Реферат по предмету "Транспорт"


Анализ состояния транспортного комплекса Красноярского края

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
СибирскийГосударственный Аэрокосмический Университет
В г.Зеленогорске
Реферат
дисциплина: Экономикаотрасли
тема: Анализсостояния транспортного комплекса Красноярского края
Зеленогорск 2010

Введение
Актуальность:Роль транспорта велика. Благодаря ему производится рациональное размещениепроизводительных сил, происходит разработка и освоение новых территорий,совершенствование разделения труда не только между регионами РФ, но и в мировомхозяйстве. Успешное развитие Красноярского края требует хорошо организованную иразвитую транспортную систему. Поэтому данная тема актуальна.
Цель:Сделать анализ состояния транспортного комплекса Красноярского края.
Задачи:
1.  Рассмотретьструктура транспортного комплекса Красноярского края.
2.  Исследоватьпроблемы и перспективы развития транспортного комплекса Красноярского края.
3.  Сделатьвыводы.

1. Структура транспортного комплекса
Красноярский край попоказателю стоимости основных фондов транспорта и связи в расчете на одногожителя занимает 39-е место в России.
Значительно лучшеобеспечена транспортом южная часть края, намного хуже – северная. Показателиплотности железнодорожных и автомобильных путей общего пользования самые низкиев Сибири. Показатель удельного веса автомобильных дорог с твердым покрытием(94,4%) относительно высок, однако они в основном расположены в центральной июжной частях края.
Транспортная сетьКрасноярского Севера представлена морским и речным транспортом, а такжевоздушным и автомобильным. Небольшая железнодорожная линия связывает толькогорода Дудинку и Норильск.
Показатель доходов отуслуг связи населения в расчете на одного жителя в 1996 г. в Красноярском краебыл на 22% выше средней по России величины (в Сибири впереди только Тюменскаяобласть). При этом обеспеченность телефонами одна из самых низких в Сибири.
Транспортнаяосвоенность территории Хакасии довольно высокая. В республике действуют всеосновные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный.Плотность железнодорожных путей общего пользования в два раза превышаетсреднероссийский уровень.
Транспортный комплекскрая представлен всеми видами транспорта — железнодорожным, трубопроводным,воздушным, внутренним водным и автомобильным. Особую роль краю в функционированиитранспортной системы придает его уникальное расположение на пересечениижелезнодорожных, воздушных и автомобильных магистралей.
Транспортныемежрайонные грузоперевозки осуществляются автомобильным транспортом — 3%, насевере морским — 90%, в южных районах в основном по железным дорогам — 90%. Вовнутрирайонных связях преобладают автомобильный транспорт — 50%,железнодорожный — 30% и водный — 20%. В труднодоступных северных районах снеразвитой транспортной инфраструктурой используется авиация и сохраняетсятрадиционный вид транспорта — оленьи упряжки.
/>
Рис. 1 Структурагрузоперевозок
Основные порты — Дудинка, Игарка, Диксон, Хатанга, аэропорты — Красноярск, Ачинск, Енисейск,Норильск, Хатанга. Через Ачинск и Красноярск проходит магистральныйнефтепровод.
1.1 Железнодорожный транспорт
Доминирующее положениев транспортной системе Красноярского края занимает железнодорожный транспорт.На его долю приходится 94 % всего грузооборота края. С запада на восток крайпересекают Транссибирская и Южно-Сибирская магистрали.
Край (центральнаячасть) имеет железнодорожное сообщение с регионами Российской Федерации; г.Норильск имеет железнодорожное сообщение с морским портом Дудинка.Эксплуатационная длина Красноярской железной дороги составляет 3,2 тыс.километров.
Основной объемперевозок по Красноярской железной дороге составляют: каменный уголь — 49,1 %,нефть и нефтепродукты — 15,5 %, руда железная и марганцевая — 6,3 %, лом черныхметаллов — 1,0 %, черные металлы — 0,2 %, химические и минеральные удобрения —0,1 %, цемент — 0,8 %, лесные грузы — 7,9 %, зерно и продукты перемола — 0,5 %,другие грузы — 18,6 %.
Управлениежелезнодорожным транспортом осуществляется Министерством путей сообщения (МПСРоссии), которое утверждает графики движения поездов и железнодорожные тарифы.
Железные дороги общегопользования характеризуются повышенным уровнем электрификации и автоматизации(электрифицировано 45%, в России – 37%).
Столица Хакасии –Абакан имеет железнодорожный выход в западном, северном и восточномнаправлении, через нее проходит маршрут автомобильных и авиационных связей сРеспубликой Тыва (Тува) и Монголией.
1.2Автомобильный транспорт
Автомобильный транспортявляется единственным видом транспорта, позволяющим осуществлять перевозки «отсклада до двери». Протяженность автомобильных дорог общего пользования ствердым покрытием составляет 47,3 тыс. километров. По территории края проходятдве магистрали федерального значения: Новосибирск — Красноярск — Иркутск иКрасноярск — Кызыл. Предприятия осуществляют прямые автомобильные перевозкигрузов в Китай, Монголию и Западную Европу. Плотность дорог в Республике на 17%превышает средний оп России показатель. При этом дороге находятся в хорошемсостоянии, удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общейпротяженности автомобильных дорог составляет 100%.

1.3Водный транспорт
Водный транспортявляется неотъемлемой частью транспортной сети Красноярского края.Протяженность водных путей, соединяющих северную и восточную части края с г.Красноярском, составляет 7 тыс. километров.
Основным перевозчикомгрузов по реке Енисей является ОАО «Енисейское речное пароходство». Онообладает мощным сухогрузным и танкерным флотом. Увеличение числа перевезенныхпассажиров внутренним водным транспортом также обусловлено началом эксплуатацииОАО «Пассажирречтранс» 5 новых паромных переправ в Большемуртинском,Енисейском, Балахтинском, Казачинском и Сухобузимском районах.
Речные порты городовКрасноярска и Лесосибирска на реке Енисей обеспечивают взаимодействие речного ижелезнодорожного транспорта. Устьевые порты на севере края доступны для заходаморских судов.
1.4 Воздушный транспорт
Воздушное сообщение обеспечивают 22аэропорта, действующих в крае. На базе аэропорта Красноярск формируетсямультимодальный транспортный узел. Воздушное пространство края и аэропортКрасноярска используются для полетов в рамках кроссполярных авиатрасс черезСеверный полюс.
1.5 Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт представленв Красноярском крае двумя нитками нефтепроводов, принадлежащих Транссибирскомууправлению трубопроводов, находящихся в государственной собственности:транспортировка нефти из Томска и Тюмени (Западная Сибирь) на Ачинскийнефтеперерабатывающий завод (Восточная Сибирь) и в Иркутск (Восточная Сибирь).
Для повышения уровня эффективностиперегонки и эксплуатации нефтепроводов в настоящее время применяются новыетехнологии: использование стекловолокна; системы подогрева труб; альтернативнаястроительная технология по укладке труб в промерзшую почву.
Нефтеналивные станции. С запуском вопытно-промышленную эксплуатацию Уярской нефтеналивной станции значительновозросли услуги вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности,объемы нефтеперевозок.

2.  Проблемы развития транспортногокомплекса Красноярского края
Между тем транспортная изоляцияКрасноярского края постепенно приобретает политическое звучание. Она крайнеболезненно ощущается в более восточных регионах, которые по площади не уступаютвсем регионам к западу от Красноярского края в сумме. Из-за непомерных транспортныхиздержек российское экономическое пространство не проста раскалывается — отнего откалывается едва ли не половина территории.
Транспортная изоляция — общаяпроблема всех восточных регионов, и если их руководителям удастся найтисогласие в этом вопросе, то совокупное давление таких политиков могло быоказаться достаточно эффективным, чтобы федеральные власти пошли на такой«антирыночный» шаг, как массированное дозирование железнодорожныхперевозок по Транссибирской магистрали.

3.  Перспективы развития транспортногокомплекса Красноярского края
К концу 2010 года увеличение выручкиот транспортных услуг ожидается в размере 190% к уровню 2003 года (2007 год —142 %).
/>
В 2010 году выручка от услуг наавиационном транспорте составит 259 % к уровню 2003 года (в сопоставимыхценах), на железнодорожном транспорте — 130 %, на речном транспорте — 101 %(практически сохранится на существующем уровне).
Рост транспортных услуг связан сперспективами развития промышленного комплекса края и, более всего, его трехкрупнейших отраслей специализации общероссийской значимости:топливно-энергетической, горно-металлургической и лесной. Наибольший удельныйвес в объеме перевозок занимает топливно – энергетический комплекс (53 %).Существенно меньший вес у горно-металлургического (22 %) и лесного (5 %)комплексов.
Рост транспортных услуг ожидается иза счет увеличения объемов транзитных перевозок по Транссибирской магистрали.
Еще одной составляющей,обеспечивающей увеличение объемов перевозки грузов, является расширениегрузообразующего потенциала транспортного комплекса края вследствие реализациикрупнейшего транспортного проекта по созданию Красноярского мультимодальноготранспортного узла, способного привлечь дополнительно до 30 % грузов. Созданиемультимодального транспортного узла предусматривает
комплексное развитие всех видовтранспорта, транспортной, складской, терминальной инфраструктуры, таможни,системы страхования грузов и их информационного сопровождения и взаимную увязкукомпонентов для скоординированной работы, что обеспечит уровень работытранспортного комплекса края, соответствующий требованиям мировых стандартов иповысит конкурентоспособность предприятий края на российском и международномрынках.
Важным фактором увеличенияпассажирооборота станетувеличение реальных доходов населения. Расчеты спросанаселения на товары и услуги показывают, что при увеличении реальных доходовнаселения в 2 раза, транспортная подвижность
Предусмотренное Программой созданиеразвитой транспортной инфраструктуры путем строительства и реконструкцииавтодорог, обеспечивающих межрегиональные транспортные коридоры, межрайонные ивнутрирайонные связи, будет способствовать формированию взаимосвязанныхтерриториально-экономических комплексов, развитию внутрикраевых имежрегиональных экономических связей и создаст благоприятные условия дляразвития добывающей и лесной отраслей северных территорий края.
Программой предусматривается созданиеэффективной региональной системы управления и тарифного регулированияпассажирских перевозок. Для решения этой задачи потребуется разработка ипринятие минимального стандарта транспортной обеспеченности маршрутов, которыйнеобходим для определения оптимальных транспортных схем, количества и моделейподвижного состава, что приведет к удешевлению, ускорению и повышению качествапассажирских перевозок. Кроме этого, предполагается разработка новой методикирасчетов нормативов субсидирования по всем видам транспорта, предусматривающейупрощение определения размеров тарифов и повышение заинтересованностируководителей предприятий в снижении тарифов.
С целью обеспечения потребностейнаселения края в пассажирских услугах авиационного транспорта и сохранениясоциально значимых маршрутов предусматривается разработка концепции развитияавиации Красноярского края, в том числе на местных воздушных линиях.
Ставится задача реализациимероприятий, обеспечивающих необходимые условия для судоходства в Енисейскомводном бассейне и функционирования Северного морского пути.
Предусмотренное приобретение всобственность края подвижного состава и создание пригородной железнодорожнойпассажирской компании позволят создать конкурентную среду на железнодорожномтранспорте и не только сократить бюджетные расходы при транспортировкесоциально значимых грузов и перевозке пассажиров, но и снизить грузовые тарифыи, соответственно, долю транспортной составляющей в стоимости грузов.
Комплекс программных мероприятий,направленный на развитие транспортного комплекса края, включает мероприятия:
·  создание эффективной региональнойсистемы управления и тарифного регулирования пассажирских перевозок;
·  обеспечение устойчивогофункционирования и развитие местных воздушных линий;
·  создание и развитие Красноярскогомультимодального транспортного узла;
·  обеспечение необходимых условий длясудоходства в Енисейском водном бассейне. Обеспечение стандартов безопасностисодержания водных путей;
·  обеспечение условий дляфункционирования Северного морского пути;
·  создание конкурентной среды нажелезнодорожном транспорте;
·  строительство и реконструкцияавтодорог, обеспечивающих межрегиональные транспортные коридоры;
·  строительство и реконструкция дорог,обеспечивающих межрайонные и внутрирайонные связи;
·  строительство мостового переходачерез р. Ангару в Богучанском районе.

Заключение
Обширные территориикрая вносят существенные коррективы в развитие транспортной инфраструктуры.Основные грузовые и пассажиропотоки обслуживаются речным, авиационным,железнодорожным и автомобильным транспортом. Железнодорожные и автомобильныетрассы наиболее развиты в центральных, южных, юго-западных и юго-восточныхрайонах края. С северными территориями сообщение осуществляется авиацией иречным транспортом, а в зимнюю пору дорогами-зимниками.
Транспортный комплекскрая представлен всеми видами транспорта — железнодорожным, трубопроводным,воздушным, внутренним водным и автомобильным. Особую роль краю вфункционировании транспортной системы придает его уникальное расположение напересечении железнодорожных, воздушных и автомобильных магистралей.

Список источников
1. АксеновИ. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2001.– 383 — 390с.
2. ГромовН. Н., Панченко Т. А., Чудовский А. Д. Единая транспортная система: Учебник длявузов. — М.: Транспорт, 2002. – 304 — 307с.
3. КозьеваИ. А., Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика: Учебноепособие для вузов. — Курск: КГТУ, 2004. с. 121-130.
4. Экономическаягеография транспорта/ Под ред. М. М. Казанского — М.: Транспорт, 2005. 280 — 281с.
5. Экономическаяи социальная география России: Основы теории и практики: Учебное пособие/ Подред. Гребцовой. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. с.316-367.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.