Министерствообразования и науки Украины
Севастопольскийнациональный технический университет
Кафедра– «Судовождение и безопасность судоходства»
Факультет– «Морские технологии и сооружения»
РЕФЕРАТ
подисциплине: «Основы несения штурманской вахты»
натему: «Обязанности вахтенного помощника капитана при плавании судна вштормовых условиях»
Севастополь
2006
Содержание
Введение
1.Предупреждающие действия вахтенного помощника капитана при штормовой опасности
1.1Использование РЛС
1.2Подготовка судна к штормовым условиям
2.Действия вахтенного помощника капитана в штормовых условиях
3.Осуществление поворота в штормовых условиях
4.Расхождение с циклоном
Заключение
Литература
Введение
При плавании судно подвергается влиянию неблагоприятныхвнешних факторов — волнение; ветер; течение; ограничение видимости (туман!дождь, снег); редкие природно-климатические явления (громы, цунами, водовороты,сулои) и т.п.
Воздействуя в комплексе, эти гидрометеорологическиеявления подвергают судно и экипаж опасности. Самым классическимраспространенным сочетанием этих факторов является шторм. Статистка аварийговорит о том, что относительное число гибнущих морских судов не уменьшается.Ежегодно тонет около 1 % мирового флота. Если же учесть штормовые повреждения,потери палубного груза, то значимость убытков при плавании в неблагоприятныхгидрометеорологических условиях еще больше возрастает.
Волнение моря вызывает бортовую, килевую и вертикальнуюкачку судов. В результате возникает опасность опрокидывания судов, смещениягрузов, повреждения корпуса, палубного груза, устройств и механизмов. Крометого, уменьшается скорость хода и ухудшаются условия обитаемости и работыэкипажа.
1. Предупреждающие действия вахтенного помощникакапитана при штормовой опасности
Перед выходом в море, независимо от продолжительностипредстоящего плавания и прогноза погоды, судно должно быть подготовлено кплаванию в штормовых условиях. С приближением шторма, о котором могутпредупреждать местные природные признаки погоды, полученное по радио штормовоепредупреждение или принятая факсимильная карта погоды, вахтенный помощникдолжен предпринять все меры по уточнению этой информации. Далее, он обязанопределить глубину, протяженность, примерное направление и скорость перемещенияштормовой зоны или циклона. По барической тенденции давления, координатамциклона с факсимильной карты или по радио, местным признакам погоды оценитьрасстояние до центра циклона и определить ожидаемое в районе плаваниянаправление ветра и курсовой угол волны. При приближении к штормовому району ипри плавании в нем для точного анализа обстановки дать команду подвахтенномурулевому определять каждые 30 минут и вести графики:
— направления и скорости ветра;
— изменения атмосферного давления;
— волнения;
— температуры воздуха и воды.
1.1 Использование РЛС
Вахтенный помощник обязан широко использовать судовуюРЛС для получения дополнительной информации о шторме:
— зоны и конфигурация облачности и осадков;
— направление и скорость их перемещения.
Он должен проанализировать степень грозящей опасностисудну и возможные последствия от шторма. При этом следует руководствоватьсясоображениями безопасности, экономической целесообразности и правилами, хорошейморской практикой для уклонения от зоны прохождения шторма.
1.2 Подготовка судна к штормовым условиям
Вахтенный помощник обязан подготовить судно кплаванию в штормовых условиях. Для этого необходимо:
— оповестить весь экипаж о предстоящем шторме, информировать опорядкепередвижения по судну, дать команду на вооружение штормовых лееров;
— произвести надлежащую балансировку судна. Если есть необходимость,свести к минимуму свободные поверхности в танках, уточнить элементыостойчивости судна;
— проверить рулевое устройство (основное, запасное, аварийное), переход наручное управление;
— осмотреть крепление якорей, палубные клюзы зацементировать, задраитьвентиляционные лючки, иллюминаторы, двери с литерой «П»
— проверить герметичность трюмов, горловин танков, водонепроницаемыхдверей, особенно в наружном корпусе судна, а также надежность крепления рамп,аппарелей, бегущего и стоячего такелажа, грузовых стрел, спасательных шлюпок,трапов, предметов на палубах и в судовых помещениях;
— замерить льяльные воды, опробовать водоотливные средства, убедиться висправности сигнализации, проверить работу клапанов на воздушных трубах танков,исправность шпигатов, штормовых бортиков;
— проверить средства внутрисудовой связи, переносныеприемопередатчики.
2. Действия вахтенного помощника капитана в штормовыхусловиях
При плавании в штормовых условиях вахтенный помощниккапитана и весь расчет ходового мостика должны особенно тщательно исполнятьсвои обязанности по управлению судном. По результатам оценкигидрометеообстановки они должны выбрать курс и скорость движения судна,используя Универсальную диаграмму качки. С учетом конструктивных особенностейсудна, характера груза и надежности его крепления, стараться избегатьрезонансной бортовой качки, «слеминга» — ударов волн подднище в носовой части судна и «разгона»главного двигателяиз-за выхода винта из воды при килевой качке. Избегать этих явлений нужно путемперекладки руля и изменения режима работы главного двигателя.
Опасным является движение на попутной волне, особеннокогда длина судна близка к длине волны, а его скорость равна скорости волн. Вэтом случае возможны разворот и опрокидывание судна. Это явление называется «брочинг».
Одна из главных задач для вахтенного помощника — ведениесчисления пути судна и определение его места с достаточной периодичностью дляуверенного определения суммарного сноса судна. При штормовании снос судна можетбыть очень значительным и опасным при плавании вблизи навигационных опасностей.
Кроме того, вахтенный помощник должен вестинаблюдение за поведением судна на волнении с целью обнаружения поступающейвнутрь корпуса воды по следующим признакам:
— увеличение периода бортовой качки;
— появление и постоянное увеличение статического крена;
— изменение статического крена с одного борта на другой;
— изменение дифферента;
— увеличение заливаемости палуб без внешних признаков усиления ветра иволнения;
— выход воздуха из вентиляционных труб, мерительных и воздушных трубок.
Если штормовые условия настолько сложные, что создаютугрозу безопасности судна, необходимо следовать в ближайший порт-убежище, либоустанавливать курс и скорость, наиболее благоприятные относительно ветра иволны.
3. Осуществление поворота в штормовых условиях
Зачастую случается так, что во время шторма необходимовыполнить какие-либо работы на верхней палубе. Делать это следует с соблюдениемвсех мер безопасности.
Не менее опасным, чем работы на верхней палубе, являетсявыполнение маневра «поворот» в штормовую погоду. Для успешного выполненияповорота производят расчет предполагаемого поведения судна на новом курсе.Поворот может сопровождаться значительным креном. Поэтому, перед поворотомвахтенный помощник совместно с боцманом или старпомом должен еще раз обойтисудно и убедиться, что все иллюминаторы и двери закрыты; грузы, такелаж,шлюпки, трапы надежно закреплены. О предстоящем повороте необходимо оповеститьпо судовой трансляции экипаж, предупредить вахтенного механика о готовности креверсу, а на руль поставить опытного рулевого.
Выбрав момент сразу после прохождения серии крутых волни усиленной качки судна, приступают к повороту. Поворот выполняют в кратчайшийсрок, до подхода серии крупных волн. Машине дают полный ход и рульперекладывают на борт. Поворот под ветер с курсов против волны происходитбыстрее, чем поворот на ветер. Заняв положение лагом к волне, судно можетполучить значительный крен. В это время нельзя отводить руль или сбавлять ход.Всякое замедление движения подвергает судно воздействию целой серии волн иухудшает его положение. На новом курсе нужно сбавить скорость и тщательноосмотреть судно, т.к. от значительного крена или ударов волн могут ослабнутькрепления палубного груза, стрел, трапов.
Поворот носом под ветер на заднем ходу, как частныйслучай поворота в шторм, может быть рекомендован судам, которые до повороталежали в дрейфе лагом к волне. Такие суда в случае потери управления во времяизменения хода с переднего на задний и разворота лагом к волне не окажутся вхудшем положении. Поворот под ветер работой машин задним ходом можетиспользоваться для судов в балласте и со слабыми машинами.
4. Расхождение с циклоном
Особую опасность представляют циклоны. Вахтенныйпомощник обязан знать правила маневрирования судна в зоне тропического циклона.
Случай 1. Если судно находится в наиболее опасной(левой передней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движенияциклона заблаговременно, т.е. вдали от его центра, то следует идти так, чтобыветер был с левого борта, и, по возможности, держать курс перпендикулярно путидвижения циклона. Это позволит уйти в наименее опасную (правую переднюю)четверть циклона. Если нет уверенности в том, что удастся пересечь путьдвижения тропического циклона на значительном удалении от центра, то не следуетпытаться выполнить этот маневр на судах даже с мощными машинами.
Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной(левой передней) четверти тропического циклона и не может пересечь путьдвижения циклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центрациклона, приведя ветер на носовые курсовые углы левого борта. Если удалиться отцентра тропического циклона на значительное расстояние не удается, то суднодолжно удерживаться носом против волны, работая машинами.
Случай 3. Если судно приближается к циклону состороны его наиболее опасной (левой передней) четверти, нужно изменить курс наобратный и поступить так, как указано в случае 2.
Случай 4. Если судно находится в правой переднейчетверти тропического циклона, нужно стремиться уйти от центра циклона курсом,перпендикулярным пути его движения, проведя ветер по левому борту.
Случай 5. Если судно находится в правой переднейчетверти тропического циклона и не может держать курс перпендикулярно путидвижения циклона, то следует привести ветер на кормовые курсовые углы левогоборта и идти полным ходом.
Случай 6. Если судно догоняет тропический циклон,нужно уменьшить скорость, приведя ветер по правому борту и ожидать, пока циклонне удалится.
Каждый из описанных выше способов расхождения с центромтропического циклона и маневрирования в зоне его действия не являетсясовершенным, поэтому следует использовать все данные о пути и скорости движениятропического циклона, чтобы своевременно принять меры для безопасногорасхождения с ним.
Заключение
Под штормованием судна принято понимать вынужденное изменение курсасудна, изменение режима работы силовой энергетической установки для уменьшениявоздействия шторма на судно, груз и людей. При этом лучше принять решениезаблаговременно, чем дожидаться, когда шторм нанесет разрушение судну илигрузу. Решая задачу штормования, необходимо учитывать силу, характер инаправление ветра, волнения, наличие в районе плавания навигационныхопасностей, интенсивность судоходства и пути движения судов, очертание береговойчерты, имеющиеся глубины, бухты, удобные якорныестоянки,порты-убежища, конструктивные особенности судна, характер загрузки, соотношениеразмеров судна и длины волны. Всё это вахтенный помощник капитана обязан знать,умело и своевременно применять свои знания на практике и заблаговременно бытьготовым ко всем трудностям, возникающим в штормовых условиях плавания судна.
Литература
1.Л.Е. Курочкин, А.Г. Нестеров, изд. 2 доп. Судовождение. Основы несенияштурманской вахты на судах Украины 2004г. — 66 с.
2. Устав службы на судах государственных пароходствУкраины. — Од.: ДМРТУ, 1994. — 60 с.