдвигатель.
При сезонном обслуживании промываюткартеры двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, заднего и среднего ведущихмостов, а также картер рулевого управления и бачок насоса рулевого усилителя.Затем заполняют их свежим маслом. При переходе к весенне-летнему сезону снимаютутеплительные чехлы двигателя, заменяют масло в соответствующих емкостях автомобилялетними сортами, отключают от системы охлаждения предпусковой подогреватель,изменяют плотность электролита в АКБ на летнюю норму, зачищают и подкрашиваютместа коррозии поверхностей кузова.
Своевременное выполнение ТО автомобиляпредупреждает повышенный износ деталей и агрегатов, способствует сокращениюзатрат на ремонт, снижению простоев по неисправностям, обеспечивает безотказнуюи безопасную работу.
Одним из важнейших факторов управленияэффективностью, эксплутационной надёжностью и долговечностью автомобилей являетсядиагностика и прогнозирование ресурсамашин.
Техническая диагностика исследуетформы проявления технических состояний машин, разрабатывает методы ихопределения и прогнозирования.
Процесс определения техническогосостояния узла, агрегата, машины называют диагностированием,а результат диагностирования – диагнозом.Предсказание технического состояния в некоторый момент времени называют прогнозом.
Диагностический параметр, которыйнеобходим для определения технического состояния, может быть косвенным(например, по показателям вибраций определяется величина зазора в сопряжениипоршень-гильза или в подшипниковых узлах).
Диагностика и прогнозированиесостояния машинвходят составной частью в систему технического обслуживания. Назначениедиагностики заключается в выявлении и предупреждении отказов и неисправностей,поддержании оптимальных регулировок, эксплуатационных показателей вустановленных пределах, в прогнозировании состояния в целях полногоиспользования доремонтного и межремонтного ресурса машин. Диагностика позволяетповысить срок службы машин и их агрегатов; при этом снижаются расходы назапчасти, ремонт, уменьшается расход горючего и смазочных материалов, повышаетсяпроизводительность и агротехническое качество работ.
Квалификационная характеристика

Слесарь по ремонтуавтомобилей

Характеристика работ. Разборка дизельных и специальныхгрузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовыхавтомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусовдлиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и другихмототранспортных средств. Выполнение крепёжных работ резьбовых соединений притехническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническоеобслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов иприборов средней сложности. Разборка агрегатов и электрооборудованияавтомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов,приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатамиэлектрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11-12 квалитетам с применениемуниверсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов подруководством слесаря более высокой квалификации.
Должен знать:
ü устройствои назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности;
ü правиласборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов;
ü основныеприемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
ü регулировочныеи крепёжные работы;
ü типичныенеисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения;
ü назначениеи основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования;
ü основныесвойства металлов;
ü назначениетермообработки деталей;
ü устройствоуниверсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
ü системудопусков и посадок;
ü квалитетыи параметры шероховатости.
Примеры работ:
1.   Автомобилилегковые, грузовые, автобусы всех марок и типов — снятие и установка бензобаков,картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.
2.   Валыкарданные, цапфы тормозных барабанов — подгонка при сборке.
3.   Вентиляторы- разборка, ремонт, сборка.
4.   Головкиблоков цилиндров, шарниры карданов — проверка, крепление.
5.   Головкицилиндров самосвального механизма — снятие, ремонт, установка.
6.   Двигателивсех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических,сцепления, валы карданные — разборка.
7.   Контакты- пайка.
8.   Крыльялегковых автомобилей — снятие, установка.
9.   Насосыводяные, масляные, вентиляторы, компрессоры – разборка, ремонт, сборка.
10. Обмотки изоляционных приборов иагрегатов электрооборудования – пропитка, сушка.
11. Реле-регуляторы, распределителизажигания – разборка.
12. Седла клапанов – обработка шарошкой,притирка.
13. Фары, замки зажигания, сигналы –разборка, ремонт, сборка.

Слесарь по топливнойаппаратуре

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка простыхузлов топливной аппаратуры карбюраторных и дизельных двигателей. Демонтаж имонтаж аппаратуры на карбюраторных и дизельных двигателях. Регулировка уровнятоплива в поплавковой камере карбюратора.
Должен знать:
ü устройстводвигателей внутреннего сгорания;
ü возможныенеисправности системы питания и топливной аппаратуры и методы их устранения;
ü правиласнятия и установки аппаратуры на карбюраторных и дизельных двигателях;
ü правиларазборки, ремонта, сборки и замены отдельных узлов топливной аппаратуры.
Примеры работ:
1.   Двигателидизельные – смена фильтров тонкой и грубой очистки топлива.
2.   Жиклеры– разборка, промывка, продувка.
3.   Карбюраторы– ремонт поплавка, запорного клапана, узла воздушной заслонки и дросселя.
4.   Карбюраторы,баки, отстойники, форсунки – замена.
5.   Трубкитопливной системы, насосы форсунок, фильтры, топливные насосы, подкачивающиенасосы – замена.
I.Общие сведения об аккумуляторах1. Устройство аккумулятора и принцип его действия
Аккумуляторы являются разновидностью химическихисточников тока, в которых электрическая энергия превращается в химическую(заряд) и химическая – в электрическую (разряд). Они состоят из двух электродов(положительного и отрицательного), электролита и корпуса. Накопление энергии ваккумуляторе происходит при протекании химической реакцииокисления-восстановления электродов. При разряде аккумулятора происходятобратные процессы. Напряжение аккумулятора — это разность потенциалов междуполюсами аккумулятора при фиксированной нагрузке. Для получения достаточно большихзначений напряжений или заряда отдельные аккумуляторы соединяются между собойпоследовательно  или  параллельно в батареи. 
Аккумуляторная батарея  на автомобиле служит для питанияэлектрическим током  стартера при запускедвигателя, а также для всех других приборов электрооборудования, когдагенератор не работает или не может  ещеотдавать энергию в цепь.
Если мощность, потребляемая  включенными потребителями, превышаетмощность, развиваемую генератором, аккумуляторная батарея, разряжаясь,обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим генератором.Автомобильные аккумуляторные батареи называются стартерными, так как их используют,прежде всего, для питания пускового электродвигателя – стартера.
Аккумуляторные батареи при малыхгабаритах, массе и стоимости должны обладать большой емкостью, малымисопротивлением и саморазрядом, большими сроком службы и прочностью, быть надежнымив эксплуатации. При пуске холодного двигателя стартером аккумуляторные батареидолжны обеспечивать отдачу большой силы тока при малом падении напряжения.
Назначение автомобильнойаккумуляторной батареи понятно каждому мало-мальски сведущему в техническихвопросах автолюбителю. С первой ее функцией — обеспечением запуска двигателя — мы сталкиваемся каждый день. Есть и вторая — реже применяемая, но от того неменее значимая — использование в качестве аварийного источника питания при выходеиз строя генератора.
Все стартерные батареи, выпускаемые внастоящее время для автомобилей, являются свинцово-кислотными. В основу ихработы заложен известный еще с 1858 г., и по сей день остающийся практическинеизменным принцип двойной сульфатации.


Как наглядно видно из формулы, приразряде батареи (стрелка вправо) происходит взаимодействие активной массыположительных и отрицательных пластин с электролитом (серной кислотой), в результатечего образуется сульфат свинца, осаждающийся на поверхности отрицательнозаряженной пластины и вода. В итоге плотность электролита падает. При зарядкебатареи от внешнего источника происходят обратные электрохимические процессы(стрелка влево), что приводит к восстановлению на отрицательных электродахчистого свинца и на положительных — диоксида свинца. Одновременно с этимповышается плотность электролита.
Любая автомобильная батареяпредставляет собой корпус — контейнер, разделенный на шесть изолированных ячеек– банок (моноблоков) (см. рис.1).


Каждая банка является законченнымисточником питания напряжением порядка 2.1В. В банке находится наборположительных и отрицательных пластин, отделенных друг от друга сепараторами.Как известно из школьного курса физики, две разнозаряженные пластины уже самипо себе являются источником постоянного напряжения, параллельное же ихсоединение увеличивает ток. Последовательное соединение шести банок и даетбатарею с напряжением порядка 12.6-12.8В. Любая из пластин, как положительная,так и отрицательная, есть ни что иное, как свинцовая решетка, заполненнаяактивной массой. Активная масса имеет пористую структуру с тем, чтобы электролитзаходил в как можно более глубокие слои и охватывал больший ее объем. Роль активноймассы в отрицательных пластинах выполняет свинец, в положительных — диоксидсвинца.
Вес залитой АКБ емкостью 55 А/чсоставляет около 16.5 кг. Эта цифра складывается из массы электролита – 5 кг(что соответствует 4,5 л), массы свинца и всех его соединений — 10 кг, а также1 кг, приходящегося на долю бака и сепараторов.
Выводы большинства отечественных  и импортных аккумуляторных батарей  имеют конусную  форму, обеспечивающую сохранение  надежного контакта с клеммами  проводов при износе  их в процессе эксплуатации  и имеют стандартные размеры.  Причем положительный вывод батареи  по диаметру больше  отрицательного, что исключает  возможность нарушения полярности  при установкебатареи на автомобиль.
На верхней  поверхности батареи расположены  отверстия для заливки электролита в каждыйаккумулятор  батареи, закрываемыепробками. Пробки имеют вентиляционные отверстия для вывода газов, образующихсяв процессе работы батареи. У новых незалитых батарей  вентиляционные отверстия закрыты специальнымигерметизирующими  приливами, которые призаливке  в батарею  электролита удаляются (срезаются). Электролит,заливаемый  в аккумуляторную батарею,представляет собой  раствор химическичистой  аккумуляторной кислоты  с дистиллированной водой. Дляпредотвращения  замерзания  электролита при эксплуатации  аккумуляторной батареи  в зимних условиях  плотность регламентируется  взависимости  от климатических  условий эксплуатации.











Плотностьэлектролита  при эксплуатации  в различных климатических районах
Климатический район
Средняя месячная температура в январе, оС
Время года
Плотность электролита, приведенного к 25 оС, г/ см3
заливаемого
заряженной батареи
Очень холодный

Холодный
Умеренный
Жаркий сухой
Теплый влажный
-50… -30

-30… -15
-15… -8
-15… 4
0… 4
Зима
Лето
Круглый год
Круглый год
Круглый год
Круглый год
1,28
1,24
1,26
1,24
1,22
1,20
1,30
1,26
1,28
1,26
1,24
1,22

Для увеличения срока службыаккумулятора решетки положительных пластин, прочность которых в результатеокисления при заряде уменьшается, имеют большую толщину, чем отрицательныепластины.
Для уменьшения коробления крайнейположительной пластины, ввиду значительного изменения объема ее активной массыпри разряде аккумулятора, у большинства батарей положительных пластин  в блоке устанавливают на одну меньше, чемотрицательных. Благодаря этому обе стороны подвергаются одинаковому изменениюобъема активной массы, и она меньше коробится.
Для увеличения емкости и уменьшениявнутреннего сопротивления в каждом аккумуляторе устанавливают по несколько штукпластин. К мостикам с выводами приваривают ушки одноименных пластин. Полублокиотрицательных и положительных пластин собирают в блок, при этом соприкосновениеразноименных пластин предотвращается сепараторами.
Сепараторы изготавливают изкислотостойких материалов — микропористой пластмассы (мипласта), микропористогоэбонита (мипора), стекловолокна и др.
Одна сторона сепараторов,изготовленных из мипора или мипласта, имеет ребра, которые обращены кположительным пластинам. При такой установке сепараторов обеспечивается лучшийдоступ электролита в поры активной массы положительных пластин, чтоспособствует повышению емкости аккумулятора.
При установке двойных сепараторов кположительным пластинам ставят сепаратор из стекловолокна, что уменьшаетоползание активной массы, вследствие чего увеличивается срок службы пластин.
Сепаратор из стекловолокна замедляютдиффузию электролита в пластины, что являются причиной снижения напряжения иемкости батарей, особенно при снижении температуры электролита.
Над сепараторами в каждом аккумулятореустанавливают тонкий перфорированный предохранительный щиток из хлорвинила илидругого кислостойкого материала для защиты кромок сепараторов от механическихповреждений при измерении плотности и ли при проверке уровня электролита.
Минимальный срок службы аккумуляторнойбатареи с одинарными сепараторами из мипласта или мипора — не менее 18 месяцевпри пробеге автомобиля не более 60 тыс. км; для батарей с двойными сепараторами- не менее 24 месяцев при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км.
Аккумулятор обычно соседствует сдвигат


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.