Московский государственный областнойуниверситет
Естественно – экологический институт
Реферат по ЭГР
«Проблемы развития автомобильного иавиационного транспорта»
г. Москва, 2010 год.
План
Введение
1. Проблемы развитияавтомобильного транспорта России
2. Проблемы развитияавиационного транспорта России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Транспорт – одна изважнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеноснойсистемы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребностихозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас»территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служитматериально-технической базой формирования и развития территориальногоразделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность иэффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны вцелом.
На этапе становлениярыночных отношений в России наиболее динамично развивающийся вид транспорта –автомобильный транспорт и авиационный транспорт. Преимущество автомобильноговида транспорта заключается в его способности доставлять грузы что называется«от двери к двери». Авиационный транспорт способен преодолевать огромныерасстояния в относительно короткие сроки, отличается высокой грузоподъемностью,а также способностью работы в труднодоступных районах Севера, что особенноважно для нашей страны, 64 % территории которой относится к планетарной зонеСевера.
Социально-экономическиереформы последних лет обусловили радикальные структурные изменения, как автотранспорта,так и авиационного транспорта. Вместе с тем изменение системы хозяйственныхсвязей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед нимновые задачи и открыло большие перспективы. Процессы демократизации общества илиберализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромногопотенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт и который вусловиях централизованной плановой экономики использовался лишь в небольшойстепени. Однако этого не скажешь про авиационный транспорт. Некогда единаяавиационная компания – Аэрофлот, сегодня не является монополистом на рынкеавиационных перевозок. Трудно сказать хорошо это или плохо, с одной стороныотсутствие монополизма позволяет выбирать услуги более высокого качества, сдругой стороны еще на слуху относительно недавние события с банкротством рядаавиаперевозчиков. Бесспорно одно: при существующих условиях перевозок неважнокаким видом транспорта необходим хотя бы частичный контроль за этой сферойэкономики со стороны государства.
1. Проблемы развитияавтомобильного транспорта России
Автомобильныйтранспорт – один из основных видов транспорта России. От других видовтранспорта его отличает ряд несомненных преимуществ. Прежде всего этоспособность перевозить грузы и пассажиров «от двери к двери». Благодаря этойособенности часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортныхорганизациях, т.е находится в личном пользовании граждан страны. Сфераэкономического применения автотранспорта широка. Он выполняет большую частькоротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог иречным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах,где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальниемежрайонные перевозки. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тоннгрузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателемжелезнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозокгрузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров. В автомобильном транспортесконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортнойдеятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозоксейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельностьпроходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой конкуренции. Динамикароста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Тем неменее, этот процесс происходит в условиях существенного отставанияпотребительских и экологических показателей отечественных автотранспортныхсредств от достигнутого мирового уровня. Главные технические недостаткироссийской автомобильной техники и двигателей по сравнению с зарубежнымианалогами таковы:
• повышенныйрасход топлива;
•несоответствие современным требованиям безопасности и экологии;
• большийсобственный вес;
• меньшаянадежность.
Cильные также региональные различия вразвитии. Даже в самых освоенных экономических районах России есть населенныепункты не покрытые сетью автодорог с твердым покрытием. В целом же плотностьавтодорог в стране очень низка. По этому показателю Россия уступает не толькоразвитым, но и многим развивающимся странам. Не ликвидировано уже существующеемногие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети.В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%)автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет.Все также невысок удельный вес (14–15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 2003г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%. Доля самихгрузоперевозок автотранспортом крайне мала, по этому показателю он занимаетпоследнее место среди всех прочих видов транспорта. Сдерживающим фактором вразвитии автомобильного транспорта являются также суровые климатическиеусловия. Проявляется это в проблеме строительства дорог в отдаленных северныхрайонах страны. Определенную надежду и в тоже время некоторое беспокойствовызывает рост автомобильного парка страны.
С однойстороны это свидетельствует о росте экономического благосостояния страны, а сдругой такой рост, никем и ничем неконтролируемый сегодня может нанестисерьезный ущерб экологии, поскольку автомобильный транспорт – один из основныхзагрязнителей атмосферы.
Определяющим,на мой взгляд фактором развития развития дорожной сети должно выступить ишумовое загрязнение, то есть крупные автомагистрали необходимо строить вдали отжилых райнов. Таким образом, как мы видим, проблемы экологии так или иначе тожесвязаны с автомобильным транспортом.
2.Проблемы развития авиационного транспорта России
Для такой большой страныкак Россия необходимым условием развития всегда был надежный вид транспорта,способный работать в суровых климатических условиях Севера, там где нет другихтранспортных артерий таких как железные, автомобильные дороги.
Таким видом транспорта,способным относительно быстро, а главное куда угодно доставлять груз илипассажиров является авиационный. Авиационный транспорт универсален, помимо ужеупомянутой доставки грузов он способен выполнять монтаж строительных высотныхсооружений (вертолетный транспорт), магистральных газо – и нефтепроводов, линийэлектропередач, инспекцию дорожного движения, пока что малоразвитую в России, сельскохозяйственныеработы, пожаротушение, что особенно было актуально этим летом, связь судаленными и труднодоступными районами, скорая медицинская помощь, перевозкапочты, обслуживание полярных районов, геологоразведка, аэрофотосъемка, разведказалежей нефти и др.
Особенным образомхотелось значение авиационного транспорта для удаленных районов Севера, гдеконкуренцию ему может составить разве что морской транспорт, но и он в силукороткого навигационного периода и общей неразвитости соответствующей портовойинфраструктуры сегодня не представляет сколько-нибудь особо значительной доли вобщем объеме перевозок. Однако, как и у любого другого вида транспорта уавиационного транспорта есть свои недостатки. Среди них можно отметить весьматрудоемкий процесс обновления парка, именно поэтому то огромное количествомелких авиационных компаний сегодня имеет тенденцию к сокращению, то есть кформированию олигополии (не более 10 – 12 основных компаний) на рынкеавиационных перевозок. Среди прочих проблем можно отметить аналогичнуюавтомобильному плохое состояние взлетно-посадочных полос, устаревшее оборудование,в том числе и авиационный парк.
Авиационный транспортодин из самых аварийных как в России, так и в мире и это ставит перед ним новыезадачи, главная среди которых повышение безопасности перевозок.
Кроме всегоперечисленного стоимость перевозок авиационным транспортом очень высока, чтозачастую также не совсем оправдано рыночной конъюнктурой. В условияхэкологического кризиса к авиационному транспорту предъявляются новыетребования, которые опять же учитывая указанное выше состояние авиационногопарка страны маловыполнимы.
Заключение
автомобильныйавиационный транспорт развитие
Автомобильный иавиационный транспорт одни из наиболее динамично развивающихся видов транспортаРоссии. И если автомобильный транспорт фактически только начинает развиваться впоследние 10 – 15 лет, то история авиационного транспорта России насчитываетнемного ни мало 70 лет. Совершенно нет смысла описывать здесь все то что былосказано выше можно сказать лишь одно — особенности и перспективы развития этихвидов транспорта как уже отмечалось заключается в комплиментарности. Другимисловами в работе было отмечено то, что авиационный транспорт – это транспортпреимущественно больших расстояний, в то время как автомобильный транспортнаоборот не ставит пред собой цели глобальных внутрироссийских перевозок.Именно в этой сфере можно найти точки соприкосновения, когда авиационныйтранспорт будет выполнять роль некого «десанта» иначе говоря, доставлять товарыво всероссийских масштабах (напомним что это ниша также принадлежит и железнымдорогам, разница лишь в скорости таких доставок), а автомобильный транспорт –роль подвоза от тех же самых аэропортов или аэродромов к населенным пунктам.Особенно это приоритетно, как уже неоднакратно отмечалось выше для районовКрайнего Севера, где соорудить взлетно-посадочную полосу на данный момент прощечем провести железнодорожную ветку. Аналогичным образом можно скомпоновать идругие виды транспорта, некоторые из которых уже существуют напримержелезнодорожный и речной (Дудинка).
То есть отсюда можносделать вывод транспорт как особая сфера хозяйства человека весьма мобилен, чтосоздает предпосылки для комплексного развития экономики страны.
Список использованнойлитературы
1. Беднарский В.В,Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки, М.: Феникс, 2008 г. – 442 с.
2. Гражданскаяавиация. Серия «История авиации», М.: Астрель, 2007 г. – 256 с.
3. Грущанский В.А,Дергачев А.А. Проектирование и эффективность летательных аппаратов, М.: Вузовскаякнига, 2008 г. – 248 с.
4. Энциклопедияавиации. М.: Астрель, 2007 г. – 544 с.
5. Веробьян Б.С.История зарождения воздухоплавания и авиации в России. М.: Техносфера, 2008 г.– 232 с.
6. Алпатов И.М.Живая память о времени и о себе. Внутри авиации и космонавтики. С.-П из-воЛадога – 100, 2005 г. – 240 с.
7. Стетюха А.А,Трезкова Н.И. География воздушного транспорта. М.: 2006 г. – 104 с.
8. И.С. ШумиловАвиационные происшествия. Причины возникновения и возможности предотвращения.М.: МГТУ, 2006 г – 384 с.
9. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Reference/Transport/Aviation/- Яндекс. Каталог. Авиационный транспорт
10. www.at.asmap.ru // Журнал «Автомобильный транспорт»
11. www.bse.sci-lib.com/article092606.html –Автомобильный транспорт. Энциклопедия БСЭ.