1. Технологический расчет
1.1 Расчетпроизводственной программы по ТО и ремонту автомобилей
1 Средний цикловойпробег:
/>,
/> - нормативный пробег до капитальногоремонта, км;
/> - пробег автомобилей до второго ипоследующих капитальных ремонтов, км;
n — количество капитальных ремонтов заамортизационный срок службы.
Из таблицы 1 (категорияусловий эксплуатации) для больших городов (более 100 тыс.жителей) принимаем 3категорию эксплуатации.
Межремонтный пробег дляавтомобилей, прошедших капитальный ремонт />,принимаем не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей:
/>
Из таблицы 2(Периодичность технического обслуживания подвижного состава) для грузовыхавтомобилей берем ТО-1 = 3000 км; ТО-2 = 12000 км.
Таблица 3
Коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации — />Категория условий эксплуатации Нормативы Периодичность ТО Удельная трудоемкость ТР Пробег до КР Расход для запасных частей 0,8 1,2 0,8 1,25
Таблица 4
Нормы пробега подвижногосостава до капитального ремонта, тыс.кмТип автомобиля Марка Норма пробега автомобиля Норма пробега двигателя
Грузовик:
От 5,0 до 8,0 т ЗИЛ — 130 300 250
Грузовик:
От 3,0 до 5,0 т ГАЗ — 53 250 200
Таблица 5
Корректирование пробеговЗИЛ — 130Пробег до Единица измерения Показатели нормативные Скорректированные по кратности Принятые для расчета ТО-1 км
3000/>= 3000*0,8=2400 160*15 = 2400 2400 ТО-2 км
12000/>=
12000*0,8=9600 2400*4=9600 9600 КР тыс.км
/>
/> 9,6*24 = 230,4 230,4
Корректирование пробеговГАЗ — 53Пробег до Единица измерения Показатели нормативные Скорректированные по кратности Принятые для расчета ТО-1 км
3000/>= 3000*0,8=2400 160*15 = 2400 2400 ТО-2 км
12000/>=
12000*0,8=9600 2400*4=9600 9600 КР тыс.км
/> 9,6*20 = 192 192
Таблица 6
Коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава — />Модификация подвижного состава и организация его работы Нормативы Трудоемкость ТО и ТР Пробег до капитального ремонта Расход запасных частей Базовый автомобиль. 1,00 1,00 1,00
Таблица 7
Коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий />Характеристика района Нормативы
Периодичность ТО Удельная трудоемкость ТР Пробег до капитального ремонта Расход запасных частей
Коэффициент/>:
Умеренный климат/> 1,0 1,0 1,0 1,0
Коэффициент/>:
Нет агрессивной среды/> 1,0 1,0 1,0 1,0 /> /> /> /> /> />
1.2 Расчетпроизводственной программы по ТО и КР
Расчет коэффициентатехнической готовности:
/>,
В – простой автомобиля вТО и ремонте, приходящийся на 1км пробега, дни простоя/км;
/>,
/> — количество рабочих дней в годуработы предприятия, />= 250 дня;
/> — простой автомобиля в капитальномремонте, />= 24 дня;
/> — простойавтомобиля в ТО и ремонте, приходящихся на 1км пробега, />= 0,45 дня на 1000км;
Для ЗИЛ — 130
/>;
/>;
Для ГАЗ — 53
/>;
/>;
Расчет годовойпроизводственной программы:
Зная />, рассчитывают годовойпробег автомобиля:
Для ЗИЛ — 130
/>км;
Для ГАЗ — 53
/>км.
Далее определяютсяпроизводственные программы по КР, ТО-2, ТО-1 и ЕО на ЗИЛ — 130 за год:
/>;
а – размер годовыхамортизационных отчислений, а = 12,9% — для грузовых автомобилей
/>;
/>;
Производственныепрограммы по КР, ТО-2, ТО-1 и ЕО на ГАЗ — 53 за год:
/>;
а – размер годовыхамортизационных отчислений, а = 12,9% — для грузовых автомобилей
/>;
/>;
/>;
Суточную программу паркаавтомобилей по техническому обслуживанию каждого вида />, />, /> можно определить извыражения
/>
/> - годовое количество техническихобслуживаний по каждому виду в отдельности;
/>;
/>;
/>;
Расчет годовых объемовработ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и самообслуживанию(чел.-ч)
Выявление нормативныхтрудностей
Таблица 9
Нормативы трудоемкоститехнического обслуживания и текущего ремонта подвижного составаПодвижной состав и его основной параметр Марка модели подвижного состава ЕО ТО-1 ТО-2 Текущий ремонт чел.-ч/1000 км Чел.-ч на одно обслуживание
Грузовой автомобиль общетранспортного назначения грузоподъемностью :
от 3,0 до 5,0 т. ГАЗ-53 0,57 2,6 10,3 3,9 от 5,0 до 8,0 т. ЗИЛ-130 0,45 2,5 10,6 4,0
Таблица 10
Коэффициенткорректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта — /> и продолжительности простояв техническом обслуживании и ремонте — /> взависимости от пробега с начала эксплуатацииПробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР
/>
/> 0,50 – 0,75 20% 1,0 1,0 1 – 1,25 60% 1,3 1,3 1,25 – 1,50 20% 1,4 1,3
/>;
/>;
Таблица 11
Коэффициенткорректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания итехнического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от списочногосостава и количества технологически совместимых групп подвижного состава — />Количество автомобилей на предприятии Количество технологически совместимых групп подвижного состава Менее 3 200 1,05
Таблица 12
Корректированиетрудоемкости обслуживания и ремонта автомобилей
Для ЗИЛ-130Вид обслуживания Нормативная трудоемкость, чел.-ч Коэффициенты изменения трудоемкости в зависимости от: Коэффициент изменения трудоемкости ТО при организации работ на потоке скорректированная трудоемкость, чел.-ч
Категории условий эксплуатации,
/>
Природно-климатических,
/>
Пробега автомобиля с начала эксплуатации,
/>
Типа подвижного состава, />
Размера предприятия, /> ЕО 0,45 - - - 1,0 1,05 0,35 0,16 ТО-1 2,5 - - - 1,0 1,05 0,8 2,1 ТО-2 10,6 - - - 1,0 1,05 - 11,13 ТР на 1000 км 4 1,2 1,0 1,26 1,0 1,05 - 6,4
Для ГАЗ-53Вид обслуживания Нормативная трудоемкость, чел.-ч Коэффициенты изменения трудоемкости в зависимости от: Коэффициент изменения трудоемкости ТО при организации работ на потоке скорректированная трудоемкость, чел.-ч
Категории условий эксплуатации,
/>
Природно-климатических,
/>
Пробега автомобиля с начала эксплуатации,
/>
Типа подвижного состава, />
Размера предприятия, /> ЕО 0,57 - - - 1,0 1,05 0,35 0,21 ТО-1 2,6 - - - 1,0 1,05 0.8 2,2 ТО-2 10,3 - - - 1,0 1,05 - 10,82 ТР на 1000 км 3,9 1,2 1,0 1,26 1,0 1,05 - 6,2
Расчет годовых объемовработ по ТО и ТР в чел.-ч
Для ЗИЛ-130
Объем работ по каждомувиду технического обслуживания:
· По ежедневномуобслуживанию:
/>;
· По первомутехническому обслуживанию:
/>;
· По второмутехническому обслуживанию:
/>;
где />,/>,/> - трудоемкость ЕО, ТО-1,ТО-2, в чел.-ч.
Для ГАЗ-53
Объем работ по каждомувиду технического обслуживания:
· По ежедневномуобслуживанию:
/>;
· По первомутехническому обслуживанию:
/>;
· По второмутехническому обслуживанию:
/>;
где />,/>,/> - трудоемкость ЕО, ТО-1,ТО-2, в чел.-ч.
Годовой объем работ потекущему ремонту определяется раздельно по каждому типу подвижного состава:
Для ЗИЛ-130/>
Для ГАЗ-53
/>
где /> - удельная трудоемкость потекущему ремонту на 1000 км пробега, в чел.-ч.; /> -годовой пробег автомобиля данной группы подвижного состава, км
1.3 Расчет годовогообъема работ по самообслуживанию предприятия
Годовой объем работ посамообслуживанию предприятий принимается в процентном соотношении от суммарнойтрудоемкости работ на техническое обслуживание и ремонт всего парка взависимости от количества автомобилей (Таблица 13)
Таблица 13
Трудоемкость работ посамообслуживанию в зависимости от количества автомобилейКоличество автомобилей 200 Процент работ по самообслуживанию 15-12
Работы посамообслуживанию, связанные в производственными цехами, составляют часть общейтрудоемкости вспомогательных и подсобных работ по автотранспортному предприятиюи определяются от суммарной трудоемкости на ТО и ТР (20 – 30%)
Для ЗИЛ-130
/>
Для ГАЗ-53
/>
Распределениетрудоемкости работ по ТО, ТР и самообслуживанию предприятия по производственнымзонам, цехам и участкам.
Таблица 17
Распределениетрудоемкостей постовых и цеховых работВиды работ Трудоемкость ТР Трудоемкость Суммарная годовая трудоемкость по кажому виду работ, Чел.-ч Принятое количество рабочих Отнесение видов работ к производственному участку По самообслуживанию предприятия ТО-2, выполняемая в цехах % Чел.-ч % Чел.-ч % Чел.-ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Постовые работы по текущему ремонту Крепежные 4 1794,24 1794,24 0,5 0,88 Регулировочные 2 897,12 897,12 0,5 0,44 Разборочно-сборочные 28 12559,68 12559,68 6 6,15 Итого 34 15251,04 15251,04 7 7,47
Работы выполняемые в цехах Агрегатные 18 8074,08 8074,08 4 3,95 Электротехнические 6 2691,36 25 1854,75 4546,11 2 2,23 Аккумуляторные 2 897,12 25 1854,75 2751,87 1 1,35 По сис. питания 3 1345,68 25 1854,75 3200,43 2 1,57 Шиномонтажные 1 448,56 25 1854,75 2303,31 1 1,13 Вулканизацион. 1 448,56 448,56 0,5 0,22 Медницкие 3 1345,68 1 84,63 1430,31 0,5 0,7 Жестянские 1 448,56 4 338,52 787,08 0,5 0,39 Сварочные 2 897,12 4 338,52 1235,64 0,5 0,61 Кузнечно-рессорные 4 1794,24 2 169,26 1963,5 1 0,96 Слесарно-механические 14 6279,84 26 2200,38 8480,22 4 4,15 Столярные 4 1794,24 10 846,3 2640,54 1 1,29 Арматурно-кузнечные 1 448,56 448,56 0,5 0,22 Обойные 1 448,56 448,56 0,5 0,22 Малярные 5 2242,8 2242,8 1 1,1 Итого 66 29604,96 47 3977,61 100 7419 41001,57 20 20,09
Участки по самообслуживанию предприятия Расчетно-строительные 6 507,78 507,78 0,5 0,25 Паропроводные 22 1861,86 1861,86 0,5 0,91 Электротехнические 25 2115,75 2115,75 1 1,04 Итого 53 4485,39 4485,39 2 2,2 Всего 100 44856 100 8463 100 7419 60738 29 29,76
1.4 Расчет численностипроизводственных рабочих
Определяетсятехнологически необходимое и штатное количество рабочих.
Технологическинеобходимое количество рабочих для проведения работ на постах, в цехах и надругих участках рассчитывается по формуле
/>,
где /> — годовой объем работ позоне ТО, ТР или цеху, чел.-ч;/> -годовой фонд рабочего места, ч.
Годовой фонд рабочегоместа в часах определяется следующим образом:
/>;
где />, />, />, /> - количество календарных(365), выходных (52), праздничных (11), субботних и предпраздничных (60) дней вгоду соответственно; 7- продолжительность рабочего дня, ч; 1,2 – сокращениерабочего дня перед выходными.
/>часа;
/>
/>человек;
Штатное количествопроизводственных рабочих /> определяетсяиз следующего выражения
/>,
где /> - годовой фонд времени рабочего,ч;
годовой фонд временирабочего сокращается за счет отпусков и не выходов рабочих по уважительнымпричинам:
/>;
где /> - количество дней отпуска,установленного для данной профессии рабочего; /> -количество дней невыхода на работу по уважительным причинам, принимаемое вразмере 7 дней для мужчин и 30 дней для женщин.
/>часа;
/>;
1.5 Расчет количествапостов и линий ТО и ТР
Режим работы зонтехнического обслуживания зависит от режима работа подвижного состава на линии.
Зная режим работы ТО исуточную программу, определяют ритм производства R, представляющий собой долю времени работы зоны ТО,приходящегося на выполнение одного обслуживания:
/>,
где /> - продолжительность работызоны по данному виду обслуживания в течение суток, ч; /> - количество обслуживанийв сутки.
/>;
/>;
/>;
Расчет поточных линийнепрерывного действия, применяемых для ЕО
Такт линии рассчитывается, исходя из пропускной способности наиболее производительной установки рабочейзоны. Если на линии ЕО предусматривается механизированная моечная установка спропускной способностью /> автомобилейв час, то в этом случае такт линии
/>;
а скорость конвейера
/> или />.
Количество необходимыхрабочих одной линии, занятых на постах ручной обработки, при известном тактелинии
/>,
где /> — трудоемкость работ ЕО,выполняемых в ручную, чел.-ч.
Количество линий дляпотока непрерывного действия рассчитывается так же, как для потокапериодического действия, т.е.
/>;
Расчет количествапостов текущего ремонта
Количество постовтекущего ремонта:
/>;
где /> - суммарная трудоемкостьработ, выполняемых на постах текущего ремонта, чел-ч; /> - количество дней в годупостов текущего ремонта; Т – продолжительность рабочей смены, ч; /> - количество рабочих напосту (1-2 чел.); /> - коэффициентиспользования рабочего времени поста (0,85-0,9); /> -коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР(1,2-1,5).
/>
Расчет количествауниверсальных постов обслуживания
Такт поста:
/>;
/>;
где ti – трудоемкость работ пообслуживанию, выполняемых на данном посту, чел.-ч; tпер – время, затрачиваемое на продвижение автомобиля приустановке и съезде его с поста (tпер=1-3 мин); Pn – количество рабочих, одновременноработающих на посту для ТО-1 2-4, для ТО-2 3-5.
Количество универсальныхпостов Хоб для всех видов обслуживания определяется так:
/>
/>.
1.6 Расчет площадейпроизводственных помещений
Площади производственныхпомещений приближенно рассчитываются по удельным площадям на единицуоборудования или на каждого работающего и более точно — графически,планировочным делением.
Площади зон ЕО, ТО-1,ТО-2 или ТР:
/>;
/> - площадь, занимаемая в плане, м2;/> - число постов; /> - удельная площадьпомещения, приходящаяся на 1 м2 площади, занимаемой автомобилей.Обычно /> = 4-5
/> м2;
/> м2;
/> м2;
/> м2.
Таблица 18.
Объединение и расчетпроизводственных площадей и цеховНазвание k F1 F2 P F разборочно-сборочные 4,5 10 7 6 45 электротехнические 3,5 10 5 1 25 по сис. питания 3,5 15 10 1 медницкие 3,5 10 8 0,5 25 сварочные 5 15 10 0,5 шиномонтажные 4 15 10 0,5 29 вулканизационные 4 10 8 1,5 крепежные 5 15 10 0,5 30 регулировочные 5 15 10 0,5 жестянские 4,5 12 10 0,5 28 столярные 4,5 8 5 1 арматурно-кузнечные 4,5 8 5 0,5 агрегатные 4 10 7 3 48 слесарно-механические 3,5 10 7 3 кузнечно-рессорные 5 20 15 0,5 35 обойные 3,5 15 10 0,5 малярные 4,5 30 15 1 30
2 ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГОКОРПУСА, ЗОН ТО И ТР
Планировка выполняется в масштабе 1:100с соблюдением норм и правил проектирования (НТПАТП – 72 СНИП П-93-74).
Въезд автомобиля производится переднимходом.
Т.к. используется параллельноерасположение трех и четырех канав тупикового типа то они соединяются траншеей.Ширина траншеи 1,5 метра. Высота тоннелей 1,8 метра.
При планировке производственного корпусазоны обслуживания и цеха расположены с учетом кратчайшего, исключающегозатруднительное маневрирование, пути автомобиля и транспортировку агрегатов,механизмов и деталей.
Аккумуляторные и лакокрасочные помещениенаходятся в отдельности от других, как и смазочные, склад для хранения запасныхчастей и материалов.
Пост ЕО изолирован от постов иногоназначения.
Посты ТО1 и ТО2 располагаются в общемпомещении с ТР.
Графическая часть курсовой работы по ТРвыполнена в виде плана и разрезов в масштабе 1:50.
План и разрезы выполнены с соблюдением строительногооформления, т.е. указанна толщина стен, оконных и дверных проемов.
На листе указанны принятые условныеобозначения (все обозначения занесены в спецификацию).
2.1 Назначение зоны текущего ремонта
Зона текущего ремонта предназначена длябыстрого и квалифицированного обслуживания и ремонта, поэтому все оборудованиедолжно строго соответствовать нормам для наилучшей работы.
По предыдущим расчетам площадь зоны ТРравна 625,5 м.
Расстояние между колонами 12х6 метров –это оптимальное расстояние, чтобы грузовые автомобили не задевали и спокойноперемещались в нужном направлении.
В данной зоне 7 постов. Располагаютсяпосты в 2 ряда, 2-ой ряд находится под углом в 30 градусов по отношению кдругому, для экономии места и удобства выезда грузовых автомобилей. Каждый постоборудован по своему назначению. Все стенды находятся на расстоянии оптимальномдля работы.