РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ.
До середины 19 в. все перевозки в Россииосуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортнымиартериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская,Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большоезначение имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России.Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом .
Первые железные дороги в России появилисьна горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванскомзаводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра сконной тягой. В 1834 г.на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построилижелезную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования вРоссии была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км., соединявшая с 1387 г. Петербург с ЦарскимСелом и Павловском.
В первый период железнодорожногостроительства в России строились прежде всего дороги, обеспечивавшиестратегические интересы Российской империи и интересы государственногоуправления. В 1843-1851 гг. были построены крупнейшие в Европе двух путные железныедороги Петербург-Москва и Петербург-Псков-Варшава-Вена, соединявшие главныйцентр торговли и промышленности страны -Московский район с Петербургскимморским портом, а столичный Петербургский район с сетью железных дорог ЗападнойЕвропы.
Во второй период строительства(середина 60-х годов-80-е годы XIX в.) были обеспечены связи Москвы с еёсырьевыми и продовольственными базами и основных хлебопроизводящих районовРоссии с морскими портами. Железная дорога Москва — Нижний Новгород соединила Москвус главной речной магистралью — Волгой, а через неё и с более отдаленнымирайонами России. Линии Москва-Рязань-Воронеж-Зверово, Козлов -Тамбов-Саратов,Москва -Тула -Орел -Курск -Харьков, продолженные затем до Севастополя,Ростова-на-Дону и Владикавказа связывали старую столицу России с Черноземнымцентром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и Северным Кавказом. Во втором периодестроительства были заложены основы железнодорожной сети европейской частиРоссии, напоминающей паутину, исходящую из одного центра — Москвы. Важнымдостижением был также выход железных дорог к Волге, Балтийскому и Черномуморям. К началу 90-х годов XIX в. сеть железных дорог России состовляла около30 тыс.км.
Специализация Средней Азии на хлопкепотребовала завоза сюда в большом количестве хлеба. В связи с этим Закаспийскаядорога была проложена до Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога быласоединена с Оренбургом и тем самым была установлена прямая связь Средней Азии ссетью железных дорог.
В годы первой мировой войны для вывозаиз внутренних районов Сибири были построены линии Новосибирск — Барнаул — Семипалатинск и Плетаево-Троицк-Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежнымистранами в обход Балтийского моря, выходы из которого были блокированыГерманией, срочно строилась дорога Волхов-Петрозаводск-Мурманск.
Наиболее крупным недостатком железныхдорог России была техническая неполноценность, а также мощность составов ивысокие цены за перевозки. Тем не менее в 1913 г. грузооборот былбольше речного транспорта в 6 раз.
В результате революции всесредства транспорта, в том числе и железная дорога, были национализированы, истал возможен плановый подход к их развитию в целях полного удовлетворенияпотребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Былутвержден план ГОЭЛРО, по которому предусматривалось создать 4 магистралиКривой Рог — Донбасс — Царицын, Москва-Донбасс — Мариуполь, Москва — Петроград,Москва — Енисей. Они должны были быть двух путными, электрифицированными, сповышенной скоростью движения и большим весом поездов.
Крупное железнодорожное строительствои реконструкция были осуществлены попервому 5-летниму плану СССР при сооружении Урало-Кузнецкого комбината.Создание Урало-Кузнецкого комбината потребовало строительства новых железныхдорог: Золотая Сопка — Карталы -Магнитогорск, Карталы — Орск, Свердловск — Курган, Новосибирск — Инская — Белово — Новокузнецк. Эти дороги наряду с другими обеспечивали продвижение мощныхпотоков угля на Урал, а в обратном направлении — железные руды.
Перед началом войны ВеликойОтечественной войны длина железных дорог СССР превышала 100 тыс.км. Тяжелаяпромышленность позволила осуществить техническое перевооружение железных дорог, обеспечилапоставку рельс, локомотивов и др.
В годы войны были построены новые путина Севере, в Поволжье, Казахстане и на Кавказе длиной 6,7 тыс.км.
В период войны железным дорогам былнанесен громадный ущерб. На начало 1943 г. эксплуатационная длина ж.д. уменьшилась на 40%, а техники — на 20%.
В послевоенные годы началосьвосстановление железнодорожных путей, а также строение новых. СтроительствоЮжно-Сибирской и Среднесибирской магистралей с рядом ответвлений обеспечивалиосвоение в короткие сроки громадных массивов земли в Северном Казахстане.Проведение линии Тайшет — Братск — Усть-Кут позволилоначать строительство Братской ГЭС и приступить к освоению массивов Приангарья, Ангаро-Илимскогорудного бассейна и многих др. районов.
На севере европейской части СССР былипостроены в целях лесопромышленного освоения, например, Западно-Карельскаялиния или разработки месторождений руд — линии Мурманск-Печенга, Пинозеро-Ковдор и др.
Всего за советский период былопостроено свыше 65 тыс.км. новых железных дорог. Они сильно расширили главнуюполосу хозяйственного освоения нашей страны.