--PAGE_BREAK--
1.
Способы перевозки скоропортящихся грузов
К скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при хранении и перевозке требуют защиты от воздействия высоких или низких температур, и влажности наружного воздуха.
По железным дорогам перевозят: мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, масло животное, молочные продукты, фрукты, овощи, и др.
Основная задача хранения и перевозки скоропортящихся грузов – соблюдение условий, при которых они не подвергались бы вредному воздействию физико-химических и биологических факторов.
На результаты хранения и перевозки влияют:
1) Качество, состояние и подготовка продукта к хранению или перевозке, его тара и упаковка;
2) Температура, влажность, циркуляция и вентиляция воздуха в помещении, где хранятся или перевозятся продукты;
3) Санитарное состояние камер и вагонов, способы размещения в них продуктов, длительность хранения.
Способы перевозки:
Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов разрешается после осмотра их ветеринарным врачом органа Госветнадзора.
О назначенном времени погрузки мяса грузоотправитель уведомляет местный орган Госветнадзора не менее чем за 24 часа до подачи вагонов под погрузку.
Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке замороженное мясо, отвечающее следующим условиям:
Туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделены на продольные полутуши или четвертины; туши свиней – на продольные полутуши или целые туши без голов; баранина и мясо прочих мелких животных должны предъявляться к перевозке целыми тушами без голов.
На тушах, полутушах не должно быть остатков внутренних органов, сгустков крови, бахромок, загрязнений, а также снега и льда. Туши и полутуши не должны иметь повреждений поверхности, выхватов подкожного жира, кровоподтеков побитостей.
Температура мяса говядины, баранины и козлятины в толще мышц у костей при погрузке в рефрижераторные вагоны и в рефрижераторные контейнеры должна быть не выше -8оС, а мяса свинины – не выше -10оС.
Замороженные мясные блоки должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, целлофан или другие полимерные пленки, упакованы в ящики из гофрированного картона или специализированные изотермические картонные контейнеры, размещенные на стоечных или плоских поддонах.
Температура в толще блока при предъявлении к перевозке должна быть не выше: блоков из мяса на костях – минус 8оС, блоков из жилованного мяса и субпродуктов мяса и птицы – минус 12оС, блоков из мяса птицы механической обвалки и из мясной массы – минус 18оС.
Температура мяса на экспорт должна быть не выше -10оС, а температура блоков – от -12оС до -18оС в зависимости от вида продукции.
Рыба мороженая должна иметь температуру в толще тела при сухом и мокром замораживании не выше –8оС, а при льдосоляном или естественном, а также льдосоляном замораживании в камерах – не выше –6оС.
Перевозка мороженой рыбы допускается только в упаковке: ящиках, мешках продуктовых.
Рыба мороженая, мороженое рыбное филе, упакованные в пакеты пленочные, пачки картонные без полимерного покрытия с предварительной упаковкой рыбы в пленочные пакеты, укладываются в ящики.
Признаки доброкачественности мороженой рыбы: чистая, естественной окраски поверхность тела или потускневшая поверхность рыбы соленой и мокрой заморозки, светло- или темно- красные жабры, запах свежей рыбы.
Свежемороженую рыбу упаковывают в деревянные и картонные ящики, сухотарные бочки, корзины, короба, хлопчатобумажные мешки, рогожные кули и тюки.
На ящиках с замороженной рабой горячего копчения крупным шрифтом должна быть нанесена надпись «ЗАМОРОЖЕННАЯ».
Дощатые и фанерные ящики с рыбой и рыбной продукцией должны быть забиты и по торцам обтянуты стальной упаковочной лентой или стальной проволокой.
Ящики из гофрированного картона с продукцией должны быть обтянуты стальной проволокой или оклеены клеевой лентой. Картонные ящики с икрой зернистой оклеиваются клеевой лентой в для пояса.
Концы проволоки, обвязывающей ящики с икрой зернистой, должны быть плотно закручены.
Мешки с рыбой мороженной должны быть плотно зашиты, а бочки с рыбой – хорошо закупорены.
Свежие плоды и овощи должны быть чистыми, не поврежденными вредителями и болезнями, без механических повреждений, однородными по степени зрелости в каждой по вагонной партии, упакованными и в стандартную тару, если стандартами или техническими условиями не предусмотрена перевозка без тары. Картофель и продоовощи в изотермических вагонах можно перевозить только в таре. Данные о сортах, дате сбора и упаковки плодоовощей указывают в качественном удостоверении. Картофель и овощи без тары грузят на высоту, обеспечивающую их сохранность.
Плодоовощи должны быть упакованы в соответствующую для каждого вида тару, если перевозка их без тары не предусмотрена стандартами или техническими условиями:
картофель поздний – в ящики, ящичные поддоны, тканевые и сетчатые мешки, а картофель ранний – в жесткую тару;
свекла и морковь столовые – в ящики, мешки тканевые и ящичные поддоны;
лук репчатый — в ящики дощатые, сетчатые и тканевые мешки;
чеснок — в ящики;
огурцы, баклажаны, кабачки, капуста цветная — в ящики дощатые;
капуста белокочанная раннеспелая — в ящики, а среднеспелая, среднепоздняя и позднеспелая — в ящики и в ящичные поддоны.
В период массовых заготовок по согласованию с грузоотправителем и грузополучателем допускается перевозка навалом в крытых вагонах позднего картофеля, свеклы столовой, арбузов, тыквы продовольственной, белокочанной капусты среднепоздних и позднеспелых сортов, а также картофеля, предназначенного для производства спирта, крахмала и патоки.
Сохранение качества плодов и овощей при перевозке во многом зависит от температуры их предъявления. Предварительно охлажденные плоды и овощи транспортируются лучше и более длительно хранятся до реализации. Пир организации перевозок охлажденных грузов отпадает необходимость в большой мощности специального оборудования рефрижераторных вагонов. Охлажденные плоды и овощи можно загружать в вагоны более плотно.
Консервную продукцию (варенье, мед, сиропы, консервированные плоды и ягоды, овощные, мясные, рыбные консервы и др.) в жестяной и стеклянной расфасовке укладывают в ящики. Консервы не имеют ограниченных сроков доставки и могут перевозиться на любые расстояния. Мясные консервы в жестких и стеклянных банках в течение всего года перевозят в крытых вагонах. Стеклянные банки ставят в ящики, имеющие поперечные и продольные перегородки, образующие клетки. Горизонтальные ряды металлических банок в ящиках должны быть переложены картонными или плотными бумажными прокладками.
Допускается перевозка консервированной продукции в жестяных банках в виде блоков, обтянутых термоусадочной пленкой. Блоки перевозятся только объединенными в пакеты на поддонах с обвязкой пакета термоусадочной пленкой.
При перевозке консервной продукции в стеклянной расфасовке картонные ящики должны иметь не менее чем на ¾ их высоты внутренние и продольные прокладки между стеклянными банками и бутылками, нижние, верхние и боковые картонные вкладыши, а также обеспечивать сохранность грузов при укладке их в транспортные средства на высоту до 3,5 м. После укладки груза в ящики их обклеивают контрольной лентой, не допускающей изъятия груза без нарушения упаковки.
Фрукты и ягоды должны быть упакованы в соответствующую для каждого вида тару, если перевозка их без тары не предусмотрена стандартами или техническими условиями:
яблоки, груши, айва – в ящики дощатые, а яблоки поздних сроков созревания, кроме того, — в ящики из гофрированного картона;
гранаты и хурма – в ящики дощатые;
виноград, абрикосы, персики, алыча, слива, вишня и черешня – в дощатые ящики и ящики-лотки;
смородина и крыжовник – в ящики-лотки;
земляника – в ящики-лотки и кузовки с укладкой в обрешетку;
цитрусовые плоды (апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты), субтропические культуры – в деревянные и картонные ящики;
дыня мелкоплодная – в ящики дощатые, а дыня крупноплодная – в специализированные контейнеры и клетки;
арбузы продовольственные – в ящичные поддоны.
Бананы, предварительно уложенные в мешки из полимерной пленки с плотной увязкой горловины мешка, должны быть упакованы в картонные коробки.
Бананы перевозятся только в рефрижераторных секциях или в АРВ-Э и во время перевозки должны вентилироваться при положительной температуре наружного воздуха два раза в сутки, при отрицательной температуре – один раз в сутки включением вентиляторов на 15-20 минут.
2.
Выбор типа подвижного состава, определение размеров погрузки скоропортящихся грузов в вагоны и расчет количества “холодных” поездов на направлении
Подвижной состав необходимо выбирать исходя, прежде всего из обеспечения сохранности груза. В крытом вагоне можно перевозить поздний картофель, вино, напитки, консервы, минеральную воду, стойкие виды плодоовощей (лук, яблоки, груши осенние, зимние, виноград, морковь, свеклу, капусту), бахчевые, и некоторые другие грузы в летний период и переходный период без ограничения или на ограниченные сроки перевозки, в зависимости от наименования груза.
Колбасы сырокопченые, рыба вяленая и холодного копчения, плодоовощи, неохлажденные яйца перевозятся в крытых вагонах и вагонах-ледниках в летний и переходный периоды до наступления заморозков могут без охлаждения с непрерывной вентиляцией на всем пути следования. Плодоовощи и другие скоропортящиеся грузы, подморозка которых не допускается в переходные и зимний периоды допускается перевозка в изотермических вагонах без отопления.
Рефрижераторные вагоны следует использовать в первую очередь для перевозки низкотемпературных мороженых, охлажденных и наиболее ценных малостойких грузов на дальние расстояния. В них разрешается перевозить все скоропортящиеся грузы за исключение соленой рыбы и сельди в бочках, а также плодов, овощей и картофеля, не упакованных в тару.
Рефрижераторный подвижной состав следует использовать в первую очередь для перевозки наиболее ценных грузов (мороженных, охлажденной рыбы) составляющих 90% от общего годового грузопотока. В крытых вагонах перевозят 10% грузов (овощи, консервы). При этом следует учитывать распределение грузопотока по типам рефрижераторного подвижного состава: 60% — 5 вагонные секции; 25% — АРВ; 15% — остальные (12-ти вагонные секции и специализированные вагоны).
Пятивагонная секция Брянского машиностроительного завода (БМЗ) предназначена для перевозки скоропортящихся грузов, требующих поддержания температуры в грузовом помещении от –20 до +12оС при температуре наружного воздуха от +30 до –45оС, а также для охлаждения свежих плодоовощей от +25 до +4оС в течение 60 часов. Она состоит из четырех вагонов-холодильников и одного специального, размещенного в середине секции. Длина грузового вагона 21м. Наружная обшивка стен и крыши выполнена из стального гофрированного листа толщиной 2 мм; внутренняя обшивка – из алюминиевых листов толщиной 2 мм с вертикальными гофрами, а обшивка потолка – из древесноволокнистых плит толщиной 44 мм.
Общий грузопоток – 110000 т/год.
Определяем грузопоток каждого наименования.
Распределение грузопотока по типу вагонов оформляем в виде
Таблицы 2.1
Таблица 2.1
Распределение грузопотока по типу вагонов
Тип вагонов
Грузовой грузопоток
Тип РПС
Грузопоток в РПС
%
Т/год
%
Т/год
РПС
90
99000
5 ваг. секция
АРВ
Остальные
60
25
15
59400
24750
14850
Крытые
10
11000
11000
Количество каждого вида скоропортящихся грузов, перевозимое в течение года, определяют по формуле
(2.1)
где G– общий годовой грузопоток, т/год;
mi– процентная доля скоропортящихся грузов i-го вида, %.
Результаты расчетов сводим в Таблицу 2.2
Таблица 2.2
Количество каждого вида скоропортящихся грузов
№№ п/п
Наименование груза
mi, %
Грузопоток Gi, т/год
1
2
3
4
5
Мясо мороженое
Рыба мороженая
Овощи свежие
Фрукты, ягоды
Консервы
20
16
17
40
7
22000
17600
18700
44000
7700
Итого:
100
110000
Распределение грузов по типу подвижного состава оформляется в виде Таблицы
Таблица 2.3
Распределение грузов по типу подвижного состава
Наименование груза
Грузопотоки т/год
Итого
5-ваг. секции
АРВ
остальные
Крытые вагоны
1
2
3
4
5
Мясо мороженое
Рыба мороженая
Овощи свежие
Фрукты, ягоды
Консервы
22000
17600
19800
550
24200
14850
3300
7700
22000
17600
18700
44000
7700
Итого:
59400
24750
14850
11000
110000
Количество вагонов i-го типа для перевозки заданных видов скоропортящихся грузов вычисляется по формуле:
(2.2)
где Gг – годовой грузопоток скоропортящихся грузов по Таблице , т/год;
Кн – коэффициент неравномерности перевозок. Принимают:
- для мясомолочных продуктов 1,3-1,7;
- для рыбы и рыбопродуктов 1,2-1,6;
- для плодоовощей 1,5-2,5
- для масла животного 1,3-1,8;
- для консервов 1,8-1,9;
- для всех прочих 1,2-1,5;
bр – коэффициент, учитывающий нахождение вагона в ремонте (bр =0,15);
gг – погрузочная масса скоропортящихся грузов, т/м3 (принимаемая по Приложению 3 методических указаний, либо при различиях в таре по данным других источников);
Vi –погрузочный объем вагона:
- для 12-ти вагонной секции 78м3;
- для 5-вагонной секции ZB –5-100м3;
- 5 вагонная секция БМЗ 108 м3;
- для АРВ (длина 21м) 100м3;
- для живорыбного вагона 30,5м3;
- для крытого вагона 120 м3.
Данные для расчетов по формуле и результаты сводим в Таблицу.
Таблица 2.4
Результаты расчета количества вагонов i-го типа.
Количество «холодных » поездов j-го вида вычисляется по формуле:
(2.3)
где Qп брутто – весовая норма грузового «холодного» поезда (принимают 1200т для скорых и 1600т для ускоренных поездов, включающих только крытые вагоны);
Gт
i – масса тары вагона i-го типа. Принимают равной:
- для 12-ти вагонной секции 46т;
- для 5-вагонной секции40т;
- для АРВ (длина 21м) 44т;
- для крытого вагона 22т.
(поездов, состоящих из 5-ти вагонных секций, АРВ и оптимальных (12-ти ваго
нных секций).
Вывод: потребуется 364«холодных» поезда и 19 ускоренных поездов.
продолжение
--PAGE_BREAK--