Реферат по предмету "Транспорт"


Навигационный проект перехода судна типа "Сормовский" по маршруту "Евпатория – Алжир"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
КАФЕДРА «СУДОВОЖДЕНИЯ»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Обеспечение навигационной безопасности»
На тему: Навигационный проект перехода судна типа «Сормовский» по маршруту«Евпатория – Алжир».
Студента:
Ситко ДмитрияАлександровича
Шифр:998168
Курс:5
Руководитель:
Кудрявцев ВикторГеоргиевич
КИЕВ – 2006

Задание
 
Подисциплине: «Обеспечение навигационной безопасности»
Тема:«Навигационный проект перехода судна типа «Сормовский», по маршруту портЕвпатория – порт Алжир».
1. Задание:
Наосновании исходных данных произвести расчёты по выбору безопасного иэкономичного маршрута перехода, для чего:
1)изучить условия плавания по маршруту перехода;
2)подобрать и подготовить необходимые карты, руководства и пособия для плавания;
3)разработать графический план перехода;
4)выполнить предварительную навигационную прокладку и расчёты по маршрутуперехода.
2.Отчётные материалы:
1)пояснительная записка;
2)графический план перехода на кальке или ксерокопии с генер_烹___䬭_ּ_烹__Ѐрты;
3)графический план прохода проливов: Босфор или Дарданеллы (по указаниюруководителя) на кальке или ксерокопии с карты;
4)план порта прихода на кальке или ксерокопии с карты.
Руководительпроекта подписьКудрявцев В.Г.

Аннотация
Исходныеданные:
1) маршрутперехода: порт Евпатория – порт Алжир; тип судна: «Сормовский»
2) штурманскоевооружение: штатное для данного типа судна; дополнительно на суднеустановлены приёмоиндикаторы ГНСС и РНС «Лоран – С»;
3) состояниесудна – в грузу;
4) скоростьна переходе: 9 узлов;
5) коэффициентточности счисления: 0,8;
6) среднеквадратическиепогрешности измерения навигационных параметров из РШСУ – 98;
7) высотаглаза наблюдателя: е = 9 метров;
8)плаваниепо ДБК j=51040,0S l=60000,0W jк=7057,0S lк=14022,0W
Длярасчетов на данный переход был использован ПК, мореходные таблицы, МАЕ, ТВА-57,методика по выполнению курсового проекта.
Путьдля перехода Евпатория – Алжир проходит через Черное море, пролив Босфор,Мраморное море, пролив Дарданеллы, средиземное море. Путь, описанный далее,выбран исходя из нескольких условий.
Влияниена выбор пути оказали:
-классРегистра и маневренные элементы судна;
-наличиенавигационных опасностей;
-протяжностьучастков и экономическая целесообразность прохождения выбранного пути;
-рекомендованныепути и системы регулирования движения судов.
Оговоренывсе мероприятия и требования по навигационной безопасности перехода согласнорекомендациям по организации штурманской службы на судах (РШСУ-98).

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Предварительная подготовка
1.1 Подбор карт, руководств и пособий дляплавания по маршруту перехода
1.2 Пополнение, хранение, корректура исписание карт и книг
1.3 Гидрометеорологические условия
1.4 Навигационно-гидрографические условия
1.5 Сведения о портах
1.6 Выбор пути на морских участках
1.7 Подготовка технических средствнавигации
2. Проектирование перехода
2.1 Подъем карт
2.2 Предварительная прокладка
2.3 Естественная освещенность
2.4 Приливные явления
2.5 Оценка точности места
2.6 План обсерваций
2.7 Графический план перехода
Заключение
Список использованных источников

Введение
Сразвитием международной торговли, научно-технического процесса возросланеобходимость в обеспечении флота новыми судами. Количественные, а главнымобразом, качественные изменения состава флота ставит задачу более глубокогонаучного подхода к вопросам мореплавания.
Внастоящее время, с развитием морского транспорта, увеличились скорости судов до17-25 узлов и водоизмещение до нескольких десятков тысяч тонн, в связи с этим,для обеспечения безопасности судов требуются количественные и достаточно точныеданные.
Вобщей задаче обеспечения безопасности мореплавания проблемы расхождения судовдруг с другом занимает одно из важнейших мест.
Всвязи с этим наиболее важным является навигационная подготовка к переходу:укомплектование судовой коллекции морскими картами, руководствами, пособиями,научных материалов для корректуры судовой коллекции, подбор навигационныхморских карт, выбор маршрута, подготовка и проверка в работе техническихсредств навигации, проверка наличия информации о маневренных характеристикахсудна.
Важнейшейзадачей подготовки к переходу является обеспечение навигационной безопасностиплавания, предотвращение аварий и проишествий. Предварительная подготовка кпереходу имеет важное практическое значение: анализ показывает что значительнаячасть аварий была предопределена зарание – отсуцтвием или недостаточнойэфективностью такой подготовки.
Главныехарактеристики судна
Общиесведения
Типсудна: «Сормовский». Cтальное, однопалубное, двухвинтовое грузовое суднобез седловатости, с двойным дном и двойными бортами, с баком и ютом, с машиннымотделением и рубкой, расположенной в корме.
Предназначенов основном, для перевозки генеральных грузов, насыпных не смещающихся грузов илеса. Перевозка сыпучих грузов должна осуществляться в строгом соответствии ссуществующими правилами.
Районплавания: судно смешанного «река-море» плавания предназначено для плавания повнутренним водным путям, а также в морских районах на волнении не более 6-тибаллов при высоте волны не более 5 м. с удалением от места укрытия:
-воткрытых морях- Северном, Баренцевом, Средиземном, Адриатическом, Эгейском,Охотском, Японском- до 50 миль;
-взакрытых морях- Белом, Балтийском, Азовском, Каспийском и Черном- до 100 миль;
-допустимоерасстояние между местами укрытия- не более 200 миль.
1. Типсухогруз
Название«Сормовский-43»
Позывнойсигнал EUSB
2. Годпостройки 1981
Местопостройки з-д «Красное Сормово» г.Горький
КлассРегистра Украины КМ II СП
3.Длина наибольшая 114,2 м.
Длинамежду перпендикулярами 110,5 м.
Ширина13,0 м.
Высотаборта 5,5 м.
Осадкав полном грузу:
-впресной воде 3,75 м.
-всоленой воде 3,65 м.
Осадкапорожнем:
-впресной воде 1,17 м.
-всоленой воде 1,14 м.
Осадкав балласте:
-впресной воде 2,61 м.
-вслоеной воде 2,55 м.
4.Водоизмещение:
-полное4406 т.
-порожнем1271 т.
5.Регистровый тоннаж:
-брутто2466 рег.т.
-нетто1237 рег.т.
6.Дедвейт 3135 т.
7.Грузоподъемность                                           3000т.
8.Объемтрюмов, м3                                                                         4297 м3
9.Размерылюков, м                                            17,60*9,35 м
18,15*18,15м
18,15*18,15м
18,15*18,15м
10.Размерытрюмов, м                                       17,60*11,2 м
19,76*11,2м
19,80*11,2м
18,20*11,2м
11.Объемтрюмов, м3                                          951 м3
1136 м3
1146 м3
1064 м3
13.Главные энергетические установки:
-тип 6NVD-48AU
-мощность2х 660 л.с.
14.Эксплуатационная скорость:
-вгрузу 9,0 узл.
-вбалласте 10,6 узл.
15.Мощностьгл. дизеля 1320/971л.с./кВт
16.Расходтоплива на ходу (стоянке) 6,11 (0,73) т/сутки
17.Расходпресной воды 2,65 т/сутки
18.Шаг винта 1,856 м.
19Дисковое отношение 0,5
20.Частотавращения на полном переднем ходу 330 об/мин.
21.Типруля сдвоенный балансирный
Насадкиповоротные со стабилизатором
Площадьпера руля 6,0 м2
22.Типрулевой машины:
Р14,электрогидравлическая с системой управления АТР2-10, которая обеспечиваетавтоматическое (авторулевой), следящее, простое дистанционное и ручноеуправление.
Мощностьрулевой машины: 4,2 кВт
23.Судоваяэлектростаннция:
Тип МСС83-4
Суммарнаямощность 4х50 кВт = 200 кВт
Вольтажсудовой сети 220 В
24.Судоваярадиостанция:
Главныйрадиопередатчик «Барк»
Мощность70 Вт, УКВ до 70 км
Дальностьдействия 150-1500 км.
Главныйприемник «Шторм»
Мощность1 Вт
Дальностьдействия 2000 км
ГМССБ
Мощность30 Вт
Дальностьдействия 150 км.
Резервныйавтоматический
передатчикрадиосигнала «Сирена»
Автоматическийпередатчик
радиосигналатревоги «АПСТ»
Автоматическийприем
-радиотелеграфногои
-радиотелефонногосигнала «Обзор-1»
-радиостанцияметровых волн «Рейд-1»
-переноснаярадиостанция «Призыв»
-радиопеленгатор«Рыбка-М»
-командно-вещательнаясистема «Рябина»
25.Экипаж15 человек
Маневренныеэлементы
 
Инерционныехарактеристики судна
Маневр
Выбег (м)
Время гашения скорости, (мин.)
Полный вперед – стоп:
-судно порожнем с балластом
-судно в грузу
Полный вперед – полный назад:
-судно порожнем с балластом
-судно в грузу
Полный назад – стоп:
-судно в грузу
1330
1700
260
300
590
13
20
2
2
7
Маневренныережимы работы СЭУ
Об/мин
Скорость в узлах (в грузу/в балласте) 110 1,5/3,0 125 2,1/4,0 150 2,9/5,1 175 3,2/5,5 200 4,1/6,3 250 7,2/8,0 290 8,2/9,2 330 9,5/10,5 ПЗ 250 --/--

Циркуляциясудна при перекладке руля на 15º и 35ºВремя циркуляции
В грузу
В балласте
∆ КК
15º
35º
∆ КК
15º
35º 10° 10″ 5″ 10° 15″ 10″ 20° 15″ 10″ 20° 20″ 15″ 30° 20″ 15″ 30° 25″ 20″ 40° 25″ 20″ 40° 33″ 25″ 50° 30″ 27″ 50° 42″ 30″ 60° 40″ 35″ 60° 50″ 40″ 70° 50″ 42″ 70° 1′00″ 50″ 80° 1′00″ 50″ 80° 1′10″ 1′00″ 90° 1′10″ 1′00″ 90° 1′20″ 1′10″ 120° 1′40″ 1′20″ 120° 2′00″ 1′40″ 150° 2′20″ 1′40″ 150° 2′50″ 2′10″ 180° 3′00″ 2′10″ 180° 3′40″ 2′50″ 270° 3′50″ 2′40″ 270° 4′30″ 3′50″ 360° 4′40″ 3′10″ 360° 5′20″ 4′40″ Д ц 1,6 кбт 1,1 кбт Д ц 1,9 кбт 1,5 кбт
Опаснаяполоса движения ± 27,1 м от траектории движения.
/>
0                           2Дц, каб.
Рисунок1.1 Циркуляцыя судна в балласте

/>
0                                              2Дц, каб.
Рисунок1.2 Циркуляция судна в грузу в грузу
Навигационноеоборудование
 
Техническиесредства навигации, имеющиеся на суднеПрибор, система Тип, марка Коли-чество Год выпуска Место установки
1
2
3
4
5 Магнитный компас «УКП-М1» 1 1986 Верхн. Мостик Гирокомпас «Амур-М» 1 1987 Ход. Мостик Радиопеленгатор «Рыбка-М» 1 1987 Ход. Мостик
Радиолокатор
Основной «Лиман» 1 1987 Ход. Мостик
Радиолокатор
Вспомогательный «Миус» 1 1988 Ход. Мостик Лаг «ЛГ-2М» 1 1982 Ход. Мостик Эхолот «НЭЛ-5М» 1 1982 Ход. Мостик ПИ РНС «КПИ- 4» 1 1987 Ход. Мостик ПИ СНС «NAVOIR» 1 1999 Ход. Мостик
Таблицадевиации магнитного компаса УКП-М1 № 486 т/х Сормовский 43 (в грузу)
ККо

ККо
dо 0,0 180 -0,8 15 +0,9 195 -0,1 30 +1,8 210 +0,8 45 +2,2 225 +1,2 60 +2,2 240 +1,4 75 +2,0 255 +1,2 90 +1,3 270 +0,7 105 +0,6 285 -0,2 120 -0,2 300 -1,6 135 -0,5 315 -1,5 150 -0,8 330 -1,5 165 -0,8 345 -1,4 180 -0,8 360 0,0
Коэфициенты:А=+0,3о В=+0,3о С=+0,4о D=+0,35о Е=+0,67
Гирокомпас«АМУР-2М» — двухгироскопный маятниковый гирокомпас с жидкостным подвесомчувствительного элемента. Точность показаний зависит от условий плавания и составляетна прямом курсе ±1,0о. Учет скоростнойпогрешности производится с помощью таблиц в планшет-корректоре или с помощьюспециальной линейки скоростной девиации.
Гирокомпасимеет принудительное воздушное охлаждение, которое обеспечивает нормальнуюработу прибора при температуре окружающей среды от –20оС до +40оС.Рабочая температура поддерживающей жидкости +39оС — +40оС.Гирокомпас приходит в меридиан через 4-6 часов с момента его включения, поэтому необходимо заблаговременно включать его перед выходом в море. Питание отсети переменного тока напряжением 220 В или постоянного тока 110 или 220 В.Потребляемая мощность не более 1,5 кВт.
Радиопеленгатор«Рыбка-М» устанавливается на морских судах различного назначения неограниченногорайона плавания в любых широтах, и предназначен для определения пеленгов нанавигационные радиомаяки.
Волна РКУо

волна РКУо
fо -0,8 180 -0,6 10 -0,2 190 0,0 20 +0,2 200 +0,1 30 +0,4 210 +0,6 40 +0,7 220 +0,8 50 +0,8 230 +0,6 60 +0,6 240 +0,5 70 +0,3 250 +0,4 80 +0,1 260 0,0 90 -0,2 270 -0,5 100 -0,6 280 -0,8 110 -0,8 290 -1,0 120 -1,0 300 -1,1 130 -1,1 310 -1,2 140 -1,1 320 -1,2 150 -1,0 330 -1,0 160 -0,4 340 -0,9 170 -0,5 350 -0,7 180 -0,6 360 -0,8
 
Навигационнаярадиолокационная станция «Миус» предназначена для повышения безопасностимореплавания и решения навигационных задач судовождения.
РЛС«Миус» выдает радиолокационную информацию о надводной обстановке в зонекругового обзора и позволяет определять координаты береговых и надводныхобьектов (дальность, курсовые углы и пеленги), местоположение своего суднаотносительно береговых и надводных ориентиров, курс своего судна.
Техническиехарактеристики:
— максимальная дальность обнаружения судна водоизмещением 3000т не менее 10 миль,среднего морского буя не менее 2 миль;
— минимальная дальность обнаружения (мертвая зона) морского буя не более 30 м.;
разрешающаяспособность по дальности на шкале 0,4 мили- не более 25 м., по ширине диаграммынаправленности антенны в горизонтальной плоскости- не более 1,0о;
максимальнаяпогрешность дальномерного устройства на шкалах дальности 0,4-1,6 мили- не более50 м., на шкалах дальности 4-24 мили- не более 1% к соответствующей шкаледальности;
максимальнаяпогрешность угломерного устройства- не более 1,0о;
диаметрэкрана индикатора-180 мм.;
времяприведения станции в рабочий режим с момента ее включения- не более 4 минут.
Гидродинамическийлаг «ЛГ-2М» имеет приделы измерения от 3 до 25 узлов. В лагепредусмотрена возможность ввода относительных поправок в показания скорости:постоянной, относительной до 10% измеряемой скорости; переменной в пределах от0 до 10% измеряемой скорости.
Питаниелага осуществляется однофазным переменным током напряжением 110 В, частотой 50Гц. Питание лага от бортовых сетей с другими данными осуществляется черезсоответствующие преобразователи. Лаг имеет внутриприборную защиту отсоздаваемых им радипомех.
Конструкциялага обеспечивает непрерывную работу приборов в течение не менее 2000 ч. Приэтом допускается замена отдельных электроэлементов без последующей регулировкилага.
Навигационныйэхолот «НЭЛ-5М» предназначен для измерения и автоматической записипрофиля дна при скорости хода судна до 20 узлов, бортовой качке до 10о,килевой- до 1,5о. Эхолот расчитан на скорость распространения звукав воде 1500 м/с. Диапазон измеряемых глубин от 1 до 2000 м. Время, необходимоедля готовности эхолота к работе не более 1 минуты.
Приемо-индикаторнаяспутниковая навигационная система «NAVIOR» предназначена для решенияпрямой и обратной геодезических задач на референцэллипсоиде. Решения прямой иобратной задач счисления параметров движения с оценкой точности. Системапредназначена для обработки навигационной информации для получения оптимальныхоценок параметров движения, вождения обьекта по линии заданного пути
Техническиехарактеристики:
принимаемыесигналы: ГЛОНАСС, GPS NAVSTAR
точностьопределения координат:
ГЛОНАСС- 15-20 м
GPS — 25-40 м
— погрешность определения вектора скорости:
ГЛОНАСС- 0,1 м/с
GPS — 0,3 м/с
Обеспечениеживучести и спасения.
Разработкеи осуществлению мероприятий по снижению аварийности судов и повышению ихживучести уделяется большое внимание. С этой целью выработан ряд международныхдокументов, регламентирующих требования по повышению безопасности мореплаванияи живучести судов. К числу важнейших из них относятся: Международная конвенцияпо охране человеческой жизни на море, международный кодекс морской перевозкиопасных грузов, международная конвенция о грузовой марке и др.
Живучестьсудна обеспечивается: запасом плавучести и остойчивости, пожарнойбезопасностью, живучестью судовой техники, подготовленностью экипажа к борьбеза живучесть судна и действиями по ее поддержанию и восстановлению.
Переченьдокументации для руководства борьбой за живучесть судна:
— наставлениепо борьбе за живучесть судов.
— расписания по тревогам (общее и стояночное) или инструкция. Чертежи и схемы(если они предусмотрены технической документацией судна):
общегорасположения помещений судна с указанием трапов и коридоров ;
расположенияогнестойких и огнезадержавающих конструкций и закрытий в них ;
расположениявентиляционных каналов, заслонок, мест включения ;
системпожарной сигнализации;
системпожаротушения.
Балластной,осушительной и перепускной систем.
Информацияоб остойчивости и непотопляемости судна в объеме, предусмотренном правиламиРегистра для данного судна.
Описиаварийного и противопожарного снабжения.
Насудне имеется станция пожарной сигнализации типа «ТОЛ 10/50с» панель управлениякоторой находится на ходовом мостике на кормовой переборке, что соответствуеттребованиям СОЛАС-74 іі/2
Правило13 п.1,5 (панель управления станцией должна находиться на ходовом мостике илина центральном пожарном посту), а так же п.1.6 (панели сигнализации должныуказывать луч, в котором сработал автоматический или ручной извещатель). Лучи,которые указывают род срабатываемого извещателя, снабжены сигнальнымилампочками. Вблизи панели имеется четкая информация об обслуживаемых помещенияхпо расположению лучей упомянутых правил. Информация представлена в видетаблицы.
Работасистемы обнаружения пожара периодически проверяется в соответствии с пожарнымиправилами при помощи устройств для получения горячего воздуха соответствующейтемпературы, на которую должен реагировать автоматический извещатель. Типизвещателей такой, что не требует замены при срабатывании в момент испытания ивозвращается в режим «Работа».
Конструкцияизвещателей удовлетворяет требованиям СОЛАС-74 Правила 13 п.3. Они стойкие квоздействию колебаний напряжения и переходных режимов питания, к изменениютемпературы окружающей среды, вибрации, влажности, сотрясений, ударов икоррозии (п.3.1).
Надымовые извещатели имеется сертификат и акт, которые подтверждают точностьсрабатывания извещателя до того, как плотность дыма достигнет величины, прикоторой ослабления света превысит 12,5% на метр, но не раньше, чем плотностьдыма достигает величины 2% на метр (п.3.2).
Тепловыеизвещатели так же сертифицированны и имеют акт, который подтверждает ихточность срабатывания (п.3.3).
СогласноПравила 52 іі/2 система пожарообнаружения расположена так, что обепечиваетобнаружение дыма и наличие ручных извещателей на всех трапах и коридорах напути эвакуации из жилых помещений.
Системаводотушения
Пожарныйнасос НЦВ-40/65
Количество2
Производительностьм3/ч 40
Напор,м вод.ст. 65
ЭлектродвигательАМ61-2
Мощность,квт 11
Управлениеиз рулевой рубки
Системауглекислотного тушения
Количествобаллонов 30 шт.
Вместимостьбаллона 40 л
Возможностьзаполнения углекислотой 30% объема наибольшего трюма.
Системапенотушения
Предназначенадля тушения небольших очагов пожара МО
Вместимость45 л
Воздушно-пенныйпереносной ствол 2 шт.
Станциязвуковой сигнализации пожарообнаружения
№ п/п Наименование помещений 1 Левый борт 145 шп. 2 Помещениедизель-генераторной станции 3 Котельное отделение 4 Правый борт 145 шп. 5 Электроаппаратная 6 Под платформой по ДП 133 шп. 7 Румпельное отделение 8 Аккумуляторная 9 Радиорубка 10 Коридор левого борта 143-144 шп. 11 Коридор правого борта 143-144 шп. 12 Агрегатная 13 Гирокомпасная 14 Прачечная 15 Малярная 16 Шкиперская 17 Плотницкая 18 Кладовая 19 Электрогенераторная 20 Коридор 21 Выход из машинного отделения 22 Камбуз

Глава 1. Предварительная подготовка
 
1.1 Подбор карт, руководств и пособий для плавания по маршруту перехода
 
СогласноРШСУ-98, подбор навигационных морских карт, пособий, руководств на предстоящийпереход (рейс) выполняется по каталогу карт и книг в соответствии стребованиями правил корректуры, комплектования и хранения карт и руководств,для плавания на судах гражданских ведомств 9038.
Картыподбираются по откорректированному каталогу карт и книг следующим образом:
— влюбой части каталога по листу «Нарезки частей каталога», который помещен вначале книги, определяет нужная часть каталога;
— ввыбранной части каталога по сборному листу сборных листов карт, помещенных вначале раздела «Карты», выписываются номера сборных листов предстоящего районаплавания;
— втом же разделе «Карты» по выписанным сборным листам, подбираются и выписываютсяномера необходимых карт по предстоящему маршруту плавания; первыми выписываютсяномера генеральных карт, на которых расположены пункты отхода и прихода, азатем номера планов, частных и путевых карт;
— повыписанным номерам из судовой коллекции выбираются состояние их корректуры ипри необходимости карты корректируются для приведения их на уровеньсовременности.
Дляподбора лоций и других руководств для плавания пользуются разделом «Книги»каталога карт и книг. Границы лоций, описание огней и знаков и другихруководств указаны на соответствующих сборных листах в разделе «Книги», а цифрына этих листах обозначают номера изданий.
Подборкарт, руководств и пособий для плавания по маршруту перехода.
А)Карты№ Адмиралтейский номер карты Заголовок (название) карты
Масштаб
Год издания
Год
корректуры 1 2 3 4 5 Генеральные карты 30102 Черное и Эгейское моря
1:2000000
1969 01.11.200 30104 Средняя часть Средиземного моря
1:2000000
1971 01.11.200 30105 Западная часть Средиземного моря
1:2000000
1975 01.11.200 31008 Западная часть Средиземного моря
1:750000
1980 01.11.200 5 30302 Эгейское и Мраморное моря
1:1000000
1978 01.11.200 6 30305 Ионическое море
1:1000000
1976 01.11.200 7 30399 Тирренское море
1:1000000
1976 01.11.200 8 30307 От Балеарских островов до островов Сардиния
1:1000000
1976 01.11.200 Путевые карты 9 31010 От Севастополя до Констанцы
1:500000
1975 01.11.200 10 31014 От порта Констанциа до порта Амасра
1:500000
1980 01.11.200 11 31016 Северная часть Эгейского моря
1:500000
1977 01.11.200 12 31017 Южная часть Эгейского моря
1:500000
1980 01.11.200 13 31023 От мыса Тенарон(Матапан) до порта Бенгази
1:500000
1980 01.11.200 14 31029 Восточная часть Ионического моря
1:500000
1979 01.11.200 15 31028 Западная часть Ионического моря
1:500000
1980 01.11.200 16 31026 Тунисский пролив
1:500000
1979 01.11.200 17 31039 От мыса Рас –Энгела до мыса Корбелен
1:500000
1979 01.11.200 18 31040 От мыса Корбелен до халива Оран
1:500000
1968 01.11.200
Путевые и частные карты и планы 19 38125
Евпаторийский рейд
Порт Евпатория
1:10000
1981 01.11.200 20 35119 Каламитский залив
1:50000
1969 01.11.200 21 35118 Подходы к озеру Донузлав
1:50000
1967 01.11.200 22 32102 Каркинитский залив
1:200000
1978 01.11.200 23 32101 От мыса Тарханкут до Одессы
1:200000
1978 01.11.200 24 32100 От Одессы до Сулинского гирла
1:200000
1982 01.11.200 25 32117 От Георгиевского гирла до мыса Калиакра
200000
1978 01.11.200 26 32116 От мыса Мичурин до бухты Мичурин
200000
1981 01.11.200 27 32115 От бухты Мичурин до мыса Шиле
200000
1971 01.11.200 28 34113 От порта Инеболу до порта Зонгулдак
200000
1968 01.11.200 29 36127 Подходы к проливу Босфор
1:50000
1982 01.11.200 30 36129 Пролив Босфор
1:25000
1982 01.11.200 31 32200 Мраморное море
1:200000
1978 01.11.200 32 35201 Подходы к проливу Босфор
50000
1982 01.11.200 33 33201 Мраморное море. Восточная часть
1:100000
1978 01.11.200 34 33202 Мраморное море. Средняя часть
1:100000
1979 01.11.200 35 33203 Мраморное море. Западная чать
1:100000
1978 01.11.200 36 32201 От порта Александруполис до острова Лесбос с проливом Дарданелы
1:200000
1972 01.11.200 37 33204 Пролив Дарданеллы
1:100000
1875 01.11.200 38 35212 Центральная часть пролива Дарданеллы
1:50000
1974 01.11.200 39 35213 Южная часть пролива Дарданеллы
1:50000
1973 01.11.200 40 32202 От пролива Дарданеллы до острова Скирос
1:200000
1982 01.11.200 41 33205 Подходы к проливу Дарданеллы
1:100000
1982 01.11.200 42 32202 От пролива Дарданеллы до острова Скирос
200000
1982 01.11.200 43 32206 От острова скирос до острова Икалия
1:200000
1976 01.11.200 44 32210 От пролива Кафирефс (Доро) до залива Арголикос
1:200000
1977 01.11.200 45 33241 Пролив Кафирефс (Доро)
1:100000
1968 01.11.200 46 33228 Проливы Кеос, Китнос и Серифос
1:100000
1968 01.11.200 47 32215 От залива Арголикос до острова Крит
1:200000
1978 01.11.200 48 33239 От острова Китира до острова Белопуло (Парапола)
1:100000
1978 01.11.200 49 33238 Залив Лаконикос с подходами
1:100000
1974 01.11.200 50 32214 От острова Андикитира до острова Сапьендза
1:200000
1978 01.11.200 51 32213 От острова Сапьендза до острова Закинф
1:200000
1978 01.11.200 52 32212 От острова Закинф до острова Лефакс
1:200000
1978 01.11.200 53 32211 От острова Лефакс до мыса Кефали
1:200000
1978 01.11.200 54 32300 Пролив Отранто
1:200000
1980 01.11.200 55 32311 Залив Таранто
1:200000
1980 01.11.200 56 32312 От мыса Аличе до мыса Спартивенто
1:200000
1980 01.11.200 57 32313 От Мессинского пролива до порта Сиракузы
1:200000
1981 01.11.200 58 32314 Мальтийский пролив
1:200000
1978 01.11.200 59 32316 От залива Джелла до мыса Гранитолла с островами Гаудеш(Гоцо) и Линоса
1:200000
1969 01.11.200 60 32317 Северо-западная часть Тунисского пролива
1:200000
1972 01.11.200 61 32330 От мыса Рас-эт-Тиб(Бон) до порта Бизерта
1:200000
1971 01.11.200 62 32331 От порта Бизерта до порта Аннаба
1:200000
1978 01.11.200 63 32332 От порта Аннаба до порта Джиджелли
1:200000
1978 01.11.200 64 32333 От гавани Деллис до порта Шершель
1:200000
1976 01.11.200 66 36318 Алжирская бухта
1:25000
1965 01.11.200 67 39318 Порт Алжир
1:10000
1975 01.11.200 Справочные карты 1 6243
Гидрометеорологические карты
Средиземного моря 2 90102-Н2
Карта мира. Горизонтальная (н)
И вертикальная (г) составляющие напряженности иомагнитного поля эпохи… 1975г. (карта элементов земного магнетизма).
1978г.
1:20000000 3 90080 Карта часовых поясов мира
1979г.
1:50000000 4
30302ДН-
LC Карты радионавигационных систем ( ЛОРАН-С) Эгейское, мраморное и средиземное моря SLO-Г SLO-Б 7990-Х
1978г.
1:1000000
Передвыходом в рейс на судне проверяется наличие основной штурманский документациисогласно требованиям РШСУ-98. К ним относятся: судовой журнал, реестр судовыхжурналов, формуляры, технические паспорта и инструкции на судовые ТСН, журналзамера воды в льялах и танках, таблица девиации магнитного компаса, таблицарадиодевиации, таблица поправок лага, схемы маневренных и мертвых зон РЛС,информация о маневренных элементах судна, каталог карт и книг, подшивки ИМ икорректурных калек, журналы ПРИП, НАВАРЕА, НАВТЕКС, журнал прогнозов погодыприказ об объявлении перечня обязательной судовой коллекции.
Б) Руководства ипособия
 
Адмиралтейский
№ Наименование пособия Примечания 1 2 3
Лоции 1244 Лоция Чёрного моря Лоции с дополне-ниями 1245 Лоция Мраморного моря и проливов Босфор и Дарданеллы 1247 Лоция Эгейского моря 1253 Лоция Юго-западной части Средиземного моря 1249 Лоция Средиземного моря Часть-6
Описания огней и знаков 2217 Огни и знаки Чёрного и Азовского морей 2219 Огни Средиземного моря Часть-1 2220 Огни Средиземного моря Часть-2 NP-78 Адмиралтейский список Огней и туманных сигналов. Часть-Е
Радиотехнические средства навигационного оборудования 3203 Чёрное и Средиземное моря
Руководства 4228 Рекомендации при плавании в проливах Босфор и Дарданеллы 9017 МППСС-72 9016 МСС 9052 Сборник договоров и законодательных актов иностранных государств по вопросам мореплавания, Том-2 9029 Руководства МАМС
Справочные пособия 7202 Каталог карт и книг. Часть-3 6003 Таблицы приливов на 2000г. Том-3 6237 Атлас поверхностных течений Чёрного моря 6238 Атлас поверхностных течений Средиземного моря 6242 Атлас волнения и ветра Средиземного моря 9032 Справочник Порты Мира
Вычислительные пособия 9002 МАЕ 9011 МТ-75 9004 ВАС-58, Том-2 9005 ВАС-58, Том-3 9007 ТВА-57
Книги:
1244 ЛоцияЧерного моря
1245 ЛоцияМраморного моря и пр. Босфор и Дарданеллы
1247 ЛоцияЭгейского моря
1252 Лоцияюго-восточной части Средиземного моря
2217 Огнии знаки Черного моря и Азовского моря
2219 ОгниСредиземного моря, часть І
4249 Радиолокационныеописания побережья Черного моря
6003 Таблицыприливов на 2000 г., том 3
9002 МАЕ
9004 ВАС– 58 том 2
9005 ВАС– 58 том 3
9007 ТВА– 57
9011 МТ– 75
9018 МППСС– 72
Переченьосновной штурманской документации на судне
Судовойжурнал.
Реестрсудовых журналов.
Формуляры,технические паспорта и и/э на судовые ТСН.
Журналпоправок хронометра.
Журналпоправок компаса.
Журналзамеров воды в льялах и танках.
Таблицадевиации магнитного компаса.
Таблицарадиодевиации.
Таблицапоправок лага.
10.Схемытеневых секторов и мертвых зон РЛС.
11.Информацияо маневренных характеристиках судна.
12.Приказпо судоходной компании об объявлении перечня навигационных карт, руководств дляплавания и пособий, составляющих обязательную судовую коллекцию.
13.Каталогикарт и книг.
14.ПодшивкиИзвещений мореплавателям и корректурных калек (трейсингов).
15.Журналы(подшивки) ПРИП, НАВАРЕА, НАВТЕКС.
16.Журнал или подшивка прогнозов погоды.
 
1.2 Пополнение, хранение и корректура карт и книг
 
Обязательныйперечень карт и руководств для плавания, составляющих морскую коллекцию,определяются службой мореплавания судовладельца для каждого типа судна взависимости от района плавания.
Прикомплектации судовой коллекции учитывают: планы перевозок; закрепление судна наопределенной судоходной лини; возможные варианты изменения района плавания.
Дляудобства заказы карт и руководств для плавания по радио и переписки по ним, атакже ускорения набора, карты и руководства для плавания объединяют вкомплекты.
Номеракарт и руководств для плавания каждого комплекта определяются службоймореплавания. Комплект должен охватывать определенный географический район илиотдельные участки судоходной линии. Карты и руководства хранятся в штурманскойрубке (или в ином помещении), которое является служебным помещением, порядокдопуска к которым определяется капитаном судна.
 

Классификацияруководств и пособий для плавания
/> 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Картыв судовой коллекции заменяются на новые:
вслучае объявления в приложениях к ИМ ГУН и О или во 2-м отделе выпусков ИМ ГУНи О о непригодности их для навигационных целей (при замене новым изданием);
всвязи с физическим износом их вследствие постоянного употребления при плаваниив одном и том же районе Лоции, описания огней и знаков, радиотехническихсредств навигационного оборудования, каталоги карт и книг, а также другиеруководства в приложениях к ИМ ГУН и О или во 2-м отделе ИМ ГУН и О онепригодности их для навигационных целей (при замене новыми изданиями).
Уничтожениекарт и руководств для плавания, пришедших в непригодность или объявленныхнепригодными для навигационных целей, производится только после получения насудно новых карт и руководств взамен уничтожаемых.
 
1.3 Гидрометеорологические условия
Посколькумаршрут судна проходит через несколько морей, а это Черное море, Мраморное,юго-восточная часть Эгейского и Средиземного моря, то описывать гидрометеорологическиеусловия буду отдельно по каждому участку пути.
Черноеморе:
Гидрометеорологическиеусловия для плавания судов в Черном море в целом благоприятные.
Затруднениямогут быть вызваны сильными ветрами, ухудшением видимости из-за туманов ииногда из-за интенсивных осадков.
Наиболеесильные и продолжительные ветры во всех районах моря отмечаются с ноября помарт с большей повторяемостью в северных районах моря.
Ухудшениевидимости из-за туманов происходит главным образом зимой и весной; интенсивныеосадки, ухудшающие видимость, редки. Лед обычно бывает в северо-западной частиморя, а в более южных районах он возможен лишь на отдельных участках в суровыеи очень суровые зимы.
Зимойи поздней осенью Черное море оказывается по воздействием Сибирского антициклона,распространяющегося на восточную часть Европы, либо циклонов, возникающих насредиземноморской ветви полярного фронта и смещающихся к востоку. Приантициклонной циркуляции над морем, наблюдаются устойчивые и сильные восточныеи северо-восточные ветры, обуславливающие преобладанием холодной и сухойпогоды.
Большуючасть года средняя температура воздуха в открытом море выше, чем на побережье.Зимой наблюдается значительное различие между температурой воздуха насеверо-западе и юго-востоке описываемого района.
Среднеегодовое число дней с морозом на северо-западе района составляет около 100 дней,на юго-востоке около 11. Морозный период на Черноморском побережье, даже всеверных районах, отличается неустойчивостью и часто прерывается оттепелями.
Ветрыот NE и NW наиболее часто наблюдаются в северной и западной частях моря.
Напобережье Крымского полуострова от порта Ялта до порта Феодосия в течение годапреобладают ветры от NW (повторяемость 22-62%) и от N (21-61%). В остальныхпунктах с сентября по март-апрель чаще всего отмечается ветер от NE.
Назападном побережье Черного моря в большинстве пунктов в течение всего годапреобладают ветры от N(18-41%) и от NW(12-26%).
Ветрысо скоростью 15м/с и более во всех районах моря наблюдаются ежегодно и во всесезоны. Особенно часты они с ноября по март в северных районах, повторяемостьих в этот период достигает 10%.
Штормовыеветры в район Черного моря приходят чаще всего от N,N и NE, а также от S и SW.Штормы от NE зимой обычно сопровождаются сильным понижением температуры воздухаи парением моря.На значительной части побережья моря господствует в продолжениивсего года ветер NE (18-56%). Если этот ветер держится на протяжении 2 суток,то нередко наблюдается возникновение тягуна. Среднемесячная скорость ветраизменяется от 2 до 8 м/с.
Вцелом, для гидрологического режима описываемого района характерна, высокаятемпература воды на протяжении всего года, преобладание волн высотой не более 2м и система устойчивых постоянных течений. В открытой части моря повторяемостьтуманов составляет в среднем 1-5% в течение года. В центральном районе морятуманы наблюдаются чаще, чем в остальных районах: повторяемость их в среднем загод составляет здесь 5%.
Напобережье туманы имеют тот же годовой ход, что и в открытом море. Преобладаюттуманы холодной половины года. Наибольшим числом дней с туманом характеризуетсязападное и северо-западное побережья моря и побережье Крымского полуострова,где за год отмечается соответственно 19-60 и 11-39 дней с туманом.
Вхолодный период года в большинстве пунктов наблюдается от3 до7 дней с туманом вмесяц, в некоторых пунктах – до 10-12 дней.
Наиболеедлительные непрерывные туманы на северо-западном побережье Черного моря вхолодный период, когда они могут продолжаться более 100часов подряд. В открытомморе непрерывная продолжительность туманов не превышает 12 часов.
Зимойпосле вторжения на Черное море с континента холодных масс воздуха, что обычнобывает при сильных ветрах от NE, наблюдается парение моря – туманы испарения.При температуре воздуха – 150С и ниже эти туманы могут достигатьвысоты мачт судна. Чаще всего такие туманы наблюдаются в северной части моря.
Вописываемом районе преобладает видимость 5-10 миль и более. Наилучшие условиявидимости отмечаются с апреля по ноябрь. В течение суток наибольшая видимостьнаблюдается днем, наименьшая – утром.
Среднемесячная облачность над значительной частью описываемого района составляет сноября по март 7-8 баллов. Средне годовое число ясных дней на большей частипобережья изменяется от 65до 92; на отдельных участках северо-западногопобережья оно не более 60, а на западном побережье местами увеличивается до134. среднее годовое число пасмурных дней (облачность 8-10 баллов) составляетпреимущественно 100-130.
УровеньЧерного моря изменяется в основном под влиянием сгонно-нагонных и сейшевых колебаний,а также стока речных вод.
Взападном районе Наиб>нагоны вызываются ветрами от NE и ENE, всеверо-западном – ветрами от SE. Особенно большие сгонно-нагонные колебания взападном и северо-западном районах Черного моря отмечаются в октябре-феврале.Их величина превышает 0,5 м, а иногда и более. В редких случаях на Черном моренаблюдаются штормовые нагоны до 4м.
Вдольберега Черного моря проходит основное течение, охватывающее все море замкнутымкольцом в зоне Материкового склона и движущееся против часовой стрелки,параллельно береговой линии, шириной 10-30 миль. Скорость течения составляет0,6-1,2 узла, а на оси они совпадают с направлением потока, течениеувеличивается до 1,4 узла.
Значительнаплощадь Черного моря, приглубость его берегов, малая изрезанность береговойлинии, слабое и кратковременное развитие ледяного покрова, частое прохождениециклонов и сильные северные и северо-восточные ветры, особенно в холодныйпериод года, создают благоприятные условия для развития ветрового волнения.Зимой повторяемость волн высотой менее 1м на северо-востоке района составляет40%.
Волнывысотой 2-3м чаще всего отмечаются зимой, повторяемость их составляет 20%. Узападного побережья сильное волнение развивается при устойчивых ветрах NE и E.
Обычнолед наблюдается в северо-западной и северной частях Черного моря. В суровые иочень суровые зимы он встречается вдоль западного берега, на крайнемсеверо-востоке, включая Керченский пролив, и у Крымского полуострова в районах портаЕвпатория, в Севастопольской и Феодосийской бухтах. Появление льда на Черномморе, за исключением некоторых участков, происходит обычно в середине декабря –начале января. У открытых берегов и мористее их чаще всего наблюдаетсядрейфующий лед, а в лиманах, заливах и бухтах – неподвижный лед.
Мраморноеморе:
КлиматМраморного моря средиземноморский. Для него характерна жаркая осень. Онформируется под действием циклонической деятельности.
Среднемесячнаятемпература составляет 20-22ºС.
Вбольшей части мраморного моря в продолжении всего года преобладают ветры от NE(20-65%). Ветры SW в зимнее время года усиливаются и сопровождаются шквалистымидождями и большой облачностью.
Сухаяосень, туманов нет, дожди очень редкие.
Воткрытом море и на островах в течении года соседствуют ветры от NE и N,повторяемость которых 40-70% м/с. штормы в открытом море отличаются в течениивсего года, но наиболее часты они в период с ноября по март, повторяемость3-10%. Чаще всего наблюдаются только зимой и не более 2-3 раза в месяц,продолжительность их редко превышает 24 часа. Как правило, им сопутствуютпадение давления и большая облачность.
Вописанном районе видимость чаще всего 5 миль и более, повторяемость ее 80-100%.Повторяемость видимости менее 2 миль в течении года менее 4%.
Гидрологическийрежим Мраморного моря определяется в основном водообменом с Черным иСредиземным морем, климатическим и физико-географическими особенностями района.
ВМраморном море приливные колебания невелики и практического значения не имеют.
Колебанияуровня наблюдаются в основном в бухтах, заливах и проливах.
Впроливе Босфор при сильных ветрах от S, а в проливе Дарданеллы при сильныхветрах от SW отмечались случаи повышения уровня на 0,6 м, от среднего уровня.
Средняяскорость постоянного течения при входе в пролив Босфор до 1 узла, в проливе онаувеличивается с севера на юг от 1-2 до 5 узлов и более. В Мраморном море, привыходе из пролива Босфор средняя скорость течения 2-4 узла, в центральной частиморя до 1 узла, у северного входа в пролив Дарданеллы 1,2 узла, к югу местамиувеличивается до 2-4 узлов.
Иногдапри выходе из пролива Дарданеллы в Эгейское море ветры от SW внезапно переходятв шквалы от NE, весьма опасные для малых судов.
Приветрах от NW зимой, как правило, бывают шквалистые дожди. Предвестником сильныхветров от NW служат белые облака, поднимающиеся над европейским берегом.
Штормыбывают редко. Среднее годовое число дней с ними не превышает 5. Исключениемявляются некоторые пункты, например порт Чанаккале, где в среднем в год наблюдается53 дня со штормом, а средне месячное число дней с ними колеблется от 2-40сапреля по ноябрь.
Врайоне Мраморного моря наблюдаются местные ветры «мелтем». Мелтем – устойчивыйветер северных направлений. Скорость мелтем обычно 7-13м/с днем и 4 – 6м/сночью.
Туманыобразуются преимущественно ночью и утром; продолжительность их непродолжительна.
Эгейскоеморе:
Гидрометеорологическиеусловия для плавания судов в районе Эгейского моря в течение года неодинаковы.С октября по март плавание судов затрудняется в связи с ухудшениемметеорологических условий, связанных с прохождением циклонов. В это времяувеличивается число дней с осадками до 10 – 15 в месяц и число дней со штормамидо 3–4 в месяц, отмечается наибольшая повторяемость волнения 5 баллов и более,особенно при ветрах от NW; из-за туманов и ливневых осадков значительноухудшается видимость, в осенний период усиливается ветер.
Дляосеннего периода характерна погода с преобладанием циклонов, проходящими надюжной частью моря, преобладают ветры от SE и SW, продолжаются до2-3 дней,иногда усиливаются до штормовой силы. По мере продвижения циклонов к островуКипр и далее на северо-восток наблюдаются ветры от W, которые сменяются ветрамиот NW; часто достигающих штормовой силы.
Средняямесячная скорость ветра в открытом море и на островах центральной его части вноябре составляет 6-7м/с. Штили в открытом море редки: в течение годаповторяемость их колеблется от 2 до 10%.
ВЭгейском море штормы от N и S обычно начинаются внезапно. Штормы от Sотмечаются только зимой, продолжительность редко превышает 1-2 суток, какправило отмечается большая облачность и падение давления.0 Туманы бываютдовольно редко. Видимость хорошая, так в открытой части Эгейского моряповторяемость видимости 5 миль и более составляет 90-95%, а повторяемостьвидимости мене 5 миль не более 5-10%. Также наблюдается большая облачность врайоне Эгейского моря до 8-10 баллов.
Гидрологическийрежим Эгейского моря определяется в основном водообменном с Черным иСредиземным морями, климатическими и физико-географическими особенностямирайона.
Колебанияуровня в большинстве мест незаметны и наблюдаются лишь в вершинах бухт, взаливах и приливах где они вызываются действием приливоотливных исгонно-нагонных явлений.
Режимциркуляции воды характеризуется течением против часовой стрелки, чтообусловлено выходом вод из пролива Дарданеллы и господством N, NE и SW ветров.
Вследствиеэтого у восточных берегов преобладают течения северного направления, скоростьих не превышает 1-1,2 узла.
Средиземноеморе:
Гидрометеорологическиеусловия для плавания судов в Средиземном море в целом благоприятные. Климат егохарактеризуется высокой температурой воздуха, сезонной сменой направления ветраи хорошо выраженным в годовом ходе осадков дождливым и сухим сезонами.
Затруднениявозникают при прохождении циклонов (октябрь-март), когда наблюдаются штормы,ухудшается видимость и усиливается волнение. Осенью температура бистропонижается, увеличивается облачность и количество облаков. Тип погоды,характеризуется преобладанием южных циклонов в холодный период года, онаотличается понижением температуры воздуха, выпадением обильных осадков исильными ветрами. Заморозки бывают довольно редко, они отмечаются только напобережье Турции, Сирии и на острове Кипр.
Температуравоздуха высокая: средняя годовая температура составляет около 18о воткрытом море и на острове Мальта и 16о – 20о напобережье.
Относительнаявлажность воздуха значительная и в большенстве пунктов в среднем в месяцколеблется, как правило, от 50 до 80%, причем в период с ноября по апрель онанесколько больше, чем в остальное время года.
Воткрытом море в течение всего года преобладают ветры от W, NW и N, SW,суммарная повторяемость их составляет в основном 40 – 75%.
Набольшей части побережий Египта и Ливии в течение всего года господствуют ветрыот NW; повторяемость их в некоторых пунктах достигает 90%. Из ветров другихнаправлений часто наблюдается ветер от N(повторяемость 50%). Средняя месячнаяскорость ветра повсеместно составляет 3 – 6м/с, лишь в открытом море с ноябряпо апрель увеличивается до 7 – 9м/с.
Штилив открытом море редки; повторяемость их в течение года не превышает 5%.На южномпобережье Турции господствуют ветры от N и NW (15-25%). В западной части моряштили отмечаются часто повторяемостью 25 – 45%.
Ветрысо скоростью до 16 м/с в открытом море редки.
Штормысвязаны главным образом с прохождением циклонов и бывают редко, в большинствепунктов не ежегодны. Среднее число дней с ними обычно не превышает 1 в месяц.
Воткрытом море, в западной его части, наиболее вероятны штормы от W и E, а ввосточной части – NW, W, E, SE.
Напобережье Африки и на острове Мальта очень хорошо развиты бризы.
Непобережье среднее месячное число дней со скоростью ветра 19 м/с и более втечение года не превышает 1. Наиболее вероятны сильные ветры с ноября по март.На побережье Египта и Ливии штормовые ветры обычно приходят от SW, они редкопродолжаются более 24ч, а затем меняют направление на W и NW. Для всегобассейна Средиземного моря характерны ветры типа сирокко. Температура воздухаво время сирокко достигает ночью до 350С, а днем 500С.
Туманыв открытом море наблюдаются очень редко, повторяемость их в течении годасоставляет не более 1%.
Втечение всего года в Средиземном море преобладает видимость более 10 миль,повторяемость ее достигает 90%. Особенно хорошая видимость отмечается к востокуот меридиана 250вост. долг. Иногда на побережье наблюдается мгла,вызываемая пылью, которую приносят береговые бризы; видимость в это времяухудшается до 0,5 кбт.
Значительноевлияние на условия видимости оказывают ветры. При ветрах от SW, S и SE нередкообразуется мгла, ухудшающая видимость. Резко ухудшается видимость при ветрахсирокко, или самум, которые несут массу пыли и мелкого песка; при этих ветрахвидимость может ухудшиться до 0,5 мили и менее. При ветрах от NW, N и NEпоявляется дымка.
Среднемесячнаяоблачность в открытом море в продолжение года изменяется от 1 до 6 баллов.Среднее месячное число пасмурных дней в большинстве пунктов редко превышает 5.Исключением являются гавань Тунис, где с октября по май насчитывается в среднем8 – 13 пасмурных дней в месяц.
Среднеемесячное число дней с грозой составляет преимущественно 0,3 – 3. Смерчи в этомрайоне редки и встречаются чаще всего с октября по ноябрь.
Приливыв описываемом районе преимущественно полусуточные мелководные. Средняя величинаквадратурного прилива не превышает 0,3 м, а сизигийного от 0,1 до 0,6 м. Усеверного берега Африки наблюдается явление «марробио» — сильный и внезапныйнагон воды на берег; спустя несколько минут вода с такой же скоростью отступаетобратно. Это явление может повторятся через 10 – 30 мин.
Постоянноетечение идет из Атлантического океана через Гибралтарский пролив вдольсеверного берега Африки на Е. Вдоль восточного берега моря постоянное течениеидет на N, а потом, у берегов Турции поворачивает на W. Приблизительно намеридиане 30º северной долготы наблюдается круговорот воды против часовойстрелки. Средняя скорость его не превышает 1 узла.
Следуетотметить, что в описанном районе, почти всюду, наблюдается снос судов к SЕ.Также в этом районе в течении всего года наблюдаются волны высотой менее 1,75м, их повторяемость 65-95%.
Вописываемом районе в течение всего года преобладают волны высотой менее 1,75м;повторяемость их 65 – 95%. Часто наблюдаются волны высотой 4 м, и более. Убольшей части берега Египта сильное волнение отмечается при штормовых ветрах отNE и N, а в заливе Сидра – при штормовых ветрах от NW или при сильных шквалахот NE.
Наиболеесильное волнение у берегов Турции, вызывают ветры от SW.Повторяемость высот волн, % NW NE, h SW SE Высота волн, м зима весна лето осень Наибольшая высота волн, их направление;
наибольший период волн Пункт Высота (м), направление
Период волн,
с Пункт Высота (м), направление Период волн, с Алушта 4,2 Е 11,5 Севастополь 1,5 SW 4,4 Анапа 4,0 W 9,5 Скадовск 1,4 SE 4,4 Батуми 7,0 W 10,0 Сочи 7,0 W 14,6 Варна 1,5 Е 6,0 Судак 4,0 S 9,3 Геленджик 5,7 SW 11,0 Сухуми 4,0 W 10,1 Гудаута 3,4 S 10,4 Тарханкут 8,0 SW 9,0 Евпатория 5,0 SW 6,9 Тендра 4,0 S 6,8 Ильичевск 3,2 NE 10,7 Туапсе 7,2 W 13,9 Констанца 2,5 NE 12,0 Феодосия 3,0 E 9,8 Новороссийск 3,4 S 8,0 Херсон 2,0 SW 9,8 Одесса 5,2 NE 9,2 Херсонес 7,3 SW 13,9 Очаков 3,5 SW 5,5 Хорлы 2,2 S 6,0 Очамчира 3,6 W 11,8 Чауда 2,2 S 7,0 Пицунда 9,0 SW 10,4 Черноморское 4,0 NE 9,5 Поти 8,5 W 10,5 Ялта 6,0 E 10,8 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Метеорологическаятаблица на октябрьМетеорологические элементы Пункт наблюдений 1 2 3 4 5 6 7 8 Повторяемость ветра, % N 13 9 28 14 7 8 4 NE 16 22 19 51 13 8 12 E 12 7 6 10 9 6 6 SE 1 13 6 1 8 6 3 S 2 7 11 6 8 12 4 SW 6 9 12 8 14 22 18 W 10 9 2 1 16 12 29 NW 8 10 4 3 23 12 7 штиль 32 14 12 6 2 14 11 Средняя скорость ветра, м/с 3,1 4,6 2,8 4,9 5,1 2,8 3,1 Число дней со скоростью ветра ≥ 15 м/с 4 2 1 1 1 Число дней с туманом 4 2 1 1 1 1 Средняя облачность, баллы 6 4 6 5 6 6 5 Число ясных дней (0÷2 балла) 8 11 7 7 4 6 7 Число пасмурных дней (8÷10 баллов) 12 12 6 4 7 9 5 Среднее количество осадков за сутки, мм 53 35 66 48 91 76 110 Максимальное количество осадков за сутки, мм 73 66 132 62 183 — 147 Число дней с осадками 6 6 13 7 9 8 11 Число дней со снегом — — Число дней с грозой 1 1 1 2 3 2 2 Температура воздуха, Сº средняя 14,4 13,2 16,0 16,5 18,0 15,4 16,1 абсолютный max 34 32 32 31 28 34 31 абсолютный min -2 -12 2 2 6 3 4 Относительная влажность, % 78 82 75 70 72 70 68
1)Евпатория;
2)Бургас;
3)порт Констанца;
4)город Стамбул;
5)город Чанаккале;
6)остров Мальта;
7)порт Аннаба;
8)порт Алжир.

1.4 Навигационно-гидрографическиеусловия
 
Черноеморе:
Плаваниев Черном море в ясную погоду не представляет затруднений вследствие большихглубин вблизи берегов и наличии естественных визуальных и радиолокационныхориентиров, а также средств навигационного оборудования. Хорошим ориентиром приплавании из п. Евпатория до п. Босфор служат: м. Тарханкут, остров Змеиный.
Приплавании в тумане или при условии ограниченной видимости следует пользоватьсярадиомаяками, вести постоянное наблюдение по судовой РЛС, систематическиследить за туманными сигналами, подаваемыми звукосигнальными установками ипроизводить измерение глубин по мере приближения к берегу.
Необходимоучитывать: течение на подходе к п. Босфор имеет направление 90-100º и егоскорость составляет 0,4-0,6 уз. При продолжительных северо-восточных ветрах соскоростью 8 до 14 м/с и более скорость этого течения может достигать 1-1,5узлов. В проливе необходимо соблюдать требования действующей системы разделениядвижения, а также правило 10 МППСС – 72. Движение судна необходимоконтролировать по расстоянию.
Наподходе к п. Босфор необходимо надежно определить положение судна по маякам…Длина пролива около 15 миль, а с подходами 25 миль. Наибольшая ширина 4 мили,глубины 20 – 106 м. Пролив Босфор напоминает извилистую реку с высокими иобрывистыми берегами. В следствии извилистости берегов пролива, небольшой егоширины, трудности опознания входа в пролив со стороны Черного моря и сильных теченийусловия плавания в проливе сложны. При плавании в этом районе снос от течениябудет наблюдаться влево, необходимо учитывать соответствующую поправку натечение.
Плаваниесудов в проливе Босфор в условиях ограниченной видимости не рекомендуется.Скорость судна в проливе устанавливается капитаном исходя из обстановки.
Мраморноеморе:
Северныйберег Мраморного моря образован грядой невысоких гор, отроги которых спускаютсяк морю. Вдоль берега тянется узкая, преимущественно каменистая отмель. Ввосточный берег моря глубоко вдается Измитский залив. Северный берег которого, высокийи обрывистый: опасностей в близи него нет.
Плаваниев Мраморном море особых трудностей не представляет, так как гористые иобрывистые берега моря и острова являются хорошими визуальными ирадиолокационными ориентирами. Центральная и восточная части Мраморного моряглубоководны, в них имеются впадины глубиной около 1200 м. Равномерностьизменения глубин у берегов Мраморного моря дает возможность заблаговременноопределить приближение к берегу в условиях ограниченной видимости. В севернойчасти моря грунт – песок, ил, ракушка и коралл, в средней — серый ил, а в южнойчасти – ил, песок и ракушка. Скалы встречаются у северо-западного берега моря,в заливе Эрдек, у полуострова Капыдаги, у острова Мармара и у острова Имралы.При плавании проливом необходимо учитывать постоянное течение, идущее изМраморного моря в Эгейское, оно прижимается к европейскому берегу пролива. ИзМраморного моря в Эгейское ведет пролив Дарданеллы длинна пролива около 65миль, наибольшая ширина его 10 миль, наименьшая 7 кбт., глубины 29 – 106 м.Европейский берег пролива утесистый; высота его 275 м, Азиатский берег низкий иокаймлен отмелями. При следовании проливом на экране радиолокатора появляетсядостаточно четкое изображение обоих берегов, особенно в наиболее узких егоместах. Поэтому плавание в проливе особых трудностей не представляет.
Магнитнаяизученность района слабая. Имеются лишь редкие одиночные береговые определениямагнитных элементов по восточному берегу пролива Босфор и северо-западномуберегу пролива Дарданеллы. Магнитное склонение в описываемом районе восточное именяется от 2,3о до 2,7о. Среднее годовое увеличениесклонения 0,05о.
Следуетзаметить, что в 2,5 кбт к северу от линии створа светящих знаков расположенаотмель, простирающаяся от мыса Акбаш.
Эгейскоеморе:
БерегаЭгейского моря, кроме его северной и северо-восточной частей, очень сильноизрезаны. Они приглубы, опасностей в близи них мало. Многочисленные острова,расположенные в Эгейском море, высокие.
Восточныйберег Эгейского моря горист; горные хребты направлены перпендикулярно береговойчерте. К югу от выхода из пролива Дарданеллы восточный берег Эгейского морятянется по прямой линии до залива Эдремит, вход в который прикрывает островЛесбос. Берега этого залива изрезаны слабо. Южнее залива Эдремит в восточныйберег вдается укрытый с моря Измитский залив, береговая черта которогочрезвычайно изрезана.
Западнееполуострова Карабурун, который ограничивает Измитский залив с запада, лежитостров Хиос, отделенный от материка проливом Хиос. В восточный берег котороговдается небольшая, но удобная бухта Чешме. Острова Киклады расположены вцентральной части Эгейского моря и тянутся тремя грядами на юго-восток отострова Эвбея, сам остров гористый и высота его составляет 1700 м. Наиболеекрупным и самым высоким из них является остров Наксос. Остров Крит вытянут свостока на запад на 140 миль. Остров горист, наибольшая высота его составляет2456 м. У северного берега острова имеется много бухт и гаваней; наилучшей внавигационном отношении является бухта Суда. Многие заливы и бухты, вдающиеся взападный берег Эгейского моря, удобны для якорной стоянки. Берег приглуб иопасностей в близи него нет.
ДноЭгейского моря отличается большой неровностью, и в настоящее время не остаетсяпостоянным в следствие непрекращающихся тектонических колебаний, и по этому исключаетвозможность использования глубин в целях опознания места.
Плаваниесреди островов Эгейского моря несложно, так как они опознаются хорошо. Глубинывблизи островов большие, и подводных опасностей в многочисленных проливах ипроходах между ними почти нет. Около островов находится много якорных мест, гдеможно укрыться от ветра и волнения.
Магнитнаяизученность удовлетворительная, помимо береговых наблюдений и материаловамериканской аэромагнитной съемки, имеются наблюдения советской шхуны «Заря».Магнитное склонение в пределах района восточное и изменяется от 2,2она северо-востоке до 0,7о на западе. Максимальное значениемагнитного склонения около 9 часов и в начале суток, минимальное около 15часов.
Плаваниев Эгейском море с использованием радиотехнических средств не представляеттрудности, поскольку обрывистые берега моря и многочисленные острова четкоотображаются на экране радиолокатора.
Средиземноеморе:
Плаваниевдоль берегов Средиземного моря особых трудностей не представляет, так какбольшинство опасностей находятся в близи них. Северный берег Африки изрезанмало. В него вдается несколько широких заливов и бухт, из которых наиболеезначительны заливы Аравийский, Эль-Хекма, Абу-Хашайфа, Саллум и Сидра, которыйсамый большой из заливов, расположенных у северного побережья Африки. В связи смолодым геологическим возрастом ложа Средиземного моря дно и берега его ненаходятся в состоянии покоя, а подвергаются медленным вековым поднятиям иопусканиям. Также наблюдается опускания берега на Суэцком перешейке и напобережье Египта, поэтому мореплавателю необходимо пользоваться картами,составленными по наиболее новым материалам промера и съемки береговой линии.
Междумысами Пас-Ашдир и Рас-эт-Тиб берег преимущественно песчаный и низкий. Наполуострове который отделяет залив Хаммамет от Тунисского залива, цепи горблизко подходят к берегу. Вблизи мыса Рас-эт-Тиб берег становится высоким искалистым, здесь имеется много лагун, которые отделены от моря узкими песчанымиполосами суши.
Тунисскийпролив, расположенный между северным берегом Африки и юго-западным берегом о-ваСицилия, тянется примерно на 150 миль в направлении с SE на NW, наименьшая егоширина 80 миль. В северной части пролива и у берегов Африки глубины изменяютсянеравномерно. Мальтийские острова расположены на подводной возвышенности,разделяющей Средиземное море на восточную и западную части. Все островагористые и их высота не превышает 260 м. В средней части Тунисского проливарасположен остров Пантеллерия высотой 833 м. Северная часть Тунисского проливаизобилует банками и рифами и редко посещается судами. Плавание в проливетребует особой осторожности, так как в нем действуют приливо-отливные ипостоянные течения. Пролив Ла-Галит, глубокий и чистый от опасностей,расположен между северным берегом Африки и островом Ла-Галит который лежит наобширной банке в 22 милях от берега. Среди больших глубин имеется многомелководных банок кораллового или вулканического происхождения. Наибольшуюопасность для судов представляет обширная банка Скерки, находящаяся при входе вТунисский пролив с запада.
Магнитноесклонение изменяется от 0,3о E на западе района до 3,7оEна востоке. Среднегодовое изменение магнитного склонения колеблется от +0,09она западе района до +0,02о на востоке. К западу склонение увеличиваетсяи в близи мыса Альмина оно достигает 8,5оW.
1.Средстванавигационного оборудования


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.