Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Курсовойпроект
подисциплине:
«Электроавтоматикатранспортных средств»
на тему:
«Модернизацияэлектроавтоматики транспортного средства для повышения безопасности ДТК»
Самара 2008
/>СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1.1. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТА
1.2. СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОБЪЕКТУ
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА
1.4. НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА НА НЕРЕГУЛИРУЕМОМ ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ,ПЕРЕКРЕСТКЕ
1.5. ЗОНА УДАРА
2. ПРОВЕДЕНИЕОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКА УЛИЦЫ САМАРСКАЯ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХОПАСНОСТЕЙ И ВРЕДНОСТЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА АВАРИЙНОСТЬ
4. ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
· Проанализироватьинформативность участка дороги, выявить аварийно-опасные места, предложитьобоснованную замену или дополнительную установку электронно-техническихсредств;
· Датчикикомплексных электронных систем управления двигателя:
Датчики температуры.
1.1. Схема расположения объекта
Границы объекта: начало –ул.Венцека конец – ул.Полевая
1.2. Сводныесведения по объекту№ п.п. Наименование элементов объекта Ед. изм. Количество Примечание 1 2 3 4 5 1.
Протяженность объекта по главной оси П.М 3078.0 1.1. Протяженность суммарная по осям всех участков П.М. 3078.0 2. Общая площадь объекта
М2 84090.4 3. Проезжая часть
М2 49936.3 4. Обочины
М2 0.0 5. Тротуары
М2 29799.3 6. Трамвайные пути 6.1. — протяженность путей П.М. 0.0 6.2. — площадь полотна
М2 0.0 7. Прочие территории
М2 141.7 8. Территория озеленения
М2 4213.0 9. Бортовой камень П.М. 10001.0 10. Люки смотровых колодцев ШТ. 404 11. Решетки водоприемных колодцев ШТ. 61 12.1. Остановки общественного транспорта ШТ. 15 12.2. — павильоны пассажирские ШТ. 13 13. Опоры освещения и контактных сетей ШТ. 239 14. Кабельные ящики ШТ. 15 15. Малые архитектурные формы ШТ. 94 17. Дорожные знаки ШТ. 167 18. Ограждающие и направляющие устройства 18.1. — протяженность П.М. 578.1 18.2. — площадь в плане
М2 0.0 19. Светофорные объекты ШТ. 27
1.3. Характеристикидвижения транспорта№ п.п Местоположение створа Число полос движения Фактический состав движения, %
Привед.легк.авт./час *1 сторона По оси Легковые автомобили Грузовые автомобили грузоподъемностью Автопоезда грузоподъемностью Общественный транспотр До 2т. До 6т. До 8т. До 14т. Св. 14т. До 12т. До 20т. Св. 20т. Группа А Группа Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 1 Чет. 100 1 75.9 13.0 2.8 8.3
608 1 Нечет. 100 1 86.7 10.6 0.9 1.8
562
2 Чет. 1000 1 72.6 22.6 0.8 3.2 0.8
674 2 Нечет. 1000 1 75.0 20.5 0.6 4.0
939
3 Чет. 2700 1 73.1 20.5 0.4 0.4 5.2 0.4
1467 3 Нечет. 2700 1 78.9 15.7 1.2 0.3 3.9
1776
*1 – приведенных (по МГСН 1.01-99) легк. авт./час «пик», водном направлении (для ВН 02-94)
1.4 Зонаудара
03 переднеприводной, водитель, пассажир.
2. ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКА УЛИЦЫ САМАРСКАЯ
Проводим полное обследование участка по двумэтапам. Составляем линейную схему участка.
Первый этап:Данный участок имеет протяженность 2 км. Разбиваем егона маленькие участки по 200 м. Этот участок имеет девять перекрестков и несколькопримыканий из дворовых территорий. Перекресток ул.Вилоновская –ул.Самарская является регулируемым и перекресток ул.Ульяновская – ул.Самарскаятоже является регулируемым.
В ходе обследования на данном участке дорогизаторы не были обнаружены. Данная ширина проезжей части позволяет движениюавтомобилей в период час пик в связанных условиях движения, однакоиз-за отсутствия на некоторых остановках заездных карманов в зонеостановки не редко могут образовываться небольшие заторы.
При проведении первого этапа на участке улицы обнаружены следующие элементы улицы: пешеходныепереходы, автобусные остановки.№ строки Значения параметров дороги или их наличие 1. 14.95 14.95 15 15.1 14.16 2. - - - - - 3. 4. 5. + + 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Д. Д.
В графе 1 рис.1. могут быть зашифрованыцифрами следующие данные:
1. Ширина ПЧ;
2. Ширина обочины;
3. Неудовлетворительное состояние ПЧ (неровности, износ,низкий коэффициент сцепления и т.д.);
4. Неудовлетворительное состояние обочины (завышена илизанижена по сравнению с ПЧ, невозможен съезд на нее ТС);
5. Неудовлетворительное состояние люков, смотровых колодцев (завышенное или заниженное расположение относительно ПЧ)или ПЧ в зоне их размещения;
6. Отсутствие дорожных знаков (ДЗ) или их несоответствие сложившимся условиям движения;
7. Отсутствиетротуаров;
8. Отсутствие искусственного освещения или егонеисправность;
9. Отсутствуют ограждения барьерного или парапетного типапри высоте насыпи 3 м и более;
10. Отсутствуют сигнальные столбики на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи 2 м и более;
11. Наличиеинтенсивного движения пешеходов через проезжую часть вне пешеходного перехода;
12.Наличие на дороге, улице, участкеследующих элементов:
а. Участки сподъемами (спусками);
б. Участкикривых в плане;
в. Мосты ипутепроводы;
г. Железнодорожныепереезды;
д. Автобусныеостановки;
е. Наземныепешеходные переходы;
ж. Парковки;
з. Другиеопасные участки (дорога проходит вблизи болот, водоемов, оврагов, горных ущелий,железных дорог).
Второй этап: Основнымвидом ДТП на данном участке улицы является наезд на пешехода.Большое количество наездов наблюдается в зоне ул.Рабочая – ул.Самарская. Втабл. 1, 2 представлена информация, собранная в результатеобследования участка улицы.
Таблица 1.Пересечения и примыкания№ дома Название перекрестка Видимость пересекаемой (примыкающей дороги), м
Продольный уклон на подходах в пределах расстояния видимости,%0 Радиус закругления, м Протяженность покрытия на съездах (выездах дорог), м Ширина обочин на съездах (выездах) дорог, м Наличие переходно-скоростных полос на дорогах I-III категориях, да (нет) 175 ул.Вилоновская – ул.Самарская 100 - - Нет 193 ул.Ульяновская – ул.Самарская 100 - - Нет
Таблица2.Автобусные остановки№ дома Направление (прямое, обратное) Название остановки Радиус закругления дороги, если остановка расположена на нем
Продольный уклон в зоне остановки, %0 Расстояние перекрестка менее 20 м., да (нет) Наличие в зоне остановки, да (нет) Остановочной площадки (кармана) Пешеходных ограждений освещения Очереди автобусов, которые не вмещаются на остановочной площадке 181 Прямое Вилоновская - нет нет нет да - 168 Прямое Ульяновская - нет нет нет да -
В ходе обследования автобусных остановокобнаружено, что они не оборудованы заездными карманами ипешеходными ограждениями. Это создает большие неудобства для движениядругих автомобилей, а в некоторых случаях приводит квозникновению заторов. Отсутствие пешеходных ограждений приводит ктому, что пешеходы могут выйти на проезжую часть в любом месте, т.к.имеется очень большое количество объектов притяжения людей(магазины, учебные заведения, административные здания и т.д.) на данномучастке. Особенно это опасно в темное время суток.
Таблица3.ПешеходныепереходыПривязка (№ дома, км) Наличие на пешеходном переходе, да (нет) Знаки установлены с нарушением требований, да (нет) разметка на регулируемом переходе пешеходные ограждения освещение 175 нет нет да нет 193 нет нет да нет
Примечание: ввиду того, что на данном участке недостатков обнаруженоочень мало, полученная в ходе обследования информация незаносится в специальный бланк.
Напротив остановки Вилоновская происходятнаезды на пешеходов из-за отсутствия ограждений около остановоки пешеходных переходов. Также в зонах остановок отсутствуютзаездные карманы для маршрутных транспортных средств, поэтомупроисходят конфликты при перестроениях транспортных средств, движущихся по правойполосе за маршрутными транспортными средствами, а также ухудшается видимость пешеходных переходов. Конфликты возникают при перестроении маршрутных такси,которые останавливаются обычно напроезжей части, не доезжая остановки.
Напротив остановки Ульяновская происходятнаезды на пешеходов из-за отсутствия ограждений около остановоки пешеходных переходов. Также в зонах остановок отсутствуютзаездные карманы для маршрутных транспортных средств, поэтомупроисходят конфликты при перестроениях транспортных средств, движущихся по правой полосеза маршрутными транспортными средствами, атакже ухудшается видимость пешеходных переходов. Конфликты возникают при перестроении маршрутных такси,которые останавливаются обычно напроезжей части, не доезжая остановки.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХОПАСНОСТЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА АВАРИЙНОСТЬ
На возникновение дорожно-транспортныхпроисшествий, связанных с неудовлетворительными дорожнымиусловиями, могут влиять следующие потенциальные опасности и вредности:
1. Недостатки организации дорожного движения,т.е.:
Ø наличие заторов в часы «пик» на участках улично-дорожнойсети (УДС) с большой интенсивностью движения;
Ø наличие нерегулируемых пересечений и примыканий;
Ø недостаточная пропускная способность дороги;
Ø неведется мониторинг состояния дорожного полотна (ширины, неровностей, выбоин, гололеда и т.д.);
Ø не предусмотрено одностороннее движение транспортногопотока;
Ø не предусмотрена оценка существующей организации движенияв очагах аварийности;
Ø нет плана мероприятий по совершенствованию организации движенияв очагах аварийности;
Ø отсутствуютпешеходные ограждения в местах пешеходных переходов,напротив остановочных пунктов, напротив выхода из школ и магазинов, а также на подходах к перекресткам;
Ø отсутствие заездного кармана в местах остановочных пунктовдля
Ø маршрутных транспортных средств на участках дорог с узкойпроезжей частью и большой интенсивностью движения;
2. Потенциальные опасности и вредности могут возникнуть по конструктивным причинам:
Øнесоответствие требованиям безопасности конструкциитехнологического оборудования (светофоры,детекторы транспорта, ЭВМ);
Øнесоответствие конструкции транспортных средств требованиям безопасности, т.е. состояние шин (вид рисунка и глубина протектора, внутреннее давление вшинах), тормозной системы (ход педали, равномерность тормозных усилий на разныхколесах, наличие антиблокировочнойсистемы), рулевого управления (люфт), осветительной и сигнальных приборов (работоспособность, яркость,загрязнение), состояние стеклоочистителей (работоспособность, частота махов),дорожный просвет, база;
Øизнос и старениеразличных элементов конструкции транспортного средства, влияющих набезопасность движения;
Øбольшая длинатранспортного средства, затрудняющая обгон этого транспортногосредства.
З.По технологическим причинам могутвозникнуть следующие опасности:
Øнеправильный выбор оборудования (дорожный контролер ит.д.);
Øнесовершенство планировки периферийного оборудования;
Øнесовершенство конструкции транспортного средства;
Øнесовершенство технологии строительства дорог, вызывающими быстрое разрушение дорожного покрытия;
Ø4. Причинынеудовлетворительного технического обслуживания, влияющие на опасность травматизма:
Øотсутствие плановых профилактических осмотров, технического ухода и ремонта оборудования, а также оградительных средствбезопасности;
Øотсутствие плановых мероприятий по техническомуобслуживанию и ремонту транспортных средств;
Øнеполное выявление неисправностей при проведении государственноготехнического осмотра;
Øотсутствие денежных средств на ремонт транспортногосредства;
Øнедостаточное знание устройства автомобиля водителями.
5. Психофизиологическиепричины:
Øне соблюдение режима труда и отдыха водителей (Приказ министерства транспорта и министерства труда№ 15 — 02);
Øалкогольное опьянение;
Øнеудовлетворительныйклимат в коллективе, в семье водителей или другихучастников движения;
Øнепрофессионализм в трудовой деятельности;
Øстатические и физические перегрузки участников движения;
Øнервно-психические перегрузки участников движения;
Øнедостаточное внимание, реакция, память водителя ипешеходов;
Øэмоциональность водителя и пешеходов;
Øнезнание ПДД участниками движения;
Øповышенная самоуверенность, вызывающая осознанноенарушение
ПДД участниками движения.
6. На месте водителя могут возникнуть следующие опасности:
Øповышенный шум, вибрация (согласно ГОСТ 12.0.003 74 «Классификациявредных и опасных производственных факторов»);
Øплохая передняя и задняя обзорность транспортного средства;
Øплохая комфортность автомобиля;
Øводитель плохо чувствует автомобиль;
Øплохаяустойчивость движения по скользким дорогам на мотоцикле без бокового прицепа;
Øплохая информативность водителя (визуальная, звуковая, чувственная);
Øповышенный уровень статического электричества;
Øпрямая и отраженная блесткость;
7. Методологическиепричины:
Øнедостаточная подготовка водителей в учебных учреждениях;
Øнедостаточнаяпропаганда ПДД в школах, организациях, предприятиях;
Øнеправильное воспитание в семье.
8. Экономическими причинами потенциальнойопасности могут быть прежде всего:
Øотсутствие расчета финансово-экономической потребности для осуществления мероприятий по безопасности дорожного движения;
Ø отсутствие финансовых средств на проведение мероприятий по
улучшению организации дорожного движения, ремонта дорог и дорожных сооружений,а также на обновление подвижного состава;
Ø неудовлетворительное социально-экономическое положение государства.
ДАТЧИКТЕМПЕРАТУРЫ
Датчик температуры охлаждающей жидкости представляетсобой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется от температуры).Датчик завернут в выпускной патрубок охлаждающей жидкости на головке цилиндров.
При низкой температуредатчик имеет высокое сопротивление (при –40 °С – 100 кОм), а при высокойтемпературе – низкое (при 100 °С – 177 Ом).
Температуру охлаждающейжидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на датчике. Падениенапряжения высокое на холодном двигателе и низкое – на прогретом. Температураохлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляетконтроллер.
Проверку датчика температуры охлаждающей жидкости производят путем измерениязависимости сопротивления от температуры, так как рабочий элемент датчикаизготавливают из материала с отрицательным коэффициентом сопротивления. Еслитемпература охлаждающей жидкости повышается, сопротивление падает, сила тока вцепи увеличивается и стрелка указателя температуры охлаждающей жидкостиотклоняется больше.
Для проверки датчик снимают с двигателя, подсоединяют омметр к выводу датчикаи его корпусу и погружают в воду. Воду постепенно нагревают, измеряютсопротивление датчика и температуру воды, сравнивая полученные значение сноминальными.
Техническиеданные датчиков температуры охлаждающей жидкости в каталогах и руководствах поремонту автомобилей иногда приводят для определенной температуры, то естьуказываются тип датчика и его сопротивление при данной температуре.
Если указатель температуры охлаждающей жидкости не работает, необходимопроверить соответствующий предохранитель. Если предохранитель исправен, нужноотсоединить провод от датчика температуры жидкости и на короткое времязамкнуть его на «массу» при включенном зажигании. Стрелка указателя должнаполностью отклониться; если этого не произойдет, значит, датчик испорчен. Еслистрелка не отклоняется, следует подать на указатель напряжение аккумулятора,составляющее 12 В. Если же и в этом случае стрелка не отклоняется, указательподлежит замене. Разъединяя различные разъемы, не следует тянуть за провода,иначе стопор контактного лепестка может не выдержать, и контактный лепестоксместится со своего места; в результате при последующем соединении этотлепесток может не исполнять своих функций.
При ремонте автомобилей нельзя допускать падения на пол датчиков, реле,электронных блоков и т.д. Согласно инструкциям, японцы никогда повторно неиспользуют упавшие на пол реле.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автомобильныйсправочник. Пер. с англ. – М.: Изд-во «За рулем», 1999. – 896 с.
2. Акимов С.В.,Боровских Ю.И., Чижков Ю.П., Электрическое и электронное оборудованиеавтомобилей – М.: машиностроение, 1998. – 280 с.
3. Литвиненко В.В.Электрооборудование автомобилей ВАЗ – М.: Изд-во «За рулем», 1998. –240 с.
4. Программноеобеспечение Live for Speed, КОМПАС 3D, Vstreets 2