Ремонт мотоциклетного двигателя
Разборка двигателя
Без снятия двигателя с рамы можно производить ремонт (замену)следующих узлов и деталей:
1. Цилиндро-поршневую группу (цилиндр, поршень, поршневой палец,кольца, подшипник верхней головки шатуна).
2. Генератор (ротор, статор, прерыватель, конденсатор).
3. Правый сальник коленчатого вала.
4. Механизм управления сцеплением, диски сцепления.
5. Звездочку вторичного вала.
6. Головку цилиндра.
7. Маслонасос.
Замена коленчатого вала, коренных подшипников, левого сальникаколенчатого вала, половин картера, пускового механизма и коробки передачпроизводится только на снятом с рамы двигателе.
Снятие двигателя с рамы производится в следующейпоследовательности:
1. Отсоединить шланг бензопровода.
2. Ослабить винты хомутиков крепления карбюратора и отвести его всторону вместе с резиновыми патрубками.
3. Отсоединить провод датчика нейтрали.
4. Отсоединить трос от декомпрессора.
5. Снять со свечи колпачок с проводом высокого напряжения.
6. Отсоединить глушитель с выхлопной трубой..
7. Снять крышку генератора и правую крышку картера. Отсоединитьтрос сцепления.
8. Разъединить цепь привода заднего колеса.
9. Отсоединить пучок проводов от генератора.
10. Отсоединить маслопровод от маслобака.
11. Отвернуть гайки крепления двигателя в передней части, вынутьболты и резиновые подушки.
12. Ослабить болт крепления левого рычага тормоза и снять рычаг.
13. Отвернуть гайку крепления двигателя в задней части, вынуть осьи распорные втулки.
14. Взятьдвигатель за цилиндр и рычаг пускового механизма и снять его с рамы.
Установка двигателя на раму производится в обратнойпоследовательности, При этом следует обратить внимание на положение защелкизамка цепи, она должна быть установлена разрезом в сторону, противоположнуюдвижению цепи.
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА
Для разборки цилиндро-поршневой группы без снятия двигателя с рамынеобходимо:
1. Снять седло, бензобак, глушитель с выхлопной трубой, карбюратор,со свечи колпачок с проводом высокого напряжения.
2. Отсоединить трос от декомпрессора.
Разборка
1. При необходимости замены свечи или ремонта декомпрессоравывернуть их из головки цилиндра.
2. Отвернуть гайки крепления цилиндра и головки и снять её сошпилек.
3. Установить поршень в нижнее положение, снять цилиндр со шпилек,не допуская повреждения прокладки.
4. Снять прокладку.
5. Во избежание попадания посторонних предметов в. кривошипнуюкамеру закрыть ее чистой салфеткой.
6. Вынуть стопорные кольца поршневого пальца..
7. Придерживаяпоршень рукой, выпрессовать поршневой палец.
/>
8. Вынуть подшипник из верхней головки шатуна.
9. Снять поршневые кольца, используя для этого 5—6 стальных илилатунных пластинок (длина 30—40 мм, ширина 3—5 мм, толщина 0,2—03 мм).
Пластины вводятся под кольцо в месте стыка и равномернораспределяются по окружности между поршнем и кольцом, затем кольцо по пластинамвыводится вверх.
Допустимо снятие колец с поршня без пластин, но надо иметь ввиду,что при большом разведении концов кольца возможна его поломка.
Необходимозаметить порядок расположения колец в канавках поршня, чтобы при сборкеобеспечить установку их на свои места.
/>
Выявление дефектов и ремонт
Головка цилиндра
Осмотретьсостояние резьбы в отверстии головки под свечу. При повреждении резьбы головкузаменить или отремонтировать. Во втором случае рассверлить отверстие до 0 18,4мм и нарезать резьбу М20Х1,5 изготовить бронзовую втулку согласно рис, 3,завернуть втулку в головку до упора и сделав разметку, обработать нижний торецпод сферу головки, раскернить ее на внутренней поверхности головки.
Осмотреть состояние плоскости разъема головки и цилиндра. При наличиизабоин или неровностей на плоскостях разъема (определяется по следам пропускагаза) удалить их шабером и, при необходимости, плоскости притереть на плите.
Дляудаления нагара с головки рекомендуется применять специальный раствор. При отсутствиираствора нагар удаляется металлически скребком или шабером, затем поверхностьзачищается наждачной шкуркой с последующей промывкой в керосине.
/>
Поршень и цилиндр
Дляопределения величины износа производятся обмеры поршня и цилиндра.
/>
Если зазор между поршнем и цилиндром больше 0,3-0,4 мм, ихнеобходимо ремонтировать.
Ремонту подвергаются также цилиндры, имеющие на рабочей поверхностиглубокие риски, задиры.
Ремонт проводится двумя способами:
а) подбором и установкой нового комплекта (нормального размера) цилиндра,поршня и поршневых колец взамен изношенных;
б) расточкой и хонингованием старого цилиндра и установкойремонтных колец и поршня.
При замене поршня и цилиндра их подбирают из одной группы
/>
В ЗИП (запчасти, инструмент и приспособления) поставляются
поршни и цилиндры трех размерных групп. Клеймение номера группы —на головке поршня и верхнем ребре цилиндра.
Замер диаметров поршней производится на расстоянии 35±2 мм отнижнего торца поршня в плоскости, перпендикулярной оси пальца.
Второй способ ремонта заключается в установке ремонтных колец ипоршня взамен изношенных. Цилиндр обрабатывается под размер ремонтного поршня.
В ЗИП поставляется ремонтные поршни и поршневые кольца двухразмеров
/>
/>
Клеймение группы производится на головке поршня (первый ремонт—Р,второй ремонт—2Р).
Маркировка группы колец проставлена на ярлычке в упаковке комплектапоршневых колец.
Диаметр обработанного цилиндра должен быть равным действительномудиаметру поршня плюс 0,02—0,03 мм, чистота обработки зеркала цилиндра—106класс, овальность и конусность по всей длине не более 0,03 мм.
Обработка цилиндра под ремонтный размер производится:
а) растачиванием цилиндра с последующей доводкой хонйнго-ваниемили на притире;
б) двухкратным хонингованием (предварительным и окончательным).
Растачивание цилиндров проводится на специальных расточи ных илитокарных станках.
При закреплении цилиндра базируются на нижнюю плоскость фланцацилиндра и наружный диаметр гильзы. Для растачивания на токарном станке цилиндркрепится на специальной планшайбе четырьмя шпильками, как на картере двигателя.Растачивание проводится за один проход, скорость резания не-менее 100 м/мин.поддча 0,01—0,1 мм/об. Припуск на последующую доводку 0,05— 0,1 ммна сторону.
Цилиндр доводится на хонинговальных станках карборундовыми брускамис зернистостью 300—500, бруски подбираются по длине так, чтобы расстояние междуторцами брусков в крайних (верхнем и нижнем) положениях доводочной головки былоравно 4—6 мм, а выход брусков из цилиндров 15—20 мм.
Если для хонингования отсутствует специальное оборудование, тодоводку можно провести на токарном станке чугунным или деревянным притиром сиспользованием корундового порошка или вручную разжимным притиром, при этомнеобходим периодический контроль размеров цилиндра, а припуск на доводку долженбыть минимальным.
Цилиндр обрабатывают под ремонтный размер двухкратным хонингованием.Предварительным хонингованием необходимо вы, вести бочкообразную форму рабочейповерхности изношенного цилиндра, а также возможные задиры и риски брускамизернистостью 150—200, для окончательного хонингования применяются брускизернистостью 300—500.
Припуск на окончательное хонингование 0,03—0,05 мм на сторону.
Поршневой палец, отверстия бобышек поршня и подшипник верхней головкишатуна
При установке нового поршня (нормального или ремонтного: размера)по отверстиям в бобышках подбирается палец.
Пальцы и отверстия бобышек имеют четыре размерные группы
/>
Цвет метки на торце пальца должен соответствовать цвету метки набобышке внутри поршня.
Детали верхней головки шатуна подбираются согласно табл.
/>
Поршневые кольца
Новые поршневые кольца устанавливаются при замене поршня сцилиндром или в случае, когда замеренный щупом зазор в стыке кольца,установленного в новый цилиндр на расстоянии 10—30 мм от верхнего торца,превышает 3 мм.
/>
Перед установкой нового кольца на поршень необходимо;
а) вставить кольцо в цилиндр и щупом замерить величину зазора встыке кольца, в новом цилиндре зазор должен быть равным 0,25...0,50 мм, применьшем зазоре концы кольца необходимо, подпилить;
б) установить кольцо в цилиндр стыком в направлении, соответствующемрабочему положению, и при помощи света лампы определить правильность егоприлегания к цилиндру, зазор на просвет допускается на дуге не более 90° и недопускается в зоне стыка кольца на дуге ±30°.
Нагар из канавок поршня рекомендуется, удалять специальнымраствором или с помощью шабера.
Сборка
1. Используя, пластинки, надеть кольца на поршень, сориентировавстыки колец на стопорные штифты поршня.
2. Проверить подвижность кольца в канавке поршня, зазор междуторцовой поверхностью, кольца и канавкой должен находиться в пределах 0,065—0,1мм, кольцо должно передвигаться в канавке свободно, без заеданий.
/>
3. Вставить в одну из бобышек поршня стопорное кольцо, а вотверстие противоположной бобышки — смазанный маслам поршневой палец.
4. Надеть поршень на верхнюю головку шатуна штифтами в сторонувыхлопного окна. Совместить отверстия бобышек поршня и подшипника верхнейголовкишатуна при помощи оправки, придерживая поршень рукой, легкимиударами молотка запрессовать палец. Установить второе стопорное кольцо.
5. Перед установкой цилиндра проверить плоскости разъема цилиндра икартера и при необходимости зачистить. На фланец картера установитеуплотнительную прокладку.
6. Установить стыки поршневых колец против стопорных штифтов,сжать их специальной обжимной из комплекта инструмента.
7. Положить под поршень специальную подставку из комплектаинструмента, смазать зеркало цилиндра маслом и надеть цилиндр на поршень,сдвигая обжимку вниз.
8. Снять обжимку, убрать подставку и установить цилиндр на место. Установитьголовку цилиндра и закрепить ее, ввернуть декомпрессор, присоединить трос кдекомпрессору.
/>