Реферат по предмету "Транспорт"


Система охлаждения автомобиля

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №22

Реферат по дисциплине
"Техническое устройство автомобилей"
на тему:
"Система охлаждения автомобиля"

Выполнила:
Студентка 1 курса
Группы ТУ-2
Рожко Светлана
Саратов-2009 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Назначение и виды системы охлаждения
Глава 2.Устройство, состав и работа системы охлаждения
Глава 3. Техническое обслуживание системы охлаждения
Глава 4. Ремонтсистемы охлаждения
Глава 5. Требованиябезопасности для ремонтов автомобилей
Заключение
Список используемой литературыВведение
В настоящее время все прогрессивноечеловечество использует для передвижения тот или иной автомобильный транспорт (легковыеавтомобили, автобусы, грузовые автомобили).
Русский энциклопедический словарьтолкует слово автомобиль (от авто — подвижной, легко двигающийся), транспортнаябезрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственнымдвигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым).
Различают автомобили: пассажирские(легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и другие) и гоночные.
Рост автомобильного парка странывызвал значительное расширение сети предприятий технического обслуживания и ремонтаавтомобилей и потребовал привлечение большого количества квалифицированных кадров.
Чтобы справиться с огромным объёмомработ по поддержанию растущего автомобильного парка в технически исправном состоянии,необходимо механизировать и автоматизировать процессы техобслуживания и ремонтаавтомобилей, резко повысить производительность труда.
Предприятия по техническому обслуживаниюи ремонту автомобилей оснащаются более совершенным оборудованием, внедряются новыетехнологические процессы, обеспечивающие снижение трудоёмкости и повышение качестваработ.
Актуальность рассматриваемого вопроса, касающегося избранной темы, состоитв том, что за счёт системы охлаждения (и не только) двигатель работает, насколькоэто возможно, дольше. Также система охлаждения способствует наименьшему износу двигателя.
Цель моей работы, заключается в том, чтобы наиболее подробно рассмотретьинформацию, касающейся данной темы.
Задачи:
1. Определить назначение и виды системы охлаждения.
2. Рассмотреть устройство и раскрыть состав системы охлаждения.
3. Исследовать её техническое обслуживание.
4. Отметить особенности ремонта
5. И обозначить требования безопасности ремонта автомобилей.
Практическаязначимость моей работы заключается в возможности её использования в учебном процессе при изученииданной темы.
Глава 1. Назначениеи виды системы охлаждения
Температурагазов в камере сгорания в момент воспламенения смеси превышает 2000°С. Такая температурапри отсутствии искусственного охлаждения привела бы к сильному нагреву деталей двигателяи их разрушению. Поэтому необходимо воздушное или жидкостное охлаждение двигателя.При воздушном охлаждении не требуются радиатор, водяной насос и трубопроводы, отпадаетопасность «размораживания» двигателя зимой при заправке системы охлажденияводой. Поэтому, не смотря на повышенную затрату мощности на приведение в действиевентилятора и затруднённый пуск при низкой температуре применяют воздушное охлаждениена лёгковых машинах и ряде зарубежных автомобилей.
Системаохлаждения — жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости, срасширительным бачком. Такая система заполняется водой или антифризом, не замерзающимпри температуре до минус 40°С.
При чрезмерномохлаждении двигателя увеличиваются потери тепла с охлаждающей жидкостью, неполностьюиспаряется и сгорает топливо, которое в жидком виде проникает в поддон картера иразжижает масло. Это приводит к снижению мощности и экономичности двигателя и быстромуизносу деталей. При перегреве двигателя происходят разложение и коксование маслаускоряющие, отложение нагара, вследствие чего ухудшается отвод тепла. Из-за расширениядеталей уменьшаются температурные зазоры, увеличиваются трение и износ деталей,ухудшается наполнение цилиндров. Температура охлаждающей жидкости при работе двигателядолжна составлять 85-100°С.
В автомобильныхдвигателях применяют принудительную (насосную) систему жидкостного охлаждения. Такаясистема включает рубашки охлаждения цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор,жалюзи, термостат, сливные краники, указатели температуры охлаждающей жидкости.
Жидкость,циркулирующая в системе охлаждения, воспринимает тепло от стенок цилиндров и ихголовок и передаёт его через радиатор окружающей среде. Иногда предусматриваетсянаправление потока циркулирующей жидкости через водораспределительную трубу илипродольный канал с отверстиями в первую очередь к наиболее нагретым деталям (выпуклыеклапаны, свечи зажигания, стенки камеры сгорания).
В современныхдвигателях система охлаждения двигателя используется для подогрева впускного трубопровода,охлаждения компрессора и отопления кабины или пассажирского помещения кузова. Всовременных автомобильных двигателях применяют закрытые системы жидкостного охлаждения,сообщающиеся с атмосферой через клапаны в пробке радиатора. В такой системе повышаетсятемпература кипения воды, закипает вода реже и меньше испаряется.
 Глава 2. Устройство,состав и работа системы охлаждения
Устройствосистемы охлаждения включает в себя: трубку отвода жидкости от радиатора отопителя;патрубок отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; перепускнойшланг термостата; выпускной патрубок рубашки охлаждения; подводящий шланг радиатора;расширительный бачок; рубашку охлаждения; пробку и трубку радиатора; вентилятори его кожух; шкив; отводящий шланг радиатора; ремень вентилятора; насос охлаждающейжидкости; шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; и термостат.
Радиаторпредназначен для охлаждения горячей воды, выходящей из рубашки охлаждения двигателя.Располагается он впереди двигателя. Трубчатый радиатор состоит из верхнего и нижнегобачков, соединённых между собой тремя-четырьмя рядами латунных трубок. Поперечнорасположенные горизонтальные пластины придают радиатору жесткость и увеличиваютповерхность охлаждения. Радиаторы двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 трубчато-ленточныесо змейковыми охлаждающими пластинами (лентами), расположенными между трубками.Системы охлаждения этих двигателей закрытые, поэтому пробки радиатора имеют паровойи воздушный клапаны. Паровой клапан открывается при избыточном давлении 0,45-0,55кГ/см² (ЗМЗ-24, 53). При открытии клапана избыток воды или пара отводится черезпароотводную трубку. Воздушный клапан предохраняет радиатор от сжатия давлениемвоздуха и открывается при охлаждении воды, когда давление в системе снижается на0,01-0,10 кГ/см².
Если в системеохлаждения устанавливается расширительный бачок, то паровой и воздушной клапанырасполагают в пробке этого бачка (ЗИЛ-131).
Для сливажидкости из системы охлаждения открывают сливные краны блоков цилиндров и сливнойкран патрубка радиатора или расширительного бачка.
У двигателейЗИЛ сливные краны блоков цилиндров и патрубка радиатора имеют дистанционное управление.Рукоятки кранов выведены в подкапотное пространство над двигателем.
Жалюзи створчатоготипа предназначены для изменения количества воздуха, проходящего через радиатор.Управляет ими водитель при помощи троса и рукоятки, выведённой в кабину. [1]
Водянойнасос служит для создания циркуляции воды в системе охлаждения. Он состоит из корпуса,вала, крыльчатки и самоуплотняющегося сальника. Располагается насос обычно в переднейчасти блока цилиндров и имеет привод клиновидным ремнём от коленчатого вала двигателя.Шкив приводит во вращение одновременно крыльчатку водяного насоса и ступицу вентилятора.
система охлаждение автомобильремонт
Самоуплотняющийсясальник состоит из резинового уплотнителя, графитизированной текстолитовой шайбы,обоймы и пружины, прижимающей шайбу к торцу подводящего патрубка.
Вентиляторпредназначен для усиления потока воздуха, проходящего через радиатор. Вентиляторимеет обычно 4-6 лопастей. Для снижения шума лопасти располагают Х-образно, попарнопод углом 70 и 110°. Изготовляют лопасть из листовой стали или пластмассы.
Лопастиимеют отогнутые концы (ЗМЗ-53, ЗИЛ-130), что улучшает вентиляцию подкапотного пространстваи повышает производительность вентиляторов. Иногда вентилятор располагают в кожухе,который способствует повышению скорости воздуха, просасываемого через радиатор.
Для уменьшениямощности, необходимой для привода вентилятора, и улучшения работы системы охлажденияприменяют вентиляторы с электромагнитной муфтой (ГАЗ-24 «Волга»). Этамуфта автоматически отключает вентилятор, когда температура воды в верхнем бачкерадиатора ниже 78-85°С.
Термостатавтоматически поддерживает устойчивый тепловой режим двигателя. Как правило, устанавливаютна выходе охлаждающей жидкости из рубашек охлаждения головок цилиндров или впускноготрубопровода двигателя. Термостаты могут быть жидкостные и с твёрдым наполнителем.
В жидкостномтермостате имеется гофрированный баллон, заполненный легко испаряющейся жидкостью.Нижний конец баллона закреплён в корпусе термостата, а к штоку с верхнего концаприпаян клапан.
При температуреохлаждающей жидкости ниже 78°С клапан термостата закрыт, и вся жидкость через перепускнойшланг направляется обратно в водяной насос, минуя радиатор. Вследствие этого ускоряетсяперегрев двигателя и впускного трубопровода.
Когда температурапревысит 78°С, давление в баллоне увеличивается, он удлиняется и приподнимает клапан.Горячая жидкость через патрубок и шланг направляется в верхний бачок радиатора.Клапан полностью открывается при температуре 91°С (ЗМЗ-53). Термостат с твёрдымнаполнителем (ЗИЛ-130) имеет баллон, заполненный церезином и закрытый резиновойдиафрагмой. При температуре 70-83°С церезин плавится, расширяясь, перемещает вверхдиафрагму, буфер и шток. При этом открывается клапан и охлаждающая жидкость начинаетциркулировать через радиатор.
При снижениитемпературы церезин затвердевает и уменьшается в объёме. Под действием возвратнойпружины клапан закрывается, а диафрагма опускается вниз.
В двигателяхавтомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» термостат выполнен двухклапанным и устанавливаетсяперед водяным насосом. При холодном двигателе большая часть охлаждающей жидкостибудет циркулировать по кругу: водяной насос→блок цилиндров→головка цилиндров→термостат→водянойнасос. Параллельно жидкость циркулирует через рубашки впускного трубопровода и смесительнойкамеры карбюратора, а при открытом кране отопителя пассажирского помещения — черезего радиатор.
Когда двигательпрогрет не полностью (температура жидкости ниже 90°С), оба клапана термостата частичнооткрыты. Часть жидкости поступает к радиатору.
При полностьюпрогретом двигателе основной поток жидкости из головки цилиндров направляется врадиатор системы охлаждения.
Для контроляза температурой охлаждающей жидкости служат сигнальные лампы и указатели на щиткеприборов. Датчики контрольно-измерительных приборов размещаются в головках цилиндров,верхнем бачке радиатора и рубашке охлаждения впускного трубопровода.
Особенностиустройства
Насос охлаждающейжидкости центрального типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновиднымремнём. Вентилятор имеет четырёхлопастную крыльчатку, которая крепится болтами кступице шкива, приводится в действие от ремня привода насоса. Термостат с твёрдымчувствительным наполнителем имеет основной и перепускной клапаны. Начало открытияосновного клапана при температуре охлаждающей жидкости 77-86°С, ход основного клапанане менее 6 мм. Радиатор — вертикальный, трубчатопластинчатый, с двумя рядами трубоки стальными лужеными пластинами. В пробке заливной горловины имеются впускной ивыпускной клапаны.
Проверкауровня и плотности жидкости в системе охлаждения
Правильностьзаправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке,который на холодном двигателе (при 15-20°С) должен находиться на 3-4 мм выше метки «MIN», нанесённой на расширительномбачке.
Предупреждение.Уровень охлаждающейжидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, т.к. при нагревании её объёмувеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.
При необходимостипроверяйте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078-1,085г/см³. При низкой плотности и при высокой (больше 1,085-1,095 г/см³) повышаетсятемпература начала кристаллизации жидкости, что может привести к её замерзанию вхолодное время года. Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, то доливайте дистиллированнуюводу. Если плотность нормальная, доливайте жидкость той же плотности и марки, какаянаходится в системе. Если ниже нормы, доведите её до неё, используя жидкость ТО-СОЛ-А.
Заправкасистемы охлаждения жидкостью
Заправкапроизводится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операциипо заправке выполняйте в следующем порядке:
1. Снимитепробки с радиатора и с расширительного бачка и откройте кран отопителя;
2. Залейтеохлаждающую жидкость в радиатор, а затем и в расширительный бачок, предварительнопоставив пробку радиатора. Закройте пробкой расширительный бачок;
3. Запуститедвигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1-2 мин для удаления воздушныхпробок. После остывания двигателя проверьте уровень охл. жид. Если уровень ниженормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.
Регулировканатяжения ремня привода насоса
Натяжениеремня проверяется прогибом между шкивами генератора насоса или между насоса и коленчатоговала. При нормальном натяжении ремня прогиб«А» под усилием 10кгс (98Н) должен быть в пределах 10-15 мм, а прогиб "В" в пределах 12-17 мм. Для увеличения натяжения ремня ослабив гайки крепления генератора,сместите его от двигателя и затяните гайки.
Насосохлаждающей жидкости
Для разборкинасоса: — отсоедините корпус насоса от крышки; — закрепите крышку в тисках, используяпрокладки, и снимите крыльчатку валика съёмником А.40026; — снимите ступицу шкивавентилятора с валика при помощи съёмника А.40005/1/5; — выверните стопорный винти выньте подшипник с валиком насоса; — удалите сальник из крышки корпуса.
Проверьтеосевой зазор в подшипнике (не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49Н (5 кгс)), особенно если отмечался значительный шум насоса. При необходимостиподшипник замените. Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндровпри ремонте рекомендуется заменять. Осмотрите корпус и крышку насоса деформацииили трещины не допускаются
Сборка насоса:- установите оправкой сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса; — запрессуйтеподшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстиемв крышке корпус насоса; — заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контурыгнезда, чтобы винт не ослабевал; — напрессуйте с помощью приспособления А.60430на валик ступицу шкива, выдержав размер 84,4+0,1 мм. Если ступица из металлокерамики, то после снятия напрессовывать только новую; — напрессуйте крыльчаткуна валик с помощью приспособления А.60430, обеспечивающего технологически зазормежду лопаткам крыльчатки и корпусом насоса 0,9-1,3 мм; — соберите корпус насоса с крышкой, установите между ними прокладку.
Термостат
У термостатаследует проверять температуру начала открытия и ход основного клапана. Для этоготермостат установите на стенде БС-106-000, опустив в бак с водой или охл. жид. Снизув основной клапан уприте кронштейн ножки индикатора. Начальная температура жидкостив баке должна быть 73-75°С. Температура жидкости постепенно увеличивается примернона 1°С/м при постепенном окрашивании, чтобы она во всём объёме жидкости была одинаковой.За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основногоклапана составит 0,1 мм. Термостат необходимо заменять, если температура началаоткрытия основного клапана не находится в пределах 81+5\4°С или ход клапанаменее 6 мм. Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственнона автомобиле. После пуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачокрадиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находитсяпримерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80-85°С.
Радиатор
Чтобы снятьрадиатор с автомобиля: — слейте из него и блока цилиндров жидкость, удалив сливныепробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; кран отопителя кузова приэтом откройте, а пробку радиатора удалите с наливной горловины; — отсоедините отрадиатора шланги; — снимите кожух вентилятора; — отверните болты крепления радиаторак кузову, выньте радиатор из отсека двигателя.
Герметичностьпроверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздухпод давлением 0,1 МПа (1 кгс/см²) и опустите в ванну с водой не менее чем на30 с. При этом не должно наблюдаться травление воздуха. Незначительно повреждениелатунного радиатора запаяйте мягким припоем, а при значительных замените на новый.[2]
Состав: тосол, дистилиризованная вода.Глава 3. Техническоеобслуживание системы охлаждения
При проведенииежедневного обслуживания проверяют осмотром герметичность системы охлаждения; уровеньжидкости, и при необходимости доливают воду. В зимнее время при постановке автомобиляна стоянку сливают воду из системы охлаждения и пускового подогревателя, а передпуском двигателя заполняют систему горячей воды или подключают двигатель к системеподогрева. Кроме того, при ежедневном обслуживании заливают воду в бачок устройствадля обмыва ветрового стекла; проверяют уровень и при необходимости доливают маслои картер двигателя. У дизелей необходимо проверить уровень масла в топливном насосевысокого давления и регулятора числа оборотов; остановить двигатель и проверитьна слух работу фильтра центробежной очистки масла.
Во времяпроведения первого технического обслуживания следует проверить и при необходимостиотрегулировать натяжение приводных ремней; при работе в условиях большой запылённостиокружающей среды заменить масло в картере двигателя; слить отстой из корпусов фильтрови очистить от отложений внутреннюю поверхность кожуха фильтра центробежной очисткимасла; промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра вентиляции картера.
При второмтехобслуживании необходимо проверить и, если надо, закрепить вентилятор, радиатор,его облицовку, жалюзи и капот; проверить и отрегулировать натяжение приводных ремней;заменить (по графику) масло в карте двигателя, промыть при этом фильтрующий элементфильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент тонкой очистки или очиститьэлемент центробежной очистки масла; слить отстой из корпусов масляных фильтров;очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя; смазать подшипники водяногонасоса и натяжного ролика ремня вентилятора.
Во времясезонного техобслуживания проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и отопления,а также пускового подогревателя; промывают систему охлаждения; при подготовке кзиме проверяют состояние и действие пускового подогревателя; два раз в год при сменесортов масел (в зависимости от времени года) промывают систему смазки двигателя;при подготовке к зиме отключают масляный радиатор.
Регулировканатяжения приводных ремней. Натяжение ремня привода вентилятора и водяного насоса двигателя ЗМЗ-53 регулируютпри помощи натяжного ролика. При этом ослабляют гайки крепления кронштейна натяжногоролика и перемещают рукоятку кронштейна до получения нормального натяжения ремня.Затем закрепляют гайки крепления кронштейна и снова проверяют натяжение ремня. Приусилии 3-4 кГ прогиб ремня должен быть 10-15 мм.
Регулировкунатяжения ремня привода генератора производят перемещением генератора по прорезиустановочной планки. Прогиб должен быть 10-12 мм. У двигателя ЗИЛ-130 для регулировки натяжения ремня привода насоса гидравлического усилителя рулевогоуправления и ремня привода генератора ослабляют болты крепления натяжного кронштейнаили гайку крепления генератора к планке, а затем смещают насос или генератор. Приусилии 4 кГ, приложенном к серединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8-14 мм.
Регулировкунатяжения ремня привода компрессора производят перемещением компрессора по кронштейнупри помощи регулировочного болта. Прогиб ремня под усилием 4 кГ должен составлять 5-8 мм.
У дизелейЯМЗ-236 для регулировки натяжения ремня привода компрессора служит винтовое устройство,а натяжение ремня привода водяного насоса регулируют изменением количества стальныхшайб, зажимаемых между ступицей и съёмной боковиной шкива водяного насоса. При усилии 3 кГ, приложенном к серединам ветвей, прогиб не должен превышать: 10-15 мм для ремней привода водяного насоса и генератора и 8 мм — для ремня привода компрессора (на короткойветви).
Доливкаи смена масла. Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать2-3 мин, пока стечёт масло, вынуть и вытереть маслоизмерительный стержень, вставитьего обратно до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровеньмасла ниже метки «Долей», эксплуатировать машину нельзя. Нужно долитьмасло до метки «Полно».
При проверкеуровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень долженсоответствовать верхней прямоугольной метке на маслоизмерительном стержне.
Масло рекомендуетсяизмерять при горячем двигателе.
Для этогоотвертывают сливную пробку картера и сливают отработавшее масло.
Из корпусовмасляных фильтров сливают отстой, разбирают и промывают фильтры. При сильном загрязнениимасла промывают картер двигателя.
Для промывкив картер заливают чистое маловязкое (зимнее) масло примерно до нижней метки маслоизмерительногостержня, пускают двигатель и дают ему поработать 2-3 мин на холостом ходу. Затемсливают промывочное масло, заливают в картер свежее масло и пускают двигатель на3-5мин. Через 5-10 мин после остановки двигателя измеряют уровень масла в картере.
Вследствиеокисления масла кислородом воздуха образуются нагар и лаковые отражения. Отложениянагара в камерах сгорания двигателя вызывают перебои в системе зажигания, перегреви работу двигателя с детонацией. Отложения на головках клапанов приводят к перегревуи короблению клапанов, неплотному прилеганию клапанов к сёдлам. Следствием попаданиятвёрдых частиц нагара в картер двигателя является засорение маслопроводов и фильтров.
Для очисткимасляных фильтров их разбирают, промывают керосином и насухо протирают или обдуваютсжатым воздухом. Фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки при их загрязнениизаменяют.
Для очисткифильтра центробежной очистки масла надо: остановить двигатель и дать стечь маслу(20-30 мин); отвернуть гайку и снять кожух; отвернуть пробку и вставить в отверстиебородок, чтобы удержать ротор от вращения; отвернуть гайку и снять колпак; снятьвставку, сетчатый фильтр и прокладку. Снятые детали очищают от отложений и грязи,промывают бензином или керосином. Сборку производят в обратной последовательности.
Далее проверяютработу фильтра на прогретом двигателе на слух. После остановки двигателя ротор исправногофильтра продолжает вращаться 2-3 мин, издавая характерное гудение. Если гудениепрослушивается более короткое время, то ротор притормаживается, например, вследствиечрезмерной затяжки барашковой гайки. Эту гайку надо затянуть от руки, без помощикакого-либо инструмента. [3]
Замену бумажногофильтрующего элемента полнопоточного масляного фильтра двигателя «Москвич-412»производят снизу автомобиля. При этом: вывёртывают пробку и сливают отстой; отвёртываютцентральный стяжной болт и снимают корпус вместе с фильтрующим элементом, вынимаютфильтрующий элемент и уплотнительные резиновые кольца. Далее промывают корпус изнутрибензином и протирают его, вставляют новый фильтрующий элемент. Резиновое уплотнительноекольцо рекомендуется заменить новым.
В системевентиляции картера снимают и очищают трубки и шланги, очищают и промывают воздушныйфильтр. Трубки и шланги вентиляции картера должны быть плотно соединены между собой,шланги не должны иметь разрывов, расслоений и разбуханий. У двигателя ЗИЛ-130 промываютацетоном клапан.
Системувентиляции картера двигателя ЗМЗ-53 очищают в такой последовательности: промываютфильтрующую набивку фильтра вентиляции картера в керосине и просушивают; смачиваютфильтр вентиляции картера маслом для двигателя; снимают вытяжную пробку вентиляциии промывают её керосином, просушивают и ставят на место.
Внешнимипризнаками неисправностей системы охлаждения является перегрев или чрезмерное охлаждениедвигателя. Перегрев двигателя возможен при недостатке охлаждающей жидкости в системеиз-за её утечки или выкипания, обрыве или пробуксовке ремня привода вентилятор иводяного насоса, заедания термостата и жалюзи в закрытом положении, большом отложениинакипи. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалюзив открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.
 Глава 4. Ремонтсистемы охлаждения
Основныевозможные дефекты деталей водяного насоса: сколы и трещины корпуса, срыврезьбы в отверстиях, износ посадочных мест под подшипники и упорную втулку; изгиби износ посадочного места под крыльчатку на валике, под втулками, сальниками и шкивамивентиляторов; износ, трещины и коррозия поверхности лопаток крыльчатки; износы внутреннейповерхности втулок и шпоночной канавки. Корпус насоса охлаждения изготавливают уЗИЛ-130 из алюминиевого сплава АЛ4, корпус подшипников — из серого чугуна; у ЗМЗ-53- из СЧ 18-36, у ЯМЗ КамАЗ — из СЧ 15-32. Основные дефекты корпуса подшипников водяногонасоса двигателя ЗИЛ-130: износ торцевой поверхности под упорную шайбу; обломы торцагнезда и износ отверстия под задний подшипник; и износ отверстия под передний подшипник.
Трещиныи обломы корпуса заваривают или заделывают синтетическими материалами. Сколы нафланце и трещины на корпусе устраняют сваркой. Деталь предварительно нагревают.Рекомендуется заварку производить ацетилено-кислородным нейтральным пламенем. Трещиныможно заделывать эпоксидной смолой. Изношенные поверхности под подшипники при зазорахне более 0,25 мм следует восстанавливать герметиками «Унигерм-7» и«Унигерм-11». При зазоре более 0,25 мм для устранения дефекта требуется ставить тонкие (толщиной до 0,07 мм) стальные ленты.
Погнутыйвалик правят под прессом, а изношенный менее допустимого восстанавливают хромированиеми последующим шлифованием до номинального размера. Изношенную шпоночную канавкуна валу заваривают, а затем фрезеруют новую канавку под углом 90-180° к старой.
Крыльчаткиможно изготавливать литьём из алюминиевого сплава или капрона. При этом ступица(втулка) должна быть стальной.
После восстановлениякорпус насоса охлаждения должен отвечать следующим техническим требованиям: торцевоебиение поверхности корпуса подшипников под упорную шайбу крыльчатки относительнооси отверстий под подшипники не более 0,050 мм; биение торцевой поверхности бурта корпуса подшипников под корпус насоса относительно отверстий под подшипникине более 0,15 мм; шероховатость поверхности корпуса подшипников под упорную шайбукрыльчатки не более Rа=0,80 мкм, поверхностейотверстий под подшипники не более Rа=1,25 мкм.
Валики насосовохлаждения изготавливают у ЗИЛ и ЗМЗ из стали 45, HRC 50-60; у ЯМЗ — из стали 35, HB 241-286; у КамАЗ — из стали 45Х,HRC 24-30. Основные дефекты валика: износыповерхности под подшипники; износ шейки под крыльчатку; износ паза; повреждениерезьбы.
Изношенныеповерхности восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа с последующим хромированиемили железнением с последующим шлифованием на бесцентрово-шлифовальном станке. Науплотнительной шайбе допускаются риски и износ на глубину не более 0,5 мм. При большем износе шайбу заменяют. При установке валика следует заложить 100 г смазки «Литол-24» в межподшипниковую полость. Уплотняющую шайбу и торец опорной втулкиперед установкой следует покрыть тонким слоем герметика или смазкой, состоящей помассе из 60% дизельного масла и 40% графита.
Изношеннуюили повреждённую резьбу в отверстиях восстанавливают нарезанием резьбы ремонтногоразмера или заваркой с последующим нарезанием резьбы номинального размера.
После сборкизазор между корпусом водяного насоса и лопастями крыльчатки должен быть 0,1…1,5мм и валик легко вращаться. [4]
Водяныенасосы обкатывают и испытывают на специальных стендах, например насосы двигателейЯМЗ-240Б — на стенде ОР-8899, двигателей Д-50 и Д-240 — на КИ-1803, двигателя ЗМЗ-53- на ОР-9822. Обкатку выполняют за 3 мин при температуре воды 85…90°С и испытываютпо режиму.
Каждый отремонтированныйнасос проверяют на герметичность при давлении 0,12…0,15 МПа. Утечка воды через уплотненияи резьбу шпилек не допускается.
Возможныедефекты деталей вентиляторов следующие: износ посадочных мест в шкивах поднаружные кольца подшипников качения, износ ручьев в шкивах под ремень, ослаблениезаклёпок на крестовине, изгиб крестовине и лопастей.
Изношенныепосадочные места под подшипники восстанавливают железнением, хромированием. Изношенныеручьи шкивов (до 1мм) протачивают. Ослабленные заклёпки на крестовине лопастей подтягивают.Если отверстия под заклёпки изношены, их рассверливают и ставят заклёпки увеличенногодиаметра. Передние кромки лопастей после переклёпки должны лежать в одной плоскостис отклонением не более 2 мм. Шаблоном проверяют форму лопастей вентиляторов и уголих наклона относительно плоскости вращения, который должен быть в пределах 30…35°(при необходимости правят).
Собранныйсо шкивом вентилятор статически балансируют. Для устранения дисбаланса сверлят углублениядисбаланса сверлят углубления в торце шкивов или утяжеляют лопасть с её выпуклойстороны приваркой или приклёпыванием пластинки.
Если в гидромуфтепривода вентилятора подтекает масло через уплотнения, есть осевой зазор и заеданиеведомого и ведущего валов при вращении лопастей крыльчатки и шкива от руки, необходимремонт.
В деталяхгидромуфты дефекты аналогичны дефектам деталей вентиляторов. Это обусловливает и подобные способыих устранения. Шариковые подшипники гидромуфты необходимо заменять при осевом ирадиальном зазоре более 0,1 мм.
При сборкезазор между ведомым и ведущим колёсами гидромуфты должен быть 1,5…2 мм. Шкив приводагидромуфты при неподвижной ступице вентилятора и, наоборот, ступица при неподвижномшкиве должны вращаться свободно. Термосиловой датчик включателя гидромуфты регулируютпостановкой регулировочных шайб на включение при температуре охлаждающей жидкости90…95°С и на выключение при её температуре 75…80°С.
Радиаторысистемы охлаждения изготавливают из: верхние и нижние бачки и трубки — латунь, охлаждающие пластины- медь, каркас и латунь; бачки масляных радиаторов — сталь.
Радиаторымогут иметь следующие основные дефекты: отложения накипи на внутренних стенкахтрубок и резервуаров, их повреждения и загрязнения наружных поверхностей трубок,сердцевины, охлаждающих пластин и пластин каркаса, течь трубок, пробоины, вмятиныили трещины на бачках, нарушение герметичности в местах пайки. После снятия с автомобилярадиатор поступает на участок ремонта, где его моют снаружи и дефектуют внешнимосмотром и проверкой на герметичность сжатым воздухом под давлением 0,15 МПа длямасляных радиаторов в ванне с водой при температуре 30…50°С. При испытании, герметизируярезиновыми пробками, водяной радиатор заполняют водой и создают насосом избыточноедавление: в течение 3…5 мин радиатор не должен давать утечек. При обнаружении подтеканийрадиатор разбирают, помещают сердцевину в ванну с водой и, подавая воздух по шлангуот ручного насоса в каждую трубку, по пузырькам определяют место повреждения. Загрязнениеи накипь удаляют в установках, обеспечивающих подогрев раствора до 60-80°С, егоциркуляцию и последующую промывку радиатора водой. Отверстия закрывают резиновымипробками, через одну из которых поступает по шлангу на наличие дефектов. Когда радиаторыремонтируют без разборки (не снимая бочков), то испытание на герметичность осуществляютпосле удаления накипи.
Течь трубокустраняют пайкой. Повреждённые трубки, расположенные во внутренних рядах, запаивают(заглушают) с обоих концов. Допускается запаивать до 5% трубок, при большем их числеповреждённые трубки заменяют. Заменяют на новые заглушенные трубки и трубки, имеющиебольшие вмятины. Для этого через трубки продувают горячий воздух, нагретый до 500-600°Св змеевике, укреплённом на паяльной лампе. Когда припой расплавится, трубку извлекаютспециальными пассатижами с язычком с размерами и формой, соответствующей сечениюотверстия трубки. Отпаивать трубки можно шомполом, нагретым до 700-800°С в горне,или пропускать по нему электрический ток от сварочного трансформатора. Старые трубкиизвлекают и вставляют новые или отремонтированные по направлению усиков охлаждающихпластин. Трубки припаивают к опорным пластинам припоем.
По другойтехнологии дефектную трубку развальцовывают на большой диаметр (используют шомполквадратного сечения для круглых трубок или ножевидный с уширением на конце для плоских)и вставляют новую, припаивая её по концам к опорным пластинам.
Общее числовновь установленных или гильзованных трубок для дизелей не должно быть более 20%от общего их числа, а для карбюраторных двигателей — 25%.
При большихповреждениях после отпайки опорных пластин вырезают дефектную часть радиатора (используютленточные пилы и вместо неё устанавливают такую же часть радиатора из другого выбракованного,припаивая все трубки к опорным пластинам.
Трещиныв чугунных резервуарах устраняют сварочным способом. В резервуарах из латуни, трещиныи разрывы устраняют пайкой.
Вмятиныбачков устраняют рихтовкой, для чего бачок надевают на деревянную болванку и деревянныммолотком выравнивают повреждения. Пробоины устраняют постановкой заплат из листовойлатуни с последующей припайкой их. Трещины запаивают.
Поврежденияпластин каркаса устраняют газовой сваркой. Помятые пластины радиатора выпрямляютпри помощи гребёнки. [5]
Отремонтированныйрадиатор проверяют в ванне, предварительно накачав в него воздух.
Операциипо ремонту масляных радиаторов аналогичны операциям по ремонту водяных. Смолистыеотражения в них удаляют в препарате АМ-15. Пайку трубок к бачкам выполняют медно-цинковымприпоем ПМЦ газовой сваркой. Испытывают масляные радиаторы под давлением 0,3 МПа.
При ремонтетермостатов — удаляютнакипь. Повреждение места пружинной коробки запаивают припоем ПОС-40. Пружинныекоробки заполняют 15% -ным раствором этилового спирта.
При испытаниитермостата в ванне с водой начала открытия клапана должно быть 70°С, а полное открытие- при 85°С. Высота полного подъёма клапана 9-9,5 мм. Её регулируют, вращая клапан на резьбовом конце хвостовика пружинной коробки.
 Глава 5. Требованиябезопасности для ремонтов автомобилей
Такой способремонта, как пайка, выполняется с применением оловянно-свинцовых сплавов, хлористогоцинка и нашатыря. При этом выделяются вредные пары и газы, поэтому эти работы необходимовыполнять в отдельных, хорошо проветриваемых помещениях с обязательной общей и местнойвентиляцией.
Перед приёмомпищи, а также после смены необходимо тщательно мыть руки тёплой водой с мылом ищёткой, регулярно полоскать носоглотку, так как свинцовая пыль и пары свинца, обладаяспособностью накапливаться в организме человека при несоблюдении им мер личной безопасностии гигиены, вызывают хроническое отравление. Ногти рабочего во избежание попаданияпод них свинца следует коротко стричь и регулярно чистить. Для профилактики передначалом работы руки надо смазывать вазелином.
Флюсы дляпайки и кислота должны храниться раздельно в специально отведённых и регулярно очищаемыхместах. В аптеке должна быть мазь от ожогов.
Нагретыепаяльники необходимо класть на специальные подставки. Желательно применять низковольтныепаяльники (42), включаемые через понижающий трансформатор. Используемые для ремонтапаяльные лампы взрыво- и пожароопасны. Нельзя работать с неисправной (коптящей,самопроизвольно гаснущей) лампой с повреждённым корпусом, вентилем, заправлять ихбензином более чем на 75% вместимости резервуара, заправлять или разбирать лампувблизи открытого огня или электронагревательных приборов. Запрещена заправка паяльныхламп авиационным и этилированным бензином.
Основныетребования техники безопасности заключаются в следующем. Участок разборки должениметь прочные несгораемые стены. Полы на участке должны иметь ровные (без порогов),гладкую, но не скользкую, удароустойчивую, не впитывающую нефтепродукты поверхность.Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи. Потолки и стены следуетзакрашивать краской светлых тонов.
Оборудованиедолжно быть расставлено с соблюдением необходимых промежутков. Нельзя допускатьскопления на участке большого количества агрегатов и деталей. Запрещается загромождатьпроходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и огнетушителями.
Агрегатыи детали, соприкасавшиеся во время работы с этилированным бензином, следует предварительнопромывать керосином в специальных ваннах, имеющих местный отсос. Агрегаты и детали,имеющие массу более 10 кг, необходимо снимать, транспортировать и устанавливатьпри помощи подъёмно-транспортных средств. Усилие при подъёме груза механизмом должнобыть вертикально. Подтаскивание грузов краном воспрещено. Разбирать агрегаты, имеющиепружины (передняя, независимая подвеска, сцепление, клапанный механизм и др.), разрешаетсятолько на специальных стендах или при помощи приспособлений, обеспечивающих безопаснуюработу.
При выпрессовкедеталей, имеющих неподвижную посадку, на прессах последние следует снабжать защитнымирешётками.
Освещённостьрабочего места искусственным светом должна соответствовать для работ средней точностипри малом контрасте различения объекта с фоном (фон светлый) для газоразрядных ламп:комбинированное 400 лк, общее 100 лк. Для облегчения электробезопасности каждоепроизводственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабжённой надёжными контактами. Сопротивление шины заземления в любом месте не должнопревышать 4 Ом. Все корпуса электродвигателей, а также металлические части оборудования,которые могут оказаться под напряжением, должны быть занулены или заземлены.
Переноснойэлектроинструмент можно применять при условии его исправности при напряжении неболее 36 В. Если же напряжение больше, то электроинструмент должен выдаваться вместес защитными приспособлениями (диэлектрические перчатки, обувь, коврики и др.). Общееосвещение может иметь любое напряжение, освещение станков — 36 В, переносные лампы- 12 В. Применение ламп без арматуры запрещено. Все стационарные светильники должныбыть плотно укреплены, чтобы они не давали качающихся теней. Использованный обтирочныйматериал необходимо складывать в металлические ящики с крышкой. В конце смены ящикследует очищать во избежание самовозгорания обтирочного материала.
При ремонтедвигателя необходимо соблюдать данные требования: — заглушенный двигатель; — стояночныйтормоз; — спецодежда.
Заключение
В техобслуживание автомобилейвсё шире внедряются методы диагностики с использованием электронной аппаратуры.Диагностика позволяет своевременно выявить неисправности агрегатов и систем автомобиляи устранить их до того, как они вызовут серьёзные нарушения. Объективные методыоценки технического состояния агрегатов и узлов автомобиля помогают вовремя устранитьдефекты, которые способны вызвать аварийную ситуацию, что повышает безопасностьдорожного движения.
Применение современного оборудованиядля выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей облегчаети ускоряет многие производственные процессы, но требует от обслуживающего персоналаусвоения определённого круга знаний и навыков: устройство автомобиля, основные технологическиепроцессы техобслуживания и ремонта, умение пользоваться современными контрольно-измерительнымиприборами, инструментами и приспособлениями.
Для изучения устройства и процессовработы механизмов автомобиля необходимы знания физики, химии, основ электротехникив объёме программ средних школ.
Применение современного оборудованияи приспособлений для выполнения монтажно-демонтажных работ ремонта автомобиля неисключает необходимости освоения навыков общеслесарных работ, которыми должен владетьрабочий, занимающийся ремонтом.
Хорошо организованное техобслуживание,своевременное устранение неисправностей в агрегатах и системах автомобиля, при высококвалифицированномвыполнении работ, позволяют повысить долговечность автомобилей, снизить их простои,увеличить сроки межремонтных пробегов, что в конечном счёте значительно сокращаетнепроизводительные издержки и повышает рентабельность эксплуатации автотранспортныхсредств.
Список используемойлитературы
1. Авдеев М.В., Воловик Е.Л., УльманИ.Е. Технология ремонта машин и оборудования. — М.: Агропромиздат, 1990
2. Боровских Ю.И. Устройство, техническоеобслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для средних профессиональных-техническихучилищ.М., «Высшая школа», 1975. — 36-41, 246-250, 379-381с.
3. Двигатели ЗИЛ-130: Руководствопо капитальному ремонту. Часть I, II. — М.:КТБ авторемонтного производства, 1981.
4. Дюмин И.Е., Какуевицкий В.А.,Силкин А.С. Современные методы организации и технологии ремонта автомобилей. — Киев:Техника, 1974. — 519с.
5. Крамаренко Г.В., Барашков И.В.Техническое обслуживание автомобилей. — М.: Транспорт, 1982
6. Лауш П.В. Практикум по техническомуобслуживанию и ремонту машин. — М.: Агропромиздат, 1985
7. Липкинд А.Г., Гринберг П.И., ИльинА.И. Ремонт автомобиля ЗИЛ-130 — М.: Транспорт, 1992
8. Маслов М.П. Качество ремонта автомобилей.- М.: Транспорт, 1989
9. Пасов В.З., Валькович В.С. Ремонтдвигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. — М.: Транспорт, 1993
10. Ремонт автомобилей. Учебник дляавтотранспортных техникумов / Под редакцией кандидата юридических наук С.И. Румянцева.- 2-е издание переработанное и дополненное с иллюстрациями и таблицами. М.: Транспорт,1988. — 40-41, 192-194с.
11. Руководство по ремонту, техническомуобслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ-2105, ВАЗ-21051, ВАЗ-2104, ВАЗ-21043.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 200. — 31-33с.
12. Технология ремонта автомобилей/ Под редакцией Л.В. Дехтеринского. — М.: Транспорт, 1989
13. Техническое обслуживание и ремонтмашин / Под общей редакцией И.Е. Ульмана. С иллюстрациями — М.: Агропромиздант,1990 (Учебники и учебные пособия для техникумов). — 204-207с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.