Министерство транспорта РоссийскойФедерацииФГОУ ВПО НГАВТ
Реферат
по дисциплине «Грузоведение»
Тема: Особенности перевозки кирпича, леса инефтепродуктов
Выполнил: ОрловЕ.В.
Проверил:Брюханов Ю.Г.
Новосибирск – 2010 г.
Содержание
1.Кирпич
2.Лес Круглый
3.Нефтепродукты
1. Кирпич
Равномерно обожженный искусственный камень,установленной формы и размеров, изготавливается из глины, в которую иногдадобавляют различные примеси. Стандартные размеры: 250Ч 125Ч60 мм, масса 3,5-4кг. Подвержен механическим повреждениям, особенно недожженный. Обладает малойпористостью и влагопоглощаемостью. Практически не реагирует на воздействиевнешней среды. Нейтральный груз. Предъявляется к перевозке в пакетах, в которыхкирпич укладывается плашмя или чаще «елочкой». Последние — менеепредпочтительнее, поскольку при укладке пакетов один на другой труднообеспечить хорошую устойчивость верхних пакетов, особенно в условиях морскойперевозки.
УПО — 0,6-0,9 м3/т.
В последние годы часто пакеты предъявляются кперевозке в термоусадочной пленке, что улучает условия транспортировки кирпича.Может быть предъявлен к перевозке также легковесный (пористый) кирпич, масса — 1,2-2,4 кг,
УПО-1,0-1,1 м3/т, и пустотелый, УПО-1,5-1,7 мЗ/т.
Последние отличаются несколько большими размерами.Легковесный кирпич способен впитывать влагу, которая замерзая, делает его менеепрочным.
2. Лес круглый
ЛЕС КРУГЛЫЙ — (балансы и пиловочник), предъявляетсяк перевозке навалом и в связках, как правило — свежеспиленный с естественнойвлажностью.
Гигроскопический груз, может изменятьвлагосодержание в зависимости от условий и параметров наружного воздуха вовремя предрейсового хранения.
Может быть поврежден насекомыми (короед и пр.) имикроорганизмами (гниль, плесень и пр.), активность которых возрастает сповышением температуры и относительной влажности окружающего воздуха. Требуеткарантинного контроля.
Пылеемкий — при загрязнении, особенно пылью угля,цемента и пр. партия может быть полностью забракована.
Одним из важнейших физических свойств, с точкизрения их транспортировки на судах, является влажность. Под влажностьюдревесины понимается содержание воды в процентах, но не к общему весу (как этопринято по отношению к другим грузам), а к весу сухой древесины. Содержаниевлаги в древесине весьма высокое и зависит не только от породы, но и от местапроизрастания деревьев.
Так, например, свежеспиленная сосна может содержать80-97% влаги, ель — 78-105%; если круглый лес продолжительное время находился вводе, влажность его может еще более возрасти. При хранении леса на воздухевода, находящаяся в древесине, постепенно испаряется, древесина частичновысыхает, уменьшается в весе и несколько сокращается в объеме, появляютсяторцевые трещины. Это свойство древесины называют усушкой. Послепродолжительного хранения круглого леса на открытом воздухе содержание влаги внем снижается до 15-25%, а при хранении в сухих закрытых помещениях — до 8-12%.
Учитывая постоянно меняющееся (в больших диапазонах)влагосодержание, что влечет за собой значительное изменение массы груза,круглый лес измеряется, как правило, в объемных единицах: куб. метрах.
Различают: складской (складочный) объем (V скл),плотный объем в коре (V в/к) и плотный объем под корой (без коры), последнийобычно и используется для расчетов покупателя с продавцом. В мировой практикесуществует 2 принципиально разных метода определения объема (плотного) круглоголеса под корой (V п/к): с помощью коэффициентов и точкованием.
Определение плотного объема древесины с помощьюкоэффициентов получило широкое распространение (как в транспортных средствах,так и в штабелях) в мировой практике. Сначала определяется складочный объемдревесины (замеряются длина, ширина и высота каждого штабеля, потомперемножаются), который затем умножается на коэффициент полнодревесности (Кп/д). Исходное значение К п/д зависит от породы древесины и составляет (попринятой в мировой практике Шведской методике замеров) в %%: для березы — 65,осины — 67, сосны — 69, ели — 71, бука — 64, ольхи — 65. и т.д. При замерахштабелей в наземных транспортных средствах (вагоны, а/машины) указанный К п/д уменьшаетсяна 1-2%.
Исходное значение К п/д затем корректируется взависимости от следующих факторов (далее в скобках даны предельные значения в%% увеличения или уменьшения исходного К п/д):
· среднийдиаметр бревен, который определяется путем замеров рулеткой диаметров 10средних бревен в обмеряемом штабеле, с последующим делением полученногорезультата на 10 (0 — при среднем диаметре 15 см.; -5 при среднем диаметре 7см. и +8 при среднем диаметре 24 см. и более.);
· качестваукладки бревен в штабеле (от -3 до +1);
· сучковатостибревен (от -3 до +1);
· кривизныбревен (от -3 до +1);
· формыбревен — конусности (от -2 до +2),
· наличияна бревнах (внутри штабеля) льда и снега (от -12 до 0);
· наличияв штабеле укороченных бревен (от -2 до 0);
· длиныбревен (от -3 при длине 6 м. до +3 при длине 3 м.);
· высотыштабеля (от -1 при высоте менее 1 м. до +1 при высоте более Зм.).
После умножения V скл на откорректированный К п/дполучают плотный объем древесины в коре (V в/к), этот показатель важен дляперевозчика, поскольку на судно он грузит лес в коре.
Коэффициент, учитывающий кору (Кк), зависит (восновном) от породы древесины и составляет в %%: для березы — 88, осины -89,ели-91, сосны -94 при среднем диаметре бревен 15см. (при меньших диаметрах Ккможет быть увеличен на 1-2%, при больших — уменьшен на 1-2%). После умножения Vв/к на Кк получают V n/к (объем, фигурирующий в документации для взаиморасчетовпокупатель/продавец).
Данный метод не трудоемкий (по сравнению сточкованием), позволяет быстро и с достаточной точностью (опытные экспертыработают с точностью 2-3%) определить плотный объем древесины на транспортномсредстве или в штабеле, но требует высокой квалификации и определенныхпрактических навыков сюрвейера (эксперта) для выполнения требуемых замеров ирасчетов.
Иногда при больших объемах поставки древесины(особенно балансов) и, если не требуется большая точность, применяетсяусредненный (взятый ориентировочно) К п/д, который в зависимости от породыдревесины и длины бревен составляет (в %%): для березы — 51-53, осины — 53-55,ели — 58-60, сосны — 56-58. Точность замеров в этом случае обычно составляет5-7%.
Метод определения плотного объема древесиныточкованием применяется, как правило, при работе с пиловочником, оченьтрудоемкий и требует раскатки леса, предъявленного к приемке, но позволяетодновременно (что очень существенно) производить отбраковку бревен, неотвечающих требованиям контракта. Замеряются 2 перпендикулярных топовыхдиаметра каждого бревна и таким образом определяется средний диаметр. Поспециальным таблицам рассчитывается плотный объем древесины. Однако в мировойпрактике до настоящего времени нет единой методики выполнения этих замеров ирасчетов и это обстоятельство следует учитывать при работе с пиловочником.
Если замеры выполняются рулеткой (в России инекоторых других странах), то удобнее замерять диаметр ствола под корой и,следовательно, сразу рассчитывается (ГОСТ 2708) плотный объем древесины подкорой. Кроме того, таблица обмеров упомянутого стандарта учитывает конусностьствола.
Если расчет выполняется, исходя из цилиндрическойформы ствола (как например это делается в Швеции), то конечный результат будетна 20-21% меньше.
Об этой разнице в расчетах не следует забывать приподписании договоров (контрактов) купли/продажи. В ряде стран замеряетсятоповый диаметр бревен в коре (Финляндия и др.), это удобнее, особенно, еслизамеры производить штангенциркулем, но не всегда правильно, так как иногданекоторые бревна поступают с частично ободранной корой (обдир коры, какправило, не считается браком). Следовательно, после выполнения требуемыхрасчетов получается плотный объем древесины в коре и лишь после умножения наКк
Стандарт ЕЭС предусматривает замеры не толового, асреднего диаметра (диаметра середины) бревна с последующей корректировкойрасчетов по своим таблицам. Вполне понятно, что диаметр середины бревна можетзамеряться только штангенциркулем и только в коре.
Масса погруженной на судно партии круглого лесаобычно определяется перевозчиком по осадке (изменению осадки судна за времяпогрузки).
Это довольно приближенный метод, учитывая небольшиеразмеры судов-лесовозов; вполне понятно, что чем больше размеры судна, чембольше груза взято на борт, тем точнее получается результат при всех прочихравных условиях.
Проверить точность замеров по осадке можно, лишьзная, сколько круглого леса погружено на борт в объемных единицах:грузоотправитель (выполняя необходимые замеры леса, поступающего к нему напричал, в наземных транспортных средствах) обычно эту цифру знает довольноточно. Как правило, продавца/покупателя больше интересует плотный объем подкорой — V п/к (как основание для финансовых расчетов), перевозчик жезаинтересован в получении плотного объема в коре — V в/к, причем обязательно сучетом конусности бревен. Умножив эту величину на удельный вес (см. ниже) можнополучить массу погруженного леса.Порода древесины Удельный вес (плотность) древесины в т./куб.м. в свежесрубленном состоянии при влажности в абсолютно сухом состоянии 70% 25% 15% Береза 0,87 0,89 0,67 0,64 0,60 Бук 0,92 - - 0,68 0,64 Вяз 0,94 - - 0,66 0,61 Ясень 0,96 - - 0,69 0,64 Граб 1,06 - - 0,81 0,76 Ель 0,76 0,64 0,47 0,45 0,42 Дуб 0,99 0,99 0,74 0,72 0,67 Клен 0,87 - - 0,70 0,65 Липа 0,71 - - 0,50 0,47 Лиственница 0,94 0,93 0,70 0,67 0,63 Ольха 0,81 - - 0,53 0,49 Осина 0,76 0,71 0,53 0,50 0,47 Пихта сибирская 0,68 0,54 0,40 0,38 0,35 Пихта кавказская 0,72 0,62 0,46 0,44 0,41 Сосна 0,82 0,72 0,54 0,51 0,47
Примечание: Влажность свежесрубленной древесиныколеблется (в зависимости от породы и места произростания) в основном от 65 до85%, влажность бревен, пролежавших несколько месяцев при хорошей (солнечной)погоде, может составлять 15-25%.
Следует отметить, что и этот метод определенияколичества погруженного на судно круглого леса не всегда дает точный результат,так как влагосодержание древесины (как уже упоминалось) не является постояннойвеличиной, а зависит от условий (продолжительности и параметров окружающеговоздуха) предрейсового хранения. Определить влагосодержание груза можно спомощью влагомера.
Круглый лес перевозится как в грузовых помещенияхсудов, так и на палубе в соответствии с требованиями нормативных документов.
3. Нефтепродукты
К наливным грузам относятся нефть, нефтепродукты,растительные масла, патока, спирт и винные материалы, химические грузы исжиженные газы. Рассмотрим пример наливного груза- нефтепродукты темные.
Нефтепродукты — продукты переработки нефти,обладающие рядом общих свойств, которые следует учитывать при перевозке.(ГОСТ1437-75) Тёмными нефтепродуктами (black products — англ. «тёмные продукты»)считаются все виды мазутов, газотурбинные топлива, дистиллятные масла, а такжевакуумные газойли, гудроны и битумы. Такие продукты, как правило, содержаттяжёлые остатки первичной и вторичной переработки нефти и непрозрачны. Визготовлении цистерн для перевозки тёмных нефтепродуктов, пищевых жидкостей исжиженных природных газов, применяется нержавеющая и «чёрная» сталь с высокимипрочностными характеристиками. Основные характеристики нефтепродуктов:
1. Огнеопасность- способность легко воспламеняться и гореть, что определяется в основномтемпературами вспышки и воспламенении…
Нефтепродукты характеризуются также и способностьюсамовоспламеняться, однако температура самовоспламенения (минимальнаятемпература нагрева нефтепродукта, при которой происходит самовозгорание егопаров) измеряется сотнями градусов (от 250 до 500 град.) и практическогозначения при перевозках это свойство не имеет.
2. Взрывоопасность — взрыв паров нефтепродуктов приобразовании взрывоопасной смеси, т. е. при определенном процентном соотношениивоздуха и этих паров. При перевозках нефтепродуктов в таре такая опасностьиногда бывает реальной, так как требования РД касательно полной герметизациигрузовых мест в отдельных случаях бывают нарушенными.
3. Токсичность — способность паров нефтепродуктовоказывать отравляющее действие на организм человека. Почти все нефтепродуктыимеют специфический запах, который может испортить грузы, восприимчивые кпосторонним запахам. Тара: в основном бочки (металл), УПО — 1,6-2,2 мЗ/т.