ТольяттинскийГосударственный Университет
Кафедра:Автомобили и тракторы
Расчёттяговой динамики и топливной экономичности автомобиля
Тольятти2010г.
Таблица.1.Тяговый расчёт автомобиля.Исходные данныеПараметр Значение Колёсная формула 4´2 Длина, мм 4350 Ширина, мм 1680 Высота, мм 1420
Снаряжённая масса mо, кг 1088 Шины 175/65R14
Коэффициент сопротивления качению fo 0,016
Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx 0,32
Максимальная частота вращения колен вала wemax, рад/с(об/мин) 607,07 (5800)
Максимальная скорость Vmax, км/ч (м/с) 180 (50) Коэффициент уклона i 0,3 Количество мест n 5
За аналог взятавтомобиль «LADA PRIORA» седан
Определение параметровавтомобиля
Полная масса автомобиля/>
Статический радиусколеса />
Коэффициент аэродинамическогосопротивления /> =0,32
Коэффициент обтекаемости/>
Лобовая площадь/>
КПД трансмиссииавтомобиля = 0,90
Коэффициент сопротивлениякачению
/>
Коэффициент сцепленияколёс с дорогой />
Определение передаточногочисла главной передачи
/> (в дальнейшем принимаем U0=3,9)
Расчёт внешнейскоростной характеристики двигателя
/>
Максимальная мощностьдвигателя
/>
Внешняя скоростнаяхарактеристика двигателя
/>об/мин n(рад) Ne Me 900 94,2 15465,32 164,1754 1200 125,6 21228,79 169,019 1500 157 27166,07 173,0323 1800 188,4 33198,95 176,2153 2100 219,8 39249,21 178,5678 2400 251,2 45238,63 180,0901 2700 282,6 51089 180,782 3000 314 56722,08 180,6436 3300 345,4 62059,67 179,6748 3600 376,8 67023,55 177,8757 3900 408,2 71535,5 175,2462 4200 439,6 75517,3 171,7864 4500 471 78890,74 167,4963 4800 502,4 81577,59 162,3758 5100 533,8 83499,63 156,4249 5400 565,2 84578,65 149,6438 5700 596,6 84736,44 142,0322 5800 607,0667 84570,79 139,3105
(в дальнейшемпринимаем Nmax=74кВт, Mmax=145Нм)
Определение передаточныхчисел коробки передач
/>
Во избежание буксованияведущих колёс тяговая сила на первой передаче должна быть меньше силы сцепленияколёс с дорогой:
/>
Сцепной вес автомобиляс приводом на передние колёса:
/>
Скорость, с которойначинается разгон на второй передаче, примерно равна скорости в конце разгона напервой передаче.
/>
Для пятиступенчатой коробкипередач
/>
Т.к. конструкциякоробки передач переднеприводного автомобиля не позволяет выполнить прямой передачи,передаточное число 4 передачи будет близко, но не равно единице.
/>
Передаточное числодля заднего хода определяется во время компоновки коробки передач, обычно
/>
Для дальнейшегорасчета:
/>
Тяговый балансавтомобиля
Сила тяги на разныхпередачах: />
Сила сцепленияколес с дорогой: />
Сила сопротивлениядороги: />
Сила сопротивлениявоздуха:
/>
Сила сопротивлениякачению: />об/мин n(рад) V1 V2 V3 V4 V5 Pт1 Pт2 Pт3 Pт4 Pт5 900 94,2 2,88 3,69 4,73 6,06 7,77 4825,22 3768,27 2941,09 2297,72 1792,22 1200 125,6 3,85 4,92 6,31 8,08 10,4 4967,58 3879,44 3027,86 2365,51 1845,1 1500 157 4,81 6,16 7,89 10,1 12,9 5085,53 3971,56 3099,75 2421,68 1888,91 1800 188,4 5,77 7,39 9,47 12,1 15,5 5179,08 4044,61 3156,77 2466,23 1923,66 2100 219,8 6,73 8,62 11 14,1 18,1 5248,22 4098,61 3198,92 2499,15 1949,34 2400 251,2 7,69 9,85 12,6 16,2 20,7 5292,96 4133,55 3226,19 2520,46 1965,96 2700 282,6 8,65 11,1 14,2 18,2 23,3 5313,3 4149,43 3238,58 2530,14 1973,51 3000 314 9,62 12,3 15,8 20,2 25,9 5309,23 4146,25 3236,1 2528,2 1972 3300 345,4 10,6 13,5 17,4 22,2 28,5 5280,75 4124,02 3218,75 2514,65 1961,42 3600 376,8 11,5 14,8 18,9 24,2 31,1 5227,88 4082,72 3186,52 2489,47 1941,78 3900 408,2 12,5 16 20,5 26,2 33,7 5150,6 4022,37 3139,41 2452,66 1913,08 4200 439,6 13,5 17,2 22,1 28,3 36,2 5048,91 3942,96 3077,43 2404,24 1875,31 4500 471 14,4 18,5 23,7 30,3 38,8 4922,82 3844,49 3000,58 2344,2 1828,48 4800 502,4 15,4 19,7 25,2 32,3 41,4 4772,33 3726,96 2908,85 2272,54 1772,58 5100 533,8 16,3 20,9 26,8 34,3 44 4597,43 3590,37 2802,24 2189,25 1707,62 5400 565,2 17,3 22,2 28,4 36,3 46,6 4398,12 3434,73 2680,76 2094,34 1633,59 5700 596,6 18,3 23,4 30 38,4 49,2 4174,42 3260,02 2544,41 1987,82 1550,5 5800 607,07 18,6 23,8 30,5 39 50 4094,42 3197,55 2495,65 1949,73 1520,79 900 94,2 2,88 3,69 4,73 6,06 7,77 3,2898 5,3942 8,8551 14,508 23,846 1200 125,6 3,85 4,92 6,31 8,08 10,4 5,8486 9,5896 15,742 25,792 42,394 1500 157 4,81 6,16 7,89 10,1 12,9 9,1384 14,984 24,597 40,3 66,24 1800 188,4 5,77 7,39 9,47 12,1 15,5 13,159 21,577 35,42 58,033 95,385 2100 219,8 6,73 8,62 11 14,1 18,1 17,911 29,368 48,211 78,989 129,83 2400 251,2 7,69 9,85 12,6 16,2 20,7 23,394 38,358 62,969 103,17 169,57 2700 282,6 8,65 11,1 14,2 18,2 23,3 29,608 48,547 79,696 130,57 214,62 3000 314 9,62 12,3 15,8 20,2 25,9 36,554 59,935 98,39 161,2 264,96 3300 345,4 10,6 13,5 17,4 22,2 28,5 44,23 72,521 119,05 195,05 320,6 3600 376,8 11,5 14,8 18,9 24,2 31,1 52,637 86,307 141,68 232,13 381,54 3900 408,2 12,5 16 20,5 26,2 33,7 61,776 101,29 166,28 272,43 447,78 4200 439,6 13,5 17,2 22,1 28,3 36,2 71,645 117,47 192,84 315,95 519,32 4500 471 14,4 18,5 23,7 30,3 38,8 82,246 134,85 221,38 362,7 596,16 4800 502,4 15,4 19,7 25,2 32,3 41,4 93,577 153,43 251,88 412,68 678,3 5100 533,8 16,3 20,9 26,8 34,3 44 105,64 173,21 284,35 465,87 765,73 5400 565,2 17,3 22,2 28,4 36,3 46,6 118,43 194,19 318,78 522,29 858,47 5700 596,6 18,3 23,4 30 38,4 49,2 131,96 216,37 355,19 581,94 956,5 5800 607,07 18,6 23,8 30,5 39 50 136,63 224,02 367,76 602,54 990,36
Динамическая характеристика автомобиля
/>
Чтобы учесть влияние буксования ведущих колёс, определяют динамическийфактор по сцеплению:
/>
Длительное движение без пробуксовки возможно при условии />об/мин n(рад) V1 V2 V3 V4 V5 D1 D2 D3 D4 D5 900 94,2 2,88 3,69 4,73 6,06 7,77 0,3252 0,2538 0,1978 0,154 0,1193 1200 125,6 3,85 4,92 6,31 8,08 10,4 0,3346 0,261 0,2031 0,1578 0,1216 1500 157 4,81 6,16 7,89 10,1 12,9 0,3424 0,2668 0,2074 0,1606 0,1229 1800 188,4 5,77 7,39 9,47 12,1 15,5 0,3484 0,2713 0,2105 0,1624 0,1233 2100 219,8 6,73 8,62 11 14,1 18,1 0,3527 0,2744 0,2125 0,1632 0,1227 2400 251,2 7,69 9,85 12,6 16,2 20,7 0,3554 0,2762 0,2133 0,163 0,1212 2700 282,6 8,65 11,1 14,2 18,2 23,3 0,3563 0,2766 0,213 0,1618 0,1186 3000 314 9,62 12,3 15,8 20,2 25,9 0,3556 0,2756 0,2116 0,1596 0,1151 3300 345,4 10,6 13,5 17,4 22,2 28,5 0,3532 0,2732 0,2091 0,1564 0,1107 3600 376,8 11,5 14,8 18,9 24,2 31,1 0,349 0,2695 0,2054 0,1522 0,1052 3900 408,2 12,5 16 20,5 26,2 33,7 0,3432 0,2644 0,2005 0,147 0,0988 4200 439,6 13,5 17,2 22,1 28,3 36,2 0,3357 0,258 0,1945 0,1408 0,0915 4500 471 14,4 18,5 23,7 30,3 38,8 0,3265 0,2502 0,1874 0,1336 0,0831 4800 502,4 15,4 19,7 25,2 32,3 41,4 0,3155 0,241 0,1792 0,1254 0,0738 5100 533,8 16,3 20,9 26,8 34,3 44 0,3029 0,2305 0,1698 0,1162 0,0635 5400 565,2 17,3 22,2 28,4 36,3 46,6 0,2886 0,2186 0,1593 0,106 0,0523 5700 596,6 18,3 23,4 30 38,4 49,2 0,2726 0,2053 0,1476 0,0948 0,0401 5800 607,07 18,6 23,8 30,5 39 50 0,2669 0,2005 0,1435 0,0909 0,0358
Разгон автомобиля
Ускорение во времяразгона определяют для случая движения автомобиля по горизонтальной дороге с твёрдымпокрытием хорошего качества при максимальном использовании мощности двигателя иотсутствии буксования ведущих колёс.
Ускорение находятпо формуле:
/>
где /> — коэффициент учёта вращающихсямасс автомобиля.
Таблица 1об/мин n(рад) V1 V2 V3 V4 V5 J1 J2 J3 J4 J5 900 94,2 2,88 3,69 4,73 6,06 7,77 2,85 2,237 1,731 1,324 0,993 1200 125,6 3,85 4,92 6,31 8,08 10,4 2,936 2,305 1,781 1,359 1,012 1500 157 4,81 6,16 7,89 10,1 12,9 3,007 2,359 1,82 1,383 1,02 1800 188,4 5,77 7,39 9,47 12,1 15,5 3,062 2,4 1,847 1,397 1,018 2100 219,8 6,73 8,62 11 14,1 18,1 3,101 2,427 1,864 1,401 1,006 2400 251,2 7,69 9,85 12,6 16,2 20,7 3,125 2,442 1,869 1,394 0,983 2700 282,6 8,65 11,1 14,2 18,2 23,3 3,132 2,444 1,863 1,377 0,95 3000 314 9,62 12,3 15,8 20,2 25,9 3,124 2,432 1,846 1,35 0,906 3300 345,4 10,6 13,5 17,4 22,2 28,5 3,1 2,408 1,817 1,313 0,852 3600 376,8 11,5 14,8 18,9 24,2 31,1 3,06 2,37 1,778 1,265 0,788 3900 408,2 12,5 16 20,5 26,2 33,7 3,005 2,32 1,727 1,207 0,713 4200 439,6 13,5 17,2 22,1 28,3 36,2 2,934 2,256 1,665 1,139 0,628 4500 471 14,4 18,5 23,7 30,3 38,8 2,847 2,179 1,592 1,061 0,532 4800 502,4 15,4 19,7 25,2 32,3 41,4 2,744 2,089 1,507 0,972 0,426 5100 533,8 16,3 20,9 26,8 34,3 44 2,626 1,986 1,411 0,873 0,31 5400 565,2 17,3 22,2 28,4 36,3 46,6 2,491 1,87 1,305 0,764 0,183 5700 596,6 18,3 23,4 30 38,4 49,2 2,341 1,741 1,186 0,645 0,045 5800 607,07 18,6 23,8 30,5 39 50 2,288 1,695 1,145 0,603
Время и путь разгона.
Время и путь разгона автомобиля определим графоаналитическим способом.Смысл этого способа в замене интегрирования суммой конечных величин.
/>
где k – порядковый номер интервала;
/>, />
С этой целью кривую обратных ускорений разбивают на интервалы и считают,что в каждом интервале автомобиль разгоняется с постоянным ускорением j=const, которому соответствуют значения(1/j)=const. Эти величины можно определитьследующим образом:
/>
Заменяя точное значение площади под кривой (1/j) в интервале DVк на значение площади прямоугольника со сторонами DVк и (1/jср)к, переходим к приближённомуинтегрированию:
/>t1=Dt1, t2=Dt1+Dt2, tn=/>
где t1– время разгона от скорости Vo до скорости V1 ,
t2– время разгона до скорости V2.
Результаты расчёта сводят в таблицу 2.6 и представляют в виде графика.Аналогичным образом проводится графическое интегрирование зависимости t=f(V) для получения зависимости пути разгонаS от скорости автомобиля.
В данном случае кривая t=f(V) разбивается на интервалы по времени, для каждого из которых находятсясоответствующие значения Vсрk.
Площадь элементарного прямоугольника в интервале Dtк есть путь, который проходит автомобиль от отметки tк-1 до отметки tк, двигаясь с постоянной скоростьюVсрk.
Величина площади элементарного прямоугольника определяется следующимобразом: />
где k=1…m – порядковый номер интервала, m выбирается произвольно (m=n).
Путь разгона от скорости Vo. до скорости V1: S1=DS1,
до скорости V2: S2=DS1+DS2,. до скорости Vn: Sn=/>
Результаты расчёта заносятся в таблицуk
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> 1,969 0,234 - - - - - - 1 5,68 0,214 0,224 0,794154 0,794154 3,8245 3,037242 3,037242 2 11,89 0,296 0,255 1,83816 2,632314 8,785 16,14824 19,18548 3 14,09 0,418 0,357 0,9196 3,551914 12,99 11,9456 28,09384 4 21,39 0,561 0,4895 4,0953 7,647214 17,74 72,65062 84,59623 5 25,26 0,734 0,6475 2,84058 10,48779 23,325 66,25653 138,9072 6 30,67 0,96 0,847 5,1936 15,68139 27,965 145,239 211,4956 7 36,55 1,506 1,233 8,85528 24,53667 33,61 297,626 442,865 8 44,37 3,02 2,263 23,6164 48,15307 40,46 955,5195 1253,146 9 50 13,88 3,48 22,1822 70,33527 47,185 1046,667 2002,187
Мощностной балансавтомобиля. Запишем уравнение мощностного баланса:
/>
где />-тяговая мощность;
/>
/> — мощность, затраченная напреодоление сил сопротивления дороги
/>
— мощность, затраченнаяна преодоление силы аэродинамического сопротивления воздуха;
/>
/> - мощность, затраченная напреодоление силы инерции автомобиля
Таблица 1V Pn Pf Nf Nf+Nв 4448,22 237,238 5 4448,22 240,204 1201,019 1250,441 10 4448,22 249,1 2491,003 2886,373 15 4448,22 263,928 3958,916 5293,29 20 4448,22 284,686 5693,722 8856,682 25 4448,22 311,375 7784,385 13962,04 30 4448,22 343,996 10319,87 20994,86 35 4448,22 382,547 13389,14 30340,63 40 4448,22 427,029 17081,16 42384,84 45 4448,22 477,442 21484,9 57512,99 50 4448,22 533,786 26689,32 76110,57
Таблица 2об/мин n(рад) V1 V2 V3 V4 V5 Nt 900 94,2 2,884593 3,693687 4,732536 6,057646 7,766213 13918,79 1200 125,6 3,846124 4,924915 6,310048 8,076861 10,35495 19105,91 1500 157 4,807656 6,156144 7,88756 10,09608 12,94369 24449,47 1800 188,4 5,769187 7,387373 9,465072 12,11529 15,53243 29879,06 2100 219,8 6,730718 8,618602 11,04258 14,13451 18,12116 35324,29 2400 251,2 7,692249 9,849831 12,6201 16,15372 20,7099 40714,77 2700 282,6 8,65378 11,08106 14,19761 18,17294 23,29864 45980,1 3000 314 9,615311 12,31229 15,77512 20,19215 25,88738 51049,87 3300 345,4 10,57684 13,54352 17,35263 22,21137 28,47611 55853,71 3600 376,8 11,53837 14,77475 18,93014 24,23058 31,06485 60321,2 3900 408,2 12,4999 16,00598 20,50766 26,2498 33,65359 64381,95 4200 439,6 13,46144 17,2372 22,08517 28,26901 36,24233 67965,57 4500 471 14,42297 18,46843 23,66268 30,28823 38,83106 71001,66 4800 502,4 15,3845 19,69966 25,24019 32,30744 41,4198 73419,83 5100 533,8 16,34603 20,93089 26,8177 34,32666 44,00854 75149,67 5400 565,2 17,30756 22,16212 28,39522 36,34588 46,59728 76120,79 5700 596,6 18,26909 23,39335 29,97273 38,36509 49,18601 76262,79 5800 607,0667 18,5896 23,80376 30,49856 39,03816 50,04893 76113,71
Расчет топливно-экономическойхарактеристики автомобиля.
/>, где
/> - минимальный удельный расходтоплива,/>
/> - плотность топлива (бензин),/>. /> - КПД трансмиссии, />. /> и /> — коэффициенты, учитывающиесоответственно изменения величины /> в зависимостиот /> и /> двигателя, определяются пографику.
тяговойрасчет автомобиль сопротивление
Таблица 3об/мин n(рад) Vа
qП 900 94,2 7,766213 3,794536 1200 125,6 10,35495 4,135622 1500 157 12,94369 4,574162 1800 188,4 15,53243 5,110155 2100 219,8 18,12116 5,743601 2400 251,2 20,7099 6,474501 2700 282,6 23,29864 7,302854 3000 314 25,88738 8,22866 3300 345,4 28,47611 9,25192 3600 376,8 31,06485 10,37263 3900 408,2 33,65359 11,5908 4200 439,6 36,24233 12,90642 4500 471 38,83106 14,31949 4800 502,4 41,4198 15,83002 5100 533,8 44,00854 17,438 5400 565,2 46,59728 19,14343 5700 596,6 49,18601 20,94631 5800 607,07 50,04893 21,56893