Введение
Железнодорожныйтранспорт – видтранспорта, осуществляю-щий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям. Онв силу своей надежности, регулярности, возможности перевозки грузов и пассажировнезависимо от времени года и погодных условий, малой степени воздействия на окружающуюсреду (по сравнению с другими видами транспорта), небольшой энергоемкостиперевозочной работы (потребление энергии на железнодорожном транспорте в 6 разменьше, чем в авиации, и в 3 раза меньше, чем на автотранспорте) широко используетсякак во внутренних, так и в международных связях.
Наиболее развитый в Украинежелезнодорожный транспорт. Он играет решающую роль в единой транспортнойсистеме страны, значительно влияя на экономические связи между производителями ипотребителями продукции, областями и экономическими районами Украины, сзарубежными странами.
В настоящее времягрузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспортестраны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сферажелезнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет своюболее чем столетнюю историю развития. Создается механизированные иавтоматизированные транспортно-складские комплексы и автоматизированные системыуправления грузовыми станциями и контейнерными терминалами; на промышленномтранспорте получили распространение научно обоснованные методы взаимодействияподъездных путей и станций примыкания на основе Единых технологическихпроцессов; применяются методы ускоренного обслуживания грузовых фронтов, централизованныерасчеты за перевозку грузов, концентрирования грузовой работы на меньшем числестанций, маршрутизация перевозок и др.
Мы рассмотрим перевозкутакого груза как кирпич, опишем погрузочно-разгрузочные механизмы, опишемработу погрузочно-разгрузочных пунктов, сделаем расчеты основных параметровпогрузочно-разгрузочного пункта, складов, стоимости производственных фондов ит.д.
1. Характеристика иописание груза
Кирпич— прямоугольный брусок прочного материала, используемый в качествестроительного материала. Наиболее известны два вида кирпича, красный кирпич изобожжённой глины и силикатный, состоящий из песка и извести, а также цемента.
Изкрасного кирпича кладут фундаменты, стены, столбы, перегородки, печи, печныетрубы и т. д. Силикатный, а также пустотелый, дырчатый, пористый кирпичприменяют только для кладки стен, столбов, перегородок. Для печных работ этивиды кирпича непригодны. Размеры красного кирпича: длина — 250, ширина — 120 итолщина — 65 мм.
Силикатныйкирпич имеет такие же размеры по длине и ширине, но толщина его может быть 65,88 и 103 мм. Кирпич толщиной 88 мм называют полуторным, 103 мм — двойным. Одинарный кирпич весит от 3,5 до 4 кг, полуторный — около 5, а двойной — около 5,7 кг. Кирпич должен быть правильной формы, с прямыми ребрами, без трещин и других дефектов.
Нормальнообожженный глиняный кирпич красного цвета при ударе издает чистый звук.Недожженный кирпич имеет желтоватый оттенок и издает глухой звук; пережженныйкирпич-железняк имеет оплавленные поверхности, непригоден для кладки стен, нохорош при устройстве фундамента.
Впечных работах, особенно для арок, сводов и топливников, следует применять лишькрасный кирпич самого хорошего качества. Огнеупорный и тугоплавкий кирпичприменяют для кладки топливников или внутренних поверхностей печей. Срок службыего больше, чем срок службы красного, в несколько раз. Размеры: 250х123х65 мм,вес — 3,4 кг, 230х113х65 мм, масса — 2,9 кг.
1.1Технические характеристики кирпича
Прочность.Марка
Прочность– основная характеристика кирпича – в определенных условиях и пределахвоспринимать нагрузки или другие воздействия, вызывающие в нем внутренниенапряжения, без разрушения. Прочность кирпича характеризуется его маркой «М» иобозначается с цифровым значением. Цифры показывают, какую нагрузку на 1 кв.см.может выдержать кирпич. По прочности кирпич классифицируют на марки:М75,100,125,150,175,200,250,300.
Морозостойкость
Морозостойкость– способность материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание вводонасыщенном состоянии без признаков разрушения. Морозостойкость материалахарактеризуется числом циклов замораживания (при температуре не выше -18 град)и оттаивания (в воде), которое он выдерживает без снижения прочности и потеримассы или появления внешних повреждений, указанных в ГОСТе на соответствующийматериал. По морозостойкости материалы подразделяют на марки: F15,25,35,50,100и т.д. Например, марка по морозостойкости кирпича F15 означает, что образцы,отобранные от партии кирпича, выдерживают не менее 15 циклов « замораживания — оттаивания» без появления внешних повреждений (отколов, шелушения поверхности ит.п.). Для московских строек нужно использовать кирпич морозостойкостью неменее 35 циклов. Поэтому крупные за-воды стараются не выпускать кирпичморозостойкостью ниже 35 циклов.
1.2Плотность кирпича
Физическаявеличина, определяемая массой вещества (или материала) в единице объема.Средняя плотность определяется отношением массы m (кг) материала ко всемузанимаемому им объему Vест (м3), включая имеющиеся в нем поры и пустоты: m /Vест. Так как средняя плотность материала так же, как и теплопроводность,обратно пропорциональна пористости, то она может служить характеристикойтеплопроводности материала и использоваться в качестве основной характеристики(марки) теплопроводности материала.
Теплопроводностькирпича
Способностьматериала передавать теплоту сквозь свою толщину от одной своей поверхности кдругой в случае, если температура этих поверхностей разная. Характеризуетсякоэффициентом теплопроводности «?», Вт/м °С.
1.3Степень заполнения объема материала порами
Измеряетсяв %. Пористость является основной структурной характеристикой, определяющейтакие свойства материала, как водопоглощение, теплопроводность, акустическиесвойства, морозостойкость, прочность и др.
2. Характеристика иописание погрузочно-разгрузочных механизмов
На открытыежелезнодорожные платформы кирпич грузят преимущественно вручную. Пакеты кирпичана поддонах доставляют автопогрузчиком к платформе и с поддонов кирпичукладывают плотными рядами.
2.1Используемые средства механизации для погрузки кирпича
Прииспользовании автомобильного крана (рис.1) поддоны подают непосредственно наплатформу, приближая кирпич к укладчикам. При погрузке кирпича в крытые вагоныкирпич, находящийся на поддонах, подают через открытую дверь вагона иукладывают непосредственно на пол. Механизированная подача кирпича на площадкивагонов возможна лишь при благоустроенном подъезде к площадке.
Длябезопасной работы при складировании и погрузке кирпича обязательно выполнениеследующих условий. Площадки для складирования кирпича должны иметь твердоепокрытие, ровную поверхность и уклоны, обеспечивающие сток атмосферных вод.
Припогрузке и доставке кирпича краном с захватом или крюком в автомашины илижелезнодорожные вагоны запрещается:
· нахождениелюдей в автомашине или в железнодорожном вагоне во время опускания грейферногоили другого захвата или поддона и контейнера с кирпичом;
· хождениепод стрелой крана и захватом;
· разворачиваниевручную захватов с кирпичом для установки их на транспортные средства.
/>
Рис.1.
2.2Разгрузка кирпича
· Разгрузкукирпича на поддонах возможно производить грузоподъёмным краном (рис.2),вилочным погрузчиком или краном манипулятором (рис.3), а также возможнаразгрузка кирпича с поддонов вручную.
· Работыпо разгрузке кирпича на поддонах грузоподъёмным краном разрешается производитьтолько квалифицированному персоналу, прошедшему специальное обучение иаттестацию с участием инспектора Госгортехнадзора.
· Припроизводстве разгрузочных работ грузоподъёмным краном разрешается использоватьтолько испытанные исправные грузозахватные приспособления, соответствующие типуи массе поднимаемого груза.
· Рекомендуетсяразгружать по одному поддону. При этом для его зацепки использовать текстильныестропы длиной 3,0 м, чтобы исключить повреждение кирпича и поддона.
· Длявыхода в кузов необходимо использовать лестницы или специальные площадки.
· Разгрузкувилочным автопогрузчиком рекомендуется производить с обоих бортов.
· Еслинет возможности производить разгрузку с обоих бортов, а длина вил погрузчика непозволяет брать поддон с кирпичом на всей ширине кузова с одной стороны, тодопускается «подтягивание» поддона к краю кузова при помощитекстильных строп. При этом необходимо убедиться, что на пути перемещенияподдона отсутствуют препятствия.
· Разгрузкукирпича вручную рекомендуется производить в перчатках или рукавицах с цельюпредотвращения повреждения рук.
/>
Рис.2
/>
Рис.3
2.3Конструкция подъёмного крана
Конструкцияподъёмного крана включает в себя:
· металлоконструкцию,составляющую основу крана. По сути, все, что мы видим в кране, относится кметаллоконструкции — пролёты, опоры, стрелы и т. д. Металлоконструкции бываюткоробчатого (на большинстве автокранов и мостовых кранов) и решётчатого сечения(в основном бaшeнныe кpaны). В зависимости от этого меняются условияэксплуатации и надзора, способ производства и расчёты при проектировании. укаждого из этих видов имеются как плюсы, так и минусы. Применение конкретноготипа выбирается согласно техническим, технологическим и другим требованиям.Следует отметить, что в принципе эти два вида взаимозаменяемы, но следуетоценивать и адекватность их применения к условиям эксплуатации и задачам.
· механизмподъёма груза, состоящий из гибкого подъёмного органа (стального каната илицепи), грузозахватного устройства (крюк, петля, грейфер и т. д.) и грузовойлебёдки. Для обеспечения безопасности в работе грузоподъёмный механизмоснащается различными ограничителями (грузоподъёмности, грузового момента, ходагрузозахватного органа);
· грузозахватныйорган, может быть не автоматического действия (крюк, петля) или автоматическогодействия (электромагнит, пневматический присос, спредер и др.).
Такжеподъёмный кран может быть оснащен механизмами передвижения грузовой тележки,изменения вылета стрелы, вращения несущего элемента вокруг опоры, и т. д.Краны-штабелёры оснащаются механизмом вращения колонны. Все без исключениякраны, зарегистрированные в Ростехнадзоре, снабжаются ограничителямигрузоподъемности или грузового момента, которые также могут иметь работомерыдля сбора информации о поднимаемых грузах.
2.4Устройство и принцип действия кранов-манипуляторов
Краны-манипуляторыпредназначены для подъёма и перемещения грузов при проведениипогрузочно-разгрузочных, строительных, монтажных, ремонтных, и других работ.
Основуконструкции кранов-манипуляторов составляют пространственные механизмы сомногими степенями свободы. Краны-манипуляторы предназначены для работы всферах, где применение рабочей силы человека не целесообразно. За сходство во внешнемвиде с человеческой рукой, рабочий орган крана-манипулятора (как и любогодругого манипулятора) называют механической рукой. Кран-манипулятор состоит изпривода, устройства управления, механической руки и устройства-захвата.Управление производится человеком-оператором через пульт управления.
Вкачестве привода может использоваться ручной (используется при поднятии иперемещении грузов на небольшие расстояния), электрический (на основе двигателяпостоянного или переменного тока), гидравлический, пневматический и двигательвнутреннего сгорания. Последний используются в кранах, работающих независимо отэлектросети в передвижном транспорте.
Управлениеманипулятором осуществляется дистанционно при помощи пульта управления.Исполнительный орган крана-манипулятора имеет различное строение в зависимостиот выполняемых им функций. Рабочим органом может служить схват наподобие кистируки, кран, электромагнит, и т.п.
3.Описание работы погрузо-разгрузочного пункта железнодорожной станции
Железнодоро́жнаяста́нция —объект железнодорожного транспорта, имеющий путевое развитие, позволяющеепроизводить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов.
Обязательными элементамистанции являются:
· Путевое хозяйство— состоит из совокупности железнодорожных путей, как правило, объединённых впарки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определённую специализацию(например, сортировочный парк, приёмо-отправочный парк и т. д.). Нумерацияпутей осуществляется вверх и вниз от главных (по которым, как правило,осуществляется пропуск поездов без остановки) с соблюдением чётности инечётности нумерации. Между собой пути соединяются стрелками, которые такженумеруются с одной стороны станции чётными, а с другой нечётными номерами. Напассажирских станциях пути могут быть секционированы, что позволяет приниматьна путь два короткосоставных пригородных поезда с различных сторон. В этомслучае к номеру пути добавляется буква, однако с точки зрения путевого развитиястанции данный путь всё равно рассматривается как единое целое.
· Полезная длинапути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами. Тупиковые путиимеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебныхцелей и отстоя вагонов и локомотивов.
· Грузовоехозяйство — предназначено для производства грузовых операций и включает в себяпогрузочно-выгрузочные пути, терминалы, склады, сортировочные станции и т. д.
· Системысигнализации и централизации — предназначены для управления движением поездовпосредством стрелок, светофоров. Отдельной системой является горочнаяавтоматическая централизация (ГАЦ), которая предназначена для управленияроспуском составов на сортировочных горках в сортировочных станциях.
· Станционноездание (вокзал), пассажирские перроны.
Грузовая работавключает следующие операции:
1. Организациягрузового хозяйства станций
2. Эксплуатация исодержание сооружений и устройств грузовых районов, складского, весового ихолодильного хозяйств
3. Организацияпогрузочно-разгрузочной работы в грузовых районах станций
4. Комплекснаямеханизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ
Виды сообщений приперевозках грузов
1. Прямое – впределах двух и более дорог
2. Прямое смешанное– перевозка по одной накладной с участием двух и более видов транспорта(например, железнодорожно-водное)
3. Прямоемеждународное – перевозка по одной накладной с участием железных дорог двух иболее государств
4. Непрямоесмешанное — перевозка по разным накладным с участием двух и более видовтранспорта
5. Непрямоемеждународное — перевозка по разным накладным с участием железных дорог двух иболее государств
Виды отправок
1. Повагонная – предъявляемая по однойнакладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставлениеотдельного вагона.
2. Контейнерная – предъявляемая по однойнакладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставлениеотдельного контейнера
3. Мелкая – предъявляемая по однойнакладной, ограниченная по массе и объему (от 0,02 до 5 тонн и объемом не более1/3 вместимости вагона) не, партия груза, для перевозки которой не требуетсяпредоставление отдельного вагона или контейнера.
4. Групповая – предъявляемая по однойнакладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление большеодного вагона, но меньше маршрута
5. Маршрутная – предъявляемая по однойнакладной партия груза, в количестве, соответствующей весовой норме или длинепоезда, установленной для маршрутов. Неверное название маршрутов – турныепоезда или «вертушки». Маршруты подразделяются на:
6. Кольцевые – когда маршрут следует покольцу (например, на станции А производится погрузка угля в адрес станции Б, поприбытии маршрута на станцию Б и выгрузки угля, производится погрузка щебня вадрес станции В, по прибытии на станцию В и выгрузки щебня маршрут следует вадрес станции А в порожнем состоянии, после чего цикл повторяется). Толькотакой маршрут может называться «вертушкой».
7. Прямые отправительские – когдамаршрут не привязывается к конкретным станциям и конкретной схеме (каккольцевые).
8. Прямые, следующие в распыление –когда маршрут следует от одного грузоотправителя к разным грузополучателям,расположенным на одной станции выгрузки или когда два и более маршрута следуютот станции погрузки, объединенные в один, до ближайшей технической станции,после чего разделяются.
9. Сборная повагонная – предъявляемый поодной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры, следующий вадрес одного грузополучателя в одном вагоне.
Перевозочныедокументы
Перевозочный документ –транспортная железнодорожная накладная (форма ГУ-29-0) состоит из 4 листов:
· Оригиналнакладной – выдается перевозчиком грузополучателю
· Дорожнаяведомость – составляется в необходимом количестве экземпляров для всехучастников перевозочного процесса. Это документ расчетно-финансового значениярегламентирует события в пути следования груза (передача с дороги на дорогу,перевалка и т.д.) Вместе с оригиналом накладной сопровождает груз.
· Корешок дорожнойведомости – остается у перевозчика (станции отправления).
· Квитанция оприеме груза – остается у грузоотправителя.
· Вагонный лист(форма ГУ-38) – служит для внутристанционной работы и заполняетсяприемосдатчиком. Он содержит сведения, необходимое для информациигрузополучателя, организации выгрузки а также для составления первичногодокумента на состав поезда – натурного листа (форма ДУ-1)
Скорости доставкигрузов
Отправки могутдоставляться с грузовой скоростью в обычных грузовых поездах и с большойскоростью (для отдельных видов грузов) – в ускоренных грузовых поездах,направления курсирования которых устанавливается ОАО «РЖД». Скорость доставкигрузоотправитель указывает в накладной, а перевозчик применяет повышающийкоэффициент к провозному тарифу.
· Грузовая скорость
Для маршрутных игрупповых отправок – не менее 550 км/сут
Для повагонных отправок –не менее 330 км/сут
Для мелких ималотоннажных – не менее 180 км/сут
· Большая скорость
Для скоропортящихсягрузов в изотермическом подвижном составе – не менее 660 км/сут
Для скоропортящихсягрузов в изотермическом подвижном составе, следующем с Дальневосточной железнойдороги – не менее 500 км/сут
Для нескоропортящихсягрузов – не менее 330 км/сут
Для мелких отправок – неменее 240 км/сут
4. Расчет основныхпараметров погрузо-разгрузочного пункта на железной дороге
Погрузочно-разгрузочныепункты представляют собой объекты, где производят погрузку-разгрузку грузов иоформление документов на их перевозку. Погрузочно-разгрузочные пункты включаютпогрузочно-разгрузочные посты или площадки, на которых производятнепосредственно операции погрузки-разгрузки. Данные посты должны быть оснащенысоответствующим грузоподъемным оборудованием.
Несколькопогрузочно-разгрузочных постов, расположенных рядом в пределах однойтерритории, образуют фронт погрузочно-разгрузочных работ, размер которогозависит от количества постов, габаритных размеров транспортных средств,применяемых грузоподъемных машин, а также от схемы расстановки транспортныхсредств.
Боковая расстановкаудобна при организации передвижения автопоездов в пределах фронта погрузки илиразгрузки по прямоточной или поточной системе, что очень важно для сокращениявремени на маневрирование подвижного состава и обеспечивает сокращение площадидля маневрирования.
В то же время даннаясхема расстановки малоприменима для подвижного состава, приспособленного дляпогрузки и разгрузки только со стороны заднего борта или задних дверей кузова.
Торцовая расстановкатранспортных средств получила широкое распространение при выполнениипогрузочно-разгрузочных работ на складах, оборудованных грузовыми рампами. Онасокращает длину фронта и обеспечивает удобства для осуществления необходимыхлогистических операций со стороны заднего борта или задних дверей кузова.
Недостатками этоговарианта являются невозможность разгрузки или загрузки автопоездов с прицепами.
Ступенчатая расстановкатранспортных средств представляется наиболее удобной для использованияпогрузочно-разгрузочных машин и механизмов.
При боковойрасстановке вагонов длина фронта погрузки-выгрузки и его ширина определяется изотношения:
L фб = (Da + Dпр)Пx + Dпр, (1). L фб = (13,92 + 1)8+ 1 L фб = 120,36;
Ш фб = Rн – RВ +Ша*Пх + f2 +2f1 (2).
Ш фб = 150-100+ 3,13*8+10 +2*1,1
Ш фб = 50+25,04+10+2,2
Ш фб = 87,24;
При торцевой расстановке:
L фт = (Шa + Dтр)Пx + Dтр, (3).
L фт = (3,13 + 1,5)*8 +1,5
L фт =38,54;
Ш фт = Rн – Rв +Да*Пх + 2f2 +f1 + Ша (4).
Ш фт = 150-100+ 13,92*8+2*10+1,1+3,13
Ш фт =50+111,36+20+1,1+3,13
Ш фт = 185,59;
Где:
Да, Ша, — соответственнодлина и ширина вагона;
Пх, — число постовпогрузки(разгрузки), (8);
Дпр, Дтр, — расстояниемежду транспортными средствами при боковой и торцевой их расстоновке;
Ф1 – минимальноерасстояние от движущегося вагона до границы проезда или стоящего транспортногосредства;
Ф2 – минимальноерасстояние от вагона до склада;
Длина грузовогофронта со стороны подъезда вагона определяется по формуле:
La =(Qci*tai*lai)/(qai*Ti), (5).
La = (1,1*0,4*120,36 )/(69*6);
La =52,9/414;
La =0,13;
Где:
Q- суточный грузопоток, поступающий напункт погрузки-выгрузки, т.
t- среднее время погрузки-выгрузкиодного вагона, мин.(0,4 мин)
l- длина фронта, необходимая длягрузовых операций, в зависимости от способа постановки вагонов, м. (1206 м)
q- средняя нагрузка вагона, т.
T- продолжительность работы в течениисуток, мин.
Универсальныйчетырехосный полувагон модели 12-119(Рис.4)
Полувагоны предназначеныдля перевозки сыпучих и штучных грузов, не требующих укрытия и защиты отвоздействия атмосферной среды. Кузов полувагона не имеет крыши, чтообеспечивает удобство при использовании различных механизированных средств припогрузке и выгрузке вагона. Кузов полувагона цельнометаллический и имеет глухиеторцевые стены, что увеличивает внутреннюю его длину до 12,7м, а так жеразгрузочные люки расположенные в полу кузова.
Краткие техническиехарактеристики
· Грузоподъемность-69тонн
· Объемкузова-76куб.м.
· Длина полувагонапо осям сцепления автосцепок в метрах-13,92
· Длина полувагонапо концевым балкам рамы в метрах-12,73
· Ширинамаксимальная в метрах-3,13
· Ширина полувагонавнутри в метрах-2,87
· Длина полувагонавнутри в метрах-12,7
· Высота полувагонавнутри в метрах-2,06
· Числоразгрузочных люков-14
· Размерыразгрузочных люков в метрах-1,32х1,54
· Конструкционнаяскорость км/час-120
/>
Рис. 4 Универсальныйчетырехосный полувагон модели 12-119
5. Расчетперерабатывающей способности грузового фронта
Перерабатывающуюспособность грузового фронта (погрузочно-разгрузочного пункта) в тоннах Q ф и транспортных средствах Nф за сутки, ограничиваемую мощностьюсредств механизации, определяется по формуле: T*N*qв
Qф = (tпв + tм)*x 6*5*69
Qф = (0,4 + 0,2)*8
Qф =2070/4,8;
Qф = 431,25; T*N
Nф = (7). (tпв + tм)*x 6*5
Nф = 4,8
Nф = 6,25;
Где:
T – время работы грузового фронта всутки, ч;
N – число транспортных средствподаваемыз в сутки (5);
qв – средняя нагрузка вагона, т;
tпв – среднее время простоятранспортного средства под погрузкой и выгрузкой, ч;
tм – общее время вспомогательных работу грузового фронта, ч;
х – число подач в сутки;
6. Расчет основныхпараметров складов
Характеристикисклада
Площадина товарных складах (рис. 5) обычно делят на помещения основногопроизводственного назначения и вспомогательные. Первые служат для выполненияосновных технологических операций, в том числе для хранения товаров, экспедициии переработки. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары,размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также различных служб и иныхцелей.
Условнопространство склада можно разделить на две основные части: площади, непосредственноиспользуемые для хранения товара, и площади, не используемые для хранения. Припланировании склада рекомендуется поддерживать соотношение этих площадей впропорции не менее чем 2:1.
Планировкаскладских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективныхспособов размещения и укладки единиц хранения, использования складскогооборудования и условия для полной сохранности товара. Такой принцип внутреннейпланировки зон склада позволяет поддерживать поточность и непрерывностьскладского технологического процесса.
Дляулучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмовнеобходимо стремиться организовать единое пространство склада, без перегородоки с максимально возможным количеством колонн или пролетов. Наилучшим вариантомс этой точки зрения является однопролетный склад (шириной не менее 24 м). Эффективность использования складского объема во многом зависит также от высоты складирования,которая должна учитывать размеры транспортных единиц и максимально приближатьсяк технологической высоте склада.
Напланировку и структуру помещений склада существенным образом влияет самосодержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаютсостав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их взаимноерасположение. Рассмотрим планировку товарного склада общего пользования какнаиболее распространенного вида склада.
Длявыполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукциипокупателям на складах выделяют следующие основные зоны:
· зонаразгрузки транспортных средств, которая может располагаться как внутри, так ивне помещения;
· экспедицияприемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству икачеству;
· основнаязона хранения;
· зонакомплектования заказов;
· экспедицияотправки товара;
· зонапогрузки транспортных средств, которая располагается вне зоны хранения икомплектования.
Перечисленныеоперационные зоны склада должны быть связаны между собой проходами и проездами.
Зонаразгрузки транспортных средств должна примыкать к экспедиции приемки товара(зоне приемки продукции по количеству и качеству). Под зону хранения продукцииотводится основная часть площадей. Она состоит из территории, занятой единицамихранения, и площади проходов. К зоне хранения должна примыкать зонакомплектования заказов. Эту зону в свою очередь следует располагать рядом сэкспедицией по отправке единиц хранения.
Зонаразгрузки товара используется для механизированной и ручной разгрузкитранспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемкипо количеству и кратковременного хранения до момента передачи в экспедициюприемки товара.
Экспедицияприемки товара (может размещаться в отдельном помещении склада) служит дляприемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара, еговременного хранения до передачи в зону основного хранения склада.
Научастке подготовки товара к хранению (размещается в зоне приемки товара или восновном помещении склада) происходит формирование мест хранения. Товар в этузону может поступать из экспедиции приемки товара и/ или с участка разгрузки.
Взоне хранения (главная часть основного помещения склада) выполняют операции похранению товара.
Взоне комплектования (может размещаться в основном помещении склада)осуществляется формирование единиц транспортировки потребителям, содержащихподобранный в соответствии с заказами необходимый ассортимент товара.
Экспедицияотправки используется для приемки товара экспедитором (получателем товарнойпартии), а также для кратковременного хранения подготовленных к отправкегрузовых единиц.
Взоне погрузки происходит ручная и/ или механизированная загрузка транспортныхсредств.
Определениеосновных параметров склада
Разновидностискладов
Автоматизированныйсклад
Поназначению различают следующие виды складов:
1.Производственные — склады сырья, комплектующих, материалов, цеховыесклады готовых изделий, заводские склады готовой продукции.
2.Транзитно-перевалочные — склады при железнодорожных станциях, портах,речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах служат длякратковременного хранения грузов в период перегрузки их с одного видатранспорта на другой.
3.Таможенные — склады для хранения товаров в ожидании таможенной очистки.
4.Досрочного завоза — склады в районах, доставка товаров в которыевозможна лишь в определённые периоды года.
5.Сезонного хранения — склады для товаров сезонного характера.
6.Резервные — для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств.
7.Оптовые распределительные — склады, снабжающие товаропроводящие сети.
8.Коммерческие общего пользования — склады, обслуживающие любых владельцевтоваров.
9.Розничные — склады торговых предприятий.
10.Военные — склады с разнообразным содержимым, необходимых для Вооруженныхсил
Поусловиям хранения различают склады общего назначения, резервуары, сейфы дляопасных веществ, специализированные склады-хранилища (овощехранилища,фруктохранилища, склад-холодильники с машинным охлаждением, ледники дляхранения продуктов и др.). На складах создают необходимые условия для храненияс учётом физико-химических свойств товаров. В ряде случаев на складах имеютсямощности по расфасовке, упаковке, тестированию и другим операциям.
Такжесклады классифицируются по:
*Виду и характеру хранимых материалов: универсальные и специализированные.
*Типу конструкции: закрытые, полузакрытые, открытые, специальные (например,бункерные сооружения, резервуары)
*Месту расположения и масштабу действия: центральные, участковые, прицеховые.
*Степени огнестойкости: несгораемые, трудносгораемые, сгораемые. Коэффициентскладируемости определяется как отношение объема груза, хранимого иперерабатываемого на складе, то есть учитывает, что часть груза складируется, аостольная перегружается по прямому варианту.
Расчетныйсуточный грузопоток равен среднесуточному поступлению грузов на склад,умноженному на коэффициент неравномерности. Срок хранения грузовустанавливается в зависимости от назначения склада. В соответствии синструкцией по проектированию погрузочно-разгрузочных пунктов срок хранениягрузов принимают в зависимости от вида груза от 1 до 3 суток.
подъёмный кран грузовой перевозка
/>
Рис.5. Склад
7. Технико-экономические показатели перевозок
Показатели оценки работыавтотранспортных предприятий характеризуют рациональность использованияподвижного состава и четкость организации транспортного процесса.
Большое влияние натехнико-экономические показатели работы оказывает скорость движения. При работеподвижного состава различают техническую и эксплуатационную скорости движения.
Современный анализтехнико-эксплуатационных показателей позволяет рассмотреть процесс, при которомвыполняются перевозки, с целью повышения их эффективности.
Рассмотрим, какиетехнико-экономические показатели применяются, чтобы описать перевозки.
Техническаяскорость — этосредняя скорость за время нахождения поезда в движении.
Значениевеличины технической скорости зависит от технического состояния поезда, интенсивности движенияна маршрутах грузоперевозок. Умение выбрать наиболее рациональный режимдвижения с учетом перечисленных факторов зависит от квалификации водителя.
Эксплуатационнаяскорость — этосредняя скорость поезда за время нахождения поезда на линии. При расчете этойскорости в отличие от технической скорости поезда учитывается все время егопребывания в наряде. Учитываются затраты времени:
· на оформлениедокументов при получении и сдаче грузов;
· на простои подпогрузкой и разгрузкой;
· на устранениетехнических неисправностей автомобиля и перевозимого груза во время наряда.
Необходимо учитывать, чтомеханизация погрузочно-разгрузочных работ сокращает времяпростоя поезда на этих операциях и существенно увеличивает его эксплуатационнуюскорость.
Увеличениерасстояния перевозок между перевалочными базами уменьшает долю времени, приходящегося напогрузочно-разгрузочные работы в течение одной смены, и увеличиваетэксплуатационную скорость автомобиля.
7.1 Расчет стоимостипроизводственных фондов. Расчет объема здания
Производственные фондысовершают в плановом порядке непрерывный оборот, последовательно меняя своюформу: денежная форма переходит в производственную, производственная втоварную, товарная в денежную и т.д.
Производственные фондыделятся на основные и оборотные. В состав основных производственных фондоввходят: здания, сооружения, оборудование, поезда, инструменты, инвентарь.
V зд = Fh, (9)
V зд = 300*5 = 1500 м
Стоимость зданий исооружений
Сзд =(Цзд+Цсп)*Vзд, грн (10)
Где:
Цзд – стоимость 1 м3 производственного здания (125 грн);
Цсп – стоимостьсооружений сантехники и промпроводки на 1 м3 здания (34 грн);
Сзд = (125+34)1500
Сзд = 238 500
Стоимость оборудования
Соб = Сзд*Коб, грн (11)
Где:
Коб – коэффициент,учитывающий удельный вес оборудования в общей структуре основных фондов,принимаем Коб = 0,3
Соб = 238 500*0,3
Соб = 71 550 грн;
Общая стоимостьосновных производственных фондов
Сосн = (Соб+Сзд) Коп, грн(12)
Где:
Коп – коэффициент,учитывающий прочие основные фонды, принимаем Коп = 0,2.
Сосн = (238 500+71 550)*0,2= 62 010 грн
Определение суммыамортизационных отчислений
Ае = Сосн*На, грн (13)
Где:
На – нормаамортизационных отчислений, принимаем равным На = 0,13.
Ае = 62 010*0,13
Ае = 8061,3 грн
Во время совершенияпроизводственного процесса на транспорте основные фонды изнашиваются. Стоимостьизноса основных фондов включается в себестоимость перевозок и возмещается вформе выручки за транспортные услуги.
По мере эксплуатацииосновных фондов увеличивается сумма денежных средств, компенсирующих их износ.Эти суммы накапливаются в виде амортизационных отчислений, которые затем могутбыть использованы для приобретения новых средств труда.
Прибыль, как экономическая категория,характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Она отражаетэффективность производства, объем и качество произведенной продукции, уровеньпроизводительности труда, себестоимости. Прибыль оказывает стимулирующиевоздействие на укрепление коммерческого расчета и интенсификацию производства.Она представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами напроизводство и реализацию с учетом убытков от различных финансовых операций.Рост прибыли зависит от увеличения объема реализованной продукции и от снижениязатрат на ее производство. 7.2 Численность рабочих
Численный состав рабочих зависит оттипа и структуры самого предприятия, типа и грузоподъемности эксплуатируемыхавтомобилей, режима работы предприятия, а также системы кооперирования сдругими предприятиями. Весь персонал подразделяется на следующие категории:
-Инженерно – технический персонал –лица занимающие руководящие должности: инженеры,, диспетчер, механик,экономист.
-Рабочие – лица участвующие впроизводственном процессе: водители, слесари, рабочие обслуживающие технику.
-Служащие – лица занимающиеадминистративно – хозяйственные должности: работники отдела кадров, бухгалтера,отдел снабжения, кладовщики.
-Младший обслуживающийперсонал – уборщики, сторожа, вахтеры. Фонд рабочего времени принимаем равным Фвр=245.Численность ремонтных рабочих
Ршт= Т/ Кв*Ф вр. (14)
Где:
Т-трудоёмкость работы,чел. /час.;
Кв-коэффициент,учитывающий повышение производительности труда (принимается от 1,05 до 1,1).
Ршт = 56190/245*1,1
Ршт = 253 чел.
Численностьвспомогательных рабочих
Р= (Т* Квсп): Ф вр. (15)
Где:
Квсп – коэффициент,учитывающий вспомогательные работы, принимаем равным 0,1;
Р = 56190*0,1/245
Р=23 чел
Численность руководящихработников и специалистов Рспец = 25 чел.
7.3 Расчет основныхпараметров фонда зарплаты
Средняя часоваятарифная ставка
Сср=Сч*Кву, грн (16)
Где:
Сч – часовая тарифнаяставка данного разряда;
Кву = 1-коэффициент,учитывающий вредные и тяжелые условия труда.
Сср= 8*1
Сср=8 грн
Заработная плата запериод
ЗП общ = 2500 грн (17)
Доплата за периодотпуска До
Зпо = (0.01)ЗПобщ, грн (18)Дх-Дв-До-Дп
Где:
0.01 – коэффициент,учитывающий оплату за выполнение государственных и общественных обязанностей,льготных часов подростков и др. 28
Зпо=(+0.01)*2500= 337.5грн 365-104-28-9
Основной фонд заработнойплаты ремонтных рабочих
ОЗПвр=ОЗПрр=ЗПобщ+ЗПо,грн (19)
ОЗПвр=2500+337.5
ОЗПвр=2837.5 грн
Основной фондзаработной платы руководящих работников и специалистов
ОЗПспец=Зм*Nспец, грн (20)
Где Зм-месячныйдолжностной оклад специалистов, грн.
ОЗПспец=3000*25
ОЗПспец=75 000 грн
Основной фондзаработной платы вспомогательных рабочих
ОЗПвсп= Зм*Nвсп, грн (21)
ОЗПвсп=2 500*23
ОЗПвсп=57 500 грн
Основной фондзаработной платы
ОЗП=(ОЗПрр+ОЗПспец+ОЗПвсп), грн(22)
ОЗП= 2837.5 + 75 000+ 57 500
ОЗП = 135 337.5 грн
Дополнительный фондзаработной платы
ДЗП=ЗПо+ОЗП*Кп, грн (23)
Где:
Кп=0.8 -коэффициент,учитывающий премии и прочие выплаты из фонда потребителя.
ДЗП=337.5+145 337ю5*0.8
ДЗП= 116 607.5
Фонд оплаты труда
ФОТ=ОЗП+ДЗП, грн (24)
ФОТ= 145 337.5+116 607.5
ФОТ = 261 945 грн
8. Охрана труда иприроды при производстве погрузочно-разгрузочных работ и складских операций
Посколькупогрузочно-разгрузочные работы относят к наиболее тяжелым и трудоемкимоперациям на транспорте, важное значение, имеет способ их выполнения.
Существует несколькоспособов выполнения погрузочно-разгрузочных работ: вручную,механизированный, комплексно-механизированный и автоматизированный.
Механизация
Комплексная механизациясоздает условия для организации автоматизированной переработки грузов. При этомможет быть применена частичная автоматизация, при которой только отдельные(главным образом основные) грузовые операции автоматизированы.
К простейшимприспособлениям и механизмам для перемещения грузов на складах относятсятележки (аккумуляторные — электрокары и с двигателями внутреннего сгорания—автокары). Перемещение сыпучих, кусковых и легких штучных грузов вгоризонтальном и наклонном направлениях может быть осуществлено с помощью-конвейеров (транспортеров).
Для погрузки и выгрузкигрузов, перевозимых в контейнерах, на поддонах и в ящиках, на открытыхплатформах, площадках и внутри вагонов, применяют автопогрузчики (рис. 5),а в крытых складах—электропогрузчики. Оба погрузчика снабжаются необходимымисъемными приспособлениями. На погрузочно-разгрузочных работах с сыпучими икусковыми грузами широко используются тракторные ковшовые погрузчики (рис,6).
/>
Рис. 5. АвтопогрузчикРис. Рис. 6. Одноковшовый тракторный погрузчик
При нахожденииработников на железнодорожных путях необходимо:
1. проявлятьбдительность;
2. при следовании кместу работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами,
3. обозначеннымиуказателями «Служебный проход»;
4. проходить вдольпутей только по обочине пути или посередине междупутья, при этом внимательноследить: за движением поездов, маневрирующими составами и локомотивами,дрезинами, самоходными путевыми машинами, кранами, отцепами вагонов (далее — подвижной состав); а так же за тем, нет ли предметов, выступающих за пределыочертания габаритов погрузки, подвижного состава и приближения строения;
5. переходить путиперпендикулярно оси пути, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегосяна опасном расстоянии подвижного состава;
6. проявлять особуюосторожность в темное время суток, а также при сильном тумане, ливнях,снегопаде, метели, ухудшающих видимость и слышимость предупредительных сигналовили приближающегося подвижного состава;
7. следить запоказаниями светофоров, положением стрелочных переводов, звуковых и ручныхсигналов, ориентируясь по ним о маршрутах следования подвижного состава;
При нахождении на станциивыполнять требования знаков безопасности и предупреждающей окраски, нанесеннойна сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы,находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг,водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации централизации блокировки(СЦБ) и связи и другие сооружения).
Для перехода через путиследует использовать маршруты служебного прохода, пешеходные тоннели, мосты испециально установленные для этого места, имеющие настил.
Запрещается переходитьстрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположенияостряков и крестовин, ставить ноги между рамным рельсом и остряком или в желобана стрелочном переводе, наступать на рельсы и концы железобетонных шпал;
Прежде чем перейти черезпуть, необходимо остановиться и убедиться в отсутствии приближающегосяподвижного состава по этому пути. Особую внимательность требуется проявлять привыходе на путь из — за подвижного состава, из зданий и сооружений, ухудшающихвидимость приближающегося подвижного состава по этому пути.
При переходе пути,занятого стоящим подвижным составом, следует пользоваться только переходнымиплощадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножеки пола площадки;
Прежде чем сойти спереходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода иубедиться в исправности подножек, поручней, а также в отсутствии движущегося посмежному пути на опасном расстоянии подвижного состава и нет ли канав илипосторонних предметов, о которые можно споткнуться. В темное время сутокследует освещать это место ручным фонарем.
При поднятии напереходные площадки и сходе с них необходимо держаться за поручни ирасполагаться лицом к вагону.
Запрещается подлезать подвагоны, переходить по автосцепкам и рамам вагонов.
Переходить путь, занятый подвижным составом,разрешается следующим работникам станции: составителю, главному кондуктору,регулировщику скорости и осмотрщику вагонов, производившим работы с составом, — на расстоянии не менее 3 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива и другогоподвижного состава), а проходить между вагонами, если расстояние между ихавтосцепками не менее 5 м; остальным работникам — на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона и 10 м между вагонами.
Работники, оказавшиеся напути следования поезда, до его приближения должны отойти на обочину пути или насередину широкого междупутья.
Чтобы избежать травм — смомента появления сигнала до начала ответного действия человека;
— ориентация на опасностьи принятие оптимального решения;
— переход из рабочей зоныв позу, стоя в направлении, перпендикулярном оси пути;
— преодоление расстояниеот рабочего места до безопасной зоны.
Минимальноерасстояние от работникадо крайнего рельса при этом должно быть не менее:
при движении поездов соскоростями до 140 км/ч — 2 м; 141 — 160 км/ч — 4 м; 161 — 200 км/ч — 5 м.
Работники должны отойти вбезопасное место при расстоянии до поезда не менее 400 м при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее, чем за 5 минут до прохода поезда при скоростяхдвижения 141 — 200 км/ч.
При маневровыхпередвижениях на станции работники при приближении подвижного состава должны отойтина обочину пути, или середину междупутья, дождаться проследования (остановки)подвижного состава и только после этого продолжить работу или проход потерритории станции.
Составители поездов,кондукторы и другие работники, которым предоставлено право руководитьманеврами, а также регулировщики скорости движения вагонов должны проходитьвдоль пути только по обочине или посередине междупутья и наблюдать при этом задвижущими поездами, маневровыми составами и локомотивами, отцепами вагонов,обращая внимание на возможное наличие в движущемся подвижном составе предметов,выступающих за пределы габарита.
Если, проходя помеждупутью, вы видите, что к вам приближаются четный и нечетный поезда,сойдите на обочину или в другое междупутье, чтобы не оказаться междудвижущимися поездами. Если вы оказались между движущимися по соседним путямпоездами, локомотивами, то нужно немедленно сесть или лечь на землю вмеждупутье.
В темное времясуток, во время тумана, гололеда, метели необходимо снизить свою скорость передвижения вдольпутей, повысить осмотрительность, внимание к звуковым сигналам, подаваемымлокомотивами, электропоездами, автодрезинами или автомотрисами.
После выхода из помещенияв ночное время требуется выждать некоторое время (1-2 мин.), пока глаза непривыкнут к темноте. Необходимо помнить, что в междупутье расположены различныеустройства: кабельные ящики, стойки, дроссель трансформаторы, предельныестолбики, лотки, канавы и другие препятствия.
Запрещается проезд наподвижном составе лиц, не участвующих в маневровых работах.
Работники станций, работакоторых связана с нахождением на железнодорожных путях, обязаны носитьспецодежду и спецобувь установленного образца, сигнальный жилет оранжевогоцвета и быть одетым так, чтобы одежда не мешала движениям, а пуговицы былизастегнуты. Головной убор не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов. Производстворабот на подвижном составе допускается при снятом напряжении на путях, имеющихсекционирование, только после заземления контактной сети. Для этогоруководитель работ обязан дать заявку руководителю дистанции энергоснабжения оснятии напряжения с контактной сети с указанием точного места, начала,продолжительности и содержания работ, а также сообщить об этом начальникусоответствующего района контактной сети.
К работе на подвижномсоставе можно приступить только после получения письменного разрешения отэлектромонтера контактной сети.
По окончании работ руководитель обязан убедиться в том,что люди удалены от частей контактной сети на расстояние не менее 2 м, после чего отметить время окончания работ на копии письменного разрешения, находящегося уэлектромонтера дистанции контактной сети. Последний, лично убедившись в том,что люди находятся на безопасном расстоянии, снимает заземляющие штанги и даетуведомление энергодиспетчеру.
После снятия заземляющихштанг контактная сеть считается под напряжением, и приближаться к нейзапрещается.
Для обеспечениябезопасности работников от поражения электрическим током поездным диспетчерам идежурным по станции запрещается:
1. выпускать электроподвижной состав наперегоны в тех случаях, когда с контактной сети прилегающего перегона снятонапряжение;
2. принимать электроподвижной состав илипроизводить на станции маневры с электроподвижным составом с заездом наэлектрифицированные пути станции, с которых снято напряжение;
3. на станциях постоянного и переменноготока принимать и отправлять электроподвижной состав, если расположенная впередипоезда секция контактной сети находится под напряжением иного рода тока, чемэлектроподвижной состав.
При обнаружении обрывапроводов контактной сети или линии электропередачи, пересекающихжелезнодорожные пути, а также свисания с проводов посторонних предметов,работник предприятия обязан об этом немедленно сообщить на ближайший дежурныйпункт района контактной сети, дежурному по станции, энергодиспетчеру илипоездному диспетчеру.
До прибытия аварийнойбригады района контактной сети опасное место необходимо оградить и принятьмеры, исключающие приближение людей на расстояние ближе 8 м к месту обрыва провода.
При возникновении пожаравблизи контактной сети необходимо немедленно сообщить об этом непосредственномуруководителю (начальнику стации, маневровому диспетчеру, дежурному по станции,дежурному по горке, поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникамрайона контактной сети) и в пожарную охрану.
Тушение горящихпредметов, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, и порошковыми огнетушителями. При пользованииуглекислотным огнетушителем не браться за раструб огнетушителя и не допускаетсяподносить раструб ближе 1 метра до контактной сети.
Тушение горящих предметовводой или воздушно — пенными огнетушителями можно производить только при снятомс контактной сети напряжении, и после ее заземления в установленном порядке.
Тушение горящихпредметов, находящихся на расстоянии более 8 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимоследить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других частей,находящихся под напряжением.
Действующимзаконодательством разрешена следущая норма переноски грузов:
Предельная нормапереноски грузов по горизонтальной поверхности не должна превышать: 10 кг — для подростков женского пола в возрасте от 16 до 18 лет; 16 кг — для подростков мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет; 20 кг — для женщин старше 18 лет. Им разрешается переносить вдвоем грузы весом до 50 кг.
Предельная нормапереноски грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека недолжна превышать установленных норм. Грузовые места от 50 до 500 кг должны перемещаться на тележках или электропогрузчиках.
При эксплуатации иремонте сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения должны соблюдатьсяследующие предельные нормы переноски грузов вручную на 1 человека по ровной игоризонтальной поверхности, кг; 10 — для подростков женского пола от 16 до 18лет; 16 — для подростков мужского пола от 16 до 18 лет; 20 — для женщин старше18 лет; 50 — для мужчин старше 18 лет.
Балки, рельсы, трубыдиаметром более 100 мм и другие длинномерные грузы переносят при помощиспециальных клещей, что обеспечивает некоторое удаление рабочих отперемещаемого груза и тем самым предотвращает возможность несчастных случаев.Предельная норма переноски грузов вручную по ровной и горизонтальнойповерхности на одного человека не должна превышать: 10 кг — для подростков женского пола от 16 до 18 лет; 16 кг — для подростков мужского пола от 16 до18 лет; 20 кг — для женщин старше 18 лет; 50 кг — для мужчин старше 18 лет.
Грузы массой до 50 кг допускается грузить и разгружать вручную. Установлены предельные нормы переноски грузов вручнуюпо ровной горизонтальной поверхности: 50 кг — для мужчин старше 18 лет; 20 кг — для женщин старше 18 лет.
Их следует выполнятьмеханизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования исредств малой механизации. При подъеме и перемещении грузов вручную необходимособлюдать нормы, установленные действующим законодательством. Предельная нормапереноски грузов вручную по ровной и горизонтальной поверхности ( в расчете на1 чел) не должна превышать 10 кг — для женщин, 16 кг — для подростков мужского пола от 16 до 18 лет, 50 кг — для мужчин старше 18 лет.
В настоящее время при широкоймеханизации погрузочно-разгрузочпых работ предельные нормы переноски грузоввручную имеют сравнительно ограниченное значение.
9. Техникабезопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в грузовых пунктах
Настоящая отраслеваятиповая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иныхнормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда,указанных в разделе 2 настоящего документа, межотраслевых правил по охранетруда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов и предназначенадля работников строительных профессий, производящих погрузочно-разгрузочныеработы и складирование грузов механизированным способом и вручную согласно их профессиии квалификации.
Общие требованиябезопасности
1. Работники, не имеющиепротивопоказаний по выполняемым работам по возрасту и полу, перед допуском ксамостоятельной работе должны пройти:
· обязательныепредварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовойдеятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными квыполнению работ в порядке;
· обучениебезопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, ипроверку знаний требований охраны труда.
2. Работники, выполняющихпогрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов обязаны соблюдатьтребования безопасности труда, для обеспечения защиты от воздействия опасных ивредных производственных факторов, связанных с характером работы:
· передвигающиесяизделия;
· острые кромки,углы, торчащие штыри;
· повышеннаязапыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
· обрушивающиескладируемые грузы;
· физическиеперегрузки.
3. Для защиты от общих производственныхзагрязнений и механических воздействий работники обязаны использоватьпредоставляемыми работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемых понормам в зависимости от профессии или вида выполняемых работ.При нахождении натерритории стройплощадки работники должны носить защитные каски. Для защитыорганов дыхания и глаз oт пыли следует применять респираторы и защитные очки.
4. Находясь на территории строительной(производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участкахработ и рабочих местах работники обязаны выполнять правила внутреннегораспорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, атакже работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5. В процессе повседневной деятельностиработники должны:
· применять впроцессе работы средства защиты, инструмент и оснастку по назначению, всоответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
· поддерживатьпорядок на рабочих местах, не нарушать правил выполнения работ на высоте;
· бытьвнимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасноститруда.
6. Работники обязаны немедленноизвещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любойситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае,происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в томчисле о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требованиябезопасности перед началом работы
1. Перед началом работы работникиобязаны: а) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца; б)предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасныхметодов работ и получить задание с учетом обеспечения безопасности труда исходяиз специфики выполняемой работы.
2. После получения задания у бригадираили руководителя работники обязаны: а) подобрать технологическую оснастку,инструмент, необходимые при выполнении работы, и проверить их соответствиетребованиям безопасности; б) проверить отсутствие помех в зоне производстваработ; в) проверить соответствие площадки производства погрузочно-разгрузочныхработ и складирования требованиям безопасности.
3. Работники не должныприступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:а) отсутствие необходимых средств механизации; б) неисправностях оборудования иинструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей при которых недопускается их применение; в) значительный уклон площадки или загроможденностьзоны работ; г) недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним; д)наличия помех (выступающих предметов, оголенных проводов, работающего крана) взоне производства работ
Обнаруженные нарушениятребований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а приневозможности сделать это работники обязаны незамедлительно сообщить о них бригадируили руководителю работ.
Требованиябезопасности во время работы
1. Погрузочно-разгрузочные работыдолжны выполняться на специально выделенных спланированных площадках, имеющихуклон не более 1:10. Их размеры и покрытие должны быть согласно проектапроизводства работ.
2. Погрузочно-разгрузочные работыдолжны выполняться, как правило, механизированным способом при помощиподъемно-транспортного оборудования.
Стропальные работы припогрузке и разгрузке грузов, а также их складировании должны выполнятьсяспециально обученными работниками, имеющими удостоверение стропальщика всоответствии с требованиями, изложенными в ТИ РО 060.
3. Производство погрузочно-разгрузочныхработ вручную допускается при небольшом их объеме с выполнением установленныхпредельно-допустимых норм переноски тяжестей вручную: мужчин — 50 кг; юношей от 16 до 18 лет — 16 кг; женщинам в течении смены не более 7 кг, при чередовании с другой работой — не более 10 кг. Для мужчин допускается переноска грузовмассой более 50 кг но не более 80 кг при условии, что подъем (снятие) грузапроизводится с помощью других работников.
4. Для перемещения вручную навалочных исыпучих грузов следует использовать специальные тележки или тачки. Прилагаемоеусилие для их перемещение не должно превышать 15 кг.
Переносить грузы вносилках допускается в исключительных случаях по горизонтальному пути нарасстояние не более 50 м.
5. При перемещении вручную бревна,балки, рельсы и другие длинномерные материалы следует использовать специальныезахваты, при этом вес на одного рабочего не должен превышать 40 кг. Допускается переносить лесоматериалы на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать иопускать груз следует по команде работника находящегося сзади. При переноскегруза работники должны идти в ногу.
6. Подкатку бревен к месту погрузки илиукладки в штабель следует производить вагами или ломами, подталкивать бревноруками запрещается.
7. Для перехода работников с грузом сплатформы транспортного средства к месту разгрузки и обратно должны применятьсямостки, трапы, сходни, которые изготавливаются из досок толщиной не менее 50 мм и скреплены планками с интервалом не менее 50 мм.
8. Складирование материалов должнопроизводиться за пределами призмы обрушения грунта незакрепленных выемок(котлованов, траншей), а их размещение в пределах призмы обрушения грунта увыемок с креплением допускается при условии предварительной проверкиустойчивости закрепленного откоса по паспорту крепления или расчетом с учетомдинамической нагрузки.
9. Материалы (конструкции) следуетразмещать на выровненных площадках, принимая меры против самопроизвольногосмещения, просадки, осыпания и раскатывания складируемых материалов.
Материалы укладываются наспланированную поверхность и прочные подкладки, а в штабеле на прокладки.Подкладки и прокладки в штабеле следует располагать по одной вертикали.
Запрещается осуществлятьскладирование материалов, изделий на насыпных неуплотненных грунтах.
10. Материалы, изделия, конструкции и оборудованиепри складировании на строительной площадке и рабочих местах должны укладыватьсяследующим образом:
· кирпич в пакетахна поддонах — не более чем в два яруса, в контейнерах — в один ярус, безконтейнеров — высотой не более 1,7 м;
Складирование другихматериалов, конструкций и изделий следует осуществлять согласно требованиямстандартов и технических условий на них.
11. Между штабелями (стеллажами) наскладах должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочныхмеханизмов, обслуживающих склад.
Прислонять (опирать)материалы и изделия к заборам, деревьям и элементам временных и капитальных сооруженийне допускается.
Требованиябезопасности в аварийных ситуациях
1. При обнаружении неисправностейгрузоподъемного крана, грузозахватных устройств или тары работнику,выполняющего обязанности стропальщика необходимо дать команду машинисту крана«Опустить груз», приостановить работу крана предупредить всехработающих и поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасноепроизводство работ кранами.
2. При обнаружении неустойчивогорасположения грузов на транспортных средствах или месте складирования работникидолжен поставить в известность об этом руководителя работ или бригадира.
Требованиябезопасности по окончании работы
1. По окончании работы работникиобязаны: а) сложить в отведенное для хранения место все грузозахватныеустройства и другие приспособления, применяемые при выполнении работы; б)очистить и привести в порядок рабочее место; в) сообщить руководителю работ илибригадиру о всех неполадках, возникших во время работы.
Вывод
В настоящеевремя грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожномтранспорте страны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сферажелезнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет своюболее чем столетнюю историю развития. Идет постоянное развитие контейнерных ипакетных перевозок, создается механизированные и автоматизированные транспортно-складскиекомплексы и автоматизированные системы управления грузовыми станциями иконтейнерными терминалами; на промышленном транспорте получили распространениенаучно обоснованные методы взаимодействия подъездных путей и станций примыканияна основе Единых технологических процессов; применяются методы ускоренногообслуживания грузовых фронтов, централизованные расчеты за перевозку грузов,концентрирования грузовой работы на меньшем числе станций, маршрутизацияперевозок и др. Улучшение организации грузовой и коммерческой работы станций иподъездных путей направлено на обеспечение полною удовлетворения потребностейстраны в перевозках грузов с минимальной затратой технических и денежныхсредств.
В ходе работы, мырассмотрели перевозку такого груза как кирпич, описали погрузочно-разгрузочныемеханизмы, описали работу погрузочно-разгрузочных пунктов, сделали расчетыосновных параметров погрузочно-разгрузочного пункта, складов, стоимостипроизводственных фондов и т.д.
Литература
1. И.И. Мачульский«Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ», 2003 г, издательство «Маршрут». 400 стр.
2. А.М.Берестовой«Организация и технология грузовых работ на транспорте», методические указанияк выполнению курсового проекта, 2004 г, Мариуполь ПГТУ.
3. В.М.Стогов«Погрузочно-разгрузочные машины», 1987 г, Москва, «Транспорт».
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Склад
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кирпич
6. Коммерческая игрузовая работа на железнодорожном транспорте: Учебник В.М. Семенов, В.Н.Кустов, М.н, Тертеров, И.И. Романова. — СПб 1995г.
7. Правела перевозокгрузов Ч. 1. М.: Транспорт 1985г.
8. Организациягрузовой и коммерческой работы на ж.д. тр. Смехов
9. Инструкция поохране труда и технике безопасности при погрузочно-разгрузочных работах искладировании грузов