--PAGE_BREAK--[11].
Пассажир обязан соблюдать порядок, действующий на морском транспорте, правила пользования судами и пассажирскими помещениями и бережно относиться к имуществу морского транспорта. Ущерб, нанесенный имуществу морского транспорта по вине пассажира, должен быть возмещен. Пассажир, если его поведение на судне угрожает безопасности других пассажиров (туристов), экипажа, судовладельца, имущества и судна, может быть высажен в ближайшем порту захода судна без выплаты ему разницы в стоимости билета от места высадки до конечного порта, указанного в билете[12].
Основной обязанностью перевозчика является обязанность доставить пассажира и сданный им багаж в пункт назначения.
Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на судне. В случае непредоставления пассажиру места указанной в билете категории пассажир вправе по своему выбору либо отказаться от поездки и считать Договор несостоявшимся, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом. При помещении пассажира с его согласия на нижеоплачиваемое место составляется акт, в соответствии с которым пассажиру должна быть выплачена разница в стоимости проезда.
Если по вине перевозчика пассажир не использует свое место согласно билету (например, при продаже двух билетов на одно место, при неисправности места, при замене судна и т. п.), пассажиру должно быть предоставлено при его согласии равноценное место или место более высокой категории без взимания разницы в стоимости проезда. Перевозчик должен обеспечить соблюдение объявленного расписания и заходы в указанные пункты в определенные сроки. В тех случаях, когда опоздание прихода судна в пункт пересадки повлечет за собой перерыв в поездке транзитного пассажира, срок годности билета должен быть продлен на все время его задержки до предоставления ему возможности продлить поездку.
По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется в случае сдачи пассажиром багажа доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Перевозка багажа во многом напоминает перевозку груза и отличается от последней тем, что осуществляется в связи с перевозкой пассажира при наличии у него билета. Багаж перевозится на том судне и тем рейсом, на которые куплен билет. Перевозка багажа на судах на подводных крыльях или воздушной подушке производится только при наличии специального багажного отделения.
Поскольку багаж перевозится на том же судне, на котором находится его владелец — пассажир, и на перевозочном документе пассажира делается отметка о сдаче багажа к перевозке, это позволяет сделать вывод о том, что перевозка багажа осуществляется по дополнительному (акцессорному) к договору перевозки пассажира обязательству, оформляемому выдачей багажной квитанции[13].
Договор перевозки багажа, хотя и дополняет договор перевозки пассажира, но не охватывается его содержанием. Пассажир имеет право на провоз багажа, но этим правом он должен воспользоваться, заключив в дополнение к договору перевозки его самого еще один договор. При перевозке пассажира и его багажа заключается два договора, различных по своей юридической природе. Если договор перевозки пассажира — консенсуальный договор, для заключения которого достаточно одного соглашения, то договор перевозки багажа — реальный договор, признаваемый заключенным лишь в момент сдачи пассажиром соответствующего имущества перевозчику.
Как договор перевозки пассажира, так и договор перевозки багажа являются возмездными. Провозная плата за багаж взимается при его отправлении.
Следует отметить, что различается багаж и каютный багаж.
Багажом является любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза, либо животных.
Каютным багажом является багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем. Каютный багаж включает в себя багаж, который пассажир имеет в своей автомашине или на ней, за исключением случаев применения правил, установленных статьей 182 и пунктами 2-5 статьи 190 КТМ[14].
Определение багажа, содержащееся в ст. 180 КТМ, основано на п. 5 и 6 ст.1 Афинской конвенции. Основное отличие режимов перевозки багажа и каютного багажа состоит в том, что ответственность за сохранность багажа в течение всего периода перевозки несет перевозчик, а каютный багаж находится под охраной и контролем пассажира. Специфика каютного багажа состоит также в том, что пассажиру в пределах допускаемых норм разрешается перевозить в качестве каютного багажа такие предметы, которые по своим габаритам и свойствам без затруднения размещаются в пассажирских помещениях и не создают неудобств для других пассажиров. Запрещается перевозить каютным багажом вещи, которые могут повредить или загрязнить судно, вещи или одежду других пассажиров, зловонные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, радиоактивные и другие опасные вещества и предметы.
Каютный багаж — это компактно упакованные и свободно размещаемые в каюте или на полках в общих местах вещи пассажира, перевозимые им при себе в пределах установленного количества. Провоз каютного багажа не требует заключения особого договора, кроме уже заключенного между сторонами договора морской перевозки пассажира. Если по условиям договора морской перевозки пассажира осуществляется перевозка автомашины, то каютным считается также багаж, находящийся в автомашине или на ней.
Каютный багаж находится во владении пассажира и перевозится под его охраной и контролем. Однако при наличии вины на перевозчика может быть возложена ответственность за несохранность каютного багажа, происшедшую в период перевозки. Основания и пределы такой ответственности определяются договором перевозки пассажира, в рамках которого перевозился каютный багаж[15].
В отличие от «каютного багажа» «багаж», если он сдается пассажиром, оформляется выдачей багажной квитанции и передается во владение перевозчика под его ответственность. Каждое место багажа должно быть подготовлено к перевозке исходя из требований обеспечения сохранности при хранении, погрузке, транспортировании и выгрузке. Упакованные или неупакованные места должны иметь приспособления для их перевозки. Каждый сдаваемый в багаж предмет принимается отдельно. Пассажир может объявить его ценность — как общую для всех мест, так и каждого места в отдельности. Сумма объявленной ценности вносится в багажную квитанцию. В порту назначения багаж выдается пассажиру по предъявлении багажной квитанции.
Пассажир имеет право:
1.Перевозить с собой бесплатно, в заграничном сообщении — в соответствии с льготным тарифом одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
2.Перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы.
За перевозку пассажира и его багажа взимается провозная плата, устанавливаемая соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ). Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в установленном порядке (п. 2 ст. 790 ГК РФ). Таким образом, установлен двоякий порядок определения провозной платы: по утвержденным тарифам на транспорте общего пользования и по соглашению сторон — по другим перевозкам. Оба порядка, сформированные в качестве общего положения, не исключают более детального их урегулирования в правилах работы судов на определенных линиях и направлениях.
Действующее в России законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта и вида оказываемых им услуг. Пока на уровне Федерации нет единого закона о ценообразовании, а общее нормативное регулирование ценообразования (тарифов) складывается на уровне указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Размер платы за проезд зависит от расстояния морской перевозки, вида плавания (каботажное, заграничное сообщение), от скорости доставки пассажира (по экспрессной, скорой или грузопассажирской линии), комфортабельности судна, а также от места, занимаемого пассажиром (в каютах I, II, III классов и тому подобное).
Установление регулируемых цен, а также контроль за их исполнением осуществляют различные государственные органы исполнительной власти. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование установления и применения цен и контроля за ними является Минэкономики России, а также Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В субъектах Федерации аналогичные функции возложены на соответствующие комитеты (департаменты) экономики администрации. Другие федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов Федерации исполняют функции по ценообразованию, ценоприменению и контролю за ценами в пределах их полномочий. Особая роль при этом принадлежит антимонопольным органам[16].
К перевозкам пассажиров на судах, работающих на совместных с иностранными судовладельцами линиях, применяются тарифы этих линий.
При перевозке пассажиров и багажа применяются правила, тарифы и сборы, которые действуют в день приобретения билета и выдачи багажной квитанции.
Оплата перевозки детей зависит от вида плавания (каботаж или заграничное сообщение) и возраста ребенка, который определяется на день начала перевозки в начальном порту отправления, указанного в билете, на основании свидетельства о его рождении либо отметки в паспорте родителей.
Один ребенок до двух лет, если ему не предоставляется отдельное место, перевозится в каботажном плавании бесплатно. Об этом делается отметка в билете взрослого пассажира. На проезд детей в возрасте от 2 до 12 лет оформляется билет, в соответствии с которым ребенку предоставляется отдельное место. В билеты детей, имеющих отдельное место, вписываются фамилия, имя, отчество пассажира, в сопровождении которого они следуют на судне. На практике в зависимости от категории места за проезд ребенка в возрасте от 2 до 12 лет взимается от 50 до 75 % стоимости проезда взрослого пассажира. За проезд ребенка старше 12 лет взимается плата как за проезд взрослого пассажира.
Пассажир имеет право на каждый полный или детский билет провозить каютный багаж, нормы которого определяются принятыми в установленном порядке правилами перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования либо правилами работы на линиях или договором при разовых или нерегулярных рейсах.
Порядок и условия перевозки туристов в заграничных круизах определяются соответствующими положениями, предусмотренными договорами. При проведении круизных рейсов на судах, арендованных иностранными фирмами или российскими туристическими организациями, порядок и условия перевозки туристов устанавливаются отдельными соглашениями.
1.2. Расторжение и изменение договора перевозки
Момент покупки билета и начала рейса отделяются обычно друг от друга периодом, различным по своей продолжительности. За это время может произойти многое, что изменит планы и намерения пассажира. Закон предоставляет пассажиру право в любое время отказаться от договора морской перевозки. Поэтому отказ пассажира от договора морской перевозки может быть сделан либо в порту отправления до отхода судна, либо в промежуточном порту захода судна.
Отказ как способ расторжения договора морской перевозки пассажира предполагает совершение пассажиром действия, направленного на оформление этого отказа. Если пассажир, не отказавшись от договора, не появится на борту судна к началу рейса, за ним сохраняется право использовать оплаченное им место в любом другом порту захода судна, если по условиям перевозки перевозчик не оговорил право на использование не занятого пассажиром в порту отправления места по своему усмотрению. Пассажир, не использовавший купленный им билет и не заявивший об отказе от договора, лишается права на получение от перевозчика каких бы то ни было выплат. Предоставление пассажиру права на односторонний отказ от договора в любое время до отхода судна из порта отправления, а после начала рейса — в любом порту захода, где разрешена посадка пассажиров, является льготой, предоставленной пассажиру как потребителю[17].
Правовые последствия расторжения договора по инициативе пассажира зависят от того, уведомил ли пассажир перевозчика или его агента о намерении расторгнуть договор, когда он это сделал, какими причинами вызван отказ пассажира от договора перевозки.
При каботажных перевозках пассажиру возвращается вся внесенная плата за проезд (за билет, плацкарту и скорость) и провоз багажа:
1. если пассажир отказался от перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта;
2. если пассажир не явился к отходу судна вследствие болезни, что подтверждается составлением акта, служащего основанием для выплаты денег;
3. если пассажир до отхода судна отказался от договора морской перевозки вследствие болезни. Поскольку пассажиру, отказавшемуся от перевозки до отхода судна, но не позднее установленного срока возвращается внесенная плата независимо от причин отказа, то в данном случае оговариваются те же последствия расторжения договора и на случай, когда пассажир отказывается от договора, хотя и до отхода судна, но за период времени меньший, чем установленный правилами срок, а причиной отказа явилась его болезнь;
4. если отказ от договора происходит по причинам, зависящим от перевозчика. Такой причиной может отказаться перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса[18].
Если отказ пассажира происходит не менее чем за 30 суток до начала рейса, задаток возвращается ему полностью. Если пассажир отказывается от поездки менее чем за 30 суток до начала рейса, то задаток ему не возвращается. Задаток в полном размере возвращается также в случае, если отказ от забронированного места вызван болезнью, смертью, привлечением пассажира к исполнению государственных обязанностей или по требованию органов власти, если по изложенным причинам не может совершить запланированную поездку один из членов семьи.
Конкретные правила отказа от договора и порядок оформления возврата оплаченного проезда устанавливаются в соответствии с правилами и тарифами перевозчика, а в каботажных перевозках — правилами, которым подчиняется публичный перевозчик.
Правилами обычно устанавливаются условия, при которых возможен частичный возврат платы за проезд. Это происходит в случаях, когда пассажир из-за болезни или непредоставления ему места в соответствии с билетом оставляет судно после начала рейса (в этом случае ему возвращается разница между полной стоимостью проезда (провозом багажа) и стоимостью проезда (провоза багажа) за преследованное расстояние) или при возврате билета в кассу менее чем за установленное правилами количество часов до отправления судна, или при возврате билета для поездки на судне международных линий или в заграничном круизном рейсе по причине, не связанной с болезнью, действием непреодолимой силы, или иной, не названной в качестве основания для возврата платы за проезд.
Рассмотрев отказ пассажира от договора морской перевозки следует также рассмотреть возможность отказа перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира.
Перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от перевозчика обстоятельств:
1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна;
2) блокада пункта отправления или пункта назначения;
3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причтам, не зависящим от сторон договора;
4) привлечение судна для государственных нужд;
5) гибель судна или его захват;
6) признание судна непригодным к плаванию.
При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются вся плата за провоз пассажира и плата за провоз его багажа, после начала рейса — их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.
Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.[19]
Хотя в КТМ не говорится о конкретном времени, в течение которого перевозчик вправе отказаться от исполнения договора, представляется, что он может это сделать в любое время до завершения перевозки. Последствия же зависят от того, оказался пассажир в стадии перевозки или рейс еще не начался. Если перевозчик отказался от исполнения договора по обстоятельствам, от него не зависящим, до отхода судна, то обязан вернуть пассажиру всю сумму платы за провоз пассажира и плату за провоз его багажа. Предполагается, что этой суммы будет достаточно, чтобы пассажир, прибегнув к услугам другого перевозчика, обеспечил удовлетворение своей потребности в перемещении до определенного пункта назначения.
Если пассажир на судне перевозчика уже проследовал определенное расстояние и перевозчик по не зависящим от него обстоятельствам вынужден отказаться от дальнейшего исполнения договора, то обязан вернуть пассажиру часть платы за провоз пассажира и платы за провоз его багажа, но пропорционально расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Другими словами, перевозчик в этом случае сохраняет за собой право на получение вознаграждения за выполненную часть пути.
Поскольку пассажир, покинув пункт отправления, не достиг пункта назначения, перевозчик, отказавшийся от исполнения договора, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт отправления. Однако эта обязанность возникает у перевозчика в качестве дополнительной к возврату платы за неисполненную часть пути, если пассажир намерен вернуться в пункт отправления и требует возмещения реально понесенных им расходов или доставки его в пункт отправления за счет перевозчика. Реально понесенные им расходы — это расходы, подкрепленные соответствующими документами, по транспортировке пассажира и его багажа от пункта, в котором была прервана первоначальная перевозка в связи с отказом перевозчика от исполнения договора по основаниям п. 1 ст. 184 КТМ, до пункта отправления по не исполненному перевозчиком договору.
Гибель судна или его захват делают невозможным продолжение рейса. В связи с объективной невозможностью исполнения договор должен быть прекращен по инициативе перевозчика. В зависимости от причин гибели судна, а также от того, кому судно принадлежало и кто им (перевозчик или фактический перевозчик) владел и управлял, могут возникнуть правоотношения, связанные с возмещением причиненного вреда как пассажиру, так, возможно, и перевозчику, понесшему убытки в связи с досрочным прекращением договора перевозки пассажира.
Захват судна следует отличать от задержания судна. Задержание судна имеет формальное основание в виде распоряжения соответствующих властей. Захват судна таких оснований не имеет и происходит фактически в связи с военными действиями, угрозой военных действий или пиратством.
Признание судна непригодным к плаванию может служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки пассажира, поскольку продолжение рейса на непригодном к плаванию судне опасно для пассажира либо может быть технически неисполнимо. Непригодность судна к плаванию должна наступить по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. Если непригодность судна к плаванию произошла в связи с тем, что перевозчик не проявил должной заботливости по приведению судна в мореходное состояние, то перевозчик не может ссылаться на ст. 184 КТМ и должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение договора.
Изменение договора морской перевозки пассажира закреплено в статье 185 КТМ РФ — за перевозчиком признается исключительное право без предварительного предупреждения задержать отход судна, то есть задержать или перенести отправление судна на другое время, изменить предусмотренный маршрут перевозки, изменить пункты посадки и высадки пассажиров, если такие действия продиктованы необходимостью защиты интересов самих пассажиров, перевозчика и общества и возникли по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. Такими обстоятельствами становятся чаще всего, стихийные явления, которые могут иметь характер непреодолимой силы в силу своей чрезвычайности и непреодолимости, но могут выражаться также в опасностях и случайностях на море, возникающих из специфики природных условий в которых осуществляется морское судоходство, и особенностей профессиональной деятельности морского перевозчика.[20]
Для отнесения того или иного явления, присущего морской стихии, к обстоятельствам, дающим перевозчику право на изменение договора морской перевозки пассажира, не имеет значения его интенсивность. Необходимо, чтобы оно возникло случайно, неожиданно и не по вине перевозчика и его служащих. Поскольку стихийное явление возникло неожиданно, перевозчик не может предотвратить его вредных воздействий и вынужден поэтому изменить время или маршрут перевозки пассажира. Явления стихийного характера, вынудившие перевозчика к изменению договора, могут возникнуть не только в период самой перевозки, но и до начала рейса или после объявления посадки.
Неблагоприятные санитарно-эпидемиологические условия понимаются как вспыхнувшие эпидемии инфекционных заболеваний, опасных для пассажиров и членов экипажа судна, используемого для перевозки. В целях безопасности перевозчик вынужден изменить пункт отправления, пункт назначения или объявленный маршрут следования судна.
Изменения времени, маршрута движения, пунктов посадки и высадки, естественно, не соответствуют планам пассажира, поэтому последний, не согласившись с изменением условий перевозки, может отказаться от договора морской перевозки. Размер суммы, возвращаемой при этом пассажиру, зависит от того, когда поступил отказ пассажира от договора, и устанавливается по правилам ст. 183 КТМ.
Если изменение условий перевозки перевозчик вынужден произвести после отхода судна из пункта отправления, пассажир также вправе отказаться от договора и при этом потребовать доставить его в пункт отправления за счет перевозчика или возместить ему фактически понесенные расходы по возвращению в пункт отправления.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
2.1.Ответственность и пределы ответственности перевозчика
Ответственность перевозчика определяет статья 186 КТМ РФ. Перевозчик несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату багажа пассажира или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
Утрата багажа пассажира или повреждение его багажа включает в себя ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был перевозиться. Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца.
Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий), предполагается, если не доказано иное, в случаях, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна либо в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой судна на мель, взрывом или пожаром на судне или недостатками судна. В отношении утраты или повреждения иного багажа, который не является каютным, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа. В других случаях обязанность доказывать вины лежит на истце[21].
Следует иметь в виду, что перечисленные выше правила применяются:
а) при перевозке пассажиров в заграничном сообщении, если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации;
б) при перевозке багажа в заграничном сообщении независимо от того, являются ли пассажир и перевозчик организациями или гражданами Российской Федерации.
Основное правило об ответственности перевозчика за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату или повреждение багажа соответствует ст. 3 Афинской конвенции.
Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий), предполагается, если не доказано иное, в случаях, когда смерть пассажира или повреждение его здоровья произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатками судна. Доказать отсутствие своей вины в данном случае должен перевозчик. Эта статья довольно детально распределяет бремя доказывания между участниками процесса. По общему правилу истец доказывает обстоятельства, на которые он ссылается, в частности, должен доказать размер причиненного ему ущерба и то, что ущерб причинен во время перевозки.
При решении вопроса о возмещении за утрату или повреждение багажа имеет значение, в чьем владении и под чьим надзором находился багаж. Вина перевозчика за гибель и повреждение каютного багажа предполагается тогда, когда имели место обстоятельства (кораблекрушение, столкновение, посадка судна на мель, взрыв, пожар на судне, недостатки, связанные с немореходными качествами самого судна) экстремального характера, при которых пассажир должен был думать прежде всего о собственной безопасности, а не о сохранности каютного багажа. К тому же естественно предположить, что возникшая ситуация, выходящая за рамки обычного мореплавания, возникла из-за упущений перевозчика и его команды. Доказать противное должен сам перевозчик.
Если багаж был сдан пассажиром перевозчику для перевозки тем же судном и в этом смысле находился во владении и под контролем перевозчика и был утрачен или поврежден, вина перевозчика, его работников или агентов предполагается независимо от характера происшествия. Доказать отсутствие вины в этом случае должен перевозчик.
В других случаях повреждения или утраты имущества пассажиров вину перевозчика должен доказать истец.
В случае, если осуществление перевозки пассажира или ее части поручено фактическому перевозчику, перевозчик тем не менее несет ответственность в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, за всю перевозку пассажира. При этом фактический перевозчик несет обязанности и имеет права, предусмотренные установленными настоящей главой правилами, в отношении осуществляемой им самим части перевозки пассажира[22].
В отношении перевозки пассажира, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия или бездействие фактического перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
Любое соглашение о том, что фактический перевозчик принимает на себя обязанности, не возложенные на него правилами, установленными настоящей главой, или отказывается от прав, предоставленных такими правилами, имеет силу для фактического перевозчика только при наличии его согласия на это в письменной форме. В случае, если ответственность несут перевозчик и фактический перевозчик, их ответственность является солидарной.
Фактический перевозчик не состоит в договорных отношениях с пассажиром, поэтому за надлежащее исполнение договорных обязательств попрежнему ответствен первоначальный перевозчик, значащийся в качестве такового в билете (путевке). С фактическим перевозчиком состоит в правоотношениях первоначальный (договорный с пассажиром) перевозчик, который, возлагая на первого обязанность по перевозке, фактически замещает им самого себя.
В отношении перевозки пассажира, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия или бездействие фактического перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
При совместном причинении вреда пассажиру перевозчик и фактический перевозчик отвечают перед пассажиром солидарно. Пассажир по своему усмотрению вправе предъявить свои требования в полном объеме к любому из них или к ним обоим.
Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должна превышать 175 тысяч расчетных единиц в отношении перевозки в целом. В случае, если вред возмещается в форме периодических платежей, соответствующая общая сумма таких платежей не должна превышать указанный предел ответственности перевозчика.
Ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа не должна превышать 1,8 тысячи расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тысяч расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом.
Перевозчик и пассажир могут заключить соглашение о возложении ответственности на перевозчика за вычетом франшизы, не превышающей расчетных единиц в случае повреждения автомашины и не превышающей 135 расчетных единиц на пассажира в случае утраты или повреждения иного багажа. При этом указанные суммы должны вычитаться из суммы ущерба, причиненного пассажиру в результате утраты или повреждения автомашины либо иного багажа. Проценты, начисляемые на сумму возмещения ущерба, и судебные издержки не включаются в пределы ответственности.
Выше перечисленные положения носят общий характер и устанавливает предел ответственности за вред, причиненный лично пассажиру и его багажу. Их применение рассчитано на перевозки в заграничном сообщении, когда и перевозчик, и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации. Если же осуществляется каботажная перевозка или перевозка в заграничном сообщении, но ее участники (перевозчик и пассажир) являются организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства России.
Этот принцип соблюден и при присоединении Российской Федерации к Протоколу 1996 г. изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Россия присоединилась к Протоколу 1996 г. со следующими заявлениями: «… Российская Федерация… будет применять к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира судна, законодательство Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, в полном объеме, если судовладелец и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации». Что касается ограничения ответственности при утрате или повреждении багажа, то оно не применяется только при перевозке в каботаже.
Перевозчик и пассажир могут своим соглашением в письменной форме установить более высокие пределы ответственности, чем те, которые предусмотрены статье 191 КТМ.
Правом на применение предела ответственности пользуются:
1. фактический перевозчик;
2. работник или агент перевозчика, действовавший в пределах своих обязанностей (полномочий);
3. работник или агент фактического перевозчика, действовавший в пределах своих обязанностей (полномочий).
Пределы ответственности применяются в совокупности сумм, подлежащих возмещению по всем требованиям, возникшим в связи со смертью одного пассажира или повреждением здоровья одного пассажира либо утратой или повреждением его багажа. Это означает, что к кому бы ни были предъявлены требования о возмещении причиненного вреда, сумма возмещения не должна превышать размера причиненного вреда (т. е. действует принцип полного возмещения вреда), но вместе с тем как разовые, так и периодические выплаты за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должны превышать 175 тысяч расчетных единиц в отношении перевозки в целом. Расчет ведется на одного пассажира. При утрате или повреждении багажа расчет ведется с учетом багажа одного пассажира.[23]
Предел ответственности применяется в отношении перевозки в целом. Это означает, что при удовлетворении требований пассажира, предъявленных к перевозчику и фактическому перевозчику, их работникам и (или) агентам, общая сумма ответственности всех ответчиков (соответчиков) не должна превышать установленного для этого требования предела ответственности. Работник или агент перевозчика (фактического перевозчика) могут воспользоваться установленным пределом ответственности лишь в том случае, если вред пассажиру или его багажу причинен ими в ходе исполнения возложенных на них обязанностей (полномочий).
Вина перевозчика, его работника и агента является необходимым условиям их ответственности за вред, причиненный пассажиру и его багажу. За смерть пассажира или причинение вреда его здоровью возможна ответственность и без вины, если вред причинен деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Форма вины перевозчика, его работника и агента не влияет на возникновение самого обязательства по возмещению причиненного вреда. Однако размер возмещения напрямую зависит от формы вины причинителя вреда и самого потерпевшего.
Если будет доказано, что вред причинен пассажиру в результате собственного действия или бездействия перевозчика, совершенных умышленно или по грубой неосторожности, никто из названных причинителей не может ссылаться на пределы ответственности, установленные статьей 190 КТМ о собственных действиях или бездействии, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
2.2.Особенности ответственности при утрате и повреждении ценностей
Перевозчик не отвечает за утрату и повреждение денег, ценных бумаг, золота, изделий из серебра, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей, если только такие ценности не были сданы на хранение перевозчику, который согласился сохранять их в целости. За сданные на хранение ценности перевозчик несет ответственность не выше предела, предусмотренного пунктом 4 статьи 190 КТМ, если в соответствии со статьей 191 не согласован более высокий предел ответственности.
Условия ответственности перевозчика за утрату или повреждение ценностей соответствуют статья 5 Афинской конвенции. Если с перевозчиком либо организованной им службой договор о хранении ценностей не заключен и вещи пассажира в виде денег, ценных бумаг, драгоценностей и пр. находятся в каюте, на перевозчика распространяются общие правила ответственности за каютный багаж.
Перевозчик отвечает перед пассажиром за убытки, причиненные утратой или повреждением ценностей, по правилам общегражданской ответственности, предусмотренной[24], то есть за вину, если нет оснований для признания его профессиональным хранителем. Профессиональным он может быть признан, если занятие хранением является его предпринимательской деятельностью, то есть систематической, самостоятельной и направленной на извлечение прибыли.
Размер ответственности хранителя-перевозчика различается в зависимости от того, является ли хранение возмездным или безвозмездным. В случае возмездного хранения хранитель отвечает за причиненные убытки в полном объеме, если договором не предусмотрено иное. При безвозмездном хранении ответственность хранителя-перевозчика, осуществляющего хранение в качестве дополнительной к договору перевозки услуги, ограничивается реальным ущербом поклажедателя-пассажира. Перевозчик несет ответственность не выше предела, установленного Афинской конвенцией, т. е. 2,7 тысяч расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом[25].
Умысел или грубая неосторожность пассажира предусмотрена статьей 189 КТМ РФ. В случае, если перевозчик докажет, что умысел или грубая неосторожность пассажира явились причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья, либо способствовали смерти пассажира или повреждению его здоровья, либо способствовали утрате багажа пассажира или повреждению его багажа, перевозчик может быть освобожден от ответственности полностью или частично. Вообще эта статья соответствует общегражданской норме, содержащейся в статье 1083 ГК, о том, что вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
При грубой неосторожности, когда пассажиром нарушаются обычные, очевидные для всех требования, необходимые для его безопасности, применяется принцип смешанной вины, когда размер возмещаемого перевозчиком пассажиру вреда может быть уменьшен.
Простая неосторожность пассажира, при которой не соблюдаются некоторые повышенные требования, при определении размера возмещения в расчет не принимается. При разграничении простой и грубой неосторожности пассажира учитываются не только поведение лица, но и степень предвидения им последствий допускаемого нарушения. Предвидя последствия в виде неизбежности вреда и легкомысленно рассчитывая их избежать, пассажир может быть признан как действовавший грубо, неосторожно, и в этом случае размер возмещаемого ему вреда также может быть снижен. Вопрос о том, допущена ли пассажиром простая или грубая неосторожность, приведшая к наступлению вреда, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела (характера поведения потерпевшего, обстановки причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего; применительно к утраченному или поврежденному багажу следует учитывать действия и упущения пассажира, связанные с ненадлежащей упаковкой багажа, неправильной или неполной информацией о свойствах перевозимого имущества и прочее).
Наличие грубой неосторожности может иметь двоякое последствие. Если грубая неосторожность пассажира содействовала возникновению вреда или увеличивала его размер, но при этом имела место вина перевозчика, суд обязан применить принцип смешанной вины. Если же грубая неосторожность пассажира допущена в условиях отсутствия вины перевозчика, но перевозчик как владелец источника повышенной опасности отвечает без вины, размер возмещения уменьшается. В случаях причинения вреда жизни и здоровью пассажира полный отказ в возмещении не допускается даже при наличии грубой неосторожности самого потерпевшего.
Наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением пассажира и наступившим вредом при отсутствии вины перевозчика в утрате или повреждении багажа может привести к освобождению перевозчика от ответственности за несохранную доставку багажа. Презумпции вины пассажира не существует. На перевозчике лежит бремя доказывания того, что умысел или грубая неосторожность пассажира способствовали утрате или повреждению багажа пассажира. Выше перечисленные правила могут вызвать на практике определенные трудности. Дело в том, что в статье 6 Афинской конвенции, участницей которой является Россия, речь идет не об умысле или грубой неосторожности, а просто о вине пассажира. При перевозке пассажира в заграничном сообщении (если он не является гражданином Российской Федерации) российский перевозчик может настаивать на применении не статьи 189 КТМ, а статьи 6 Афинской конвенции. Более того, в случае повреждения или утраты багажа пассажира при перевозке в заграничном сообщении перевозчик может настаивать на применении Афинской конвенции, даже если пассажир является гражданином Российской Федерации.[26]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо сделать следующие выводы:
В связи с тем, что глава 9 Кодекса торгового мореплавания называется «Договор морской перевозки пассажира», представляется необходимым дополнить название данной главы, а именно как «Договор морской перевозки пассажира и багажа», так как в данной главе речь идёт не только про пассажира, но и про его багаж.
Статья 180 Кодекса торгового мореплавания имеет в своём содержании понятие «каютный багаж». По моему мнению, в данной статье содержится некая тавтология, а именно в сравнении с понятием «багаж». Речь идёт о том, что каютный багаж – это багаж. В связи с этим, представляется необходимым объединить эти два понятие в единое определение.
В настоящее время перевозка пассажиров осуществляется по правилам, разработанных перевозчиком, а пассажир всего лишь присоединяется к ним, то есть «договор морской перевозки пассажира» является договором присоединения.
Как известно ответственность предполагается для двух сторон договора, но глава 9 Кодекса торгового мореплавания определяет только ответственность перевозчика. Исходя из этого, можно подумать, что для пассажира нет никакой ответственности. Такая ответственность строится на принципах вины. В связи с этим, я предлагаю ввести в главу 9 дополнительную статью, определяющую ответственность пассажира, как лица нарушившего условия договора и правила перевозки.
В различных сферах перевозки различными видами транспорта используется понятие «ручная кладь» -вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.
Например, на железнодорожном и воздушном транспорте данное понятие именуется ручная кладь, а в Кодексе торгового мореплавания законодатель использовал другую формулировку этого понятия, а именно «каютный багаж». Для удобства применения, предлагаю ввести единое понятие ручная кладь для всех видов транспортных перевозок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа от 13.12. 1974 г.- Ст.28
2. Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных торговых судов// Журнал российского права.- 2008.-№ 3.
3. Международная Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 24.08.1924 г.
4. Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года. Шемякин О.М. Правовое регулирование морской перевозки грузов и пассажиров.
5. Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2000.// Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон от 26.01.1996 №14-ФЗ: в ред. от 06.12.2007 // Собрание законодательства РФ (СЗ РФ), 29.01.1996. — № 5. — Ст. 410.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: в ред. от 30.12.2008// СЗ РФ, 07.01.2002.-№1.-Ст.1.
8. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 30.04.1999 №81-ФЗ: в ред. от 06.12.2007 // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999. — № 18. — Ст. 2207.
9. О защите прав потребителей: закон [Текст]: закон РФ от 07.02.1992 №2300-1// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996. №3. Ст. 140.
10. Об обязательном личном страховании пассажиров: [Текст]: указ президента РФ от 07 июля 1992 г. № 750 // Собрание законодательства РФ, 1992. — № 2. – ст. 35.
11. Положение о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров [Текст]: Постановление Правительства РФ от 13.08. 2006 г. N 490 //Собрание законодательства РФ,2006. — № 34. – ст. 3679.
12. Положение о федеральной службе по надзору в сфере транспорта[Текст]: Постановление Правительства РФ от 30.07. 2004 г. N 398//Собрание законодательства РФ, 2004. № 32. — Ст. 3345.
13. Баукин, В.Г. Договор перевозки грузов в системе железнодорожного транспортного права: курс лекций / В.Г. Баукин – Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2008. — 102 с.
14. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В.Договорное право. Книга первая: Общие положения./ М.И. Брагинский— М.: Статут, 2000. — 848с.
15. Гражданское право: учебник/ Е.А.Суханова. — 2-е изд.; перераб. и доп. — М.: БЕК, 2000.-Т. 1. — 816 с.
16. Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1 / Р. Беленкова. — М: Приор, 2001. — 144 с.
17. Гуев, А.Н.Гражданское право/ А.Н. Гуев — М.: Инфра — М, 2003.-Т.3. — 297с.
18. Егиазаров, В.А.Транспортное право: учебник./ В.А. Егиазаров — 3-е изд.; стереотип. — М.: Юстицинформ, 2005. — 544с.
19. Завидов, Б.Д.Договорное право России./ Б.Д. Завидов — М.: Лига Разум, 1998. — 527с.
20. Козлова, М. Н.Гражданское право./ М.Н. Козлова — М.: Эксмо, 2006. — 336 с.
21. Международное транспортное и таможенное право России: учебное пособие / Э. О. Салминен, А. А. Борозна, Ю. К. Икаева, Т. П. Икаева. — СПб.: ПРОФИКС, 2007. — 160 с.
22. Синецкий, В.А.Морская деятельность в условиях глобализации/В.А.Синецкий // МЭМО.- 2003. — №1.- 45 с.
23. Садиков, О.Н. правовое регулирование международных перевозок / О.Н. Садиков. – М.: Юридическая литература, 2001. – 590 с.
--PAGE_BREAK--