Реферат по предмету "Транспорт"


Роль грузового автотранспорта

1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. РОЛЬ ГРУЗВОГО ТРАНСПОРТА
Автомобильный транспорт Россиипредставляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важныхотличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная частьавтомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. Приэтом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используетсятакже автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть,проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер.
          Ежедневно автотранспортомперевозится около 17 млн. тонн грузов.
          В автомобильном транспортесконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортнойдеятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозоксейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовойконкуренции.
В автотранспортныхподразделениях предприятий всех отраслей экономики работает более 4 млн.человек. Причем на автотранспортную отрасль приходится более 50% от числаработающих в транспортном комплексе, без учета железнодорожного транспорта. /> />
В условиях оживления реальногосектора экономики в 2001 г. автомобильный транспорт освоил более 90% всегоприроста объемов внутренних перевозок.
Спрос на грузовыеперевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структуройизменения объемов производства в стране, а также платежеспособностьюпредприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузовые перевозки – этоодин из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждаетизвестную закономерность, согласно которой рост рыночной экономикисопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитиемавтотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимисярынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивымбыстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.
В отличие от других видовтранспорта автотранспорт во всех возрастающих объемах перевозит международныегрузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью,обеспечением перевозок от двери отправителя до двери получателя в прямыхбесперегрузочных сообщениях. Автомобильный транспорт стал незаменимым средством и при смешанных перевозках. В 2001 году общий объем международныхавтомобильных перевозок, выполненных отечественными и зарубежнымиавтопервозчиками, составил 19.2 млн. тонн. То есть на 7.3 больше аналогичногопоказателя предыдущего года.
На этапе становлениярыночных отношений в России сложились объективные предпосылки для ускоренногоразвития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитиесоциально-экономической сферы страны. Так, при перевозках грузовустановилась тенденция, подтверждающая практику развитых зарубежных стран:средние темпы роста объемов автомобильных грузовых перевозок соответствуютсредним темпам экономического роста, превышая при этом темпы роста объемовперевозок на других видах транспорта.
Ускоренное развитиеавтомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными факторами:
— около 80%производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинствонаселенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных,что предопределяет в этих условиях безальтернативное использованиеавтомобильного транспорта;
— известныеобъективные преимущества автомобильного транспорта (обеспечение партионности,возможность организации работы «с колес», доставка «от двери додвери», скорость, гибкость, мобильность, надежность) позволяетрассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта.
За последниегоды автомобильный транспорт выполняет свыше 55% объемов внутренних грузовыхперевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом,«главным перевозчиком» для растущих секторов экономики России.
Автомобильномутранспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов нанебольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли,производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а такжемалого бизнеса, что подтверждается соответствующими объемами перевозок грузов изначительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельныхсекторов экономики:
-  в промышленности доляавтотранспортных издержек составляет не менее 15%,;
— в строительстве — до30%;
— в сельском хозяйстве иторговле — до 40% и более.
Суммарно этииздержки, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, составляютне менее 400 млрд. руб. в год или около 6% от валового внутреннего продукта(ВВП) страны.
В процессе международной интеграции значительно возрослароль автомобильного транспорта во внешней торговле. В общей стоимостиперевозимых всеми видами транспорта внешнеторговых грузов доля автомобильноготранспорта, осуществляющего перевозки наиболее ценной продукции, находитсяпримерно на уровне железнодорожного и морского транспорта.
Инвестиции,издержки, занятость населения.
Наприобретение пассажирских и грузовых автомобилей население и бизнес ежегодновкладывают до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций определяется,прежде всего, объективным ростом мобильности населения и потребности вавтомобильных перевозках и в настоящее время в минимальной степени зависит отрегулирующих воздействий государства.
Коммерческийавтомобильный транспорт обеспечивает более 10% всех налоговых поступлений оттранспорта. На автотранспорте, с учетом автомобильных дорог и инфраструктурыобслуживания, занято около 6% работающего населения, а основные фондыоцениваются в размере не менее 11% всех основных фондов страны. Суммарныеиздержки на выполнение перевозок грузов и пассажиров, не считая личный легковойавтотранспорт, составляют примерно 700 млрд. руб. в год или более 10% от ВВПстраны.
Указанныйвысокий уровень автотранспортных издержек обусловлен не только огромным объемомвыполняемой автотранспортом работы, но и недостаточным уровнем государственногорегулирования отрасли.
2.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
Лицензированиеавтотранспортной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральнымзаконом N 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видовдеятельности». Указанным законом предусмотрена выдача лицензий наперевозки, осуществляемые только внутри страны. На международные перевозкипассажиров и грузов в соответствии с Положением о допуске российскихперевозчиков к осуществлению международных перевозок, утвержденнымПравительством Российской Федерации, требуется специальное разрешение органовРоссийской транспортной инспекции Минтранса России.
Системасертификации автотранспортных услуг охватывает практически все регионыРоссийской Федерации; в ней в настоящее время функционируют более 100 органовпо сертификации и задействовано значительное количество нормативных документов,подготовленных Госстандартом России и Минтрансом России; осуществляетсясертификация в сфере пассажирских перевозок, услуг по техническому обслуживаниюи ремонту автомобилей.
Проводитсяосвидетельствование автомобилей для международных перевозок с выдачей ихвладельцам сертификатов пригодности к эксплуатации согласно условиямсоответствующих директив ЕС и правил ЕЭК ООН.
Вместе с тем,существующие системы лицензирования и сертификации нельзя признать полностьюадекватными ситуации на рынке автотранспортных услуг. Они не учитывают всегоразнообразия видов этих услуг, в ряде случаев не обеспечены нормативной базой,нередко дублируют друг друга. В целом их эффективность недостаточна дляцелевого экономического и государственного регулирования автотранспортнойдеятельности.
Практика допускак осуществлению автотранспортной деятельности. Автотранспортный бизнесэкономически и профессионально является на транспорте наиболее доступным, адопуск операторов на транспортный рынок осуществляется, фактически, нарегистрационной основе.
Наряду спозитивным следствием — отсутствие дефицита предложений автотранспортных услуг- это положение имеет и ряд негативных аспектов.
Конкуренцияоператоров нередко носит демпинговый характер. Рентабельность коммерческихавтомобилей, как показывают обследования, во многих случаях оказываетсянедостаточной для обновления подвижного состава, обеспечения требованийбезопасности и повышения качества сервиса.
Основную частьсубъектов автотранспортной деятельности составляют малые предприятия ииндивидуальные предприниматели, однако контроль и учет их деятельности налаженынедостаточно. Индивидуальные предприниматели, недоступные для постоянногоконтроля компетентными органами, получают неоправданные конкурентныепреимущества перед средними и крупными предприятиями, прежде всего, за счетнеуплаты налогов в бюджеты.
Коммерческиеперевозчики в ряде случаев теряют рынок и несут убытки в результате свободноговыхода на рынок нетранспортных организаций, а потребители транспортных услуг неполучают при этом достаточно надежного и качественного транспортногообслуживания.
Значительнаячасть рынка автомобильных перевозок находится в «теневом» сектореэкономики, что создает предпосылки для криминального влияния наавтотранспортный бизнес и приводит к существенным бюджетным потерям.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ИТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
3.1.Организационно-экономическая характеристика
Автомобильный транспорт взависимости от принадлежности подразделяется на транспорт общего пользования(выполняет перевозку грузов предприятий и организаций независимо от ихведомственной принадлежности, грузов, принадлежащих населению, а такжепассажиров)  и ведомственный принадлежит министерствам, ведомствам, атакже колхозам и совхозам и обслуживает нужды предприятий, организаций и строекэтих ведомств, должен выполнять все виды технологических и хозяйственныхперевозок грузов, за исключением централизованных и междугородных перевозок,выполняемых автотранспортом общего пользования)
Для выполненияперевозок создаются автотранспортные предприятия (АТП), являющиеся первичнымзвеном автомобильного транспорта (на ведомственном автомобильном транспорте (наведомственном автомобильном транспорте могут быть также транспортные цеха всоставе крупных промышленных предприятий).
Внутри крупныхАТП создаются автоколонны. Основной вид АТП – комплексное, осуществляющееперевозку грузов, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижногосостава, снабжение необходимыми эксплуатационными материалами. В большинствеслучаев АТП являются специализированными – в зависимости от обслуживаемойотрасли, способа выполнения перевозок и т.п.
АТП наделеносоответствующими правами, выполняет возложенные на него работы и оказываетуслуги (транспортно-экспедиционное обслуживание) в соответствии с планом идоговорами.
АТП имеетустав, самостоятельный баланс и является юридическим лицом.
Основныминормативными актами являются:
- Устав автомобильного транспорта;
-  Инструкция о порядке расчетов за перевозки грузов автотранспортом;
-  Типовой годовой  договор;
- Правила дорожного движения
АТПхарактеризуется производственно-техническим, экономическим и организационнымединством.
Производственно-техническоеединство выражается в общности материально-технической базы, единстветехнологического процесса.
Экономическоеединство определяется общностью производственно-экономических задач,стоящих перед коллективом АТП
Организационноеединство заключается в наличии на АТП единого руководства, единогопроизводственного плана и выделенных ему собственных средств, которыми ономожет самостоятельно распоряжаться в процессе производственно-хозяйственнойдеятельности.
Каждое АТПдолжно иметь паспорт предприятия, который включает следующие 12 разделов:
- положение о паспорте и указания по его заполнению;
- общие сведения;
- подвижной состав;
- производственно-техническая база;
- производственные фонды и капитальные вложения;
- транспортная работа и технико-эксплуатационные показатели;
- дорожно-транспортные происшествия;
- годовые расходы ресурсов;
- численность работающих;
- заработная плата и производительность труда;
- финансовые показатели;
- генплан участка;
- показатели социального развития.
Паспортзаполняют только на основании документированных данных. Все изменения идополнения вносятся в паспорте не позднее 10 дней после сдачи годового отчета.Первый экземпляр паспорт хранится на АТП, второй в вышестоящей организации.
В основном АТПявляются хозрасчетным предприятием, которое является юридическом лицом,осуществляет права пользования, владения и распоряжения имуществом, находитсяна самостоятельном балансе, имеет свой расчетный счет в банке, пользуетсяправом получения кредитов, то есть несет имущественную ответственность, можетбыть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, заключает хозяйственные договора сдругими предприятиями и организациями на выполнение перевозок.
Помимопредприятий, работающих на транспортном рынке и получающих доходы от перевозкине принадлежащих им грузов, (коммерческих перевозчиков), существуетзначительный сектор не рыночной транспортной работы, где нет клиента. В неговходят предприятия, эксплуатирующие  автотранспортные средства для перевозкипринадлежащих им товаров или нетоварных ценностей, используемых в производствеили для иных собственных нужд. Объем перевозок, выполняемых такиминекоммерческими эксплуатантами автотранспортных средств, достигает 60% от всегообъема перевозок автотранспортом.

3.2.Состав и структура штатного расписания
Управление АТП должнообеспечивать общее руководство, выполнение перевозочного процесса,технико-экономическое планирование, организацию труда и заработной платы,бухгалтерский учет и финансовую деятельность, материально-техническоеснабжение, комплектование и подготовку кадров, общее делопроизводство ихозяйственное обслуживание.
Организационная структураАТП (перечень, наименование и численность отделов) зависит от ряда факторов:характера и структуры перевозок, количества и типажа подвижного состава, форморганизации технического обслуживания и ремонта подвижного состава, техническойоснащенности предприятия и т.д.
Численный состав рабочихзависит от типа и структуры самого предприятия, типа и грузоподъемностиэксплуатируемых автомобилей, режима работы предприятия, а также системыкооперирования с другими предприятиями.
Весь персоналподразделяется на следующие категории:
Инженерно – техническийперсонал – лица, занимающие руководящие должности: инженеры, начальник гаража,диспетчер, механик, экономист (планово-экономическая служба)
Рабочие – лица,участвующие в производственном процессе: водители, слесари, рабочиеобслуживающие технику.
Служащие – лица,занимающие административно – хозяйственные должности: работники отдела кадров,бухгалтера, отдел снабжения, кладовщики.
Младший обслуживающийперсонал – уборщики, сторожа, вахтеры.
Рис.2 Типовая структура АТП общего пользования
/> 


          Функции и структура службы эксплуатации.
Состоит из трех групп:грузовой, диспетчерской и учетно-контрольной. Группы  возглавляют инженеры поэксплуатации.
Грузовая группа занимается изучением грузопотоков игрузооборота, состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок ит.д. Производит подготовительные работы по заключению с заказчиками договоров ипринимает заказы (заявки) на перевозки грузов и использование автомобилей,составляет сводный суточный оперативный план перевозок.
Диспетчерскаягруппа занимается оперативным планированием перевозок, выпуском подвижногосостава на линию и приемом его при возвращении, составлении отчета сменносуточного о выпуске на линию и суточного отчета о работе подвижного составаДиспетчерская группа состоит из двух подгрупп: центральной (находитсянепосредственно на АТП) и линейной – персонала, находящегося непосредственно вместах загрузки-разгрузки подвижного состава.
Учетно-контрольнаягруппа выполняет первичную обработку путевых листов и товарно-транспортныхдокументов, осуществляет оперативный учет выполнения плана перевозок поклиентуре и номенклатуре, автоколоннам, бригадам, отдельным водителям.
Функциитехнической службы – выполняет работы по техническому обслуживанию иремонту подвижного состава, материально-техническому снабжению, обеспечениютехнической подготовки оборудования, тепло-, водо – и энергоснабжению,эксплуатации и ремонту зданий и сооружений.
Планово-экономическаяслужба осуществляет технико-экономическое планирование деятельностиАТП  в целом и отдельных его подразделений, доводит плановые задания до подразделений,ведет статистический учет и анализ деятельности предприятия.
Бухгалтерияведет учет материальных и денежных ценностей, расчеты с клиентами и сработниками предприятия, учет всей деятельности АТП в денежном выражении ибухгалтерскую отчетность, контроль за законностью и целесообразностьюхозяйственных операций и сохранностью собственности.
Отделкадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала,подготовку кадров и контроль за периодичностью проведения медицинских осмотровводителей.
3.3.Состав и структура основных производственных фондов.
 
В производственномпроцессе перевозок участвуют люди и средства производства, которые в своюочередь составляют производственные фонды.
Производственныефонды совершают в плановом порядке непрерывный оборот, последовательно меняясвою форму: денежная форма переходит в производственную, производственная втоварную, товарная в денежную и т.д.
Производственныефонды делятся на основные и оборотные. В состав основных производственныхфондов входят: здания, сооружения, оборудование, автомобили, инструментыинвентарь.
                                 Таблица №1 Структура основныхпроизводственных фондов. Основные группы Денежный эквивалент Структуры в % I. Здания II. Сооружения III. Передаточные устройства IV. Машины и оборудование В том числе: Силовые машины и оборудование, рабочие Измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование Вычислительная техника Прочие машины и оборудование V. Транспортные средства VI. Инструмент, хозяйственный инвентарь и другие виды основных фондов Итого:
Во время совершенияпроизводственного процесса на транспорте основные фонды изнашиваются. Стоимостьизноса основных фондов включается в себестоимость автомобильных перевозок ивозмещается в форме выручки за транспортные услуги.
По мере эксплуатацииосновных фондов увеличивается сумма денежных средств, компенсирующих их износ.Эти суммы накапливаются в виде амортизационных отчислений, которые затем могутбыть использованы для приобретения новых средств труда. 
 
4. ПЛАНИРОВАНИЕПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ АВТОТРАНСПОРТОМ
План перевозок грузовявляется основой для разработки всех других разделов планирования работыпредприятия. Он формируется на базе составленных договоров сгрузоотправителями. Составляется перечень и контрольные цифры по объемамперевозок.
АТП и грузоотправителям(клиентам) предоставлено право при изменении объемов производства и поставок,видов на урожай, а также в связи со стихийными бедствиями уточнять (изменять)в  ходе выполнения договоров объемы перевозок. Эти изменения могут вноситься вплан в течение месяца, квартала по отдельным предприятиям-грузоотправителям безуменьшения планового объема перевозок по АТП в целом за месяц, квартал, год.
При годовом и пятилетнемпланировании объема перевозок  и грузооборота для АТП, объединений можноиспользовать отраслевой норматив – количество тонн и тонн-километров,приходящееся на принятую в данной отрасли единицу измерения.
Величина отраслевыхнормативов зависит от конкретных условий развития отдельных отраслей хозяйствав городе, экономическом районе, где осуществляются перевозки.
Тщательное изучение иправильное определение объема и структуры перевозок, специфики перевозимыхгрузов и грузопотоков имеют существенное значение, так как перевыполнение планаперевозок по одним грузоотправителям не засчитывается в выполнение планаперевозок по другим грузоотправителям.
Грузопотоки и грузооборотустанавливают на основе анализа объемов работы грузообразующих игрузопоглащающих пунктов. Во время обследования определяют суточный, месячный игодовой объемы перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.
В производственнойпрограмме и плане эксплуатации подвижного состава рассчитывается потребность вподвижном составе, необходимом для выполнения плана перевозок, и определяютсяосновные технико-эксплуатационные показатели.
Также к планированиюможно отнести расчет себестоимости перевозок, которая включает в себя следующиеэлементы затрат: заработную плату всех категорий работающих, отчисления насоциальное страхование, затраты на автомобильное топливо, смазочные и другиеэксплуатационные материалы, запасные части, узлы и агрегаты, покупнойинструмент, инвентарь и приспособления, не входящие в основные фонды, топливо иэлектроэнергию, амортизацию подвижного состава, зданий, сооружений,оборудования, дорогостоящего инвентаря и инструмента, а также прочие денежныерасходы. Данный перечень затрат определяет состав расходов и используется длясоставления сметы затрат АТП на год с разбивкой на кварталы.
В соответствии с годовымдоговором и в пределах квартального плана автотранспортное предприятие илиорганизация по согласованию с грузоотправителем за 10 дней до начала кварталаутверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозкугрузов на первый месяц квартала.
Декадные плановые заданияна второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10дней до начала соответствующего месяца.
4.1 Планирование перевозок на условиях платныхавтотонно-часов
Платные автотонно-часыпредставляют собой произведение грузоподъемности автомобиля на время егоработы, оплачиваемое клиентом.
Порядок планированияобъема перевозок в автотонно-часах определен утвержденными Госпланомметодическими указаниями. Обязательным условием, предшествующим введению этогопоказателя, является разработка и утверждение расчетных норм пробегаподвижного  состава по основным маршрутам движения, норм простоя в пунктахпогрузки-разгрузки и нормированных сменных заданий водителям по основнымобслуживаемым объектам.
Служба эксплуатациисовместно с отделом труда и заработной платы разрабатывают планы работыводителей на смену – нормированные сменно-суточные задания, которыеутверждаются руководителем АТП по согласованию с комитетом профсоюза.
При планировании объемперевозок определяется путем умножения суммарного нормативного времени движенияс грузом и нормативного времени движения с грузом и нормативного временипростоя под погрузкой-разгрузкой на количество ездок и номинальнуюгрузоподъемность подвижного состава. Количество ездок определяется делениемобъема перевозок в тоннах, установленного в договоре, на количество груза,доставляемого за одну ездку, с учетом класса груза.
4.2. Суточный оперативный планперевозокдолженбыть увязан: с среднесуточным объемом перевозок в тоннах и грузооборотом втонно-километрах, установленными производственной программой АТП; ссреднесуточными лимитами по объему перевозок для отдельных предприятийминистерств, ведомств и номенклатуре груза; с поступающими от технической службыАТП данными о среднесуточном выпуске подвижного состава на линию по типам,моделям, по колоннам. Составляет его старший диспетчер грузовой группыраздельно по группам автомобилей, сменам и для каждого пункта погрузки.
Затем план передают вдиспетчерскую группу, которая определяет потребное для каждого отправителячисло единиц подвижного состава, разрабатывает рациональные маршруты движения,рассчитывает задания водителям.
5.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВАВТОТРАНСПОРТОМ
Предприятия и организацииавтомобильного транспорта принимают к перевозкам:
а) грузы на основанииутвержденных в установленном порядке планов;
б) вне плана – грузыразового характера при предъявлении их мелкими отправками, грузы, предъявляемыенаселением, а также грузы по указанию Министерства автомобильного транспорта.
Перевозка овощей,фруктов, молока и других скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов длязаготовительных организаций и организаций потребительской кооперациипроизводится по плану, а также предъявлению (без ограничения) по заявкам,представляемых за пять дней до перевозок.
Грузы, перевозка которыхвызвана стихийным бедствием или аварией, принимаются к перевозке вне плана ивне очереди.
Организация перевозокгрузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозоктранспортно-экспедиционной работы, руководства, учета и контроля, системыдокументооборота, системы расчетов за перевозки грузов и услуг и т.д.
От уровня организацииперевозок зависит качество перевозочного процесса, т.е. сохранность грузов, своевременность(надежность) и экономичность перевозок, удобство пользования системойперевозок.
Важную роль в четкойорганизации перевозочного процесса играет разработка и внедрениетранспортно-технологических схем доставки грузов.
Процесс доставки груза ототправителей до получателей состоит из трех основных элементов:
1.  погрузки груза на подвижной состав впункте отправления;
2.  перемещения груза подвижным составомот  пункта отправления до пункта назначения;
3.  выгрузки груза с подвижного состава впункте назначения.
При доставке грузавозникает также необходимость выполнения других различных работ, связанных странспортным процессов (прием груза у грузоотправителя и сдача егогрузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортныхдокументов и т.д.).Весь комплекс связанных с транспортным процессов работ,выполняемых с момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи грузав пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой..
Транспортно-экспедиционнуюработу могут выполнять как сами грузоотправители и грузополучатели, так и АТП.
Таким образом, процессдоставки грузов может быть представлен в виде отдельных взаимосвязанныхопераций, выполняемых на каждом этапе

5.1. Сущность и порядок заключениядоговоров перевозки товаров автотранспортом
Взаимоотношения междуавтотранспортными организациями и заказчиками регулируются основнымидействующими нормативными актами и отражаются в договорах на перевозку груза,заключаемых между автотранспортными организациями и заказчиками.
Договор – это соглашение двух или несколькихюридических лиц, устанавливающее  и регулирующее их взаимные права иобязанности. В правоотношениях, возникающих при заключении и исполнениидоговора, различаются: субъекты – стороны, заключающие договор; предмет– деятельность, по поводу которой заключается договор; содержание –совокупность условий относительно прав и обязанностей, принимаемых на себясторонами. Эти условия определяются либо правовыми нормами и плановымизаданиями, либо устанавливаются по взаимному соглашению сторон (приложение1).
Одним из субъектовдоговора всегда является АТП, а другим – предприятие, организации, граждане,другие транспортные предприятия. Предметом договора являются автомобильныеперевозки и другие транспортные услуги.
Договор на автомобильныеперевозки грузов является соглашением, по которому одна сторона(автотранспортная организация) обязуется принять к перевозке и доставить груздругой стороны (клиента) от места отправления до места назначения вустановленные сроки, а другая сторона (клиент) обязуется предъявить груз кперевозке, обеспечить погрузку и выгрузку и оплатить стоимость перевозки.
Для АТП системыМинавтотранса РФ установлен общий типовой договор на перевозку груза. Онсостоит из следующих разделов:
-предмет договора, гдеуказывается общий объем перевозок, грузооборот и ориентировочная стоимостьпредстоящих перевозок груза;
-условия перевозки, гдеопределены обязанности сторон;
-расчеты за перевозку,где указывается порядок расчетов;
-ответственность сторонза выполнение условий договора;
-срок действия июридические адреса (расчетные счета) сторон.
Предприятия иорганизации, заключающие договор с автотранспортными организациями, должныобязательно представить приложение к договору, в котором содержатся данные обобъеме перевозок груза и грузообороте с разбивкой по пунктам отправления икварталам года.
В договорах сторонамиособо должен быть предусмотрен предел (в процентах) возможного изменениясреднесуточного объема перевозок.
Договор, как правило,подписывают руководители АТП и организаций – клиентов или их заместители.
В соответствии с годовымдоговором и в пределах квартального плана АТП по согласованию с клиентом за 10дней до начала квартала утверждает месячные планы.
Уставом определенаматериальная ответственность АТП и клиента за невыполнение декадного планаперевозок при невыгрузке груза или непредъявлении груза к перевозкам. В этослучае виновная сторона должна уплатить другой стороне штраф в размере 20%стоимости несостоявшейся перевозки и в размере 10% стоимости пользованияавтомобилями с повременной оплатой.
АТП и заказчикиосвобождаются от уплаты  штрафа за невыполнение плана перевозок, если этосвязано со следующими причинами: стихийными явлениями (заносами, наводнениями,пожарами и т.п.); временным прекращением или ограничением в установленномпорядке движения автомобилей по дорогам; аварией на предприятии, в результатекоторой была прекращена работа последнего или отдельных его цехов на срок неменее 3 суток.
При заключении иисполнении договоров на автомобильные перевозки грузов стороны должныруководствоваться основными действующими законоположениями, инструкциями идирективами документами вышестоящих организаций.
Значение хозяйственногодоговора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон,ответственность АТП за своевременность вывоза продукции грузоотправителей идоставки ее грузополучателям, очень велико.
5.2. Порядок предоставления заявок наавтомобильный транспорт
На перевозку грузовгрузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организациюпри наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а приотсутствии годового договора – разовый заказ.
Форма заявок и порядок ипредставления устанавливаются в Типовом годовом договоре на перевозку грузовавтомобильным транспортом (приложение2).
Форма разовых заявок ипорядок их представления и оформления устанавливается Министерствомавтомобильного транспорта.
В заявке на перевозкууказывается наименование и объемы перевозимых  грузов, маршруты перевозки,графики подачи подвижного состава под первую загрузку.
Заявки на перевозкигрузов поступают в грузовую группу в установленном порядке и регистрируются помере их поступления в специальном журнале. На основании заявок в грузовойгруппе заполняют графы 1-10 суточного оперативного плана перевозок (форма 10.1)
Форма 10.1
Сменно-суточный оперативный

п/п

заказа Наименование заказчи-ка Наименование груза Пункт погрузки Пункт выгрузки Время подачи подвижного состава под подгрузку Способ погрузки и выгрузки Расстояние перевозки Объем переаво-зок
Планперевозок № ____________________Выделено автомобилей для работы В том числе по марка Объем работы При-мечание план факт план факт план факт ездок тонн Пробег, км общий С грузом /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
На разнарядке происходитраспределение всего подвижного состава, предназначенного  к выпуску на линию,по конкретным объектам работы. При этом заполняют графы 1-11,13,15 18-21 формы10.1
Прием заявок исоставление суточного оперативного плана выполняется до 14 ч, разработкусменно-суточного плана – до 18-20ч, выписку путевых листов, как правило, вночное время.
5.3. Документальное оформлениеперевозок товаров автомобильным транспортом.
При выполнении перевозокиспользуют следующие основные документы строгой отчетности: путевой лист итоварно-транспортную накладную (ТТН) при перевозе грузов товарного характера.Эти документы изготавливаются централизованно типографским способом и имеютсерию и учетный номер.
Путевой лист является основным первичнымдокументом, определяющим совместно с ТТН показатели при учете работы подвижногосостава и водителя, составлении статистической отчетности, начислениязаработной платы водителю, расчетах за перевозки грузов (Приложение 3,4)
Товарно-транспортнаянакладная предназначенадля учета движения товарно-материальных ценностей и товаров и являетсядокументом, на основании которого грузоотправитель списывает, а грузополучательприходует перевозимые ценности. Для АТП она является основанием для учета транспортнойработы  и расчетов за перевозки (Приложение 5)
Водитель получает путевыелисты от диспетчера под расписку на один рабочий день при условии сдачи импутевого листа за предыдущий день работы.
На путевом листе должныстоять штамп или печать АТП (организации) – владельца автомобиля и дата выдачи.В нем указывают марку, государственный и гаражный номера автомобиля и прицепа(прицепов), фамилию и инициалы водителя, номер его водительского удостоверения,класс и табельный номер водителя.
При выезде из АТП ивозвращении на него соответствующие должностные лица (диспетчеры, механики,заправщики горючего, медработники) делают отметки в путевом листе.
На лицевой сторонепутевого листа перед его выдачей водителю заполняют раздел «Задание водителю»,в котором указывают наименование заказчика, адрес и время прибытия  кзаказчику, число ездок и объем перевозок в тоннах. Если в течение днянеобходимо осуществить перевозки от нескольких заказчиков или несколькимполучателям от одного заказчика, то задание составляют на каждую ездку.
На оборотной сторонепутевого листа заказчик записывает и заверяет своей подписью маршруты движенияавтомобиля во время нахождения его у заказчика.
Путевой лист имеет налицевой и оборотной сторонах отрывной талон заказчика, в котором указываетсяномер путевого листа, наименование АТП, государственные номера автомобиля иприцепа, наименование заказчика, фамилия, инициалы и должность лица,ответственного за использование автомобиля. Заказчик отмечает и заверяет своейподписью и штампом время и показания спидометра при прибытии и выбытииавтомобиля и прицепа. Отрывной талон на лицевой стороне путевого листа послеобработки его на АТП – расчета стоимости пользования автомобилем – направляетсязаказчику вместе со счетом за пользование автомобилем. НА оборотной сторонепутевого листа отведено место для отметок о простоях автомобиля на линии.
Также  на оборотнойстороне путевого листа заносят рассчитываемые на АТП данные о расходе топлива,времени в наряде, пробеге, числе ездок, количестве перевезенных тонн ивыполненных тонно-километров.
ТТН состоит из двухразделов: товарного и транспортного. В  ней указываются: дата ее выписки,наименование заказчика, наименование АТП, марку и государственные номераавтомобиля и прицепов, фамилию и инициалы водителя, номер путевого листа.
Товарный раздел ТТНзаполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе (наименование, видупаковки, способ определенной массы, класс, число мест или тонн), а также олице, отпускающем груз (фамилия и должность).
В транспортном разделеТТН приводятся сведения о погрузо-разгрузочных операциях (исполнителе, способевыполнения,, времени прибытия и выбытия, продолжительности простоя, числе ипродолжительности дополнительных операций), и прочие сведения (расстоянияперевозок по группам дорог, расценки и сумму к оплате за перевозки и другиеуслуги, штрафы, оплата за сверхнормативный простой и т.п.), заполняемые послесдачи путевых листов и ТТН автотранспортным предприятием.
Товарно-транспортныенакладные необходимо выписывать на каждую ездку не менее чем в четырехэкземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй – сдаетсягрузополучателю, третий и четвертый поступают на АТП (третий затемприкладывают  к счету за перевозку).
Существует также документ«Опись на перевозку грузов с объявленной ценностью», который прилагается ктоварно-транспортной накладной. В описи ставится номер накладной, по которойперевозится данный груз (приложение 6).
 
6. ПУТИПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В целях дальнейшегосовершенствования процессов управления, концентрации подвижного состава,сокращения звенности и повышения гибкости управления на автомобильномтранспорте создаются производственные объединения грузового автомобильноготранспорта (ПОГАТ)
В процессе планированияв разделе «Показатели повышения экономической эффективности производства»определяется ряд показателей, характеризующих эффективность использованиятрудовых и материальных ресурсов, транспортных средств, основныхпроизводственных фондов, оборотных средств и капитальных вложений, а такжеповышение качества перевозок грузов.
От величиныполученной предприятием прибыли прямо зависит и величина рентабельности,являющейся одним из важных показателей эффективности работы предприятия. Вупрощенном виде рентабельность АТП представляет собой отношение полученнойприбыли к производственным при этом затратам. Именно такая рентабельностьзаложена в тарифы за перевозку грузов. Но такой показатель не в полной мерехарактеризует степень эффективности работы предприятия.
Для более полнойхарактеристики уровня эффективности деятельности АТП необходимо учесть степеньиспользования предоставленных предприятию основных производственных фондов инормируемых оборотных средств через полученную прибыль. Результаты работы АТПво многом зависят от степени эффективности использования основныхпроизводственных фондов, около 60 % стоимости которых составляет стоимостьподвижного состава. Следовательно, чем выше коэффициенты использования парка,грузоподъемности и пробега, время пребывания автомобиля в наряде,среднетехническая скорость, чем ниже время простоев подпогрузочно-разгрузочными операциями, тем выше уровень транспортной работы, нижесебестоимость и, в конечном счете, больше прибыль АТП.
Важнейшимобобщающим показателем эффективности работы предприятия и подотрасли народногохозяйства в целом является производительность труда.
Ростпроизводительности труда достигается на основе внедрения новойвысокопроизводственной техники, механизации и автоматизации трудоемких процессов.Не менее существенными способами повышения производительности труда являютсясовмещение профессий, выполнение возрастающих объемов производства меньшейчисленностью работающих.
Важную роль вповышении эффективности использования подвижного состава играют разработка ивнедрение транспортно-технологических схем доставки грузов.
Автоматизацияинформационных потоков, сопровождающих грузовые потоки, — это один из наиболеесущественных технических компонентов логистики. Современные тенденцииуправления информационными потоками состоят в замене бумажных перевозочныхдокументов электроники.
При бездокументнойтехнологии, традиционные методы выполнения грузовых и коммерческих операций настанциях отправления, прибытия и в пути следования стали анахронизмом – они являютсябарьером на пути создания принципиально новых технологий перевозочногопроцесса.
Предпринимаются попыткиупрощения перевозочных документов грузовых тарифов, системы взаимных расчетовза перевозки между отправителями, получателями и транспортными организациями.Но, по сути дела, устаревшую технологию коммерческой работы накладывают насовременные технические средства автоматизации.
Естественно, приразработке новой технологии необходимо ориентироваться не только насуществующие технические средства автоматизации, но и учитывать дальнейшиеперспективы их развития. Технической базой создания прогрессивных технологий ипостроения транспортной логистической системы является:
* многопроцессорныеЭВМ, мини- и макроЭВМ пятого поколения;
* каналы связи;
* оснащениеперсональными компьютерами должностных лиц грузовых станций.
Помимо примененияпрогрессивной технической базы, при создании принципиально новой технологиинеобходимо осуществить комплекс следующих организационно-технологическихмероприятий:
¨ разработатьунифицированную для всех видов транспорта систему кодирования грузов,грузоотправителей и грузополучателей, вагонов и других транспортных средств, атакже железнодорожных станций, портов, автостанций. Все виды информации нагрузовых единицах, включая отправительскую и железнодорожную маркировку, должнынаноситься способом, удобным для автоматического считывания современнымиустройствами распознавания образцов;
построить банкиданных из нормативно-справочной и оперативной информации в ВС станции, ИВЦ иГВЦ, которые содержать всю информацию, необходимую для решения задачавтоматизации грузовых и коммерческих операций слежения и розыска грузов вграницах станции, дорог и железнодорожной сети. Основная цель разработкиперспективной принципиально новой технологии – полностью автоматизироватьпроцессы приема, розыска и учета грузов, слежение за их движением на всехэтапах процесса перевозок, в том числе на фазах обслуживания материальныхпотоков грузовой станции практически без бумажных документов. В результатеупразднения работы по оформлению перевозочных документов и канцелярских отчетовсущественно упрощается процедура приема и выдачи грузов, отпадает множествоопераций, в том числе составление комплекса перевозочных документов и вагонногоместа; визирование в накладной в форме разрешения на перевозочном документе;оформление накладной после приема грузов к перевозке приемосдатчиком;заполнение книги приема груза к отправлению; ведение ведомостей подачи и уборкитранспорта и безномерного учета; составление финансовых отчетов; регистрацияприбывших грузов в станционном технологическом центре и товарной конторе;составление оперативной отчетности о погрузке и выгрузке грузов; составлениедекадных заявок и декадных приказов заданий на погрузку грузов; составлениебанковских и финансовых документов при централизованных расчетах за перевозки;ведение архива грузовой станции и др.
Для осуществленияпринципов бездокументной технологии необходимо решить следующие задачи:
ü  Реконструировать существующиеправовые нормы, связанные с упразднением перевозочных и других документов,имеющих в настоящее время важное юридическое значение.
ü  Выполнять эргономические ипсихологические исследования деятельности должностных лиц, которые былитрадиционно связаны с документированием перевозок и будут работать в условияхполной автоматизации и постоянного диалога с ЭВМ.
ü  Разработать рациональнуюпомехоустойчивую унифицированную систему кодирования вагонов, грузов,грузополучателей, грузоотправителей, производственных объектов – элементовтранспортной сети – с учетом минимальной избыточности этой системы.
Построитьструктуру машиночитаемого кода, наносимого на грузы и вагоны, дляавтоматического считывания информации.
В областигрузовых перевозок следует предусмотреть разработку и реализацию комплекса мерпо дальнейшему развитию рынка автотранспортных услуг, обеспечивающего ускорениетовародвижения и сокращение автотранспортных издержек.
Важнейшимнаправлением повышения эффективности всей системы товародвижения являетсяускорение доставки грузов на основе широкого применения высокоэффективныхтранспортно-логистических технологий, опережающего развития специализированныхавтотранспортных терминалов, а также многопрофильных мультимодальныхтерминальных и распределительно-логистических комплексов в основныхтранспортных узлах и на крупных промышленных предприятиях.
Приосуществлении перевозок грузов в смешанном сообщении с участием других видовтранспорта необходимо создание условий для опережающего развитияконтейнеризации с использованием стандартных универсальных и специализированныхконтейнеров и транспортных пакетов в интермодальных и мультимодальныхтехнологиях. Следует предусмотреть внедрение контрейлерных систем на маршрутахс наиболее напряженными грузопотоками.
Для повышения эффективностиавтотранспортного обслуживания транспортных узлов и крупных грузообразующихобъектов необходимо воссоздание систем оперативного управления работойавтомобилей, в том числе, принадлежащих различным владельцам, а также развитиесистем комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания предприятийразличных секторов экономики с возложением на предприятия автотранспорта общегопользования функций координирующего органа по управлению этой работой.
В целяхповышения эффективности междугородных перевозок грузов следует разработать иреализовать механизм стимулирования загрузки автомобилей на маршрутах при ихвозврате или в попутном направлении, с учетом возрождения в подотраслиавтотранспорта общего пользования узловых транспортно-экспедиционных предприятий,контрольно-диспетчерских пунктов, центров поиска грузов и оперативногоуправления перевозками.
Необходимыцеленаправленные действия по повышению эффективности автотранспортного бизнеса,стимулированию укрупнения операторов и создания многопрофильныхавтотранспортных компаний, располагающих развитой производственнойинфраструктурой.
Следуетпредусматривать приоритетное развитие автотранспортных предприятий общегопользования с учетом ускоренного обновления и роста автомобильного парка доуровня, обеспечивающего значительное увеличение их доли в объеме перевозокгрузов.
Для поддержкиавтопредприятий общего пользования, а также предпринимателей, намеренныхсоздавать логистическую автотранспортную инфраструктуру, могут бытьиспользованы механизмы государственного субсидирования процентных ставок побанковским кредитам и другие механизмы государственной поддержки, которые уженашли применение на других видах транспорта.
7.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО«АВТОКОМБИНАТ №3
7.1 Цели ипредмет деятельности предприятия, организационно-экономическая характеристика
Организационно-правовая форма предприятия – закрытоеакционерное общество. Акционеры общества  физические и юридические лица.
Закрытое Акционерное Общество «АВТОКОМБИНАТ № 3»- одно из современных крупнейших автохозяйств г. Москвы, выполняющих грузовыеперевозки.
Предприятие создано в соответствии с законодательнымиактами Российской Федерации. Свою деятельность осуществляет на основанииУстава. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,обособленное имущество, учредители несут ответственность по своимобязательствам в размере внесенных ими сумм в уставной капитал. Является истцоми ответчиком в суде. Предприятие имеет счета в банке АКБ «Первыйинвестиционный» г. Москва, имеет печать, штамп, символику и товарный знак.Правоспособность предприятия возникает с момента его создания и прекращения вмомент завершения его ликвидации. Предприятие имеет филиалы, расположенные в г.Москве и Московской области.
Органы управления Общества в целом и филиалов, в частности,построены  в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ЗакономРоссийской Федерации «Об акционерных обществах» и Уставом предприятия.
Органы управленияОбщества – это Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет и Генеральныйдиректор. Высшим органом  управления Общества является Общее собраниеакционеров, которое принимает решения по наиболее важным вопросам хозяйственнойдеятельности предприятия.   Наблюдательный совет Общества осуществляет общееруководство деятельностью  Общества, за исключением вопросов, отнесенных кисключительной компетенции Общего собрания. Руководство текущей деятельностьюОбщества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества –Генеральным директором и Уставом предприятия.
Филиал возглавляетсядиректором, который действует от имени Общества на основании доверенности.Данные структурные подразделения осуществляют непосредственно производственнуюдеятельность, на основании чего определяются их полномочия  в Положениях офилиале. При этом филиал  отвечает по долгам и обязательствам общества, равнокак  общество отвечает по долгам филиала.  Финансовая  и экономическая службафилиала не выделена в обособленную структуру и состоит из экономиста ибухгалтерии, которые одновременно занимаются и финансами и экономикой.
Социальная сфера филиалафинансируется на основании Сметы использования средств фонда  потребления,утверждаемой ежегодно головной компанией. Расходы на формирование фондапотребления компании в целом определяются Общим собранием акционеров исходя изфинансовых результатов деятельности общества.
Смета является плановымдокументом. По фактическому расходованию средств филиал предоставляет отчет вголовную компанию, а  компания в целом отчитывается перед своими акционерами.
Целью создания и деятельности предприятия являетсяхозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли и удовлетворениеобщественных потребностей в его услугах, работах. В соответствии с целямидеятельности и законодательства Российской Федерации, предметом деятельностипредприятия является: организация перевозок грузов. Одно из главных направленийдеятельности ЗАО «Автокомбинат № 3» — перевозка грузов, требующихподдержания особого температурного режима.
Основной целью деятельности предприятия является извлечениеприбыли. Основной задачей предприятия является насыщения рынка РоссийскойФедерации услугами транспортировки грузов.
Основные направления деятельности предприятия:
- перевозка пассажиров автотранспортом потерритории РФ;
- перевозка опасных грузов;
- коммерческие международные перевозкигрузов.
Все данные направления деятельности лицензированы, а именноперевозка пассажиров и перевозка опасных грузов (приложение 7,8). А дляосуществления коммерческих международных перевозок у предприятия существуетдокумент: «Удостоверение допуска» (приложение 9).
Предприятие работает с клиентами на основе договора(приложение 10).
На 2003 год предприятие не имеет никаких долговыхобязательств. И поскольку предприятие получают постоянно прибыль от оказаниятранспортных услуг и имеет больший опыт в сфере оказания услуг, администрацияпредприятия решила расширить парк автотехники. Для этого у предприятия имеютсявсе  предпосылки – работа с постоянными клиентами в течение длительноговремени, собственная ремонтная база, квалифицированные специалисты. Расширениеавтопарка позволит создать условия для увеличения рабочих мест, расширениеобласти оказания услуг, извлечение еще большей прибыли и своевременной выплатыобязательств по лизингу.
Общество является клиентом банка АКБ «Первый инвестиционный»г. Москва. Предприятие на покупку автотехники в банке брало 3 кредита, которыйполностью погашен. У предприятия не имеется арендованного имуществаВзаимоотношения осуществляются на основе расчетно-кассового обслуживания,кредитных договоров, покупки и продажи валюты, гарантийные обязательства и т.д.Кредиты предоставляются на цели, связанные с созданием и движением текущих идолгосрочных активов, вексельным обращением, потребительские и другие нужды.Сумма кредита зависит от платежеспособности, наличия собственных оборотныхсредств. Общество использовало в основном краткосрочные кредиты. Банкпредоставлял предприятию всего три валютных кредита, каждый сроком на один год.Ставка банковского процента на первый кредитсоставляла 24% в год, второго на 2% меньше (22%) и третьего на 3% меньше(21%).  Кредиты предоставлялись на приобретение основных средств предприятия — грузовые автомобили и полуприцепы-рефрежераторы. Так же предприятие бралокредит в белорусских рублях на приобретение партии товара. Отношенияпредприятия с банка АКБ «Первый инвестиционный» основаны на взаимном доверии. 
Основным аспектом при ведениибухгалтерского учета на данном предприятии является то, что возникаетнеобходимость обособления отнесения затрат, осуществление международныхперевозок и затрат на оказание услуг населению, в связи с этим усложняетсяведение бухгалтерского учета. Необходимо отдельно рассчитывать затратыотносящиеся на строительство, для определения его себестоимости, и отдельно дляоказания услуг. Также необходимо исходить из того, что при осуществлениимеждународных перевозок существуют льготы по налогу на добавленную стоимость.Расчет с предприятиями ведется по безналичному расчету, а с частными лицами заналичный расчет посредством кассового аппарата.
Предприятие в настоящее времяуплачивает 14 видов налогов:
1. Из выручки уплачивается следующие виды налогов
· НДС по ставке 20%;
· единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции -2.0%;
· местный налог вфонд стабилизации производителей сельскохозяйственной продукции-2.5%.
2. От прибыли предприятие исчисляет
·  налог на прибыль — 24%;
·  налог на содержание инфраструктуры города – 2.5%;
· транспортный сбор-2.5%.
3. От уровня зарплаты исчисляется
·  чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости 5%;
·  сборы в фонд социальной защиты 35%.
Предприятие имеет свои собственные основные средства и уплачивает налог на недвижимость по ставке 2% годовых.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗАПРЕДПРИЯТИЯ.
 
ЗАО «Автокомбинат №3», имея в своем распоряженииподвижной состав в количестве более 500 единиц, способен взять на себя транспортноеобслуживание как физических, так и юридических лиц по каждому из этихнаправлений. Автомобили расположены как на головной стоянке по адресу: 3-йНижнелихоборский проезд д. 1., так и на филиалах, расположенных в г. Москве иМосковской области. Такое распределение парка подвижного состава продиктованоточным расчетом: открывается возможность минимизации времени подачи автомобилейклиенту.
Парк грузовых автомобилейрасполагает универсальным и специализированным подвижным составом малой,средней и большой грузоподъемности (от ЗИЛ — 5301 «Бычок» сгрузоподъемностью 2,5 — 3,0 тн. до автопоездов с тягачами Mercedes-Benzгрузоподъемностью 20 тн.).
Для перевозки грузов,требующих поддержания особо температурного режима имеется разномарочныйподвижной состав, оборудованный изотермическими кузовами и рефрижераторнымиустановками.
В распоряжении комбинатанаходятся высокоэффективная техническая служба, комплекс проведениясанитарной обработки кузовов и моечных работ с оборотным циклом воды исобственная АЗС. Это позволяет поддерживать подвижной состав в отличномсостоянии и обеспечивает своевременную подачу автомобилей заказчикам.
В данной области сотрудничает с такими компаниями как: Лианозовский, Останкинский и Черкизовскиймолочные комбинаты, сетью магазинов «МИР», Торговая компанияВимм-Билль-Данн и др.
Автокомбинат располагаетавтомобилями грузоподъемностью от 5 до 14 тн. для транспортировки промышленныхгазов (аргон, ацетилен, кислород, пропан, двуокись углерода). Среди нашихклиентов Балашихинский Кислородный завод, компания «Витал-Газ»,Управление Здравоохранением г. Москвы и др.
На территории ЗАО«Автокомбинат №3» размещается стационарный диагностический комплексдля проведения государственного техосмотра автобусов, грузовых и легковыхавтомобилей, а также АТС, перевозящих опасные грузы. Комплекс оснащендиагностическим оборудованием фирмы МЮЛЛЕР БЕМ (Франция), которое предназначенодля проверки на токсичность отработанных газов (CO, CH, дым), эффективноститормозной системы, рулевого управления и работы внешних световых приборов.Кроме того, осуществляется органолептический осмотр АТС, согласно методампроверки (ГОСТ Р51709-2001)
Проводится техническийосмотр легковых, грузовых автомобилей, автобусов и прицепов, зарегистрированныхв любом административном округе г. Москвы. Результаты технического осмотраавтотранспортных средств выдаются на русском языке в виде диагностической картызаданного образца и, при необходимости, свидетельство о допуске на перевозкуопасных грузов.
В распоряжении ЗАО«Автокомбинат №3» имеется крупная высоко оснащенная авторемонтнаябаза, укомплектованная квалифицированным инженерным и рабочим составом ипредлагающая свои услуги сторонним организациям и частным лицам на коммерческойоснове. Выполняются все виды ремонтных работ для автомобилей марок МАЗ,КамАЗ, ЗИЛ и ЗИЛ 5301 «Бычок». Автокомбинат гарантирует срочностьи качество производимых работ.
          Для владельцев транспортныхсредств наливного профиля предлагается возможность проведения тарировкисоответствующих емкостей. Оплата в зависимости от величины емкостицистерны.
В пользование клиентовпредоставляются возможности моечного комплекса, состоящего из четырехпоточных линий, две — зарубежного производства. Обслуживаются все виды транспортаот легковых автомобилей до еврофур и автобусов.
Малярный цех предлагает полный комплексокрасочных работ, в том числе подготовительных: обработка ржавчины, грунтовка,шпаклевка. Сложность выполняемых работ — соответственно третьему разрядуклассификации окрасочных работ. Оплата по согласованию.
Цех жестяных исварочных работпроводит кузовные работы для легковых автомобилей, автобусов и грузовыхавтомобилей марок МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ и ЗИЛ 5301 «Бычок» любой сложности.Срок выполнения работ — в зависимости от сложности.
Также по желаниюзаказчика проводится комплекс работ по переоборудованию предоставленныхавтомобилей для перевозки опасных грузов.
Соответствующиеподразделения технической службы проводят работы по монтажу покрышеккамерного и бескамерного типа на грузовые автомобили и автобусы. Оплата подоговоренности.
 
9.СОСТАВ И СТРУКТУРА ШТАТНОГОРАСПИСАНИЯ
 
Отдел/Должность
ФИО Генеральный директор Юзбашев Владимир Георгиевич Секретарь Потапова Елена Борисовна Зам. генерального директора по финансам Сергеев Юрий Викторович Главный экономист Амелехин Александр Сергеевич Главный Инженер Старченков Евгений Анатольевич
Ремонтная зона Зам генерального директора по грузовым перевозкам Хусяинов Хайдар Абдуллович
Отдел заказов — Служба эксплуатации
Диспетчерская
Заказ автобусов
Юридический Отдел Коноплев Владимир Всеволодович
Отдел кадров Ребане Антс Теодорович
Бухгалтерия Шевченко Надежда Алексеевна
Финансовый отдел бухгалтерии
Оплата труда работниковОбщества  — на основе должностных окладов, исходя из установленной минимальноймесячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда, занятого в нормальныхусловиях.  С учетом  роста потребительских цен по региону, осуществляетсяповышение доходов работников на основе индексации заработной платы. За основныерезультаты хозяйственной деятельности работники премируются в соответствии сПоложениями о премировании.
На сегодняшний день в головном предприятии Общества работает 19 человек.За последний (2002) год предприятие создало 2 рабочих места.
Из общей численности работающих:
-3 с высшим образованием;
-1 с незаконченным высшим образованием;
-15 со средним образованием.
Повозрастному принципу составработающих на предприятии распределяется следующим образом:
6.  20-25лет 2 человек;
7.  25-35лет  5 человек;
8.  35-45лет 10 человек;
9.  старше50 лет  2 человек.
Трудовые отношения на предприятии,включая вопросы найма и увольнения режима труда и отдыха, условий оплаты труда,гарантии и компенсации регулируются индивидуальными трудовыми договорами(контрактами).        
Условия  индивидуальных трудовыхдоговоров (контрактов) не могут ухудшать положения сотрудников предприятия посравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством РФ.Социальное страхование сотрудников предприятия их социальное обеспечениерегулируются нормами действующего законодательства РФ.  Предприятие вноситотчисления по государственному социальному страхованию  и отчисления напенсионное обеспечение по ставкам, установленным для предприятий и организацийРФ. Основное формой осуществления полномочий трудового коллектива предприятияявляется общее собрание. С водителями предприятие заключает двухсторонниеспециальные соглашения, в которых строго оговаривается ответственность, котораяложится на водителей, уезжающих  в рейс. 10.АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
Основная деятельность предприятиямеждународные автомобильные перевозки.  Международной перевозкой считаетсятакая перевозка, когда перемещение товара, составляющего предмет обязательстваперевозчика, производится через государственную границу и выполняется наусловиях, которые установлены заключенными этими государствами международнымисоглашениями. Общество осуществляет следующие виды международных перевозок:
· по количеству используемых транспортных средств:
— перевозки смешанного сообщения;
· в зависимости от предмета транспортной операции:
--перевозка грузов; 
· в зависимости от периодичности транспортных операций:
--перевозки регулярные;
--перевозки чартерные (нерегулярные);
· с учетом порядка прохождения пограничных пунктов:
--бесперегрузочные;
--перегрузочные.
Выбор транспорта определяетсяследующими показателями: скорость, стоимость, надежность, качество перевозки.Каждый вид транспорта отличается своей спецификой.
На предприятии товаросопроводительнаядокументация в зависимости от вида транспорта различается. При смешанныхперевозках (на нескольких видах транспорта) (в 2000 году предприятиеосуществляло автомобильно-железнодорожные перевозки, теперь этот виддеятельности не применяется)  используется документ смешанной перевозки, оноформлен в соответствии с унифицированными правилами международных смешанныхперевозок.
При международных автомобильныхперевозках используется документ — товарно-транспортная накладнаяавтомобильного транспорта — CMR, в ней указываются данные о грузе, месте и датеее составления, наименовании и адресе отправителя, перевозчика, получателя идр. В тоже время CMR являетсястрахованием груза. При международных автомобильных перевозках используетсядокумент — книжка МДП (карнет TIR). Этот документ предназначен для упрощенияпересечения таможенных границ, т. к. в соответствии с международной конвенциейгруз, перевозимый автомобильным транспортом с карнетом, обычно освобождается оттаможенного досмотра в промежуточных таможенных постах и является страхованиемперед таможенными органами. Карнет имеет гарантию международного автомобильноготранспорта (МСАТ).
Транспортно-экспедиционное обслуживаниеосуществляется в следующей последовательности:
1 этап (до заключения контракта):
- анализ конъюнктурырынков транспортных услуг (тарифные ставки, фрахт, т. е.  стоимость доставкиединицы груза различными средствами транспорта);
- расчет транспортныхиздержек с учетом базисных условий — смета транспортных расходов.
2 этап (в процессе реализации сделкизаключается договор с транспортно-экспедиционной фирмой):
- готовятся всенеобходимые документы;
-  готовится товар;
- оформляетсястрахование груза;
-  выполняютсятаможенные, санитарные, ветеринарные формальности;
- оформляется ГТД(грузовая таможенная декларация), паспорт сделки; оплачиваются налоги, пошлины,сборы;
- организовываетсяслежение за продвижением транспорта (от грузоотправителя до грузополучателя).
3 этап (после завершения сделки):
- производятсядополнительные взаиморасчеты, если они появились;
- при необходимостипредъявляется иск, претензии к транспортно-экспедиционным службам, если онипоявились. Оформляется необходимая документация с учетом исковой давности.
 К  транспортно-экспедиционным операциям относятся:
--выбор рационального видатранспорта с учетом стоимости доставки и сроков перемещения;
— организация накопления груза, хранение на складах;
— упаковка, маркировка, комплектация;
— обеспечение контейнерных перевозок в оптимальномрежиме;
--подготовка необходимыхтранспортных и грузосопроводительных  документов;
— осуществление расчетов сперевозчиком;
--оформление коммерческихактов (порчи, недостачи, повреждений и т.д.);
--подготовка транспорта кперевозке режимных грузов (огнеопасных, взрывоопасных).
11.  АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
Для более подробногорассмотрения финансово-экономического состояния предприятия произведем анализфинансового положения, которое характеризуется обеспеченностью финансовымиресурсами, необходимыми для нормальной деятельности предприятия,целесообразностью и эффективностью их использования, финансовымивзаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, платежеспособностью ифинансовой устойчивостью. Способностью предприятия своевременно производитьплатежи свидетельствует о его хорошем положении. Устойчивость финансовогоположения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности иправильности вложения финансовых ресурсов в активы.  Для общего преставления обизменении величины активов и их структуры проведем вертикальный игоризонтальный анализ отчетности.
Вертикальный анализструктуры баланса производится с целью выявления значимости его статей. Приданном анализа за 100% принимается итог баланса (при анализе себестоимости за100% принимается выручка). Все компоненты баланса рассчитываются относительно100% итога баланса актива или пассива.
Таблица 2   Вертикальный анализ Показатели
Значения. тыс.руб.
на начало 2002года Значения, тыс.руб. на конец 2002 года Процент, % на начало 2002 года Процент, % на конец 2002 года
Измене
ния 1 2 3 4 5 6 1.внеоборотные активы
117279[1] 105191 66,88 67,21 0,33 1.1нематериальные активы 109 103 0,06 0,07 0,01 1.2.основные средства 117170 105088 66,82 67,71 0,89 2.оборотные активы 58069 51328 33,12 32,79 -0,33 2.1.запасы 53685 48113 30,62 30,84 0,12 2.2. дебиторская задолженность 1809 3151 1,03 2,01 0,98 2.3.денежные средства 2575 64 1,47 0,04 -1,43 Итого активов 175348 156519 100 100 3.собственный капитал 162642 136599 92,75 87,27 -5,48 3.1.уставный капитал 1950 1950 1,11 1,25 0,14 3.2.резервный фонд 7032 7032 4,01 4,5 0,49 3.3.фонд специального назначения 139332 162218 79,46 103,6 24,14 3.4.нераспределенная прибыль 14328 -34601 8,17 -22,11 -30,28 4.кредиторская задолженность 12706 19920 7,25 12,73 5,48 4.1.поставщики и подрядчики 100 0,06 0,06 4.2перед бюджетом 3404 2351 1,94 1,5 -0,44 4.3.прчие кредиторы 9302 17469 5,3 11,16 5,86 Итого пассивов 175348 156519 100 100 /> /> /> /> /> /> />
Из таблицы 2 видно, что вструктуре баланса произошли некоторые изменения за анализируемый период (2002год). Максимальная величина изменений составляет 24,14% (на эту величинуувеличились поступления в фонд специального назначения). На конец 2002 годауменьшилась нераспределенная прибыль на 30,28%. Других значительных изменений вструктуре баланса изменения в целом не повлияют на платежеспособность ифинансовую устойчивость предприятия.
Горизонтальный анализотчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц,в которые абсолютные показатели дополняются относительными тепами (снижения). Вчастности, если производится горизонтальный анализ баланса, данные баланса нанекоторую дату (база отчетности) берутся за 100%; далее строятся динамическиеряды статей и разделов баланса в процентах к их базисным значениям. Какправило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), чтопозволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но ипрогнозировать их значения. Ценность результатов горизонтального анализасущественно снижается в условиях инфляции.Таблица 3.  Горизонтальный анализПоказатели
Значе
ния, Тыс.руб. на начало 2002 года Значения, тыс.руб. на конец 2002 года Процент, % на начало 2002 года процент, % на конец 2002 года Изменения 1 2 3 4 5 6 1.внеоборотные активы 117279 105191 100 89,69 -10,31 1.1.основные средства 117170 105088 100 89,688 -10,312 1.2.нематериальные активы 109 103 100 94,495 -5,505 2.оборотные активы 58069 51328 100 88,39 11,61 2.1.запасы 53685 48113 100 89,62 -10,38 2.2. дебиторская задолженность 1809 3151 100 174,18 74,18 2.3.денежные средства 2575 64 100 2,49 -97,51 Итого активов 175348 156519 100 89,26 -10,74 3.собственный капитал 162642 136599 100 83,99 -16,01 3.1.уставный капитал 1950 1950 100 100 3.2.резервный фонд 7032 7032 100 100 3.3.фонд специального назначения 139332 162218 100 116,43 16,43 3.4.нераспределенная прибыль 14328 -34601 100 -241,49 -341,49 4.кредиторская задолженность 12706 19920 100 156,78 56,78 4.1.поставщики и подрядчики 100 100 -100 4.2перед бюджетом 3404 2351 100 69,07 -30,93 4.3.прочие кредиторы 9302 17469 100 187,8 87,8 Итого пассивов 175348 156519 100 89,26 -10,74
Анализируя данные таблицы3 можно отметить, что наибольшие изменения произошли по следующим статьям:
1.  увеличилась дебиторская задолженностьна 74,18% на конец 2002 года;
2.  произошло сокращение нераспределеннойприбыли 341,49%;
3.  уменьшилась кредиторскаязадолженность поставщикам и подрядчикам на 100%, а кредиторам на 87,8%увеличилась.
Однако, анализируя данныеизменения, не следует забывать, что горизонтальный анализ не учитываеткоэффициент инфляции, следовательно, все статьи баланса увеличены.

списоклитературы
1. А.А. Смехов«Введение в логистику» – М.: Транспорт, 1993. – 112 с.
2. РоссийскаяАвтотранспортная Энциклопедия, том 1, 2-е издание 1998 г.
3. РоссийскаяАвтотранспортная Энциклопедия, том 3, выпуск 1 2000 год
4. Консультант плюс
5.  А.А. Комаров.«Повышение качестватранспортного обслуживания народного хозяйства. Изд. «Знание», 1988 г.
6.  Ю.М. Неруш и др. «Грузовые перевозкии тарифы», Москва, изд. «Транспорт», 1988 г.
7.  Л.А. Александров и др. «Организация ипланирование грузовых автомобильных перевозок», изд. «Высшая школа», 1986 г.
8.  Б.Л. Геронимус «Совершенствованиеплнирования на автомобильном транспорте», изд. «Транспорт».
9.  А.П. Анисимов «Организация ипланирование работы автотранспортного предприятия», изд. «Транспорт», 1982
10. А.Н. Лохов«Организация управления на автомобильном транспорте», изд. «Транспорт» 1987 г.
11. М.С. Ходош, Б.А.Дасковский «Организация и управление перевозками грузов  автомобильнымтранспортом», изд. «Транспорт», 1989г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.