Понятие габарита
Габарит (gabarit) — предельное очертание предмета или просветамежду частями сооружений.
Габарит приближения строений — предельноепоперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижногосостава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Габарит приближения строений
железнодорожный транспорт габарит погрузка
Габаритприближения строений — предельное поперечное перпендикулярноеоси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооруженийи устройств. Исключение представляют устройства, предназначенные для непосредственноговзаимодействия с подвижным составом: провода контактной сети и детали их крепления,вагонные замедлители в рабочем состоянии, поворачивающаяся часть гидравлическихколонн для набора воды и др.
/>
/>Что такое габарит подвижного состава
Габаритомподвижногосостава называетсяпредельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором должен помещатьсяустановленный на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в нагруженномсостоянии не только новый подвижной состав, но и подвижной состав, имеющий максимальныенормируемые допуски и износы (за исключением бокового наклонения на рессорах).
Габаритность громоздких и легковесных грузов, погруженных на открытый подвижнойсостав, проверяют, пропуская их через габаритные ворота, установленные на одномиз станционных путей и представляющих собой раму, внутри которой по очертанию габаритапогрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет,не зацепляя за планки, то габарит не нарушен. Пространство между габаритом приближениястроений и габаритом подвижного состава, а также между габаритами смежных подвижныхсоставов необходимо из-за смещений подвижного состава, которые вызываются отклонениямив состоянии отдельных элементов пути, колебаниями и боковыми наклонениями подвижногосостава на рессорах.
Для подвижного состава ГОСТ 9238—83 установлены габариты Т, 1-Т, 0-Т, 01-Т,03-Т. Габариты Т и 1-Т распространяются на подвижной состав, допускаемый к обращениютолько по железным дорогам СССР и МНР колеи 1520 (1524) мм, а габариты 0-Т, 01-Т,02-Т, 03-Т — также на железные дороги зарубежных стран колеи 1435 мм.
Габарит подвижного состава Государственным стандартом разделен на три группы.
Первая группа — габарит Т распространяется на подвижной состав, допущенныйк обращению по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных итранспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиямгабаритов С и Сп.
Вторая группа — габарит 1-Т распространяется на подвижной состав, допущенныйк обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленныхпредприятий.
Третья группа — габариты 1-ВМ (0-Т), О-ВМ (01-Т), 02-ВМ (02-Т), ОЗ-ВМ (ОЗ-Т)распространяются на подвижной состав, допущенный к обращению по всей сети железныхдорог колеи 1520 (1524) мм и по железным дорогам стран дальнего зарубежья, имеющимколею 1435 мм. В скобках указаны обозначения габаритов, применявшихся до введениянастоящего стандарта. Основные размеры габаритов приведены в таблице.
Габариты подвижного состава
Габариты подвижного состава
Область применения
Высота, мм
Ширина, мм Т Обращение по путям общей сети железных дорог, подъездным путям н путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габарита С и Сп 5300 3400 Тц Для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных и транспортных предприятий 5200 3750 Тпр То же для полувагонов 5300 3550 1-Т Для подвижного состава, допускаемого к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных и транспортных предприятий 5300 3400 1-ВМ (0-Т) Сеть железных дорог колеи 1435 мм, используемая для международных соообщений 4700 3400 0-ВМ (01-Т) Сеть железных дорог колеи 1520 (1524) мм, основные линии железных дорог колеи 1435 мм 4650 3250 02-ВМ (02-Т) То же 4650 3150 03-ВМ (03-Т) Сеть железных дорог колеи 1520 (1524) мм, железные дороги колеи 1435 мм европейских стран 4280 3150
Классификатор «Условные обозначения габаритов грузовых вагонов»
Условное обозначение габарита
Код габарита Тпр 2 1-Т 3 Тц 4 1-ВМ 5 0-ВМ 6 02-ВМ 7
Приведенный классификатор применяется в различных подсистемах автоматизированнойсистемы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ).
Пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава,а также между габаритами смежных составов- необходимо для компенсации возможныхсмещений подвижного состава, которые вызываются отклонениями в положении отдельныхэлементов пути и колесныхпар подвижного состава, допускаемыми нормамиих содержания (например, износ рельсов,отклонения рельсовых нитей по уровню), колебаниями и боковыми наклонами подвижногосостава на рессорах.
/>
/>
Габарит погрузки
Габарит погрузки — предельное поперечное перпендикулярноеоси пути очертание, в котором полностью помещается, с учётом упаковки и крепления,груз на открытом подвижномсоставе.
Сверхнегабаритными называются — грузы превышающие установленныепределы негабаритности.
Габаритомпогрузкиназывается предельное (перпендикулярноеоси пути) очертание, в котором полностью помещается погруженный на открытый подвижнойсостав груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава напрямом горизонтальном участке пути и совмещении в одной вертикальной плоскости продольныхосей подвижного состава и пути.
В зависимостиот высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, устанавливаются три основныезоны негабаритности груза:
зона нижнейнегабаритности — на высоте от 380 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626 — 1760мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761 — 2240 мм;
зона боковойнегабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм;
зона верхнейнегабаритности — на высоте от 4000 до 5300 мм.
Кроме того,вводится условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от4000 до 4603 мм.
В зависимостиот выхода грузов за габарит погрузки в указанных зонах установлены следующие степенинегабаритности грузов: нижняя негабаритность — шесть степеней, боковая негабаритность— шесть степеней, верхняя негабаритность — три степени. Степень негабаритности грузаустанавливается не только с учетом его нахождения на прямом участке пути, но и сучетом прохода кривых участков пути. Грузы, превышающие установленные пределы негабаритности,называются сверхнегабаритными.
Для каждойстепени негабаритности определены специальные условия, в соответствии с которымигрузы принимаются к перевозке по железным дорогам, а именно: усиленный контрольза следованием негабаритного груза, информация причастных работников об этих грузах,ограничение скорости движения, ограничение или запрещение движения по соседним путямна двухпутных участках, пропуск по заранее подготовленным маршрутам на станциях.
Перевозкасверхнегабаритных грузов, а также негабаритных грузов шестой степени боковой и нижнейнегабаритности осуществляется с применением контрольной рамы, которую ставит грузоотправительна крытом вагоне или полувагоне. Вагон с контрольной рамой следует за локомотивом,а вагоны с негабаритными грузами — в середине поезда, но не ближе, чем за 20 осейот вагона с контрольной рамой и не менее, чем за четыре оси от хвоста поезда.
Размеры контрольнойрамы должны соответствовать максимальным размерам груза с учетом его смещения вкривых. Поезд сопровождается опытным работником дистанции пути по квалификации нениже дорожного мастера, который ведет наблюдение за прохождением контрольной рамыособенно внимательно при следовании мимо негабаритных сооружений.
Для проверкигабаритности громоздких и легковесных грузов, погруженных на открытый подвижнойсостав, их пропускают через габаритные ворота, установленные на одном из путей станции.
Габаритныеворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габаритапогрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдетворота, не зацепляя планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажетнегабаритное место.
Погруженный на открытом подвижном составе груз (с учетом упаковки и крепления)должен размещаться в пределах установленных МПС габаритов погрузки.
Общесетевой габарит погрузки
/>/>
Зональный габарит погрузки
/>Негабаритность груза
Груз, включаяупаковку и крепление, является негабаритным, если он при размещении на открытомподвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути и при совмещениипродольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути,превышает очертание основного габарита погрузки, или его геометрические выносы вкривых за пределы основного габарита погрузки превышают геометрические выносы всоответствующих кривых расчётного вагона (Расчётный вагон — вагон с длиной рамы24 м и базой 17 м).
Обозначения виндексе негабаритности:1-й знак всегда буква H (негабаритность) 2-й знак степень нижней негабаритности, может принимать значения от 1 до 6 3-й знак степень боковой негабаритности, может принимать значения от 1 до 6 4-й знак степень верхней негабаритности, может принимать значения от 1 до 3 5-й знак вертикальная сверхнегабаритность (груз выходит за установленные пределы негабаритности), имеет значение 8
Отсутствие негабаритностив любой зоне, в том числе и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности, отмечаетсяцифрой «0» в соответствующем знаке индекса негабаритности.
Например: индекс негабаритности Н2030 означает негабаритность нижнюю 2-ой степени,боковой негабаритности нет, верхняя негабаритность 3-ей степени, вертикальной сверхнегабаритностинет.
Для каждой степенинегабаритности определены специальные условия, в соответствии с которыми грузы принимаютсяк перевозке по железным дорогам, а именно: усиленный контроль за следованием негабаритногогруза, информация причастных работников, ограничение скорости движения, ограничениеили запрещение движения по соседним путям, пропуск по заранее подготовленным маршрутамна станциях.Контрольная рама
Перевозка сверхнегабаритныхгрузов, а также негабаритных грузов шестой степени боковой и нижней негабаритностиосуществляется с применением контрольной рамы, которую грузоотправитель ставит накрытом вагоне или полувагоне. Размеры контрольной рамы должны соответствовать максимальнымразмерам груза с учётом смещения его в кривых. Поезд сопровождается опытным работникомдистанции пути, который ведёт наблюдение за прохождением контрольной рамы.Габаритные ворота
Габаритные воротаустанавливают в месте массовой погрузки на открытый подвижной состав. Ворота представляютсобой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки.Если открытый подвижной состав с грузом пройдёт ворота, не касаясь планок, то габаритне нарушен. Изменение положения планки укажет на место негабаритности. Таким образомвнутренние очертания габаритных ворот ограничивают допустимые предельные размерыпровозимых через них грузов.
На электрифицированныхучастках габаритные ворота высотой до 4,5 метров располагают по обеим сторонам пересеченияс автомобильной дорогой (переезда) для предупреждения прикосновения контактного провода к перевозимым через переезд грузам. Путь, накотором устанавливают ворота, должен быть прямым, находиться на горизонтальной площадке;переезд — хорошо виден.
Электронные габаритныеворота состоят из инфракрасных датчиков,формирующих допустимые границы габарита погрузки и передающих данные о нарушенииграниц на рабочее место оператора пункта коммерческого осмотра.Расстояние между осями путей колеи 1520 мм
По смежным главным и станционным путям проходит различный подвижной состав.Следовательно, расстояния между этими путями и от путей до сооружений и устройств,располагающихся в междупутьях, должны быть такими, чтобы исключалось соприкосновениедруг с другом локомотивов, путевых машин, проходящих одновременно по смежным путям,а также подвижного состава с сооружениями и устройствами. Минимальные расстояниямежду осями смежных путей установлены Правилами технической эксплуатации железныхдорог Российской Федерации (ПТЭ), а также Нормами и Техническими условиями на проектированиежелезных дорог. Они обеспечивают безопасность движения поездов и безопасность людей,которые по условиям работы могут находиться на междупутьях. На перегонах на двухпутныхлиниях расстояние между осями путей на прямых участках должно быть не менее 4100мм. Оно обеспечивает только безопасность скрещения подвижного состава. На трехпутныхи четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего пути на прямыхучастках — не менее 5000 мм, что позволяет при следовании поездов по этим путямоставлять на междупутье инвентарь и инструмент при ремонте пути, а также устанавливатьнеобходимые сигналы.
На станциях большое количество железнодорожников различных профессий занимаетсяподготовкой подвижного состава в рейс, обслуживанием пути, средств связи, электроснабженияи т.д. Поэтому расстояние между осями путей на станциях увеличено.
Расстояние между осями смежных путей на станциях на прямых участках должнобыть не менее 4800 мм, на второстепенных путях и путях грузовых дворов —не менее 4500 мм. При расположении главных путей на станциях с краю с разрешениядопускается расстояние между ними 4100 мм. Расстояние между осями путей, предназначенныхдля непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон,может быть 3600 мм, исходя из условий организации работы.
При новом строительстве или реконструкции станций, разъездов и обгонных пунктоврасстояния между осями путей принимают следующие:
Расстояние между осями смежных путей на станциях
Наименование путей
Расстояние между осями смежных путей, мм
Нормальное
Минимальное Главные пути 5300 4800 Главные и смежные с ними на одно- и двухпутных линиях при скорости движения до 120 км/ч./ на двухпутных линиях при скорости более 120 км/ч 5300 /6500 5300 /6500 Приемо-отправочные и сортировочные пути 5300 4800 Второстепенные (прочие) станционные пути 4800 4500 Пути парков приема, отравления, где предусматривается безотцепочный ремонт Через один путь 5600 и 5300
Нормируются также расстояния от оси пути и от верха головки рельса до сооруженийи устройств, мм.
Расстояние от оси крайнегопути до путевых и сигнальных знаковв выемках, кроме скальных, и на выходах из них 3100 в остальных местах 5700 до знаков, не превышающих уровня головки рельса. 2180 Расстояние от крайнего пути до: опор контактной сети на перегонах и станциях 3100 в сильно заносимых выемках и на выходах из них 5700 в особо трудных условиях на перегонах 2750 в особо трудных условиях на станциях 2450 Расстояние до проводов контактной сети: от верха головки рельса на перегонах и станциях (максимальное) 6800 от верха головки рельса на перегонах (минимальное) 5750 от верха головки рельса на станциях (минимальное) 6250
Расстояние от верха головки рельса до высоковольтных
проводов при пересечении путей (минимальное) 7500 Расстояние от земли до высоковольтных проводов: на перегонах (минимальное) 6000 то же на станциях и в населенных пунктах 7000
Расстояние между осями путей на перегонах двухпутных линий на прямых участкахдолжно быть не менее 4100 мм.
/>
Расстояние между осями путейна перегонах
На трехпутных и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьегопутей на прямых участках должно быть не менее 5000 мм.
/>
Расстояние между осями путейна многопутных перегонах
Расстояние между осями смежных путей на станциях на прямых участках должнобыть не менее 4800 мм, на второстепенных путях и путях грузовых районов — не менее4500 мм.
/>
Расстояние между осями путейна станциях
При расположении главных путей на станциях крайними с разрешения начальникажелезной дороги допускается расстояние между ними 4100 мм. Расстояние между осямипутей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон,может быть допущено 3600 мм.
Горизонтальные расстояния на кривых участках между осями смежных путей и междуосью пути и габаритом приближения строений на перегонах и станциях устанавливаютсяИнструкцией по применению габаритов приближения строений.Увеличениерасстояний между осями путей в кривых
Приведенные размеры габаритов приближения строений и расстояниямежду осями путей даны для прямых участков. В кривых эти расстояния приходится увеличивать,так как концы вагонов и локомотивов выступают наружу кривой значительно больше,чем в прямом участке, а середина вагона, наоборот, смещается внутрь кривой.
Кроме того, в кривых наружную рельсовую нить ставят выше внутренней,чтобы наклонить подвижной состав к центру кривой. Величина возвышения на двухпутныхучастках в кривой для наружного пути может быть больше, чем для внутреннего пути.Эти обстоятельства требуют дополнительного увеличения горизонтальных габаритныхрасстояний в зависимости от радиусов кривых, возвышения наружного рельса и устанавливаютсяпо нормам, приведенным в указаниях МПС по применению габаритов приближения строений.
Грузы, которые не могут быть размещены на открытом подвижном составе в пределахгабаритов погрузки, перевозятся в соответствии с порядком, установленным МПС.
Для проверки правильности размещения грузов в пределах указанного габаритав местах массовой погрузки (на подъездных путях, в морских и речных портах, на станцияхперегрузки) устанавливаются габаритные ворота.
Выгруженные или подготовленные к погрузке около пути грузы должны быть уложеныи закреплены так, чтобы габарит приближения строений не нарушался.
Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте до 1200мм должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2,0 м, апри большой высоте — не ближе 2,5 м.
/>
Расстояние до крайнего рельсапри высоте груза до 1200 мм
/>
Расстояние до крайнего рельсапри высоте груза свыше 1200 мм