ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспортявляется неотъемлемой составной частью транспортной системой страны. Ежегодноавтомобильным транспортом перевозится более 80% грузов, транспортом общегопользования – около 75% пассажиров. Одновременно автомобильный транспортявляется основным потребителем ресурсов, расходуемых транспортным комплексом:66% топлив нефтяного происхождения, 70% трудовых ресурсов и 50% всехкапитальных вложений.
Одной из важных проблем,стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационнойнадежности автомобилей. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечиваетсяавтомобильной промышленностью за счет выпуска более надежного подвижногосостава, с другой – совершенствование методов технического обслуживания (ТО) итекущего ремонта (ТР) автомобилей с целью повышения их работоспособности иснижения затрат на эксплуатацию. Это требует создание необходимой базы дляподдержания подвижного состава в исправном состоянии, применение прогрессивныхи ресурсосберегающих технологических процессов ТО и эффективных методов ТР.
Эксплуатация техническинеисправного автомобиля нерентабельна и вредна: возрастает возможности отказа,увеличиваются эксплуатационные затраты; усиливается загрязнение окружающейсреды. Кроме этого эксплуатация технически неисправного автомобиля опасна длявладельца и общества (особенно, если эти неисправности связаны с системамиавтомобиля, влияющими на безопасность движения). Нерегулярное, несвоевременноеи некачественное проведение профилактических работ (ТО, диагностирование)вызывает повышенный износ деталей, агрегатов и преждевременный выход их изстроя. Некачественный ремонт приводит к отказу не только вновь восстановленногомеханизма, но и к отказу других деталей и агрегатов.
1 АНАЛИЗОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общие сведения опредприятии
Открытое акционерноеобщество «Ижтрансавто» создано и функционирует с 1958 года, является одним изведущих автотранспортных предприятием города Ижевска и Удмуртской Республикиуже на протяжении 50 лет. ОАО «Ижтрансавто» зарегистрировано 3 июня 1997 года.В данной правовой форме предприятие функционирует уже 9 лет. Уставный капитал обществасоставляет 12 млн. 500 тыс. рублей. Количество акций 12 млн. 500 тыс. штук,номинальной стоимостью 1 рубль. Высшим органом управления ОАО «Ижтрансавто» являетсясобрание акционеров. На последнем собрании избран Совет директоров из 5человек, председателем Совета утвержден Фаррахов А.Р. Лицом, исполняющимфункции единоличного исполнительного органа, является ген. Директор Гогин А.М. АкционерамиОАО «Ижтрансавто» являются только физические лица.
Предприятие оказываетуслуги по перевозке различных типов грузов не только на территории Удмуртскойреспублики и города Ижевска, но и по всей территории России. Структураавтомобильного парка ОАО «Ижтрансавто», имеющего в своем составе более 100единиц грузовой техники, позволяет удовлетворить практически любые требованиязаказчиков.
ОАО «Ижтрансавто»является юридическим лицом, функционирующим в соответствии федеральнымизаконами, нормативными правовыми актами Российской Федерации (РФ) и УдмуртскойРеспублики (УР), а также Уставом.
ОАО «Ижтрансавто» имеетсамостоятельный баланс, расчетный и бюджетный счета в учреждениях банков,гербовую печать со своим наименованием, бланки, угловой и иные штампы,фирменную символику, имеет право от своего имени заключать договора. Структурауправления приведена в приложении 1.
Предприятие имеет набалансе более 100 единиц подвижного состава грузовых автомобилей, прицепов иполуприцепов различных марок и модификаций. Предприятие обладает мощной производственно-техническойбазой по ремонту, диагностированию и техническому обслуживанию автомобилей (прицепови полуприцепов). Имеющееся дочернее предприятие ООО «Техавтоцентр», позволяетремонтировать и обслуживать не только транспорт предприятия, но и оказыватьуслуги по ремонту сторонним организациям, фирмам и частным лицам. Оснащённостьпредприятия современной ремонтной базой и высококвалифицированным персоналомгарантирует высокое качество ремонта и технического обслуживания автомобилей.
Структура подвижногосостава предприятия ОАО «Ижтрансавто», наличие грузоподъёмной техники,производственно-технических площадей и близость железнодорожной станциипозволяют удовлетворить практически любые требования заказчиков в комплексномобслуживании грузооборота.
Предприятие осуществляетмеждугородные перевозки грузов по территории Российской Федерации, перевозкудорожно-строительных материалов, товаров народного потребления, автомобильноготоплива и прочих грузов.
В течение 2006 годастабилизировалась также ситуация по обслуживаемой клиентуре. Определился кругпостоянных клиентов, имеющих стабильные перевозки такие как: ОАО «Перваянациональная буровая компания», ООО «Бургазспецтехника», ООО «Уралинтерсервис»,ОАО «Белкамстрой», ООО СУ «Хозяйственная база», ООО «Эксклюзив Алко», ЗАО«Иж-Восток-Сервис» и другие. Для предприятия это имеет большое значение,поскольку, работая с постоянной клиентурой, снимается с повестки дня многотекущих вопросов, как организационного характера, так и финансового. Болеечеткой становится обстановка по определению финансовых возможностей предприятияи планирования перспективных вопросов.
На территориипроизводственной базы находятся следующие объекты:
— открытая стоянкаавтомашин;
— гараж длялегковых автомобилей;
— зона ожидания ТОи ТР;
— зимняя и летняямойки автомобилей;
— котельная;
— производственныйкорпус;
— вспомогательныйцех;
— АБК;
— отделтехнического контроля;
— отделэксплуатации;
— отдел главногомеханика;
— токарный цех;
— кузнечныйучасток;
— сварочныйучасток;
— деревообрабатывающийучасток;
— медницкийучасток;
— участок ремонта ииспытания топливной аппаратуры;
— складскиепомещения.
Предприятие работаеткруглый год. Основное производство работает 258 дней в году, восьмичасовойрабочий день. Выход грузовых машин осуществляется по графику независимо от днянедели 305 дней в году. Среднесписочная численность сотрудников – 227 человек.Численность административно – управленческого персонала представлена вприложении 2.
ОАО «Ижтрнсавто»осуществляет следующие виды деятельности:
— перевозка грузов,транспортно-эксплуатационное обслуживание предприятий, организаций и населения;
— ремонт и техническоеобслуживание подвижного состава, узлов и агрегатов автомобилей предприятий ичастных лиц;
— хранениеавтотранспортных средств;
Предприятие выполняетутвержденный в установленном порядке: Устав автомобильного транспорта, Правилаперевозок, Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильноготранспорта, Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава идругие положения и правила, действующие на территории Российской Федерации,регламентирующие лицензируемую деятельность, а также требования по безопасностидвижения и экологии применительно к виду деятельности, по которой полученалицензия.
Предприятия изыскиваетрезервы по снижению себестоимости перевозок, ремонта и техническогообслуживания подвижного состава, повышения качества выполняемых работ,изыскивает резервы увеличения транспортных работ, применяет меры по болееэффективному использованию подвижного состава: увеличение коэффициента выпускана линию, увеличение использования пробега и грузоподъемности.
Структура площадей ОАО«Ижтрансавто» и их использование приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 — Технико-экономические показатели генерального плана ОАО «Ижтрансавто»Показатель Значение 1. Общая площадь, м2 50294,9 2. Площадь застройки, м2 11694 3. Площадь озеленения, м2 1768 4. Площадь дорог, м2 5892 6. Коэффициент использования площади 0,67 7. Коэффициент застройки 0,23 8. Коэффициент озеленения 0,03
Анализ использованияплощадей предприятия позволяет сделать следующие выводы. Не смотря на то, чтоплощади, принадлежащие предприятию, используются не в полной мере, площадьозеленения довольно мала. Вся, свободная от застроек, площадь покрыта твёрдымпокрытием — асфальтом, что объясняется необходимостью площадок для открытогохранения транспорта и внутрихозяйственными путями передвижения.
1.2Природно-климатические условия
Удмуртская республиканаходится в зоне умеренного пояса, а именно в области умеренногоконтинентального климата со значительным количеством смешанных лесов илесостепей с достаточным увлажнением. Большие колебания температур, сильнозатрудняют эксплуатацию автотранспорта. Паводковые ситуации бывают достаточноредко. В целом Удмуртскую республику можно отнести к достаточно благоприятнойдля нормальной работы автотранспорта, при создании достаточных условий.
В следствии того что автотранспортное предприятие ОАО«Ижтрнсавто» расположено в столице Удмуртской Республики, г. Ижевска, средняятемпература местности в зимнее время –16,20С, летом составляет +18,30С
· Среднегодоваятемпература +2,10С;
· Абсолютныйминимум –450С;
· Абсолютныймаксимум +420С;
· Годовоеколичество осадков — 576 мм;
· Высота снежногопокрова колеблется от 0,7 – 1,0 м;
· Преобладающеенаправление ветров в теплый и холодный периоды северо-западное.
· Снеговая нагрузка150 кг/ м2 с высотой снежного покрова 0,7 … 1,1
· Ветровая нагрузка27 кг/м2 с преобладанием в течение года, северо- западного ветра.
1.3 Основныеэкономические показатели деятельности предприятия
Основным видомдеятельности, который по-прежнему составляет более 89% в общей структуредоходов ОАО, является перевозка грузов автомобильным транспортом.
Общий объем доходов отосновного вида деятельности ОАО – услуг по перевозке грузов составил за год100104 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим 2006 годом, когда доходы отперевозок были 94299 тыс. рублей, прирост доходов составил 5805 тыс. рублей. Такойрост доходов обусловлен как объективными причинами – улучшением общейэкономической ситуации в стране, так и активной и целенаправленной работойслужбы эксплуатации и всего аппарата управления. Объем доходов от ТО и ремонтагрузовой техники в 2007 году составил – 6905 тыс. рублей. В следующей таблицепредставлены денежные поступления от реализации продукции и услуг.
Таблица 1.2 — Денежныепоступления от реализации продукции и услугПоказатель 2005 2006 2007 Выручка тыс. руб. Выручка тыс. руб. Выручка тыс. руб. Автоуслуги 79704 94299 100104 Ремонтные работы 5356 6405 6905 Сдача имущества в аренду 4200 4700 4900 Итого (без НДС) 89260 105404 111909
Одним из источниковпополнения доходов ОАО является сдача свободных и неиспользуемых производственныхи бытовых площадей в аренду. Так за 2007 год по договорам аренды заключенным с предприятиемполучили дополнительный доход в 4,9 мил. рублей.
Для обеспеченияфинансовой устойчивости предприятия и получения прибыли необходима постояннаяработа по минимизации уровня затрат. Затраты по ОАО за 2007 год составили 93676тыс. рублей (см. таблицу 1.3). В состав затрат включаются заработная платаработников, начисления на заработную плату в социальные фонды (пенсионный,социального и медицинского страхования и фонд занятости), расходы на топливо исмазочные материалы, затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобилей,общехозяйственные расходы (содержание помещений и территорий), а также дорожныеналоги и платежи за аренду земли.
Таблица 1.3 — Статьи затрат предприятияСтатьи затрат Затраты, тыс. руб. 2005 2006 2007 Оплата труда 15150 24600 26465 Топливо 21375 26250 28500 Смазочные материалы 890 917 917 Амортизация 1780 1882 1749 Общехозяйственные расходы 3520 6600 4737 Запасные части 6801 6100 5439 Налоги и прочие отчисления 21792 24699 25869 Всего 71310 91048 93676
Ставка НДС на все доходысоставляла 18 %, и за 2007 год предприятие перечислило в Федеральный бюджет20143 тыс. рублей НДС.
Как видно из таблицы,налоговая система была и остается очень обременительной, особенно дляпредприятий этого профиля деятельности, имеющих на своем балансе мощнуюпроизводственную базу.
1.4 Специализация иинтенсификация предприятия
Сущность процессаспециализации состоит в создании возможностей для дальнейшего разделения трудаи повышение его производительности путем специализации на каждом рабочем месте.
ОАО «Ижтрансавто» специализируется главным образом наоказании автоуслуг, что наглядно видно в приведенной ниже таблице.
Таблица 1.4 — Структура производства в стоимостном выражении№ Показатель 2005 г 2006 г 2007 г
Выручка
тыс. руб.
Уд. вес
%
Ра
нг
Выручка
тыс.руб.
Уд. вес
%
Ра
нг
Выручка
тыс.руб.
Уд. вес
%
Ра
нг 1 Автоуслуги 79704 89 1 94299 89 1 100104 89 1 2 Ремонтные работы 5356 6 2 6405 6 2 6905 6 2 3 Сдача имущества в аренду 4200 5 3 4700 5 3 4900 5 3 4 Итого (без НДС) 89260 100 105404 100 111909 100
По данным таблицыопределим коэффициент специализации, который рассчитаем по формуле [18]:
/>, (1.1)
где: Ут-удельный вес отраслей в объемной товарной продукции предприятия, %;
i — порядковый номер удельного весатоварной продукции в ранжированном ряду.
2005 г.- КС= 0,75
2006 г.- КС = 0,75
2007 г.- КС = 0,75
При КС >0,75 наблюдается глубокий уровень специализации.
То есть можно сделатьвывод, что предприятие специализируется в основном на оказании автоуслуг.Остальные отрасли играют лишь незначительную роль.
Под интенсификациейпонимается прирост оказываемых услуг, осуществляющихся путем роста вложенийресурсов в расчете на единицу производственной площади, оборудования,автотранспорта и более напряженного продуктивного функционирования всехприменяемых средств производства. Уровень интенсификации предприятия приведен втаблице 1.5
Таблица 1.5 — Уровень интенсификации производстваПоказатель 2005 2006 2007
2007 в
% к
2005 1. Товарная продукция, тыс. руб. 89026 105404 111909 126 2. Среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб. 37058 37641 38147 103 3. Среднесписочная численность работников, чел. 211 234 227 108 4. Средняя заработная плата на 1 работника в год, руб. 57380 90110 116588 203 5. Производительность труда, тыс.руб./чел. 423,033 450,444 492,991 117 6. Себестоимость, тыс. руб. 71310 91048 93676 131 7.Прибыль, тыс. руб. 17950 14356 18232 102 8. Рентабельность, % 25 16 19 76
По данным таблицы видно,что уровень интенсификации из года в год растет: товарная продукция увеличилась– на 106% по сравнению с 2006 годом, на 101% увеличилась среднегодоваястоимость основных фондов, прибыль от реализации продукции и услуг возросла с14356 тыс. руб. до 18232, производительность труда увеличилась в 1,09 раза.Рентабельность производства в 2007 году оставила 19 %, что в 1,3 раза меньше посравнению с 2005 годом. Это объясняется тем, что при медленном увеличении прибыли,резко увеличились затраты.
1.5 Основныепроизводственные средства и эффективность их использования
Таблица 1.6 — Основныепроизводственные фонды и эффективность их использованияПоказатель Год 2005 2006 2007 1 Товарная продукция, тыс. руб. 89260 105404 111909 2 Стоимость ОПФ, тыс. руб. 37058 37641 38147
3 Среднегодовая численность работников,
чел. 211 234 227 4 Фондоотдача 2,4 2,8 2,9 5 Фондоемкость 0,42 0,36 0,34 6 Фондовооруженность, тыс. руб./чел. 175,6 160,85 168,05
Исходя из приведеннойтаблицы видно, что в 2005 году на 1 рубль стоимости основных производственныхфондов приходится 2,4 рубля товарной продукции. В 2007 году это же значениесоставляет 2,9 рубля. Исходя из того, что товарная продукция и стоимостьосновных производственных фондов росли за анализируемый период то можно сделатьвывод о том, что использование ОПФ предприятием недостаточно эффективно.
1.6 Анализиспользования автопарка
1.6.1. Состав и структураавтопарка
В ОАО «Ижтрансавто»имеется 98 грузовых автомобилей, 3 легковых и 4 специальных автомобиля. Большаячасть автопарка изношена и требует замены на новые автомобили. Руководствопредприятия учитывает эту проблему и постепенно обновляет парк автомобилей.Так, в 2005 были закуплены 10 автомобилей КамАЗ, а в 2007 году – 7 автомобилей MAN и 9 автомобилей КамАЗ-54115-15. Вприложении 3 приведен количественный состав транспортных средств. В следующейтаблице приведена структура автопарка ОАО «Ижтрансавто».
Таблица 1.7 — Структураавтопарка ОАО «Ижтрансавто»N Марка Кол-во Класс автомобиля Ср. пробег с начала эксплуатации на 1 ед. тыс. км Ср. годовой пробег на 1 ед. тыс. км Ср. суточный пробег на 1 ед. км /> /> /> /> /> 1 MAN TGA 18.350 7 Грузовые 36,173 36,173 119 /> 2 ГАЗ-3102 1 Легковые 188,86 34,74 135 /> 3 ГA3-3102(DOHC) 1 /> 4 ГАЗ-3110 1 /> 5 ЗИЛ-130(ПМ-130) 1 Грузовые общего назначения 556,49 7,345 24 /> 6 ЗИЛ-431410 1 /> 7 ЗИЛ-4318-фургон 1 /> 8 ЗИЛ-ММЗ-554М 1 Самосвал 161,173 7,708 25 /> 9 ИЖ 2717-230 1 Грузовой 168,474 24,768 81 /> 10 КамАЗ-5320 6 Грузовые общего назначения 668,636 45,98 151 /> 11 КамАЗ-53212конт 1 474,126 37,843 124 /> 12 КамАЗ-532150 2 264,89 56,62 186 /> Итог 10 140,443 460 /> 13 КамАЗ-5410 18 Седельные тягачи 632 43,575 143 /> 14 КамАЗ-5410 (ц) 1 289,486 0,822 3 /> 15 КамАЗ-54112 2 568,628 47,288 155 /> 16 КамАЗ-54112А 3 489,302 46,553 153 /> 17 КамАЗ-54115-15 9 100,774 81,086 266 /> 18 КамАЗ-541150 8 285,38 66,094 217 /> Итог 41 285,418 936 /> 19 КамАЗ-55102 7 Самосвалы 599,36 42,61 140 /> 20 КамАЗ-5511 1 557,136 56,345 185 /> 21 КамАЗ-55111 А 5 Самосвалы 298,78 42,86 141 /> 22 КамАЗ-55111.10т 6 476,875 42,425 139 /> 23 КамАЗ-55111.13т 2 311,848 46,829 154 /> 24 КамАЗ-55111С 10 260,227 40,457 133 /> Итог 31 271,526 890 /> 26 МАЗ-543205-020 5 Самосвалы 346,154 55,746 183 /> 27 МТО-АТ(ЗИЛ-131) 1 Спец. 7,382 0,395 - /> 28 ПАРМ-1(ЗИЛ-131) 3 />
Исходя из таблицы видно,что на предприятии преобладают автомобили
КамАЗ, объясняется этотем, что данный автомобиль наиболее подходит к нашим условиям эксплуатации, ипри прочих равных условиях имеет оптимальную стоимость по сравнению с другимиавтомобилями. Практическая деятельность показала, что данные автомобили меньшевремени проводят в ремонте либо его ожидании. Это в первую очередь говорит отом, что этот автомобиль наиболее прост в ремонте и обслуживании, а так же несоставляет больших проблем снабжение данного автомобиля деталями и агрегатами.
Предприятие закупило 7новых автомобилей MAN TGA грузоподъемностью по 18 тонн каждыйдля осуществления дальних междугородних перевозок. Эти автомобили, кромебольшой грузоподъемности, оснащены всеми системами безопасности, как во времяэксплуатации, так и во время обслуживания и ремонта. Автомобиль оснащенвысокотехнологичным оборудованием и собран с высоким немецким качеством, чтоснижает риск внезапного отказа при выполнении перевозок, а клиенту внушаетдоверие.
Специальные автомобилинеобходимы для спешного ремонта и буксировки грузовых автомобилей, вышедших изстроя на маршруте.
На предприятиипреобладают седельные тягачи – 46 шт., что составляет 44% всего парка.Самосвалов – 32 это 30% от автопарка. Грузовых – 18 – 17%.
Большое количествоседельных тягачей можно объяснить тем, что автомобиль – тягач при выполнениипогрузочно – разгрузочных работ может не находиться на постах погрузки иразгрузки, все время погрузки и разгрузки тягача представляет время отцепки иприцепки полуприцепа, а сам автомобиль, в это время, может выполнять перевозкудругого полуприцепа.
В данном случаеобеспечивается максимальное выполнение главной функции тягача – перевозкагруза.
Самосвалы, в основном,используются при перевозках строительных материалов, и их количество напредприятии объясняется ростом строительных объектов в Ижевске и других городах.
1.6.2 Эффективностьиспользования грузового автопарка
От целесообразного иэффективного использования автомобилей в целом зависит экономическая ситуация истабильность на предприятии. Не эффективное использование подвижного составаприводит к увеличению расходов на топливо, что главным образом являетсяосновной статьей затрат автотранспортных предприятий, а так же ведет к простоямтехники, которые не несут за собой финансовой выгоды. Таблица 1.8 нагляднопоказывает динамику использования подвижного состава за анализируемый период.
Таблица 1.8 — Эффективность использования грузового автопаркаНаименование показателя Ед. Измерения 2005 г. 2006 г. 2007 г. 1 2 3 4 5 Грузовые автомобили Автомобиле — дни на предприятии дни 40969 41386 38355 Автомобиле — дни в работе дни 23217 21499 18080
Дни в простое:
-Ремонт
-ТО
-Простой в техн. исправном состоянии дни
17752
1331
551
15870
19887
849
429
18609
20255
540
512
19203 Общий пробег всех автомобилей тыс. км 5339,002 5435,494 4434,84 КТГ 0,95 0,96 0,97 Сред. продолжит. пребыв. авто. на линии ч 6 6 6 КИПС 0,66 0.6 0,6 КИП 0,56 0,61 0,7 КВПС 0,57 0,52 0,47 Среднесуточный побег автомобилей км. 154 152 148 Время в движении ч 205620 200673 173520 Пробег с грузом тыс. км 2994,42 3339,99 3063,33 Объем перевозок тыс. т 560,360 206,99 365,196 Грузооборот тыс.ткм 33547,35 37553,69 42508,6
/>Количество автомобилей шт. 114 117 98 Легковые автомобили Автомобиле — дни на предприятии дни 1825 1460 1095 Автомобиле — дни в работе дни 660 528 444 Дни в ремонте дни 20 16 15 Общий пробег всех автомобилей тыс. км 131,58 129,28 104,24 КТГ 0,98 0,98 0,98 Сред. продолжит. пребыв. авто. на линии ч 2 3 3 КИПС 0,5 0,5 0,6 Среднесуточный побег автомобилей км. 102 125 134 Количество автомобилей шт. 5 4 3 Спец. автомобили Автомобиле — дни на предприятии дни 1825 1460 1460 Общий пробег всех автомобилей тыс. км 2,631 1,935 1,58 КТГ 0,98 0,97 0,97 КИПС 0,14 0,2 0,13 Количество автомобилей шт. 5 4 4 Всего по автопарку Численность работников чел 211 234 227 Автомобиле — дни на предприятии дни 44619 44306 40890 Автомобиле — дни в работе дни 23877 22027 18524 Дни в ремонте дни 1902 1294 1067 Общий пробег всех автомобилей тыс. км 5473,213 5566,709 4540,66 КТГ 0,95 0,97 0,97 Количество автомобилей шт. 124 125 105
Из таблицы следует, чтопростой автомобилей в технически исправном состоянии в 2005 году составил 39%от общего пребывания автомобилей на предприятии. В последующие годы этавеличина возрастает и в 2007 году составляет 50%. Коэффициент использованияпробега возрастает и составляет 0,7, из этого следует, что пробег автомобилей сгрузом (полезный пробег) больше пробега без груза (холостого пробега). Так какобъем перевозимого за год груза уменьшился по сравнению с 2005 годом (в 2005году он составлял 560,360 тыс. тонн) до 365,196 тыс. тонн то из этого можносделать вывод о том, что парк используется удовлетворительно, но неэффективнаработа коммерческого отдела, отвечающего за поиск клиентов.
1.6.3 Организацияобслуживания, ремонта и хранения техники
ОАО «Ижтрансавто» кроме автоперевозокосуществляет выполнение комплекса мероприятий по ремонту и техническомуобслуживанию как своих, так и сторонних организаций, частных лиц. Наряду работыс грузовым автотранспортом, организация выполняет работы также и с легковымавтотранспортом.
В ОАО «Ижтрансавто» достаточнооснащенное производство. В производственных помещениях имеется большоеколичество металлорежущих станков, подъемно-транспортного оборудования. Так жена предприятии выработаны технологии ремонта узлов и агрегатов машин ивосстановления деталей.
С каждым годом списоктехнологического оборудования пополняется, закупаются или изготовляются своимисилами стенды для сборки и разборки узлов и агрегатов, диагностические приборыи установки. Всё это делается в виду усложнения обслуживаемой техники, так каккроме отечественных автомобилей автобаза обслуживает и импортные, а такжеуменьшения времени на обслуживание, а значит и увеличения производственнойпрограммы обслуживания.
Автопредприятие занимаетсяв основном техническим обслуживанием и текущим ремонтом грузовых автомобилейсемейства КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ, а также грузового автотранспорта заграничногопроизводства: MAN, VOLVO, SCANIA, MERCEDES. Кроме того, ОАО «Ижтрансавто» производитв небольших количествах техническое обслуживание и текущий ремонт легквых автомобилеймарки УАЗ, ВАЗ, ИЖ, ГАЗ.
Производственная программапредприятия ОАО «Ижтрансавто» представлена в следующей таблице 1.9.
Таблица 1.9 — Годоваяпроизводственная программа ремонта агрегатов
Наименование
ремонтируемого объекта Количество ремонтов, шт. 2005 2006 2007 1. Двигатель 149 178 135 2. КПП 57 67 61 3. Мосты автомобилей 60 87 101 4. Сцепление 89 85 111 5. Редуктор 62 57 64
Смотря на годовуюпроизводственную программу ремонта агрегатов видно, что двигатель подвергаетсяремонту гораздо чаще, чем другие объекты ремонта, происходит это по тому, чтоданный агрегат самый сложный и требует наиболее серьезный подход в ремонте.Уменьшение количества ремонтов двигателя обусловлено обновлению парка. Оценкаобновления автопарка приведена в таблице 1.10. Увеличение ремонтов сцепления,редукторов и мостов автомобилей произошло в связи с увеличением случаевперегрузки автомобилей, а следовательно и увеличением нагрузки на данныеагрегаты. Происходит это вследствие неграмотной организации эксплуатацииавтомобильного парка.
Таблица 1.10. — Оценкаобновления автопарка
Срок
Эксплуатации 2005 2006 2007 Количество % Количество % Количество % 1 год 10 8 10 8 16 15 2 год 12 10 10 8 10 9 3 год 5 4 12 10 10 9 4 год 13 10 5 4 12 11 5 год 11 9 13 10 5 5 6 год 7 6 11 9 13 12
Свыше 6
лет экспл. 65 53 64 51 39 39 ИТГО 124 100 125 100 105 100
Анализируя табл. можносделать вывод, что автопарк новыми машинами пополняется, но доля изношенныхавтомобилей остается высокой. Вследствие естественного износа машин с годами,следует обратить внимание на более тщательное проведение техническогообслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР), что требует усовершенствованияпункта технического обслуживания и текущего ремонта.
Хранение грузовой техникиосуществляется на открытой территории, имеющей твердое асфальтированноепокрытие, что обусловлено большим количеством автомобилей и, как следствиеэтого, нецелесообразностью строительства крытой стоянки и, тем более,специального помещения.
Хранение легковыхавтомобилей осуществляется в отапливаемых гаражах.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
2.1 Анализ существующейорганизации ТО и ТР на предприятии
На предприятии принятапланово-предупредительная система технического обслуживания и ремонтаавтомобилей, регламентированная «Положением о техническом обслуживании иремонте подвижного состава автомобильного транспорта», которая представляетсобой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей,необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава.Данной системой предусматривается обеспечение работоспособного состояния п/составапутем проведения планово-предупредительных работ по его техническомуобслуживанию и ремонту.
Подвижной состав ОАО«Ижтрансавто» подвергается следующим видам обслуживания: ежедневное техническоеобслуживание (ЕТО), номерные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2),текущий ремонт (ТР). Кроме того ежегодно проводятся два сезонных техническихобслуживания (СТО).
ТО проводится наспециализированных постах, оснащенных необходимым оборудованием в пунктетехнического обслуживания. ТО являет собой комплекс мероприятий по поддержаниюп/состава в работоспособном состоянии и надлежащем виде; обеспечениюнадежности, экономичности работы, безопасности движения, защите окружающейсреды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, отказови неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.
Количество техническихобслуживаний ежемесячно планируется для автомобилей по пробегу. Выполнение ТРпроводится в производственном корпусе, в зоне текущего ремонта. Работа производственногокорпуса осуществляется в одну смену.
2.2 Обоснованиесписочного состава автомобилей
Списочным (инвентарным)парком подвижного состава называется подвижной состав, числящийся поинвентарным книгам (по балансу автотранспортного предприятия), обозначается Аи.Этот парк по своему техническому состоянию разделяется на парк, готовый кэксплуатации (выполнению перевозок), Агэ, и парк, требующий ремонтаили находящийся в ремонте и не подготовленный к эксплуатации Ар.
Под парком подвижногосостава понимаются все транспортные средства автотранспортного предприятия.
Количественный состававтомобильного парка определяют на основе плана перевозок и расчетныхпоказателей производительности различных типов автомобилей и прицеповприменительно к условиям перевозок, поскольку основными показателями работылюбого вида транспорта является объем перевозок и выполненная транспортнаяработа.
Потребность втранспортных средствах обусловлена целым рядом факторов, таких, как структураперевозимых грузов, организация и технология использования транспортныхсредств, простои при погрузочно – разгрузочных работах. С учетом названныхфакторов формирование транспортно-производственного процесса основывается наоптимизации количественного состава автотранспортных средств.
Потребность в подвижномсоставе рассчитывают по отдельным типам автомобилей. Затем результаты расчетасуммируют.
2.3 Расчет годового пробега автопарка
2.3.1 Корректированиемежремонтного пробега
Цельюкорректирования является приведение нормативных величин к конкретным условиямработы предприятия.
Корректированиенормы межремонтного пробега выполняется по формуле [2]:
Lкр = Lкрн ∙ К, (2.1)
где: Lкр – скорректированныйпробег до капитального ремонта, км;
Lкрн – нормативный пробег докапитального ремонта, км [1];
К – общийкоэффициент корректирования.
Общийкоэффициент корректирования рассчитывается по формуле[2]:
К = К1∙ К2 ∙ К3 , (2.2)
где: К1– коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условийэксплуатации [1 табл. 2.7];
К2– коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификацииподвижного состава и способа организации его работы [1 табл. 2.8];
К3– коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатическихусловий [1 табл. 2.9].
Расчетприводим для автомобилей КамАЗ-5320. Результаты расчетов по другим маркамавтомобилей сводятся в таблицы.
К = 0,8 ∙1,0 ∙ 0,9 = 0,72
Lкр = 300 ∙ 0,72 = 216тыс. км
Таблица 2.1 — Корректирование пробега до капитально ремонта
Марка, модель
п/состава
Lкрн,
тыс. км К1 К2 К3 К
Lкр,
тыс. км КамАЗ 5320 300 0,8 1,0 0,9 0,72 216 КамАЗ 5410 300 0,8 0,95 0,9 0,68 204 КамАЗ 55111С 300 0,8 0,85 0,9 0,61 183 MAN TGA 800 0,8 0,95 0,9 0,68 544
2.3.2Средний пробег до капитального ремонта
Среднийрасчетный пробег до капитального ремонта (КР) рассчитывается с учетомавтомобилей прошедших и не прошедших КР.
Среднийрасчетный пробег до КР рассчитываем по следующей формуле [2]:
L крс = />, (2.3)
где: Lкрс – средний расчетныйпробег до капитального ремонта тыс. км;
А′u – число автомобилей непрошедших капитальный ремонт;
А″u – число автомобилей,прошедших капитальный ремонт.
Lкрс = 0,8 ∙ 6 ∙216 / 6 = 172,8 тыс.км
Таблица 2.2 — Расчет среднего межремонтного пробега
Марка, модель
п/состава
Lкр,
тыс. км A′u А′′u
Lкрс
тыс. км КамАЗ 5320 216 - 6 172,8 КамАЗ 5410 204 - 18 163,2 КамАЗ 55111С 183 - 10 146,4 MAN TGA 544 7 - 544
2.3.3Корректирование удельного простоя в техническом обслуживании и ремонте
Для расчетаколичества дней простоя автомобилей в ТО и ремонте необходимо скорректироватьудельный простой в ТО и ремонте.
Корректированиевыполняем по формуле [2]:
dтор = dторн ∙ К′4ср, (2.4)
где: dтор – скорректированныйудельный простой в ТО и ремонте, дн/1000 км;
dторн – нормативный удельныйпростой в ТО и ремонте, дн/1000 км;
К′4cр – средний расчетныйкоэффициент корректирования.
Среднийрасчетный коэффициент корректирования рассчитываем по формуле [2]:
К′4ср= /> , (2.5)
где: А1,А2, Аn– количество автомобилейв интервале пробега, для которого принимается значение коэффициента К4′;
К′14,К′n4 – коэффициент корректирования, учитывающий пробег с началаэксплуатации.
Таблица 2.3 — Корректирование удельного простоя в ТО и ремонте
Марка, модель
п/состава
dторн
дн/1000 км А1 А2 А3 А4 К′4 ср
dтор
дн/1000 км К′14 К′24 К′34 К′44 КамАЗ 5320 0,5 - - 1,3 1,3 1,3 0,65 КамАЗ 5410 0,6 0,7 1 1,3 1,3 1,21 0,73 КамАЗ 55111С 0,7 - 1 1,3 - 1,18 0,83 MAN TGA 0,7 0,7 - - - 0,7 0,49
2.3.4Расчет коэффициента технической готовности
Коэффициенттехнической готовности подвижного состава – отношение числа автомобиледнейпребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числуавтомобиледней пребывания на предприятии.
Расчеткоэффициента технической готовности выполняем по формуле [2]:
αт =Дэ / (Дэ + Дтор + Дкр), (2.6)
где: Дэ– дни эксплуатации в цикле;
Дтор– дни простоя за цикл в ТО и ремонте;
Дкт– дни отсутствия авто на АТП по причине КР
Дниэксплуатации в цикле рассчитываем по формуле [2]:
Дэ= Lкрс / 1сс , (2.7)
где: 1сс– среднесуточный пробег.
Дни простоя вТО и ремонте рассчитываем по формуле [2]:
Дтор= dтор ∙ Lкр /1000 (2.8)
Дниотсутствия автомобилей на АТП по причине нахождения на капитальном ремонте:
Дкр= dкр ,(2.9)
где: dкр – дни нахождения авто накапитальном ремонте.
Расчетприводим для автомобилей КамАЗ 5320.
Дэ= 172800 / 151 = 1144,4
Принимаем Дэ= 1145 дней
Дтор= 0,65 ∙ 216000 / 1000 = 141 день
Дкр= 20 дней
αт =1145 / (1145 + 141 + 20) = 0,88
Таблица 2.4 — Расчет коэффициента технической готовности парка
Марка, модель
п/состава
Lкр
тыс.км
1сс
км
Дэ
дн dтор
Дтор
км
Дкр
дн αт КамАЗ 5320 216 151 1145 0,65 141 20 0,88 КамАЗ 5410 204 143 1142 0,73 149 20 0,87 КамАЗ 55111С 183 133 1101 0,83 152 20 0,86 MAN TGA 544 119 4572 0,49 267 20 0,94
2.3.5 Расчеткоэффициента выпуска подвижного состава
Коэффициентвыпуска подвижного состава на линию – отношение числа автомобиледней в работе кчислу автомобиледней на предприятии.
Коэффициентвыпуска автомобилей рассчитывается по формуле [2]:
αи =Дрг ∙ αт ∙ Ки / 365, (2.10)
где: Дрг– дни работы в году авто на линии;
Ки– коэффициент внеэксплуатационного простоя.
Коэффициентвнеэксплуатационного простоя характеризует организацию работы п/состава иучитывает простой по причине отсутствия водителей, отсутствия работы, простоябез топлива, по причине бездорожья и т.д. Рекомендуемые значения Ки= 0,93…0,97 [2].
αи= 305 ∙ 0,88 ∙ 0,95 / 365 = 0,698
Таблица 2.5 — Расчет коэффициента выпуска подвижного состава
Марка, модель
п/состава Дрг αт αи
Принятый
αи КамАЗ 5320 305 0,88 0,698 0,7 КамАЗ 5410 305 0,87 0,691 0,69 КамАЗ 55111С 305 0,86 0,68 0,68 MAN TGA 305 0,94 0,746 0,75
2.3.6Расчет годового пробега автопарка
Расчетгодового пробега по марке подвижного состава производится по формуле [2]:
Lг = 365 ∙ Аи· 1сс · αи, (2.11)
где: Аи– списочное число подвижного состава.
Для а/м КамАЗ5320:
Lг = 365 ∙ 6 ∙151∙ 0,7 = 231483 км
Результатырасчетов по другим маркам сводятся в таблицу 2.6.
Таблица 2.6 — Расчет годового пробега подвижного состава
Марка, модель
п/состава Аи
1сс
км αи
Lг
тыс. км КамАЗ 5320 6 151 0,7 231,48 КамАЗ 5410 18 143 0,69 648,26 КамАЗ 55111С 10 133 0,68 330,11 MAN TGA 7 119 0,75 228,03
2.4 Расчетгодовой производственной программы
2.4.1Корректирование периодичности технического обслуживания
Корректированиепериодичности ТО-1.
Корректированиевыполняем по формуле [2]:
L1 = L1н · К1 · К3,(2.12)
где: L1 – скорректированнаяпериодичность ТО-1 км;
L1н – нормативнаяпериодичность ТО-1, км [1, табл. 2.1];
К1– коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации [1, табл. 2,7];
К3– коэффициент, учитывающий климатические условия [1, табл. 2.9].
Корректированиепериодичности ТО-1 по кратности к среднесуточному пробегу [2].
n1 = L1 / lcc, (2.13)
где: n1 – коэффициент кратностипериодичности ТО-1 к среднесуточному
пробегу.
Расчетнаяпериодичность ТО-1 [2]
L1p = 1cc · n1, (2.14)
где: L1p – расчетнаяпериодичность ТО-1, км.
Расчет дляавтомобиля КамАЗ 5320:
L1 = 4000 ∙ 0,8 ∙0,9 = 2880 км
n1 = 2880 / 151 = 19
L1p = 151 ∙ 19 = 2869км
Таблица 2.7 — Корректирование периодичности ТО-1
Марка, модель
п/состава
L1
км K1 K3
lcc
км n1
L1p
км КамАЗ 5320 2880 0,8 0,9 151 19 2869 КамАЗ 5410 2880 0,8 0,9 143 20 2860 КамАЗ 55111С 2880 0,8 0,9 133 22 2926 MAN TGA 21600 0,8 0,9 119 182 21658
Корректированиепериодичности ТО-2.
Корректированиевыполняется по формуле:
L2 = L2н · K1 · K3, (2.15)
где: L2н – нормативнаяпериодичность ТО-2, км, принимаем по [1 табл. 2.11].
Корректированиепериодичности ТО-2 по кратности к периодичности ТО-1
n2 = L2 / L1р, (2.16)
где: n2 – коэффициент кратностипериодичности ТО-2 к периодичности ТО-1.
Расчетнаяпериодичность ТО-2 [2].
L2р = L1р · n2, (2.17)
где: L2р – расчетнаяпериодичность ТО-2, км.
Расчетприводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведеныв таблице 2.8.
L2 = 12000 ∙ 0,8 ∙0,9 = 8640 км
n2 = 8640 / 2869 = 3
L2р = 2869 ∙ 3 = 8607км
Таблица 2.8 — Корректирование периодичности ТО-2
Марка, модель
п/состава
L2
км K1 K3
L1р
км n2
L2р
км КамАЗ 5320 8640 0,8 0,9 2869 3 8607 КамАЗ 5410 8640 0,8 0,9 2860 3 8580 КамАЗ 55111С 8640 0,8 0,9 2926 3 8778 MAN TGA 43200 0,8 0,9 21658 2 43316
2.4.2 Расчетпроизводственной программы по техническому обслуживанию
Расчетпроизводственной программы по техническому обслуживанию сводится к определениюгодового количества периодических технических обслуживаний, а также проводимыхдиагностических работ и расчету сменной производственной программы.
Годовоеколичество ТО-2 рассчитывается по формуле [2]:
N2 = Lг / L2р, (2.18)
где: N2 – годовое количествоТО-2.
Годовоеколичество ТО-1 рассчитываем по формуле [2]:
N1 = Lг / L1р – N2, (2.19)
где: N1 – годовое количествоТО-1.
Рассчитываемсменную программу.
Техническоеобслуживание №1 [2].
N1с = N1 / (Дрт · Сст), (2.20)
где: N1с – сменная программа поТО-1.
Техническоеобслуживание № 2 [2].
N2с = N2 / (Дрт · Сст), (2.21)
где: N2с – сменная программа поТО-2.
Расчетприводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведеныв таблицах 2.9, 2.10.
N2 = 231480 / 8607 = 27
N1 = 231480 / 2869 −27 = 54
N1с = 54 / (258 ∙ 1) =0,21
N2с = 27 / (258 ∙ 1) =0,1
Таблица 2.9 — Расчет производственной программы по ТО-2
Модель, марка
п/состава Lг тыс.км
L2р
км N2 Дрт Сст N2с КамАЗ 5320 231,48 8607 27 258 1 0,1 КамАЗ 5410 648,26 8580 76 258 1 0,29 КамАЗ 55111С 330,11 8778 38 258 1 0,15 MAN TGA 228,03 43316 5 258 1 0,02
Таблица 2.10- Расчет производственной программы по ТО-1
Модель, марка
п/состава Lг тыс.км
L1р
км N2 N1 Дрт Сст N1с 1 2 3 4 5 6 7 8 КамАЗ 5320 231,48 2869 27 54 258 1 0,21 КамАЗ 5410 648,26 2860 76 151 258 1 0,59 КамАЗ 55111С 330,11 2926 38 75 258 1 0,29 MAN TGA 228,03 21658 5 6 258 1 0,2
Принятыйспособ организации выполнения работ – на универсальных постах.
Расчетгодового количества сезонных обслуживаний выполняем по формуле [2]:
Nсо = 2 · Аи, (2.22)
где: Nсо – годовое количествосезонных обслуживаний.
Результатырасчета по маркам автомобилей приведены в таблице 2.11.
Расчетпрограммы работ на постах поэлементной диагностики [2].
Nд2 = 1,2 · N2, (2.23)
где: Nд2 – годовая программа поД-2.
Сменнаяпрограмма на постах Д-2 [2]
Nд2с = Nд2 / (Дрд · Ссд),(2.24)
где: Nд2с – сменная программаработ по Д-2.
Дрд– число дней работы в году постов Д-2.
Ссд– число смен работы в сутки постов Д-2.
Расчетприводится для а/м КамАЗ 5320. Результаты расчета по остальным маркам приведеныв таблице 2.11.
Nд2 = 1,2 ∙ 27 = 32
Nд2с = 32 / (258 ∙1) =0,13
Таблица 2.11- Расчёт производственной программы на постах Д-2
Марка, модель
п/состава Nсо N2 Nд2 Дрд Ссд Nд2с КамАЗ 5320 12 27 32 258 1 0,13 КамАЗ 5410 36 76 91 258 1 0,35 КамАЗ 55111С 20 38 46 258 1 0,18 MAN TGA 14 5 6 258 1 0,02
Расчётпрограммы работ на постах общей диагностики.
Годовоеколичество обслуживаний на постах Д-1 [2].
Nд1 = 1.1 · N1 + N2 ,(2.25)
где: Nд1 – годовая программа поД-1.
Сменнаяпрограмма на постах Д-1[2]