Салаватскийиндустриальный колледж
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕИ ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА МОСТОВОГО КРАНА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
1806.15Д.14
Выполнил: Шашкин Д.А.
Руководитель проекта:Секрет
2002
Содержание
Стр.
3
Введение
5 тового крана.
10
8 2. Условия работы и общая техническая характерис — тикаэлектрооборудования механизмаподъёма мостового крана.
3.Исходные данные. 9
11 4. Расчёт статических нагрузок двигателя механизма подъёмамостового крана.
18 5.Выбор типов электродвигателя и редуктора меха — низма подъёма крана. 2
23 6. Расчет и выбор ступеней сопротивления в цепях электроприводамеханизма подъёма мостового крана.
28 7. Расчёт естественных и искусственных механи - ческих характеристик электродвигателя и механизмаподъ-ёмамостовогокрана.
34 8. Расчёт переходного процесса электропривода механизма подъёмамостового крана. 10
39 9. Выбор аппаратуры управления и защиты электро — привода механизма подъёмамостового крана. 10. Расчёт и выбор тормозного устройства. 45
11. Расчет освещения помещения. 48
12. Монтаж троллеев и ТБ при ремонте электро- оборудования механизма подъёмамостовогокрана. 62
13.Мероприятия по охране окружающей среды. 64
Литература. 66
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
2
КП.1806.15Д.14.ПЗ
Разработ.
Шашкин Д.А..
Проверил
Секрет.
.
Пояснительная записка
Лит.
Листов
66
4-Э-1
Салаватскийиндустриальный колледж
График работы над курсовым проектом
Студента группы 99-ТОЭ-15Д
Раздел, главы, вопросы проекта
Объем работы %
Дата выполнения
Отметка руководителя о выполнении
1 Пояснительная записка
Введение
2
24.09.02
1.1 Условия работы и технические характеристики
3
26.09.02
1.2 Краткая характеристика
3
30.09.02
1.3 Исходные данные
2
01.10.02
1.4 Расчет статических нагрузок
10
07.10.02
1.5 Выбор двигателя и редуктора
10
10.10.02
1.6 Расчет механических характеристик
5
14.10.02
1.7 Выбор ступеней сопротивлений
5
15.10.02
1.8 Расчет механических характеристик механизма
5
19.10.02
1.9 Расчет переходного процесса
5
21.10.02
1.10 Выбор аппаратуры управления
5
23.10.02
1.11 Выбор тормоза
5
24.10.02
1.12 Расчет освещения помещения
10
25.10.02
1.13 Монтаж троллеев
5
26.10.02
1.14 Охрана окружающей среды
5
28.10.02
2 Графическая часть
2.1 Принципиальная схема
10
29.10.02
2.2 Монтажная схема
10
30.10.02
2.3 План расположения электро- оборудования
5
31.10.02
Срок окончания курсового проекта 03.11.02 г
Дата защиты проекта 10.11.02 г
Студент Шашкин Д.А.
Введение
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
3
КП.1806.15Д.14.ПЗ
Крановое электрооборудование является одним изосновных средств комплексной механизации всех отраслей народного хозяйства. Подавляющеебольшинство грузоподъемных машин изготовляемых отечественной промышленностью,имеет привод основных рабочих механизмов, и поэтому действия этих машин взначительной степени зависит от качественных показателей используемогокранового оборудования.
Перемещение грузов, связанное с грузоподъемнымиоперациями, во всех отраслях народного хозяйства, на транспорте и встроительстве осуществляется разнообразными грузоподъемными машинами.
Грузоподъемные машины служат для погрузочно — разгрузочныхработ, перемещения грузов в технологической цепи производства или строительстваи выполнения ремонтно — монтажных работ с крупногабаритными агрегатами.Грузоподъемные машины с электрическими приводами имеют чрезвычайно широкийдиапазон использования, что характеризуется интервалом мощностей приводов отсотен ватт до 1000кВт. В перспективе мощности крановых механизмов может дойтидо 1500 –2500 кВт.
Мостовые краны в зависимости от назначения и характеравыполняемой работы снабжают различными грузозахватными приспособлениями:крюками, грейферами, специальными захва -тами и т.п. Мостовой кран весьмаудобен для использования, так как благодаря перемещению по крановым путям,распола — гаемым в верхней части цеха, он не занимает полезной площади.
Электропривод большинства грузоподъёмных машинхарактеризуется повторно — кратковременном режимом работы при большей частотевключения, широком диапазоне регулирования скорости и постоянно возникающихзначительных перегрузках при разгоне и торможении механизмов. Особые условияиспользования электропривода в грузоподъёмных машинах явились основой длясоздания
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
4
КП.1806.15Д.14.ПЗ специальныхсерий электрических двигателей и аппаратов кранового исполнения. В настоящеевремя крановое электрооборудование имеет в своём составе серии крановыхэлектродвигателей переменного и постоянного тока, серии силовых и магнитныхконтроллеров, командоконтроллеров, кнопочных постов, конечных выключателей,тормозных электромагнитов и электрогидравлических толкателей, пускотормозныхрезисторов и ряд других аппаратов, комплектующих разные крановыеэлектроприводы.
В крановом электроприводе начали довольно широко применятьразличные системы тиристорного регулирования и дистанционного управления порадио каналу или одному проводу.
В настоящее время грузоподъемные машины выпускаются большимчислом заводов. Эти машины используются во многих отраслях народного хозяйствав металлургии, строительстве, при добыче полезных ископаемых, машиностроении,транспорте, и в других отраслях.
Развитие машиностроения, занимающиеся производством грузоподъемныхмашин, является важным направлением развития народного хозяйства страны.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
5
КП.1806.15Д.14.ПЗ 1 Краткая характеристика механизма подъема мостовогокрана
Электрическиеподъёмные краны — это устройства служащие для вертикального игоризонтального перемещения грузов.Подвижная металлическая конструкция с расположенной на ней подъемной лебёдкойявляются основными элементами подъёмного крана. Механизм подъемной лебёдкиприводится в действие электрическим двигателем.
Подъемный кран представляет собой грузоподъемную машинуциклического действия, предназначенную для подъема и перемещения груза,удерживаемого грузозахватным устройством (крюк, грейфер). Он является наиболее распространенной грузоподъемной машиной, имеющей весьмаразнообразное конструктивное исполнение и назначение.
Мостовой кран (рис.1) представляет собой мост,перемещающейся по крановым путям на ходовых колесах, которые установлены наконцевых балках. Пути укладываются на подкрановые балки, опирающиеся на выступыверхней части колонны цеха. Механизмпередвижения крана установлен на мосту крана. Управление всеми механизмами происходит из кабины прикрепленной кмосту крана. Питание электродвигателей осуществляется по цеховым троллеям. Дляподвода электроэнергии применяют токосъемы скользящего типа, прикрепленные кметаллоконструкции крана. В современных конструкциях мостовых кранов токопроводосуществляется с помощью гибкого кабеля. Привод ходовых колес осуществляется отэлектродвигателя через редуктор и трансмиссионный вал.
Рисунок1.1 – Общий вид мостового крана.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
6
КП.1806.15Д.14.ПЗ Любойсовременный грузоподъемный кран в соответствии с требованиями безопасности,может иметь для каждого рабочего движения в трех плоскостях, следующиесамостоятельные механизмы: механизм подъема — опускания груза, механизмпередвижения крана в горизонтальной плоскости и механизмы обслуживания зоныработы крана (передвижения тележки).
По заданию проекта необходимо спроектировать и электрооборудование и электропривод длямеханизма подъема.
Рисунок 1.2 — Кинематическая схема механизма подъема главного крюка: 1 — двигатель; 2 — муфта; 3 — тормоз; 4 — редук -тор; 5 — барабан; 6 — полиспаст; 7- неподвижный блок полис — пасты.
Типичная кинематическаясхема механизма подъема крана приведена на рисунке 1.2
Грузоподъемные машины изготовляют для различныхусловий использования по степени загрузки, времени работы, интенсивностиведения операций, степени ответственности грузоподъемных операций и климатических факторов эксплуатации. Эти условияобеспечиваются основными параметрами грузоподъемных машин. К основным параметраммеханизма подъёма относятся: грузоподъемность, скорость подъема крюка, режимработы, высота подъема грузозахватного устройства.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
7
КП.1806.15Д.14.ПЗ Номинальная грузоподъемность — масса номинального грузана крюке или захватном устройстве, поднимаемого грузоподъемной машиной.
Скорость подъема крюка выбирают в зависимостиот требований технологического процесса, в котором участвует даннаягрузоподъемная машина, характера работы, типа машины и ее производительности.
Режим работы грузоподъемных машин цикличен.Цикл состоит из перемещения груза по заданной траектории и возврата в исходноеположение для нового цикла.
Все многообразие грузоподъемных крановохвачено восемью режимными группами 1К-8К. Классификация механизмов по группамрежимов работы осуществляется по параметрам суммарного времени работымеханизмов за срок службы и степени усредненного нагружения крана.
Для данного мостового крана рекомендуемыережимные группы:
5К- группа режима работы крана;
4М- группа режима работы механизмаподъема.
2.Условия работы и общая техническая характеристика электрооборудования
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
8
КП.1806.15Д.14.ПЗ механизма подъема мостового крана.
Повышеннаяопасность работ при транспортировке поднятых грузов требует при проектированиии эксплуатации соблюдение обязательных правил по устройству и эксплуатацииподъемно-транспортных машин. На механизмах подъема и передвижения правилами поустройству и эксплуатации предусмотрена установка ограничителей хода, которыевоздействуют на электрическую схему управления. Конечные выключатели механизмаподъема ограничивают ход грузозахватывающего приспособления вверх, авыключатели механизмов передвижения моста и тележки ограничивают ход механизмовв обе стороны. Предусматривается также установка конечных выключателей, предотвращающих наездмеханизмов в случае работы двух и более кранов на одном мосту. Исключениесоставляют установки со скоростью движения до 30 м/мин. Крановые механизмыдолжны быть снабжены тормозами закрытого типа. Действующими при снятиинапряжения.
На крановых установкахдопускается применять рабочее напряжение до500 В, поэтому крановые механизмыснабжают электрооборудованием на напряжения 220, 380, 500 В переменного тока и220, 440 В постоянного тока. В схеме управления предусматривают максимальнуюзащиту, отключающую двигатель при перегрузке и коротком замыкании. Нулеваязащита исключает самозапуск двигателей при подаче напряжения после перерыва вэлектроснабжении. Для безопасного обслуживания электрооборудования,находящегося на ферме моста, устанавливают, блокировочные контакты на люке идвери кабины. При открывании люка или двери напряжение с электрооборудованияснимается.
При работе кранапроисходит постоянное чередование направления движения крана, тележки и крюка.Так, работой механизма подъема состоит из процессов подъема и
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
9
КП.1806.15Д.14.ПЗ опускания груза ипроцессов передвижения пустого крюка. Для увеличения производительности кранаиспользуют совмещение операций: Время пауз, в течение которого двигатель невключен и механизм не работает, используется для навешивания груза на крюк иосвобождение крюка, для подготовки к следующему процессу работы механизма.Каждый процесс движения может быть разделен на периоды неустановившегосядвижения (разгон, замедление) и период движения с установившейся скоростью.
Мостовойкран установлен в литейном цеху металлургического производства, где наблюдаетсявыделение пыли, поэтому электродвигатель и все электрооборудование мостовогокрана требует защиты общепромышленного исполнения не ниже IP 53 — защитаэлектрооборудования от попадания пыли, а также полная защита обслуживающегоперсонала от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями, а такжезащита электрооборудования от капель воды падающих под углом 600квертикали.
Кранылитейных цехов работают в непрерывно при интенсивном использованииоборудования, наличием высокой температуры окружающей среды и излучениемтеплоты от раскаленного или расплавленного металла. Кабина управления краномвыполняется теплоизолированной, в ней также оборудуется установка длякондиционирования воздуха. Учёт режима работы крана при проектировании и выбореэлектрооборудования определяет энергетические показатели и надёжность приэксплуатации крановой установки. Правилами Госгортехнадзора предусматриваетсячетыре режима работы механизмов: лёгкий — Л, средний — С, тяжёлый — Т, весьматяжёлый — ВТ.
По таблице 1.1 Л2определяем режим работы крана: Проектируемый мостовой кран работает в среднем режиме с ПВ40.
3Исходные данные проектирования.
Исходными данными проектирования являются физичес — кие игеометрические параметры механизма подъема мосто -вого крана, а также размерыпомещения цеха, в котором рас -положен кран. Исходные данные представлены втаблице 3.1.
Таблица 3.1 — Исходные данные проектирования.
Наименование параметра
Значение параметра
1
2
Грузоподъемность главного крюка