Министерствообразования
Российскойфедерации.
Тюменскийгосударственный нефтегазовый университет
Институттранспорта
Кафедра: Метрологии,стандартизации и сертификации
Реферат
Натему: «Сертификация».
Выполнил:
студентгр. _________
Relax.
Проверил:
Тюмень2001
Содержание
Стр.I. Основные понятия сертификации
3
II. Цели и принципы сертификации
4 2.1. Цели сертификации.
4 2.2. Принципы сертификации.
4
III. Обязательная и добровольная сертификация
5 3.1. Обязательная сертификация
5
3.2. Добровольная сертификация
6
IV. Участники обязательной сертификации
8
V. Правила и документы по проведению работ в области сертификации
10
5.1. Правила сертификации
10
5.2. Нормативная база сертификации
11
Список использованной литературы
14
I. Основные понятия сертификации
К объектам сертификации относятсяпродукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В сертификации продукции, услуг и иныхобъектов (далее — продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.
Третьясторона —лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон врассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).
Участвующие стороны представляют, какправило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).
Сертификация может иметь обязательный идобровольный характер.
Перечни продукции, подлежащей обязательнойсертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Сертификацияпродукции (далее — сертификация) — процедураподтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя(продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет вписьменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (ЗаконРФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от31.07.98)).
Системасертификации— совокупность участников сертификации, осуществляющихсертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведениюсертификации в Российской Федерации).
Системы сертификации формируются нанациональном (федеральном), региональном и международном уровнях.
В нашей стране системы сертификациисоздаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительнойвласти — Госстандартом России, Министерством здравоохранения РФ,Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.
В дальнейшем изложение темы будетосновано преимущественно на примере системы сертификации, возглавляемой ГосстандартомРоссии «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает товары народногопотребления и услуги (работы) населению.
Сертификат соответствия(далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации дляподтверждения соответствия сертифицированной продукции установленнымтребованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
Декларация осоответствии— документ, в котором изготовитель (продавец,исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукциясоответствует установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции иуслуг»).
Таким образом, подтверждениесоответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации осоответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтвержденодекларацией о соответствии, утверждаются постановлением ПравительстваРоссийской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравнес сертификатом.
Знак соответствия —зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам даннойсистемы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукцииустановленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
II.Цели и принципы сертификации
2.1. Цели сертификации.
Сертификация направлена на достижениеследующих целей:
содействие потребителям в компетентном выборе продукции(услуги);
защита потребителя от недобросовестности изготовителя(продавца, исполнителя);
контроль безопасности продукции (услуги,работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
подтверждение показателей качествапродукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
создание условий для деятельностиорганизаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также дляучастия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве имеждународной торговле.
Следующий пример свидетельствует о высоком социально-экономическомэффекте сертификации: отказ в сертификации и запрет реализации на рынке 100 т.бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей;затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-заотсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.
2.2. Принципы сертификации.
При проведении сертификации необходиморуководствоваться следующими принципами.
1. Законодательнаяоснова сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ«О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и другихнормативных актах.)
2. Открытостьсистемы сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия,учреждения, организации независимо от форм собственности (в том числе другихстран), признающие и выполняющие ее правила.)
3. Гармонизацияправил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами.(Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствияза рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными инациональными системами сертификации других стран.)
4. Открытость изакрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информированиевсех ее участников — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, атакже всех других заинтересованных сторон — общественных организаций,предприятий, отдельных лиц — о правилах и результатах сертификации. С другойстороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации,составляющей коммерческую тайну.)
III. Обязательная и добровольнаясертификация
В соответствии с законодательствомсертификация может иметьобязательный и добровольный характер.
3.1.Обязательная сертификация
Обязательнаясертификация — подтверждение уполномоченным на тоорганом соответствия продукции обязательным требованиям, установленнымзаконодательством.
Обязательная сертификация является формой государственногоконтроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определеннымиобязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материальногохарактера. Поэтому она может осуществлятьсялишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами инормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательнойсертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».
Всоответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров(работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаютсяПравительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится вдействие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг(работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерациипредусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура...» —это детализированный «Перечень...». Если «Перечень...» представлен классамисоответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП,по услугам ОК 002—93 — ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — видамипродукции (услуг) с шестиразрядным кодом. Если «Перечни...» включают объекты,как подвергаемые в настоящее время, так и намечаемые в перспективе дляобязательной сертификации, то «Номенклатура...» включает только объекты,подвергаемые в настоящее время обязательной сертификации.
Приобязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования,которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательнойсертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ«Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары,радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателямэнергоэффективности.
При обязательной сертификациидействие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется навсей территории РФ.
Организация и проведение работ пообязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральныйорган исполнительной власти в области сертификации —Госстандарт России, а вслучаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельныхвидов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтомув России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самаяпредставительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р,образованная и возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системыдействуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции ипродовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров легкой промышленности идр.) и однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуггостиниц и др.).
3.2.Добровольная сертификация
Добровольнаясертификация проводится в соответствии с Законом РФ «Осертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей,продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг)требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов,определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится наусловиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольнаясертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не можетзаменить обязательную сертификацию такой продукции.
Тем не менее по продукции, прошедшейобязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификациитребования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст можетбыть проверена эффективность ихдействия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличиеблагоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласнорекламным проспектам) оказывают на человека.
На 1 января 2000 г. в России былозарегистрировано 104 системы добровольной сертификации.
Примерами систем добровольной сертификациимогут быть:
Система стоимостной оценки автотранспортныхсредств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;
Система сертификации экологическогоагропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;
Система сертификациисанаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификацииЦентрального региона (ЦСЦР).
Сравнительнаяхарактеристика обязательной и добровольной сертификации представлена в табл.1.
Таблица1.
ВРоссии в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом —добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольнойсертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как,повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю местона рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартам Франции«NF».По ее результатам продукция маркируется знаком NF. Продукция, не маркированнаяэтим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукциифранцузских фирм проходит через добровольную сертификацию.
ВРоссии кровно заинтересованы в добровольной сертификации продукции лишьроссийские экспортеры. По мере ужесточения конкуренции на рынке будетвозрастать потребность в добровольной сертификации.
IV. Участники обязательнойсертификации
Участниками сертификации являются изготовители продукциии исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо втораясторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы посертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченныефедеральные органы исполнительной власти.
Основные участники — заявители, органы по сертификации(далее — ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуресертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.
Изготовители(продавцы, исполнители)припроведении сертификации обязаны:
реализовывать продукцию, исполнять услугутолько при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным нато органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);
обеспечивать соответствие реализуемойпродукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована,и маркирование ее знаком соответствия;
указывать в сопроводительной техническойдокументации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которымона должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации допотребителя (покупателя, заказчика);
обеспечивать беспрепятственное выполнениесвоих полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющимиконтроль за сертифицированной продукцией (услугой);
приостанавливать или прекращать реализацию продукции(предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;
после истечения срока действия сертификата; в случаеприостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действиядекларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службыпродукции;
извещать ОС о тех изменениях, которыевлияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
Органпо сертификации выполняет следующие функции:
сертифицирует продукцию (услуги), выдаетсертификат и лицензии на применение знака соответствия;
осуществляет инспекционный контроль засертифицированной продукцией (услугой);
приостанавливает либо отменяет действиевыданных им сертификатов;
представляет заявителю необходимуюинформацию.
ОС несет ответственность за обоснованностьи правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованныеиспытательные лаборатории (ИЛ) осуществляютиспытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколыиспытании для целей сертификации.
ИЛ несет ответственность за соответствиепроведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверностьи объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован какИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известнадеятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Москва».
Для организации и координации работ всистемах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации(ЦОС).
Например, Департамент маркетингапотребительского рынка Министерства торговли Российской Федерации выполняетфункции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОСв системе сертификации систем качества и производства выполняет Техническийцентр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России.Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требованийгосударственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИсертификации.
В обязанности ЦОС входит:
организация, координация работы иустановление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;
рассмотрение апелляций заявителей по поводудействия ОС, ИЛ (центров).
Специальноуполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации(в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:
формирует и реализует государственнуюполитику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации попроведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовываетофициальную информацию о них;
проводит государственную регистрацию системсертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
опубликовываетофициальную информацию о действующих в Российской Федерации системахсертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке вмеждународные (региональные) организации по сертификации; готовит вустановленном порядке предложения о присоединении к международным(региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядкезаключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимномпризнании результатов сертификации;
представляетв установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных)организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерациипо сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.
Главным участником работ по сертификацииявляется эксперт — лицо, аттестованное на правопроведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний,опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность идостоверность решения о возможности выдачи сертификата.
Вработах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительнойвласти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляеткоординацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило,проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системысертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.
Всоответствии с соглашением федеральный орган может:
1)проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующихсертификатов и знаков соответствия;
2)входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ееправилами.
V.Правила и документы по проведению работ в области сертификации
5.1. Правиласертификации
1. В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности, если они не являютсяизготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями)сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленномпорядке и наличии лицензии на проведение работ по сертификации.
2. Аккредитацию ОС и ИЛ организует иосуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти впределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило,комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.
3. Если в системе аккредитации несколькоОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификациюв любом из них.
4. Сертификацияотечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
5. Сертификаты и аттестаты аккредитации всистемах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации вГосударственном реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции(группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах,содержащих правила и рекомендации по сертификации.
6. Официальным языком является русский. Вседокументы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляютсяна русском языке.
7. Привозникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификациизаинтересованная сторона может подавать апелляцию в ОС, ЦОС, ГосстандартРоссии, другие федеральные органы, проводящие работы по сертификации. Указанныеорганы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ посертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов иаттестатов аккредитации.
8. Сертификацияпроводится по схемам, установленным системами сертификации однороднойпродукции или группы услуг.
Организационно-методическаябаза сертификации представлена на рис. 1.
Рис. 1.Организационно-методическая база сертификации.
5.2.Нормативная база сертификации
В основу работ по сертификации положена разветвленнаяиерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носятобязательный характер.
1.Законодательные акты Российской Федерации.
Этагруппа документов представлена вЗаконах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей». Всоответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретныхобъектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральныеорганы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этихобъектов, создаются соответствующие системы сертификации, устанавливаютсяперечни объектов обязательной сертификации.
2. Подзаконные акты — постановленияПравительства РФ.
Они вводят в действие перечни продукции, услуги другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросысертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ иуслуг.
3. Основополагающиеорганизационно-методические документы (рис. 1).
Документыэтой группы определяют требования к организации работ по сертификации,участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферыдействия, следует выделить документы двух уровней:
документы,действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системысертификации;
документы,созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамкахконкретных систем.
4.Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретныеоднородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.
Например, в Системе сертификации ГОСТ Рдействуют следующие документы: Правила проведения сертификации пищевыхпродуктов и продовольственного сырья, «Услуги транспортные. Пассажирскиеперевозки» и пр.
5. Классификаторы, перечни иноменклатуры.
Вработах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции»(ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода;«Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификациис помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор«Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» дляобозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортнойпродукции и пр.
Цельюприменения перечней являетсяобеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукциии услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше,перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждаетсяПравительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательнойсертификации, действует документ, разработанный Госстандартом иГосударственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих ихподтверждения при ввозе на территорию РФ». На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартомсовместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации,которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями оразвернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которыхосуществляется сертификация.
С1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции(товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией осоответствии».
6. Рекомендательные документы.
Развивают и конкретизируют вопросыорганизации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации сцелью повышения эффективности работы специалистов.
7. Справочные информационныематериалы.
Содержатрасширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (опродукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие отвышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляютфактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту,касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, мож