Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра “Автомобильный транспорт”
Курсовой проект
на тему: Система управления ТО-1
Выполнил:
Группа:
Проверил:
Челябинск
2008
Аннотация
Курсовой проект “Системауправления ТО-1”. − Челябинск: ЮУрГУ, 2008 г − 60 стр., Библиография – 6 наименования
В данной курсовой работепоэтапно спроектирована система управления ТО-1. Основываясь на имеющейся опытдругих программ была создана абсолютно новая система, в которой устраненынедостатки, добавлены процессы и спроектирован план внедрения системы. Представленнаясистема направлена на улучшения качества обслуживания, технологичности,уменьшением времени обслуживания и простоя автомобилей, это все отражено в этойработе.
Содержание
Введение
1. Обоснование актуальности темыкурсового проекта
2. Построение дерева целейпроектируемой системы управления
3. Проектирование показателейдостижения цели
4. Принципиальная схема системыуправления
5. Распределение функций, прав иответственности в системе управления процессом ТО−1
6. Технология системы управленияпроцессом ТО−1
7. Подсистема информационногообеспечения
8. План внедрения системы управленияпроцессом ТО−1
Литература
Введение
В настоящее времяавтомобильный парк страны пополняется автотранспортными средствами новойконструкции, совершенствуется структура подвижного состава, увеличиваетсячисленность дизельного парка, растет число транспортных средств большойгрузоподъемности и пассажировместимости. Темпы роста объемов перевозок ичисленность подвижного состава растут и нуждаются в увеличении численностипредприятий автотехобслуживания. Это вызывает необходимость исследования путиускорения научно-технического прогресса в отрасли, определить рациональные формыи направления развития производственно-технической базы. В условияхинтенсификации и ресурсных ограничений решение это актуально и своевременно.
Современный этап развитияавтомобильного транспорта характеризует существенное усиление интенсификациипроизводства на базе ускорения научно-технического прогресса, совершенствованияформ общественной организации, эффективное использование действующегопроизводственного потенциала.
Так как на российскихдорогах могут ездить безопасные и технически исправные автомобили, если каждыйавтомобиль будет своевременно проходить техническое обслуживание ТО−1.Для этого создают специальные пункты, в которых имеется всё необходимоеоборудование для проверки. Проверка осуществляется на основаниигосударственного стандарта ГОСТ Р 51709-2001, в котором указаны требованиябезопасности к техническому состоянию и методы проверки.
Из-за повышающегосяколичества автотранспортных средств загруженность пунктов техническогообслуживания стала велика, поэтому необходимо принимать меры. Либо увеличиватьчисло пунктов, либо увеличивать пропускную способность этих пунктов, с помощьюсовершенствования программы технического обслуживания ТО−1, улучшая еетехнологичность, качественность, респектабельность.
Курсовая работа, способствуетприобретению знаний и навыков в выполнении технологического проектированияпрограммы по техническому обслуживанию, составление целей и задач, пути ихдостижения, проектирование этапов, процессов и пути их правильного внедрения,чтобы был эффект на лицо, иначе вся проделанная работа не больше, чем пустаятрата времени.
1. Актуальность темы курсового проекта
Чтобы обеспечить работоспособностьавтомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодическиподдерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий,которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы:воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узловавтомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации;воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособностиагрегатов, механизмов и узлов автомобиля комплекс мероприятий первой группысоставляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер,а второй — систему восстановления (ремонта).
Одной из важнейших задачв области эксплуатации автомобильного парка является дальнейшеесовершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонтаавтомобилей с целью повышения их работоспособности и вместе с тем снижениезатрат на эксплуатацию [1, стр. 15]. Актуальность указанной задачиподтверждается и тем, что на техническое обслуживание автомобиля затрачиваетсяво много раз больше труда и средств, чем на его производство.
ТО – это комплексопераций или операция по поддержанию работоспособности или исправностиавтомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении илитранспортировании [1, стр. 17]. ТО является профилактическим мероприятием ипроводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периодыэксплуатации автомобиля.
При ТО – 1обеспечивается:
– надлежащий внешний вид,чистота картеров, корпусов;
– БДД;
– защита окружающей среды= экологическая безопасность автомобиля;
– топливнаяэкономичность, ресурс шин;
– безотказность работы автомобиляна линии.
Сущностные направления ТО– 1:
– уменьшениеинтенсивности изнашивания;
– предупреждение отказови неисправностей, выявление их с целью своевременного устранения.
Это профилактическоемероприятие, проводимое принудительно в плановом порядке (процесс эксплуатацииизделия – управляемый), как правило – без разборки и снятия с автомобиляагрегатов, узлов, деталей. Со снятием – если определить техническое состояниеузла можно только в цехе (ТНВД, стартер, генератор, ...).
Типичные работы ТО – 1:
–контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочно-заправочные;
– шинные,электротехнические, по системе питания (выделяются особо);
– очистные, моечные,уборочные (не только для красоты, но и для обеспечения нормального тепловогорежима, предупреждения замыканий, заеданий, коррозии).
Многие считают, что еслинет замен деталей, то это – ТО, а если есть, то – ремонт. Разделятьтехнические воздействия на «чистое ТО» и «чистый ремонт» по признаку «наличиезамен деталей» нецелесообразно. При организации ТО и ремонта это может бытьдаже вредно: лучше заранее предполагать, что при заезде автомобиля на ТО(ТО – 1, ТО – 2, ...) потребуется выполнить какой-то ремонт (вчастности – сопутствующий ТР), а при заезде на ТР – какие-то операцииТО (устранить отказ в системе и попутно всю её обслужить).
Задачей ТО-1 являетсяснижение интенсивности параметров технического состояния механизмов и агрегатовавтомобиля, выявление и предупреждение неисправностей, обеспечениеэкономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путёмсвоевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных идругих работ. ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов исистем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям,которые включены в перечень операций [2, стр. 47].
Диагностические работы(процесс диагностирования) являются технологическим элементом ТО и ремонтаавтомобиля они дают информацию о его техническом состоянии при выполнениисоответствующих работ.
Своевременное проведение ТОподвижного состава позволяет содержать автомобили в технически исправномсостоянии.
Несвоевременноетехническое обслуживание создает благоприятные условия для дорожно-транспортныхпроисшествий и предельных износов и поломок узлов и деталей автомобилей.
По результатам многочисленныхисследований годовая производительность автомобилей к концу срока их службыснижается в 1,5 — 2 раза по сравнению с первоначальной [2, стр. 61], снижаетсятакже безопасность их конструкции. За срок службы автомобиля расходы на еготехническое обслуживание и ремонт превосходят первоначальную стоимость в 5 — 7раз [2, стр. 62]. Поэтому важным направлением, как при проектировании, так ипри эксплуатации автомобилей является точная и достоверная прогнозная оценкаосновных показателей надежности их деталей.
Курсовой проект потехническому обслуживанию ставит своей целью:
l закрепление и расширениетеоретических и практических знаний по проектировании и организации процесса ТО−1;
l развитие у навыков самостоятельнойработы со специальной нормативной и научно-технической литературой припроектировании технологического процесса ТО−1;
Каждый десятый работник встране – на автотранспорте, в автосервисе. ТЭА вместе с автомобильнойпромышленностью находится в самом начале транспортного конвейера, обеспечиваяего ПС нужных эксплуатационных свойств.
В затратах на перевозки:11…13% – затраты на ТО и ТР, 35…45% – затраты, зависящие от качества ТО и ТР(на топливо, шины, штрафы, буксировки…) [3, стр. 10].
Структура трудовых затратза весь срок службы автомобиля: ТО-1 – 91%, КР – 7%, изготовление – 2% [3, стр.10]
Технически неисправныеавтомобили → увеличенное в 2…7 раз содержание вредных компонентов в ОГ,повышенный на 15…20% уровень шума, 4…8% ДТП, перерасход топлива, повышенныезатраты на шины, снижение мощности двигателя → снижение среднетехническойскорости → меньше производительность автомобиля [3, стр. 11].
Внутрисменные потерирабочего времени ремонтников (примерно 40%) и непроизводительные затратывремени (примерно 15%).
Имеющееся технологическоеоборудование загружено на 5…15%.
Из-за некачественного ТО−1– 35% объемов ТО и Р [3, стр. 11].
Изложенноесвидетельствует об актуальности проблемы организации процесса ТО−1.
Нормы, нормативыиспользуются: для расчета числа исполнителей, числа рабочих постов; длярационализации процессов ТО-1, на поточной линии; при оперативном управлениипроизводством, при формировании нормированных заданий; при анализеэффективности ТЭА.
Нормирование →обеспечиваются высокопроизводительная работа с нормальной интенсивностью безстойкого переутомления и равная напряженность труда для всех → улучшениеморально-психологического климата в коллективе, лучше дисциплина.
Нормы бывают:
1) дифференцированные(пооперационные);
2) укрупненные – длягрупп работ, операций (ТО-1);
3) удельные (чел.-ч/1000км).
Нормы 2) и 3)корректируют в зависимости от конкретных условий эксплуатации (см. «Положение оТО и Р») [4] .
Организация ТО-1:
Требования:
1) />,
где L1 –периодичность ТО-1;
2) 100%-е выполнениенормативного перечня операций (на практике – примерно 50%);
3) качественноевыполнение каждой операции.
Планирование постановкиавтомобиля на ТО-1:
1) По пробегу –отслеживается цепочка пробегов в лицевых карточках автомобилей. С учетом и безучета пробегов в различных категориях условий эксплуатации.
2) Календарноепланирование при постоянстве суточных пробегов автомобиля (пример – маршрутныеавтобусы):
− с учетомцелодневных простоев автомобилей (ЦП);
− без учета ЦП.
Из «Положения о ТО и ТР»[4]: «При качественном выполнении ТО-1 должна обеспечиваться безотказная работаавтомобиля до следующего ТО-1». Однако возможно ли это: ведь для узлов,отвечающих за безопасность, периодичность ТО выбирается из условия Rд =0,9…0,98, для остальных узлов допустимый уровень безотказности Rд еще больше –0,8 [4].
Порядок выполнения Д-1(варианты)
Перед ТО-1: уменьшаетсяпропускная способность участка Д-1 из-за необходимости выполнения на нембольшого числа преддиагностических операций; крупные неисправностиобнаруживаются редко (периодичность контроля мала).
В процессе ТО-1 –невозможно использовать конвейер на линии; оборудование Д-1 используетсянеэффективно (только для ТО-1).
После ТО-1: пропускнаяспособность увеличивается на 30-40% (не нужно выполнять преддиагностическиеоперации), можно использовать для автомобилей после ТО-2 и ТР [3, стр. 78].
Сопутствующий ТР при ТО-1(СТР)
Из «Положения о ТО и ТР»[4]: «Допускаются работы ТР трудоемкостью 5…7 чел -мин каждая, но суммарнаятрудоемкость СТР должна быть не больше 20% нормативной трудоемкости ТО-1».Иначе ТО превращается в ТР, ухудшается качество ТО.
«Скользящий» слесарь –это обычно бригадир, помогающий отдельным исполнителям на поточной линии, еслиони не укладываются в такт поста.
МАДИ рекомендуетпредварительно сортировать автомобили по трудоемкости (для этогодиагностировать перед ТО-1). Это нереально.
/>Потери из-заасинхронности работы постов поточной линии (по результатам статистическогомоделирования/ Киев, КАДИ, М.Н. Бедняк)
Типовые поточные линииТО-1 (разработаны НИИАТ) показаны в табл. 1, где Nс1 – суточная программа по ТО-1 [6].
Таблица 1 − Типовыепоточные линии ТО-1Тип линии Число линий Число постов на линии
Nс1 за смену Общее число рабочих Число автомобилей в АТП
I1 1 2 11-16 5-9 180-220
II1 1 3 15-24 7-14 240-350
I2 2 2
II2 2 3
Главными недостатками в организации работ по ТО и ремонтуавтомобилей являются:
— Нехватка запасных частей и ремонтных материалов для проведенияТО и ремонта;
— не эффективное использование рабочего времени;
— потери времени при простое;
— не качественное, не полное проведение ТО, не в полном объеме;
— не своевременность проведения ТО;
— плохая организация;
— низкая квалификация ремонтных рабочих;
— отсутствие технологических карт на проведение техобслуживания.
Для высокопроизводительного использования и техобслуживаниятехники, а вследствие этого повышения производительности труда предлагаю ввестиследующие мероприятия по устранению недостатков при ТО и ремонте
— в полном объеме снабжать предприятия по ТО и ремонту автомобилейновыми деталями и агрегатами, запасными частями и ремонтными материалами;
— проводить курсы по подготовке специалистов, обучению и консультациямрабочих кадров;
— своевременно полно и качественно проводить ТО;
— каждый рабочий занимался своим делом;
— приобрести новое технологически необходимое оборудование дляповышения качества и производительности ремонтных работ.
ТО−1 является частьютехнологического процесса и обеспечивает получение исходной информации отехническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуетсяназначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания.
Важнейшей задачей в любомхозяйстве является правильная, качественная организация техническогообслуживания автомобилей. Этой актуальной теме и посвящается курсовой проект.
2 Построение дерева целей проектируемойсистемы управления
/>
Рисунок 2 − Деревоцелей
Первый уровень:
1- минимальное время простоев а/м наТО-1;
2- номенклатура проводимых операций;
3- качественное выполнение каждойоперации ТО-1;
Второй уровень:
1.1- уменьшение времени приемки и выдачиа/м;
1.2- уменьшение времени диагностическогоконтроля технического состояния а/м;
1.3- улучшение и оптимизация условийтруда;
1.4- Санитарно-гигиенические;
1.5- Объем ТР ограничен;
1.6- эффективное использование временирабочего
3.1- квалифицированныйперсонал;
3.2- ответственностьконтролеров за качественное проведение ТО-1;
3.3- применениесовременного качественного оборудования для проведения ТО-1;
3.4- информативностьпроцесса ТО-1.
Третий уровень:
1.1.1- наличие готовых бланков для заполнения комплектности,целостности а/м;
1.1.2- наличие квалифицированного персонала;
1.1.3- механизировать подачу а/м на пост проведения ТО-1.
1.2.1- применениеспециализированного оборудования;
1.2.2- механизированное ибеспрепятственное передвижение а/м на всем ТО-1;
1.2.3- контроль части а/мнепосредственно на стоянке;
1.2.4- созданиенескольких постов КТП.
1.3.1- наличиенеобходимого оборудования и инструмента для работы;
1.3.2- правильное(удобное) расположение оборудование и инструмента;
1.3.3- чистота и порядокна рабочем месте.
1.4.1- нормальноеатмосферное давление;
1.4.2- нормальнаяотносительная влажность;
1.4.3- нормальнаясреднесуточная температура;
1.4.4- нормальнаягеомагнитная обстановка.
1.6.1- каждый рабочийдолжен заниматься своим делом, своей работой.
3.1.1- наличие документаоб образовании;
3.1.2- опыт работы;
3.1.3- наличие отзыва,характеристики.
3.3.1- сертификацияоборудования;
3.3.2- содержаниеоборудования в технически исправном состоянии;
3.3.3- приобретениенового, совершенного оборудования.
3.4.1- своевременноесообщение заказчику перечня выполняемых работ;
3.4.2- составление актавыполняемых работ.
3 Проектированиепоказателей достижения целей
Одной из важнейших задачпроектирования является выбор показателей достижения целей, с помощью которыхможно оценить степень достижения цели.
В нашем случаепоказателем достижения цели примем “минимальное время простоя а/м на ТО-1”. Это отношение:
/>,
где />− фактическое времяобслуживание одного автомобиля на посту ТО-1, ч;
/>− нормативное времяобслуживания одного автомобиля на посту ТО-1, ч [4] .
Таким образом, показательП1 показывает процент автомобилей обслуженных в срок, т.е. процентсоответствующий нормативному значению времени обслуживания одного автомобиля.Данный показатель должен быть как можно более высоким, тогда мы сможем достичьпоставленную нами цель — это приведет к снижению времени простоя автомобиля напосту ТО-1. Показатель 100% показывает что ТО-1 выполнено в срок. Данные длярасчета показателя П1 можно собрать быстро и недорого, на примереобслуживания одного автомобиля и сравнения его с нормативным значением.
Следующим показателемстепени достижения цели я принял “уменьшение времени диагностического контролятехнического состояния автомобиля”:
/>,
где /> − фактическаятрудоемкость диагностических операций, чел∙ч;
/> − нормативная трудоемкостьдиагностических операций по ОНТП-01-91, чел∙ч [5].
Данный показатель П2показывает степень уменьшения трудоемкости, а следовательно и временидиагностических работ, при одинаковом количестве исполнителей. Чем вышепоказатель, тем большая экономия времени на проведения диагностическихопераций, а следовательно и снижается время простоя а/м на ТО-1.
Следующим показателемдостижения цели, я принял “применение специализированного оборудования”:
/>,
где /> − количество работвыполненных при помощи специализированного оборудования, шт;
/> − общее количество работвыполняемых при ТО-1, шт.
Выбирая технологическоеоборудование, следует отдавать предпочтение высокопроизводительному,качественному, специализированному оборудованию, включая, где это возможно,средства автоматизации отдельных операций и процессов, например диагностики.
Показатель П3показывает степень использования оборудования, в свою очередь автоматизациюпроцесса, на всем протяжении ТО-1. Чем выше показатель П3, тем болееэффективней и быстрей протекает процесс ТО-1, а следовательно экономиться времязатрачиваемое на обслуживание, уменьшается время простоя, повышается качествообслуживание, уменьшается вероятность последствий отказов.
4 Принципиальная схемасистемы управления процессом ТО-1
Разработаннаявнутрипроизводственная система управления процессом ТО-1, ориентирована надостижение следующих целей:
• определениепрограммы работ, т.е. числа автомобилей, планируемых к постановке надиагностирование и ТО, номенклатуры и объемов работ;
• распределениеавтомобилей по специализированным постам, оснащенных современным оборудованием,запасными частями и материалами, инструментом и налажена регулярная поставканедостающих элементов;
• распределениезаданий между ремонтными рабочими, исполнителями и контролерами ОТК, проведениекачественного технического контроля состояния ТС;
• Минимизациявремени простоя ТС на прохождении ТО-1, уменьшение потерь времени.
Чтобы вполном объеме выполнить ТО-1, необходимо время, которого было бы достаточно длятого чтобы выполнить Д-1 и затем подготовить производство. Поэтому Д-1 проводятпримерно за 1-2 дня до предполагаемой даты постановки автомобиля на ТО-1.
Уводителя, если это возможно, узнается какие неисправности присутствуют наавтомобиле, что?, и где? надо подрегулировать, заменить, починить.
Далееследует технологическая подготовка производства. Ею занимается отдел главного механикаАТП. На этом этапе происходит подготовка оборудования, оснастки и всейпроизводственной базы к тому, чтобы не было никаких помех для проведения ТО-1автомобилей. Для того чтобы знать какое оборудование, инструменты и т.д. нужныдля проведения ТО-1 нужно получить информацию о потребности. Перед тем, чтобыполучить информацию о потребности нужно установить номенклатуру используемогоинструмента. Номенклатуру потребляемого инструмента и оборудования выявляют наосновании карт технологических процессов при выполнении ТО-1.
Основным резервомснижения затрат труда и средств на ТО-1 автомобилей является совершенствованиеорганизации диагностических работ и механизации процесса. Так как онисоставляют основную трудоемкость операций ТО. В соответствии с действующиминормативами диагностические работы выполняются в полном объеме. Необходимостьих выполнения зависит от безопасности дорожного движения, безотказной работы ТСи т.д.
Передтем чтобы подать а/м на пост обслуживания, необходимо его очистить от внешнейгрязи, т.е. произвести уборочно-моечные работы. Потом только подавать наспециализированный пост обслуживания, который уже оснащен инструментом иперечнем работ, необходимым для качественного проведения ТО. При помощисовременного оборудования, без лишних затрат времени и труда, а главноекачество и точность, исполнители на посту проводят операции по регулировки,устранения неисправностей, проверки технического рабочего состояния автомобиля,доводят до уровня всех не хватающих компонентов, обеспечивающихработоспособность и безопасность автомобиля на дороге.
Припроведении ТО-1, могут обнаруживаться как мелкие, так и серьезныенеисправности, которые могут плавно процесс прохождения ТО перевести в процессТР. Именно для этого, пред началом обслуживания проводят диагностику автомобиляна предмет наличия неисправностей, чтобы в процессе проведения ТО быть готовымк неожиданностям и подготовить те запасные части которые нуждаются в замене,регулировки. То есть на специализированном посту в свою очередь имеетсянебольшой запас материалов необходимых для успешного проведения ТО. Но для тогочтобы предвидеть случайные ситуации которые могут проявиться при разборкекакого либо узла или агрегата, не выявленных при диагностики, то необходимоналадка поставки тех недостающих элементов, нуждающихся в замене. Это можноосуществлять при помощи средств связи. Исполнитель сообщает мастеру, а тот всвою очередь идет на склад и получает ту или иную запчасть.
Напосту, каждый ремонтный рабочий или исполнитель должен заниматься своим делом,дабы снизить потери времени на обслуживании. Каждый рабочий на посту занимаетсятой деятельностью, которая ему присвоена главным механиком. Свою работу ондолжен выполнять правильно и качественно, без излишних потерь времени. Каждыйрабочий должен знать что качество обслуживания стоит на первом месте. При такомразборе задний на выполнение работы предвещает хороший результат поведение ТО −быстро, качественно, ведь каждый рабочий занимаясь свои родом деятельности:во-первых по своему отработанному надежному методу выполняет эту работу;во-вторых уже имеется навык этой работы; в третьих знает некоторые особенностивыполнения этой работы, которые на первый взгляд неочевидны и незаметны. А этовсе вместе влияет на продолжительность и качество выполняемой работы.
Рабочиеконечно постоянно должны повышать уровень своей квалификации, постоянноучиться, так как прогресс развития автомобилестроения не стоит на месте, апостоянно совершенствуется и с ним должны совершенствоваться и знанияработников − не отставать, а даже быть немного впереди.
Конечнозатраты на обучения специалистов колоссальные и требуютзначительныхусилий по обучению. И если этот бывший работник и ушел раньше на другоепредприятие по каким- либо причинам, то он все равно может иметь сохранившеесяжелание работать на данном предприятии.
Нужнопроводить перевод работников по должностям или рабочим местам с целью подборанаиболее подходящей деятельности.
Затемпланово-экономический отдел занимается социально-экономическими мероприятиями.Совершенствуют материальное стимулирование работников за конечные результатытруда. В этом отделе присутствует «корреспондент предприятия», который создаетстен, газету, на которую вывешиваются портреты лучших людей предприятия, чтоподнимает их в глазах товарищей, да и свою собственную самооценку.
Контрольза выполнением ТО-1 ведется мастером зоны. В зоне ТО-1 установлены переговорныеустройства с 2-х сторонней связью, для того чтобы при выявлении отклонений отпроцесса проведения ТО-1 мастер мог своевременно сообщить диспетчеру ОУП обэтом. В свою очередь диспетчер сможет заблаговременно скоординировать действияработников и тем самым опять направить процесс в нужное русло. Контролемкачества занимается ОТК.
В этомотделе выявляют отклонения от требований НТД, а также выявляют причины этихотклонений. После проведения ТО-1, проводят диагностику обслуживаемыхэлементов. Определяют величину диагностируемого параметра и сравнивают ее сэталонной (в нормативно-технической документации). Если получается большаяразница в значениях, то автомобиль направляется на доработку.
ОТК необходимооборудовать набором приборов и инструмента: приборами для проверкитехнического состояния рулевого управления, прибором для проверки установкифар, десселерометром, нагрузочной вилкой, шинным манометром, стетоскопом,денсиметром, компрессометром, линейкой для проверки схождения колес, не менеечем двумя комплектами слесарного инструмента. Также целесообразно иметь наконтрольном пункте набор мелких деталей и, кроме механика, квалифицированногослесаря, который совместно с водителями устраняет мелкие неисправностиавтомобилей. Это позволяет снизить число автомобилей, поступающих в зону ТР,разгрузить зону и повысить ответственность водителей за техническое состояниеавтомобилей на линии.
Время на осмотравтомобиля, оформление документации и передачу информации в производство крайнеограничено. Поэтому необходимо на ОТК устанавливать автоматически действующиедиагностические устройства на линиях экспресс-диагностики для быстрой оценкитехнического состояния автомобилей и передачи необходимой информации осостоянии парка в производство и в отдел эксплуатации АТП.
ОТК необходимооборудовать техническими средствами для автоматической передачи информации отехническом состоянии автомобилей в ЦУП. Для этого все неисправности и видыавтомобилей кодируются, что позволяет исполнителю ОТК набирать соответствующийкод и передавать необходимую информацию с помощью компьютера в ЦУП, гдекомпьютером расшифровывается код неисправности и печатается на принтересодержание заявки в листок учета.
Для наглядности учета ипередачи необходимой информации о состоянии подвижного состава на ОТКнеобходимо устанавливать компьютеры. После приемки автомобиля исполнитель ОТКзаносит в компьютер информацию о том, нуждается ли автомобиль в ТО-1, ТР, илиавтомобиль исправен.
Компьютер также находитсяу диспетчера ЦУПа. Оба компьютера связаны единой сетью и работают синхронно,что обеспечивает оперативную передачу информации и позволяет в любое времявидеть состояние парка и потребность в обслуживании и ремонте автомобилей.
От качества контролятехнического состояния подвижного состава после прохождении ТО своевременноевыявление и устранение неисправностей автомобилей − очень важный фактор.Поэтому работа ОТК организуется так, чтобы все автомобили были осмотренысвоевременно и качественно.
Если автомобиль припостановке на ТО-1 был признан исправным, то мастер должен отвечать засвоевременный выход его на линию без ремонта.
В отделеуправления производством есть люди, которые занимаются ремонтом и регулировкойоборудования, участвующего в ТО-1. Они проводят наладку, регулировку, калибровкуоборудования, а также тарировку нового оборудования. Потому что если этим будетзаниматься работник с низкой квалификацией, то ничего хорошего из этого невыйдет, в таком случае будет возникать риск недостоверностиинформации о состоянии диагностируемого параметра.
Для улучшения работыпостов ТО-1 и увеличения пропускной способности ОТК необходимо увеличиватьчисло постов, размещать их в закрытых помещениях с механизированными илиавтоматизированными воротами, выделять на постах дополнительных механиков напериод пиковых нагрузок, но четко разграничивают перечень работ между ними.Посты необходимо оборудовать осмотровыми канавами с лифтовыми площадками,зеркалами для осмотра кузова автомобиля и т.д., а также оснащатьбыстродействующим диагностическим оборудованием (экспресс-диагностика) контролясистем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения и безотказность работыАТС. Для оформления и передачи учетной документации в помощь мастеру необходимовыделять оператора, определять фактическое количество выпускаемых ивозвращающихся автомобилей по часам суток и в соответствии с полученнымиданными устанавливать режим работы рабочих на посту.
Результаты работы по обеспечению высокого качества исвоевременной проведения ТО-1 автомобилей регулярно доводятся до сведениятрудового коллектива на общих собраниях, конференциях.
Необходимо внедрение совмещенной диагностики, т.е. диагностированиепараметра сразу же после проведения на него воздействия.
5 Распределениефункций, прав и ответственности
Разработанная системауправления процессом ТО-1 имеет линейно-функциональную структуру, т.к. зона ТОподчиняется главному инженеру и оперативно – ЦУП.
Ответственный за работу всей системы — главныйинженер АТП. Ему подчиняются начальник комплекса технического обслуживания идиагностики, начальник ЦУП, начальник ПТО, начальник отделаматериально-технического снабжения, главный механик и начальник ОТК.
Центр управления производством состоит, какправило, из двух подразделений: отдела (группы) оперативного управления (ООУ) иотдела обработки и анализа информации (ООАИ).
Оперативноеруководство всеми работами по ТО-1 осуществляется отделом оперативногоуправления (ООУ) ЦУП.
I. Мастер ОТК:
1. Функции:
1.1. Обеспечиваетконтроль исправного технического состояния подвижного состава, после проведенияТО-1.
1.2. Выявляет причинынеисправностей, вызывавших простой автомобилей, и принимает меры к ихустранению.
1.3. Проводит наблюденияв типичный период эксплуатации подвижного состава за необходимостьюпроведения ТО, рассчитывает среднее в день число автомобилей по группам иопределить путем проведения непосредственных хронометрических наблюденийфактическую среднюю трудоемкость одного обслуживания в каждой группе.
1.4. Определяет, какиеработы по автомобилю необходимо выполнять.
2. Права.
2.1. Знакомиться спроектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
2.2. Вносить нарассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы.
2.3. В пределах своейкомпетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных впроцессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
2.4. Запрашивать личноили по поручению своего непосредственного руководителя от руководителейподразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимыедля выполнения своих должностных обязанностей.
2.5. Привлекатьспециалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач,возложенных на него с разрешения руководства предприятия.
2.6. Требовать от руководствапредприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей иправ.
3. Ответственность.
1. За ненадлежащееисполнение или неисполнение своих должностных обязанностей в пределах,определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения,совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательствомРоссийской Федерации.
3. За причинениематериального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым игражданским законодательством Российской Федерации.
IIМастер поста ТО:
1. Функции:
1.1. Осуществляетруководство возглавляемым им производственным участком.
1.2. Обеспечиваетпроизводство работ в установленные сроки, высокого качества, определеннойноменклатуры.
1.3. Добивается повышенияпроизводительности труда, коэффициента сменности работы оборудования,рационального расходования сырья, материалов, энергии, снижения трудоемкостиработ на основе полной загрузки оборудования и использования его техническихвозможностей.
1.4. Своевременноподготавливает производство работ на участке, обеспечивает расстановку рабочих.
1.5. Контролируетсоблюдение технологических процессов, оперативно выявляет и устраняет причиныих нарушения.
1.6. Участвует вразработке новых и совершенствовании действующих технологических процессов ирежимов производства, а также производственных графиков.
1.7. Проверяет качествовыполняемых работ.
1.8. Осуществляетмероприятия по повышению качества работ.
1.9. Принимает участие вприемке законченных работ по реконструкции участка, ремонту технологическогооборудования, механизации и автоматизации производственных процессов и ручныхработ.
1.10. Организуетвнедрение передовых методов и приемов труда, аттестации и рационализациирабочих мест и совмещения профессий.
1.11. Обеспечиваетвыполнение рабочими норм выработки, правильное использование производственныхплощадей, оборудования, оргтехоснащения (оснастки и инструмента), равномерную(ритмичную) работу участка.
1.12. Осуществляетформирование бригад (количественный, профессиональный и квалификационныйсостав).
1.13. Устанавливает исвоевременно доводит производственные задания бригаде и отдельным рабочим всоответствии с утвержденными планами и графиками производства, плановыепоказатели по использованию оборудования, сырья, материалов, инструмента,энергии, фонда заработной платы.
1.14. Содействуетразвитию совмещения профессий, расширению зон обслуживания и применению другихпрогрессивных форм организации труда.
1.15. Анализируетрезультаты производственной деятельности.
1.16. Обеспечиваетправильность и своевременность оформления первичных документов по учетурабочего времени, выработки, заработной платы, простоев.
1.17. Содействуетраспространению передового опыта, починов, развитию творческих инициатив,внедрению рационализаторских предложений и изобретений.
1.18. Проводитмероприятия по изучению правил охраны труда, техники безопасности ипроизводственной санитарии, технической эксплуатации оборудования иинструмента, а также контроль за их соблюдением.
2. Права.
2.1. Знакомиться спроектами решений руководства организации, касающихся работы участка.
2.2. Вносить нарассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельностиучастка.
2.3. Осуществляетвзаимодействие с сотрудниками организации.
2.4. Подписывать ивизировать документы в пределах своей компетенции.
2.5. Требовать отруководства организации содействия в исполнении своих должностных обязанностейи прав.
3. Ответственность.
3.1. За ненадлежащееисполнение или неисполнение своих должностных обязанностей в пределах,определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
3.2. За состояниетрудовой и технологической дисциплины на участке.
3.3. За выполнениепроизводственного задания.
3.4. За качествовыполняемых работ.
3.5. За правонарушения,совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательствомРоссийской Федерации.
3.6. За причинениематериального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым игражданским законодательством Российской Федерации.
IIIИсполнители (слесаря):
1. Функции:
1.1. Обеспечениебезаварийной и надежной работы автотранспорта предприятия, своевременныйремонт, контроль технического состояния.
1.2. Проведение работ поустранению мелких неисправностей.
1.3. Проведениепрофилактического осмотра автомобилей и оборудования.
1.4. Содержать в чистотерабочее место и оборудование, работать с использованием спецодежды и требуемыхсредств защиты, приспособлений и ограждений.
1.5. Оперативно приниматьмеры к устранению поломок в работе автотранспорта.
1.6. Участвовать вустановке и замене запасных частей и оборудования.
1.7. Участвовать вработах по внедрению прогрессивных методов ремонта и восстановленияоборудования, мероприятий по увеличению сроков службы оборудования, сокращениюпростоев, предупреждению аварий и производственного травматизма.
1.8. Знание и соблюдениепри работе инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности,производственной санитарии.
1.9. Докладывать мастеруили начальнику автотранспортного отдела:
− о выявленныхнеисправностях автомобилей, оборудования, приборов;
−о каждом случае травмы,отравления, ожога, полученным лично или другими работающими, а также овозгорании, взрыве или возникновении аварийной ситуации;
−о лицах,допускающих нарушения инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности.
2.Права:
2.1.Для качественного исвоевременного выполнения обязанностей, Исполнителю этой должностипредоставляются следующие права:
− вноситьпредложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.
3. Ответственность:
3.1.Автослесарь несетответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей, нарушениетрудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил и инструкций потехнике безопасности и промышленной санитарии.
IVБригадир зоны ТО:
1. Функции:
1.1. Организация работ посвоевременному обеспечению рабочих необходимыми материалами.
1.2. Расстановка рабочихпо местам.
1.3. Контроль закачеством осуществляемых операций, за соблюдением технологического процесса,сопряженностью операции, за правильностью ведения учета выработки рабочих.
1.4. Принятие мер кустранению простоев оборудования и рабочих.
1.5. В случаенеобходимости — подмена рабочих.
1.6. Устранение причин,вызывающих снижение качества производства ТО.
1.7. Обеспечениевыполнения основных плановых заданий бригады.
1.8. Наблюдение засвоевременным и качественным исправлением дефектов изделий.
1.9. Проведениеинструктажа рабочих по технике безопасности и правилам технической эксплуатацииоборудования.
1.10. Проведениеинвентаризации незавершенного производства в начале и конце работы смены.
2. Права:
2.1. Вносить нарассмотрение руководства организации предложения по улучшению его деятельности.
2.2. Осуществляетвзаимодействие с сотрудниками организации.
2.3. Подписывать ивизировать документы в пределах своей компетенции.
2.4. Требовать отруководства организации содействия в исполнении своих должностных обязанностейи прав.
3. Ответственность:
3.1. За ненадлежащееисполнение или неисполнение своих должностных обязанностей в пределах,определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
3.2. За правонарушения,совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательствомРоссийской Федерации.
3.3. За причинениематериального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым игражданским законодательством Российской Федерации.
VДиспетчер ЦУП:
1. Функции:
1.1. Осуществляет сиспользованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи оперативноерегулирование хода производства процесса ежедневного обслуживания всоответствии с производственной программой, календарным планом исменно-суточным заданием.
1.2. Контролируетобеспеченность зоны ТО необходимыми материалами, конструкциями, комплектующимиизделиями, оборудованием.
1.3. Осуществляетоперативный контроль за ходом производства, обеспечивая максимальноеиспользование производственных мощностей, ритмичное и бесперебойное движениенезавершенного производства, выполнение работ по установленным графикам.
1.4. Обеспечиваетсоблюдение установленных норм заделов на участках и в цехах, размеров партийзапусков и сроков их подач.
1.5. Принимает меры попредупреждению и устранению нарушений хода производства, привлекая, принеобходимости, соответствующие службы предприятия.
1.6. Выявляет резервыпроизводства по установлению наиболее рациональных режимов работытехнологического оборудования, более полной и равномерной загрузке оборудованияи производственных площадей, сокращению длительности цикла изготовления продукции.
1.7. Осуществляетвнедрение и обеспечивает рациональное использование технических средствоперативного управления производством.
1.8. Ведет диспетчерскийжурнал, составляет отчетные рапорты и другую техническую документацию о ходепроизводства.
1.9. Участвует в работепо анализу и оценке деятельности зоны ТО, выявлению внутрипроизводственныхрезервов.
1.10. Руководит работойоператоров диспетчерской службы.
2. Права.
2.1. Принимать решения иотдавать указания для решения оперативных вопросов организации производства.
2.2. Осуществлятьконтроль за организацией и ходом производства.
3. Ответственность.
3.1. Невыполнение своихфункциональных обязанностей.
3.2. Недостовернуюинформацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушениесроков их исполнения.
3.3. Невыполнениеприказов, распоряжений директора предприятия, поручений и заданий начальникаотдела.
3.4. Нарушение Правилвнутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности итехники безопасности, установленных на предприятии.
4. Условия работы:
4.1. Режим работыДиспетчера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудовогораспорядка, установленными на предприятии.
6 Технологииоперативного управления процессом ТО-1
Дежурный механик КТПпри приеме автомобилей с линии:
— при возвращении а/м слинии визуально (внешним осмотром) проверяет целостность транспортногосредства, вместе с водителем проверяют комплектность инструмента и такелажа, вустной форме узнается наличие каких либо поломок, неисправностей автомобиля;проверяются так же показания спидометра и время возврата автомобиля и ихсоответствие с правильно оформленными документами (путевой лист, технический талон);
— выявляет, ориентируясьпо отметкам оператора ЦУПа в «Карте приема-выпуска», автомобили,запланированные на ТО, диагностирование и ремонт, и дает этим водителям устноеуказание после прохождения ТО поставить автомобиль в зону ожидания;
— выявляет автомобили, укоторых за прошедшую рабочую смену появились новые (не зафиксированные в «Листеучета ТО и ремонта автомобиля») неисправности и фиксирует их в «Листе учета ТОи ремонта автомобиля», оценивает соответствие технического состояния автомобилятребованиям «Правил дорожного движения» и «Правил технической эксплуатацииподвижного состава», заверяет запись своей подписью и штампом ОТК, передает«Лист учета ТО и ремонта автомобиля» водителю и дает ему устное указаниепоставить автомобиль в зону ожидания;
— определяет, какиеработы по техническому обслуживанию автомобиля необходимо выполнить и в какомобъеме, оперативно передает через компьютер эту информацию диспетчеру ЦУПа;
— по полученному указаниюот диспетчера ЦУПа о необходимости технических работ по данному автомобилю и ихобъеме делает заключение: «автомобиль направить на ТО-1 полном объеме»,«автомобиль направить на ТО-1 не в полном объеме» или «автомобиль не направлятьна ТО-1», информирует водителя о содержании принятого решения;
— в случае принятиярешения «автомобиль направить на ТО-1 в полном объеме» дает водителю устноеуказание направить автомобиль в зону ТО и делает соответствующую отметку в«Карте учета проведения ТО-1»;
— в случае принятиярешения «автомобиль направить на ТО-1 не в полном объеме» дает водителю устноеуказание направить автомобиль в зону ТО и делает соответствующую отметку в«Карте учета проведения ТО-1» о необходимом объеме работ;
— в случае принятиярешения «автомобиль не направлять на ТО-1» дает водителю устное указаниенаправить автомобиль в зону хранения и делает соответствующую отметку в «Картеучета проведения ТО-1» о том, что ТО-1 не проводились;
— оформляет «Лист учетапроведения ТО-1» с указанием в нем необходимого объема технических работ и датыих проведения, передает его водителю для дальнейшей передачи в зону ТО;
— передает диспетчеруавтоколонны все оставшиеся «Листы учета ТО и ремонта автомобиля»;
Диспетчер ЦУПа:
— оперативно определяетпо данным от механика КТП, исходя из сложившейся ситуации с загруженностью зоныТО в соответствии со сменно-суточной программой зоны ТО и приоритетом в очередина прохождение ТО-1.
— дает указание механикуКТП с помощью компьютера о необходимости прохождения автомобилем техническогообслуживания и объеме выполняемых работ;
— заносит информацию опрохождения автомобилем ТО-1 и объеме выполненных работ в «Журнал учетапрохождения ТО-1»;
— передает «Журнал учетапрохождения ТО-1» в специализированное подразделение ТС для составлениясменно-суточной программы зоны ТО на следующие сутки.
Мастер зоны ТО:
— определяет по «Листуучета проведения ТО-1» необходимый объем работ по автомобилю и дает указаниеводителю о постановке автомобиля на линию ТО;
— дает указание рабочимзоны ТО о выполнении необходимого объема работ и обеспечивает расстановкурабочих;
— обеспечиваетпроизводство работ в установленные сроки по данному объему;
— контролирует качестворабот;
— делает отметку опроведении работ в необходимом объеме и о дате их проведения в «Листе учетапроведения ТО-1» и возвращает ее водителю после окончания работ.
Оператор −диагност зоны ТО:
− диагностирует вобъеме Д-1 автомобили, поступившие на ТО-1 и при необходимости выполняетрегулировочные операции, предусмотренные в пооперационной карте постадиагностики (по рулевой системе, тормозной системе;
− осуществляетконтроль качества технического обслуживания автомобилей: факт качественногообслуживания заверяет своей подписью и штампом ОТК в «Плане−отчете поТО-1»;
− по возможностисовмещает заезд автомобиля на ТО и диагностирование;
Мастер ОТК:
− заверяет своейподписью или штампом ОТК факт качественного выполнения персоналомпроизводственных подразделений установленных им заданий, факт устранениянеисправности автомобиля в «Листе учета ТО и ремонта автомобиля», факт приемаавтомобиля с ремонта в «Плане−отчете по ТО»; если в «Листе учета ТО иремонта автомобиля» принятого с ТО автомобиля было зафиксировано решение «Автомобильработоспособен, выезд на линию разрешаю», то заносит в данный «Лист учета ТО иремонта автомобиля» решение «Выезд на линию разрешаю» и заверяет своей подписьюи штампом ОТК и соответственно наоборот, если а/м неисправен, то о прохожденииОТК и речи не может быть;
− передает в ЦУП«Листы учета ТО и ремонта автомобиля», принятых с ТО-1 после целодневныхпростоев; взамен их передает диспетчеру автоколонны чистые бланки «Листов учетаТО и ремонта автомобиля»;
− по окончаниисмены передает в ЦУП «Листы учета ТО и ремонта автомобиля» всехнеработоспособных а/м, а диспетчеру автоколонны − «Листы учета ТО иремонта автомобиля» всех прочих автомобилей.
Дежурный механик КТПпри выпуске автомобилей на линию:
— проверяет, незафиксировано ли в «Листе учета ТО и ремонта автомобиля» заверенное подписью соштампом ОТК решение: «Автомобиль неработоспособен, выпуск на линию запрещаю» ипоступает соответствующим образом: оставляет «Лист учета ТО и ремонта автомобиля»на КТП («Лист учета ТО и ремонта автомобиля» предъявляется водителем, приотсутствии «Листа учета ТО и ремонта автомобиля» выпуск автомобиля на линию недопускается);
— проверяет, ориентируясьпо отметкам оператора ЦУПа в «Карте приема-выпуска», наличие штампов «ТО-1», впутевых листах автомобилей, запланированных на ТО; при отсутствии штамповавтомобиль на линию не выпускается;
— проверяет отметку опрохождении ТО-1 в «Листе учета проведения ТО-1», делает соответствующуюотметку в «Карте учета проведения ТО-1» и с помощью компьютера передаетсоответствующую информацию диспетчеру ЦУПа;
— отмечает в «Картеприема-выпуска» гаражные номера автомобилей, выпущенных на линию.
7 Подсистемаинформационного обеспечения ТО-1
Процесс проведения ТО-1,сопровождается следующей схемой движения документооборота, показанной на рис.1.
/>
При поступленииавтомобиля в зону ТО происходит следующее. Начальником зоны ТО заводится(заполняется) «Лист учета ТО и Р», который используется на всем протяжении ТО.Далее он попадает в руки мастера зоны ТО, который в свою очередь определяет по«Листу учета проведения ТО-1» необходимый объем работ по автомобилю и даетуказание водителю о постановке автомобиля на линию ТО.
Мастер дает распоряжениеслесарям, кто, что и как должен делать. После проведения перечня работ мастерделает отметку о проведении работ в необходимом объеме и о дате их проведения в«Листе учета ТО и Р». Далее лист попадает к оператору − диагносту,который диагностирует автомобили, поступившие на ТО-1 и при необходимостивыполняет регулировочные операции, предусмотренные в пооперационной карте постадиагностики (по рулевой системе, тормозной системе. Осуществляет контролькачества технического обслуживания автомобилей: факт качественного обслуживаниязаверяет своей подписью и штампом ОТК в «Плане−отчете по ТО-1», ипередает документы мастеру ОТК. Тот в свою очередь заверяет своей подписью илиштампом ОТК факт качественного выполнения персоналом зоны ТО установленных имзаданий, факт устранения неисправности автомобиля в «Листе учета ТО и Р», фактприема автомобиля с ремонта в «Плане−отчете по ТО», если таков будет; еслив «Листе учета ТО и ремонта автомобиля» принятого с ТО автомобиля былозафиксировано решение «Автомобиль работоспособен, выезд на линию разрешаю», тозаносит в данный «Лист учета ТО и ремонта автомобиля» решение «Выезд на линиюразрешаю» и заверяет своей подписью и штампом ОТК и соответственно наоборот,если а/м неисправен, то о прохождении ОТК и речи не может быть. Далее документыперемещаются к механику, тот в свою очередь, на основании этих документовзаполняет «Лицевую карту учета ТО», которая присуща каждому автомобилю(заводится индивидуально для каждого автомобиля). Проверяет правильностьзаполненных документов, наличие всех штампов и подписей и далее передаетдокументы в ЦУП «Листы учета ТО и ремонта автомобиля», принятых с ТО-1 послецелодневных простоев.
8 План внедрения системы управленияпроцессом ТО−1
Внедрение новой системы — это особый виддеятельности, в котором могут быть задействованы многие работники организации,могут потребоваться значительные затраты ресурсов, могут быть значительныепотери из-за медленною внедрения или не внедрения. Поэтому этой деятельностьюнужно управлять.
Я предлагаю следующий план внедрения системыуправления:
− имеющийся оргпроект, предоставить,рассказать, описать тем самым все больше уверяя и заручаясь поддержкой высшегоруководства в необходимости того или иного нововведения;
− после того как зарекомендовали свойпроект и заручились поддержкой руководства, надо найти достойных лидеров напроизводстве, именно они будут проталкивать наш проект (ими можно манипулировать);
− массовое вовлечение всех сотрудников, впоставленную перед нами задачу, и убеждении их что «это лучше!»;
− следить за процессом внедрения икорректировать его, своевременно выделяя источники сопротивления и ошибки;
− действовать в соответствии с имеющимсяпланом внедрения, не отступать от него ни на шаг;
− при необходимости модифицироватьнововведение, устранять недочеты на месте;
− обязательная оценка результатоввнедрения, с помощью показателей.
Для успешного внедрения системы управления процессомТО−1 необходимо добиться поддержки высшего руководства. Для этогонеобходимо тщательно проработать проект совершенствования существующей системыуправления процессом, выделить ее недостатки и обосновать преимуществавведения новой системы как на конкретных цифрах ее экономического преимущества,так и с помощью показателей эффективности достижения поставленных целей. Такженеобходимо обосновать возможности реализации внедрения данной новой системыуправления.
Важно привлечь на свою сторону неформальныхлидеров, которые будут способствовать внедрению в сознание коллективанеобходимости преобразований и их целесообразности. Для этого необходимо ихзаинтересовать теми выгодами, которые они получат в результате нововведений. Аони в свою очередь тогда будут пропагандировать новую систему внутри своихнеформальных коллективов, тем самым увеличивая число сторонников преобразований.
Необходимо также вовлекать персонал впреобразования путем снижения у них чувства неопределенности но поводуих будущего. Необходимо проводить обсуждение и уточнение концепциипреобразования с включением в это рядовых членов; предоставить развёрнутыйплан действий по переводу системы из настоящего в будущее состояние; поэтапность,постепенность; каждый этап должен заканчиваться видимым улучшением, долженчто-то давать всем членам организации.
Важнымявляется выявления источников сопротивления преобразованиям и устранения ихпричин. Если это экономические причины, то необходимо дать экономическоеобоснование эффективности внедрения новой системы. Если это организационные, тонеобходимо объяснить необходимость этих изменений для достижения общихположительных результатов. Если это личностные, психологические, то необходимопроводить пропаганду изменений внутри коллектива с привлечением инициаторовпреобразований (неформальных лидеров), помощь которых невозможно переоценить.Если это социально-политические, то необходимо обосновать необходимость отказаот одних ценностей и традиций и гарантировать другие. В тоже время необходимовыявить оппозицию и решительно бороться с нем.
Важной частью внедрения новой системы управленияявляется повсеместная пропаганда достоинств нововведений «снизу» и до «верхов».
Необходимо убеждать персонал в отсталости того,что необходимо изменить, указывая на минусы существующей системы и на плюсывнедрения новой.
Необходимо иметь действенную систему мотивациисотрудников, а так же гарантировать занятость всем сторонникам и избавлятьсяот тех, кто мешает.
Необходимо иметь план-график переходного процесса,т.е. как и с какой скоростью необходимо заменять оборудование, вводить новыедолжности, изменять функциональные обязанности персонала, вводитьдокументацию, изменять организационную структуру. При этом необходимо наладитьжесткий контроль за процессом внедрения.
И какзавершающий этап — необходимо оценить результаты внедрения системы, сравнивпоказатели эффективности, полученные после внедрения системы, с показателями,полученными при проектировании процесса, и сделать вывод об эффективности внедрениясистемы и новой системы управления в целом, «стоила играть свеч или нет».
Литература
1. НапольскийГ.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станцийтехнического обслуживания – М.: Транспорт, 1993 − 271с.
2. КарташовВ.П. Организация ТО и Р автомобилей: Учебник.−М.: Транспорт, 1979. −215с.
3. КузнецовЕ.С., Ворнов В.П., Болдин А.П. Техническая эксплуатация автомобилей– М.:Транспорт, 1991.− 237с.
4. Положениео техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильноготранспорта − М.: Транспорт,1988. — 73 с.
5. РД-200-РСФСР-13-0166-90.Сборник технико-экономических показателей предприятий автомобильного транспортана 1991-1995 годы /Минавтотранс РСФСР. — М.: Гипроавтотранс, 1990. — 108 с.
6. НИИАТсправочник.− 10 изд., перераб. и доп.−М.: Транспорт, 1990. −420 с.