Сибирский ГосударственныйМежрегиональный Колледж
Строительства и Предпринимательства
Специальность № 1705
Пояснитиельная записка к курсовому
По предмету:> .
Тема: “Рессорно-кузнечный”.
Выполнил:
Студент гр.4053
Шоломицкий А.В.
Руководитель:
ИЛЬИНМ.М.ИРКУТСК
2002Содержание
Стр.
1.Введение
2.Расчетно — технологическая часть
2.1 Характеристика участка /схема технологическогопроцесса/
2.2 Определение трудоемкости
2.3 Расчет годового объема работ
2.4 Расчет фондов времени рабочих и оборудования
2.5 Расчет количества работающих и распределениерабочих по разрядам
2.6 Подбор и расчет количества оборудования
2.7 Расчет площади оборудования
3. Разработка технологического процесса
3.1 Исходная информация
3.2 Выбор способов устранения дефектов
3.3 Составление плана операций
3.4 Расчет режимов обработки и норм времени
3.5 Составление операционной, технологической имаршрутной карт
4. Конструкторская часть
4.1 Назначение и устройство универсальных тисков
4.2 Работа приспособления
4.3 Техника безопасности
5. Список использованной литературы
КП 1705. 70. 00. 00. ПЗ
Изм
Лист
№документ. Подп Дата
Разработал
Кузнечно-рессорный
Лит
Лист 2
Листов
Проверил
Ильин М.М.
№контроль
СГМКС и П гр.4053 Утвердил /> /> /> /> /> /> /> /> />
1.Введение.
1.1 Введение.
Перевозки автомобильным транспортомпредполагают использование подвижного состава (автомобилей и автопоездов),находящегося в исправном техническом состоянии.
Исправное техническоесостояние означает полное соответствие подвижного состава нормам, определяемымправилами технической эксплуатации, и характеризует его работоспособность.
Работоспособность автомобиляоценивается совокупностью эксплуатационно-технических качеств — динамичностью,устойчивостью, экономичностью, надежностью, долговечностью, управляемостью ит.д. – которые для каждого автомобиля выражаются конкретными показателями. Чтобыработоспобность автомобиля в процессе эксплуатации находилась на требуемомуровне, значение этих показателей длительное время должны мало измениться посравнению с их первоначальными величинами.
Однако техническое состояниеавтомобиля, как и всякой другой машины, в протцессе длительной эксплуатации неостается неизменными. Оно ухудшается в следствии изнашивания деталей и механизмов,поломок и других неисправностей, что приводит результате к ухудшениюэксплуатационно-технических качеств автомобиля.
Изменение указанных качеств автомобиляпо мере увеличения пробега может происходить также в результате несоблюденияправил технической эксплуатации или технического обслуживания автомобиля.
Основным средством уменьшенияинтенсивности изнашивания деталей и механизмов и предотвращения неисправностейавтомобиля, то есть поддержания его в должном техническом состоянии, являетсясвоевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания.
Под техническим обслуживанием понимаютсовокупность операций (уборо-моечные, крепежные, регулировочные, смазочные идр.), цель которых – предупредить возникновение неисправностей (повыситьнадежность) и уменьшить изнашивание деталей (повысить долговечность), апоследовательно, длительное время поддерживать автомобиль в состоянии постояннойтехнической исправности и готовности к работе.
Даже при соблюдении всех мероприятийизнашивание деталей автомобиля может приводить к неисправностям и кнеобходимости восстановления его работоспособности или ремонта. Следовательно,под ремонтом понимается совокупность технических воздействий, направленных навосстановление технического состояния автомобиля (его агрегатов и механизмов),потерявшего обслуживание и ремонта автомобилей.
Основной документ согласно которому производитсяТО и ремонт на автопредприятиях положения о ТО и ремонте ПС автомобильноготранспорта. Согласно этого документа, ТО производится плановопредупредительно,через определенный пробег.
Существуют следующие виды ТО и ремонта:ЕО – ежедневное обслуживание, направлено в первую очередь на проверку узловбезопасности перед выходом и по возвращению с линии.
ТО-1 – первое техническое обслуживание,проводится через 3-5 тыс. км. ТО-2 – второе ТО, проводится через 10-15 тыс. км.СО – сезонное обслуживание, проводится весной и осенью. ТР – текущий ремонт, ремонтнаправленный на восстановление технически неисправного состояния, исключая базовыедетали.
Одним из направлений, позволяющихповысить техническое состояние парка автомобилей при минимальных расходах настроительство производственной базы для ТО и текущего ремонта, является строительствои организация баз централизованного обслуживания и ремонта автомобилей. Базацентрализованного обслуживания обеспечивает ТО и ТР несколько автохозяйств, неимеющих собственной производственной базы. Такая форма организации позволяетсконцентрировать средства механизации производственных процессов, повыситьпроизводительность труда и качеств работ.
2.Технологическая часть.
2.1Характеристика участка.
К кузнечно-рессорным работам относятсяремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клепка,ковка деталей) и ремонт рессор, имеющих пониженную упругость, поломки отдельныхрессорных листов и износ втулок коренных листов.
Детали, требующие ремонта, поступают накузнечно-рессорный участок со склада деталей, ожидающих ремонта. Послекузнечных работ детали направляют согласно технологическому маршруту на другиеучастки для дальнейшей обработки. Готовые детали поступают на участок комплектования.
Новые детали изготовляют из металла,поступающего со склада или с заготовительного участка, после предварительнойрезки на заготовки.
Рессоры, требующие ремонта, поступаютна кузнечно-рессорный участок в собранном виде с разборочно-моечного участка.Здесь их разбирают, дефектуют и сортируют на годные, негодные и требующие ремонта.
Листы рессор, требующие ремонта,отжигают в печи, после чего им придают требуемую стрелу пробега. Затемрессорные листы термически обрабатывают и рихтуют. Готовые рессорные листыпоступают на посты сборки рессор. Некоторое количество поломанных рессорныхлистов используют для изготовления из них листов меньшей длины. Вместо негодныхлистов изготовляют новые из заготовок полосовой рессорной стали. Собранныерессоры испытывают на стенде и транспортируют на участок сборки.
Схема технологического процесса./> /> /> /> /> /> /> /> />
Деталь поступает на участок, ее разбирают, принеобходимости моют, затем отправляют на дефектовку. После этого деталисортируют, негодные отправляют в утиль, детали требующие ремонта ремонтируют,годные детали отремонтированные, а также новые или изготовленныесамостоятельно, поступают на сборку и испытание.
2.2 Определение трудоёмкости.
Определение норму трудоемкости для заданных условийпо формуле:
/> [6] (2.2)
/>
/>
Где:
tn-норма трудоемкости в эталонных условиях(3,4) [6стр.158]
К1-коэффициент коррекции трудоемкости учитывающий величину производственнойпрограммы (0,94) [6 табл.10]
К2-коэффициент коррекции трудоемкости учитывающий многомодельность ремонтируемыхагрегатов (1) [6 стр.27]
К3-коэффициент коррекции трудоемкости учитывающий структуру производственнойпрограммы (1,03) [6 стр.27]
Таккак коэффициента коррекции К1 нет в таблице (для нашего случая) егонужно рассчитать по формуле:
2.3Расчет годового объема работ.
Приводимпроизводственную программу к полнокомплектным автомобилей.
Позаданию:
Зил-130– 1500шт.
Камаз-5320– 1000шт.
Выбираемза основную модель автомобиль Газ-53 и приводим по формуле:
/> [6] (2)
Где:
N-годоваяпроизводственная программа капитального ремонта автомобилей (шт).
Nа — годовая производственная программа капитальногоремонта товарных агрегатов (шт)
Ка — коэффициент приведения по трудоемкостипроизводственной программа капитального ремонта товарных агрегатов кпроизводственной программе капитальнгремонта полнокомплектных автомобилей(1,7) [6] (табл.8)
/>
/> [6] (2.3)
Где:
N2, N1 –соответственно большая и меньшая ближайшие величины приведенной производственнойпрограммы, [6 табл.10 стр.29]
КN1, КN2 - коэффициент коррекциитрудоемкости, соответствующий значениям производственной программы, [6 табл.10стр.29]
/>
/> [6] (2.4)
Где:
t- трудоемкостьна единицу продукции (принимаемая по нормам)
N- годоваяпроизводственная программа авторемонтного предприятия.
/>
2.4Расчет фондов времени рабочих и оборудования
2.4.1Расчет номинального фонда времени.
/> [6]
Где:
Тфн-номинальный годовой фонд времени (час.)
365-количество дней в 2002 году.
104- количество выходных дней в году.
11-количество праздников в году.
tcм-длительность рабочей смены (8 часов)
/>
2.4.2Расчет действительного фонда времени.
/>
Где:
Тфд-действительный годовой фонд времени(час.)
365-количество дней в 2002 году.
104- количество выходных дней в году.
11-количество праздников в году.
3-количество субботних дней за время отпуска.
tcм-длительность рабочей смены (8 часов)
tо — длительность отпуска (24 рабочего дня)
β- коэффициент учитывающий потери рабочеговремени (0,96-0,97)
/>
2.4.3Расчет действительного фонда времени работыоборудования.
/>
Где:
Фдо — действительный фонда времениоборудования (час).
Ŋ-коэфицент использования оборудования,учитывающий простой оборудования в ремонте (0,93-0,98)
y-число смен (1)
/>
2.5Расчет количества работающих и распределение по разрядам.
Составработающих различают на списочный и явочный.
Списочный– называется полный состав работающих, числящихся по спискам на предприятии,включающий в себя как фактически так и явившихся на работу, так и отсутствующихпо уважительным причинам.
Явочным– называется состав рабочих фактически явившихся на работу.
Числопроизводственных рабочих определятcя по формуле:
Явочноеколичество
/> [6] (2.5),
Где:
mяв — явочное количество рабочих (чел)
/>
Списочноеколичество
/> [6] (2.6),
Где:
mсп -списочное количество рабочих (чел)
/>
Число вспомогательных рабочих
/> [6] (2.7),
Где:
mвсп -вспомогательное количество рабочих (чел)
П1 – процент вспомогательных рабочих (0,35)
/>
Общая численность рабочих:
/> [6] (2.8)
Где:
mоб -общее количество рабочих (чел)
/>
Таблица №2.1
Распределение рабочих по разрядам.Наименование участка Профессия Число рабочих Число рабочих По сменам По разрядам Рессорно-кузнечный Кузнец 8 1 2 3 1 2 3 4 5 6 8 - - 1 1 3 1 1 1
Средний разряд рабочего данного участка определяем поформуле:
/> [6] (2.9),
Поданным действующих авторемонтных заводов определены разряды производственныхрабочих; на рессорно-кузнечном участке средний разряд, равен 3,4 [6, стр.33]
Где:
m1, m2,mn– числорабочих соответствующих разрядов.
R1, R2,Rn–разрядырабочих.
/>
2.6Подбор оборудования.
Длятого чтобы подобрать оборудование нужно знать его примерное количество, егорассчитывают по формуле:
/> [6] (2.9)
/>
2.7Расчет площади, занимаемой кузнечно-рессорным участком.
/> [6] (2.10),
Fоб — площадь занимаемая оборудованием и инвентарем, (м2)
Кп-коэффициент перехода от площади, занятой оборудованием и инвентарем, к площадиучастка. [6 cтр.45] (4,5)
Площадьзанимаемая оборудованием :
/>
/>
Принимаемплощадь рессорно-кузнечного участка равную 144 м2. Размером длинна12м ширина 12м.
Подбор технологического оборудования. Таблица 2.
Оборудование,
приборы, прис-пособления, специальный инструмент.
Модель
(тип) Принятое количество Габаритные размеры в плане, мм
Общая зани-маемая площадь, м/> Потребляе-мая мощно-сть, кВт 1. Стенд для разборки и сборки рессор. планировочный 1 1500X1300 1,95 -
2.Станок для рихто-вки рессорных
листов. 2470 (АСО) 1 700X600 0,42 2,8 3. Машина для формовки и закалки рессорных листов. 140 (АКТБ) 1 2250X1820 4,1 - 4. Стенд для испыта-ния рессор. 75 (АКТБ) 1 1950X650 1,27 2,8 5. Кузнечный горн на 2 огня. НП-016 1 2200X100 2,2 - 6. Двурогая наковальня планировочный 1 Æ 600 0,28 - 7. Ковочный пнев-матический молот. МБ-412 1 2400X1200 2,88 100 8. Центробежный вентилятор высокого давления с эл. двиг ВД-3 1 1600X800 1,28 3,0 9. Камерная термическая печь Н-30 1 1500X750 1,12 30,0 10. Слесарный верстак. Планировочный 1 3000X800 2,4 - 11. Стеллаж для деталей. Планировочный 3 1550X1000 4,89 - 12. Шкаф для инструментов. Планировочный 2 600X400 0,48 -
Продолжение таблицы 2.
Оборудование,
приборы, прис-пособления, специальный инструмент.
Модель
(тип) Принятое количество Габаритные размеры в плане, мм
Общая зани-маемая площадь, м/> Потребляе-мая мощно-сть, кВт 13. Стенд для очистки рессорных листов ТР-6805-104 1 1400X1000 1,4 - 14. Стенд для гибки стремянок крепления рессор - 1 1600X500 0,8 7,5 15. Ящик с песком. планировочный 1 600X600 0,36 -
3.Разработкатехнологического процесса.
3.Разработкатехнологического процесса
3.1Исходная информация.
Листырессор изготавливают из полосовой хромо марганцовистой или кремнистой стали споследующей закалкой и отпуском до требуемой твердости.
Рессорыизготавливают у автомобиля ЗИЛ-130 из стали 60С2 с последующей закалкой в маслепри температуре 900-920 С и отпуском при температуре 450-500 С до твердостиНВ.363-444.
Состояниерессоры определяют стрелой прогиба после осадки. Стрела прогиба определяетсяпод контрольной нагрузкой, которая для автомобиля ЗИЛ-130 должна быть: упередней рессоры в свободном состоянии 105 мм, при нагрузке 10,5 кН — (20+5) мму задней рессоры в свободном состоянии – 145 мм, при нагрузке 22 кН – (25+5)мм.
Основныедефекты рессор: потеря радиуса кривизны и упругости, сдвиг листов, поломка,трещины, износ листов, поломка стяжных хомутов и износ втулок.
Ремонт и сборка рессор.
Разбираюти собирают рессоры на специальных приспособлениях или в тисках. Рессорные листытщательно промывают, осматривают и при трещинах или износах, превышающихдопускаемые допуски, выбраковывают.
Листы,потерявшие упругость и форму, правят в холодную ударами молотка. Со сторонывыгнутой поверхности на подставке с выемкой необходимого радиуса или наспециальных стендах.
Листкладут на ведущие ролики стенда. Нужную стрелу прогиба устанавливают при помощикронштейна и винта по указателю и шкале через ролик. Автоматическая реверсированиеэлектродвигателя позволяет изменять направление вращения ведущих роликов идвижение рессорного листа.
Отремонтированныерессоры подвергают осадке и испытывают.
Нажимаютпрессом до тех пор пока стрелка прогиба не станет равной 0 и измеряютрасстояние L или стрелу прогиба после освобождения нагрузки.Нагрузка Р и стрела прогиба или расстояние L должнысоответствовать техническим условиям.
3.3 Схема ремонта рессор.
Рис.1
/>
/>
Дефектация />
Отжиг
/>
3.4 Технологическая карта.
ТР автомобиля ЗИЛ-130
Содержание работ: ремонт рессор .
Трудоемкость работ________________ чел *мин.___________
Исполнители 1 чел.
Специальность и разряд рабочего авто слесарь4-разряда. Таблица
№
п/п Наименование операций, переходов и приемов Место выполнение операций Число мест или точек обслуживания Оборудование и инструмент Тр, чел*м. Технические условия и указания 1
Снять рессоры
1. ослабить затяжку гаек стремянок
2. поднять домкра-том а/м, так, чтобы рессора разгрузи-лась, но колесо не отрывалось от пола
3. отвернуть болты крышек переднего и заднего кронш-тейнов рессор, и снять нижние резиновые подушки.
4. Поднять а/м домк-ратом установлен-ным подрамой, настолько, чтобы концы рессор вышли из кронш-тейнов, снять рес-соры.
Гаечный ключ
Домкрат
Ключ
Домкрат
10
10
20
30
Очистить резьбовые соединения.
Застопорить автомо-биль.
Очистить крышки кронштейнов. 2
Разборка рессоры
1 Отвернуть гайки хомутов и снять детали хомутов.
2 Сжать центральную часть рессоры тисками отвернуть гайки центрального болта и, ослабив тиски, разо-брать рессору
3 Промыть керосином все листы рессоры, протереть и осмотреть.
4 Заменить сломанные листы или листы с трещинами и другие неисправные детали.
5 Довести рихтовкой, если это требуется, радиусы изгиба испра-вных листов до вели-чин.
6 Переклепать ослабевшие заклепки чашек и хомутов.
Ключ
Тиски, ключ
Ванна ске-росином и щеткой, ветош
Станок для рихтовки рессорных листов
Двурогая наковальня
15
40
30
20
35
45
Очистить резьбовые соединения, провести дефектовку
Годные листы, поте-рявшие упругость, отжигают, гнут, зака-ливают и по вогнутой стороне обрабатыва-ют дробью.
4. Конструкторская часть.
4.1. Назначение и устройство универсальных тисков.
Тиски служат для закрепления обрабатываемых деталей нафрезерных и строгальных станках.
4.2. Работа приспособления.
Корпус (1, рис 2) прикрепляют к столу станка четырьмяболтами, которые входят в прорези основания корпуса (на чертеже болты не показаны).Обрабатываемую деталь закладывают м/у двумя стяжными пластинами (4, рис 2),одна из которых прикреплена винтами (8, рис 2) к корпусу, другая к подвижнойгубке (2, рис 2). Ходовой винт (3, рис 2), имеющий прямоугольную резьбу правогонаправления, фиксируется от осевого перемещения буртиками, упирающимися в торцыотверстия корпуса (1, рис 2) и крышки (5, рис 2). При перемещении подвижнойгубки влево обрабатываемая деталь зажимается м/у пластинками. Чтобы губка неприподнималась, к ней снизу болтами (7, рис 2), прикреплены две направляющиепланки (6, рис 2).
4.3 Техника безопасности.
Тиски должны быть надежно закреплены к основанию,губки тисков не должны быть изношены и хорошо удерживать ремонтируемыеагрегаты. Следить за тем, чтобы одежда рабочего не попала в тиски при ихзажимании. Запрещается пользоваться удлинителями при зажиме тисков,подкладывать м/у деталью и губками подкладки.
5 Список используемой литературы.
Список литературы.
1.> Москва “Транспорт” 1986год.
2“Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ” пособие по курсовому и дипломномупроектированию. Издательство Москва “Транспорт” 1991год
3. “Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ” пособие по курсовому и дипломномупроектированию. Издательство Москва “Транспорт” 1985год
4.Методические указания по курсовому и дипломному проектированию. Москва“Транспорт” 1991 год.
5.> Издание второе С.И. Румянцев Москва “Транспорт” 1988год.
6.Клебанов Б.В. > Москва “Транспорт” 1975год.