Федеральноеагентство по образованию
ВолгоградскийГосударственный Технический Университет
Кафедра:Автомобильные перевозки
Творческаяработа
Развитиегородского транспорта – новые возможности для города или новые угрозы?
Введение
Пассажирский транспортявляется одним из основных элементов социальной инфраструктуры города, обеспечивающимпотребность жителей в городских, пригородных и междугородных перевозках. Надежнаяи эффективная работа общественного транспорта для города является важнейшим показателемсоциально-политической и экономической стабильности.
В последние годыуровень и качество транспортного обслуживания населения города заметно снижается,и это вызывает справедливые нарекания пассажиров и может привести к нагнетанию социальнойнапряженности в городе. В целом положение на сегодняшний день в сфере общественногопассажирского транспорта в нашем городе можно охарактеризовать как критическое.
В силу географическихособенностей нашего города общественный транспорт большой вместимости, а особенноэлектротранспорт, играет важнейшую роль в процессе перевозок пассажиров. Однакосегодняшнее состояние городской транспортной сети не отвечает требованиям современнойжизни города и накладывает негативный отпечаток на жизнь волгоградцев.
1.Основныепроблемы городского транспорта
Одной из основныхпроблем городского общественного транспорта является сильная изношенность и недостаточныетемпы обновления подвижного состава. Как следствие износа подвижного состава – снижаетсяуровень технической надежности и безопасности пассажирского транспорта, возрастаетпоток сходов с линии по техническим неисправностям. Кроме того, в значительной степенирастут затраты на эксплуатацию подвижного состава и себестоимость перевозок пассажиров.С переходом на осенне-летнее расписание, возобновлением дачных маршрутов движениянедостаток подвижного состава на маршрутах ощущается особенно остро. Увеличениетранспортной подвижности населения, в условиях сокращения провозных возможностейприводит к росту наполняемости салонов. В часы «пик» она почти втрое превышает значения,рекомендованные Международным союзом общественного транспорта, и достигает физическогопредела. Не обеспечивается не только минимальный уровень комфортности поездок пассажиров,но и необходимые условия соблюдения безопасности при их перевозках. По этой причинепоступают многочисленные жалобы, высказываются недовольства, растет социальная напряженностьсреди населения.
Поддержание вработоспособном состоянии и выпуск на линию изношенных транспортных средств, требуетповышенных эксплуатационных затрат, ухудшает экологическую обстановку в городахи снижает безопасность дорожного движения.
Немалую роль восуществлении городских пассажирских перевозок, а точнее в усугублении обстановки,сложившейся в волгоградском общественном транспорте, играют автобусы малой вместимости– маршрутные такси. Не отвечающие требованиям безопасности как из-за несовершенстваконструкции, так и из-за низкой квалификации водителей и постоянных нарушений имиправил движения и перевозки пассажиров, «маршрутки» стали серьёзной проблемой транспортнойсети нашего города. Не следует забывать о том, как Газели загружают транспортнуюсеть нашего города. Это связано и с огромным количеством кавказских гостей Волгограда,желающих заработать, и с не совсем удачной организацией маршрутов, которые в некоторыхслучаях дублируют друг друга почти на 90%.
Очевидно, чтоВолгограду необходимо развитие общественного транспорта большой вместимости, таккак дальнейшее увеличение числа автобусов малой вместимости только усугубит существующееположение. Для естественного уменьшения популяции Газелей на дорогах нашего городанеобходимо снижение спроса на их услуги. А этого можно достичь повышением качестваперевозок автобусами, троллейбусами и трамваями, для чего необходимо обновлениепарка подвижного состава.
Потребность вулучшении экологической обстановки жилой зоны города, необходимость разгрузить пассажиропотокив местах с интенсивным движением транспорта настоятельно требует изменения концепциидальнейшего развития городского транспорта.
2.Концепцияразвития общественного транспорта
2.1Совершенствование тарифной политики
Проблема предприятийобщественного транспорта заключается в том, что они не могут стать в современныхусловиях прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов.И сегодня в целом они остаются убыточными.
Особенность функционированияобщественного транспорта заключается в необходимости согласования экономическихинтересов транспортных предприятий и общественных интересов с учетом потребностейвсех слоев населения и предполагает строго взвешенный подход к формированию тарифовза пользование услугами общественного транспорта.
Сегодня для удовлетворениятребований населения к транспортным услугам по количественным, качественным и экономическимпараметрам и одновременном обеспечении рентабельности предприятий общественноготранспорта необходимо сдерживать рост тарифов на общественном транспорте,
Основными способамиснижения роста тарифов являются государственное регулирование и создание рыночнойэкономики, при осуществлении которых следует учитывать следующие основные моменты:
— государственноерегулирование зачастую оказывается слишком жестким, что приводит к ослаблению рыночныхстимулов и оттоку капиталов из отрасли;
— отмена регулированиятарифов сопряжена с риском резкого повышения платы за проезд, а сохранение регулированияк ухудшению транспортного обслуживания населения. При регулировании тарифов наблюдаютсяединообразный пакет транспортных услуг и у перевозчиков отсутствуют стимулы к введениюновшеств в транспортном обслуживании;
— механизм рыночнойконкуренции также имеет свои недостатки, так как конкуренция часто оказывается недостаточной,недобросовестной и в итоге приводит к снижению качества транспортного обслуживаниянаселения;
— при наличииконкуренции привлечение частных перевозчиков может уменьшить бюджетную нагрузкуи повысить качество предоставляемых транспортных услуг, а при ее отсутствии – ухудшитькачество транспортного обслуживания населения, а также вызвать рост стоимости проезда;
— заключение контрактовна транспортное обслуживание на конкурсной основе является достаточно эффективнымсредством создания конкуренции. Система конкурсов позволяет достичь более эффективныхи высоких показателей уровня транспортных услуг. Для этого необходимо создать продуманнуюи взвешенную систему конкурсов, основанных на объективных оценках уровня претендентови вынесения частных решений с максимальным исключением субъективных подходов. Приэтом одним из вариантов обеспечения общего уровня рентабельности пассажирских перевозокможет быть формирование лотов, объединяющих низкорентабельные и убыточные социальнозначимые маршруты с рентабельными;
— заключение контрактовс перевозчиками на длительный период времени (от 3 до 5 лет) может послужить стимуломдля инвестирования в сферу пассажирских перевозок финансовых средств и привлечетновых перевозчиков;
— предоставлениесубсидий на транспортное обслуживание населения в целях компенсации перевозчикуубытков, возникших вследствие регулирования тарифов и перевозки льготных категорийграждан, должно предполагать использование механизмов мобилизации внутрихозяйственныхрезервов транспортных предприятий, оптимизации их производства и т.п.
В современныхусловиях совершенствование тарифной политики заключается в создании эффективногомеханизма, основанного на использовании различных сочетаний элементов рыночногои государственного регулирования рынка транспортных услуг с учетом их социальнойзначимости.
Основными задачамисовершенствования тарифной политики являются:
— мониторинг тарифовв целях ограничения их инфляционного влияния;
— ограничениетарифов для обеспечения доступности транспортных услуг и недопущения их оказанияниже себестоимости (демпинга) или долгосрочного применения заниженных цен, не позволяющихобеспечить безопасность транспортного процесса;
— обеспечениеценовой прозрачности рынка за счет расширения практики применения принципа «объявленноготарифа»;
— обеспечениев интересах пользователей транспортных услуг стабильности и унификации тарифов.
Для отдельныхвидов общественного транспорта в Тверской области тарифная политика будет характеризоватьсяследующим.
В сфере автомобильногои электрического общественного транспорта тарифное регулирование предполагает повышениеценовой доступности услуг общественного транспорта для менее обеспеченных слоевнаселения.
Тарифное регулированиеосуществляться путем постепенного выравнивания уровня транспортной обеспеченностигородских и пригородных маршрутов и создания условий для улучшения качества услуг.
Ценообразованиена перевозки в коммерческом режиме должно основываться на учете конъюнктуры рынкаи повышенного качества транспортных услуг.
2.2 Созданиеинформационно-аналитической системы управления общественным транспортом
Создание информационно-аналитическойсистемы управления общественным транспортом обусловлено необходимостью повышенияэффективности управления общественного транспорта и мониторинга его функционирования.
Основными задачамиданной системы являются:
— осуществлениемониторинга функционирования общественного транспорта;
— формированиеи оптимизация единой маршрутной сети общественного транспорта;
— осуществлениедиспетчерского управления общественным транспортом;
— автоматизацияпродажи проездных документов на автомобильный, железнодорожный, воздушный и внутреннийводный общественный транспорт.
2.3 Мониторингфункционирования общественного транспорта
Осуществлениемониторинга функционирования общественного транспорта в рамках вышеуказанной системыпозволит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправлениямуниципальных образований:
— вести централизованныйучет и хранить информацию об объектах общественного транспорта, его инфраструктуре(в том числе подвижной состав, остановочные пункты, станции и вокзалы) и хозяйствующихсубъектах, предоставляющих транспортные услуги;
— исключить дублированиев работе по сбору и хранению информации;
— обрабатыватьи анализировать актуальные данные по общественному транспорту;
— исключить рискиспользования устаревших данных при проведении анализа и принятии управленческихрешений в сфере общественного транспорта;
— повысить эффективностьмежведомственного взаимодействия за счет общедоступного использования собранныхсведений;
— исключить многократноепредоставление хозяйствующими субъектами идентичную (однотипную) информацию в органывласти, контролирующие общественный транспорт.
2.4 Формированиеединой маршрутной сети и ее оптимизация
Формирование единоймаршрутной сети общественного транспорта предполагает ведение реестра маршрутовобщественного транспорта на региональном и муниципальном уровнях.
Реестр долженпредставлять собой информационную систему учета в электронном и бумажном носителяхсведений о маршрутах общественного транспорта (включая его номер, путь следования,с указанием места остановочных пунктов и их наименования, места конечных остановочныхпунктов). Данные реестра должны быть открытыми и общедоступными, подлежат опубликованиюв средствах массовой информации и размещаться в информационно-телекоммуникационнойсети Интернет.
Для улучшенияи упорядочения движения общественного транспорта, обеспечения комфортных условийпересадки пассажиров с одного транспорта на другой и эффективности использованияподвижного состава необходимо осуществить оптимизацию маршрутной сети с применениемлогистических принципов развития транспорта.
Оптимизация маршрутнойсети обусловлена необходимостью:
— исключения дублированиямаршрутов движения общественного транспорта;
— сокращения транзитныхмаршрутов общественного транспорта, проходящих через центры городов;
— распределенияподвижного состава по маршрутам с учетом пропускной способности дорог, допустимойскорости движения и в соответствии с его потребностями на маршруте;
— открытия новыхмаршрутов общественного транспорта для удовлетворения потребностей населения.
2.5 Созданиесистемы диспетчерского управления общественным транспортом
Осуществлениедиспетчерского управления общественным транспортом обеспечивает оперативное управлениеобщественным транспортом и формирует объективную информацию о его функционировании.
Для этого необходимов рамках информационно-аналитической системы управления общественным транспортоминформационно объединить центральные диспетчерские службы муниципальных образований,диспетчерские пункты на транспортных предприятиях, вокзалах и станциях.
Диспетчерскоеуправление общественным транспортом обеспечит:
— повышение качестватранспортного обслуживания населения за счет непрерывного автоматизированного контролядвижения в режиме реального времени,
— координациюи синхронизацию работы всех видов общественного транспорта за счет увязки интерваловдвижения по периодам дня на соприкасающихся маршрутах;
— повышение эффективностииспользования подвижного состава за счет сокращения непроизводительных потерь временина маршруте и рационального использования подвижного состава и резерва на наиболеезагруженных направлениях;
— повышение безопасностипассажирских перевозок за счет оперативного оповещения водителей транспортных средствоб авариях и чрезвычайных ситуациях на маршрутной сети и информационного обеспечениямероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайныхситуаций посредством организации связи водителей транспортных средств, участниковдорожно-транспортных происшествий с представителями оперативных служб (скорая помощь,милиция и др.);
— предоставлениеинформации населению о расписаниях движения общественного транспорта через информационно-телекоммуникационнуюсеть Интернет, информационные киоски, в Call-центрах по городской и сотовой телефоннойсвязи и через другие средства информирования населения;
— оперативноеинформирование пассажиров на остановках (вокзалах) общественного транспорта с помощьюостановочных табло об ожидаемом времени прибытия (отправления) общественного транспорта,номере маршрута и фактическом времени прибытия очередного транспортного средства.
— полный переходна автоматизированный учет и контроль организации работы транспортного комплексапутем интеграции вокзалов, автостанций, транспортных предприятий и транспортныхсредств в единое информационное пространство.
2.6 Снижениевредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду
Все более актуальнойстановится проблема обеспечения охраны окружающей среды от вредного воздействиятранспортный средств, в том числе общественного транспорта.
Снижение вредноговоздействия всех видов общественного транспорта на здоровье человека и окружающуюсреду достигается за счет перехода на применение транспортных средств, работающихна экологически видах топлива и альтернативных источниках энергии, а так же снижениеэнергоемкости транспортных средств.
Для чего необходимо:
— разработатьи ввести механизм стимулирования транспортных организаций, использующих такие транспортныесредства и источники топливно-энергетических ресурсов;
— усилить контрольтехнического состояния эксплуатируемых транспортных средств по экологическим показателям,ограничения выбросов и утилизации отходов транспортных предприятий;
— использованиетехнических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видовотходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результатеаварий объектов водного транспорта.
Реализация данныхмероприятий обеспечит:
— рост конкурентоспособностипредприятий общественного транспорта;
— повышение эффективностиуправления общественным транспортом;
— увеличение количестваперевезенных пассажиров;
— повышение качестваи безопасности транспортного обслуживания населения Тверской области;
— сокращение транспортныхиздержек транспортных предприятий;
— снижение негативноговлияния общественного транспорта на окружающую среду.