МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПВ РФ Кафедра ТСОГ
РЕФЕРАТ
на тему:
Эксплуатациямашин
в районах пустынно-песчаной
местности
2МОСКВА 1996
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Введение
2. Влияниеклиматических и дорожных условий на работоспособностьмашин
3. Мероприятияпо повышению эффективности использования машин
4. Вождение врайонах жаркого климата и пустынно-песчанной местности
5. Заключение
6. Приложение
7. Используемаялитература
_Введение .:
Предназначениемашин, используемых в пограничных войсках, обус-
ловливаетнеобходимость поддержания их в работоспособном состоянии и
постояннойготовности к применению в любых условиях эксплуатации.Под условием эксплуатациимашин понимаются:
· характер (вариант) использования;
· интенсивность использования;
· виды нагрузок и порядок ихчередования;
· тактическая обстановка ихарактер воздействия противника;
· параметры внешней среды;
· система и культураобслуживания;
квалификацияводителей, механиков-водителей, обслуживающего персона-
ла, ихтехническая оснащенность и др.
Впустынно-песчанных районах с жарким климатом, слабо развитой
сетьюдорог, затрудняется подготовка машин к использованию и их вож-
дение,ухудшаются эксплуатационные качества горючего и смазочных ма-
териалов,повышаются напряженность работы иинтенсивность изнашива-
нияагрегатов, механизмов и деталей, увеличивается количество неисп-
равностей,затрудняются их выявление и устранение, усложняются рабо-
ты пообслуживанию и ремонту машин, условия труда водителей и обслу-
живающегоперсонала, повышается расход запасныхчастей и материалов
наобслуживание и ремонт, снижаетсянадежность, работоспособность и
эффективностьиспользования машин.
Дляобеспечения надежности и работоспособности машин в сложных
условияхэксплуаитации, поддержания их в постоянной готовности к ис-
пользованиюпроводится комплекс организационно-технических мероприя-
тий,включающий:
· проведение занятий сначальниками ПЗ по вопросам эксплуатации
машинв предстоящий перион с обязательнымдоведением до них руково-
дящихдокументов;
· порядок и время проведениясборов водителей, машин погранич-
ныхзастав; лица ответственные за проведениезанятий с водителями;
переченьтем и количество часов;
· подготовка элементов парков пограничных застав с точнымука-
заниемобъемов, сроков выполнения работ и исполнителей; порядок
снабжениянеобходимыми материалами;
· конкретные задачи личногосостава подвижных средств техничес-
когообслуживания машин с обязательным указанием сроков выполнения
работ накаждой пограничной заставе;
· порядок контроля за ходомсезонного технического обслуживания
машинпограничных застав;
· сроки окончания работ на всехпограничных заставах;
Исходя извсех положений НЗ предусматривает проведение различ-
ныхмероприятий, характерных для районов с жарким климатом.
_Влияниеклиматических и дорожных условий
_наработоспособность машин
К районамжаркого климата и пустынно-песчанной местности отно-
сятсяжаркий сухой и очень жаркий сухой районы, которые занимают
около 10%территории страны.
В этихрайонах преимущественно равнинный характер рельефа, ши-
рокораспространены песчанные, лесовые изасоленные грунты, скудная
растительностьи безводность. Климат резкоконтинентальный, осадки
редки инезначительны (60-150мм в год), до 90% осадков приходится на
зиму ивесну, частые ветры большой силы до 30м/с, наблюдаются пос-
тоянныеветры, например так называемый афганец, дующий в течение 120
дней в годув направлении Мары — Кушка — Кандагар, имеет место дви-
жение незакрепленных и частично закрепленных песков, засыпающих до-
роги,колодцы и целые поселения.
Открытыеводоемы в пустынях и сухих степях встречаются редко и
главнымобразом на их окраинах. Вода из местныхисточников содержит
большоеколичество разных солей и не пригодна как для питья, так и
длязаправки машин.
Для районовс сухим жарким климатом характерно не только высо-
кая температура воздуха (до 40-50 С в тени), но и низкая его влаж-
ность, большая запыленность, а также солнечнаярадиация и неблагоп-
риятные дорожные условия пустынно-песчанной местностипри не несоб-
люденииспециальных рекомендаций отрицательно влияют на работоспо-
собностьмашин:
· вследствие уменьшенияплотности рабочей смеси при повышении
температурыокружающего воздуха до 40-45 С мощность двигателя умень-
шается на15%;
· возможны перебои в работедвигателя из-за образования паровых
пробок вбензонасосе и топливопроводах;
· возможен повышенный (в 2 разаи более) износ цилиндров, порш-
невыхколец, шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников при рабо-
тедвигателя под нагрузкой в условиях сильной запыленностивоздуха(2-3г на метр );
· снижается эффективность работысистемы охлаждения, температу-
раохлаждающей жидкости может достигать 109-119 С, в результате чего
в камересгорания и на клапанах происходит интенсивное нагарообразо-
вания;
· частая доливка воды приводит к быстрому образованиюнакипи в
системеохлаждения;
· интенсивное старение маселиз-за быстрого их окисления вызы-
ваетотложение на поверхность деталей смолистых веществ и механичес-
кихпримесей, быстрое засорение масленых каналов и фильтров;
· высокая температура воздуха и наличие паров топлива вподка-
потномпространстве двигателя (80-100 С) повышает пожарную опас-
ность,вызывает быстрое старение и разрушение электроизоляционных
материалов,повышенное испарение дистиллированной воды и саморазряд
аккумуляторныхбатарей.
Придвижении машин на грунте образуется толстый слой очень мел-
койпыли, при чем, взвешенная в воздухе, этапыль долго не оседает,
вбезветренную погоду — в течение 2-3 часа; при ветре видимость еще
болееухудшается. Попадание пыли в приборы электрооборудования вызы-
ваетбыстрый износ их деталей, приводит кнеисправностям в системах
зажигания иэлектрооборудования.
Эксплуатируямашины в жарких условиях, необходимосвоевременно
очищать имыть их, обслуживать воздухоочистители ифильтры, прини-
мать мерыпо предупреждению попадания пыли в машину, ее агрегаты и
системы,тщательно проверять исправность всех приводов управления.
Происходитповышенное испарение тормозной жидкости, вследствие
чего в гидравлическом и пневмогидравлическомтормозных приводах об-
разуютсяпаровыве пробки, вызывающие отказы вработе рабочих тормо-
зов.
Увеличиваетсясклонность рабочих жидкостей в гидроусилителе ру-
левогопривода к пенообразованию, вследствиечего снижается рабочее
давление,возрастает отложение смол, ухудшается работоспособность
гидроусилителя.
Пластичныесмазки расплавляются или вытекают из сочленений ру-
левыхтяг при температуре: солидолы - 70-75 С, смазки 1-13 иЯНЗ-2 — 120 С, консталин илитол — 24-130 С.
Вязкостьтрансмиссионных масел в агрегатах при температурах,
достигающих120-140 С, значительно снижается, чтоспособствует под-
теканиюмасел через сальниковые уплотнения. Вгидродинамических ко-
робкахпередач увеличивается склонность масел к пенообразованию, что
ухудшаетработоспособность гидросистем.
Ухудшаетсяэластичность шин, диафрагмтормозных камер, сальни-
ков,манжет, приводных ремней, обивочных материалов, пластмассовых
деталей.Детали из дерева рассыхаются и растрескиваются, а краски
выцветают.
Проходимостьпесчаных и солончаковых грунтов во многом зависит
от временигода и погоды.
Песчаныерайоны становятся более проходимыми в период дождей и
делаются труднопроходимыми в сухую погоду, особенно научастках с
сыпучимипесками.
Солончаковыйгрунт в сухую погоду делается твердым и проходи-
мым, нозато в сырую погоду поверхность солончаковых грунтов быстро
размокаети движение машин на определенный отрезок времени практи-
ческиисключается.
Автомобильныедороги проходят главным образом поокраинам пус-
тынь.Большая часть дорог представляет собой естественные грунтовые
дороги,накатанные по целине, реже встречаются гравийные дороги.
_Мероприятияпо повышению эффективности
_использованиямашин
Эксплуатациямашин в условиях жаркого климата иповышенной за-
пыленностивоздуха требует проведения специальных организационных и
техническихмероприятий.
Техническоеобслуживание N 1 и N 2 проводится с уменьшенной пе-
риодичностьюпо сравнению с обычными условиями: для автомобилей на
30-35%,гусеничных машин и тракторов на 20...25%.
Причем,затрачивается примерно на 25% большевремени, так как
значительночаще (почти в два раза) приходится смазывать втулки осей
балансиров и подшипники механизмов включенияфрикционов, промывать
фильтры идоливать дистиллированную воду в аккумуляторы.
Дополнительнопровродятся работы по обдувке механизмов сжатым
воздухом,фильтрация воды, промывка шарниров и замена масла в двига-
телях, спромывкой системы смазки.
В условияхжаркого климата особый контроль осуществляется за
работойи обслуживанием системы охлаждениядвигателя и его темпера-
турнымрежимом. Ежедневно проверяется натяжениеремня и уровень ох-
лаждающейжидкости. При подготовке машин к летнемупериоду эксплуа-
тации,система охлаждения проверяется на герметичность, а пробки ра-
диаторов — на давление срабатывания паровоздушных клапанов; при не-
обходимостисистема охлаждения промывается для удаления накипи.
Дляуменьшения накипеобразования системыохлаждения заправляют
идозаправляют водой с 3-х компонентной присадкой.
Накипьудалают промывкой системы специальными растворами, раз-
рушающимиее. Химические реагенты и особеенносоляная кислота, при-
меняемыедля удаления накипи и вызывающиеповышенную коррозию дета-
лей системыохлаждения, применяются с ингибиторами, уменьшающими
коррозийнуюагрессивность растворов. В качествеингибиторов исполь-
зуетсятехнический уротропин, состав ПБ-8 и др.
Дляармейских машин рекомендуются следующие составы растворов:
· 40-80г хромпика на 10л водыдля двигателей ЗМЗ-66;
· 20г технического трилона «Б» на емкость системыохлаждения
длядвигателей ЗИЛ;
· накипеудаляющий раствор, включающий соляную кислоту, ингиби-
тор ПБ-5,уротропин и пеногаситель и нейтрализующий раствор из каль-
ционированнойсоды и хромпика для двигателей автомобилей Урал.
Машины,убывающие в рейс, в условиях жаркого климата должны
обеспечиватьсяодной заправкой умягченной воды для дозаправки систе-
мыохлаждения в пути.
В условияхповышенной запыленности воздуха проводятся мероприя-
тия,снижающие вредное влияние пыли на систему и механизмы машины.
Для защитыот загрязнения топлива, масел и рабочих жидкостей
необходимоправильно организовать их заправку и хранение, предупреж-
дающихвнесение абразивных частиц и других механических примесей в
картермеханизмов системы машин. Дизельное топливо после слива в ем-
костипункта заправки должно отстаиваться в течении 5-6 суток.
Топливныефильтры, фильтры систем смазки и гидросистем промыва-
ются сменьшей периодичностю. Фильтры иотстойники системы питания
наавтомобилях промываются через 350-400километров, на гусеничных
машинахчерез 250-300 километров пробега.
Снижениевязкости масел, рабочих жидкостей итоплива с повыше-
ниемтемпературы воздуха увеличивает возможность их подтекания через
прокладки,сальники и другие соединения. Поэтому необходимо постоян-
носледить, чтобы не было нарушенийгерметичности соединений и кры-
шекзаправочных горловин.
Воздухоочистителидвигателей в условиях пыльных дорог обслужи-
ваютсяежедневно с промывкой фильтра и, принеобходимости,. с заме-
ной масла.
Всвязи с ограниченным количеством воды в пустынно-песчаной
местностимойку и очистку машин рекомендуется проводить с применени-
ем сжатоговоздуха и водовоздушной смеси. Расходвоздуха при обдуве
(давление5кгс/м) составляет 0,5 метра в минуту, а время на обработ-
ку одноймашины до 15 минут. Применение водовоздушной струи и специ-
альныхмоечных щеток с подводом сжатого воздуха значительно сокраща-
ет расходводы.
Солончаковуюпыль рекомендуется сдувать с поверхности машин
сжатымвоздухом, так как при смывании водой образуютсярастворы,
усиливающиекоррозию металлов. Необходимо тщательно удалятьпыль с
поверхностирадиатора и двигателя.
Следуеточищать от пыли отверстия сопунов агрегатов и вентиля-
ционныеотверстия аккумуляторных батарей. В условиях жаркого климата
через 2-3дня в аккумуляторных батареях проверяется уровень электро-
лита и при необходимости доводить его до нормы доливом дистиллиро-
ваннойводой.
Высокаятемпература и большая запыленность воздуха, плохие до-
рожныеусловия значительно снижают работоспособность водителей и эф-
фективеностьиспользования машин.
Температуравоздуха в кабине на уровне головы водителя может
достигать60 С. Сочетание высокой температуры, запыленности и низкой
влажностивоздуха в кабине, а также большая солнечная радиация и
разнообразиеместности вызывают быстрое утомление водителя и появле-
ниеголовной боли. Работоспособностьводителя снижается, кроме то-
го,. из-заплохих дорожных условий и плохой видимости, особенно, при
движении вколонне, вследствие большой запыленности воздуха. При со-
держаниипыли в воздухе 0,8...1г/м пределвидимости перед автомоби-
лемсоставляет 5...8м. Водители имеют мало времени для отдыха на
привалах, вследствии увеличенного объема работ поосмотру машин и
устранениюдорожных неисправностей и отказов.
В целяхповышения надежности работы и повышения эффективности
использования машин при эксплуатации в пустынно-песчаной местности
ониоборудуются средствами защиты агрегатов и механизмов от пыли и
средствамиповышения проходимости.
Дляпредупреждения попадания пылирекомендуется закрывать спе-
циальноизготовленными чехлами из плотной ткани распределитель зажи-
гания,шарниры карданных валов, сочленения рулевых тяг, шаровые опо-
ры переднихмостов, сетчатым фильтром — тормознойкран пневматичес-
когопривода тормозов, корпусбензонасоса, аккумуляторную батарею,
салоныагрегатов и др.
Машиныукомплектовываются укрывочными брезентами для защиты
груза отпыли, подкладками под домкрат, емкостями под умягченную во-
ду для системы охлаждения автомобилей и питьевуюводу. Системы ох-
лаждения автомобилеймогут оборудоваться конденсационными бочками.
Дляповышения проходимости в пескахавтомобили оснащаются колейными
дорожкамииз металлической сетки, противобуксаторами, самовытаскива-
телями,а гусеничные машины — бревнами скомплектом цепей для креп-
лениябревен к гусеницам.Для предотвращения перегревадвигателя следует:
· поддерживать требуемый уровеньохлаждающей жидкости;
· увеличивать давление открытия парового клапана на0,2-0,3 кгс/см;
· перед каждым выходомконтролировать натяжение ремней вентиля-
торов илимомент пробуксовки фрикциона вентилятора на танках.
Вкачестве подтверждения вышесказанного можно привести, как
пример,операцию «Буря в пустыне».
Пустыннаяместность Аравийского полуострова срайонами зыбучих
песков иобширных солончаков, пересеченная сухимируслами и оврага-
ми,явилась серьезным препятствием для действий сухопутных группи-
ровокмногонациональных сил (МНС).
Так, в результате высоких температур и сильной запыленности
воздуха, в 1,5-2 раза увеличился расход ГСМ, а такжезапасных комп-
лектоврасходных средств и воды. Участилисьслучаи преждевременного
выхода изстроя двигателей, навигационного и другого электронного
оборудованиятехники.
Из-заинтенсивного воздействия песка, пыли и высоких температур
отмечалисьчастые отказы и выход из строя различных приборов и уз-
лов. Этовызвало значительное сокращение интервалов между регламент-
нымиработами на всех видах техники. Выявились также и конструктив-
ныенедостатки образцов вооружения.
При ведении наступления и движений колонн учитывались такие
факторы,как песчаная мгла, миражи, ослепляющий эффект, пылевые заве-
сы.Например, при движении даже одиночной гусеничной машины создает-
сянепроницаемая пылевая завеса, которая вбезветренную погоду дос-
тигаетвысоты 300-500м и держится 20-30 минут. Для снижения ее отри-
цательноговлияния на маневры войск, командованиеМНС практиковало
передвижениемеханизированных подразделений не колоннами, а в линию
или уступомвправо (влево).
_Вождениев пустынно-песчаной местности
Пустыни посвоим природным условиям неодинаковы. В зависимости-
от грунтовразличают песчаные, солончаковые и глинистые пустыни.
Песчаныепустыни наиболее распространенные. Большую часть их
занимаютподвижные незакрепленные барханы и дюны, слабо закрепленные
(бугристые)и закрепленные (грунтовые) пески. В сухое время года
барханыи бугристые пески труднопроходимы. Зимой, весной и после
дождейпески уплотняются и проходимость по ним увеличивается.
Внизинах пустынно-песчаной местности встречаются солончаки и
такыры,которые проходимы для всех видов техники только в сухое вре-
мя года, вдругое время они непроходимы, особенно в период дождей.
Пустынно-песчанаяместность характеризуется ограниченным коли-
чествомводных источников и плохим качеством воды, которая не может
бытьиспользована без предварительной очистки. Каналы, системы ис-
кусственногоорошения имеют крутые берега и труднопреодолимы без
предварительнойподготовки.
Климатпустынно-песчаной местности резко континентальный. Летом
температуравоздуха достигает 50 , а грунта — 70С. Сильные ветры
(до15-20м/с и более), достигающие силыурагана, и малое количество
осадковобуславливают большую запыленность воздуха. Встречаются и
явлениямиража.
Движениемашин по пустынно-песчаной местности характеризуется
недостаточнымсцеплением гусениц (колес) с грунтом, вследствие чего
показанияспидометров на 10-15% превышаютдействительно пройденное
растояние.Высокая температура воздуха и сильныйнагрев металличес-
кихповерхностей машин затрудняют работу водителей.
Привождении машин в пустынно-песчаной местности кроме соблюде-
ния общихправил, изложенных в инструкциях по эксплуатации, водитель
долженвыполнять следующие правила:
· проверить устойчивость работыдвигателя на всех режимах и
герметичностьсистемы питания;
· убедиться в исмправнойцентрализованной системы регулирования
давлениявоздуха в шинах;
· проверить наличие иисправность средств повышения проходимос-
ти машин попеску, а также колейных мостиков для преодоления арыков,
окопов итраншей;
· проверить исправность запасного колеса, домкрата иналичие
подкладкипод него;
· проверить состояние сапуновкартера, агрегатов, трансмиссии и
пылезащитныхчехлов;
· пополнить запас питьевойкипяченой воды;
· получить брезент для укрытиямашин (при наличии);
· перед длительным рейсом получить запасдистиллированной воды
для доливкив аккумуляторы и медицинскую аптечку (при наличии).
Дляпредупреждения перегрева двигателянеобходимо чаще очищать
водяной имасляный радиаторы от пыли и масла. Пыльудалается после
каждоговыхода независимо от пройденных километров.
В системеохлаждения необходимо систематически проверять регу-
лировкупаровоздушного клапана, а на некоторыхгусеничных машинах и
моментпробуксовки фрикциона вентилятора.
Особоевнимание при подготовке машин к вождению обращять на
обслуживаниерадиаторов. Систему охлаждения нужнозаправляить очи-
щенной(желательно кипяченой) водой сдобавлением в нее противокор-
розийнойприсадки.
Вусловиях сильной запыленностивоздухоочистители следует про-
мывать попотребености, как правило, чаще, чем обычно.
Придвижении колесных машин по песчаной местности для улучшения
проходимостидавление в шинах понижается до 1,5-0,75 кгс/см в зави-
симости отплотности песка и условий движения.
Привождении машин в пустынно-песчаной местности необходимо
учитыватьследующие особенности:
· возможность буксированиямашин при значительном погружении
гусениц(колес) в грунт вследствие пониженноно(в 2-2,5 раза) сцеп-
ления напесках и солончаках;
· увеличения сопротивления движению в 1,5-2 раза по зыбучим
пескамособенно при трогании с места;
· высокая температура окружающей среды летомобуславливает по-
вышенныйтепловой режим работы двигателя и других агрегатов машин;
· трудность ориентирования ввидуоднообразия местности, большой
запыленностивоздуха, отсутствие ориентиров;
· снижение запаса хода машин погусеницам с механическим шарни-
ром в 1,5-2раза при движении по барханам и зыбучим пескам.
Троганиемашины с места на песчаном грунте нужноначинать на
низшихпередачах, плавно, при необходимостииспользуя рычаги управ-
ления;первое положение ПМП замедленной передачи на гусеничных маши-
нах ираздаточной коробки на колесных машинах.
На песчаномгрунте быстро теряется инерция, поэтомудля перек-
люченияпередач выбирать ровные участки с твердым грунтом, использо-
вать уклоныи спуски с барханов.
Привождении по такой местности выбирать для движения по возмо-
женостировные участки с растительнымпокровом. В песках двигаться
помежгрядовым понижениям, перемычкипересекать в более низких мес-
та.Солончаки, мокрые такыры и глинистыеучастки по возможности об-
ходить илипреодолевать их после разведки, используя средства повы-
шенияпроходимости.
Подсохшиесолончаки и такыры с крепкой верхней коркой преодале-
ватьпо краю на максимальной скорости безповоротов, остановок и
резкогоизменения скорости движения.
Понезакрепленным пескам, мокрому такыру и солончакам двигаться
прямолинейно,избегая резкого изменения скорости движения и торможе-
ния.Если двигатель не развивает необходимой мощности, перейти на
низшуюпередачу или перевести рычаги управления в промежуточное по-
ложение, ана машинах с ПМП — в первое положение, включить замедлен-
нуюпередачу (на гусеничной машине) и продолжить движение до набора
двигателемэксплуатационных оборотов, после чего вернуть их в исход-
ноеположение.
Прибуксовании колес (гусениц) остановить машину, расчистить
песок иподложить под колеса (гусеницы) доски, маты или другие под-
ручныематериалы.
Призарывании тягача с артиллерийским орудием или прицепом в
песокорудие (прицеп) отцепить, тягач вывести на более плотный грунт
и с помощьюлебедки перетащить орудие (прицеп) через труднопроходи-
мое место.
Придлительной работе гусеничных машин на песчаной местности
использовать шпоры (грунтозацепы) и уширители гусениц. Разъезд со
встречнымимашинами выполнять на малой скорости.
Вдождливую погоду или после дождя передпреодолением солонча-
ковыхучастков надеть цепи противоскольжения и двигаться с повышен-
нойскоростью, не сворачивая с колеи. При полной потере видимости
остановитьмашину и продолжать движение после достаточной видимости.
Дляповоротов на песчаном грунте рекомендуется использовать вы-
пуклости,неровности, когда с грунтомсоприкосается не вся опорная
поверхностьгусеницы, а только ее середина. Повороты производить в
несколькоприемов (ступенчато), многократнымторможением гусеницы.
Послекаждого притормаживания продвигатьмашину вперед не менее чем
на половинудлины корпуса.
Высокиебарханы преодалевать по выпуклой сторонена низких пе-
редачах безостановки, направляя машину под прямымуглом к вершине
бархана иизбегая разбитой калеи. Перед спуском сбархана, имеющего
крутизнуската более 30 , на машинах с башнейнеобходимо развернуть
ее пушкойназад.
Маневрироватьнеобходимо таким образом, чтобы не допускать
застреванияпри крутом повороте на сыпучем песке, при движении с
креном побархану, в узкой выемке при крутом поворотена солончаке
или мокромтакыре.
Резкийповорот машины на песчаном грунте вызывает перегрузку
двигателя исиловой передачи. Это создает опасность повреждения бор-
товойпередачи, опорных катков и траков гусеничных машин или ведущих
мостову колесных машин. Дальнейшее движение возможно только после
очисткигусениц (колес) от песка.
Движение покосогору бархана даже с малым углом наклона вызыва-
етсползание машины и зарывание гусениц (колес), вследствии чего
возможенразрыв гусениц, разрушение бортовых передач (ведущих мос-
тов). Вэтом случае следует очистить гусеницы (колеса) и в случае
буксованияприбегнуть к помощи тягача.
Узкиевыемки преодалеваются с использованием инерции машины.
Колесныемашины должны их обходить по возможности или пропустить
междуколес.
Крутой ирезкий поворот на солончаке (мокром такыре) приводит к
разрушениюверхней корки, и машина может сесть на днище (мосты). При
такомзастревании необходимо попытаться выйти задним ходом. Если гу-
сеницы(колеса) пробуксовывают, то машина эвакуируется с помощью
средствсамовытаскивания, тягача или лебедки.
Придвижении колонны в условиях сильной запыленности дистанция
междумашинами увеличивается, включаются габаритные фонари, при этом
водительсзади идущей машины должен держаться края пылевого облака и
двигатьсяуступом.
В частичнозакрепленных или неглубоких сыпучих песках двигаться
по однойкалее. По глубине погружения гусениц (колес) впереди идущей
машинынужно оценивать твердость грунта и выбрать место для переклю-
ченияпередач и поворотов.
Припреодолении барханов в составе подразделений необходимо
следить засостоянием колеи. После прохода нескольких машин она раз-
бивается, ипоэтому следующая машина должна двигаться правее или ле-
веепрошедших на 1-3 метра.
Движение посолончаку или мокрому такыру по одной колее не до-
пускается.На привалах и остановкахвыполнить следующее:
· продуть сжатым воздухомрадиатор и двигатель;
· проверить исправностьпылезащитных чехлов;
· протереть стекла и внутренниеповерхности кабины от пыли;
· проверить уровень и принеобходимости долить дистиллированную
воду ваккумуляторы;
· при длительной остановке поуказанию командира укрыть машину
брезентом.
Послезавершения марша (рейса) выполнить ежедневное техническое
обслуживаниеили по указанию командира очередноетехническое обслу-
живание N 1или N 2 и подготовить машину к выполнению последующей
задачи.
_Заключение
Такимобразом правильная и технически грамотная организация
эксплуатацииавтомобильной техники является составной частью авто-
техническогообеспечения войск, имеет цельюобеспечить успешное вы-
полнениепоставленных задач по охране Государственной границы и сох-
ранить приэтом машины в постоянной исправности и готовности к даль-
нейшимдействиям. В процессе эксплуатациинеобходимо строго поддер-
живатьустановленный уровень готовности и надежности автомобильной
техники.
Особоезначение это требование приобретает в условиях боевой
деятельностивойск, когда напряжение в работе машинрезко возраста-
ет, а условиядля обслуживания и ухода за машинами осложняются. Ор-
ганизацияэксплуатации автомобильной техники предполагает разработку
иосуществление комплекса мероприятий по обеспечению надежной работы
исохранению машин с момента поступления в подразделение до выхода в
плановыйремонт или списание по амортизационному износу.
Эксплуатацияавтомобильной техники включает в себя вопросы эф-
фективногоиспользования машин по прямому назначанию в различных до-
рожных иклиматических условиях и в условиях боевой деятельности
войск,технического обслуживания, хранения и транспортировки.
Знаниеоснов организации правильной эксплуатации автомобильной
техникиявляется необходимым условием успешноговыполнения задач по
охранеГосударственной границы решаемых автомобильной службой погра-
ничныхвойск.
Из этоговытекает, что офицеры пограничной заставы должны знать
и уметьправильно организовать эксплуатацию автомобильной техники.
.
· 18 -
_Приложение
Схема N 1:Содержание пыли в воздухе (g) в зависимости от места
автомобиляв колонне (а) и дистанции (N) между авто-
мобилями(б) при = 13-16км/ч
1 — дистанция 20-25м; 2 — дистанция 40-45м;
3 — третий автомобиль; 4 — пятый автомобиль
.
· 19 -
Схема N 2:Значение коэффициента избытка воздуха в процентах
дляразличных температур воздуха и топлива.Температура топлива: 1 — 20 С;2 — 40 С;
3 — 60 С; 4 — 80 С
Схема N 3:Изменение толщины слоя накипи / h/ и теплопередачи
/Qр/радиатора автомобиля ЗИЛ-130 при эксплуатации
в зонеКаракумского канала
.
· 20 -
_Используемаялитература:
1. Федеральный закон «О Государственной границеРФ»
(сизменениями и дополнениями на 10.08.94г.)
2. «Эксплуатация автомобильной и бронетанковойтехники на пог-
раничнойзаставе (в пограничной комендатуре), М.,1987г.
3. «Эксплуатация автомобильной техники в сложныхусловиях»,М.,1984г., Воениздат
4. «Эксплуатация армейскихмашин», М.,19789г., Воениздат
5. «Бронетанковаятехники, эксплуатация», учебник, М.,1974г.,Воениздат
6. «Зарубежное военное обозрение»,N 10,1994г.
7. «Руководство по правилам вождения боевыхмашин»,
М.,1984г., Воениздат