СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО КОНТРОЛЯ
1. Назначение систем и принципыпостроения
Системы диспетчерского контроля (ДК)используются на железных дорогах России с 50-х годов прошлого века дляавтоматического отражения состояния перегонных и некоторых станционных объектовдиспетчерского участка. В соответствии с ПТЭ устройства ДК должны обеспечиватьпоездному диспетчеру телесигнализацию состояния блок участков, главных иприемоотправочных путей промежуточных станций, а также входных и выходныхсветофоров.
Телесигнализация состояния участкасредствами ДК обеспечивает диспетчеру возможность оперативного принятияуправляющих решений. Однако из-за отсутствия канала ТУ реализация телефонныхкоманд возможна только при сохранении на станциях автономного управления, т.е.дежурных по станциям. Поэтому при наличии на участке системы ДК эффективностьуправления повышается, хотя сокращения эксплуатационного персонала непроисходит.
На железных дорогах России применялисьсистемы ДК-ЦНИИ-49, БДК-ЦНИИ-57, УДК, а в настоящее время для повсеместногоиспользования рекомендованы компьютерные системы АПК-ДК и АСДК.
Общие принципы построения этих систем:
центральный пост соединен со станциямиучастка и перегонными сигнальными точками одной физической цепью. При большомудалении ЦП от участка возможно использование каналов ТУ до ближайшей станции;
применяется циклический опрос состоянияобъектов контроля;
сбор информации на станции с сигнальныхточек перегонов производится с частотным разделением двоичных сообщений;
передача информации со станций на ЦПпроисходит с временным разделением одноименных сообщений разных станций ичастотным разделением станций.
2. Система ЧДК
С 1966 г. на сети железных дорог сталаприменяться система частотного диспетчерского контроля (ЧДК). Основныеэксплуатационно-технические характеристики системы приведены далее.
Число контролируемых объектов:
на центральном диспетчерском пункте…………15х 32 = 480
Длительность цикла проверки состояния
всех объектов контролируемого участка,с……13,6
Линии, каналысвязи……………………………… кабельные и воздушные
линии,каналы ТЧ
Дальность действия, км, по линиям:
кабельным, не более… ……………….…..180
воздушным, не более… ………………….…300
каналам ТЧ… ……………………неограничена
Число сообщений, выделяемых по станциям…32х 6= 192
Включение контролируемых объектов………… параллельноевключение
15станций, 32 объектов
Передача информации об отказах АБ и АПС…с 15 станций двух групп
по10 объектов в группе.
В системе ЧДК предусмотренатрехуровневая система контроля (рис.1). Информация от сигнальных и переездныхустановок автоблокировки (АБ) и автоматической переездной сигнализации (АПС)(нижний уровень) непрерывно поступает на промежуточные станции (среднийуровень). После обработки она передается на центральный пост поездномудиспетчеру и диспетчеру дистанции сигнализации и связи (верхний уровень).
В качестве датчиков занятости блок участкови станционных путей в системе ЧДК используются контакты путевых реле. Причисловой кодовой автоблокировке путевое реле работает в импульсном режиме,поэтому для устройств ДК включаются контакты сигнального реле Ж, зависимого отпутевого реле и находящегося под током при свободном блок участке и в обесточенномсостоянии при занятом. Когда блок-участок свободен, в линию посылается сигналтональной частоты, который воспринимается соответствующим приемником настанции. Срабатывает реле на его выходе, контакты которого включают индикациюна табло у дежурного промежуточной станции. Информация о положении поездовпередается с перегонов на прилегающие станции по проводам линии двойногоснижения напряжения (ДСН) от камертонных генераторов ГК, размещаемых в шкафахавтоблокировки, и узкополосных приемников, установленных на станциях. Вустройствах ЧДК используются генераторы и приемники на 16 фиксированных частотв диапазоне 300-1500 Гц, что обеспечивает включение на одном перегоне в однуцепь ДСН до 16 контролируемых объектов. При большем числе объектов разрезаетсяцепь ДСН и информация передается на две станции. Станции, на которыхустанавливается табло контроля перегонов, выбираются с учетом характераэксплуатационной работы, предпочтительнее передача информации о состоянииперегонов на станции с маневровой работой. Генераторы распределяются поперегону так, чтобы по направлению к станции частота сигналов повышалась,поскольку сигналы более высокой частоты имеют большее затухание и могутпередаваться на меньшее расстояние.
Приборы ЧДК обеспечивают также непрерывныйконтроль исправности аппаратуры перегонных и переездных устройств СЦБ. Привозникновении повреждения генератор диспетчерского контроля посылает в линиюкодированный сигнал, воспринимаемый наодной из примыкающих станций.Соответствующая лампа на табло у дежурного начинает мигать в такт спередаваемым кодом, загораясь в интервалах и погасая в импульсах. Расшифровкасообщений о характере повреждений проводится ДСП визуально по режиму горенияконтрольных ламп табло.
/>
Рис. 1. Структурная схема системы ЧДК
Примеры формируемых кодовых комбинацийна сигнальных установках, посылаемых объектными генераторами при поврежденииустройств числовой кодовой автоблокировки, приведены в табл. 1.
Таблица 1
/>
Целостность нити лампы красного огняконтролируется в холодном и горячем состоянии, проверяется также исправностьвсех монтажных соединений. При использовании генераторов типа ТС-5 или ГКШсигналы ЧДК формируются встроенным в генераторе манипулятором аналогично безприменения трансмиттера КПТ.
На переездных установках при АБпостоянного и переменного тока генератором ГКШ формируются следующие сигналы:
непрерывный сигнал — поезда на участкеприближения нет, все контролируемые объекты исправны;
сигнал отсутствует — переезд закрыт, всеконтролируемые объекты исправны;
импульсный сигнал — неисправностьустройств (перегорела нить переездного или заградительного сигнала, неисправенкомплект мигания, обесточилось реле ДСН, брус шлагбаума не принялгоризонтального положения, отсутствует переменный ток, неисправенконденсаторный блок).
Для уменьшения взаимного влияния цепейпостоянного тока устройства ДСН и переменного тока тональной частоты в системеЧДК предусмотрено следующее:
реле ДСН применены с большимсопротивлением обмоток токам тональной частоты (реле НР2-2000 или АНШ2-1600);
последовательно с источником постоянноготока включен дроссель с большим сопротивлением токам тональной частоты;
последовательно с объектнымигенераторами включены конденсаторы, которые защищают цепь постоянного тока отшунтирования обмотками выходных трансформаторов.
Информация о положении поездов наперегонах с промежуточных станций передается диспетчеру участка. Кроме того, нацентральный пост к ДНЦ дополнительно поступает информация о занятостиприемоотправочных путей и состоянии входных и выходных светофоров промежуточныхстанций. Информация со всех промежуточных станций на центральный постпередается по одной двухпроводной физической (воздушной или кабельной) цепи иликаналу ТЧ. Каждая станция передает информацию на одной выделенной для неечастоте, формируемой генератором. В канал связи частоты /> - /> поступают параллельно ивоспринимаются на центральном посту приемниками. Этой аппаратурой каждаястанция оказывается соединенной с центральным постом отдельным узкополоснымканалом.
Для передачи сигналов примененциклический способ контроля, при котором на каждой станции и центральном постуустанавливаются релейные распределители РДК-2 и тактовые генераторы-приемникиГП-3, управляемые тактовым генератором ГТ2-16, который монтируется на одной изпромежуточных станций. Генератор вырабатывает импульсы тактовой частоты
/> =1523,4 Гц, длительностью 0,4с со скважностью, примерно равной единице. Импульсычастоты /> воспринимаются тактовымиприемниками, размещенными в корпусе генератора ГП-3. Синхронизацияосуществляется в каждом цикле посылкой удлиненного интервала, приводящего висходное состояние распределители всех станций участка и центрального поста.
В длинных цепях, если затуханиечастотных сигналов превышает допустимое, на промежуточных станцияхустанавливается оборудование трансляционного пункта — усилитель УПДК-2.
Распределители промежуточных станцийпоследовательно подключают к линейным генераторам контакты объектных реле. Еслирельсовая цепь занята или светофор открыт, в линию на время такта посылаетсясигнал на частоте генератора, воспринимаемый приемником центрального поста. Присвободных рельсовых цепях и закрытых светофорах сигналы не передаются и в такихтактах реле приемника не включаются. Так как генераторы станций работают наразличных частотах, в каждом такте передается информация со всех станцийучастка. За один цикл (15 с) работы распределителя (32 шага) с 15 станций можетбыть передана информация о положении 480 объектов.
Индикация на табло поездного диспетчераосуществляется тиратронами тлеющего разряда типа МТХ-90, подключенными кдешифрирующей матрице.
Для передачи информации об отказахустройств диспетчеру дистанции сигнализации и связи (ШЧД) на промежуточныхстанциях устанавливаются блоки передачи информации о повреждениях (БПИ). Каждыйтакой блок позволяет контролировать 10 перегонных объектов. Информация оповреждениях передается диспетчеру дистанции как обычный сигнал контроля спромежуточной станции и принимается на центральном посту комплектом приемнойаппаратуры. Если на ЦП расстояние до табло ШЧД превышает 25 м, применяетсядополнительный комплект приемной аппаратуры. Табло ШЧД также имеет матричнуюструктуру, но содержит всего 30 тиратронов (по две группы контролируемыхобъектов на каждой из 15 станций). При отказе хотя бы одного из 10 объектовгруппы на табло зажигается тиратрон. Для принятия информации по телефону ШЧДдолжен уточнить по телефону у дежурного по станции номер сигнальной илипереездной установки и характер повреждения.
Система ЧДК может дополнятьсяаппаратурой телеуправления для оперативного включения и выключения устройствэлектроснабжения и связи, а в отдельных случаях и устройств СЦБ (светофоры,стрелки). Для передачи управляющих приказов на ЦП дополнительно устанавливаютсяпульт телеуправления и генератор сигналов телеуправления. На промежуточныхстанциях — линейные приемники, линейные ячейки телеуправления, а также пультместного управления. Управляющие приказы передаются с ЦП на промежуточныестанции по отдельному узкополосному каналу на частоте /> = 1640,8 Гц сиспользованием кодово-распределительного метода избирания. Управляющий приказпредставляет собой комбинацию импульсов с временным разделением элементовсигнала, где логической 1 соответствуют импульсы частотой />, а логическому 0 — паузы.
3. Система АСДК
Автоматизированная система диспетчерскогоконтроля (АСДК) представляет собой аппаратно-программный комплекс,обеспечивающий диспетчерский контроль состояния отдельных узлов и устройствавтоматики, телемеханики и связи, поездных передвижений, свободности изанятости приемоотправочных путей, рельсовых цепей и блок участков, состоянияпереездов, входных и выходных светофоров станций и др.
Условно АСДК разделяется на двеподсистемы верхнего и нижнего уровней. Объектами контроля АСДК являютсяустройства ЭЦ на станциях и устройства интервального регулирования наперегонах.
Подсистема нижнего уровнясостоитиз электрических датчиков состояния контролируемых технических средств(контакты соответствующих реле постовых и перегонных устройств, измерительныепанели рельсовых цепей и др.) и контроллеров диспетчерского контроля (КДК),выполняющих сбор цифровой и аналоговой информации, ее обработку и передачу всеть АСДК.
Контроллер диспетчерского контроляпредставляет собой многопроцессорную систему, построенную помагистрально-модульному принципу с широкой номенклатурой модулей,обеспечивающих контроль дискретных устройств, а также аналоговых сигналов:измерение напряжений питающих установок и путевых реле различных рельсовыхцепей, включая тональные; измерение длительности и частоты сигналов.
В качестве магистрали КДК используетсяасинхронная, последовательная шина. Децентрализованная внутренняя магистральпозволяет разнесением отдельных модулей сократить объем работ по монтажу изатраты на кабельную продукцию.
Такой подход в построении техническихсредств позволяет повысить живучесть системы в целом, обеспечить возможностьдублирования элементов и резервирования каналов связи, решать на нижнем уровнезадачи, требующие значительных вычислительных ресурсов, в том числе поподдержке протоколов глобальных сетей.
Для обеспечения съема и передачи настанции дискретных и аналоговых сигналов от сигнальных и переездных установокаппаратура нижнего уровня содержит:
модуль линейный аналоговый (МАЛ),предназначенный для сбора и преобразования в цифровой код аналоговой информацииот восьми контролируемых устройств;
генератор линейных сигналов (ГЛС),служащий для сбора дискретных сигналов от 15 контролируемых устройств (контактыреле) я реле состояния блок участка (переезда). Кроме того, ГЛС принимаетцифровой код измеренных аналоговых величин и передает его в линию в видепоследовательного циклического кода (рис. 2).
Линейные выходы всех генераторовлинейных сигналов (до 24) подключаются параллельно к двухпроводной линии связи(кабельной или воздушной), например ДСН.
Одновременная передача информации с 24сигнальных установок в общую линию связи основана на частотном разделенииканалов. Кодирование информации о состоянии 15 контролируемых устройств илианалоговой информации каждым ГЛС выполняется по принципу временного разделенияканалов. Состояние каждого контролируемого устройства (контакта реле) или коданалоговой информации передается в дискретной форме модулированными подлительности паузами между частотными посылками. Одновременно модулированнымипо длительности частотными посылками посылается информация о состоянии блок участка(переезда).
/>
Рис. 2. Структура последовательного кодапри передаче дискретной (а) и аналоговой (б) информации
При наличии аналоговой информации от МАЛна входах ГЛС последовательный циклический код линейного сигнала содержит 4байта (2 байта дискретной информации и 2 байта аналоговой). За один циклпередачи информации ГЛС передает код о напряжении одного аналогового сигнала. Вовтором байте последовательного кода, содержащего аналоговую информацию, включеносообщение о состоянии четырех информационных каналов для сокращения времени полученияданных по этим каналам. При передаче любого сообщения модулированными подлительности частотными посылками посылается информация о состоянии блок участка(переезда). При передаче дискретной информации ГЛС формирует импульснуюпоследовательность циклического кода (рис. 3). На этом рисунке Ч — частотнаяпосылка; Б — бесчастотная посылка (пауза).
Информация от каждой сигнальнойустановки по линии связи (например, ДСН с развязкой конденсаторами от цепейпостоянного тока) поступает на станционную приемную аппаратуру и выделяетсяполосовыми фильтрами модулей приемных каналов ПК. После дешифрации принятогосигнала ПК выставляет информацию я последовательную интерфейсную шину RS-232для использования аппаратурой верхнего уровня АСДК (рис. 4.) При необходимости,по этому же стыку, информация может быть выведена на модули индикации.
/>
Рис. 3. Структура циклического кодалинейного сигнала при передаче дискретной информации
Подсистема верхнего уровнявыполняетприем и маршрутизацию потоков информации от КДК, ее обработку и отображение наАРМах сети АСДК. Кроме того, на этом уровне осуществляется связь с внешнимивычислительными системами, в том числе с АСОУП и автоматизированной системойслужбы СЦБ (АС-Ш). В состав подсистемы верхнего уровня входят различныетехнологические АРМы пользователей (поездного и узлового диспетчеров, сменногоинженера дистанции сигнализации и связи, дежурного по станции, электромеханикапостов ЭЦ и ГАЦ, диспетчера локомотивного депо, дежурного по пассажирским игрузовым паркам и др.). Все АРМы АСДК поддерживают единый протокол обмена. СетьАСДК выполняет функции электронной почты и открыта для подключения АРМов другихразработчиков. Система ориентирована на работу в центре управления и совместнос АС-Ш.
Основными характеристиками сети АСДКявляются: возможность обмена информацией между любыми абонентами сети иинформацией произвольного вида, в том числе информацией реального времени;программная поддержка любой конфигурации связи абонентов сети;администрирование доступа в сети; динамическая маршрутизация потоковинформации.
/>
Рис. 4. Структурная схема аппаратурыАСДК нижнего уровня
Каждый АРМ реализует ряд общесистемныхфункций: графическое представление на экране монитора в виде мнемосхеминформации о реальном состоянии устройств СЦБ, поездном положении наконтролируемых объектах (станциях, перегонах); логический контроль состоянияустройств СЦБ; ведение системных протоколов, а также протоколов работыустройств СЦБ, действий персонала, состояния связи; принудительное обращениевнимания оператора на возникновение нештатных ситуаций («всплывающие окна»),звуковая сигнализация; настройка и корректировка системных и пользовательскихпараметров (дата, время, цветовая палетка, печать).
Основные специализированные функцииавтоматизированных рабочих мест АСДК предназначены для решения технологическихзадач, стоящих перед оперативным персоналом.
Автоматизированные рабочие местаоперативных работников решают задачи: автоматического определения времениприбытия и отправления поездов; автоматического слежения за поездными объектамив пределах зоны контроля; идентификации (автоматической и ручной) подвижныхобъектов; связи с АСОУП в режиме регламента (сообщение 1042) и по запросам.Кроме этого, АРМы обеспечивают: корректировку операций с поездами принарушениях в работе АСДК; учет действующих предупреждений и контроль ихисполнения; обмен информацией о номерах поездов и операци-ях с поездами черезсеть АСДК между АРМами.
Автоматизированное рабочее местопоездного диспетчера решает задачи автоматизированного ведения графика движенияпоездов, в том числе создания экранной формы графика, получения его цветнойтвердой копии, контроля оборота локомотивов и др.
Автоматизированные рабочие местаоперативных работников позволяют сигналам реального времени формироватьпоездные сообщения в адрес АСОУП, осуществлять автоматизированное ведениежурналов движения поездов. Кроме этого, АРМ дежурного по станции может бытьдополнен системой автоматического оповещения работающих на путях лиц,пассажиров о движении поездов и программным модулем контроля закрепленияпоездов и групп вагонов тормозными башмаками.
4. Система АПК-ДК
Аппаратно-программный комплексдиспетчерского контроля (АПК-ДК) является наиболее удачной реализацией функцийдиспетчерского контроля на современном техническом уровне.
Использование средств вычислительнойтехники расширило функциональные возможности системы АПК-ДК не только дляпоездного диспетчера, но позволило решить и основные задачи контроля состояниятехнических средств систем ЖАТ на перегонах и станциях диспетчерского участка.
Такимобразом, система АПК-ДКимеет двойное назначение и обеспечивает:
оперативный съем информации насигнальных точках перегонов о состоянии рельсовых участков, светофоров и другихсредств и передачу ее на станции для последующего использования для контроляпоездного положения и технического диагностирования перегонных устройств;
оперативный съем информации на станцияхо состоянии путевых объектов и технических средств и передачу ее поездномудиспетчеру и диспетчеру дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники;
обработку и отображение информации упользователей по ведению исполняемого графика движения; расчету прогнозногографика по текущему поездному положению; расчету показателей работы участка ивыдаче справок; логическому определению ложной свободности участка и опасногосближения поездов; анализу работы устройств; определению предотказногосостояния устройств; обнаружению отказа; оптимизации поиска и устранениюотказа; архивации и восстановлению событий; статистике и учету ресурсовприборов.
На станциях, т.е. на первом (нижнем)уровне управления перевозочным процессом (рис. 5) выполняются сбор,преобразование, концентрация информации о состоянии перегонных и станционныхустройств. Далее эта информация может быть отображена на АРМах дежурного постанции и дежурного электромеханика, но обязательно передается на второйуровень управления, т.е. поездному диспетчеру, и на АРМдиспетчерадистанции сигнализации, связи и вычислительной техники.
Состояние перегонных устройств системЖАТ контролируют автоматы контроля сигнальных точек (АКСТ), выполненные на базеспециализированных контроллеров. Наибольшее распространение имеет блокАКСТ-СЧМ, представляющий собой генератор частоты, формирующий посылаемые влинию связи циклические восьмиимпульсные частотные посылки в соответствии ссостоянием контролируемых объектов. При восьми выходных импульсах благодаряманипуляции по длительности импульсов и пауз (интервалов) АКСТ-ЧМ позволяетконтролировать состояние семи дискретных датчиков (реле) и двух пороговыхдатчиков.
/>
Рис. 5. Структурная схема системы АПК ДК
При этом соблюдаются следующие правила:
длительность импульса в один тактсоответствует замкнутому состоянию контакта датчика и состоянию «параметр внорме» порогового датчика;
длительность импульса в два тактасоответствует разомкнутому состоянию контактного датчика и состоянию «параметрне в норме» порогового датчика;
длительность разделительного интерваламежду импульсами в один такт соответствует разомкнутому состоянию датчика;
длительность разделительного интервала вдва такта соответствует замкнутому состоянию датчика;
длительность паузы между посылкамивосьмиимпульсных комбинаций установлена равной трем тактам;
длительность такта (0,468 ± 0,007) с.
При проектировании АПК-ДК определяетсяперечень параметров, контролируемых каждым АКСТ-СЧМ.
Для систем автоблокировки параметрывыбирают из следующего перечня: отсутствие основного питания на сигнальнойточке; отсутствие резервного питания; перегорание основной нити лампы красногоогня; перегорание резервной нити лампы красного огня; перегорание нити лампыразрешающего огня; установленное направление движения; сход изолирующего стыка;пропадание постоянного напряжения блока БС-ДА; занятость блок участка;неисправность АКСТ-СЧМ или линии ДСМ; пропадание обоих фидеров питания наобъектах с аккумуляторным резервом; аварийный отказ.
При проектировании для каждого АКСТ-ЧМустанавливается несущая частота (частота настройки генератора), поскольку всеАКСТ перегона работают по общей физической линии с частотным разделениемканалов.
На одной физической цепи может работатьдо 30 АКСТ-ЧМ со следующим разделением частот (табл. 2.).
Таблица 2
/>
На станциях (линейных пунктах)принимается и анализируется информация от АКСТ-СЧМ соответствующимиконцентраторами (промышленный компьютер). В качестве средства согласованияфизической линии с сигналами от АКСТ-СЧМ перегонов с портом компьютераиспользуются блоки
СЧД-10 (селектор частот демодулирующийдесятиканальный).
Устройство согласования (рис. 6) сфизической линией (ДСН) обеспечивает гальваническую развязку от линии,необходимую защиту от импульсных перенапряжений, предварительное усиление инормирование входного сигнала.
/>
Рис. 6. Структурная схема блока СЧД-10
Синтезатор сетки частот (на основепрограммируемой логической матрицы) позволяет формировать необходимые частоты(образцы сигналов) для синхронного детектирования частот, поступающих отАКСТ-СЧМ. Десятиканальный цифровой детектор с компаратором уровня сигналаобеспечивает одновременную обработку сигналов от 10 АКСТ.
Выделенные детектором сигналы поступаютна устройства усиления и гальванической развязки и индикации и далее с выходовСЧД (оптронные ключи) в концентратор для анализа и последующих преобразованийинформации.
Работу блока СЧД-10 обеспечиваетисточник питания, представляющий собой стабилизированный однотактныйпреобразователь постоянного напряжения 24—32 В в посто-янное напряжение 12 и 5В.
Для съема информации со станционныхустройств в системе АПК-ДК используются приборы ПИК-10 и ПИК-120, выполненныена основе программируемых индустриальных контроллеров (ПИК).
Прибор ПИК-10 имеет 10 аналоговых и 10цифровых входов и предназначен для следующего:
измерения средних значений напряжений наобмотках путевых реле;
преобразования переменного напряжения нацифровом входе в сигнал логической 1 и логического 0 при его отсутствии;
измерения сопротивления изоляции внешнихцепей;
преобразования в цифровой вид измеренныхзначений напряжения и передачи на внешний процессор в виде 10-разрядного кода;
передачи измеренных значенийсопротивления изоляции в виде последовательного цифрового кода на внешнийпроцессор по его запросу;
формирования сигнала включения внешнегомодема.
В ПИК-10.2 (рис. 7) внешние измеряемыенапряжения подаются на 10 аналоговых дифференциальных входов. Измеренияначинаются, если на микроконтроллер от внешнего процессора поступаетсоответствующая команда.
Аналоговые входы микроконтроллеропрашивает, последовательно подключая каждый из них к общему аналого-цифровомупреобразователю АЦП.
Входы переключаютсярелейно-транзисторным коммутатором. Измеряемое напряжение выпрямляетсяпрецезионным выпрямителем, фильтруется фильтром низкой частоты ФНЧ и в видеоднополярного аналогового сигнала с напряжением, равным среднему значениювходного сигнала, подается через мультиплексор на АЦП, где преобразуется ввосьмибитный код.
При измерении сопротивления изоляции +24В подключаются к внешнему проводу и измеряют сопротивление току утечки на«землю».
Цепь тока утечки (измерения): +24 В, RBи/> ФНЧ и входныесопротивления аналогового преобразователя дифференциального сигнала воднополярный на внешний провод, подключенный релейно-транзисторным коммутатороманалоговых дифференциальных сигналов, сопротивление изоляции, — 24 В. Дляизмерения на АЦП через мультиплексор подается напряжение, выделяемое на /> и пропорциональноесопротивлению изоляции.
Во избежание влияния на измерениесопротивления изоляции входного переменного напряжения параллельно />подключен конденсатор,образующий совместно с />и RBнизкочастотныйфильтр
Для повышения точности измеренийнапряжения и сопротивления изоляции по каждому каналу полученные данныеусредняются за 256 выборок. Это позволяет измерять напряжение с точностью 2%, асопротивление изоляции 5%.
Десять цифровых входов через оптронныепреобразователи подключаются к соответствующим входам портов контроллера.
Если на цифровом входе присутствуетпеременное напряжение, на выходе оптрона возникает пульсирующее напряжение самплитудой, соответствующей транзисторно-транзисторной логике (ТТЛ). Впротивном случае на выходе устанавливается постоянное напряжение +5 В.
Связь микроконтроллера с управляющимвнешним процессором устанавливается по двум последовательным линиям RxиRxтипа «токовая петля» или через интерфейс RS-485с максимальной скоростью до 9600 Бод. Одновременно к одной линии связи можетбыть подключено до 16 приборов ПИК-10 с индивидуальными адресами.
На линейных пунктах необходимоконтролировать большое число дискретных датчиков — реле ЭЦ. Для этой целииспользуются приборы ПИК-120 с 120 цифровыми входами, распределенными на 15независимых групп по восемь входов в каждой.
Дискретные сигналы на входы ПИК-120подаются специально выделенными контактами реле ЭЦ или через оптронные развязкис клемм пульта управления ЭЦ. Последний вариант предпочтительнее, так как нетребует установки дополнительных реле-повторителей при отсутствии свободныхконтактов у контролируемых основных реле.
Каждый цифровой вход ПИК-120 (рис. 8)имеет оптронный преобразователь для гальванической развязки и общий для группкоммутируемый преобразователь уровня ТТЛ. Информация с входов считываетсяпогруппно, т.е. побайтно, так как в группе содержится восемь входов,подключенных микроконтроллером одновременно.
При наличии напряжения на цифровом входена соответствующем выходе преобразователя устанавливается низкий потенциал, впротивном случае формируется постоянное напряжение + 5 В.
Связь микроконтроллера с ведущимпроцессором устанавливается по двум последовательным линиям RxиRxтипа«токовая петля» или конвертором RS-485.Одновременно по одной линии могут работать до 16 приборов ПИК-120.