Вступление
Современнаялогистическая практика транспортировки связана с все большей экспансиейперевозок, осуществляемых одним экспедитором (оператором) из одногодиспетчерского центра и по единому транспортному документу (мультимодальные,интермодальные, трансмодальные, А-модальные, комбинированные, сегментированныеи пр.).
Приосуществлении мультимодальных перевозок за пределы страны (приэкспортно-импортных операциях) существенное значение приобретают таможенныепроцедуры оформления («очистки») грузов, а также транспортное законодательствои коммерческо-правовые аспекты перевозок в тех странах, по которым проходитмаршрут следования груза В международных мультимодальных перевозках принципединообразия коммерческо-правового режима предусматривает.
• унификацию УДЕфизического распределения в части транспортировки;
• упрощениетаможенных формальностей;
• внедрение стандартныхкоммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.
Большоезначение в мультимодальных перевозках имеет информационно-компьютернаяподдержка транспортного процесса. Для интеграции нашей страны в мировоеинформационное пространство (в том числе и в сфере транспортировки) необходимоиспользование в ЛС современных международных стандартов электронного обменаданными EDI, EDIFACT, развитие безбумажного электронного документооборота.Ключевую роль для транспортировки играют международные телекоммуникационныесети как коммерческие (CompuServe, America Online, Relcom), так инекоммерческие (Internet), спутниковые системы связи и навигации длятранспортных средств (Inmarsat-C, GPS и др.).
Впоследние годы, технология транспортировки, особенно для мультимодальныхперевозок, связана с использованием в логистических цепях и каналах грузовыхтерминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозкиполучили название терминальных перевозок.
1. Мультимодальныегрузоперевозки, оператор смешанной перевозки
Мультимодальныегрузоперевозки — это внутригосударственные и международные перевозки грузасмешанным транспортом, когда перевозка груза до пункта назначенияосуществляется двумя или более видами транспорта на основании единого договора.
Мультимодальные перевозкиэто перевозки одного и того же груза различными видами транспорта. Видыиспользуемого транспорта могут сочетаться в любых комбинаций: автомобильные,железнодорожные, морские и авиаперевозки.
При мультимодальныхперевозках используются комбинированные грузовые связки, осуществляемые припомощи разных средств транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского,авиационного.
Мультимодальная перевозка- это смешанная перевозка, которая:
— осуществляется наосновании договора смешанной перевозки,
— из места в однойстране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, дообусловленного места доставки в другой стране,
— при этом операторсмешанной перевозки, который организует перевозку, берет на себя ответственностьза всю перевозку и выдает документ мультимодальной перевозки. Безопасностьсмешанной перевозки опасных грузов может быть обеспечена, если рассматриватьсмешанную перевозку как единый процесс. Следовательно, организовывать и нестиответственность за смешанную (мультимодальную) перевозку должна однаорганизация. В качестве такой организации выступает оператор смешанной(мультимодальной) перевозки.
Оператор смешанной(мультимодальной) перевозки (МТО) означает любое лицо, которое от собственногоимени или через другое действующее от его имени лицо заключает договорсмешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или отимени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешаннойперевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора.
МТО является ключевойфигурой в организации и осуществлении смешанной перевозки опасных грузов. Цельюдеятельности МТО является получение прибыли от деятельности по организации иосуществлению перевозок.
Получать прибыль постоянновозможно, если услуги МТО:
– выгодны для заказчика исамого МТО,
– качественны ибезопасны.
Поэтому особое значениеимеет оценка способности МТО организовывать и осуществлять качественные ибезопасные смешанные перевозки опасных грузов.
Основы безопасностисмешанной перевозки опасных грузов закладываются задолго до непосредственногоначала процесса транспортировки. Вопросы безопасности должны быть решены МТОуже на этапе планирования смешанной перевозки, выбора тары, маршрутаследования, транспортных средств и субподрядчиков. МТО необходимо убедитьзаказчика в том, что его услуги качественны и безопасны и что все этапысмешанной перевозки осуществляются в соответствии с установленнымитребованиями. Для этого необходима объективная оценка деятельности МТО третьейнезависимой стороной.
Договор смешаннойперевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозкиза уплату провозных платежей обязуется осуществить или обеспечить осуществлениемеждународной смешанной перевозки. Документ смешанной перевозки означаетдокумент, удостоверяющий договор смешанной перевозки, принятие груза операторомсмешанной перевозки в свое ведение, а также его обязательство доставить груз всоответствии с условиями этого договора.
Когда грузы принимаютсяоператором смешанной перевозки в свое ведение, он должен выдать документсмешанной перевозки, который по выбору грузоотправителя может быть оборотнымили необоротным.
Основные принципыфункционирования мультимодальной системы заключаются в следующем:
1. единообразныйкоммерческо-правовой режим;
2. комплексное решениефинансово-экономических аспектов функционирования системы;
3. использование системэлектронного обмена данными (ЭОД), обеспечивающих слежение за передвижениемгруза, передачу информации и связь;
4. единство всех звеньевтранспортной цепи в организационно-технологическом аспекте, единая формавзаимодействия и координация всех звеньев транспортной цепи, обеспечивающих этоединство;
5. кооперация всехучастников транспортной системы;
6. комплексное развитиетранспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
Принцип единообразиякоммерческо-правового режима предусматривает:
1. совершенствованиеправил перевозок грузов в международном сообщении на всех видах транспорта сцелью их взаимной увязки в соответствии с выбранными критериями эффективностилогистической транспортной системы;
2. упрощение таможенныхпроцедур;
3. разработка и внедрениеновых унифицированных перевозочных документов международного образца для работына внешнем транспортном рынке, а также для внутреннего транспорта, учитывающихобщий критерий логистической транспортной системы.
Принцип комплексногорешения финансово-экономических аспектов функционирования мультимодальнойсистемы предусматривает:
1. установлениеунифицированных тарифных правил перевозки транзитных грузов и грузов внешнейторговли в международном сообщении;
2. разработку методаобоснованного распределения сквозного фрахта в СКВ между всеми звеньямилогистической транспортной цепи ;
3. разработку механизмафинансовой ответственности за нарушение качества услуг.
Необходимым условиемфункционирования мультимодальной системы является наличие информационнойсистемы, с помощью которой осуществляется исполнение заказа (договораперевозки), то есть планирование, управление и контроль всего процесса доставкигруза благодаря опережающей, сопровождающей и заканчивающей процесс доставкиинформации.
В настоящее время вмировой практике широко применяются различные системы электронного обменаданными, степень использования которых определяет уровень конкурентоспособностиразличных логистических транспортных систем на мировом рынке транспортныхуслуг.
Принцип внедрения новыхформ взаимодействия особенно важен для функционирования мультимодальнойтранспортной системы, поскольку эффективность такой системы существенно зависитот ее организации. Гарантом и организатором взаимодействия всех звеньевтранспортной цепи в системе является оператор международной мультимодальнойдоставки грузов.
Наличие оператораопределяет ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовомуаспекту функционирования мультимодальной транспортной системы:
1. единый транспортныйдокумент международного образца;
2. доставка от двери додвери либо в других границах, предусмотренных единым транспортным документом;
3. единая ответственностьза исполнение договора и сохранность груза;
4. единая сквозная ставкафрахта.
В мультимодальной системеблагодаря эмерджентному эффекту результат деятельности системы оказываетсявыше, чем сумма определенных частных результатов.
Важным принципомэффективного взаимодействия всех звеньев транспортной цепи является готовностьпартнеров к кооперации на основе понимания своей роли в логистическойтранспортной системе. Возможность применения передовых технологий перевозочногопроцесса определяется уровнем развития транспортной инфраструктуры, которуюможно разделить на два основных элемента — терминалы и транспортные пути.
При смешанных раздельныхперевозках, как правило, наибольшее внимание уделяется развитиюинфраструктурных перевозчиков. В логистической транспортной системепервостепенное внимание отводиться терминалам, поскольку эффективность такойсистемы и сама возможность ее функционирования (из-за различной мощностигрузопотоков и скорости доставки) зависит от наличия места в транспортнойсистеме и функций терминалов, обеспечивающих обработку материальных потоков.Комплексное развитие транспортной инфраструктуры базируется на стандартизациикомплектов грузов (таре), транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин имеханизмов.
2. Смешанные перевозкикак разновидность международных перевозок грузов и международное право
В структуре мировойэкономики начала ХХI в. продолжают наблюдаться тенденции, характерные длябурных 90-х ХХ в. Важнейшими из этих тенденций являются глобализация иинтеграция производства и обмена. Транснациональные корпорации стали определятьлицо современной экономики развитых стран. Таким образом, к концу ХХ – началуХХI в. завершились в основном процессы концентрации производства, зародившиесяеще в ХVIII в. В течение последних десятилетий темпы роста международнойторговли превосходили темпы роста мирового производства. Продолжающеесяуглубление международного разделения труда определяет развитие международноготоварообмена, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования корганизации международных грузовых перевозок. Интернационализация производстваи обмена ужесточает конкуренцию среди транснациональных корпораций, которыевынуждены снижать удельные издержки производства и обращения для повышенияконкурентоспособности своей продукции, в частности, за счет понижениятранспортной составляющей в цене товара.
После развала СССР всеяснее вырисовывается трехполюсный характер мировой экономики и торговли:Северная Америка, Западная Европа и Тихоокеанский регион. На взаимныйтоварообмен между наиболее развитыми странами приходится около 60% всейстоимости товарооборота международной торговли. Кроме того, порядка 70%экспорта развивающихся стран направляется в индустриальные страны. Такиепромышленно развитые страны, как: США, Германия и Япония стали центрамипритяжения международной торговли. Увеличивается влияние новых индустриальныхстран: Южной Кореи, Китая, Индии, Тайваня, Сингапура, Индонезии, государствЛатинской Америки. Следовательно, возрастает значение транспортных коридоров,связывающих американский, европейский и азиатско-тихоокеанский регионы. Притаких обстоятельствах невозможно переоценить смешанные перевозки как способорганизации международных грузовых перевозок.
Перевозкой груза всмешанном сообщении называется перемещение вещей, в котором принимают участие,по крайней мере, два вида транспорта, причем подтверждением факта заключениядоговора перевозки и его содержания является единый транспортный документ;оплата перевозки производится по единой сквозной тарифной сетке иответственность за всю транспортировку груза перед грузовладельцем несет толькоодно лицо. Такое лицо называется оператором мультимодальной перевозки,поскольку такого рода перевозки называются еще мультимодальными. Вообще,терминология, которой пользуются в сфере транспортной деятельности, довольнозапутанная и нуждается в стандартизации. Достаточно ясно, что модальнойперевозкой называется перевозка, при которой управление перемещением грузовыхмест из одного пункта в другой осуществляется из единого диспетчерского центра,что и дает фактическое основание предполагать возможность ответственноститолько одного лица за всю перевозку. Ведь груз фактически может перемещаться наподвижном составе различных видов транспорта как последовательно, так ипараллельно, а также и в комбинации этих приемов. Модальной перевозкепротивопоставляется сегментированная, или раздельная, перевозка, при которойответственность за осуществление перевозки несет фактический перевозчик.
Нет необходимостидоказывать удобство для грузовладельца именно модальных перевозок, посколькудоговор перевозки превращается для него в простой двухсторонний контракт соператором модальной перевозки. Значительное развитие мультимодальные перевозкиполучили в связи с контейнерной революцией 50-60-х г.г. ХХ в., и особеннобурное развитие мультимодальных перевозок во второй половине 90-х г.г. ХХ в.многие авторы объясняют чисто юридическими по своей природе причинами, аименно: принятием Международной торговой палатой новой редакции Унифицированныхправил и обычаев для документарных аккредитивов 01.01.1993, ст. 26 которыхпредусматривает транспортные документы при смешанных перевозках в качествеоснования для платежа по аккредитиву. Дело в том, что в предыдущей редакции небыло упоминания о транспортном документе, оформляющем смешанную перевозкугрузов, и банки отказывались признавать такие документы как основание дляплатежа по аккредитиву.
Уже приведенный примерпоказывает насколько правовое регулирование общественных отношений, в том числемеждународно-правовое, зависит от объективных потребностей действительнойжизни, в частности, от потребностей коммерции. Заинтересованностьмеждународного сообщества в международном правовом урегулировании вопросов,связанных с международной транспортной деятельностью по предоставлению услугсмешанной перевозки грузов обнаружилась в конце ХIХ в., когда была заключенаБернская международная конвенция о железнодорожных перевозках грузов 1890 г. (МГК). В МГК была предусмотрена специальная форма накладной, которой можно было оформитьсмешанную перевозку груза.
Первая половина ХХ в.была практически бесплодной для международной унификации норм, регулирующихсмешанные перевозки грузов, если не считать Стокгольмскую конференциюМеждународной торговой палаты, состоявшуюся в 1927 г., на которой был поднят вопрос о необходимости такой унификации. Однако, международнаяобстановка не способствовала решению вопросов, связанных с международно-правовымрегулированием смешанных перевозок груза. В 1969 г. на Токийской конференции Международного морского комитета был разработан проект международнойконвенции о смешанных перевозках, так называемые «Токийские правила». Идеи,содержащиеся в Токийских правилах, легли в основу проформ транспортныхдокументов, разработанных для оформления смешанных грузовых перевозок такимимеждународными организациями, как: ФИАТА, БИМКО. Международная ассоциациявоздушного транспорта (ИАТА) разработала нейтральную авианакладную, в которойоговаривается возможность ее применения на наземных участках смешанногосообщения.
В 1973 г. Международная торговая палата разработала Международные правила, относящиеся к документу насмешанную перевозку, которые также базируются на Токийских правилах. 24 мая 1980 г. в Женеве была подписана Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов, невступившая до сих пор в силу, поскольку достаточное количество стран невысказались за ее вступление в силу путем ратификации, принятия, утвержденияили присоединения.
Конференция ООН поторговле и развитию (ЮНКТАД), которая, как известно, представляет в основноминтересы развивающихся стран, неудовлетворенная затяжкой введения в действиеКонвенции, предприняла усилия по доработке правил, относящихся к документам насмешанную перевозку, в результате чего в 1991 г. появился проект, одобренный затем Международной торговой палатой. Новые Правила вступили в действие с 1 января 1992 г., а с 1995 г. действует последняя известная редакция таковых Правил (Правила ЮНКТАД/МТП — 95 –UNCTAD/ICC Rules 95). Эти Правила весьма популярны как среди частных лиц,которые используют их в заключаемых между собой контрактах, так и широкоиспользуются при создании внутренних национальных правовых норм, регулирующихперевозки грузов в смешанном сообщении. Правила ЮНКТАД/МТП – 95 подлежат применению,только если стороны договора международной смешанной перевозки груза упомянутих как нормы, которым они подчиняются при исполнении договора.
Пожалуй, наиболееинтересной идеей, заложенной еще в Токийских правилах, является определениеправового статуса субъекта, отвечающего за исполнение обязанности по оказаниютакой специфической услуги как смешанная перевозка грузов – оператора смешаннойперевозки (ОСП) – combined transport operator – (СTO). Выработалась дажеклассификация, или, лучше сказать, типизация ОСП: ОСП, эксплуатирующие морскиесуда; ОСП, не эксплуатирующие морские суда; ОСП, не эксплуатирующие вообщеникакие транспортные средства. ОСП, эксплуатирующие морские суда, — VO (Vesseloperator), — наиболее распространенный тип ОСП. В эту группу входят каксудоходные компании, не владеющие транспортными средствами иных видовтранспорта, так и компании, которые владеют подвижным составом и водного, ивоздушного, и автомобильного транспорта, а также транспортными терминалами иконтейнерным парком. Наиболее надежными ОСП считаются ОСП последнего типа,например: Мерск-Силенд (Maersk SeaLand). ОСП, не эксплуатирующие морские суда,- NV СTO (Not vessel сombined transport operator), — это обычные публичныеперевозчики, которые оперируют средствами железнодорожного, автомобильного иавиационного транспорта, которых принято называть “non vessel common carrier”.ОСП, не эксплуатирующие каких-либо транспортных средств, — это классическиеэкспедиторы, ориентированные на предоставление услуг ОСП.
По большому счету любаяперевозка является мультимодальной. При любой перевозке груз необходимо сначалаперевезти от склада отправителя до порта или аэропорта или жд. станцииотправления. После основной перевозки груз необходимо доставить от порта,аэропорта, жд. станции назначения до склада получателя. В редких случаях, аименно в случае автомобильной перевозки груз доставляется одним видомтранспорта. Во всех остальных случаях всегда используется несколько видовтранспорта.
Например, еслиосуществляете авиаперевозку, то в любом случае сначала необходимо доставитьгруз до аэропорта на автотранспорте. Если осуществите морскую перевозку, тогруз сначала необходимо доставить до порта на автотранспорте или при помощижелезнодорожной перевозки. Если осуществляете жд перевозку, то груз сначаланужно привезти на жд станцию на автотранспорте и тд.
3. Для чего используются мультимодальныеперевозки
Мультимодальные перевозкииспользуются в различных целях: для сокращения расходом на перевозку, длясокращения времени доставки или когда нет другого способа перевозки.
Сокращение расходов наперевозку при мультимодальной перевозки: предположим необходимо доставить груз12 тонн, 20м3 из Китая, Суджоу до России, Оренбурга. На этом пути существуеткак минимум несколько «плечей» маршрута:
Склад в Суджоу — порт илиаэропорт или жд станция(так называемый перевалочный хаб (hub -англ.яз.)
Хаб в Китае — хаб вРоссии (порт, аэропорт, жд станция)
Хаб в России — склад вОренбурге
Таких «плечей»может быть и больше, и чем больше их количество, тем дольше время доставки итем обычно ниже стоимость доставки. И наоборот чем меньше «плечей»тем выше скорость и стоимость.
Далее определяется, какаясрочность доставки нас интересует, если 7- 10 дней, то это только авиадоставка, если 10-20 дней, то авиа+авто, если 20-30 то авиа+жд. Если срок несущественен, а важно привезти как можно дешевле то море+жд(45-50 дней), если 50дней это много то можно выбрать море+авто и уложиться в 38-45 дней.
Соответственно, чембольше в составе мультимодальной перевозки авиа перевозки и чем меньше морскойтем перевозка дороже и быстрее.
Все комбинацииперечислить не возможно, но постараемся указать наибольшее количество:
Склад-авто-аэропорт-авиа-аэропорт-авто-склад
Склад-жд-аэропорт-авиа-аэропорт-авто-склад
Склад-авто-аэропорт-авиа-аэропорт-жд-склад
Склад-жд-аэропорт-авиа-аэропорт-жд-склад
Склад-авто-порт-море-порт-авто-склад
Склад-жд-порт-море-порт-авто-склад
Склад-авто-порт-море-порт-жд-склад
Склад-жд-порт-море-порт-жд-склад
Склад-авто-жд станция-ждстанция-авто-склад
Это наиболее частоиспользуемые способы мультимодальных перевозок. Для того чтобы выбратьподходящий способ необходимо просчитать стоимость и сроки по всем маршрутам итолько после этого выбирать.
Это довольно трудоемкийпроцесс, и для того чтобы его оптимизировать создана систему EXPED.RU, гдеодним кликом запрос направляется в разные компании специализирующиеся на разныхвидах мультимодальных перевозок и на различных маршрутах.
Сегодня уже клиентытранспортных компаний знают о возможностях мультимодальных перевозок, т.к. длямногих проектов транспортировки грузов именно эти схемы наиболее оправданы.
Выбор мультимодальныхперевозок обуславливается их экономичностью, выигрышем во времени, и спецификойтранспортной инфраструктуры каждой страны. В этом виде перевозок, благодаряиспользованию преимуществ каждого вида транспорта разрабатывается оптимальныймаршрут перевозки с учетом специфики перевозимых грузов.
Наиболее распространенныев мировой практике схемы мультимодальных перевозок описаны ниже:
1. Автотранспорт — авиатранспорт-автотранспорт
2. Автотранспорт — железнодорожный транспорт — автотранспорт
3. Железнодорожныйтранспорт — авиатранспорт — автотранспорт
4. Железнодорожныйтранспорт — морской транспорт — автотранспорт
5. Железнодорожныйтранспорт — морской транспорт — железнодорожный транспорт
6. Железнодорожныйтранспорт — автотранспорт — авиатранспорт — автотранспорт
Преимуществамультимодальных перевозок не вызывают сомнения и приведены ниже:
1. Возможность доставкиот двери до двери (door-to-door). Зачастую такая доставка приэкспортно-импортной транспортировке грузов на большие расстояния, возможнатолько при использовании мультимодальных перевозок. Это связано с тем, чтотакие перевозки зачастую выполняются морским, железнодорожным или авиа транспортом,при этом для доставки груза непосредственно получателю необходимо использоватьавтотранспорт от аэропорта, морского порта или железнодорожной станции.
2. В перевозке могутиспользоваться все типы контейнеров в зависимости от габаритов, химических и техническихособенностей груза. Контейнерная перевозка наиболее оптимальна длямультимодальных схем, в которых осуществляется большое количество перегрузок.Контейнеры могут быть полностью укомплектованы у заказчика и распакованыконечным получателем, что обеспечивает дополнительную сохранность груза.
3. При мультимодальныхперевозках учитывается развитость транспортной инфраструктуры каждого регионана маршруте следования. Это позволяет использовать в каждом регионе наиболеебыстрый, надежный и экономичный вид транспорта, что позволят снизить затраты ивремя транспортировки.
4. В случае необходимостивозможна переадресация груза в процессе транспортировки и возможнаякорректировка маршрута в связи с переадресацией. Такая возможность очень удобнапри длительных маршрутах, в случае если у получателя изменилось местодислокации.
Итог
Мультимодальные перевозки— это эффективное сочетание возможностей морского, железнодорожного,автомобильного и воздушного транспорта. Такие перевозки позволяет оперативно иэкономично доставлять грузы по всему миру.
Мультимодальные перевозкиособенно актуальны на межконтинентальных направлениях, когда необходим доступ вудаленные точки мира, где один вид транспорта просто бессилен.