Министерствообразования и науки Украины
Национальныйуниверситет кораблестроения имени адмирала Макарова
Реферат
по дисциплине«Устройство корабля»
на тему:
«Судно длядобычи рыбопродуктов»
Студент группы 3262
Гринченко А.И.
Николаев 2010
Вступление. Что такоесудно?
Су́дно — по определению военно-морскогословаря, плавсредство, используемое в качестве транспортного средства. Такимобразом, плавучие причалы, понтоны и т. п. к судам не относятся.
В общем случае подтермином судно подразумевается любое транспортное средство для перевозкипассажиров или грузов через одно из традиционно не приспособленных для человекапространств — то есть любое, кроме наземного.
Непосредственно вдвижение судно приводится движителем, в качестве которого используетсябуксирный конец, весло, гребное колесо, парус, винт (погружённый в воду иливоздушный) или реактивная струя (не воды). Движитель, для самодвижущихся судов,приводится в действие двигателем, преобразующим потенциальную энергию рабочеговещества (калорийная пища, уголь, продукты переработки нефти, сжатый воздух,ядерное топливо) и химическая энергия аккумуляторов, в механическую энергиюдвижения, в роли которого используется источник мускульной силы, двигательвнутреннего сгорания (Дизеля или Отто), электромотор, паровая машина, турбинаили реактивный двигатель.
Согласно МППСС(Международные правила предупреждения столкновений судов в море), правило 3а:слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда(например, на воздушной подушке, экранолёты и т. п.) и гидросамолёты,используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвиженияпо воде.
С точки зрения Кодексавнутреннего водного транспорта РФ, судно — это самоходное или несамоходноеплавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судносмешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительныйснаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Термин корабль близок позначению к понятию судна, но не равнозначен ему. Судно — более широкое понятие.Так, гребную лодку, водный велосипед или доску для сёрфинга нельзя назватькораблём, однако они являются судами. Кораблями обычно называются толькодостаточно большие суда военного назначения или парусные суда с определённымвидом оснастки. Кораблями принято считать все суда, несущие на себевоенно-морской флаг, независимо от их размера. Корабли, как правило, имеютгосударственный флаг, порт приписки и классификационное общество.
Промысловые суда
Промысловые судапредназначены для ловли различных рыб, китов, морских зверей и нерыбныхобъектов. Такие суда имеют большую автономость. Промысловые суда бываютдобывающими, обрабатывающие и выполняющие обе функции сразу. Некоторыепромысловые суда имеют охлаждаемые помещения для хранения пойманной рыбы.Обладают всем оборудованием для обработки рыбы. Водоизмещение некоторыхпромысловых судов превышает несколько десятков тысяч тонн.
Развитие промысловыхсудов сильно ускорилось после второй мировой войны. Для обеспечениячеловечества пищей и покрытия потребности в белке все интенсивнее начиналииспользовать резервы морей. При этом важно, чтобы лов рыбы и переработка уловаосуществлялись экономично и рационально.
Если грузовые ипассажирские суда являются чисто транспортными, то промысловые суда — одновременнопроизводственные и транспортные; у некоторых промысловых судов новых типовпроизводственные средства стоят даже на первом месте. Методы рыболовства,принятые для этого оборудования, район эксплуатации, способы переработки ихранения улова определяют форму и, соответственно, тип промыслового судна.
Траулеры — это судадлиной 30—70 м для лова тралами. Они используются в морском рыболовстве в болееили менее отдаленных районах. Пойманная рыба очищается, моется, сушится исортируется по величине, затем складывается в слои льда в рыбном трюме,разделенном садками, либо консервируется солью (рис. а, d). На большихтраулерах вымытая рыба содержится в свежем состоянии благодаря замораживанию ихранению в рефрижераторных трюмах; если траулер оборудован рыбомучнойустановкой, внутренности и прилов перерабатываются в рыбную муку, в противномслучае они выбрасываются за борт. Малые траулеры имеют двигатель (дизель)мощностью примерно 221 кВт, большие траулеры для удаленных районов могут иметьдвигатель до 1571 кВт. Скорость свободного хода 11—16 уз, а хода с сетями 3—5уз. У этого типа рыболовных судов различают траулеры бортового и кормовоготраления; траулеры кормового траления в большом количестве строятся примерно с 1960 г.
У траулеров бортовоготраления сети выметываются, буксируются, а также выбираются вдоль правого бортас помощью вайеров. Машинное отделение расположено в корме; над ним размещеныпалубные надстройки (у малых траулеров — рубка). Рыбные трюмы находятся в среднейи носовой части траулера. С носа рабочая палуба защищена, баком. У траулеракормового траления сети выметываются, буксируются и выбираются через кормовойслип, который начинается ниже уровня воды и доходит до рабочей палубы. Рабочаяпалуба расположена позади мостика в средней части судна. На больших траулерахкормового траления улов очищается, моется и сортируется не на открытой палубе,а на палубе, расположенной под ней. Оттуда обработанная рыба в корзинахтранспортерами подается к рыбным трюмам, расположенным в носу, и укладывается влед, либо замораживается и укладывается в трюмы глубокого охлаждения (наморозильных траулерах).
Куттер — судно для ловлирыбы тралом в прибрежных и мелководных районах моря (рис. b). В этом случаеречь идет о гладкопалубных судах с большой седловатостью, с расположенными вкорме рубкой и машинной установкой. Куттеры имеют длину примерно от 10 до 30 м. Мощность дизельной энергетической установки 22—221 кВт, а вместимость изолированного рыбного трюмадля хранения положенной в лед рыбы от 5 до 150 м3. Корпус судна и рубка изготовлялись раньше из дерева: в настоящее время для этого применяютпреимущественно сталь, а также армированные стекловолокном сложные эфиры илилегкие сплавы. Раньше для куттеров было характерным парусное вооружение. В нашидни паруса, если они еще применяются, служат только для повышения остойчивостисудна, так как давление ветра на поверхность паруса может эффективнодемпфировать качку.
Логгеры — суда длиной30—40 м для дрифтерного лова в большом каботажном плавании (рис. с). Онииспользуются для ловли сельди и семги. Надстройки расположены в корме, толькоизредка встраивается короткий бак. Корпус судна и надстройки сделаны из стали.Мощность главного двигателя и скорость хода относительно малы (около 110 кВт и8 уз). Логгеры имеют только один трюм (для бочек), так как добытая рыбаочищается путем удаления жабр и внутренностей и, после того как стечет кровь,укладывается в бочки и засаливается (консервируется). Так как логгерыэксплуатируются для сезонного лова, с целью увеличения рентабельности былсоздан тип логгера, который может использовать как дрифтерные сети, так итралы. Комбинированные логгеры кроме трюма для бочек имеют трюм для свежей рыбыили трюмы с холодильными установками. Для облегчения дрейфа при вытравленныхсетях логгеры оборудовали раньше парусами значительной площади. Нынешниекомбинированные логгеры имеют только фок и бизань.
/>
а — траулер кормовоготраления, b — куттер, c — логгер, d — траулер бортового траления
Добывающе-перерабатывающиесуда — это суда для морского рыболовства. Они похожи на торговые ипредназначены прежде всего для удаленных районов лова. Как и у траулеровкормового траления, лов происходит обычно через кормовые слипы; иногдаприменяется также бортовое траление. Добытая рыба перерабатывается в готовыепродукты, такие как филе, рыбные консервы и консервы из печени, рыбий жир ирыбная мука.
Добывающе-перерабатывающиесуда имеют длину 60—90 м, две сплошные палубы и длинную надстройку. Мощностьэнергетической установки составляет примерно 1470 кВт, скорость свободного хода12—14 уз, а скорость траления примерно 4 уз. Машинное отделение и отделение вспомогательныхмеханизмов находятся в средней части судна, а в носу — отделение холодильныхмашин. Два-три изолированных рефрижераторных трюма расположены в носовой частисудна между настилом второго дна и нижней палубой. Рыба из сетей ссыпается вбункер в подпалубном помещении, сортируется и перерабатывается. Обработка рыбы,например отделение голов, извлечение внутренностей, мытье и приготовление филепроизводится с помощью машин. Вручную обрабатывается только очень крупная рыбаили рыба, для которой на борту нет соответствующих машин. Рыбное филе и мелкаячистая рыба укладывается на морозильные поддоны и консервируется глубокимзамораживанием (до —30°С) в морозильных камерах. После короткого поверхностногооттаивания замороженную рыбу вынимают из поддонов и, чтобы предотвратитьвысыхание, глазируют пресной водой. По транспортерам филе, предварительноупакованное в коробки, подается в трюмы с низкой температурой (около —20°С).Головы, внутренности и прочие отходы, а также прилов по шнековому транспортеруподаются к мукомольной установке и там перерабатываются в муку. Рыбья печеньпосле очистки, промывки, сушки и размельчения в мясорубке либо упаковывается вконсервные банки и консервируется, либо в варильных установках перерабатываетсяв рыбий жир. Обычно добывающе-перерабатывающие суда оборудуют также установкамидля изготовления рыбных консервов. Рыба, пойманная под конец лова, доставляетсяна сушу обычно в свежем виде во льду. >Все транспортировочные процессы,включая хранение и разгрузку, механизированы, поэтому выполнение их проще, чемхранение и разгрузка свежей рыбы в слоях льда. трал 5.0
Суда-фабрики (рис. а) — это похожие на грузовые суда длиной 120—160 м. Они принимают улов траулеров илилоггеров и перерабатывают его в готовые к продаже продукты — филе, рыбныеконсервы, рыбью муку, рыбий и печеночный жир. Эти суда обычно используются вудаленных районах лова и как суда-базы осуществляют также снабжение иобслуживание промысловых судов. Располагая энергетической установкой мощностьюот 1470 до 2940 кВт, суда развивают скорость 12—14 уз; время работы в районелова составляет 2—3 мес. Большая потребность в электрической энергии ихозяйственном паре должна удовлетворяться мощными электро- и парогенераторами.Общая мощность дизель-генератора составляет примерно 1,5 тыс. кВт. Дляустановок по изготовлению рыбной муки, рыбьего и печеночного жира и консервовимеется вспомогательная парогенераторная установка производительностью примерно12—18 т пара в час (давление пара до 2,75 МПа, температура до 280°С). Длясохранения улова свежим на борту судов-фабрик и промысловых судов ежедневноизготовляется примерно 20— 30 т льда. Чтобы снабдить эти установки ипромысловые суда топливом, имеются цистерны на 2—4 тыс. т дизельного топлива.
промысловое судно рыба
/>
а — плавучий рыбозавод, b- рефрижераторное судно, c — вспомогательное судно
Кроме названныхдобывающе-перерабатывающих судов в больших рыболовных флотах используются такжерефрижераторные и транспортные суда. Они доставляют улов в виде свежей рыбы илив состоянии предварительной консервации с промысловых флотов в разные порты длядальнейшей переработки.
Транспортные суда поформе корпуса, типу двигателя и расположению помещений соответствуют обычнымгрузовым или рефрижераторным судам. Если они одновременно используются какфлагманские суда рыболовного флота, их оснащают также большими цистернами длятоплива, кладовыми для провианта, сетей и их частей мастерскими и установкамидля производства льда (рис. b). Дополнительно суда могут быть оборудованыжилыми, общественными и санитарно-гигиеническими помещениями для сменных командпромысловых судов, а также помещениями для медицинского обслуживанияпромысловиков.
Большим рыболовным флотамв отдаленных районах лова придаются также обслуживающие суда (рис. c). Этомногоцелевые суда длиной примерно 60 м, оборудованные многочисленнымиустройствами и приспособлениями и обладающие хорошими мореходными качествами.Для ухода за больными из экипажей промысловых судов на них предусмотренылазареты и операционные, а для снабжения обслуживаемых судов — кладовые (дляпровианта, промыслового оборудования, запчастей), а также ремонтные мастерские.Кроме того, обслуживающие суда могут быть оборудованы биологическими иметеорологическими лабораториями для исследований и наблюдений. Эти суда похожина траулеры и оборудованы множеством промысловых приспособлений.
Для промысла китовприменяются китобойные базы и китобойные суда. Бой китов, практическипрекращенный в мировом масштабе с целью сохранения вида, производился главнымобразом в южных полярных морях. С китобойных судов (китобойцев) охотились наголубых и горбатых китов, финвалов и кашалотов. К одной китобойной базеприписывалось примерно 5—15 китобойных судов водоизмещением около 1 тыс. т сэнергетической установкой мощностью 1470— 2210 кВт, со скоростью 14— 17 уз,хорошей мореходностью и большой дальностью плавания (до 4 тыс. мор. миль).Характерными для китобойцев являются высоко поднятый нос, на котором стоитгарпунная пушка, и соединительный мостик, идущий от орудийной установки донадстройки. Убитый с китобойца (гарпунированный) кит накачивается воздухом ибуксируется к китобойной базе; иногда для этого используются китовые буксиры.
Китобойные базы имеютводоизмещение 20—45 тыс. т и экипаж 250—400 человек; их скорость 14—16 уз. Уболее старых судов в качестве двигателя использовались паровые поршневыемашины; суда, построенные в последнее время, оборудованы преимущественнодизелями. Вспомогательные и многочисленные обслуживающие механизмы размещены вкормовой части судна. Чтобы втащить тушу кита массой до 150 т на верхнююсплошную палубу (китовую палубу), в корме предусмотрен китовый слип сотверстием примерно 6X6 м, а на палубе — китовые лебедки с тяговым усилием до0,5 МН и несколько маленьких лебедок с тяговым усилием 0,10— 0,15 МН, которыеслужат также для снятия жирового слоя и для разделки китов. Для переработкиразделанных китов в китовый жир, китовую муку, замороженное мясо, мяснойэкстракт и консервы на борту имеется много перерабатывающих установок ивспомогательных машин, а также парогенераторы. Полученные продукты хранятся вбольших цистернах и грузовых или рефрижераторных трюмах.
/>
а — китобойная база, b — китобоец
Дрифтер — судно, ловящеерыбу дрифтерными сетями. Сеть закидывается с кормы и свободно плавает засудном. Судно имеет низкий надводный борт и снабжено аппаратурой для выбираниясети и обработки рыбы
Сейнер — промысловоесудно, занимающееся ловлей рыб кошельковым закидным неводом. Однопалубное суднос надстройкой на носу и пространством на корме для хранения и обработки рыбы. Ha корме также есть поворотная площадкадля управления неводом. Известен сейнер Дмитрия Весельчакова.
Промысловое оборудование
Оснащение промысловыхсудов орудиями лова и соответствующими устройствами зависит от типа судна иметода лова рыбы. В морском рыболовном промысле основными методами являются ловрыбы при помощи донного трала и дрифтерной сети. Наряду с этим определенныесорта рыбы ловят посредством ставной мелководной сети, крючковой снасти, насвет и с помощью электрического тока.
Донные тралы используютна рыболовных ботах, траулерах с бортовым и кормовым тралением, а также насудах для лова и переработки рыбы. Они служат для лова красного окуня, наваги,сельди и других сортов рыбы. Донные тралы, изготовляемые преимущественно изхимических волокон, имеют форму воронки. Эти тралы буксируют при помощи ваеровдлиной 200—2000 м (стальных проволочных тросов диаметром 11—28 мм). Различаютдонные и пелагические тралы, т. е. тралы, которые можно буксировать наопределенных глубинах.
/>
Лов при помощи донноготрала.
1 — куток; 2 — верхняяраспорная доска; 3 — распорная доска; 4 — ваеры.
Раскрытие выброшенных заборт тралов происходит во время буксировки. Если донный трал буксируетсясудном, то раскрытие происходит в горизонтальном направлении за счетприделанных к ваерам траловых досок, представляющих собой плоские деревянныедоски прямоугольной или овальной формы длиной 1 — 3 м и шириной 0,5—2 м в зависимости от размера сети. Эти траловые доски расположены под углом от 30до 40° относительно направления буксировки; под влиянием гидродинамических силони растягивают створки сети. Раскрытие в вертикальном направленииосуществляется с помощью кухтылей, размещенных в верхней подборе (верхняясторона устья сети), и соответствующих грузов, находящихся на нижней подборе(грунтроп). У донных тралов, буксируемых двумя судами, раскрытие происходит засчет тяги судов, кухтылей и грузов, расположенных соответственно в верхней инижней подборах сети.
/>
Лов дрифтерной сетью.
1 — буйки (кухтыли); 2 —верхняя подбора с поплавками; 3— нижняя подбора с грузиками.
Дрифтерные сетииспользуют главным образом на логгерах для ловли сельди, скумбрии и лосося. Ониизготовляются из хлопка или химического (полиамидного) волокна. Их длина можетбыть от 20 до 70 м, а высота от 5 до 15 м. Такие сети, связанные в количестве до 120 шт., образуют так называемый дрифтерный порядок, длина которого можетдостигать 3500 м. На верхней подборе (верхней кромке) сетей расположеныплавучести (пробки), а на нижней — грузы, если вожак находится в верхнемположении. При другом его расположении достаточно утяжеления только за счет вожака.Если косяки рыб встречают на своем пути такие вертикальные прямоугольныесетевые порядки, рыбы головами входят в ячейки сетей. Испытывая давление нагорло, рыбы расставляют жабры и при движении назад застревают в ячейках сети(пассивное рыболовство).
Ставные мелководные сетиприменяют преимущественно на сейнерах для лова пелагических косяков рыбы —сельди, сардины, анчоуса, тунца и макрели. Ставная мелководная сетьпредставляет собой сетевой порядок длиной 200—600 м и высотой 20—100 м. Сетиизготовляют из хлопка или полиамидных сетевых нитей. На верхкей кромке (верхнейподборе) сети расположены плавучести, а на нижней — грузы, а также поводцы спетлями-огонами для соединения сетей. На боковых подборах сетевого порядкатакже укреплены огоны для боковых поводцов. Обнаруженный косяк рыбы при помощисейнерной лодки или второго сейнера окружают кольцеобразно выложенным сетевымпорядком, который затем замыкается боковыми поводцами. Рыба оказывается всетевом мешке, который подтягивается к рыболовному судну. За счет широкойприемки сети на борт рыба, пойманная в заборной части ставной мелководной сети,подается на судно с помощью сачков или рыбонасосов.
Лов рыбы на свет. Электроловрыбы
/>
Лов рыбы на свет
1 — источник света;
2 — коническая сеть.
Электролов рыбы.
1 — электрод;
2 — рыбонасосы.
Лов на свет используетсядля сортов рыб, которых привлекает свет, таких как балтийская килька, ставридаи сайра. Конические сети диаметром 3—4 м и длиной около 4 м снабжаются подводной лампой мощностью 1000 Вт. Лов производится в темноте. Лампу включают на 1—2мин, чтобы привлечь рыбу, затем коническая сеть с относительно большой скоростьюподнимается. Вместо конических сетей применяют также рыбонасосы.
Электролов рыбы основан,с одной стороны, на том, что сильные импульсы тока убивают рыбу. Этот методраспространен в китобойном промысле и при лове больших рыб крючковой снастью. Сдругой стороны, рыба под воздействием полей постоянного тока при наступающемоглушении направляется от катода (отрицательного полюса) к аноду(положительному полюсу). Это явление используется на промысловых судах срыбонасосами. В качестве положительного полюса здесь служат всасывающееотверстие насосного трубопровода или расположенные позади стальные листы, а вкачестве отрицательного полюса — стальные листы, находящиеся спереди наопределенном расстоянии. Рыба, оглушенная электрическим током, плывет в сторонувсасывающего отверстия и откачивается насосом. Поля переменного тока врыболовстве не применяют, так как они отпугивают рыбу.
Крючковая снастьиспользуется для лова тунца, угря, семги, трески, скумбрии и палтуса. Различаютдва вида рыболовной снасти — общеизвестные «удочки», состоящие из удилища(прутка) и лески с одним или несколькими крючками, и донные крючковые снасти(ланглини). Последние представляют собой тонкую леску, на которой на расстоянииот 1 до 2 м закреплены короткие лески с рыболовными крючками. Длина лесоксоставляет от 1 до 2 м, длина ланглиней — 5000 м и более. На рыболовные крючки в качестве приманки насаживают мелкую рыбу, куски крупных рыб,блесну или рыбу из пластмассы. Ланглини выполняют как в виде донной крючковойснасти с грузилами и плавучестями для лова угря, так и в виде поверхностнойкрючковой снасти с плавучестями для лова лосося и тунца.
Тип и размерыпромыслового устройства траулеров зависят от метода лова, рыболовных снастей итипа судна. Кроме установок для переработки, консервирования и хранения уловарыболовные суда должны быть оснащены устройствами для вымета и приемки на бортсети. К ним относятся подъемные механизмы для вымета за борт и приемки на бортболее или менее наполненной сети, а также лебедки для стравливания иподтягивания к борту ваеров рыболовного трала, крыльев сети и кутка.
Лов рыбы при помощидонных тралов осуществляется с борта или с кормы судна. У траулеров бортовоготраления на главной палубе перед мостиком стоит траловая лебедка. От ееканатных барабанов ваеры проходят мимо люков рыбных трюмов к расположеннымоколо фок-мачты центральным роульсам (блокам с перпендикулярной осью вращения);при этом через направляющие роульсы ваер левого борта подводится к носовойтраловой дуге, а ваер правого борта — к кормовой. Оба ваера выводятся затем заборт через подвесные вращающиеся блоки траловых дуг. Носовая траловая дуганаходится в нос от фок-мачты на расстоянии около 2 м от нее; расстояние между обеими траловыми дугами составляет 25—30 м. Верхняя часть траловой дугирасположена на высоте 3 м от палубы. Закрепленные на палубе траловые дугидополнительно подкрепляются распорками из круглой стали, причем распоркипроходят от верхней части траловой дуги к мачте или к надстройке.
/>
На фок-мачте помещаютсялибо гинь-тали грузоподъемностью около 50 кН и носовая грузовая стрела (патент)грузоподъемностью от 10 до 20 кН, либо блок талей и стрела грузоподъемностью 30кН. Расположенная на палубной надстройке в районе кормовой траловой дугигрузовая стрела траулера имеет грузоподъемность 20—3.0 кН. Гинь-тали служат дляподъема на борт кутка с уловом, причем ходовой конец заводится на турачкутраловой лебедки. Как гинь-тали, так и другие подъемные механизмы служат дляработы с донным тралом и его частями.
/>
Промысловые устройства:
а — траулера бортовоготраления с донным тралом; b — траулера кормового траления с донным тралом; с —траулера кормового траления с качающейся дугой; d — траулера кормового траленияс траловой дугой; е — логгера с дрифтерной сетью; f — сейнера со ставноймелководной сетью.
1 — кормовая грузоваястрела; 2 — блоки на штаг-кариаке; 3 — гинь-тали; 4 — носовая грузовая стрела;5 — носовая тралевая дуга; 6 — кормовая траловая дуга; 7 — траловая лебедка; 8— центральный роульс; 9 — коренной ролик траловой дуги; 10 — бортовой роульс;11 — ваеры; 12 — кормовой бортовой ваерный ролик; 13 — подвесной блок; 14 —оттяжка; 15 — куток; 16 — барабан для вытяжного троса; 17 — вытяжной трос; 18 —распорная (траловая) доска; 19 — качающаяся траловая дуга; 20 — подвесной блоктраловой дуги; 21 — гидравлический цилиндр— 22 — траловая дуга донного трала;23 — подвесной направляющий ролик; 24 — шпиль дрифтерной сети; 25 — бортовойрог дрифтерной сети; 26 — сетевыборочная машина; 27 — дрифтерная сеть; 28 —сететрясная машина; 29 — рол; 30 — мелководная ставная сеть.
Над люками рыбных трюмовна штаг-карнаке расположены грузовые блоки грузоподъемностью до 5 кН. Прииспользовании других способов работы с тралами эти грузовые блоки не нужны.Штаг-карнак помещается между фок-мачтой и бизань-мачтой. При отсутствиибизань-мачты штаг-карнак, служащий также для сушки сети, крепится к дымовойтрубе.
У траулеров кормовоготраления донный трал выметывается, буксируется и принимается на судно черезкормовой слип. Поэтому траловая лебедка находится либо позади мостика, которыйтянется обычно от одного борта до другого, либо на самом мостике. Часто вместобольшой лебедки с двумя канатными барабанами и двумя турачками устанавливаютдве раздельные однобарабанные траловые лебедки и шпили или вспомогательныелебедки. Управление этими лебедками и шпилями осуществляется с центральногопоста управления, расположенного на кормовой палубной надстройке. Если судно необорудовано траловой дугой для донного трала или качающейся траловой дугой, тоблоки траловой дуги для ваеров устанавливают на опоре, находящейся над слипом,или на мостике над слипом. При помощи шпилей или турачек траловой лебедки ивытяжных концов (стальных тросов с крючками) донный трал поэтапно через слипвтаскивается на рабочую палубу, длина которой меньше длины самой сети. Длявыполнения опасных и тяжелых работ на турачках часто предусматриваются двевспомогательные лебедки для вытяжных концов. В качестве подъемных механизмовпри работе с сетью перед порталом устанавливают колонны с гинями или двуногиемачты со стрелами грузоподъемностью 30—60 кН. При наличии качающейся траловойдуги с гидравлическим приводом колонны с гинями или двуногие мачты нетребуются. При выметывании сети качающаяся траловая дуга поворачивается назад,и сетевой куток стравливается через подвесной ваерный блок траловой дуги так,чтобы остаток сети и ее части скользили по кормовому слипу. Выборка куткаосуществляется посредством качающейся траловой дуги, повернутой в корму; затемтраловая дуга с помощью подвешенного кутка поворачивается вперед.
Промысловое устройствосудов бортового траления похоже на устройство траулеров бортового траления, апромысловое устройство судов кормового траления почти аналогично промысловомуустройству траулеров кормового траления. Если судно для лова и переработки рыбыимеет оборудование, позволяющее использовать различные методы лова, топромысловое устройство такого судна будет большим, сложным и более тяжелым,соответствующим большим сетям.
Дрифтерную сеть применяютна логгерах для лова сельди. Промысловое устройство логгера, оборудованноготолько дрифтерной сетью, находится на палубе в носовой части судна и состоит восновном из тралового шпиля, направляющих ролов и сетеподъемного механизма, атакже магазина для буев. Вожак обычно проходит от тралового шпиля через носовойклюз. Постановка дрифтерной сети происходит через направляющий рол. Выборкавожака идет от клюза через ролик киповой планки траловым шпилем, а сетьподтягивается сетеподъемным механизмом через направляющие ролы. В процессеподтягивания рыба вытряхивается из сети. Так как обычные логгеры можноиспользовать только в сезон, то для увеличения рентабельности их часто оснащаюткак дрифтерной сетью, так и донным тралом. Дополнительное оборудование для ловарыбы при помощи донного трала похоже на оснащение траулера бортового траления.
Ставную мелководную сетьприменяют на сейнерах, работающих попарно или с моторной сейнерной лодкой.Промысловое устройство сейнеров находится в кормовой части судна. Характернымичастями устройства являются вращающаяся площадка или решетка для сети, а такжемачта-однодревка позади надстройки для выборки сети при помощи грузовых талей ишпиля.
Крючковая рыболовнаяснасть используется на судах типа яхт длиной от 20 до 50 м, например на судах для лова тунца в Тихом океане. Лов Происходит с кормы или кормовых платформ.Суда для лова рыбы донной крючковой снастью оснащаются одной траловой лебедкойили одним траловым шпилем. Сила тяги составляет 0,3—0,5 кН, скорость выборки —0,5—0,7 м/с. Суда для лова рыбы крючковой снастью могут дополнительно иметьрыболовные сети.