Содержание
1. Введение
2. Описание
2.1. Обязанности проводника по подготовке и экипировкевагона перед рейсом
2.2. Снабжение водой и углем пассажирских вагонов в пунктахформирования, оборота и в пути следования
2.3. Посадка и размещение пассажировв вагоне
2.4. Обслуживание пассажиров в пути следования
2.5. Услуги, оказываемые пассажирам в поездах
Заключение
Используемая литература
1. Введение
Основным в работе проводникапассажирских вагонов является обслуживание пассажиров. Проводник являетсяпредставителем железнодорожного транспорта, который непосредственносоприкасается с пассажирами и обеспечивает их право совершать поезду снеобходимым уровнем удобств и услуг, а также отвечает за их безопасность. Крометого, проводник работает с техническими устройствами вагона: отоплением,вентиляцией, водоснабжением, электроснабжением. На проводника возлагается иработа по санитарному содержанию вагона.
Проводник должен иметьдостаточно высокий уровень культурного и политического развития, быть активнымсторонником перестройки, проходящей в нашей стране. Внимательность,предупредительность, вежливость, готовность в любой момент выслушать пассажира,помочь в решении возникших недоразумений и вопросов — все это важнейшиепрофессиональные качества проводника пассажирского вагона. В случаеневозможности удовлетворить требования пассажиров или разрешить возникшиенедоразумения следует пригласить начальника поезда.
Проводник имеет вполнеопределенные служебные обязанности в пассажирском вагоне, который онобслуживает, в том числе по предрейсовой его подготовке и экипировке, припосадке пассажиров в вагон, во время рейса и после окончания его. Работапроводника регулируется Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ,должностной инструкцией, Правилами перевозок пассажиров, приказами и указаниямиОАО «РЖД». Проводник должен эти документы знать и неукоснительно выполнять ихтребования. Во всех ситуациях, когда возникает угроза безопасности движения илижизни пассажиров, проводник должен быть готовым действовать решительно и грамотно.
2. Описание
2.1. Обязанности проводника по подготовке иэкипировке вагона перед рейсом
Каждый пассажирский вагон передрейсом проходит техническую и санитарную подготовку. Проводник, принимая вагон,должен убедиться, что по санитарно-техническому состоянию он соответствуеттребованиям, правилам и инструкциям. Технический осмотр и ремонт вагонов, какпо ходовым частям, так и по внутреннему оборудованию вагона, осуществляютспециальные бригады пункта технического обслуживания. Уборку, чистку и мойкувнутри вагона производят в пункте формирования поезда специальные бригадыполностью, бригады с участием проводников вагонов и сами проводники.
В пунктах формирования и оборотас помощью вагономоечных машин или вручную проводится наружная обмывкаповерхности кузова, оконных стекол и ходовых частей. Обмывка производитсягорячей или холодной водой и специальными моющими растворами. При этом должныудаляться загрязнения внешней поверхности вагона, но без повреждения окраски.Как правило, наружную обмывку делают перед каждым рейсом.
Внутри вагонов промывают ипротирают оконные рамы, стены, полки, диваны, рундуки, полы, моют горячей водойс применением моющих средств тамбуры, трубы отопления и помещения туалетов,производят дезинфекционную обработку туалетов и мусорных ящиков. Не реже одногораза в месяц следует проводить дезинсекционную обработку вагонов с применениеминсектицидов с целью предотвращения появлений в вагонах насекомых (клопов,тараканов и др.). Уборка внутренних помещений вагонов производится последезобработки и ремонтных работ. После дезинсекционной обработки ремонт и уборкамогут быть начаты не ранее чем через 2 ч, а после дезинфекционной обработки — через30 мин.
Бригада, производящая санитарнуюподготовку пассажирского вагона, должна быть обеспечена спецодеждой, моющимисредствами, ветошью, швабрами для мытья полов и горячей водой. Инвентарь длявнут/>/>/>ренней мойки вагона долженбыть помечен надписями: «для туалета», «для пола», «для полок». Ведро «для полок»используют и для мытья стен. Инвентарь, применяемый для уборки внутри вагона,по окончании работы обеззараживают 3%-ным раствором хлорамина или 5 %-нымраствором лизола с выдержкой 1 ч, после чего ополаскивают водой.
После окончания подготовки впункте формирования или оборота все пассажирские составы подвергаютсясанитарному осмотру, который проводят работники санитарно-контрольного пунктасовместно с работниками пассажирского хозяйства и с участием проводников. Всепредписания санитарного надзора обязательны для исполнения, и отправлениепассажирского состава может быть задержано до устранения всех недостатков,выявленных при санитарном осмотре, а пассажирский вагон по требованиюпредставителя санитарной службы может быть отцеплен от поезда.
Экипировку пассажирских вагоновнеобходимым внутренним оборудованием и продуктами для чая обеспечивают базыобслуживания пассажирских поездов, База производит стирку белья, химическуючистку, ремонт и дезинфекцию постельных принадлежностей. Подготовка и выдачаимущества в экипируемые составы производится по графику снабжения поездов,составленному в соответствии с расписанием их отправления.
Во вновь сформированный поезд всоответствии с установленной для каждого вагона нормой выдаются матрацы,подушки, одеяла, занавески, салфетки и другой инвентарь по числу спальных мест.Количество постельного белья, выдаваемого в рейс, определяется по длительностирейса, количеству спальных мест в вагоне и предполагаемой населенности вагонов.Постельное белье и другой спальный инвентарь подвозят к каждому вагону ипередают проводникам.
Постельные принадлежностипассажира состоят из матраца, подушки, одеяла, чехлов на матрац, подушки икомплекта постельного белья. В комплект постельного белья входят две простыни,наволочка закрытого типа, полотенце, в вагонах СВ — вместо одной простынипододеяльник. Комплект постельного белья помещают в опломбированный илипрошитый матерчатый конверт либо прошитый или термически заклеенный пакет изсинтетической пленки. Постельное белье расфасовывают в специальные мешки по 15комплектов, которые пломбируют и пронумеровывают. Простыни, наволочки иполотенца должны иметь штамп предприятия с годом ввода в эксплуатацию. Частьпростыней и наволочек изготавливается из хлопчатобумажной ткани с нанесеннымизнаками ОАО «РЖД» в виде сплошного орнамента.
Количество и качествовнутреннего инвентаря, выдаваемого в пассажирские вагоны разной категории:международные, фирменные, скорые, местного сообщения, СВ, купейные, плацкартные,- установлено перечнем, утверждаемым приказом ОАО «РЖД», а также Положением офирменном поезде. В состав внутреннего инвентаря могут входить шторы изанавески, ковровые дорожки, коврики коридорные и купейные, покрышки длякоридорных дорожек, салфетки для оконных столиков, диванные чехлы,подстаканники, стаканы, чайные ложки, тарелки, ножи и вилки, чайники длязаварки чая и для кипятка, полотенца для посуды, настольные игры, щетки одежныеи сапожные, бумага и мыло туалетное, а также инвентарь для санитарногосодержания вагона, пылесос, огнетушители, посадочные номера, маршрутные доски идругой инвентарь.
Проводник несет материальнуюответственность за сохранность внутреннего инвентаря, он лично принимает его исдает. При повреждении или утере инвентаря пассажиром проводник принимает мерыпо возмещению его стоимости для железных дорог. С пассажира удерживается стоимостьповрежденного или 1 утраченного предмета согласно расценочной ведомости,утвержденной приказом ОАО «РЖД».
Продукты для чайной торговли,чайную и другую посуду экипировочная бригада (или поездная) получает на базеобслуживания пассажиров и развозит по вагонам. Она подвозит также древесныйуголь или торфяные брикеты для кипятильников.
Вагоны снабжаются мылом,туалетной бумагой, моющими средствами для посуды (содой, моющим средством«Прогресс»). В каждый вагон выдается инвентарь для уборки помещений: пылесос,веники, совок для мусора, моющие и дезинфицирующие средства, тряпки и ветошь,маркированные ведра (для полов, для полок, для туалетов). В каждом вагонедолжен быть бачок с дезраствором и ершом. Аптечки текущего пользования иаварийные комплектуются медикаментами. В пассажирском составе должно быть двоеносилок.2.2. Снабжение водой и углем пассажирских вагонов впунктах формирования, оборота и в пути следования
В начальном и конечном пунктах ив период рейса пассажирские вагоны снабжаются водой, а в зимний отопительныйсезон — и углем. В пути следования пассажирского поезда снабжение углем и водойосуществляется на станциях со стоянкой, по времени достаточной для этойоперации, через каждые 8-12 ч движения поезда. Для снабжения вагона водойзаправщики подключают его водозаправочные патрубки к имеющимся на станцииводоразборным колонкам шлангами. Проводник открывает запорные вентили шщналивных трубах и следит за заправкой вагона, не допуская перелива воды нарельсовый путь. Проводник должен обращать внимание на то, как заправляют вагон.Категорически запрещается перетаскивать заправочные шланги головками по земле.Головки водозаправочных рукавов в период между заправками должны помещаться вспециальные устройства, предотвращающие их загрязнение. На всех пунктахводоснабжения с водоразводящей сетью как капитального, так и временного типапериодически проверяют соответствие качества воды требованиям ГОСТа.
Проводник вагона обязан следить,чтобы головки водоналивных патрубков вагонов также были защищены отзагрязнения. В целях предупреждения замерзания головки наливных трубоборудованы водяными или электрическими обогревателями. Наиболее надежным средствомявляется обогрев наливных труб горячей водой. Водяной обогреватель состоит изсварного цилиндрического корпуса на концевой части наливной трубы. Кобогревателю подается и отводится от него по трубам горячая вода… Корпусобогревателя на ощупь всегда должен быть горячим. Разобщительные краны ивентили на подводящих и отводящих трубах обогревателя зимой постоянно открыты.После заправки вентили на водоналивных трубах закрывают.
Начинают отопление пассажирскихвагонов при температуре наружного воздуха +10°С и ниже. В начале отопительногосезона, еще при плюсовых температурах воздуха, снабжение углем производитсятолько в пунктах формирования и оборота поездов. В зимнее время всепассажирские поезда, имеющие оборот более суток, снабжаются углем в пунктахформирования, оборота и на промежуточных станциях, указанных в расписаниидвижения поезда.
Нормы снабжения углемопределенных марок установлены ОАО «РЖД» для конкретных железных дорог (табл. 1).Количество угля на одни сутки (в килограммах) рассчитывается в зависимости оттемпературы наружного воздуха и марки угля, имеющегося в пункте снабжения.
Таблица 1.
Температура наружного воздуха, 0С Норма выдачи натурального топлива на один вагон, кг/сут Донецкие антрациты крупных и средних классов, силезский, кузнецкий, печорский, забайкальский угли Кизеловский, карагандинский, черемховский угли Хакасский, райчихинский, приморский угли
+10…+5
+5…0
0…-5
-5…-10
-10…-15
-15…-20
-20…-25
-25…-30
-30…-35
-35 и ниже
21
35
55
76
95
116
136
156
177
198
26
43
68
94
117
143
168
193
219
245
37
63
99
136
171
208
244
280
318
256 Выдача топлива на растопку 14 17 25
Уголь подвозят к поездам на электрокарах,тракторах с прицепами и грузовых автомашинах расфасованным в металлическиеящики емкостью по 15 кг. Проводники высыпают уголь из ящиков в места храненияего в вагоне, а ящики возвращают. В пунктах формирования и оборота в зимнеевремя пассажирские вагоны должны снабжаться до полной их вместимости.
Поезда, следующие на комбинированном отоплении,могут отапливаться как электроэнергией, так и углем и поэтому снабжаются впунктах формирования по полной норме, а на промежуточных станциях — только ваварийном случае, когда по какой-либо причине не работает электроотопление иуголь выдается по требованию начальника пассажирского поезда.
2.3. Посадка и размещение пассажиров в вагоне
Основная задача проводникавагона — обеспечение необходимых удобств и услуг пассажирам в пути следования.Важнейшими моментами в работе проводника являются посадка пассажиров иразмещение их в вагоне, обеспечение нормального отопления, вентиляции иосвещения в вагоне, предоставление постельных принадлежностей, чая, настольныхигр, необходимой информации.
Посадка пассажиров в начальномпункте отправления поезда начинается немедленно после объявления ее погромкоговорящей сети вокзала, а в пути следования — после прибытия поезда ивысадки пассажиров. Любая задержка в посадке неприятно действует на пассажиров,поэтому проводник обязан подготовиться к ней заранее. Во время посадкипроводник встречает пассажиров перед входом в вагон, а если плохая погода — втамбуре у открытой двери вагона. Посадка в вагон производится через открытыетамбурные двери рабочей (котловой) стороны вагона с посадочной платформы.
При посадке проводник обязантщательно проверить проездные документы пассажиров: установить, правильно лиоформлены проездные документы, соответствуют ли номер поезда, направление, датапосадки и отправления, а также категория и номер вагона и места тем, чтоуказаны в документах. В случае необходимости он может также попросить пассажирапредъявить документы, дающие право на приобретение льготного билета.
Если при посадке проводникобнаружил, что кассой продано два или более билетов на одно место, он разрешаетпассажиру войти в вагон, и просит его подождать решения вопроса опредоставлении ему места. Начальник поезда сам или с помощью работников вокзалавыделяет место пассажиру здесь или переводит его в другой вагон. Следуетпринести извинения пассажиру за ошибку, допущенную работниками железной дороги.
Находящиеся в алкогольномопьянении пассажиры к посадке на поезд не допускаются. Если пьяный пассажиробнаружен проводником во время поездки, то его удаляет из вагона начальникпоезда или работники милиции. При этом составляется акт, который подписываюткроме проводника или начальника поезда еще два свидетеля. Пассажиру,находящемуся в алкогольном опьянении, делается соответствующая отметка в билетеили билет погашается, и таким образом он лишается возможности использовать илисдать этот билет.
Запрещается посадка в вагонпассажиров с ручной кладью, общий вес которой превышает установленную норму (36кг на один взрослый или детский билет) или она загромождает проходы или купе.Излишний вес ручной клади пассажиру предлагают оплатить по действующему тарифучерез кассу вокзала или непосредственно начальнику поезда. Только после этогоразрешается посадка. Так как на вокзалах отсутствуют весы для определенияточного веса ручной клади, его устанавливают приблизительно, путем внешнегоосмотра.
В пассажирских вагонахзапрещается провозить при себе легкогорючие, взрывчатые и токсичные вещества.При обнаружении их в ручной клади пассажира ему может быть отказано в посадкена поезд или его удаляют из поезда. Поездка может быть разрешена только после того,как пассажир удалит опасные грузы из своей ручной клади. В случае отказапассажиру в поездке из-за наличия в его вещах легкогорючих, взрывчатых итоксичных грузов его проездные документы годности не теряют.
Проводник обязан предупреждатьпассажиров, чтобы они не забывали билеты у провожающих. За 5 мин до отправленияпоезда начальник поезда предупреждает об этом пассажиров по поезднойгромкоговорящей сети. За 2 мин до отправления начальник поезда погромкоговорящей сети, а проводники — в вагонах предлагают провожающим покинутьвагоны.
Пассажиры, которым билеты былиоформлены без указания места, имеют право войти в вагон. При наличии свободныхмест после отправления поезда они им предоставляются, а при отсутствии мест ихпереводят в другие вагоны или предлагают подождать, пока освободятся места.
Пассажирам приятно видеть припосадке приветливого и вежливого проводника. Он должен оказывать помощьпрестарелым пассажирам, инвалидам и пассажирам с детьми. Если при посадке ввагон возникли какие-либо недоразумения или пассажир обратился с просьбой кпроводнику, тот предлагает ему подождать конца посадки, а если у пассажирапроездные документы оформлены на этот поезд или в этот вагон, то он просит еговойти в вагон. После окончания посадки и отправления поезда проводник сам или спомощью начальника поезда разрешает возникшие недоразумения или удовлетворяетпросьбу пассажира. Если пойти ему навстречу нет возможности, нужно в вежливойформе объяснить причину.
После отправления пассажирскогопоезда со станции проводник проходит по вагону, еще раз проверяет проездныедокументы и соответствие их местам, занятым пассажирами, в плацкартных,купейных и мягких вагонах, забирает у пассажиров проездные документы ираскладывает их в соответствий с номерами мест в вагоне в карманы для хранениябилетов. Билеты при этом погашаются путем складывания и надрыва. Нельзяпогашать билеты транзитных пассажиров, которые будут делать пересадку на другойпоезд, и тех пассажиров, которые заявили, что будут делать разрешеннуюПравилами перевозок остановку в пути следования. Пассажирам, желающим получитьпостельное белье, проводник приносит и выдает комплекты белья непосредственно узанимаемых ими мест.
Если поезд отправился сначального пункта и в вагоне два проводника, то они с целью сокращения времениобслуживают пассажиров вдвоем: один собирает билеты, второй раздает постельноебелье. Затем дежурный проводник заполняет бланк населенности и расходапостельного белья формы ЛУ-72: отмечает станции посадки и высадки пассажиров,номера занимаемых ими мест и делает отметку о выдаче белья.
По обоюдному согласию двоепассажиров могут обменяться местами, поставив об этом в известность проводникавагона. Если пассажир обратился к проводнику с просьбой предоставить ему нижнееместо взамен верхнего или заменить место в одном купе на более удобное для негоместо в другом купе, проводник разрешает это только с согласия остальныхпассажиров. При этом проводнику следует быть предельно вежливым. О просьбахпассажиров о переводе их в другой вагон или в вагон более высокой категориипроводник сообщает начальнику поезда, который и принимает решение.
Во всех случаях, когда кассойошибочно проданы билеты на одни и те же места двум и более пассажирам,проводник разрешает занять это место одному из них. В первую очередьпредоставляется место инвалидам, больным, престарелым, ветеранам войны,пассажирам с детьми или тем, кто пришел на посадку раньше. Второго пассажираначальник поезда сам или с помощью работников вокзала размещает на свободноеместо в этом или другом вагоне в соответствии с Правилами перевозок.
Ручную кладь пассажиры размещаютна предназначенных для этого местах. Проводник обязан разъяснить пассажирам,что рундуки под нижними полками служат для хранения постельных принадлежностейи что только при пустых рундуках пассажиры, имеющие спальные места как нанижних, так и на верхних полках, могут поместить туда свои вещи. В пассажирскихвагонах ниже уровня пола имеется емкость для хранения использованного белья.Запрещается помещать туда какие-либо вещи пассажиров.
Как было сказано выше, пассажирдолжен начинать свою поездку с того пункта, который указан в билете. Если приотправлении поезда место оказалось свободным, начальник поезда размещает на немпассажира или отдает его в продажу, поэтому пассажир, совершающий посадку впоезд уже в пути следования, теряет право на то место, которое отмечено в егобилете на начальном пункте отправления. В международных поездах действуетпорядок, согласно которому место, не занятое пассажиром в течение 30 мин послеотправления поезда, считается свободным и может быть предоставлено другомупассажиру или передано в продажу.
Если при посадке в поездпассажиров с мелкими животными или птицей (хотя это и разрешено Правиламиперевозок) соседи по купе возражают против совместного проезда с ними,проводник может урегулировать этот конфликт сам или с помощью начальникапоезда. Если пассажир в купе международного вагона возражает против перевозкиживотных, то владельцу животных предоставляется место в другом купе. Принесогласии его оплатить стоимость проезда и плацкарты в отдельном купе, емуотказывается в перевозке.
Пассажиры разного пола могутехать вместе в спальных вагонах международного поезда только с обоюдногосогласия. В противном случае начальник поезда обязан перевести их в другоекупе.
Проводники должны предупреждатьпассажиров своего вагона о подъезде к их станции назначения. Проводникиспальных вагонов несут ответственность за проезд пассажирами станций назначенияи пересадки, указанных в билете. В случае проезда пассажиром станции высадкисоставляется акт за подписью начальника поезда, проводника и самого пассажира.Акт заверяется на станции и дает право пассажиру возвратиться, на станциюназначения, которую он проехал, без оплаты проезда.
Если установлено, что пассажиротстал от поезда, проводник сообщает об этом начальнику поезда. Затем сучастием двух пассажиров как свидетелей составляют акт, в котором указывают види количество вещей, принадлежащих отставшему пассажиру. Акт подписываютначальник поезда, проводники вагона и оба пассажира-свидетеля. Проводник обязанобеспечить сохранность вещей и по указанию начальника поезда передать их настанцию по пути следования или в пункте назначения. Если в вагоне проводникобнаружил забытые или утерянные вещи, он должен обращаться с ними как снаходкой. Эти вещи могут быть возвращены во время рейса пассажиру, заявившему опотере, в том случае, если он может точно описать их. Факт возвращения вещейпассажир должен подтвердить проводнику в любой форме — письменно или устно.Если владелец утерянных вещей не обнаруживается, их сдают в камеру забытыхвещей на вокзале станции назначения.2.4. Обслуживание пассажиров в пути следования
Выполняемая проводником работа впути разнообразна, и главная цель ее — обеспечить пассажирам комфортные,санитарно-гигиенические и безопасные. условия проезда. В обязанности проводникавходит; предоставление пассажирам необходимых услуг, управление техническимиустройствами вагона — отоплением, вентиляцией, кондиционированием воздуха идр., санитарное содержание вагона, обеспечение выполнения правил проездапассажирами, поддержание общественного порядка в вагоне, учет и передачасвободных мест, оказание необходимой помощи Пассажирам в случае болезни,сообщение пассажиру необходимой ему информации о расписании движения поезда.
Не менее двух раз в суткипроводник обязан делать влажную уборку в вагоне. Четыре раза в сутки, а еслинеобходимо, то и чаще должны убираться туалеты с обязательным мытьем полов. Вкупейных, мягких и вагонах СВ дважды в сутки пылесосят дорожки в купе икоридоре. Перед остановками поезда на больших станциях, при следовании черезсанитарные зоны городов и курортных мест, перед мостами и тоннелями туалетыследует закрывать, а пассажирам разъяснить, что это требуется санитарнымиправилами.
Мусор пассажиры сбрасывают вспециальный ящик в малом коридоре вагона (со стороны нерабочего тамбура). Настене вагона вывешивается надпись с указывающей стрелкой «Для мусора».Скапливающийся в пути мусор проводник сжигает в топке котла или ч удаляет вспециальные мусоросборники на станциях, которые указаны в книжке расписаний.Выбрасывать мусор на перегонах и станциях запрещается как пассажирам, так иперсоналу поезда.
Пассажирские поезда в нашейстране за один рейс могут проследовать через несколько климатических зон, ссевера на юг, с запада на восток и наоборот, поэтому одной из важнейшихобязанностей проводника является поддержание необходимого теплового режима ввагоне. Это возможно при правильной эксплуатации системы отопления и вентиляции.
При температуре наружноговоздуха до — 40 °С температуру в вагоне поддерживают при угольном отоплении нениже 18 °С, при электрическом комбинированном-в пределах 18-20°С. Перед подачейна посадку вагон должен быть достаточно прогрет. В пути следования проводниквагона обязан топить котел водяного отопления, следить за работой и состояниемотопительной системы. В вагонах с электрическим или комбинированным(электрическим или угольным) отоплением она должна постоянно работать вавтоматическом режиме и на ручное управление отоплением переходят с разрешенияначальника поезда или поездного электромеханика только при неисправностиэлементов автоматики или при нарушении нормального температурного режима.
Пассажирские вагоны оборудованыустройствами для естественной и принудительной вентиляции. Проводник вагонадолжен хорошо знать их работу и правильно применять эти знания на практике.Необходимо обеспечивать в вагоне нормальны! воздухообмен, чтобы при длительномпребывании значительного количества пассажиров в нем не повышались влажность итемпература воздуха и содержание в составе воздуха вредных дляжизнедеятельности организма веществ не превышало допустимой нормы. Температурав вагоне регулируется с помощью вентиляционных устройств, особенно системы кондиционированиявоздуха. Как правило, пассажиры хорошо чувствуют себя при температуре воздухавнутри вагона 18 — 20 °С и влажности 30-70 %. Максимально допустимое«содержание углекислого газа в воздухе 0,1 % от объема, пыли — не более 1мг/м3.
С увеличением скорости движенияпассажирских поездов до 160 км/ч и выше попадание пыли в вагон при закрытыхокнах, дверях и рефлекторах резко возрастает в результате подсоса через не плотности,поэтому система вентиляции должна создавать необходимый подпор воздуха изнутривагона, чтобы обеспечить обмен воздуха и исключить попадание пыли.
Во время рейса проводник долженпостоянно контролировать температуру в вагоне и состояние вентиляции, не толькополагаясь на свои ощущения, но и следя за показаниями приборов. Следует такжеприслушиваться к мнению пассажиров. Занимаясь своей работой или находясь вслужебном помещении, проводник может не ощущать духоты и повышенной температурыв вагоне.
Принудительная вентиляцияобеспечивает в зимнем режиме дополнительное поступление тепла для обогревавагона, так как воздух подогревается калорифером, летом с ее помощью происходитвоздухообмен и охлаждение воздуха внутри вагона. Установка принудительнойвентиляции пассажирского вагона действует на трех режимах, или ступенях,работы. Первая ступень с малым объемом подаваемого воздуха применяется зимой.Вторая ступень с подачей среднего объема воздуха в вагон используется весной,осенью или летом при малой населенности вагона и при сравнительно невысокойтемпературе наружного воздуха. Третью ступень с подачей большого объема воздухаприменяют летом.
Наиболее комфортные условия для пассажировсозданы в вагонах, оборудованных устройствами кондиционирования воздуха. В этихустановках воздух, подаваемый в вагон летом, охлаждается, а зимой подогревается,что позволяет в более широких диапазонах изменять температуру, влажность идругие параметры воздуха внутри вагона. Кондиционирование воздуха позволяетсоздавать в вагоне нормальные условия проезда при температуре наружного воздухаот+ 32°С до — 40 °С. В настоящее время установками |для кондиционированияоборудованы вагоны СВ, вагоны-рестораны и часть купейных вагонов. В этихвагонах окна в купе не открывающиеся, а окна в коридоре вагона открываютсячерез одно.
Естественная вентиляция вагонаосуществляется через потолочные дефлекторы и открываемые окна. Проводник спомощью устройств отопления и вентиляции зимой и летом регулирует температуру ивоздухообмен внутри вагона. Нормальный тепловой режим в вагоне зимой, принизких температурах наружного воздуха, достигается правильной работой системыводяного отопления котла и подогревом поступающего из вентиляционной установкивоздуха до температуры не менее 20 °С.
Если в вагоне становится слишкомжарко, проводник должен уменьшить нагрев котла отопления и увеличить притоквоздуха через вентилятор. В зимнее время при большой населенности вагонов,особенно плацкартных или с общими местами, при работающей вентиляционнойустановке нужно приоткрывать дефлекторы в пассажирском помещении для улучшения/>/>/>/> воздухообменаи удаления использованного воздуха с большой влажностью и содержаниемуглекислоты. Со стороны котлового конца вагона дефлекторы открывают на 10-15мм, в не котловой части вагона — на 20-25 мм.
Объективным показателем плохойработы вентиляционной установки является запотевание окон с внутренней сторонывагона. В этом случае проводник включает более высокую подачу воздуха в вагон,а чтобы не охладить помещение, усиливает работу отопления. При выходе из строясистемы электроснабжения вагона или неисправности самой вентиляционнойустановки дефлекторы открывают.
Летом, при температуре наружноговоздуха +20 °С и выше, вентиляционная установка вагона должна работатьнепрерывно, в том числе и на остановках поезда. Вентилятор выключают на 10-15мин в течение каждого часа работы. При повышении температуры в вагоне выше +25°С вентиляционная установка не обеспечивает снижения температуры, поэтомунеобходимо открыть окна с одной стороны вагона, а при температуре +30 °С и вышеоткрыть все окна. При этом надо иметь в виду, что при движении на двухпутныхучастках с правой стороны по ходу поезда имеется опасность попадания пыли отвстречных поездов в открытые окна вагона (рис. 1). Поэтому открывать окнанеобходимо с правой стороны по ходу поезда. При движении поезда со скоростьюсвыше 120 км/ч окна не открывают, так как через них будет попадать в вагонбольшое количество пыли. Летом и при работающей принудительной вентиляции вседефлекторы должны быть открыты, зимой постоянно открытыми оставляютсядефлекторы в туалетах.
/>
Положение «открыто» положение«закрыто
/>
Рис.1. Закрывание и открываниеокон в пассажирском вагоне: 1-защелка; 2-трехгранная головка; 3-нажимная рама;4-фиксатор; 5-ручка
На рис. 1 показаны устройствадля закрывания и открывания вагона. При подготовке опускных окон на зимуследует запереть защелку 1. Винты с трехгранной головкой 2, установленные нанажимной раме 3, необходимо равномерно затянуть. В этом состоянии открыватьокна больше нельзя. Открывание окон с усилием приводит к повреждениюфиксирующих деталей и самих окон.
Установка кондиционированиявоздуха должна работать в автоматическом режиме и поддерживать температурувоздуха в вагоне в пределах 22-25 °С летом и 18-22 °С зимой. Работа установкиавтоматически отрегулируется с помощью установленных в вагоне термостатов,которые регулируют на изменение температуры При неисправности Термостатов можноперейти на ручное управление. Разрешение на это дает поездной электромеханик, ккоторому проводник вагона обязан обращаться при любой неисправности системкондиционирования, вентиляции, электроснабжения
Проводник обязан постояннообеспечивать пассажиров своего вагона кипяченой охлажденной водой. Для этого ввагоне имеются комбинированный кипятильник непрерывного действия, охладительпитьевой воды и бачок для питьевой воды с разборным краном. Кипятильник (рис. 2)служит для обеспечения пассажиров питьевой водой и для приготовления чая./> />
Рис.2. Система питьевого водоснабжения
В пункте перестоя перед подачейвагона на посадку проводник растапливает топку кипятильника и топит еедревесным углем или топливными брикетами. Электрический обогрев кипятильникавключается только при движении поезда. Производительность кипятильниканепрерывного действия при работе на твердом топливе 16-18 л/ч, наэлектрообогреве-12-14 л/ч. После приготовления достаточного количествакипяченой воды (при уровне на водомерном стекле кипятильника, соответствующемотметке 15 л) ее закачивают ручным насосом в охладитель питьевой воды до техпор, пока она не покажется в смотровом стекле в верхней части охладителя. Затемна электрораспределительном щите включают охладительную установку. Проверяюткачество питьевой воды и ее температуру, которая должна быть в пределах 12-18°С.
Место для разбора питьевой водынаходится в нише стенки служебного отделения, расположенного в малом коридорекотлового конца вагона.
Горячая вода необходима такжедля умывальников в туалетах и для мойки посуды. В котловом отделении вагонаимеются водоподогреватели. Летом вода нагревается топкой, зимой — змеевиком сгорячей водой, температура которой не должна быть выше 70 °С. В служебномпомещении проводника оборудована мойка для посуды, изготовленная в видестальной эмалированной раковины или раковины из нержавеющей стали. Раковинаимеет смеситель горячей и холодной воды и сливную трубу. Горячая вода поступаетпо специальному трубопроводу к умывальникам в туалетах, а также используетсядля уборки в вагоне, мойки туалетов и оттаивания унитазов в зимнее время.
Система электроснабжениясовременных пассажирских вагонов обеспечивает работу, люминесцентногоосвещения, устройств вентиляции и кондиционирования воздуха, высоковольтногоотопления вагона, а также комбинированного кипятильника и охладителя питьевойводы, преобразователей для электробритв. Проводник принимает непосредственноеучастие в управлении работой системы электроснабжения вагонов и контролируетдействие сигнализации нагрева рельсовых букс вагона и пожарной сигнализации.
Основные аппараты управления,сигнализации и защиты установлены на электрораспределительном щите,расположенном в служебном купе проводника. С пульта электрораспределительногощита с помощью переключателей и кнопок производится управление всей системойэлектроснабжения вагона, а также отопления и вентиляции. На пульте управлениявагонов имеется также сигнализация (лампы) замыкания и утечки тока на массуплюсовых и минусовых цепей, включения преобразователя люминесцентногоосвещения, включения групп осветительных приборов, электрокипятильника,охладителя питьевой воды, циркуляционного насоса отопительной системы,преобразователя для электробритв, хвостовых сигнальных фонарей. На пультеуправления расположены сигнальные лампы подачи в магистраль высоковольтногонапряжения и включения отопления вагона. Кроме того, имеется сигнализациянагрева букс.
При аварийном выходе из строягенератора и аккумуляторной батареи предусмотрена подача тока черезнизковольтную подвагонную магистраль из соседнего вагона и наоборот.
Проводник должен знать, какуправлять системой электроснабжения вагонов, уметь определить возникающиенеисправности. Для этого в служебном купе вывешивается общая схема системыэлектроснабжения. Имеется спецификация составляющих схему элементов, иприведены их основные данные. Составными частями схемы являются система электроснабжения,система освещения, высоковольтное электроотопление, управление вентиляционнойустановкой, радиотрансляционная сеть, радиоустановка (в вагонах с радиокупе).
Главный переключатель длясистемы электроснабжения имеет три режима: дневной, вечерний и ночной. Впозиции «дневной режим» включаются лампы освещения котельного отделения,штепсельные розетки в коридоре, туалетах и под вагоном, вызывная звонковаясигнализация. В позиции главного переключателя «вечерний режим» включаются вселампы освещения, а в позиции «ночной режим» — только лампы накаливания иштепсельные розетки.
В установленные часы работыпоездного радиоузла пассажиры получают возможность прослушать последниеизвестия, передачи очеркового, музыкально-развлекательного характера. Особоезначение имеет служебная информация, которая в каждом поезде должнапередаваться не реже двух раз в сутки. Пассажирам сообщаются основные положенияПравил перевозок пассажиров, в том числе правила поведения пассажира нажелезнодорожном транспорте. Пассажиров предупреждают о необходимости соблюденияправил пожарной безопасности и общественного порядка. Проводник должен нетолько следить за исправностью радиотрансляции в вагоне, но и предупреждатьпассажиров о необходимости 'прослушивания служебной информации. В то же времяследует обращать внимание на то, чтобы работа поездной радиотрансляционной сетине.раздражала пассажиров и не мешала их отдыху. Для этого периодическипроверяют громкость включения репродукторов, особенно в коридоре купейного имягкого вагонов, и в случае необходимости звук уменьшают.
Проводник обязан следить засоблюдением общественного порядка в вагоне, не допускать распития спиртныхнапитков, курения в купе, коридорах, туалетах и тамбуре с рабочей сторонывагона, а также нахождения в вагоне посторонних лиц. Не допускаются такжеазартные игры и спекуляция. Проезд в тамбурах, на переходной площадке и крышевагона запрещен.
В обязанность проводника входитобеспечение сохранности внутреннего инвентаря и самого пассажирского вагона.Свободные купе должны быть закрыты на ключ, с выключенным радио, светом изакрытыми окнами.
О прибытии на станцию назначенияпроводник заранее предупреждает пассажиров, а за 30 мин до этого убираетпостельные принадлежности, производит расчет с пассажирами за чай и кондитерскиеизделия и возвращает им билеты. После полной остановки поезда на станцииназначения проводник открывает наружную тамбурную дверь, протирает поручни иначинает высадку, а затем и посадку пассажиров.
По прибытии поезда в пунктоборота, после высадки пассажиров проводники собирают использованное постельноебелье в мешки и складывают их в рундуки, убирают на верхние полки и впотолочные нищи матрацы, подушки и одеяла. Очищают пылесосом и свертываютковровые дорожки и купейные коврики, подметают полы, вытирают пыль с диванов,полок, столиков, стен, с электроарматуры, выносят мусор из вагонов вспециальные мусоросборники. За время перестоя поезда в пункте оборота должныбыть вымыты все полы и туалеты. Это делает бригада мойщиков или сами проводникив зависимости от установленного порядка. В пункте формирования и припискипассажирского поезда после прибытия пересчитывают и складывают какиспользованное, так и чистое белье, готовя его к сдаче. Подметают пол,протирают от пыли все внутренние поверхности пассажирских помещений, коридоров,убирают туалетные помещения, котельную, тамбуры. Удаляют из вагонов мусор. Еслибригада меняется, то она сдает внутренний инвентарь вагона другой бригаде или вкладовые.2.5. Услуги, оказываемые пассажирам в поездах
В поезде пассажирампредоставляется целый комплекс бесплатных и платных услуг. В вагонах соспальными местами выдаются постельные принадлежности и комплект постельногобелья в упакованном виде (две простыни, наволочка и полотенце). Плата запользование им 1 руб., но если в набор включены дополнительные предметы: второеполотенце, туалетное мыло и др., — стоимость услуги повышается. Пассажир имеетправо потребовать замены некачественного постельного белья без оплаты. В путиследования пассажир может взять за плату новый комплект постельного бельявзамен использованного. Квитанции за пользование постельным бельем не выдаются.Для командированных отчетом за пользование постелью в поезде служит билет наспальное место в вагоне.
Проводники застилают все постелив вагонах СВ, а в купейных и плацкартных — только инвалидам и престарелым.Постельные принадлежности забирают у пассажиров не раньше чем за 30 мин доприбытия на станцию назначения. Пассажиры сами убирают свою постель, апроводник забирает ее из купе от спального места. В вагонах СВ белье убираетпроводник.
Фирменные поезда подаются подпосадку с застеленными постелями на верхних полках купейных вагонов. Вмеждународных поездах стоимость пользования постельными принадлежностями входитв стоимость плацкарты. Если международный поезд.отправляется ночью с 21 часадо 7 часов по местному времени, спальные места должны быть застеленыпроводником вагона в соответствии с данными картограммы о проданных местах,имеющейся у него до подачи поезда к платформе, где будет производиться посадка.Если международный поезд отправляется днем, щ подготовку спальных мест сзастилкой постелей проводник производит по желанию пассажиров.
В туалетах во всех поездах вобязательном порядке должны быть — туалетная бумага и мыло.
Все пассажирские вагоныснабжаются чаем, сахаром в индивидуальной упаковке, кондитерскими изделиями вмелкой расфасовке (печенье, вафли и т. д.). В вагонах пассажирских поездов всехкатегорий пассажирам не менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до22 часов по местному времени проводники должны предлагать чай, а в фирменных имеждународных поездах — дополнительно по просьбе пассажиров в любое времясуток. Заваривается чай в специальном заварном чайнике кипятком изкипятильника, имеющегося в вагоне. Совместным указанием ОАО «РЖД» иМинистерства торговли РФ установлена норма закладки чая на стакан напитка — 1,25г. Для приготовления заварки используется чай высшего и первого сортов всоотношении 1:1. На литр заварки должно расходоваться 25 г чая, на стакан чая(200 мл) — 50 мл заварки.
Плата за предлагаемые пассажирамчай, кофе и кондитерские изделия взимается в следующих размерах:.
за чай (без сахара),приготовленный из весового чая, — 2 коп. за стакан;
за чай (без сахара), дляприготовления которого используется чай в мелкой расфасовке (пакетики мас-I сой2 и 3 г), — 4 коп. за стакан;
за кофе натуральный,растворимый, без сахара (пакетик 2,5 г) — 22 коп. за стакан; за сахар по 2кусочка массой 15 г в индивидуальной упаковке или за пакетик сахара изламинированной бумаги массой 10 г — по 2 коп. за упаковку.
Чай подается пассажиру с темколичеством сахара, которое он желает, или без сахара тоже по его желаниюКондитерские изделия реализуются пассажирам по розничным ценам 2-го пояса снаценкой 20 %, а сухари — по розничным ценам 2-го пояса.
Расчет за чай и кондитерскиеизделия производится с согласия пассажира сразу, за день или полностью поокончании поездки. Брать деньги авансом за эти услуги запрещается.
В пассажирских поездахпредусматривается торговля сувенирами, бытовыми и — промышленными товарами,которую должны вести проводники вагонов. Эти дополнительные обязанностиопределены совместным приказом ОАО «РЖД» и Министерства торговли РФ от 1987 г.Торговые организации, а ими могут быть городские или местные предприятияторговли, управления и отделы рабочего снабжения железных дорог, организуютобучение проводников торговле на основе утвержденных Министерством торговли РФпрограмм и учебных планов. Затем с проводниками вагонов заключается трудовойдоговор или их зачисляют на должность продавцов по совместительству в штатыторговых предприятий и выдают удостоверения о допуске к торговле в пассажирскихпоездах.
Проводники, производящие продажутоваров в поездах, обеспечиваются специальным инвентарем (пломбирами, замками,лотками, тележками), рекламными проспектами, бланками, упаковочными материаламис эмблемой ОАО «РЖД». Приказом ОАО «РЖД» и Минторга РФ утвержден Примерныйперечень товаров, подлежащих продаже в пассажирских поездах. За эту дополнительнуюработу торговое предприятие выплачивает проводнику вознаграждение в размере 5 %от вырученной суммы.
Снабжать проводников товарамидолжны киоски или магазины, созданные в пунктах нахождения резервовпроводников, в вагонных депо, участках или ДОП. На основании заявок проводниковработники торгового предприятия отбирают товары в количестве, достаточном дляторговли в вагонах в прямом и обратном рейсах. Товары отпускают проводнику попредъявлении удостоверения о допуске к торговле и оформляют расходно-приходнойнакладной в четырех экземплярах. В расходно-приходной накладной должны бытьуказаны дата, номер поезда, маршрут, время отправления, фамилия, имя, отчествопродавца (проводника), номер его удостоверения, перечень и количество товаров,их розничные цены, стоимость товаров и сумма по накладной, наименование иколичество выданного инвентаря. Накладную подписывают кладовщик, выдавшийтовар, и продавец (проводник), принявший его. Первый и третий экземплярынакладной остаются у кладовщика, второй закладывается в тару с товаром,четвертый передается проводнику. Проводник продает выданные ему товары погосударственным розничным ценам с начислением торговой накидки 5%. Продажатоваров, не указанных в расходно-приходной ведомости, запрещена.
Проводники-продавцы обязаныобеспечить сохранность в пути следования принятых ими товаров и денежныхценностей, они несут за них материальную ответственность. В случае порчи илиповреждения товаров составляется акт в трех экземплярах за подписью начальникапоезда и проводника-продавца с указанием причин порчи или боя товаров, ихколичества и стоимости. Первый экземпляр акта направляют в отделение дороги,второй прикладывают к товарному отчету, а третий оставляют у продавца.
После окончания рейса проводникобязан сдать в кассу торгового предприятия выручку за проданные товары и непозднее 24 часов после возвращения из рейса доставить непроданные товарыкладовщику, оформив возврат на втором и четвертом экземплярахрасходно-приходной ведомости, и сдать товарный отчет в бухгалтерию торговогопредприятия. Второй экземпляр накладной, являющийся отчетным документом,сдается в бухгалтерию, четвертый — передается кладовщику для оприходованиянепроданных товаров.
B пути следования пассажировинформируют через поездной радиоузел об имеющихся у проводника товарах и ихценах.
В пассажирских поездахпроизводится продажа газет, журналов и книг. Существует Соглашение о порядкеорганизации продажи периодических изданий на железнодорожном транспорте,заключенное между ОАО «РЖД» и Министерством связи РФ. Газеты, журналы и другиепечатные издания проводники продают в пассажирских поездах по договору спредприятиями Роспечати. Им выдаются удостоверения на право продажипериодических и непериодических.изданий и для получения газет в пути следования.Руководит этой работой непосредственно начальник пассажирского поезда. Обимеющихся для продажи у работников поездных бригад печатных материалах ондолжен периодически объявлять по поездной радиосети.
Проводники вагонов получаютгазеты и журналы в экспедициях «Роспечати», расположенных в пунктахформирования пассажирских поездов. Газеты и журналы, подготовленные для продажив поездах, должны быть упакованы в пачки, при выдаче составляется накладнаяформы СП-22. Первый экземпляр накладной забирает проводник, а копия ее сподписью проводника остается в экспедиции предприятия связи. По возвращении изрейса проводники сдают в предприятия «Роспечати» денежную выручку по приходнымордерам, а непроданные издания — по приходным накладным, составляемым в двухэкземплярах. Квитанции приходных ордеров и первые экземпляры накладных выдаютсяпроводникам пассажирских вагонов. На предприятиях Роспечати на каждогопроводника открывают лицевые счета формы СП-9, в которых учитываются стоимостьотпускаемых изданий, сдаваемая денежная выручка и стоимость возвращаемыхизданий.
Свежие газеты проводникиприобретают во время рейса у экспедиторов предприятий Роспечати нажелезнодорожных станциях за счет денег, вырученных ими от продажи печатныхматериалов или полученных в экспедиции пункта формирования поезда. Работникиэкспедиций Роспечати, расположенных на вокзалах, доставляют пачки с газетаминепосредственно к поездам и передают их проводникам за наличные деньги. Внакладной формы СП-22 на выдаваемые газеты указывается сумма, подлежащая уплатеза газеты, и сумма комиссионных вознаграждений.
За реализацию печатных изданий впассажирских поездах проводники вагонов один раз в месяц получают комиссионноевознаграждение в размере 10% от номинальной стоимости изданий. О случаях, когдаполучение периодических изданий срывается по вине предприятий Роспечати,руководство резерва проводников сообщает для принятия мер этим предприятиям илив союзное или республиканское министерство связи, а в пути следования начальникпоезда должен дать об этом телеграмму. Если проводники отказываются от получениягазет, доставленных к вагону, предприятия Роспечати ставят об этом визвестность руководство вагонного депо, вагонного участка или резервапроводников.
Согласно Правилам перевозокпассажиров во всех вагонах дальних пассажирских поездов должны быть настольныеигры (домино, шашки и шахматы), которые выдаются пассажирам бесплатно.
Пассажир, занимающий место навторой полке, имеет право получить ремни безопасности. Если верхние полкивагона не оборудованы для применения таких ремней, проводник должен в вежливойформе объяснить пассажиру невозможность удовлетворения его просьбы.
Пассажирам бесплатнопредоставляются медикаменты, имеющиеся в поездной аптечке.
В ряде фирменных поездоворганизованы на общественных началах бесплатные бытовые уголки, детскиекомнаты, справочно-информационные купе, поездные библиотеки.
В зависимости от организацииработы и местных условий поездная бригада может оказывать пассажирам и целыйряд услуг: организацию компостирования билета для дальнейшей поездки или приемзаказов на прямую плацкарту, вызов носильщиков, прием телеграмм, заказов натакси. В фирменных поездах существуют такие услуги пассажирам, как ремонтодежды, парикмахерская и др. В международных и ряде других поездов для общегопользования имеются рекламные издания советских железных дорог, политическаялитература на русском языке и языках зарубежных стран. К услугам пассажиров,находящихся в длительной поездке, во многих поездах организованы платныевидеосалоны.
Примечание
В п. 2.5 указаны цены 1987 года
Заключение
Памятка для проводниковпассажирских вагонов дальнего следования:
“О санитарных требованияхк внутренней уборки вагонов в пути следования”
Для поддержки чистоты исоблюдения санитарных норм и правил в пути следования, проводнику пассажирскоговагона необходимо проводить регулярную уборку салона вагона, пассажирских купе,туалетов. А также необходимо регулярно промывать посуду используемуюпассажирами и проводниками вагонов. При этом надо помнить, что посудапредназначенная для пассажира хранится в специально отведённом месте и отдельноот посуды проводников.
1.Для уборки салонов и купеиспользуется: 1% раствор спец-актива (100 мл (пол стакана) средства на 10литров воды).
2.Для уборки туалетовиспользуется: 3% раствор септопола (300 мл средства (1,5 стакана) на 10литров воды
3.Для мытья посудыиспользуется: 0,5 %-2 % раствор кальцинированной соды (5 грамм на 1 литрводы)
6.Противоэпидемиологическиемероприятия.
При выявлении среди пассажировили членов поездной бригады лиц с подозрением на инфекционное заболеваниенеобходимо:
6.1.Сообщить через начальникапоезда в медпункт, СКП или другие медицинские учреждения, ближайшие по ходуследования поезда, о наличии в составе инфекционного больного;
6.2.Изолировать больного вотдельном купе, а контактировавших с ним пассажиров перевести в соседнее купепредварительно освободив его от пассажиров.
6.3.В плацкартном вагонезанавесить купе простынями смоченными в 1% растворе хлорной извести;
6.4.Все работы связанные стекущей дезинфекцией, а также обработка предметов ухода за больным производитсяв спецодежде и в резиновых перчатках.
6.5.Для больного выделяют двеёмкости необходимые для сбора выделений, ( находятся на штабном вагоне ).
6.6.Проводится текущаядезинфекция всей посуды имеющейся на вагоне, в 1,0 % растворе хлорной извести;
6.7. Проводится дезинфекция втуалетах, в салоне, в купе, протираются все стены, полы, потолки, полки ветошьюсмоченной в 1,0 % растворе хлорной извести .
6.8.Загрязнённое выделениямибольного нательное и постельное бельё собирают в клеёнчатый пакет или в наволочкупредварительно смоченную в 1,0% растворехлорной извести и хранят в купебольного в одном из рундуков нижней полки, до Ж/Д станции где будет снятбольной и проведена заключительная дезинфекция.
6.9.Пол, стены, потолки,двери, окна, полки и рундуки в купе больного, а также места загрязнённыевыделениями больного сначала обрабатываются дезсредствами а затем убирают имоют с применением дезсредств. Также проводится уборка туалетов, умывальныхчаш, унитазов, салона вагона, полов, стен и потолков с применением дезсредств.
7.Мытъё чайной посуды.
Стаканы, подстаканники, ложки,вилки и ножи вымыть горячей водой с добавлением кальцинированной соды,прополоскать, сложить в полоскатель для мытья посуды или в мойку в служебномотделении проводника, залить кипятком и оставить на несколько минут (сливноеотверстие мойки надо закрыть пробкой).
Проводник при приёмке вагонадолжен убедится в наличии пробки для закрытия сливного отверстия. Чистуювымытую посуду сушить на подносе или поставить на чистое полотенце.
8.Уборка вагона в рейсе
При уборке вагона в рейсепроводнику необходимо провести следующие виды работ:
8.1.Провести уборку салонавагона, по коридору, по купе при помощи пылесоса в ночное время-проместикоридор и все тамбура веником, а также свободные купе не мешая отдыхупассажиров.
8.2.Влажной ветошьюпредусмотренной для уборки туалетов убрать пол в туалете и пол за унитазом,другой ветошью протереть умывальные чаши в туалетах, при необходимости обновитьдезраствор в бачках с ершиком. Протереть полочку для туалетных принадлежностей,зеркало, мыльницу, кран умывальника, окна, стены и потолок в туалете. Добавитьмыло и туалетную бумагу, а в “фирменных” вагонах проверить наличие бумажногополотенца.
8.3.В тамбурах промыть полы,стены и окна ( в зимнее время-промести тамбурах и сколоть лед ). В нерабочемтамбуре прочистить и промыть пепельницы .
8.4.Протереть вентиляционныерешётки в тамбурах, по коридору, в нижней части дверей купе и рециркуляционнуюрешётку в вагонах с климатической установкой.
8.5.Протереть по коридору:кожуха батарей системы отопления, подоконники, корнизы солнцезащитных штор,поручни, рекламные полки, верхнюю часть салонных дверей, стёкла и сами двери отследов пота пассажиров. Протереть двери купе и стены по коридору и оконныестёкла от пятен пота пассажиров.
8.6.Вымыть поддон кипятильника,он должен быть чистым без остатков грязи, золы, сажи и жировых пятен по всемупериметру. Прочистить и промыть фильтр отстойник кипятильника. Протереть всеметаллические части и крышку кипятильника от грязи и пыли. Промыть и прочиститьсливное отверстие в поддоне, а также промыть дверцы закрывающие кипятильник. Есликипятильник отапливается твёрдым топливом то прочистить отделение для сборазолы.
8.7.Промыть и протеретьраковину под краном питьевой воды и подкачать питьевую воду в водозаборный бак.
8.8.Протереть влажной ветошьюпредназначенной для уборки полов по коридору, полы под батареями системыотопления, полы в малом тамбуре (напротив туалета с нерабочей стороны) и полы вкосом тамбуре с рабочей стороны.
8.9.Вслужебном помещении проводника должно быть чисто, на шкафу и в шкафу предназначенногодля хранения «чайной» посуды и кондитерских изделий для «чайной» торговлиничего не должно быть кроме кондитерских изделий полученных в рейс. Кроме тоговнутри шкафа должна хранится посуда для разноски чая и посуда предназначенная дляпассажира. Проводнику разрешается хранить свою посуду и неиспорченные продуктыпитания на другой полке шкафа.
На всю продукцию, котораяподлежит реализации, должны быть сертификаты качества и кондитерские изделия недолжны быть просрочены. Категорический запрещается хранение в шкафу — «чайном домике»- предметов не относящихся к предметам торговли кондитерскими изделиями, к«чайной» посуде и продуктам питания (деньги, вагонные ключи и др.,) Стаканыдолжны быть чистые, без подтёков, без следов пищи и без жировых пятен. Вымытыеи высушенные стаканы должны быть накрыты чистым полотенцем. Заварные чайники ичайники для питьевой воды, также должны быть чистые и не содержать остатковзаварки и следов пищи. В отделении для хранения ложек, вилок, ножей ничегокроме вышеперечисленного не должно хранится.
8.10.В мойке находящейся вслужебном отделении проводника, кроме средств для мытья посуды ничего не должнобыть. Мойка должна содержатся в чистоте не иметь жирового слоя, не должна бытьзасорена.
8.11.На ближайшей станции гдепредусмотрены ящики для сбора мусора,
проводник обязан освободитьмусоросборник в вагоне. Категорический
запрещается выброс мусора нажелезнодорожные пути.
9.Правила храненияпостельного белья
9.1. Постельное бельё должнохранится: отдельно грязное, отдельно чистое.
В виде исключения допускается(если ящик под грязное бельё уже занят грязным бельём или его вообще нет)хранение в купе отдыха проводников под нижней полкой, затаренное в мешок,грязное постельное бельё.
9.2. Чистое постельное бельёдолжно быть затарено в мешок и хранится на вторых полках или чердачной нише. Впункте оборота грязное постельное бельё должно быть опломбировано начальникомпоезда.
9.3.Правила хранения некомплектногобелья (посудных полотенец, салфеток, занавесок и др.,) аналогичны с правиламихранения постельного белья.
9.4.Категорический Запрещаетсяхранение грязного и чистого белья ( как комплектного так и не комплектногобелья) в рундуке в служебном отделении проводника, а также около шкафа-«чайногодомика'».
10.Общие санитарныетребования для проводника в пути следования.
10.1. В вагоне должно бытьчетыре маркированных ведра: ведро для уборки туалета-должно хранится в туалетеили в котловом отделении на котле, ведро для уборки полов-должно хранится подтитаном, ведро для уборки столов-должно хранится в закрывающейся нише надкипятильником и ведро для мусора должно хранится на полу в котельном отделении.В вёдрах категорический запрещается стирать или что либо хранить. Хранениеведра в ведре не разрешается.
10.2. Веники должны хранится вмалом стояке нерабочего тамбура.
10.3.Ветошь для уборки половкоридора, купе, тамбуров-хранится на полу под кожухом батарей системы отопленияпо коридору около кипятильника. Ветошь для уборки туалетов должна хранится наведре для уборки туалетов в туалете с рабочей стороны.
10.4.У каждого проводникапассажирского вагона должно быть по два халата: один халат для уборки туалетов(хранится в большём стояке не рабочего тамбура), второй халат для уборки салона(хранится в служебном помещении проводника в целофановом пакете в рундуке).
10.5.Шланг от пылесоса долженхранится в туалете с рабочей стороны за унитазом, а сам пылесос в служебномотделении проводника.
10.6.После окончания уборкивагона проводник должен поменять (при необходимости, по мере загрязнения)покрышку на ковровой дорожке.
10.7.Все работы по уборкетуалетов и вагона проводятся проводником в резиновых перчатках, которые послеокончания уборки надо промыть под проточной водой не снимая с рук. Руки промытьс мылом под проточной водой и смазать кремом.
10.8.Уборка в салоне производитсяне реже трёх раз в сутки, а уборка туалетов проводится по мере необходимости,но не менее четырёх раз в сутки.
10.9.Моющие и дезсредства должныхранится в закрытой таре и должны быть подписан. Хранить их рекомендуется подумывальной чашей в туалете с рабочей стороны.
10.10.По окончании уборки уборочныйинвентарь, вёдра, ветошь надо промыть и продезинфицировать.
ПРОВОДНИК ПОМНИ !!!
СОБЛЮДЕНИЕ ДАННЫХ ПРАВИЛСОХРАНИТ ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ ТВОИХ ПАССАЖИРОВ И НЕ ПРИВЕДЁТ К НАРУШЕНИЮСАНИТАРНЫХ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ САНИТАРНО КОНТРОЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ.
Используемая литература
1. Вагоны пассажирские магистральныхжелезных дорог. Инструкция по техническомуобслуживанию оборудования. — М.: Транспорт, 1986. — 80 с.
2. Гигиеническая подготовка проводника. — М.: Транспорт, 1977.- 26 с.
3. Егоров В. П. Эксплуатацияэлектрооборудования пассажирских вагонов. — М.:Транспорт, 1980. — 296 с.
4. Инструкция по обеспечению пожарнойбезопасности в вагонах пассажирских поездов. — М.: Транспорт, 1986. — 47 с.
5. Инструкция проводнику пассажирских вагонов. — М.:Транспорт, 1982. — 15 с.
6. Инструкция осмотрщику вагонов. — М.: Транспорт, 1983. — 93с.
7. Инструкция начальнику(механику-бригадиру) пассажирского поезда. — М.:Транспорт, 1982. — 14 с.
8. Инструкция о работе контролеров-ревизоров иревизоров-инструкторов по контролю пассажирских поездов.-М., 1984. — 23 с.
9. Инструкция по техническому обслуживанию отопительнойустановки пассажирского вагона.-М.: Транспорт, 1981. — 14 с.
10. Матвеев В. И., Калымулин Ю. М.,Дремин Л. Г. Пособие проводнику пассажирскихвагонов-М.; Транспорт, 1983.-255с.
11. Общий курс и правила техническойэксплуатации железных дорог/Под ред. М. Н.Хацкевича. — М.: Транспорт, 1983. — 394 с.
12. Основы типового технологическогопроцесса централизованногоруководства продажи билетов на железных дорогах и отделениях. — М.: Транспорт, 1973. — 168 с.
13. Правила выдачи бесплатных билетовдля проезда по железным дорогам СССР. — М.:Транспорт, 1979. — 47 с.
14. Правила перевозки пассажировмеждународного сообщения итуристов, следующих в пассажирских и туристско-экскурсионных поездах по железным дорогам СССР. Сборник; основныхруководящих материалов по железнодорожному транспорту. — М.: Транспорт, 1968. — 302 с.
15. Правила перевозок пассажиров ибагажа по железным дорогам СССР (тарифноеруководство №5). — М.: Транспорт, 1978. — 168 с.
16. Правила пользования вагонами вмеждународном пассажирскоми железнодорожном грузовом сообщениях (ППВ). Тарифноеруководство № 10/11-Г. — М.: Транспорт, 1985. — — 136 с.
17. Правила технической эксплуатациижелезных дорог СССР.-М.: Транспорт, 1986. — 141с.
18. Санитарные правила для пунктов экипировки пассажирскихвагонов на железнодорожных станциях. — М.: 1986. — 17 с.
19. Сборник инструктивно-методическихматериалов по санитарному надзору запассажирскими перевозками. — М.: Транспорт, 1974. — 117 с.
20. Соглашение о международномпассажирском сообщении (СМПС)и служебная инструкция к СМПС (тарифное руководство№ 10-А и № 10-В). — М.: Транспорт, 1978. — 141 с.
21. Соловейчик М. 3., Сотников Т. А. Организацияпассажирских перевозок.-М.: Транспорт, 1983. — 223 с.
22. Справочник международных пассажирских сообщений.-М.:Транспорт, 1986. — 112 с.
23. Справочник пассажира. — М.: Транспорт, 1981. — 251 с.
24. Типовой технологический процесс работы вокзалов. — М.:Транспорт, 1978. — 53 с.
25. Типовой технологический процесс осмотра, безотцепочногоремонта и экипировки пассажирских вагонов, — М.: Транспорт, 1975.-96 с.