Техника пользования органами управления
Рабочее место водителя
От подготовки автомобиля к рейсу вомногом зависят своевременность выполнения задания на перевозку и безопасностьдвижения. Возникшая в пути неисправность бывает причиной не только длительногопростоя, но и ДТП. Перед выездом в рейс особое внимание должно быть уделенопроверке технического состояния механизмов автомобиля, от которых зависитбезопасность движения. Необходимо убедиться в полной исправности тормознойсистемы, рулевого управления, шин, приборов освещения и сигнализации,стеклоочистителей, зеркал заднего вида, спидометра, ремней безопасности и др. Тщательнаяподготовка автомобиля намного снижает вероятность неисправности, однакополностью застраховаться от нее нельзя. Поэтому перед рейсом нужно проверитькомплектность и исправность водительского инструмента. Желательно иметь в путинебольшой комплект запасных частей (ремень вентилятора, камеру, свечизажигания, лампочки приборов освещения). Нельзя забывать аптечку, огнетушитель,знак аварийной остановки и буксирный трос. Физическое и психическое состояниеводителя во многом зависит от оборудования его рабочего места — кабины автомобиля.
Посадкаводителя вкабине автомобиля
Исправная работа приборов и оборудования не отвлекаетводителя от наблюдения за дорогой. Правильная посадка водителя в кабинеобеспечивает наименьшую усталость и хорошую видимость дороги. Если сиденьерасположено слишком далеко от органов управления, водитель вынужден подтягиватьсявперед, держась за рулевое колесо. При этом спина его отрывается от опоры, имышцы ее все время напряжены. Если сиденье выдвинуто слишком далеко вперед, водитель сильно сгибает руки иноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Приняв правильнуюпозу, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутыйремень на уровне груди входила ладонь. для хорошего обзора дороги позадиавтомобиля нужно отрегулировать положение зеркал заднего вида. В правой частивнешнего зеркала должен быть виден кончик ручки задней дверки легкового автомобиляили передняя часть заднего колеса.
Положениерук водителя на рулевом колесе
Рулевое колесо следует держать двумя руками.Правильное положение рук соответствует положению стрелок часов «без четвертитри» В зависимости от роста водителя и регулировки сиденья допустимы положения«без десяти минут' два» или «без десяти минут четыре». Такие положения рук нарулевом колесе обеспечивают наибольшую точность управляющих действий.
Не следует держать руки в положении «без пяти минутчас», так как это ограничивает угол поворота рулевого колеса и уменьшаетточность действий. При переключении передач, включении и выключении указателейповорота, при торможении стояночным тормозом ив других случаяхавтомобилем управляют однойрукой. Скоростьповорота рулевого колеса должна соизмеряться со скоростью движения автомобиля.В обычных условиях рулевое колесо надо поворачивать плавно. Педаль управления.дроссельной заслонкой необходимонажимать передней частью стопы, опираясь на каблук, а педали сцепления итормоза — средней частью стопы.
Пуск и остановка двигателя
Перед пуском двигателя необходимопроверить уровень масла в картере, топлива в баке и охлаждающей жидкости в радиаторе,а также включить аккумуляторную батарею в сеть, проверив наличие тока (включитьфары или звуковой сигнал). В зависимости от технического состояния аккумуляторнойбатареи карбюраторный двигатель пускают стартером,либо пусковой рукояткой. Кактолько двигатель начнет устойчиво работать, включатель стартера отпускают. Начинатьдвижение можно после прогрева двигателя ДО 70ос. Холодныекарбюраторные двигатели надежно пускаются при температуре окружающего воздухадо -15 ос, дизели до -5 ос. его пусковой рукояткой.
После того как двигатель начал работать, следуетутопить кнопку воздушной заслонки на 1/4-1/3 ее хода до положения,обеспечивающего устойчивую работу двигателя, и дать ему поработать в течение 1-3 мин. Затем надо увеличить частотувращения коленчатого вала до средней и продолжать прогрев до температурыохлаждающей жидкости 40… 50 ос, постепенно утапливая кнопкувоздушной заслонки.
Трогание авто с места и переключение передач
При трогании автомобиля с местанеобходимо преодолеть силы сопротивления качению, подъему и инерции. Для этоготребуется сила тяги в несколько раз большая, чем при установившемся движении. Поэтому троганиегруженого автомобиля обеспечивают на первой передаче, а незагруженного — навторой.
Трогание автомобиля с места насухой ровной твердой дороге производят в такой последовательности:
включают указатель поворота;выключают сцепление;
включают первую или вторуюпередачу; незначительно увеличивают частоту вращения коленчатого вала;
выключают стояночный тормоз;
медленно включают сцепление домомента, когда автомобиль сдвинется с места. При этом частота вращенияколенчатого вала начинает уменьшаться. Удерживая педаль сцепленця в этомположении, несколько увеличивают частоту вращения коленчатого в При резкомвключении сцепления и большой частоте вращения коленчатого вала возникаетсильный рывок автомобиля, а на скользкой дороге пробуксовка колес. Резкоевключение сцепления при малой частоте вращения коленчатого вала приводит к остановкедвигателя. Чтобы не скатиться назад при трогании автомобиля на подъеме следуетвыжать педаль сцепления, включить первую передачу, медленно отпустить пе-
дальсцепления и одновременно увеличить частоту вращения коленчатого вала. Начавдвижение, вьдитель должен стремиться перейти на высшую передачу на возможноболее коротком отрезке пути. Разгон автомобиля до скорости. позволяющей двигатьсяна высшей передаче, выполняют последовательным переключением передач ввосходящем порядке. Признаками перегрузки являются характерный.дребезжащийшум в трансмиссии, движение автомобиля рывками, остановка двигателя. На автомобиле без синхронизаторов вкоробке передач передачи переключают в нисходящем порядке с двойнымвыключением сцепления и промежуточной подачей топлива (перегазовкой). Приэтом:
отпускают педаль управления дроссельной заслонкой ибыстро выключают сцепление; Синхронизаторы устанавливают почти на всех грузовыхавтомобилях и тягачах автопоездов. Однако, несмотря на это, рекомендуется и наних при переключении с высшей передачи на низшую применять двойное выключениесцепления. Первая передача на многих автомобилях синхронизатора не имеет, ивключать ее нужно обязательно с двойным выключением сцепления, а лучше всегопосле остановки автомобиля. Передачу для движения задним ходом включают толькопосле остановки автомобиля.
При движении автомобиля делитель переключают в такомпорядке:
ставят кнопку переключателя делителя в верхнее илинижнее положение
прекращают подачу топлива
выключают сцепление и удерживают его в этом положениив течение 0,5-1,0 с
включают сцепление и увеличивают подачу топлива.
Делитель можно переключать одновременно с переключен ставяткнопку переключателя делителя в верхнее или нижнее положение;
ставят кнопку переключателя делителя в верхнее илинижнее положение;
отпускают педаль управления дроссельной заслон-
кой;
выключают сцепление; включают нужную передачу;
включают сцепление, увеличивая подачу топлива. Приразгоне автомобиля, имеющего коробку пере-
дач с делителем, рекомендуется такая последовательностьпереключения:
включить первую передачу при нахождении кнопкипереключения делителя в верхнем положении; последовательно переключить навторую и третью передачи, не меняя положения кнопки переключателя делителя; перейти на четвертую передачу с одновременнымпереключением кнопки делителя в нижнее положение; переключить кнопку делителя вв верхнее положение; перейти на пятую передачу с одновременным переключением кнопкиделителя в нижнее положение; переключить кнопку делителя в верхнее положение.
Торможениеавтомобиля
Во всех случаях, кроме аварийных, торможениедолжно выполняться плавно. Экстренное торможение связано с риском,однако бывает, что обойтись без него невозможно.. Применяя его, водительдолжен наблюдать за траекторией движения автомобиля. При начавшемся заносеследует отпускать тормозную педаль. Служебное торможение применяют гораздочаще, чем экстренное. При этом действующие на водителя, пассажиров и груз силыинерции значительно меньше, чем при экстренном торможении, и почти исключаетсявозможность блокирования колес. Эффективным средством снижения скорости являетсяторможение двигателем. Торможение двигателем используют при движенииавтомобиля под уклон, причем этот метод торможения в таких условиях являетсянаиболее безопасным для большинства автомобилей и автопоездов. Благодаря дифференциалутормозные моменты на левых и правых колесах равны между собой, что исключаетзанос автомобиля. На низших передачах и при значительном нажатии на педальэффективность торможения снижается из-за больших инерционных сил в двигателе. Надорогах со скользким покрытием можно применять прерывистое торможение,периодически нажимая на тормозную педаль и быстро ее отпуская. Принеобходимости остановиться на ограниченном по протяженности участкеэффективным, особенно для грузовых автомобилей и автопоездов, являетсяступенчатое торможение, при котором сила нажатия на тормозную педальувеличивается по мере снижения скорости. На некоторых автомобилях (КамАЗ,«Урал», ЗИЛ) устанавливают специальный вспомогательный тормоз, которыйобеспечивает безопасное торможение на спусках. Останавливают автомобильнезависимо от способа торможения (кроме экстренного в аварийных ситуациях)после снижения скорости до минимального значения нажатием на педаль рабочеготормоза при выключенной передаче.
Поворот автомобиля
При повороте автомобиль испытывает действиецентробежной силы, поэтому важнейшим условием безопасного поворота является правильныйвыбор скорости. Чем хуже сцепление колес с дорогой, больше вес автомобиля,выше расположен груз и меньше радиус поворота, тем меньшей должна быть скоростьдвижения автомобиля. Приближаясь к закруглению дороги или выбранному месту дляповорота, водитель должен заблаговременно снизить скорость. Перед началомзакругления (поворота) нужно предварительно снизить скорость. Рулевое колесоследует поворачивать плавно, без рывков. По мере уменьшения кривизны траекториипостепенно увеличивают частоту вращения коленчатого вала, плавно возвращаярулевое колесо в исходное положение.
При движении на повороте нужно избегать торможения,переключения передач, резкого увеличения подачи топлива.
Автомобиль удерживают на заданной траектории илиизменяют траекторию его движения с помощью рулевого колеса. Возвращать рулевоеколесо в нейтральное положение после выполнения поворота водитель должен, неожидая его возвращения за счет стабилизирующих сип.
Поворачивать рулевое колесо нежелательно, так как этоприводит и неподвижном автомобиле к износусопряжений рулевого управления и шин.
Управлениеавтомобилем в ограниченном пространстве
И транспортном потоке. Особенности управленияавтомобилем в населенных пунктах.
Понятие о динамическом габарите автомобиле
Под воздействием ударов колес о неровности дороги, поперечного уклона или бокового ветра автомобильотклоняется от заданного направления, и водитель практически непрерывнокорректирует траекторию его движения. Даже на строго прямолинейных участкахдороги автомобиль движется не прямолинейно, а по кривым больших радиусов. Прикриволинейном движении динамический габарит автомобиля заметно растет.
Чтобы уверенно управлятьавтомобилем на участках с ограниченными размерами, водитель должен чувствоватьгабариты своего автомобиля, представлять себе, как перемещаются крайние еготочки на повороте, оценивать его динамический коридор и траектории движенияпередних и задних колес. Это достигается многократными тренировками. Этинавыки необходимо развивать уже с первых занятий по вождению. Водитель заблаговременновыбирает хорошо видимые ему ориентиры на автомобиле (изгиб облицовки, капотаили крыла,
, царапины на передней частиавтомобиля) и наблюдает за их положением относительно края проезжей части,тротуара, линии разметки и других элементов дороги.С помощью этих ориентиров он следит за автомобилем привыезде с места стоянки.Эти же правиланужно выполнять при постановке автомобиля в бокс, а также при подаче автомобиляк погрузочной площадке. Разворачиватьавтомобиль на дорогах и площадках нужно без применения заднего хода приминимальной скорости движения. Приобретениенавыков распределения внимания и управления автомобилем при движении заднимходом достигается специальными тренировками.
При криволинейном движении динамический габаритавтомобиля заметно растет. Его ширина В. равна разности наружного и внешнего радиусов (R. и R.)и зависит от базы автомобиля L,переднего свеса С и ширины автомобиляВ. (рис. 2.18).Большинство грузовых автомобилей пре повороте управляемых колес
Динамический габарит автомобиляпри повороте
на максимальный угол занимает полосу,превышающую габаритную ширину в 1,3-1,5 раза, а автобус Икарус-260 — в 2,24 раза.
Такое увеличение динамическогогабарита повышает опасность движения и взаимодействия транспортных средств накриволинейных участках дорог и затрудняет маневрирование их на участках сограниченными размерами.
Маневрирование авто в ограниченном пространстве.
Чтобы уверенно управлятьавтомобилем на участках с ограниченными размерами, водитель должен чувствоватьгабариты своего автомобиля, представлять себе, как перемещаются крайние еготочки на повороте, оценивать его динамический коридор и траектории движенияпередних и задних колес. Это достигается многократными тренировками. Наиболеетрудно водителю со своего места определять положение крайних габаритных поширине точек автомобиля и передних колес. Эти навыки необходимо развивать уже спервых занятий по вождению. Водитель заблаговременно выбирает хорошо видимыеему ориентиры на автомобиле (изгиб облицовки, капота или крыла,
, царапины на передней частиавтомобиля) и наблюдает за их положением относительно края проезжей части,тротуара, линии разметки и других элементов дороги. С помощью этих ориентиров он следит за автомобилем привыезде с места стоянки, при проезде по колейным мостикам и при остановке.
для проезда ворот (тоннеля)водитель должен придерживаться следующих правил:
перед началом въезда автомобильдолжен быть установлен строго перпендикулярно воротам, особенно при движениизадним ходом;
скорость движения должна бытьминимальной;
во время движения автомобильориентируют прежде всего по его левой стороне, которую водитель лучшевоспринимает;
если автомобиль начал отклоняться,необходимо немедленно и плавно начинать корректировать его движение;
при движении задним ходом нужно следить за переднейчастью автомобиля, которая при повороте рулевого колеса отклоняется от осидвижения в сторону, противоположную направлению поворота рулевого колеса.
Эти же правила нужно выполнять при постановкеавтомобиля в бокс, а также при подаче автомобиля к погрузочной площадке.
Разворачивать автомобиль на дорогах и площадках нужнобез применения заднего хода при минимальной скорости движения. На узких проездах в начале разворотарулевое колесо поворачивают как можно быстрее до упора и только передзавершением разворота колеса быстро возвращают в нейтральное положение. Еслиширина проезжей части или площадки меньше двух минимальных радиусов поворотаавтомобиля, разворот выполняют с применением
Схема разворота автомобиля с применением заднего хода
заднего хода.
движение заднимходом возможно с небольшой скоростью.
Однако несмотря на это иногда происходят наезды налюдей и столкновения. Чаще всего аварийная ситуация возникает из-за неуменияводителя распределять внимание при движении задним ходом, поэтому он незамечает объекта, представляющего собой опасность.
Приобретение навыков распределения внимания иуправления автомобилем при движении задним ходом достигается специальнымитренировками. При отсутствии опыта предупредить -ошибку можно частымиперемещениями взгляда, снижением до минимума скорости движения и готовностьюбыстро остановить автомобиль. Никогда не окажется лишней дополнительная мерапредосторожности, рекомендуемая Правилами, т. е. корректировка движения автомобиляпомощником. Такая мера необходима, например, при выезде из двора наулицу с интенсивным движением и в других местах с ограниченной обзорностью.Всегда перед началом движения задним ходом нужно внимательно осмотреть дорогувокруг автомобиля.
Напомним, что при выполнении Любых видов маневрированияхводитель должен выполнять предписания разд. 8 Правил.
Методы вождения автомобиля в плотных транспортныхпотоках.
На дороге, свободной от транспортных средств, водительустанавливает скорость движения автомобиля в зависимости от характеристикдорог (ширина и чистота полос, профиля, качества и состояния дорожногопокрытия), условий видимости и установленных Правилами ограничений. Втранспортном потоке часто одно транспортное средство с ограниченной дистанцией движется за другим, причем условия для маневрированиябывают крайне стесненными. Здесь води: Г, ель лишен возможности выбиратьскорость движения. Как у большинства других транспортных средств, онаустанавливается под влиянием ,«коростного режима всего потока и преждевсего головн.ого автомобиля-лидера. Попытка обогнать или опередить транспортныесредства может создавать им помехи. Такой режим характерен для многих дорог вненаселенных пунктов и. В городах.
Работа водителя в плотных транспортных потокахотличается большой напряженностью. Он быстро привыкает к таким условиям, ноотносительно рано утомляется. Двигаясь в стесненных условиях, некоторыеводители, особенно легковых автомобилей н мо· мотоциклисты, теряют выдержку,проявляют излишний риск, пытаясь опередить поток автомобилей, что нередко приводит к возникновению опасных и аварийных ситуаций. В плотных транспортныхпотоках водитель должен уметь сохранять на длительное время благоразумие ивыдержку.
Для плотных транспортных потоков наиболее характерныДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особеннона мокрых и скользких дорогах. Виновниками происшествий бывают, как правило,следующие за лидером водители. Чаще всего столкновения происходят из-за ошибокводителей в выборе Дистанции или их невнимательности. Опасные ситуации и ДТПвозникают и из-за неумелой тактики водителя-лидера или его эгоистических наклонностей.
Схемаопасных ситуаций
Оказавшись головным в транспортном потоке, водительдолжен оценить, что за транспортное средство следует за ним. Если лидер — автобус (или автопоезд), а за ним движется легковой автомобиль, необходимосоздать более быстроходному транспортному средству условия для обгона. Есливодитель лидера не сделает этого, на ближайшем. участке, где потребуетсяснизить скорость, лидер задержит все транспортные средства, ограничивая обзорностьих водителям и отрицательно влияя на их психику. От грузовых автомобилей,автопоездов, тракторов лидеру следует по возможности оторваться, что позволитболее быстроходным транспортным средствам их опередить. В остальных случаяхнужно стараться вести транспортное средство с равномерной скоростью, избегая рывков и резких торможений.
Двигаться за лидером намного труднее, чем им быть, таккак задний водитель вынужден двигаться в режиме лидера и непрерывно наблюдатьза его поведением Основной мерой безопасности при движении за лидером являетсявыбор дистанции. Сам факт плохой видимости дороги должен насторожить водителя,заставить увеличить дистанцию и сосредоточить свое внимание на фонарестоп-сигнала лидера.
Напомним, что п. 9.10 Правил требует от водителя«соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства,которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковойинтервал, обеспечивающий »безопасность движения».
Однако выбор дистанции и бокового интервала втранспортном потоке является сложной задачей. Часто это сопряжено. с риском,особенно при совместном движении «в потоке транспортных средств с разнымигабаритными параметрами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопаснаядистанция зависит от скорости транспортного потока, размеров лидера, разницыхарактеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля и лидера, атакже от типа и состояния дорожного покрытия.
Однако выбор дистанции и бокового интервала втранспортном потоке является сложной задачей. Часто это сопряжено. с риском,особенно при совместном движении „в потоке транспортных средств с разнымигабаритными параметрами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопаснаядистанция зависит от скорости транспортного потока, размеров лидера, разницыхарактеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля и лидера, атакже от типа и состояния дорожного покрытия. С учетом перечисленныхфакторов дистанцию безопасности выбирают взависимости от скорости движения: она должна быть численно примерно равна (В метрах)скорости (В километрах в час). Например, при движении со скоростью50км/ч дистанция должнабыть 50 м; при скорости 70 км/ч -::- 70 м и т. д. Если движущеесятранспортное средство не закрывает обзорность дороги, водитель имеетвозможность «мыслить» за лидера и дистанция может быть сокращении. Еслидвижущийся впереди автомобиль закрывает дорогу, причем его рабочая тормознаясистема имеет гидравлический привод, а на управляемом транспортном средстветормозной привод пневматический, дистанция должна быть увеличена. В плотныхтранспортных потоках, особенно в городах, часто приходится двигаться нарасстоянии до лидера меньшем, чем дистанция безопас~ости. В этих случаяхводитель должен быть готов к мгновенному торможению. Для этого с цельюсокращения остановочного пути он может заблаговременно перенести ногу натормозную педаль с выбором свободного хода. Обнаружить места повышеннойопасности при закрытом обзоре можно по разным признакам, например перекрестки- по поведению других участников движения, расположению дорожных знаков и т.п. Если дистанция до лидера увеличена,этим могут воспользоваться водители других автомобилей меньшей длины,, случшей тяговой динамичностью и маневренность, встраиваясь за лидером. На этонужно реагировать спокойно. Водитель должен хладнокровно реагировать и нанепонятные или неправильные действия лидера и других участников движения. Например,если лидер увеличивает скорость, необходимо, прежде чем последовать егопримеру, оценить состояние дороги и ситуацию. Если увеличение скоростинежелательно или недопустимо (например, у тяжеловесного грузового автомобиляили на скользкой дороге), лучше по возможности перестроиться или принятьвправо и пропустить другие автомобили.
При внезапной остановке лидера водитель также останавливаетавтомобиль. Объезжать остановившиеся автомобили можно лишь после выясненияобстановки, не создавая помехи другим транспортным средствам.
Объезд препятствий и встречный разъезд
Объезд стоящего у правого края проезжей части
транспортного средства или другого препятствия,несмотря на кажущуюся простоту, связан с определенной. опасностью. Преждевсего водитель должен выполнять требования Правил относительно преимущественногоправа при встречных разъездах (см. рис. 1.30).
Выезжать на соседнюю полосу для объезда стоящеготранспортного средства надо заблаговременно, чтобы обеспечить хорошую видимостьдороги. Ошибкой являются действия водителя, когда он начинает объезд внепосредственной близости от стоящего
транспортного средства, так как за ним можно неувидеть встречный автомобиль. Большую осторожность нужно проявлять при объездетолько что остановившегося транспортного средства, особенно автобуса илитроллейбуса. Из него могут выйти — на дорогу пассажиры, а левая дверь можетнеожиданно открыться. К остановившемуся автобусу или троллейбусу могут спешитьпешеходы, неосмотрительно пересекая проезжую часть. В этих случаях водителюнужно быть предельно внимательным. а выполняя объезд, уменьшить скорость и увеличитьинтервал. Одним из типичных ДТП с участием грузовых автомобилей, автобусов иавтопоездов является столкновение на узких участках дорог. На рис. 2.21 показанаопасная ситуация, предшествующая столкновению транспортных средств на узкойдороге. Основная ошибка водителей в таких ситуациях заключается в неправильнойоценке динамических габаритов своего и встречного транспортных средств. Врезультате вместо необходимых предупредительных действий (снижение скорости,частичный съезд на обочину, оста-
Схема опасной ситуациипри разъезде транспортных средств.
Опасность разъезда с грузовымиавтомобилями и автобусами при движении с большой скоростью возрастает, крометого, из-за взаимодействия мощных встречных потоков воздуха. При незначительныхинтервалах после разъезда потоки воздуха могут вызвать поперечное смещение автомобиля, имеющего малыеразмеры. Поэтому водителю Легкового автомо-
— биля следует быть осторожным при разъезде на узкойдороге с быстро идущим междугородным автобусом или большегрузным автомобилем.Интервал рекомендуется увеличивать до следующих значений: при скорости 50 км/чон должен быть не менее 1,5 м, а при скорости 90 км/ч не менее 2,0 м. Еслиширина проезжей части меньше 6,5 м. выполнить эти условия невозможно. Здесьводителю следует воспользоваться наиболее надежным средством безопасности — снизить скорость транспортного средства или остановиться.
Управление авто при обгоне
Обгон — один из наиболее сложных видов маневрированияавтомобиля. Он выполняется с большой скоростью. Многие улицы в городах ибольшинство дорог вне населенных пунктов имеют по одной полосе для движения вкаждом направлении. часто ограниченной ширины. и обгон на них сопряжен свозможными помехами встречным транспортным средствам. Безопасный обгон можетбыть гарантирован при точном соблюдении требований разд. 10 и 11 Правил, совершенной технике управленияавтомобилем. точном расчете водителем маневра на основе хороших навыков оценкиобстановки и прогнозирования ее развития. Ошибки при обгоне нередко приводят каварийным ситуациям, которые сопровождаются тяжелыми последствиями. Обгонможно выполнять только при хорошей видимости всего участка дороги. В этой зонене должно быть закрытых поворотов дороги или каких-либо препятствий на проезжейчасти, а на дорогах с одной полосой движения для каждого направления не должнобыть перекрестков. Обзор дороги будет неполным. если движущееся впереди транспортноесредство имеет большие габариты и расстояние до него ограничено. Поэтомунаблюдение за дорогой нужно начинать издалека или, если это возможно, сместив
Путь обгона зависит от разности скоростей обгоняющегои обгоняемого автомобиля.
Для безопасного обгона необходимо, чтобы ширина проезжейчасти позволяла выдерживать интервал относительно обгоняемого автомобиля 1,0-1,5 м, а ее поверхность не имела выбоин,неровностей или наледи, из-за которых может быть нарушена устойчивостьуправляемого или обгоняемого автомобиля. При обгоне автопоездов интервалнеобходимо увеличивать в расчете на их значительные динамические габариты. Вовремя движения по встречной полосе с большой скоростью из-за сокращенияразмеров поля концентрации внимания можно не заметить помеху. Если по левойполосе дороги идут пешеходы, обгон лучше не начинать. Опасно начинать обгон,если для его выполнения придется съезжать на левую обочину, тем более если онанеровная или сырая. Приняв решение об обгоне, водитель включает левый указательповорота и при необходимости увеличивает скорость. Как правило, обгонсовершается на одной из высших передач. Режим движения должен быть таким,чтобы оставался запас мощности двигателя, позволяющий при необходимости увеличитьскорость. Приблизившись к обгоняемому автомобилюна 25-30 м, водитель выезжает на левуюполосу. При движении в плотных транспортных.потоках выезжать на встречнуюполосу можно с меньшего, чем указано, расстояния. При этом водитель энергично увеличивает скорость на протяжении всегоманевра вплоть до момента возвращения на правую полосу. Перестроение направую полосу движения нужно начинать из такого положения, когда исключаютсяпомехи обгоняемому транспортному средству, а его водитель имеет возможностьнаблюдать включенные правые указатели поворота. На пути движения обгоняющегоавтомобиля может неожиданно возникнуть препятствие. Водитель в таких случаяхдолжен или ускорить обгон, или прекратить его, уменьшив скорость и перестроившисьна правую полосу. Причем для выработки решения водитель располагает крайнеограниченным временем. От него требуются большое самообладание,, высокаяточность расчета и действий. Решение зависит от характера препятствий, взаимногоположения, габаритов, скорости взаимодействующих транспортных средств, динамическихкачеств автомобиля, ширины и состояния дороги. Если.скорость обгоняемогоавтомобиля сравнительно, невелика, возможно что торможение окажется болееопасным, чем попытка завершить обгон с максимальной скоростью. Если водительрешил перестроиться на правую полосу, тормозить нужно с максимально допустимойинтенсивностью, но не до остановки, а до наименьшей устойчивой скорости.Пропустив обгоняемый автомобиль, водитель перестраивается на свою полосу.
Приемы управления авто на перекрестках
Основные особенности управленияавтомобилем в транспортном потоке справедливы и для населенных пунктов. Однакодвижение автомобилей в крупных населенных пунктах сопряжено с дополнительнымитрудностями. Здесь много пешеходов, перекрестков, разнообразных средств регулирования,улиц различной ширины и с разным покрытием. Из-за болеестесненныхусловий водитель в городе испытывает значительно более высокое, напряжение, чем при работе на загородных дорогах. Несмотряна то что средняя скорость движения транспортных средств в городах по сравнениюс загородными дорогами меньше почти наполовину. водителю приходится выполнятьв 3 раза больше управляющих действий. причем темп их бывает настолько высок.что при отсутствии натренированности отдельные действия не выполняются. Вгороде водителю часто приходится воспринимать одновременно несколько значимыхдля него объектов (пешеходы. транспортныесредства.средства организации движения, разнообразные помехи), на которых нужноконцентрировать внимание. Как правило, многие из этих объектов ведут себяактивно и действуют одновременно. Это приводит к увеличению времени реакции.особенно времени, расходуемого для оценки обстановки и выработки решения. На перекрестках водителю приходится воспринимать иоценивать поведение одновременно нескольких транспортных средств и групппешеходов. Некоторые перекрестки отличаются ограниченной обзорностью. На нихнеожиданно могут появиться новые перекрестков затрудняют транспортные средства. Ограниченные размеры отдельных
или делают невозможным маневрирование грузовых автомобилейи автобусов.
транспортные средства.
Проезд регулируемых перекрестков для водителя не стольсложен. Гораздо труднее ему на нерегулируемых перскрестках… На них чащедопускают разнообразные ошибки водители, обязанные уступить дорогу. Во многихслучаях это происходит из-за отсутствия достаточной информации о ситу