ФГОУ « ПСКОВСКИЙКОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»
Контрольнаяработа
АВТОМОБИЛИ
Исполнитель
Гук Д.С
Группа 312 – ОТЗ
Преподаватель
ФарафоновА.М.
Псков
2010
Содержание
Вопрос 1. Система питания охлажденияавтомобилей воздухом
Вопрос 2. Система охлаждения двигателей.Порядок устранения различных неисправностей в системе охлаждения
Список использованной литературы
Вопрос 1. Системапитания охлаждения автомобилей воздухом
Двигатель типа «С»:срежьте заводские хомуты ножом.
Прикипевший термостатсдвиньте, сдавливая шланг радиатора. При этом запомните, как он был установлен(важно направление движения жидкости!).
Перед установкойочистите место крепления термостата в шланге от накипи. Затем установитетермостат и зафиксируйте его положение резьбовым хомутом.
Двигатель типа «F»:открутите 3 болта корпуса термостата и осторожно снимите корпус.
Если корпус неподдается, помогите себе, ударяя рукой.
Разожмитепредохранительный зажим термостата, выньте термостат и уплотнительное кольцо изкорпуса.
Перед установкойпочистите поверхности, обеспечивающие герметичность, от остатков герметика.Затем нанесите на них слой герметика (например, Loctite518) толщиной не более 1 мм.
/>
Устройство системыпитания. Топливный бак 24 сварен из двух половин изстального листа, с внутренней стороны освинцован. Снаружи бак окрашен чернойэмалью. Вместимость топливного бака 39 л, включая резерв 4-6,5 л. Когда в бакеостается только резерв топлива, на щитке приборов загорается контрольнаялампочка резерва.
Бак установлен вбагажном отделении кузова справа на ходу автомобиля на резиновой прокладке иприкреплен к кузову двумя хомутами, стянутыми болтом. Заливная горловинавыведена в нишу в правом заднем крыле и закрыта глухой пробкой 19 на резьбе.Для доступа к пробке необходимо нажать на передний торец крышки на крыле,которая закрывает нишу.
Для вентиляции идоступа атмосферного воздуха топливный бак имеет вентиляционный шланг 21,выведенный в нишу заливной горловины. Топливо, попавшее в петлю вентиляционногошланга при движении автомобиля по неровной дороге, образует жидкостный затвор,препятствующий испарению бензина из бака.
Сверху на баке черезуплотнительную прокладку закреплен датчик 23 уровня топлива в сборе стопливоприемной трубкой 22, имеющей сетчатый фильтр. Датчик соединенэлектрическими проводами с указателем уровня топлива, установленным на щиткеприборов. При остатке резерва топлива в баке рычажок поплавка замыкает контактконтрольной лампочки резерва.
В баке выполненасливная пробка, для доступа к которой в полу кузова имеется отверстие, закрытоезаглушкой.
На автомобиле ВАЗ-2102(универсал) топливный бак расположен под полом багажника и имеет доступ кдатчику указателя уровня топлива со стороны багажного отделения кузова черезспециальный люк. Вместимость бака с резервом 45 л.
/>
Топливопроводы 1 и 2изготовлены из стальных оцинкованных или освинцованных трубок. Топливопроводымежду собой, а также с баком, с топливным насосом и топливный насос скарбюратором соединены резиновыми шлангами в тканевой оплетке и закрепленыстяжными хомутами с винтом и гайкой. На кузове топливопроводы закрепленыпластмассовыми держателями. Отверстия в кузове для прохода топливопроводовгерметизированы резиновыми заглушками.
Воздушный фильтробеспечивает очистку воздуха, поступающего в карбюратор, от механическихпримесей. На двигателе устанавливается фильтр сухого типа со сменнымфильтрующим элементом с предочистителем. Воздушный фильтр имеет сезоннуюрегулировку забора воздуха.
Корпус 12 воздушногофильтра отштампован из стального листа. Корпус фильтра установлен на фланцекарбюратора на четыре шпильки и крепится самоконтрящимися гайками. Накарбюраторе фильтр уплотнен резиновой прокладкой. Сверху корпус фильтра закрыткрышкой 11 с резиновой уплотнительной прокладкой. Крышка крепится тремягайками, завернутыми на осях с дистанционными выступами. Корпус и крышкафильтра покрашены черной эмалью.
Фильтрующий элементизготовлен из специального фильтрующего картона 16, вставленного вметаллические перфорированные оболочки 15. С наружной стороны установленфильтрующий элемент 17 из синтетической ваты для предварительной очисткивоздуха (предочиститель), увеличивающий пылеемкость фильтра. Фильтрующийэлемент устанавливается в корпусе 12 и прижимается крышкой 11. Эластичные ободыфильтрующего элемента обеспечивают герметичность соединений элемента с корпусоми крышкой.
Корпус фильтра имеетвоздухозаборник 6 холодного воздуха и патрубок 10 забора теплого воздуха иззоны выпускного коллектора отработавших газов. Патрубок 10 соединенгофрированным шлангом с воздухозаборником теплого воздуха. С нижней стороны ккорпусу фильтра приварен коллектор 14 вытяжной вентиляции картера двигателя,который соединен с пространством за фильтрующим элементом. Патрубок 13 соединеншлангом с золотниковым устройством карбюратора.
При работе двигателяатмосферный воздух всасывается в корпус воздушного фильтра черезвоздухозаборник 6 холодного воздуха из подкапотного пространства или черезвоздухозаборник, теплого воздуха из зоны выпускного коллектора погофрированному шлангу и патрубку 10. Воздух очищается предочистителем 17 открупных механических примесей, фильтрующим элементом 16 от мелких примесей ипоступает в карбюратор за счет разрежения в цилиндрах двигателя. Для сезоннойрегулировки поступления холодного или теплого воздуха крышка 11 воздушногофильтра имеет с одной стороны сезонную перегородку 18, перекрывающую доступ извоздухозаборника 6 или патрубка 10. При установке воздушного фильтра необходимоправильно располагать его крышку.
/>
Летом (при температуревоздуха выше +15° С) крышка ставится так, чтобы голубая метка 8«лето» совпала с черной стрелкой 7 на воздухозаборнике. Зимой (притемпературе воздуха ниже +15° С) крышка устанавливается так, чтобы противстрелки 7 находилась красная метка 9 «зима» на крышке фильтра.
На первых выпускахавтомобилей в корпусе воздушного фильтра дополнительно устанавливалсяфильтрующий элемент для очистки воздуха, поступавшего на вентиляцию картерадвигателя. Для входа в фильтрующий элемент и выхода из него очищенного воздухаснизу корпуса дополнительно имелись два патрубка, один из которых с помощьюшланга и трубки соединялся с полостью картера двигателя. Атмосферный воздухочищался в фильтрующем элементе и поступал в картер двигателя за счетразрежения при отсосе картерных газов.
В нормальных условияхэксплуатации автомобиля через каждые 20000 км пробега необходимо заменятьфильтрующие элементы. При эксплуатации по очень пыльным дорогам заменунеобходимо производить через каждые 10000 км пробега автомобиля.[2]
Вопрос2. Система охлаждения двигателей. Порядок устранения
различныхнеисправностей в системе охлаждения
Система охлаждениядвигателей
/>
1. Датчик температурыохлаждающей жидкости для системы впрыска топлива.
2. Подводящий шланградиатора.
3. Пробка бачка.
4. Расширительныйбачок.
5. Пробка радиатора.
6. Шланг от радиатора красширительному бачку.
7. Рубашка охлаждения.
8. Заливная горловина.
9. Впускной клапанпробки.
10. Выпускной (паровой)клапан пробки.
11. Левый бачокрадиатора.
12. Сердцевинарадиатора.
13. Правый бачокрадиатора.
14. Крыльчаткавентилятора.
15. Турбулизатор.
16. Резиновая опора радиатора.
17. Кожух вентилятора.
18. Ремень вентилятора.
19. Отводящий шланградиатора.
20. Насос охлаждающейжидкости.
21. Шланг подачиохлаждающей жидкости в насос.
22. Термостат.
23. Перепускной шлангтермостата.
24. Трубка отводажидкости от радиатора отопителя.
25. Шланг отводажидкости от блока подогрева карбюратора.
26. Шланг подводажидкости к блоку подогрева карбюратора.
27. Шланг отводажидкости от радиатора отопителя.
28. Шланг подводажидкости к радиатору отопителя.
29. Резиновая вставка.
30. Входной патрубок(от радиатора).
31. Основной клапан.
32. Корпус термостата.
33. Перепускной клапан.
34. Патрубокперепускного шланга.
35. Патрубок подачиохлаждающей жидкости в насос.
36. Крышка термостата.
37. Поршень.
38. Крышка насоса.
39. Упорное уплотнительноекольцо сальника.
40. Сальник.
41. Подшипник валиканасоса.
42. Ступица шкивавентилятора.
43. Стопорный винт.
44. Валик насоса.
45. Корпус насоса.
46. Крыльчатка насоса.
47. Приемный патрубок.
I… Схема работытермостата.
А. Температура жидкостименее 80oС.
В. Температура жидкостиот 80 до 94oС.
С. Температура жидкостиболее 94oС.
Система охлаждениядвигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающейжидкости. Система заполняется охлаждающей жидкостью Тосол Д-40 водным растворомантифриза Тосол-А (концентрированный этиленгликоль с антикоррозионными иантивспенивающими присадками плотностью 1,078-1,085 г/см2).
В систему охлаждениязаправляется 10,7 л, включая систему отопления салона кузова. Уровень жидкостив расширительном бачке должен быть на 3-4 см выше метки «MIN»,проверяется на холодном двигателе (при 15-20оС).
Для контролятемпературы охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головкецилиндров, и указатель на щитке приборов.
Система охлаждениявключает: насос 20 охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения блока и головкицилиндров, термостат 22, вентилятор, радиатор, расширительный бачок 4,трубопроводы и шланги.
При работе двигателяжидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок пошлангам 2 и 23 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапановтермостата. Далее охлажденная жидкость всасывается насосом 20 и подается вновьв рубашки охлаждения.
Насос охлаждающейжидкости — центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого валаклиновидным ремнем привода генератора.
Корпус 45 и крышка 38насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в подшипнике 41, которыйстопорится винтом 43, установлен валик 44. Подшипник 41 двухрядный,неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой Литол-24 присборке и в дальнейшем не смазывается.
На валик с однойстороны напрессована чугунная крыльчатка 46, а с другой — ступица 42 шкивапривода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом,закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцоприжимается к крыльчатке пружиной сальника через резиновую манжету. Сальник 40неразборный, состоит из наружной латунной обоймы, резиновой манжеты и пружины.Сальник запрессован в крышку 38 насоса. Насос приводится в действие клиновиднымремнем 18.
Вентилятор представляетсобой шестилопастную крыльчатку 14, изготовленную из пластмассы, котораякрепится болтами к ступице 42 шкива привода насоса. Лопасти вентилятора имеютпеременный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг поступице. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 17,который крепится болтами к кронштейнам радиатора.
Радиатор ирасширительный бачок. Радиатор разборный, с пластмассовыми бачками 11 и 13, сдвумя рядами алюминиевых горизонтальных трубок и алюминиевыми охлаждающимипластинами. Сердцевина 12 радиатора уплотняется с бачками резиновымипрокладками. Для лучшей эффективности охлаждения жидкости в трубкиустанавливаются турбулизаторы 15. Радиатор устанавливается на резиновые опоры16 и крепится болтами к передку кузова. Заливная горловина радиаторазакрывается пробкой 5 и соединяется шлангом с полупрозрачным пластмассовымрасширительным бачком 4. Пробка радиатора имеет впускной 9 и выпускной 10 (паровой)клапаны, через которые радиатор соединяется с расширительным бачком. Впускнойклапан 9 не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпускохлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждениидвигателя.
При закипании жидкостиили резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способностивпускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок изакрывается, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. Приувеличении давления при нагревании до 50 кПа открывается выпускной клапан 10, ичасть охлаждающей жидкости перепускается в расширительный бачок.
Термостат и работасистемы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя иподдерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальномтепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах85-95оС. Величины температур, поддерживаемые термостатом, указываются на егодонышке.
Термостат 22 состоит изкорпуса и крышки, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 31.Термостат имеет три патрубка: входной патрубок для впуска охлаждающей жидкостиот радиатора патрубок перепускного шланга 23 для перепуска жидкости из головкицилиндров в термостат и патрубок для подачи охлаждающей жидкости в насос 20.
Основной клапан 31установлен на стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка29. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень, закрепленныйна неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой находитсятермочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 31 прижимаетсяпружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установленперепускной клапан 33, поджимаемый пружиной.
Термостат, взависимости от температуры хлаждающей жидкости, автоматически включает илиотключает радиатор системы хлаждения и перепускаем жидкость через радиатор илиминуя его
На холодном двигателепри температуре охлаждающей жидкости ниже 80оС основной клапан закрыт,перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 23 черезперепускной клапан 33 в насос 20, минуя радиатор (по малому кругу). Этимобеспечивается быстрый прогрев двигателя.
Если температуражидкости повышается выше 94оС, твердый наполнитель термостата расширяется,сжимает резиновую вставку 29 и выдавливает поршень, перемещая основной клапан31 до полного открытия. Перепускной клапан 33 полностью закрывается. Жидкость вэтом случае циркулирует по большому кругу: из рубашек охлаждения по шлангу 2 врадиатор и далее по шлангу 19 через основной клапан термостата поступает внасос 20, которым вновь направляется в рубашки охлаждения двигателя.
В пределах температур80-94оС клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающаяжидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругам. Величина открытияосновного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторежидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы двигателя.
Порядок устраненияразличных неисправностей в системе охлаждения
1. Открутите крышкурасширительного бачка, чтобы довести давление в системе охлаждения доатмосферного.
2. Отсоедините нижнийшланг радиатора, слейте 2—3 литра охлаждающей жидкости в чистую емкость.
3. Отсоедините верхнийшланг радиатора от насоса охлаждающей жидкости (двигатель типа «С») или откорпуса термостата (двигатель типа «F») и от головки блока цилиндров.
4. Двигатель типа «С»:срежьте заводские хомуты ножом.
5. Прикипевшийтермостат сдвиньте, сдавливая шланг радиатора. При этом запомните, как он былустановлен (важно направление движения жидкости!).
6. Перед установкойочистите место крепления термостата в шланге от накипи. Затем установитетермостат и зафиксируйте его положение резьбовым хомутом.
7. Двигатель типа «F»:открутите 3 болта корпуса термостата и осторожно снимите корпус.
8. Если корпус неподдается, помогите себе, ударяя рукой.
9. Разожмитепредохранительный зажим термостата, выньте термостат и уплотнительное кольцо изкорпуса.
10. Перед установкойпочистите поверхности, обеспечивающие герметичность, от остатков герметика.Затем нанесите на них слой герметика (например, Loctite 518) толщиной не более1 мм.[1]
Списокиспользованной литературы
1. Сайтwww.autodux.ru
2. Сайтavto-vaz.info