Калининградский государственный технический университет
Кафедра промышленного рыболовства
ЛОВ РЫБЫ СНЮРРЕВОДОМ
Курсовая работа
Исполнитель:
… .
студентка
гр. ….___________________
Научный руководитель:
….
кандидат филол. наук, доцент
__________________________
Калининград
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1 СНЮРРЕВОД КАК ДОННЫЙ ВИД ЛОВА РЫБЫ………………………………….….…3
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СНЮРРЕВОДНОГО ЛОВА…………………….……4
3 СХЕМА РАБОТЫ СО СНЮРРЕВОДОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СУДНАХ………...5
4 СНЮРРЕВОД НА ФОНЕ ДРУГИХ МЕТОДОВ ПРОМЫСЛА…………………………11
5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ПРОМЫСЛА СНЮРРЕВОДОМ……………………………………………………………...12
6 ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЛОВИСТОСТИ СНЮРРЕВОДА…………….…………………...…..14
7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….……………………17
8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………….…18
СНЮРРЕВОД КАК ДОННЫЙ ВИД ЛОВА РЫБЫ
Снюрревод представляет собой сетное отцеживающее, буксируемое орудие лова неводного типа. Снюрреводы, или донные подвижные невода, по принципу лова занимают промежуточное положение между обкидными неводами и тралирующими орудиями лова, так как имеет место как процесс невожения (сбивка урезов), так и процесс траления (буксировка) невода. Снюрревод состоит из собственно снюрревода — сетного мешка с крыльями, оснащенного плавом и загрузкой, и урезов — длинных канатов, соединяющих снюрревод с судном. Их длина в десятки раз превышает длину снюрревода. Суть лова снюр-реводом состоит в том, что урезами охватывается максимально возможная площадь дна водоема, затем урезы с определенной скоростью (зависящей в первую очередь от скорости реакции и движения облавливаемых гидробионтов) сближаются друг с другом, концентрируя рыбу, и по образовавшейся области с повышенным содержанием объектов лова протягивается сетной мешок.
Снюрреводный лов имеет большое значение в промышленном рыболовстве и является основным для судов малого и среднетоннажного флота в прибрежной зоне Камчатки. В целом, доля вылова рыбы снюрреводами на Камчатке составляет от 12 до 26% всей добываемой рыбы, а без учета вылова минтая и сельди достигает 50% . Количество судов, работающих снюрреводами в водах Камчатки, составляет, в среднем, 29%. При такой распространенности снюрреводно-го лова на Камчатке научно-исследовательские работы, связанные с учетным ловом и прогнозом ОДУ, не могут осуществляться при отсутствии сведений о коэффициенте уловистости снюрревода, как в целом, так и по отдельным видам гидробионтов. Отсутствует и переводной коэффициент к стандартному донному тралу 27,1 м, которым осуществляют донные траловые съемки в настоящее время.
В связи с этим, целью нашей работы являлось определение относительной уловистости снюрре-вода 90/23,4 м с урезами длиной по 1500 м к донному тралу 27,1 м, как в целом, так и по отдельным видам гидробионтов, а также оценка абсолютной уловистости снюрревода.
/>
схема замета рыбы снюрреводом
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СНЮРРЕВОДНОГО ЛОВА
Донные невода издавна применялись для лова рыбы в озерах северо-запада нашей страны под названием «мутник». Затем мутники стали применять на побережье Балтийского моря, особенно в Дании. Датчане относят появление донного невода к 1848 г., они и назвали мутники снюрреводами.
Широкое распространение этот вид лова нашел в Японии и Корее, где снюрреводы называли буксируемыми или тяговыми неводами. Этот тип орудия лова упоминается в классификации орудий лова, принятой в 1889 г. Министерством «Землесов» Японии, в группе орудий типа «Хики-ами» или закидных неводов, под названием «Тегура-ами». Отличительной особенностью этих неводов являлось наличие по концам крыльев длинных веревок, с помощью которых невода притягивались к берегу или судну, а рыба загонялась в мешочную часть.
Т.М. Борисов утверждает, что в основу конструкции дальневосточных неводов первоначально был положен корейский придонный невод «Хорчиге», работу которого он наблюдал в Уссурийском заливе в 1922 г.
Ряд авторов относят появление снюрреводно-го лова на российском Дальнем Востоке к середине 20-х годов прошлого столетия. Вместе с тем, в водах Приморья начало освоения
снюрреводного лова относят к 1930 г., а широкое его распространение — только к началу 40-х годов когда, с исчезновением сардины, на снюрреводный лов были переведены суда, использовавшиеся ранее для лова рыбы кошельковыми неводами. Снюрреводный промысел первоначально применялся на промысле донных видов рыб в Южном Приморье, а затем получил распространение на Сахалине.
Первый опытный лов камбал снюрреводом относят к 1948 г. — в Кроноцком заливе с исследовательского судна «Вилюй» Камчатского отделения ТИНРО.
В промышленных масштабах снюрреводный лов на Камчатке ведется, начиная с 1952 г., с судов типа РБ-80 и МРС-80. Суда этого типа начали поступать на Камчатку в 1950–1951 гг. Первоначально они были задействованы на удебно-ярус-ном лове трески и кошельковом лове терпуга. В 1951 г. судно типа МРС-80 впервые использовалось для кошелькового лова терпуга в Авачинском заливе, вылов составил 500 тонн. Однако снюрревод-ный лов донных видов рыб оказался более эффективным, и уже в 1955 г. годовой вылов рыбы снюр-реводами составил более 30 тыс. тонн, а количество судов типа РБ-80 и МРС-80, задействованных на снюрреводном лове, составило порядка 100 едениц.
В 1956 г. снюрреводами на Камчатке было выловлено уже более 70 тыс. тонн камбалы, трески и наваги. Столь бурному развитию снюрреводного лова способствовала простота промыслового устройства, необходимого для работы со снюрреводом. Оно состояло из сейнерной лебедки с двумя фрикционными барабанами (турачки), грузовой стрелы и бортовых или кормовых мальгогеров. С помощью турачек обеспечивалась выборка урезов, турачек и грузовой стрелы — выборка снюрревода и выливка улова, маль-гогеры служили для направления урезов на турач-ки в процессе их выборки.
Таким образом, начиная с середины пятидесятых годов прошлого столетия, снюрреводный лов донных видов рыб становится ведущим в прибрежном рыболовстве Камчатки. Инициаторами его внедрения по праву необходимо считать, наряду с рыбаками Петропавловской моторно-рыболовной станции и Жупановского рыбокомбината, ученых Камчатского отделения ТИНРО.
.
СХЕМА РАБОТЫ СО СНЮРРЕВОДОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СУДНАХ
Первоначально на судах типа РБ-80 и МРС-80 использовалась бортовая схема работы со снюр-реводами, при которой все основные операции выполнялись вручную. Выборка урезов производилась с помощью турачек с укладкой их на кормовой площадке. При такой схеме работы приходилось на время выборки стопорить ход судна, которое при этом становилось лагом к волне и подвергалось интенсивной бортовой качке. В условиях «свежей» погоды, а высота бортика площадки, где укладывались урезы, составляла всего 20–30 см, это представляло повышенную опасность для рыбаков. При общей длине урезов до 1000 м, через руки рыбака в течение рабочего дня проходило до 10–15 тыс. метров пенькового или манильского каната окружностью 75–115 мм.
В 1954–1955 гг. на судах типа МРС-80 и РБ-80 внедряется более прогрессивная промысловая схема выборки урезов с кормы и укладки их в трюм. Для этого сейнерная лебедка была развернута так, чтобы урезы проходили через мальгогеры, установленные на транце кормы. Для выборки урезов стали использовать специальные клиновидные диски, которые крепились к торцам турачек. Урезы после выборки по специальным желобам направлялись в трюм, где укладывались самопроизвольно. Эта схема была предложена И.И. Малякиным. Значение этого усовершенствования трудно переоценить. Достаточно отметить, что эта промысловая схема в общем продолжает использоваться до настоящего времени на судах малого класса (МРС-150, МРС-225, МРТК-300 и РС-300). Применение клиновидных дисков позволило увеличить скорость выборки урезов в два раза, а главное, в дальнейшем применить в качестве урезов более прочные и менее подверженные износу комбинированные канаты пенька-сталь типа «Геркулес», так как выбирать их с помощью турачек было невозможно. Применение кормовой схемы выборки урезов клиновидными дисками с укладкой их в трюм позволило резко снизить долю ручного труда и значительно повысить безопасность снюрреводного промысла. Экономия средств, только за счет использования комбинированных канатов вместо пеньковых, за один сезон по Петропавловской мо-торно-рыболовной станции составила более миллиона рублей .
С поступлением на вооружение рыбной промышленности расширяются и масштабы активного рыболовства. Наряду с траловым, кошельковым и дрифтерным ловом развивается и снюрреводный лов. Работы по расширению масштабов снюрреводного лова вновь активизируются в середине 60-х годов, когда под воздействием пресса промысла начали сокращаться запасы сельди в Беринговом море. Дополнительно к судам типа РБ-80 и МРС-80 на снюрреводный лов переориентируются суда типа РС-300. Появление на Камчатке судов типа РС-300 относится к 1957 году, и к 1959 их поступило уже более 20 единиц. Первоначально эти суда за-действуются на кошельковом и дрифтерном лове сельди и траловом лове камбалы (Сорокин, 1970).
Инициатором внедрения снюрреводного лова на судах типа РС-300 на Камчатке является также И.И. Малякин, который, обладая большим опытом работы на снюрреводном лове с судов типа МРС-80, успешно справляется с освоением нового вида лова и на судах РС-300. Руководимый им экипаж сейнера «Воросма» в 1966 году за 10 суток добыл 140 тонн камбалы снюрреводом. В 1967 году, с учетом этого опыта, Камчатским облры-бакколхозсоюзом организуется первая экспедиция для лова палтуса и трески снюрреводами с судов типа РС-300 в новом, тогда еще мало изученном, Наваринско-Анадырском районе. По данному району к этому времени была накоплена промысловая информация о работе иностранного флота, свидетельствующая о хорошей сырьевой базе, подтвержденная результатами работы отечественных судов в 1960 и 1961 гг. на ярусном лове и судов перспективной разведки. Несмотря на объективные трудности освоения нового вида промысла, экспедиция из пяти судов подтвердила перспективность данного мероприятия. Всего экспедиция проработала 34 дня, в ходе промысла были внесены некоторые усовершенствования в промысловую схему снюрреводного лова с судов РС-300 и в конструкции снюрреводов, а также обнаружены большие скопления трески. С этого времени Наваринско-Анадырский район становится постоянным для работы отечественного среднетоннажного флота на промысле трески. Привлечение судов типа РС-300, оборудованных для кошелькового лова, довнесло в промысловое устройство снюрревод-ного лова силовые блоки. В дальнейшем выборка и укладка снюрреводов на всех типах судов малого класса стали производиться силовыми блоками, что значительно улучшило технологию лова. Снюр-реводный лов признается наилучшим вариантом использования судов типа РС-300 в весенний и летний периоды, когда работа тралами становится неэффективной, а для работы кошельковыми неводами еще нет необходимых скоплений сельди.
В 1968 г. на Камчатку в гослов начали поступать суда нового типа — МРС-225 пр. 1322. Их назначением был лов рыбы кошельковым неводом, снюрреводом, ярусом, тралом по кормовой схеме, а в первом варианте — и сайры бортовой ловушкой на электросвет. Первоначально эти суда использовались на лове рыбы тралом, снюрреводом, кошельковым неводом, ярусом и дрифтерными сетями в Охотском море. В последующие годы, когда суда этого типа были переданы в рыболовецкие колхозы, они использовались в основном на снюрреводном лове на западном и восточном побережьях Камчатки с базированием в п. Усть-Камчатск и п. Октябрьский. Несмотря на хорошие промысловые качества в целом, судьба судов этого типа на Камчатке достаточно трагична. Обладая большой осадкой, они не могли использовать для укрытия во время штормов малые реки Камчатки, как МРС-80 или МРС-150, а большое водоизмещение не позволяло в осенне-зимний период вытаскивать их для отстоя на берег. Поэтому эти суда базировались (отстаивались) в двух основных реках — Большая и Камчатка, где в период экономического спада в начале 90-х годов и развала колхозов они были брошены, в результате чего у них были разморожены кингстоны, и они в основной массе затонули в период зимнего отстоя, а оставшиеся были разграблены.
Следующий тип судна для прибрежного рыболовства Камчатки, пришедший на смену РБ-80 и МРС-80, — МРС-150 пр. 1338К. Поступление судов этого типа на Камчатку началось в 1976–1977 годах. Основным назначением этого судна является прежде всего снюрреводный лов, а также обслуживание ставных неводов. Эти суда и в настоящее время остаются востребованными в прибрежном рыболовстве на Камчатке, обеспечивая эффективный промысел рыбы снюрреводами в прибрежье. В их промысловом устройстве, отличающемся простотой и высокой технологичностью, учтены все достижения в технологии снюрревод-ного лова, накопленные в Камчатском регионе, а высокие мореходные качества судов позволяют успешно эксплуатировать их в достаточно сложных условиях Камчатки.
В начале 90-х годов на Камчатку начали поступать суда типа МРТК-300 пр. 1328. Основное назначение судов этого типа — лов рыбы донным, близнецовым и разноглубинным тралами по кормовой схеме траления. Данные суда обладают хорошими мореходными и промысловыми качествами, что позволяет несколько увеличить период их эксплуатации в сложных условиях Камчатки, в отличие от судов типа МРС-150 и МРС-225, период эксплуатации которых, в общем случае, продолжается с 15 апреля по 15 октября по условиям зимней навигации. Опробовав на судах этого типа траловый и ярусный лов рыбы, рыбодобывающие компании переоборудовали их под снюрреводный лов. Промысловое устройство судов МРТК-300 дооборудуется клиновидными дисками, которые устанавливают на ребордах ваерных барабанов траловой лебедки, заделывается кормовой слип, в корме у портала со стороны левого борта устанавливается дополнительная грузовая стрела, на которой подвешивается силовой блок. Урезы укладываются самопроизвольно в специальные выгородки в грузовом трюме. На некоторых судах используют схему выборки урезов ваерными барабанами траловой лебедки, для чего штатная траловая лебедка ЛГТрС1-1 заменяется траловой лебедкой конструкции Дальтехрыбпрома, имеющей большую канатоемкость ваерных барабанов.
Япония традиционно издавна вела промысел в северной части Тихого океана с судов среднего класса, в том числе снюрреводами на шельфе Камчатки и Сахалина. Высокая техническая оснащенность японских судов позволяла вести снюр-реводный лов на значительно больших глубинах. При этом длина урезов составляет 4000–6000 м. Для ускорения цикла работы сбивка урезов производится ходом судна с одновременной их выборкой промысловыми механизмами. Буксировка и выборка в этом случае производятся на среднем и полном ходу. Естественно, что наши рыбаки также предпринимали попытки освоения снюрревод-ного лова с судов среднего класса. В 1966 г. на судах СРТ «Нера» промысловой разведки Саха-линрыбпрома, а в 1969 г. на СРТР «Лава» Управления тралового флота Сахалинрыбпрома, при участии М. Кисляка и других специалистов Сахалинского филиала Дальневосточного центрального экспериментального бюро промрыболовства, предпринимаются попытки освоения снюрреводного лова в водах Западного Сахалина. Для проведения исследований была специально разработана конструкция снюрревода, отличительной особенностью которой являлось увеличенное вертикальное раскрытие, что делало возможным облов не только камбалы, но и трески, минтая и других придонных видов рыб. По результатам этих работ было сделано заключение о нецелесообразности организации снюрреводного лова в водах Западного Сахалина со среднетоннажных судов, ввиду неудовлетворительного состояния сырьевой базы, а также из-за технических возможностей судов типа СРТ(Р)-300 (400). Закрытая корма на судах этого типа усложняла перевод урезов с кормы в район траловой лебедки и обратно.