СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретическая основаформирования составов
2. Типы и виды поездов,правила нумерации вагонов
3. Расчет тарифов напредоставляемые услуги
4. Процедура продажиобычных билетов
5. Процедура перевозкивещей
6. Процедурарегулирования перевозок
7. Пожарнаябезопасность в поезде
8. Общая техникабезопасности
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня процесс реформирования пассажирских железнодорожныхперевозок, наконец, перешел в практическую плоскость. Однако формирование новойструктуры — лишь первый шаг в этом направлении. Государству и РЖД предстоитраспутать целый клубок проблем и противоречий, копившихся десятилетиями, чтобыпревратить пассажирские перевозки в рентабельный и инвестиционнопривлекательный бизнес.
Создание конкуренции в пассажирских перевозках необходимая,но крайне трудно реализуемая мера. В настоящее время зачатки конкуренции в этомсегменте просматриваются лишь на наиболее прибыльных направлениях. Впригородном сообщении работает десяток компаний, организованных РЖД совместно сместными администрациями наиболее финансово независимых регионов. Планы другихкорпораций стать операторами пассажирских перевозок пока далеки от практическойреализации. Однако даже если их инициативы получат развитие, бизнес новыхигроков будет сконцентрирован лишь на высокодоходных направлениях. Вряд ли отэтого выиграет сколь-либо значительная часть пассажиров.
Между тем, государство очень заинтересовано в развитииконкуренции на железных дорогах. Создание независимых от РЖД перевозочныхкомпаний может стать эффективным инструментом снижения бюджетных субсидий напассажирские перевозки. Однако в этом случае деятельность новых операторовпассажирского подвижного состава должна охватывать и социальные перевозки.Только тогда федеральное правительство или местные власти смогут выбратьнаиболее эффективного пассажирского перевозчика и минимизировать бюджетныерасходы.
Преимуществомжелезнодорожного транспорта является независимость от природных условий(строительство железных дорог практически на любой территории, возможностьритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речноготранспорта). Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё болееочевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижноговагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практическилюбой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление), во много разменьше чем у других видов транспорта. Среди существующих показателей наиболееточно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие:удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенныйпериод времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая итехническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагонапод одной грузовой операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такиепоказатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение планапассажирских перевозок.
1.Теоретическая основа формирования составов
Вагоны отправляемых пассажирских поездовдолжны быть подготовлены в соответствии с «Технологическим процессом осмотра,безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов». В пунктахформирования пассажирских поездов дальнего и местного сообщения проводитсяполная подготовка и экипировка пассажирских вагонов в объеме и в сроки,утвержденные руководством депо и согласованные с органами санитарного надзора.
Полнаяподготовка и экипировка пассажирских вагонов в пунктах формирования включает всебя:
• наружную уборку вагонов;
• дезинфекционную обработку вагонов;
• ремонт внутреннего оборудования;
• смену фильтров принудительнойвентиляции;
• уборку внутренних помещений вагонов;
• снабжение вагонов предметами съемногооборудования и чайной торговли;
• заправку водой и топливом.
В пунктах оборота пассажирских поездовпроводится частичная подготовка и экипировка пассажирских поездов. Причастичной подготовке пассажирских вагонов выполняются:
• наружная уборка вагонов;
• дезинфекционная обработка туалетов имусорных ящиков;
• ремонт внутреннего оборудования (позаявке);
• уборка внутренних помещений вагонов.
В пункте экипировки пассажирских вагоновкатегорически запрещается загрязнять пути, междупутья и другие места, непредназначенные для этих целей, мусором и другими отбросами. Мусор из вагонаудаляется в мусоросборники, устанавливаемые на междупутьях парка экипировки иотстоя пассажирских поездов. Удаление мусора из мусоросборников должнопроизводится регулярно, не допуская их переполнения, в следующие сроки: втеплый период года не реже одного раза в сутки, в холодный период — один раз вдва дня. В пунктах экипировки и отстоя пассажирских поездов пользоватьсятуалетами вагона запрещается. Удаление жидких нечистот должно производиться вспециальные устройства. Санитарную подготовку внутренних помещений пассажирскихвагонов осуществляют специальные бригады.
В пунктах подготовки пассажирскихвагонов в рейс проводятся следующие виды профилактических санитарных обработок:
• дезинфекционная обработка туалетов,мусоросборников (в каждом пассажирском составе по прибытии в пункт формированияи оборота);
• дезинсекционная обработка влажнымспособом вагонов поездов дальнего и местного сообщения — не реже одного раза вмесяц (в зависимости от применяемых инсектицидов). Вагоны, предназначенные дляперевозки организованных контингентов, должны подвергаться дезинфекции идезинсекции до и после таких перевозок.
Постельное белье сдается в прачечную иликомплексной бригаде, которая принимает у проводников вагоны, на пассажирскойстанции сразу после высадки пассажиров. Перед сдачей белье пересчитывают вприсутствии представителя поездной бригады.
Дезинфекционная камерная обработкапостельных принадлежностей и мягкого инвентаря осуществляется вагонным депо впунктах формирования поездов. Для постельных принадлежностей и мягкогоинвентаря устанавливаются следующие виды и сроки профилактической обработки:
• матрацы, подушки и зимние одеялаподвергаются обеспыливанию и камерной обработке не реже четырех раз в год;
• летние одеяла подвергаются стирке ихимической чистке по мере загрязнения, но не реже двух раз в месяц, зимние одеяла— не реже двух раз в год;
• чехлы на матрацы и подушкиподвергаются стирке по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц;
• смена настольных салфеток, штор исолнцезащитных занавесок производится по мере загрязнения и обязательно послекаждого рейса.
Уборку вагона проводник должен проводитьв халате и резиновых перчатках. Во время уборки тамбура он должен закрыватьбоковые и торцовые (наружные) двери на замок. При внутренней уборке вагонаиспользуются переносные лестницы, специальные щетки для мойки полов.
Расположение водоразборных колонок вдольпутей с давлением в водопроводной сети 0,2—0,4 МПа (2—4 кгс/см2) ичисло работников экипировочных бригад должны обеспечить возможность снабженияводой всех вагонов поезда в сроки, предусмотренные технологическим процессом, ана промежуточных станциях — за время стоянки поезда.
Для снабжения вагона водой заправщикиподключают его водо-заправочные патрубки шлангами к имеющимся на станцииводоразборным колонкам. Длина водоналивных рукавов определяется расположениемводоразборных колонок и возможностью снабжения водой каждого вагона поезда, нодля обеспечения нормальных условий работы экипировщиков она не должна бытьболее 25 м. На железных дорогах применяют водоналивные рукава, оборудованныесоединительными головками, такими же, как в междувагонных рукавах воздушнойтормозной магистрали. При температуре наружного воздуха ниже 0 °С заполнятьсистему следует после выдержки вагона в отапливаемом помещении не менее 1 сутили после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до +12 °С.
Проводник должен обращать внимание нато, как заправляют вагон. Категорически запрещается перетаскивать заправочныешланги головками по земле. Головки водозаправочных рукавов в период междузаправками должны помещаться в специальные устройства, предотвращающие ихзагрязнение. На всех пунктах водоснабжения с во-доразводящей сетью каккапитального, так и временного типа периодически проверяют соответствиекачества воды требованиям ГОСТа.
Проводник вагона должен следить, чтобыголовки водоналивных патрубков вагонов также были защищены от загрязнения. Вцеляхпредупреждения замерзания головки водоналивных труб оборудуются водянымиили электрическими обогревателями. Наиболее надежным средством является обогревналивных труб горячей водой.
Водяной обогреватель состоит из сварногоцилиндрического корпуса на концевой части наливной трубы. К обогревателюподается и отводится от него по трубам горячая вода. Корпус обогревателя наощупь всегда должен быть горячим. Разобщительные краны и вентили на подводящихи отводящих трубах обогревателя зимой постоянно открыты. После заправки вентилина водоналивных трубах закрывают.
В случае обнаружения признаковзамораживания трубопроводов, унитазов, сливных труб умывальных чаш отогреватьих следует только горячей водой из сети отопления. Запрещается проводитьотогревание факелом или горячим углем. При пользовании грелкой необходимообязательно одевать рукавицы. Сливные трубы вагона разрешается отогреватьтолько внутри вагона.
В пунктах оборота и формированияпассажирских поездов вблизи экипировочных путей располагаются склады топлива,на которых хранятся каменный уголь, дрова для отопления вагонов, а такжедревесный уголь и торфяные брикеты для обслуживания комбинированных электронагревательныхкипятильников. Транспортные дорожки от склада топлива к экипировочным путям имеждупутья асфальтируются. Уголь от склада к вагонам перевозят в калиброваннойтаре (на 15—20 кг угля) на автомобилях. При экипировке вагона твердым топливомчерез боковую тамбурную дверь проводник должен запереть противоположную боковуюи торцовую двери вагона на ключ.
Начинают отопление пассажирских вагоновпри температуре наружного воздуха +10 °С и ниже. В начале отопительного сезонапри положительных значениях температуры наружного воздуха снабжение углемпроводится только в пунктах формирования и оборота поездов. В зимнее время всепассажирские поезда, имеющие оборот не более 2 сут, снабжают топливом на весьрейс в пунктах формирования, а в пунктах оборота — только при необходимости позаявке начальника поезда. Все поезда, имеющие оборот более 2 сут, снабжают
углем в пунктах формирования, оборота ина промежуточных станциях, указанных в расписании движения поезда.
Система отопления в пассажирских вагонахдолжна обеспечивать равномерный обогрев и среднюю температуру воздуха впомещениях пребывания пассажиров не ниже +20 °С при температуре наружноговоздуха -40 °С. При этом должна поддерживаться температура воздуха в купе,салонах и служебных помещениях +22 ° ±2 °С, в умывальных (душевых)спальных вагонов и туалетах +13 °С — +16 °С. Допускаются колебания температурывоздуха в помещениях вагона по вертикальному градиенту до 3 °С. Температураповерхности отопительных приборов не должна превышать +80 °С. Отопительные приборыдолжны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов — невыше +60 °С.
При движении поезда поэлектрифицированным участкам железных дорог и прекращении подачи электроэнергиив вагон от высоковольтной магистрали 3000 В проводник обязан:
• при температуре наружного воздуха ниже0 °С растопить котел, используя для его нагрева твердое топливо (при наличии ввагоне аварийного отопления, например горелки, — дизельное топливо), вентиляциядолжна работать постоянно;
•при температуре наружного воздуха выше 0 °С в вагонах с установкамикондиционирования воздуха можно не растапливать котел,
• в вагонах без установоккондиционирования воздуха котел необходимо разжигать при температуре, равнойили ниже +10 °С.
Для исключения лишней работы по растопкекотлов на вагонах с электрическим и комбинированным отоплением в случаевременного прекращения поступления электрической энергии устанавливаются срокивозможной эксплуатации вагонов без нагрева. При снижении температуры воздуха ввагонах с комбинированным котлом отопление проводится твердым топливом, а ввагонах с электрическим отоплением при дальнейшем снижении температурыначальник поезда в зависимости от ситуации обязан принять решение о дальнейшемрежиме следования.
2.Типы и виды поездов, правила нумерации вагонов
Категориипоездов:
· дальние,следующие на расстояние более 700 км;
· местные,следующие на расстояние до 700 км;
· пригородные,следующие на расстояние до 150 км.
Всвою очередь дальние и местные поезда делятся на скорые и пассажирские.
Скорыепоезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности и имеют меньший веси населенность поезда, следует с более высокими скоростями, проследуют безостановочно200–300 км, а время остановок является минимальным.
Пассажирскиепоезда формируются из вагонов меньшей комфортабельности, чем скорые, в нихвключаются купейные и не купейные вагоны, а иногда и вагоны для сидения. Ониимеют больший вес и населенность, но меньшую маршрутную скорость из-за болеечастых остановок.
Пригородныепоезда имеют меньший вес, чем местные, и, как правило, большую населенность.Кроме раздельных пунктов (станции, разъезды и т. д.), эти поездаостанавливаются на пассажирских остановочных пунктах, устраиваемых на перегонахспециально для посадки и высадки пассажиров.
Туристско-экскурсионныепоезда, следующие в дальнем, местном и пригородном сообщении, формируются извагонов одной категории. Эти поезда имеют назначение обслуживать туристов.Туристско-экскурсионные поезда, следующие в дальнем, местном и пригородномсообщении, формируются из вагонов одной категории. Эти поезда имеют назначениеобслуживать туристов.
Намалодеятельных линиях с незначительным пассажиропотоком и малой пропускнойспособностью, обращаются грузопассажирские поезда, которые формируются изпассажирских и грузовых вагонов и имеют вес, соответствующий весу грузовогопоезда.
Основойорганизации пассажирских перевозок является график движения пассажирских поездов,который разрабатывается по данным о пассажиропотоках и увязываеттехнологический процесс всех подразделений и служб, обеспечивающих этиперевозки.
Нумерацияпоездов
1. Скорые в дальнем иместном сообщении 1-148, 181-298
2. Скоростные круглогодичного и сезонногообращения в дальнем и местном сообщении 151-168
3. Ускоренные круглогодичного исезонного обращения в дальнем и местном сообщении. 171-178
4. Пассажирские в дальнем сообщении:
4.1. круглогодичного обращения301-398
4.2. сезонного сообщения 401-491
4.3. разового назначения 501-598
5. Пассажирские в местном сообщении 601-698
6. Поезда служебного (специального)назначения 701-748
7. Ускоренные в дальнем иместном сообщении, обслуживаемые составами дизель- и электросекций:
7.1. повышенной комфортности 801-848
7.2. без предоставления дополнительныхуслуг 851-898
8. Почтово-багажные901-948
9. Грузо-пассажирские951-968
10. Туристско-экскурсионные. 971-988
11. Людские 991-998
12. Пригородные 6001-6998
13. Пригородные скоростные 7001-7398
14. Пригородные служебного назначения (ПОбилетам)7481-7498
Поезда, обозначаемые целыми номерами, напротяжении всего маршрута не меняют направления следования, а поезда с дробныминомерами меняют направление в зависимости от расположения участков по путиследования. Четный номер присваивается поездам, следующим с севера на юг и сзапада на восток. Нечетные – в обратном направлении.
Формированиепассажирских поездов производится в соответствии с установленной схемойсоставов, предусматривающей порядок расстановки в составе вагонов различныхкатегорий (спальных, купейных, плацкартных, общих, вагонов-ресторанов и т. д.).
Комфортабельностьна вокзалах и поездах, высокие скорости сообщения, отправление и прибытиепоездов в соответствии с установленным расписанием временем составляютнеобходимый комплекс требований по обеспечению высокого уровня обслуживанияпассажиров.
Настанциях и вокзалах пассажир начинает и заканчивает пользование железнодорожнымтранспортом. Технологический процесс их работ должен предусматривать высокуюкультуру обслуживания пассажиров. Для этого станционная и вокзальная технологиядолжна основываться на научной организации труда, применении автоматизации имеханизации производственных процессов, значительно сокращающих затраты временина обслуживание пассажиров.
Высококачественноеобслуживание пассажиров в пути следования должно обеспечиваться соответствующейкомпозицией составов, оборудованием вагонов и четкой работой бригады поезда.Высокий уровень обслуживания пассажиров в значительной мере зависит от качествасоставления графика и расписания движения пассажирских поездов.
3.Расчет тарифов на предоставляемые услуги
Общий пассажирский тариф построен сучетом снижения стоимости проезда 1 пассажира на 1 км при увеличении расстояния. В основу пассажирского тарифа для проезда в поездах прямого иместного сообщения принят тариф на проезд в жестком вагоне с местами длясидения. Тариф на проезд в жестких и мягких вагонах с местами для лежаниявключает в себя доплату за спальное место (плацкарту). Ее размер зависит отрасстояния проезда и рода вагона.
Стоимость проезда в вагонах различноготипа по сравнению с вагонами, взятыми за основу, повышается:
• 22—27% — в жестком некупейном вагоне сместами для лежания (ПЛ);
• 59—62% — в жестком купейном счетырехместными купе;
• 113—130% — в мягком с двухместным купе(СВ). Пассажирский тариф учитывает не только затраты на перевозку,
но и степень комфорта, предоставленногопассажиру. Так, для ускорения поездки пассажир может доплатить за скорость.Установлен тариф за проезд детей от 5 до 10 лет, но доплата за спальное место —в размере взрослого. В состав пассажирского тарифа включен сбор обязательногострахования.
На перевозки пассажиров в купейныхвагонах и вагонах СВ поездов всех категорий применяется график гибкогорегулирования тарифов с учетом среднегодового роста и индекса регулированиятарифов по периодам года. Так, в 2004 г. были предусмотрены коэффициенты напериод:
С 15.01 по 29.02 — 0,92; с 01.03 по 25.04 — 0,96; с 26.04 по 30.04 — 1,12; с 01.05 по 09.05 — 0,92; с 10.05 по 10.06— 1,0; с 06.08 по 31.08 — 1,12; с 01.09 по 10.11 — 0,96; с 11.11 по 19.12 — 0,92; с 20.12 по 30.12— 1,12. Пассажир, купивший билет на поезд отправлением 31декабря, оплатил 56% стоимости билета.
В дальнейшем планируетсядифференцировать стоимость проезда в зависимости от расположения места в салоневагона — боковое, нижнее или верхнее. Сегодня во ВНИИЖТе идет работа над новымТарифным руководством. Основные его разделы включают в себя тарифные схемы наперевозки пассажиров в дальнем следовании, пригородном сообщении, а такжебагажа и грузобагажа. В доходной структуре тарифа предусматривается выделениеследующих составляющих: инфраструктурной, локомотивной, вагонной и вокзальной.Например, вокзальная составляющая будет учитывать расходы, связанные ссодержанием вокзалов, железнодорожных агентств, групп учета и отчетности, АСУ«Экспресс» и других.
Для учета платежеспособного спроса накачество перевозочных услуг тарифы дифференцируются по следующим позициям: типместа; скорость движения поездов; класс обслуживания. В проекте новогопрейскуранта будут предусмотрены отдельные схемы расчета тарифов: дляскоростных, скорых пассажирских поездов; мест спальных и для сидения; расценкиразных классов обслуживания пассажиров («люкс», «бизнес», «эконом», второй итретий). Классы будут делиться типом вагона, его внутренним сервиснымоборудованием в салоне, качеством постельных принадлежностей и съемногооборудования, организацией питания и других услуг в пути следования, формойпродажи билетов и т.д.
На железных дорогах применяютсяпассажирские, багажные и прочие тарифы и сборы. В зависимости от вида сообщенияразличают два вида пассажирских тарифов: общий пассажирский тариф —при проездево всех поездах прямого и местного сообщений; пригородный — при проезде впоездах пригородного сообщения.
Общий пассажирский тариф построентак, что с увеличением расстояния поездки стоимость проезда одного пассажира на 1 км снижается.
Стоимость проезда пассажиров в поездеустанавливается также в зависимости от рода вагона (жесткий общий, жесткий соспальными местами, жесткий купейный, мягкий с четырех- и двухместными купе) икатегории поезда. Такая дифференциация тарифов связана с затратами, вызываемымипроездом одного пассажира в вагонах и поездах разных категорий.
За основу пассажирского тарифа дляпроезда в поездах прямого и местного сообщений взят тариф на проезд в жесткомвагоне с местами для сидения в пассажирском поезде.
Тариф на проезд в жестких и мягкихвагонах с местами для лежания включает в себя доплату за спальное место(плацкарту). Размер этой доплаты зависит от расстояния проезда и рода вагона:стоимость проезда в пассажирских поездах в жестком вагоне с местами для лежанияповышается на 25%, в жестком вагоне с четырехместными купе с местами длялежания —на 60%, в мягком вагоне с четырехместными купе с местами для лежания —на 88%, в мягком вагоне с двухместными купе с местами для лежания — на 126%стоимости проезда в жестком вагоне с местами для сидения.
Тариф на проезд в скорых поездах включаетв себя, кроме того, доплату за скорость, изменяющуюся в зависимости отрасстояния проезда.
Тариф на проезд детей от 5 до 10 летустановлен в размере 1/4 стоимости полного билета, а доплата за спальное местодля детей, следующих по детским билетам, взимается в том же размере, как и длявзрослых пассажиров.
Пассажирские железнодорожные тарифы(установленные на железной дороге платы и сборы за перевозку пассажиров, багажаи грузобагажа) делятся на тарифы в дальнем и пригородном сообщении. При построениитарифов в дальнем сообщении их уровень дифференцируется с учетом влияния такихфакторов, как скорость перевозки, тип используемых для перевозок вагонов,дальность поездки пассажира.
Пассажирские тарифы построены длярасстояния перевозки от 1 до 12 420 км. Для упрощения расчетов этот интервалдальности перевозок делится на пояса дальности, причем по мере увеличениярасстояния перевозки интервалы поясов дальности возрастают. Это обосновываетсятем, что зависимость себестоимости пассажирских перевозок и тарифов отрасстояния перевозки является гиперболической: темпы снижения себестоимости помере увеличения расстояния перевозки снижаются. Установлено ПО тарифных поясов,причем по мере увеличения расстояния перевозки протяженность тарифных поясовувеличивается с 5 до 550 км. Помимо упрощения порядка расчетов, применениепоясной системы способствует их автоматизации и ускоряет работу билетныхкассиров.
Пассажирыжелезнодорожного транспорта, следующие во внутреннем сообщении, подлежатобязательному личному страхованию от несчастных случаев на время поездки илипребывания на станции, вокзале. Страховые тарифы на железнодорожные билетыустановлены в размере 2 руб. 30 коп., независимо от стоимости проездныхдокументов. Пассажиры считаются застрахованными с момента объявления посадки впоезд и до момента оставления вокзала станции назначения.
4.Процедура продажи обычных билетов
Билет — документ установленной формы направо проезда по железным дорогам (в прямом, местном, пригородном илимеждународном сообщении). На билете обычно указываются его название, номер,серия, наименование станции и дороги отправления и назначения, путь следованияпри поездке с пересадками, число пассажиров, стоимость, срок годности, номерпоезда, номер и тип вагона, место, время отправления поезда и служебныеотметки. Билеты по виду и способу оформления, выдачи бывают несколькихразновидностей.
Бланковый билетиз цветнойузорной бумаги с водяными знаками состоит из трех частей. Правая часть являетсясобственно билетом, левая — корешком билета, средняя часть разрезается кассиромв зависимости от дальности поездки по соответствующей границе билета, выдаетсяна каждого пассажира, заполняется вручную. Номер поезда и дата отправления указываютсяв компостере.
На станциях малодеятельных участковжелезных дорог, где нет терминалов системы «Экспресс», проездные документыоформляются вручную. Эти операции проводятся по бланковым билетам во времятехнологических перерывов в работе системы на основе информации о наличии мест,получаемой по телефону с диспетчерского терминала системы «Экспресс».
Бланковый билет выдается для проезда ввагонах любых категорий пассажирского и скорого поездов. Он изготовлен изцветной узорчатой бумаги с водяными знаками и состоит из трех частей:
• правая сторона содержит наименованиестанции и дороги отправления и назначения, пункты следования, стоимостьпроезда, номер вагона и места, страховой сбор, время отправления и являетсяпроездным документом;
• левая сторона является корешком иостается в кассе;
• в средней части, которая являетсяконтрольным талоном, указывается перечень категорий вагонов и набор сумм,необходимых для взимания стоимости проезда. В средней части кассир производитрезку таким образом, чтобы на части контрольного купона, остающегося спроездным документом, по границе резки оставались условия и стоимость проезда.
При оформлении билета кассир долженотметить направление поездки пассажира («туда» или «обратно»). На группупассажиров кассир может оформить групповой проездной документ, в котором наконтрольном талоне, кроме обычных данных, будут напечатаны числа от 1 до 20,обозначающие число едущих. При оформлении групповой поездки кассир разрежетбланк так, что при проездном документе останется число, соответствующееколичеству пассажиров, совершающих поездку.
Никакие исправления, подчистки илипоправки на бланках проездных документов не допускаются. В случае ошибки призаполнении, резке или компостировании бланк признается испорченным, а пассажирув этом случае выдается новый проездной документ.
Все бланковые билеты отличаются междусобой цветом сетки: полный — розовый; детский — синий. Цвет сетки на групповомбилете — сиреневый. Льготный билет—проездной документ, стоимость которогорассчитана со скидкой. Для получения льготного билета в кассу должны бытьпредъявлены соответствующие документы, дающие право на получение скидки(например, удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, пенсионноеудостоверение, целевая справка учащегося общеобразовательной школы и др.). Нальготном билете цвет сетки оранжевый.
Заполняются бланковые проездныедокументы от руки чернилами либо с помощью шариковой ручки. Могут применятьсямастичные штемпели с готовым текстом. В бланк должны быть внесены фамилия, имяи отчество пассажира, номер документа, удостоверяющего личность, и служебнаястрока. На выдаваемые пассажирам проездные документы должен быть наложенкомпостер.
Он может быть как игольчатый, так имастичный. Игольчатый компостер накладывается на бланковых билетах, квитанцияхдоплат, льготных или бесплатных разовых билетах. Компостирование бланковыхбилетов проводится одновременно с корешками на перегибе после складывания ихвдвое по горизонтальной линии с захватом первой части, причем корешоквкладывают внутрь бланка. Компостер должен быть отчетливым, при этом сведениядолжны быть размещены в следующем порядке: номер поезда, число, месяц, год.Месяц обозначается римской цифрой, все остальные данные указываются арабскимицифрами, год обозначается только одной последней цифрой.
Например, компостер 225 30 0I4читается так: отправление поезда 25 первого января 2004 года. В некоторыхслучаях номер поезда может быть указан от руки, тогда год будет обозначен двумяцифрами. При проверке бланкового проездного документа проводник рассматриваетна просвет игольчатый компостер и его соответствие данным, обозначенным вручнуюна криптограмме в лицевой части проездного документа. Затем должен бытьпроверен маршрут — станции отправления и назначения, номер вагона и места. Гашениепроездного документа производится следующим образом: после сложения проездногодокумента пополам отрывается верхний угол изгиба (не более 1 см). При этом необходимо обращать внимание на то, чтобы при гашении не были повреждены никакиесведения, внесенные в билет. Погашенные проездные документы возвращаютсяпассажирам в конце поездки.
Мастичный компостер представляет собойштемпель, в котором указаны номер поезда, станция продажи билета, номер вагона,дата поездки.
При наличии системы «Экспресс»компостирование льготных или бесплатных разовых билетов может проводиться припомощи биле-топечатающего устройства на оборотной стороне талона «туда» или«обратно».
Билет системы «Экспресс» (трехслойныйслип) компостированию не подлежит, кроме особо предусмотренных случаев.
5.Процедура перевозки вещей
Ручная кладь — это легко переносимыевещи и предметы независимо от рода и вида упаковки, которые по своим размерамбез затруднения помещаются в вагонах поездов на местах, отведенных для ихразмещения. Ручная кладь следует в вагоне вместе с пассажиром и плата за ееперевозку вносится только в том случае, если вес превышает установленную норму(36 кг). Забота о целостности и сохранности перевозимой ручной клади возлагаетсяна пассажира.
Провозручной клади во внутригосударственном сообщении
Каждыйпассажир имеет право бесплатного провоза с собой на один проездной документ(билет) кроме мелких вещей ручной клади не более 36 кг, а в вагонах с 2-местными купе (СВ) — 50 кг ручной клади, размер которой по сумме трехизмерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажировперевозимые ими при себе независимо от их рода и вида упаковки, которые посвоим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предусмотренных дляразмещения ручной клади.
Припроезде в поездах дальнего и местного следования пассажир вправе дополнительнок установленной норме провезти с собой ручную кладь при следующих условиях:
· весомдо 14 кг за отдельную плату по тарифу багажа весом в 10 кг с выдачей пассажиру квитанции «багаж на руках»;
· весомдо 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ(билет) в одном купе вагона с 2-местными купе (СВ) и вагона с 4-местными купе;
· общимвесом до 150 кг в отдельном купе с оплатой полной стоимости проездныхдокументов (билетов) за четыре места.
Всчет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местногоследования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном иупакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они посвоим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещенияручной клади.
Допускаетсяперевозка в качестве ручной клади за дополнительную плату электронной, бытовой,видео- и аудиотехники, которая по сумме трех измерений превышает 180 см, независимо от наличия у пассажира ручной клади, не более одного предмета на проезднойдокумент (билет), во всех вагонах (кроме жестких вагонов с местами для сидения)поездов, в том числе и пригородных. За каждый перевозимый в поезде дальнего иместного следования и пригородного сообщения указанный предмет, независимо отего веса, взимается плата по тарифу багажа весом в 30 кг. Оформление этой перевозки в билетной кассе производится по квитанции «багаж наруках». Если перевозка указанных предметов осуществляется на дополнительнокупленный проездной документ (билет), то дополнительная плата по тарифу багажавесом в 30 кг не взимается.
Обеспечениецелостности и сохранности ручной клади, перевозимой с собой пассажиром,является обязанностью пассажира.
Недопускается размещение ручной клади на местах, предназначенных для пассажиров,а также в проходах между сиденьями, в коридорах и тамбурах вагонов.
Провозручной клади в межгосударственном сообщении
Пассажирможет провести при себе бесплатно не более 35 кг на взрослого пассажира, на ребенка до 12 лет — 15 кг.
Запрещается перевозить в составе багажаденьги, облигации, документы и другие ценности, бьющиеся и хрупкие предметы(стекло, фарфор, телевизоры, приемники, и т.д.), упакованные пассажиром илиотправителем среди других предметов багажа огнестрельное оружие, зловонные,огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасныевещества, предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа,багажу других пассажиров, или железной дороге.
Не допускается размещение ручной кладина местах, предназначенных для пассажиров, а также в проходах между сидениями,в коридорах, на площадках вагонов (тамбурах). Запрещается также перевозкакрупногабаритных вещей, не относящихся к ручной клади, размер которых по сумметрех измерений превышает 180 см. Каждый пассажир имеет право на провоз с собойна один проездной документ ручной клади не свыше 36 кг (на полный проездной документ или детский). В вагонах с двухместными купе (СВ) разрешенаперевозка ручной клади, размеры которой не превышают в сумме трех измерений 180 см и вес до 50 кг. В пригородном поезде пассажиру разрешается провезти дополнительно кустановленной норме не свыше 50 кг ручной клади за дополнительную плату.
При проезде в поездах дальнего иместного следования пассажир вправе дополнительно к установленной нормепровезти с собой ручную кладь на следующих условиях:
•за отдельную плату — до 14 кг по тарифу багажа весом 10 кг с выдачей пассажиру квитанции «Багаж на руках»;
• весом до 50 кг — на проездной документ, дополнительно купленный в одно купе вагона с двухместными иличетырехместными купе;
• с оплатой полной стоимости проездныхдокументов за четыре места в отдельном купе. Общий вес ручной клади в этомслучае не должен превышать 150 кг.
Если на перевозку ручной кладипокупается дополнительный билет, то за ее провоз плата не берется.
В счет веса ручной клади не входятпортфели, дамские сумочки, бинокли, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппараты,переносные транзисторные радиоприемники, зонты и другие мелкие вещи, размеркоторых по сумме трех измерений не превышает 100 см.
Разрешается провоз при себе детскихколясок и байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в местных и дальнихпоездах в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены ввагоне на местах, предназначенных для ручной клади.
Не допускаются к перевозке ручной кладьювещи, которые могут повредить или загрязнить вагон или вещи других пассажиров,а также заряженное оружие, зловонные, опасные, отравляющие,легковоспламеняющиеся вещества, взрывчатые материалы и другие опасные вещества(кроме случаев, предусмотренных специальными правилами).
Если пассажир не пожелает оплатитьперевозку излишней ручной клади, вес и размеры которой превышают установленныенормы, либо сдать ее для перевозки в вагоне — передвижной камере хранения илибагажом, то такая ручная кладь к перевозке не допускается.
Провоз за плату велосипедов впригородных поездах в неразобранном виде разрешается не более двух единиц втамбуре. К перевозке ручной кладью в пригородных поездах допускаются также всчет нормы бесплатного провоза стандартные баллоны с газом пропан — бутаном вемкостях объемом до 5 л, используемые для бытовых нужд и находящиеся висправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность перевозки.
Впути следования при обслуживании пассажиров проводник имеет право бесплатнопровозить только личные вещи массой до 50 кг.
6.Процедура регулирования перевозок
Подконтролем перевозок понимается проверка (ревизия) всех пассажирских, скорых,почтово-багажных и других поездов контролерами-ревизорами финансовых органовжелезных дорог.
Участиепроводников и других членов поездной бригады при ревизии и контроле вагона ипоезда обязательно.
Ревизиипоездов проводят по месячному графику, утвержденному начальником финансовогоотдела отделения железной дороги (в зависимости от подчиненности). Графикиревизий местных и дальних поездов между соседними отделениями железных дорог походу следования этих поездов согласовываются через Управление железной дороги(в зависимости от подчиненности).
Ревизиипассажирских поездов осуществляются один раз в пределах каждой железной дороги,если они следуют не более чем по двум отделениям этой железной дороги. Болееодного раза осуществляются ревизии пассажирских поездов, которые следуют потрем и более отделениям железной дороги, на не граничащих друг с другомотделениях железной дороги.
О начале ревизии пассажирского поездаревизоры ставят в известность начальника поезда и предъявляют открытые листы играфики работы. Старший или руководитель группы (бригады) обязан записать впервую графу рейсового журнала фамилии проверяющих, номера открытых листов илиудостоверений личности и предписаний. Предписания Департамента финансов МПСРоссии действительны на поименованных в них железных дорогах предписанияфинансовой службы железной дороги действительны только на этой железной дороге.Маршрут серии ФД действителен только в поименованных в нем поездах. При наличииобстоятельств, требующих внезапности (сигналы о массовом провозе безбилетныхпассажиров, запросы-требования правоохранительных органов), ревизующие могутпоставить в известность начальника поезда в процессе ревизии поезда.
Перед началом ревизии пассажирскогопоезда ревизующие проверяют у начальника поезда наличие квитанций формы РС-97«гасят» использованные квитанции контрольными щипцами и делают отметку о ихпроверке на обороте последней израсходованной квитанции, а также проверяютналичие и правильность оформления маршрутов на поездную бригаду.
Если начальником поезда были посажены вштабной вагон пассажиры, предъявившие телеграмму о необходимости срочноговыезда, которым начальник поезда не оформил проезд в течение 1 ч с моментаотправления поезда из пункта формирования или оборота или в течение 30 мин спромежуточной станции, то эти пассажиры считаются безбилетными и с нихвзыскивается стоимость проезда и налагается штраф за безбилетный проезд, а наначальника поезда составляется акт о провозе безбилетных пассажиров с отметкойв рейсовом журнале поезда.
Ревизии подвергаются все вагоны всоставе поезда: пассажирские, служебные (кроме специального назначения),почтовые, багажные, передвижные камеры хранения, вагоны-рестораны и вагоны скупе-буфетами. Частичная ревизия поезда не допускается. Начинать ревизию можнос любого вагона. При необходимости может быть проведена повторная ревизияпоезда или отдельного вагона.
К проверке проездных документовпассажиров в спальных вагонах дальнего и местного сообщений ревизоры приступаютчерез 30 мин после отправления поезда со станции формирования или оборотапоезда. Разрешается сразу после отправления поезда производить отбор билетов упассажиров вместе с проводником вагона, в пути следования не ранее выходапоезда за пределы границы станции. Проводник вагона обязан сопровождатьревизора и давать объяснения по возникающим в процессе ревизии вопросам.
Ревизия дальних и местных поездовпроводится с наименьшим беспокойством пассажиров. В ночное время проверкабилетов пассажиров спальных вагонов всех наименований проводится, как правило,у дежурных проводников вагона. При крайней необходимости ревизор имеет правосделать проверку фактического наличия свободных мест в спальных вагонах всехнаименований. При ревизии пассажирского поезда ревизор проверяет:
Ø состояниевнутреннего оборудования и съемного инвентаря в вагоне, содержание егопроводниками в надлежащем состоянии, выполнение проводниками вагонов правилобслуживания пассажиров. При обнаружении антисанитарного состояния вагонов,неисправностей системы отопления, освещения, вентиляции и других нарушенийревизор обязан потребовать от начальника поезда устранения этих недостатков исделать запись об этом в рейсовом журнале;
Ø правильностьучета расхода постельного белья и фактического наличия чистого белья, полноту учетасвободных мест в вагонах и правильность сообщаемых сведений о них. Привыявлении расхождений по учету и фактическому наличию в установленном порядкесоставляется акт;
Ø наличиебилетов, квитанций доплат и других проездных документов и соответствие ихкатегории вагона, в котором совершается проезд. У пассажиров, проезжающих побилетам со скидкой с тарифа, разовым служебным билетам, годовым и временным,необходимо проверить наличие документов, подтверждающих право пользованияуказанными билетами. Проверенные проездные документы, кроме годовых ивременных, должны быть погашены контрольными щипцами с четким оттиском;
Ø правильностьоформления проездных документов и отсутствие в них дефектов. При необходимостипроверяют правильность резки тарифной сетки соответственно расстоянию поездки иуплаченной пассажирами сумме, а также правильность оформления проездныхдокументов и взыскания платежей разъездными билетными кассирами;
Ø соответствиепровозимой пассажирами ручной клади установленным правилам ее провоза;
Ø правильностьгашения проводниками вагонов проездных документов пассажиров;
Ø продаютли в поезде катушечные билеты от остановочных пунктов, где не имеется билетныхкасс, гасятся ли билеты путем надрыва и своевременно ли вносятся денежные суммыза проданные катушечные билеты в кассы железнодорожных станций;
Ø выполнениепроводниками вагонов должностной инструкции при несении службы как в путиследования, так и на стоянках поезда;
Ø наличиеу начальника поезда квитанций на взыскание доплат и штрафа, бланковпостановлений о наложении штрафа; правильность заполнения указанных документови своевременность внесения взысканных сумм в кассу железнодорожной станциижелезной дороги.
Ревизорыобязаны внимательно относиться к просьбам и жалобам пассажиров на их обслуживаниеи через начальника поезда принимать меры к удовлетворению обоснованныхпретензий. В этих целях в дневное время после окончания ревизии в поезде потребованию ревизоров начальник поезда объявляет через поездное радиовещание отом, что в вагоне находится бригада контролеров-ревизоров, которым могут бытьвзысканы претензии по качеству обслуживания пассажиров в пути следования и настанциях посадки. Ревизоры обязаны зарегистрировать в рейсовом журналепретензии пассажиров по вопросам их обслуживания и принять соответствующие мерык их устранению.
7.Пожарная безопасность в поезде
Ответственным за организацию тушенияпожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.Действия поездных бригад при возникновении пожара в вагонах пассажирскихпоездов (том числе в багажных вагонах, почтовых и вагонах-ресторанах)определяются Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонахпассажирских поездов и Памяткой о пожарной безопасности.
При обнаружении задымленности в вагоне,появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда каждыйработник поездной бригады — начальник поезда, электромеханик, дежурныйпроводник (немедленно вызывает проводника, находящегося на отдыхе) обязаны:
• остановить поезд стоп-краном (за исключениемслучаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке,путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуациюпассажиров и препятствующих тушению пожара). В случае, когда возникновениепожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, ондолжен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;
• одновременно в случае отсутствия ваварийном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика вызвать их поцепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи исообщить машинисту локомотива;
• открыть двери всех купе, объявить иорганизовать эвакуацию пассажиров;
• обесточить вагон (в светлое времясуток), а в ночное время отключить всех потребителей, кроме цепи аварийногоосвещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а приотсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне изакрепить их на защелки;
• открыть аварийные выходы (окна), гдеони предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов ввагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери разбить илиоткрыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров.
В случае срабатывания установки пожарнойсигнализации (УПС) проводник вагона должен убедиться в достоверности еепоказания и при обнаружении пожара принять вышеперечисленные меры, а в случаеложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.
При эвакуации пассажиров проводникиаварийного и соседнего вагонов обязаны, не допуская паники и встречногодвижения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.Примерный текст оповещения пассажиров: «Граждане пассажиры! В связи с возможнойопасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходыоткрыты».
В зависимости от места возникновенияпожара эвакуацию пассажиров (по возможности) следует проводить с учетом того,что огонь распространяется в противоположном ходу поезда направлении.Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не ожидаяприбытия начальника и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушениюпожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-2б), используя первичныесредства пожаротушения и установку пожаротушения с запасом воды из системывагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для переходаиз вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.
Все работники поездной бригады обязаныприбыть к месту пожара с огнетушителями или другими средствами пожаротушения ипринимать участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара. По прибытии к меступожара начальник поезда и проводник горящего вагона должны лично убедиться вполной эвакуации пассажиров из вагона, используя при этом противогаз СПИ-26, аэлектромеханик удалить предохранитель аккумуляторной батареи на пультеуправления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель,расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полногообесточивания).
Во всех случаях при возникновении пожараначальник поезда обязан через локомотивную бригаду или дежурного по станции ипоездного диспетчера вызвать территориальное пожарное подразделение илипожарный поезд и одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящеговагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны(но не менее 10 м) или близко расположенные здания и сооружения, а такжеобеспечить удобный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинисти помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальникапоезда.
После расцепки состава начальник поездаобязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактнойсети.
Расцепку состава производятэлектромеханик и начальник поезда в следующей последовательности:
• взять у машиниста локомотива или егопомощника ключ отопления поезда и разъединить высоковольтную магистральголовного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительнодолжны быть опущены токоприемники);
• отцепить вагоны, стоящие за горящимвагоном. Для этого необходимо поднять переходные площадки горящего вагона,перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, межвагонные соединенияс обоих концов горящего вагона, привести в действие автотормоза хвостовой (оставляемойна месте) части поезда. Повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положениерасцепа и продвинуть головную часть поезда вместе с горящим вагоном нарасстояние не менее 10 м;
• отцепить загоревшийся вагон отголовной части поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося исоседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действиеавтотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернутьрычаг автосцепки в положении расцепа. Головную часть вагонов продвинуть нарасстояние 15—20 м.
При отцепке хвостовой части состава игорящего вагона, а также ограждении поезда на перегоне подавать машинистулокомотива сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на железныхдорогах Российской Федерации. Закрепление оставленной группы вагонов изагоревшегося вагона производится в соответствии с Инструкцией по движениюпоездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
Доприбытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поезднаябригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров иликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения ииндивидуальной защиты, а после прибытия командного состава на местопроисшествия руководствоваться их указаниями.
При подготовке вагонов в рейс начальникии главные инженеры пассажирских служб железных дорог, пассажирских отделовотделений железных дорог, вагонных депо, их заместители (главные инженеры),начальники (главные инженеры) дирекций по обслуживанию пассажиров обязаны недопускать отправку в рейс пассажирских вагонов с неисправностями, могущимипривести к пожару. Запрещается выпускать в эксплуатацию вагоны, не имеющиеполного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправной установкойпожарной сигнализации и пожаротушения, а также с неисправными аварийнымивыходами при их наличии в вагонах.
Все электроустановки вагона должны бытьоснащены защитой от токов короткого замыкания и других аварийных режимов,могущих привести к пожарам. Плавкие вставки предохранителей должны бытькалиброваны и иметь клейма с указанием номинального тока вставки, отвечающегономинальным значениям защищаемой цепи. Клеймо на плавкой вставке ставитсязаводом-изготовителем или дорожной электротехнической лабораторией.
Аппараты защиты должны быть вработоспособном состоянии. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционныеканалы, надпо-толочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами идругие пожароопасные узлы должны проверяться и очищаться от пыли, горючихматериалов и мусора. Периодичность очистки устанавливается в каждом вагонномдепо (участке) в зависимости от условий эксплуатации вагонов. Электродвигатели,провода, пульты управления электрооборудованием, светильники должны очищатьсяот пыли не реже двух раз в месяц.
При приемке состава поезда постояннодействующей комиссией до отправления с технической станции после выполненияобслуживающим персоналом вагонного депо (участка) работ в соответствии сИнструкцией по техническому обслуживанию оборудования вагонов ответственными иконтролирующими лицами по пожарной безопасности проводится проверка качестваподготовки вагонов в рейс. При этом проверяют следующее оборудование вагонов:
• аппараты пультов управленияэлектрооборудованием;
• потребители электроэнергии;
• выключатели и светильники;
• ограждения (кожухи) электрическихпечей отопления и их заземляющие устройства;
• уплотнения в подвагонных ящиках сэлектроаппаратурой и аккумуляторными батареями, состояние вентиляционногоканала;
•аппаратуру в подвагонных ящиках и аккумуляторные батареи;
• внутрипоездную связь (проводник —начальник поезда — машинист локомотива), радиосвязь поездного пунктарадиовещания;
• состояние установки пожарнойсигнализации (УПС).
В пультах управленияэлектрооборудованием вагонов в доступных местах (кроме опломбированных)осматривают состояние контактных соединений, жгутов с проводами и выводовэлектрических аппаратов. При этом проверяют:
• соответствие плавких вставокпредохранителей номинальному току защищаемой цепи, оговоренному в техническойдокументации или в электрической схеме вагона;
• работоспособность пакетныхпереключателей, тумблеров и автоматических выключателей;
• состояние пломб на аппаратахрегулирования, защиты регулировочных резисторов и другого оборудования, гдепломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено вэксплуатационной документации. Аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбойсчитаются неисправными и должны быть заменены исправными или проверены насоответствующих стендах и затем опломбированы.
Сопротивление изоляции электрическихцепей вагона проверяется по сигнальным лампам системы контроля замыканияпроводов на корпус вагона, находящимся на пульте управленияэлектрооборудованием вагонов. При исправной изоляции должен наблюдатьсяодинаковый накал (свечение) нитей обеих сигнальных ламп или све-тодиодов.Неодинаковое свечение ламп или светодиодов свидетельствует о неисправнойизоляции электрических цепей вагона. Вагоны с неисправной изоляциейэлектрических цепей отправлять в рейс запрещается.
При обнаружении в пультах управленияэлектрооборудованием вагонов слабозатянутых или имеющих повышенный нагревконтактов, надрывов изоляции и обрыва проводов электрических аппаратов, а также(при выборочном контроле) несоответствия номиналу плавких вставокпредохранителей проводят повторное техническое обслуживание всего внутреннегооборудования вагонов в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживаниюоборудования.
Работоспособность потребителейэлектроэнергии проверяется путем включения и отключения их с пульта управления.При этом проверяется исправность переключателей и тумблеров, а такжеконтролируется по амперметру потребляемый ток.
В доступных местах осматриваютсяпротивопожарные разделки. Проверяется состояние топок, запорных механизмовдверок, по возможности колосниковых решеток, вытяжных труб, флюгарок и наличиепламеотражателей. В помещениях вагона, котельном отделении в районе плитки дляприготовления пищи, ниши для установки кипятильника, около кухонной плитывагона-ресторана, в шкафах с электрооборудованием проверяется отсутствиепосторонних предметов.
Проверяются межвагонные электрическиесоединения. Запрещается оставлять межвагонные электрические соединения(штепсели, головки) неубранными в холостые розетки и защитные коробки. Вотопительный период времени высоковольтная магистраль отопления между вагонамии локомотивом должна быть соединена в соответствии с требованиями Инструкции потехническому обслуживанию оборудования вагонов.
Проездную бригаду выборочно проверяют напредмет знания инструкций по пожарной безопасности и по сигнализации (подачазвуковых сигналов), знания устройств и правил пользования установкойпожаротушения с использованием запаса воды, системы водоснабжения, а такжеустройств и правил пользования средствами пожаротушения.
В пути следования начальникам поездов,поездным электромеханикам, проводникам вагонов, а также лицам, допущенным кобслуживанию вагона-видеосалона и всех вагонов специального назначения,оборудованных на базе пассажирских, запрещается:
• включать под нагрузку силовую иосветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, нагревеаппаратов или отдельных мест на пульте управления, а также оставлять работающееэлектрооборудование без присмотра;
• заменять электрические лампы лампами,мощность которых выше установленной инструкцией завода-изготовителя;
• заменять сработавшие предохранители несоответствующими установленному номиналу для данной цепи;
•включать электроплитки и другие нагревательные приборы и электропотребители, непредусмотренные электрической схемой вагона;
• хранить посторонние предметы в нишах сэлектроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления,электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов, предусмотренныхконструкцией вагона;
• вскрывать кожух, ремонтировать илирегулировать электромеханический регулятор на ходу поезда. При обнаружениисработавшего предохранителя в цепи обмотки возбуждения генератора постоянноготока электромеханик имеет право во время остановки снять пломбу, вскрыть кожухи заменить предохранитель типовым, о чем должен быть составлен акт формы ФМУ-73за подписью начальника и электромеханика поезда;
• эксплуатировать вагон с утечкой токана корпус вагона;
• включать потребители электроэнергиивагона без соответствующего контроля показаний на приборах (вольтметре,амперметре);
• включать более чем на 15—20 минэлектрообогреватели водоналивных и сливных труб, не имеющие устройствавтоматического отключения;
• включать не более чем на 30—40 мин (взависимости от температуры в купе вагона) электрообогрев вагона сэлектроотоплением напряжением 3000 В в ручном режиме;
• включать электрокалориферы принеработающей вентиляции и допускать их нагрев выше 28 °С по показаниюдистанционного термометра;
• оставлять межвагонные электрическиесоединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитныекоробки;
• эксплуатировать неисправныеаккумуляторные батареи и заряжать их неустановленным способом;
• сушить одежду и другие вещи вкотельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках,дизель-генераторных установках и выпускных трубах;
• оставлять баз надзора вагоны.
По содержанию и эксплуатации приборовотопления запрещается:
•применять для растопки котлов, печей, плит и кипятильников легковоспламеняющиесяи горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, несоответствующее эксплуатационной документации на вагон;
• хранить около котла, в нишекипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы,материалы;
• топить котел, бойлер и кипятильник безводы или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами,их кожухами, разделками, без флюгар или с наращенными трубами; при отсутствиипламеотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которыхпревышает размер топки;
• оставлять без надзора действующиеотопительные приборы;
• выбрасывать на перегонах и подстанцияхв неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытыхтамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следуеттолько в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании,пунктах формирования и оборота;
• эксплуатировать вагоны с нарушенной(частично или полностью) термоизоляцией стен и перегородок, в котельныхпомещениях, кухнях, возле кипятильников и в надпотолочном пространстве в районепрохода дымовытяжных труб;
• оставлять не очищенными от пыли ипрочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, местарасположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы.
Запрещается:
• применять для приготовления пищи идругих надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, атакже утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, непредусмотренные конструкцией или модернизацией вагона;
• отогревать открытым огнем (факелом,раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженныетрубы водоснабжения, отопления и фановую;
• применять для освещения открытый огонь(свечи без фонарей, керосиновые, карбидовые лампы и т.п.);
• курить в неустановленных для этихцелей местах. Курить разрешается только в нерабочем тамбуре, оборудованномпепельницами (не менее двух);
•закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации навнутренний замок-«секретку» в пути следования поезда;
• загромождать вещами пути эвакуациипассажиров (большой, малый, косой коридор рабочий и нерабочий тамбуры);
• ремонтировать электрооборудование придвижении вагона, работающих дизель-генераторах и необесточенных цепях;
• допускать к поездке пассажиров с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
При обнаружении неисправностиэлектрического оборудования или возникновении короткого замыкания на землюлюбого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управленияпогасла, другая горит полным накалом) проводник обязан отключить всехпотребителей электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепейсигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда. Принеобходимости ремонта электрооборудования, пультов управления проводникивагонов, а также лица, допущенные к обслуживанию вагонов-видеосалонов, должнысообщить об этом электромеханику или начальнику поезда для совместного принятиямер по восстановлению работоспособности электрооборудования.
При срабатывании предохранителягенератора или аккумуляторной батареи на ходу поезда поездной электромеханик наближайшем ПТО проверяет состояние их цепей, заменяет плавкую вставку предохранителятиповой и контролирует работу всего электрооборудования вагона во времядвижения поезда при скорости свыше 40 км/ч. В случае обнаружения трудноустранимых в рейсе отказов в цепях генератора и батареи, а также повторногосрабатывания предохранителей потребители электроэнергии переключаются наэлектроснабжение от исправного вагона. При переходе на электроснабжение вагона(не более одного) от исправного соседнего вагона электромеханик обязан вначалеубедиться в полной исправности электрооборудования вагона, от которогопредполагается брать электроэнергию. При отсутствии утечек тока на корпус вобоих вагонах подключаются межвагонные соединения и включаются пакетныевыключатели, соответственно «Подача в магистраль» и «Прием из магистрали».После этого в течение не менее 15 мин осуществляется непрерывный контрольработы электрооборудования обоих вагонов. Перевод цепей потребителейэлектроэнергии на питание от другого вагона оформляют актом формы ФМУ-73 заподписями начальника поезда, поездного электромеханика, проводников аварийногои исправного вагона.
В пути следования пассажирского поезда впериод с 8.00 до 23.00 местного времени начальник поезда включает поустановленному расписанию радио и информирует обслуживающий персонал ипассажиров о соблюдении мер пожарной безопасности в поезде. Один раз в суткиконтролируется выполнение требований пожарной безопасности поездной бригадой,обслуживающей поезд, и пассажирами с отметкой в бланках ЛУ-72 или ИНУ-4. Принарушении требований пожарной безопасности начальник поезда принимает меры,предусмотренные Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонахпассажирских поездов и Правилами перевозок пассажиров, а также грузов, багажа игрузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожномтранспорте.
Проводникивагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасностипассажирами, не допускать использования ими открытого огня, включения приборов,не предусмотренных схемой вагонов, провоза легковоспламеняющихся и горючихжидкостей, курения в не отведенных для этого местах, контролировать показанияэлектроизмерительных приборов и сигнализации пульта управленияэлектрооборудованием вагона, в том числе пожарной сигнализации. Привозникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасностидвижения, проводник обязан немедленно остановить поезд стоп-краном, поимеющейся в вагоне связи или по «цепочке» вызвать поездного электромеханика илиначальника поезда.
8.Общая техника безопасности
Всеработники, обслуживающие вагоны с электрическим и комбинированным отоплением,должны пройти обучение, сдать установленные экзамены и получитьквалификационное удостоверение на право работы с электрическим икомбинированным отоплением напряжением 3000 или 380 В. В соответствии сдействующими Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Межотраслевымиправилами по охране труда (правилами безопасности при эксплуатацииэлектроустановок) начальники поездов и поездные электромеханики должны иметьквалификационную группу по обслуживанию электроустановок не ниже четвертой, апроводники — первой.
Проводникузапрещается самостоятельно ремонтировать и регулировать электрическоеоборудование системы кондиционирования воздуха, радиооборудование, УПС и СКНБ.При любой неисправности перечисленного оборудования проводник обязан отключитьих от сети и вызвать поездного электромеханика.
Все работы с высоковольтным инизковольтным электрооборудованием, его осмотр должны производиться приотключенных цепях и оборудовании. Низковольтные и высоковольтные междувагонныесоединения должны быть разъединены, токоприемник электровоза опущен, вагоныотсоединены от колонки внешнего питания.
Опаснымдля жизни человека считается напряжение свыше 12 В. Система электрооборудованияпассажирских вагонов работает на напряжении от 24 до 3000 В. Максимальноезначение тока в системах вагонов может достигать 225 А. Но даже при поражениитоком 0,05 А возможны серьезные последствия в виде ожогов, поражения тканей,сильного сокращения мышц и т.д. Ток 0,1 А при условно принятом сопротивлениитела человека 1000 Ом создает электрический удар, который вызывает фибрилляциюсердца — судорожные неритмичные сокращения сердца. Такой ток называется пороговымфибрилляционным током и считается смертельно опасным.
Проводники,обслуживающие вагоны, должны знать устройство электрооборудования этих вагонов,уметь им пользоваться и знать безопасные приемы работы. Проводники должнывладеть практическими приемами подключения и отключения потребителей, снятиянапряжения и обесточивания цепей вагона и оказания первой помощи пострадавшемуот электрического тока.
Последствияот поражения электрическим током зависят от силы и частоты тока,продолжительности его воздействия, направления прохождения через тело человека,состояния окружающей среды (влажность, проводимость пола и т.п.),индивидуальных свойств организма человека и его состояния. Электрическоесопротивление тела человека зависит от влажности и чистоты кожи, площадиповерхности соприкосновения с токоведущими частями и плотности контакта иколеблется в пределах 1000...50000 Ом.
Наиболееопасен для жизни человека переменный ток промышленной частоты 50...60 Гц. Токивысокой частоты не вызывают электрического удара, но их опасность связана своздействием теплового и электромагнитного излучения. Несмотря на то, чтотехническое обслуживание электрооборудования, в том числе соединение иотсоединение высоковольтных междувагонных электрических соединений, проводят толькоработники вагонного участка или депо, а в пути следования поезднойэлектромеханик или начальник поезда, проводник вагона должен знать правилаобслуживания электрооборудования. Запрещается оставлять свободно висящимиштепсели междувагонных соединений. После разъединения они должны быть вставленыв холостые приемники и зафиксированы.
Всеработы по осмотру и обслуживанию распределительных щитов можно выполнять толькопосле отключения цепей оборудования. Для предупреждения ошибочного включениянужно вынуть предохранители ремонтируемого оборудования, а на отключенныйаппарат повесить табличку «Не включать».
Еслиневозможно снять напряжение, то, как исключение, разрешается работать привключенных цепях под наблюдением работника, знающего правила оказания первойпомощи, с обязательным ограждением соседних токонесущих частей изолирующимматериалом.
Приработе под напряжением нельзя применять ножовки, напильники и складныеметаллические метры. Раздвижные ключи, плоскогубцы, отвертки и прочийинструмент должны быть с изолирующими рукоятками.
Очисткураспределительных щитов и шкафов от пыли в пути следования должен производитьтолько электромеханик, а в пунктах приписки или оборота вагонов —электрослесарь депо или пункта технического обслуживания. Запрещается хранитьпосторонние предметы в распределительных щитах и около электроприборов. Передотправлением в рейс необходимо проверить действие всех приборов и аппаратоввагона. При их включении или выключении не должно быть неприятного ощущенияудара током. При наличии хотя бы незначительного подобного ощущения аппаратследует выключить и вызвать электромеханика для устранения неисправностей.После включения аппаратов на щите должны загореться соответствующие сигнальныелампы. Запрещается подключать к цепям электрооборудования вагона приборы, непредусмотренные схемой, независимо от их напряжения и тока.
Навагонах некоторые аппараты работают под напряжением 220 В однофазногопеременного тока. Эти аппараты закрыты крышками с предупреждающими надписямиили расположены так, что к ним нет прямого доступа. Доступ к таким аппаратамдля обслуживания разрешается после снятия напряжения 220 В, для чего нужноотключить преобразователь нажатием кнопки «Стоп» преобразователя. Следуетпомнить, что якорь двигателя преобразователя после отключения будет вращатьсяпо инерции, поэтому работы можно начинать не ранее чем через 15 с послеотключения.
Дляотключения напряжения необходимо обесточить аккумуляторную батарею, вынувпредохранитель в цепи «+ батарея» на щите или пульте и «- батарея» под вагономна ящике. Если необходимо проверить работу подвагонного генератора на стоянкепоезда, следует соблюдать определенные меры предосторожности: оградить вагонпереносными сигналами; во время пуска генератора не касаться руками коллектора,якоря, шкива и щеткодержателей; проверить работу генератора средукторно-карданным приводом только после отсоединения карданного вала иотжатия его от генератора с помощью специального приспособления; притиратьугольные щетки и шлифовать коллектор генератора (преобразователя) вручнуюшлифовальной шкуркой № 0 с соблюдением всех мер предосторожности при помощидиэлектрического инструмента.
Придемонтаже карданного вала привода генератора обязательно должен присутствоватьначальник поезда, который по прибытии в пункт приписки вагона сообщаетработникам депо причины демонтажа карданного вала и название станции, где онбыл снят. Особую осторожность необходимо соблюдать при выполнении работ нааккумуляторных батареях. Запрещается эксплуатировать батареи при пониженном уровнеэлектролита или плотности, не соответствующей норме.
Категорическизапрещается осматривать аккумуляторные батареи в любом месте при наличииоткрытого огня (зажженные спичка, свеча, сигарета, керосиновая лампа,электролампа без специального стеклянного колпака с металлической сеткой ит.д.). Нельзя во время осмотра стучать по аккумуляторам и ящикам металлическимипредметами во избежание искрения, определять разряженные аккумуляторы путемзамыкания их выводных зажимов металлическим предметом, так как это можетпривести к образованию искры и взрыву гремучего газа.
Вовремя заряда аккумуляторов крышка ящика батареи на вагоне должна быть открыта.Во время движения поезда запрещается спускаться на подножку вагона длянаблюдения за работой привода генератора. Не допускается пользоватьсяприставными лестницами во время движения поезда и на стоянке при ремонтеэлектрооборудования. Во время движения на любой скорости категорическизапрещается заменять или вынимать предохранители генератора, аккумуляторнойбатареи, кипятильника и других потребителей, так как это отражается напрочности привода из-за сильных рывков ротора генератора.
Работы,связанные с устранением неполадок в электрической схеме водоохладителя, должнывыполняться электриками, имеющими разряд не ниже четвертого. Ремонтные работы,связанные с холодильной системой, должны выполняться механиком холодильногооборудования. Не допускается работа водоохладителя с неисправнымиэлектроприборами и приборами автоматического управления. При возникновениипосторонних шумов и обнаружении утечки хладагента необходимо отключитьводоохладитель и не включать его до устранения неисправности.
Передвключением электроплитки проводнику необходимо убедиться в исправностипакетного выключателя, открыть предохранительную крышку стола. После окончанияработы электроплитку необходимо выключить.
Передвключением кипятильника или растопкой его твердым топливом проводникунеобходимо убедиться в наличии в нем воды. Запрещается включать кипятильник приотсутствии защитного кожуха на нагревательных элементах и при отсутствии в немводы. Штепсельные розетки в коридорах следует использовать только дляподключения электрических бритв и пылесоса. Запрещается установка всветильниках ламп большей мощности, чем это предусмотрено инструкциями поэксплуатации. Все элементы высоковольтной магистрали и ящик высоковольтногооборудования должны быть заземлены на кузов вагона с помощью перемычек сечением25 мм2, элементы котла (фланец котла и защитный кожух нагревательных элементов)— перемычками сечением 12,5 мм2, при этом должен быть обеспечен постоянныйнадежный контакт элементов магистрали и котла с «землей» — кузовом вагона.
Междукузовом и рамами тележек, между рамами тележек и буксами должны бытьустановлены заземляющие перемычки, которые должны быть присоединены к тележке,буксе и кузову болтовым соединением. За всеми заземляющими соединениями иконтактами в процессе эксплуатации должен обеспечиваться постоянный контроль. Вслучае ослабления контактов или обрыва перемычек проводник должен доложить обэтом поездному электромеханику или начальнику поезда. Перемычки заземления накузове и тележках заменяются на новые в случае излома до 40 % отдельныхпроволок.
Надежностьузлов заземления должна проверяться после каждого текущего ремонта вагона, таккак нарушение контактов в цепи заземления хотя и не приводит к нарушениюнормальной работы оборудования, но оставляет его незаземленным, что нарушаеттребования техники безопасности. Сопротивление каждого контакта защитногозаземления должно быть не более 0,01 Ом. В вагонах с электрическим отоплениемпри наличии высокого напряжения запрещается мыть полы, производить влажнуюуборку.
Пассажирскийвагон считается находящимся под высоким напряжением, если он включен в составпоезда, а сам состав находится с электровозом или подсоединен к высоковольтнойколонке. Это требование не распространяется на вагоны с комбинированнымотоплением.
Приобразовании течи воды из системы водоснабжения или отопления перед устранениемее необходимо снять высокое напряжение. Удалять скопившуюся воду такжеразрешается только после снятия высокого напряжения. Перед растопкой котланеобходимо убедиться, что дверца люка для чистки газохода плотно закрыта. Передвключением нагревательных элементов котла или растопкой его твердым топливомнеобходимо убедиться в наличии воды в котле и в системе отопления. Запрещаетсявключать нагревательные элементы котла и разогревать котел дровами принедостатке в нем воды. При отсутствии воды запрещается заправка водой котла привключенных нагревательных элементах или большом разогреве топки котла дровами.
Контактынагревательных элементов котла вместе с монтажными проводами должны бытьзакрыты специальным защитным кожухом. Запрещается поднимать кожух при наличиивысокого напряжения на нагревательных элементах котла.
Запрещаетсямыть котел и оборудование котельного отделения при наличии высокого напряженияна нагревательных элементах котла.
После проведения гидравлических испытаний котла на плотность, мытья котельногоотделения, а также после отстоя необходимо предварительно до подачи напряжениязатопить котел углем для просушки.
/>/>/>/>СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инструкцияпроводнику пассажирского вагона ЦЛ-614, МПС РФ, 2000г.
2. Пассажирскиеперевозки. Пособие для проводника пассажирского вагона. Семищенко В.Н. 2005 г.
3. Организацияпассажирских перевозок, М.З. Соловейчик, Москва, 1983г.
4. Организацияжелезнодорожных пассажирских перевозок. Учебное пособие. Кудрявцев В.А.
5. Проводникпассажирских вагонов. Учебник. Болотин З.М.
6. Организацияпассажирских перевозок. Т.Н. Калинина, Хабаровск, 2007г.
7. Правилаперевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожномтранспорте Утверждены Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30
8. Основыорганизации билетно-кассовой работы. Атанова М.А., Шутов И.Н.
9. Основытранспортного экспедирования на ж.д. транспорте. Величко В.И. и др.
10. Нормативныеакты по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральномжелезнодорожном транспорте, МПС РФ, Москва 2003 г.
11. Техникабезопасности для проводника пассажирского вагона по использованииэлектроприборов, РЖД, 2008 г.
12. Багажныеперевозки. Пособие приемосдатчику груза и багажа в поездах и багажных отделенийстанций. Семищенко В.Н.