ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
Кафедра «Промышленныйсервис»
Расчетно-пояснительнаязаписка
ККУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
Подисциплине
«ОРГАНИЗАЦИЯАВТОСЕРВИСА»
Тема:«Оперативное управление участком текущего ремонта автомобилей в автосервисе»
Руководитель _________________________________Корольков Л.К.
Студент_____________________________________ Афанасьев А.В.
ФИЛИАЛ ГОУВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
Кафедра«Промышленный сервис»
ЗАДАНИЕ
длякурсового проекта по дисциплине
«ОРГАНИЗАЦИЯАВТОСЕРВИСА»
Тема курсовой работы:
«Оперативное управление участком текущего ремонта автомобилей в автосервисе»
Исходные данные:
— всего автомобилей –2500 ед.: ГАЗ – 1500 ед.; Ford –1000 ед.
— годовой пробег – 32000 км.: ГАЗ – 17000 км.; Ford – 15000 км.
— число работников научастке N = 2 чел.;
— цена нормо-часа Цн.ч.=700 р.;
— норма времени на одновоздействие Тн = 5 чел.-ч.;
— количество оборудованияна участке Nоб =1 ед.;
— количество смен Ссм.= 2;
— простои оборудования вобслуживании и ремонтеФпр. = 8 ч.;
— средневзвешанная нормавремени на одно воздействие tн = 2.5 нормо-ч.;
— средневзвешаннаястоимость одного заказа на участке ТР С = 1000 р.,
— фактический объемреализации услуг за месяц Qу = 122919р.,
— площадь участка F = 180 м2,
Содержание курсовогопроекта
Пояснительная записка
Титульный лист
Задание
Аннотация
Оглавление
Введение
1. Характеристика участка ТР
2. Определения емкости рынка:
Расчет емкости рынкаавтоуслуг СТО;
Расчет емкости рынкаавтоуслуг участка ТР
3. Планирования производственной программы:
Расчет плановой расчетноймощности при механизированных работах
4. Оперативно производственный анализ участка ТР
5. Определения уровня загрузки производственных мощностей
6. Анализ отклонений экономических показателей
7. Анализ спроса на услуги
8. Анализ длительности производственного цикла
9. Анализ квалификации, качества и уровня пригодностиперсонала для работы с клиентом
10. Разработкамероприятий по повышению эффективной деятельности участка
Выводы
Литература
Приложение
Срок выдачи задания длякурсового проекта «_____»______________
Задания принял __________________________/
Срок защиты курсовогопроекта.
Руководитель курсовогопроекта ________________/
Аннотация
«Оперативное управлениеучастком текущего ремонта автомобилей в автосервисе»
В курсовом проектепредставлена характеристика участка ТР, определена емкость рынка СТО и участкаТР, выполнен расчет плановой производственной мощности при механизированныхработах, осуществлен оперативно-производственный анализ участка ТР, анализотклонений экономических показателей, анализ спроса на услуги, анализдлительности производственного цикла, анализ квалификации, качества и уровняпригодности персонала для работы с клиентурой, разработаны мероприятия поповышению эффективной деятельности участка.
Данный курсовой проектможет быть применен для определения оперативного управления участком ТР вусловиях действующей СТО.
Оглавление
Введение
1. Характеристика участка
2. Определение емкости рынкаавтоуслуг
2.1 Расчет емкости рынка автоуслугСТО
2.2 Расчет емкости рынка автоуслугучастка
3. Планирование производственнойпрограммы
3.1 Расчет плановой производственноймощности при механизированных работах
4. Оперативно-производственный анализучастка
4.1 Определение уровня загрузкипроизводственных мощностей участка
5. Анализ отклонений экономическихпоказателей
6. Анализ спроса на услуги
7. Анализ длительностипроизводственного цикла
8. Анализ квалификации, качества иуровня пригодности персонала для работы с клиентурой
9. Разработка мероприятий поповышению эффективной деятельности участка
Выводы
Литература
Приложения
Введение
Автомобилестроение – весьма значимая отрасль промышленности.По результатам 2001г. ее выпуска в текущих ценах составил 26% от объемапроизводства машиностроения (2000г. -24%), или 4,3 % от общепромышленноговыпуска (2000г. – 3,9%). По составлению на декабрь 2001г. в отрасли было занято602 тыс. чел., что составляет 15,5% от занятых в машиностроении и 5,6% — впромышленности (200г. – 6,5 тыс. чел).
Политическое исоциально-экономическое преобразования, произошедшие в нашей стране,способствовали развитию отечественного автомобиля строения и увеличению импортаиностранных автомобилей. В тоже время в России сохраняется очень высокийпоказатель аварийности по причине неудовлетворенного технического состоянияэксплуатируемых автомобилей. Такое состояние автопарка требует усиленноговнимания к его обслуживанию и ремонту, реализации новых подходов к организацииавтосервиса. Предлагаю рассмотреть эту проблему в следующих направлениях:гарантийный ремонт, обеспечения запасными частями, провидения техническогообслуживания, текущего ремонта, оказания сопутствующих услуг по страхованиюавтомобилей, их аренде или покупке в кредит, лизинг и т.д.
Для достиженияоптимального уровня сервиса необходимо, чтобы фактические значения цены,качества, времени, и разнообразие предоставляемых услуг не отличались отсреднерыночных более чем на 5 – 10%. В настоящие время существует и широкоиспользуется понятие aftermarket (последующий рынок). Речь идет о после продажном сервисе автомобилей.
Ценовая политика многихкрупных «иномарочных» центров не позволяет пока большинству клиентов пользоватьсяих услугами. Бесспорно, что только уполномоченный дилер может обеспечитьмаксимальный уровень сервиса и качества по диагностике, обслуживанию и ремонтуиномарок. Однако при обеспечении должностного качества в условиях жесткойценовой конкуренции малые предприятия автосервиса могут успешно функционировать
Их клиент всегда будетзаинтересован в получении необходимых ему услуг в непосредственной близости отместа проживания и по низким ценам.
Основным преимуществоммалого бизнеса является гибкость в работе и способность налаживать личныйконтакт с потребителем. Обслуживание любимого автомобиля для владельца являетсятаким же аварийным процессом, как и его отношения к личному гардеробу. Обычнодля пошива оригинального костюма или платья потребитель склонен обращаться к«своему» портному, который давно знает клиента, особенности своего характера ифигуры. Только небольшая фирма будет стараться нестандартно подойти к проблемеклиента, пытаясь выполнить ремонт в удобное для него время и обеспечить поискнеобходимых запасных частей по «договорной» цене.
Для создания предприятияпо оказанию услуг по техническому обслуживанию и техническому ремонту требуетсярешить ряд организационных, производственных и финансовых вопросов, а такжеизучить спрос на услуги в данном районе, т.е. провести маркетинговоеисследование. С этой целью разрабатывается бизнес-план, который описываетосновные аспекты деятельности будущего коммерческого предприятия, анализируетпроблемы, возникающие в процессе реализации.
В первые годы реформпроизводство в автомобилестроении сократилось весьма значительно. В 1995г.уровень выпуска составил лишь половину от уровня 1990г. Основной вклад всокращения выпуска отрасли внесло производство грузовых автомобилей.Производство же легковых автомобилей и автобусов сократилось лишь на четверть.Посткризисный подъем 1999г., хотя и был значительным, но в то же время он былнепродолжительным – уже в 2000 г. темпы прироста производства в отрасли,оказались весьма скромными ( + 3,3% ).
Исключением являетсяпроизводство автобусов – здесь в 1998г. спад отсутствовал, а посткризисноеоживление продолжалось два года. В результате выпуска автобусов вышел нарекордный уровень – в 2001г. их произвели почти на 5% больше, чем в 1990г. Взначительной мере это объясняется переориентацией на выпуск автобусов особомало класса.
1.Характеристика участка ТР
На участке ТР:
— площадь участкаТР — 180 м2;
— количествоработников — 2 чел.;
— оборудованиесоставляет — 1 ед.
Технологический процессна участке.
Порядок проведения ТР прииспользовании линии гарантийного обслуживания в основном аналогичен порядкупроведения работ на тупиковых постах. Работы ТР могут выполняться сопределенной корректировкой, вызванной последовательным расположением рабочихпостов, часть из которых размещена на напольном конвейере. Линии гарантийногообслуживания оснащены диагностическим и смазочным оборудованием, и все работы,кроме требующих специальных стендов, проводятся на соответствующих ее постах.Первичным технологическим документов для ТР являетсяоперационно-технологические карты по следующим видам работ:разборочно-сборочным; регулировочным; крепежным; а также устранением мелкихнеисправностей .
2Определение емкости рынка автоуслуг
2.1 Расчетемкости рынка автоуслуг СТО
Таблица 1 Расчет емкостирынка автоуслуг СТОМарка автомобиля
Число
автомоби-
лей в
регионе, ед.
Годовой
пробег,
тыс. км
Удельная
трудоем-
кость на
1 тыс. км,
чел-ч
Цена
нормо-
часа, р
Коэффи-
циент само-
обслужива-
ния
Емкость
рынка, р.
ГАЗ
Ford
Итого:
4500
3000
17
15
2.0
2.0
500
500
0.4
0.4
30600000
18000000
48600000
2.2 Расчетемкости рынка автоуслуг участка Т.О.,Еуч, р.
Еуч. = Е*Ор., (1)
где Е — емкость рынка СТО, принимается из табл.1;
Ор.-примерное распределение объемаработ на СТО, в % (10%) [5]
Еуч.= 48600000*0,1 =4860000
3. Планированиепроизводственной программы
3.1 Расчетплановой производственной мощности при механизированных работах
3.1.1Количествовоздействий за год Вг, ед.
Вг =/> ηчηо ηс, (2)
где Фг.о. — годовой фонд времени оборудования, ч. (принимается 1998 ч.);
Тн – норма времени наодно воздействие, чел.-ч. (Тн=5)
ηч- коэффициентиспользования рабочего времени (ηч = 0,8)
ηо–коэффициент технической готовности оборудования (ηо = 0,95)
ηс – коэффициентсезонности, зависящий от вида услуг(ηс =0,8).
Вг = (1998/5)* 0,8 *0,95*0,8=243
3.1.2Число платных нормо-часов за год Пн, чел. -ч
Пн = Вг* Тн, (3)
Пн=243 *5=1215
3.1.3Плановая производственная мощность при механизированных работах
ПМм, р
ПМм = Пн* Цн.ч.* Nр* Nоб. (4)
где Цн.ч.-цена нормо-часа, р. (Цн.ч.=700)
Nр – число работников на участке (Nр =2)
Nоб. — количество оборудования научастке (Nоб.=1)
ПМм=1215*700*2*1=1701000
4. Оперативно-производственныйанализ участка ТР
Оперативно –производственный анализ заключается в анализе использования производственныхмощностей и оборудования. Его цель состоит в определении уровня загрузкимощностей и их резервов, уровня использования производственных площадей исоответствия структуры спроса и структуры производственных мощностей.Результаты анализа используются при планировании производственной программыпроизводственному подразделению СТО, а также при определении эффективности ихдеятельности.
4.1 Определениеуровня загрузки производственных мощностей участка ТР
4.1.1Определение фактического общего фонда времени работы оборудования
за месяц Фоб.м,ч
Фоб.м. = Др.м *Тсм.*Ссм,, (5)
где Др.м –количество рабочих дней за месяц, дн. ( Др.м = 22дн.);
Тсм. – продолжительность смены, ч. ( Тсм= 8 ч.);
Ссм – количество смен (Ссм=2).
Фоб.м. = 22 * 8 * 2 = 352
4.1.2 Определениекоэффициента экстенсивного использования оборудования
η =/> , (6)
где Фпр –простои оборудования в обслуживании и ремонте, ч (Фпр=8).
η = />=0,97
4.1.3Определение фактической мощности оборудования в натуральном выражении Мф.н.:
Мф.н.= /> ; (7)
Где tн - средневзвешенная норма времени наодно воздействие, нормо -ч. (tн=1,1);
Мф.н.= />=137
4.1.4Определение фактической мощности оборудования в стоимостном выражении Мф.с, р
Мф.с.=/>, (8)
где С — средневзвешенная стоимость одного заказа на участка, р (согласно заданияС=700).
Мф.с.=/>= 136576
4.1.5Определение максимальной мощности оборудования в натуральном выражении Мmax.н, воздействий
Мmax.н= />, (9)
где Фоб.max.- максимальный фонд времени работыоборудования за месяц, ч (предлагается, что максимальный режим работы – двесмены, без выходных, 31 рабочий день, Фоб.max.= 2· 31 · 8 = 496 ч.)
Мmax.н= />= 192,4
4.1.6Определение максимальной мощности оборудования в стоимостном выражении Мmax.с, р
Мmax.с= /> , (10)
Мmax.с= /> =192448
4.1.7Определение коэффициента использования максимальной мощности оборудованияКисп.max
Кисп.max.= />., (11)
где Qу – фактический объем реализации услуг за месяц, р.(Qу =122919).
Кисп.max.= />=0,63
4.1.8Определение коэффициента использования фактической мощности оборудованияКисп.ф
Кисп.ф.= />, (12)
Кисп.ф.= />=0,9
4.1.9Резерв использования максимальной мощности оборудования Rм, р
Rм = Мmax.с – Qу. (13)
Rм = 192448 – 97776 =55308
4.1.10Резерв использования фактической мощности оборудования Rф., р
Rф. = Мф.с. – Qу. (14)
Rф. = 315840 – 122919= 192921
4.1.11Реализация услуг на 1 м2 площади участка f, р/м2
f= />, (15)
где F — площадь участка, м2.(F=180)
f= />= 683
4.1.12Определение интегрального коэффициента использования оборудования К
К = Кисп.ф.η, (16)
где η – коэффициентэкстенсивного использования оборудования (η =0,97).
K=0,9*0,97=0,873
5. Анализотклонений экономических показателей
Заполнив таблицу(Приложение 1), провели анализ отклонений экономических показателей.
По плану объём услуг задень составляет 8000 рублей, фактически объем услуг составил 7000 рублей.Вследствие этого отставание от плана в финансовом выражении составило 1000рублей.
За текущий деньпланировалось обслужить 8 автомобилей, но фактически было обслужено 7автомобилей. Один автомобиль остался на станции, по причине неисправностиподъемника, что не соответствует сроку исполнения заказа.
Отклонения в организациипроизводства произошли по причине:
Неисправности подъемника– необходимо произвести ремонт подъемника и провести профилактическое ТОоборудования.
6. Анализспроса на услуги
Проанализировав данные“Отчёта по спросу за месяц” (Приложение 2) можно сделать вывод о том, чтофактическая мощность участка ТР -137 чел.-ч. не соответствует общему спросу -440 чел.-ч. на предоставляемыеуслуги, поэтому имеет место избыток мощностей, как видно из отчета -303 чел.-ч.Коэффициент исполнения равен 3,21.
Из 176 автомобилей,которые требовали обслуживания, 6 автомобилей не получили должногообслуживания, что видно из колонки “Неудовлетворенный спрос”, которая показала,что 3 автовладельцев не удовлетворены из-за низкой культуры обслуживания и 3из-за нарушения технологии.
Мероприятия по устранениюпричин неудовлетворительного спроса:
— организовать лекции поделовой этики при работе с клиентами и изучить четыре правила хорошей работыслесаря с клиентом;
- применять технологические карты приТР автомобилей.
7. Анализдлительности производственного цикла
Для анализа заполнилитаблицу 2 “Расчёт среднего коэффициента технологического времени”. Из таблицы 2видно, что длительность производственного цикла равна 17 ч. 20 мин.;технологическое время – 6 ч. 00 мин.; следовательно, коэффициенттехнологического времени равен 0,34.
Проанализировав данные“Суточного графика загрузки участка” и данные Таблицы 2: “Расчёт среднегокоэффициента технологического времени” можно сделать вывод, что длительностьпроизводственного цикла можно сократить за счет:
1.Уменьшениямежоперационных и внутрисменных перерывов.
2.Нормирования длительностипредставления услуг.
Таблица 2 Расчет среднегокоэффициента технологического времени
Иванов И.И.Время
Длительность
производственного
цикла, ч. мин.
Технологическое
время, ч. мин.
Коэффициент
технологического
времени Заезда Выезда /> /> /> /> />
7.45 10.15 2.30 2.00 0.86
10.20 12.45 2.25 2.05 0.91
13.15 14.15 1.00 0.50 0.83
14.25 15.55 1.30 1.20 0.9
Всего: 7.35 6.15 0.84
Петров П.П.Время
Длительность
производственного
цикла, ч. мин.
Технологическое
время, ч. мин.
Коэффициент
технологического
времени Заезда Выезда /> /> /> /> />
16.00 17.30 1.30 1.15 0.88
17.40 19.40 2.00 1.50 0.91
20.00 21.50 1.50 1.35 0.9
22.00 16.09.0910.00 12.00 2.00 0.16
Всего: 17,2 6.00 0.34
8. Анализквалификации, качества и уровня пригодности для работы с клиентурой
Заполнив таблицу(Приложение 4), провели анализ квалификации, качества и уровня пригодности дляработы с клиентурой по техническим и сервисным характеристикам. По 5-ти бальнойсистеме слесарь Иванов И.И. набрал 56 балла, слесарь Петров П.П. 55 балла,причем максимальное число баллов, которое может набрать слесарь не более 70, аминимальное-28(уволить!).
Слесарь Иванов И.И. имеетнизкие показатели:
1.По мастерству – 3 балла– направить на курсы повышения квалификации.
2.По уровню техническихзнаний – 2 балла – направить на обучение, выдать специальную литературу.
3.По отношению к рабочемуместу – 2 балла – провести инструктаж по правилам техники безопасности.
4. По внешнему виду – 3балла – выдать спецодежду и организовать периодическую стирку.
Слесарь Петров П.П. имеетплохие показатели:
1. По мастерству – 3балла – направить на курсы повышения квалификации.
2. По внешнему виду – 2балла – выдать спецодежду и организовать периодическую стирку.
3. По отношению к клиенту– 2 балла – направить на курс лекций по деловой этике.
9.Разработка мероприятий по повышению эффективной деятельности участка
На основании расчётарезерва использования фактической мощности, равного 192921рублей, участка ТР ианализа отклонений экономических показателей рекомендуется:
· Увеличить загрузку участка ТРдополнительными услугами на 192921 рублей – резерв мощностей.
На основании отчёта поспросу на услуги за месяц видно, что реализованный спрос равен 176 ед.;неудовлетворенный – 6 ед., в том числе из-за низкой культуры обслуживания – 3;из-за нарушения технологии – 3.
Рекомендуются следующиемероприятия:
1.Ознакомить работников суставом предприятия.
2.Ввести технологическиекарты.
Коэффициенттехнологического времени 0,34.Для его сокращения рекомендуются следующиемероприятия:
1.Уменьшениямежоперационных и внутрисменных перерывов.
2.Нормированиядлительности представления услуг.
Для повышенияквалификации работников, набравших по 5-ти бальной системе 55 и 56 балла,рекомендуются следующие мероприятия:
1. Направить на обучение,выдать специальную литературу.
2.Провести инструктаж поправилам техники безопасности.
3. Направить на курс лекцийпо деловой этике.
4. Направить на курсыповышения квалификации
Для повышения уровняпригодности для работы с клиентурой рекомендуются следующие мероприятия:
1. Выдать спецодежду иорганизовать периодическую стирку.
2. Направить на курслекций по деловой этике.
3. Улучшить отношение кклиентам
Вывод
Курсовой проект выполненна основании задания и по каждому пункту задания.
В первом пункте курсовогопроекта приведена характеристика участка, в котором раскрыт технологическийпроцесс на участке и работы, которые на нем производятся.
Во втором пунктекурсового проекта произведен расчет рынка автоуслуг СТО равный 4860000 рублей.С помощью таблицы 1, в которой приведено число автомобилей в регионе- 7500,годовой пробег- 32000 км., удельная трудоемкость на 1 тыс. км.- 4, ценанормо-часа- 1000р. и коэффициент самообслуживания — 0,8. На основании этихданных была рассчитана емкость рынка автоуслуг участка ТО по автомобилям ГАЗ и Ford, которая составила 48600000 рублей.
В пункте “Планированиепроизводственной программы” рассчитаны: плановая производственная мощность примеханизированных работа- 1701000рублей и число плановых нормо-часов загод-1215.
В пунктепроизводственного анализа произведен анализ производственных мощностей иоборудования. Этот пункт показал каков уровень загрузки мощностей-192448 рублейи их резервов –192921 рублей, уровень использования производственных площадей–683 р/м2 и соответствие общего спроса-440 чел. -ч. и фактическоймесячной мощности-137 чел.-ч. Результаты анализа используются при планированиипроизводственной программы производственному подразделению СТО, а также приопределении эффективности их деятельности.
Анализ отклоненияэкономических показателей показал несоответствие фактических показателей-7000рублей установленных планом-8000 рублей, нормам и требованиям. С помощью этогоанализа была получена информация для разработки мероприятий по устранениюотклонений и повышению эффективной деятельности СТО.
Анализ длительностипроизводственного цикла показал, что технологическое время –12ч.15мин. меньшевремени производственного цикла-24ч.55мин. Это свидетельствует о нарушениипроизводственной программы (большое время межоперационных перерывов, неполнаязагрузка оборудования и т.д.). Это несоответствие видно из “Суточного графика загрузкиучастка”.
Анализ квалификации,качества и уровня пригодности работников для работы с клиентурой показал, чтоони нуждаются в повышении своих технических и сервисных характеристик, т.к.слесари набрали-55 и 56 балла.
Данный курсовой проектможет быть применен для определения оперативного управления участком ТР вусловиях действующей СТО.
Литература:
1. Марков О.Д. Автосервис: Рынок,автомобиль, клиент. М., Транспорт,1999г.
2. Напольский Г.М. Технологическоепроектирование автотранспортных предприятий и станций техническогообслуживания, М., Транспорт, 1993г.
3. Управление автосервисом: Учебноепособие для вузов / Под общей редакцией д.т.н., проф. Л.Б. Миронина. М.,«Экзамен», 2004г.
4. Фастовцев Г.В. Организациятехнического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Учебное пособие. М.,1989г.
5. Корольков Л.К. Методическиеуказания к курсовому проекту по дисциплине «Организация автосервиса», Смоленск,2007г.
Приложение1
ОТЧЕТ
СТО №1 ЗАЯВКА Участок ТО
Дата
15.09.09 Подпись мастера
За текущий
день План, р. Фактически, Р.
Отставание (-)
Опережение (+) 8000 7000 -1000
Заполняется мастером (бригадиром) и сдается диспетчеру в
конце дня
С начала
месяца 88000 86000 -2000 Принято за день Выдано
Осталось в
работе
Требуется
на следующий день Число автомобилей 8 7 1 7 Объем работ, р. 8000 7000 1000 7000 Номер автомобиля с просроченным сроком
Объем
работ, р.
Дата
приемки
автомобиля
Дата
выдачи
автомобиля
Причины
срыва срока Принятые меры У456УУ67 1000 15.09.09 16.09.09 Неисправность подъемника Профилактическое ТО
Приложение2
ОТЧЕТ ПОСПРОСУ ЗА МЕСЯЦВид услуг
Реализованный
спрос Неудовлетворенный спрос Общийспрос чел.-ч. Фактическая месячная мощность
Нехватка
(-),
избыток
(+)
мощностей Коэффициент исполнения Всего требований
В том числе удовлетворено
(клиент доволен) Всего В том числе по причинам Низкая культура Нарушение технологии Некачественные запчасти
Загрузка
мощностей ТО 176 170 6 3 3 _ _ 440 137 -303 3,21