Содержание.
I. Введение.
II. Электрооборудованиелифтов.
1. Электрическаясхема лифта.
2. Переченьэлектрической схемы.
3. Работа.
4. Ограниченияскорости лифта.
5. Неисправностилифта и способы их устранения
6. Защитаэлектрооборудования.
7. Расчётсечения проводников.
8. Техникабезопасности.
9. Н.О.Т.
III. Заключение.
IV. Основыэлектротехники.
Введение.
Великароль электрической энергии в жизни общества.
Энергетикаявляется ведущей областью в создании и укреплении материально технической базывсей экономики. Достижения энергетики во все сферы деятельности общества.
Насовременном этапе жизни общества огромное значение имеют бесперебойноеснабжения промышленности России топливом, энергией; Экономия, сбережениеэнергоресурсов.
Преимуществоэлектрической энергии перед другими видами в простоте и экономности её передачина большие расстояния, лёгкой делимости между потребителями разной мощности, ввысоком уровне гигиенических условиях труда, в другие виды энергии.
Большоезначение для устойчивой работы промышленности, улучшение условий жизни Россииимеет централизация электроснабжения т. е создание единой энергосистемы.Энергосистемы обеспечивают распределениемежду электростанциями, рациональное использование не совпадения во времени нагрузкив различных часовых поясах системы позволяют сохранить резерв мощностей наэлектрических станциях и полностью загрузить электрооборудование.
Великароль персонала, связанного с производством электроэнергии и применением её.
Электрооборудованиелифтов.
Напряжениеот источников питания в машинное помещение лифта
подаётсячерез вводное устройство, которое должно отключать питание приводного электрадвигателя, цепей управления, сигнализации и освещение кабины лифта.
Вводноеустройство устанавливается в машинном помещении в непосредственной близости отвхода. Наиболее распространенные вводные устройства ВУ — 1, ВУ- 2. Устройства предоставляет собойтрёх фазный рубильник, помещённый в закрытый металлический кожух. В тот жекорпус устанавливают емкостные фильтры для защиты от радио помех.
Трансформаторы:
1) ОднофазныйООО — 25. Служит для понижениянапряжения в цепях сигнализации и ремонтного освещения до 24 v или 36 v.
2) Трёхфазный трансформатор h1TC- 0.5 понижает напряжение с 380 — 220 v до 110 v. Питает цепь управления.
3) Трёхфазный трансформатор ТС — 1,5 / 0,5 применяется для понижения напряжения с 380до 220v. Для питания электродвигателя привода дверей ицепей управления.
Двигатель:
Трехфазный двухскоростной электродвигательповышенного скольжения с коротко замкнутым ротором. Служит для вращения шкивалифта. Устанавливается на раме подъёма лебёдки.
Блокии панели управления: установочные автоматы служат для зажиты грузоподъёмногоэлектродвигателя от перегрузки и КЗ.
Переченьэлектросхемы лифта.
а)Установлены в машинном отделении:
1 .QW - вводное устройство служит для подключения лифтовой установки к сети.
2 .М- трехфазный двухскоростной электродвигатель повышенного скольжения с короткозамкнутым ротором. Служит для вращения шкива лифта. Устанавливается на рамеподъёма лебёдки.
3 .YА — тормозной магнит. Служит для приводамеханического тормоза. Устанавливается на раме лебёдки.
4 .SR — контакт включателя ограничителя скорости.
5 .TV1 — трансформатор освещения. Устанавливается принапряжение сети 500v или 400v.
6 .XT1 — штепсельная розетка ремонтногонапряжения.
б)Установлены на панели управления:
1 .QF — трёхполюсной автоматический выключательслужит для присоединения к сети с максимальной защитой электрооборудованиялифта.
2 .FV1- переключатель режимов работы лифта. Служитдля переключения цепей управления и режима нормальной работы в режиме ревизии.
3 .SL — кнопки приказа. Служат для пуска кабинылифта.
4 .SBT — кнопка для экстренной остановки кабины лифта.
5 .SB — кнопка вызова обслуживающего персонала. Кнопки «кп», «SBT2»установлены на кнопочной панели.
6 .SBC1- кнопки 2 кнопочного поста управления. Служитдля управления кабиной лифта с крыши кабины в режиме ревизий.
7 .HA1 — звонок для вызова кабины с этажа.
8 .XT 2 — штепсельные розетки ремонтного напряжения.
9 .HLW, EL — лампысоответственного основного и резервного освещения кабины.
10 .SAC — выключатель освещения кабины.
11 .BR- датчики точной остановки. Даёт импульс наостановку кабины при прохождении мимо стальной пластины (шунта).
12 .HLA- сигнальные блинкеры. Показывают номера этажей,с которых поступил вызов. Устанавливают в кнопочной панели.
13 .R — сопротивление нагрузочное к сетевымвыпрямителям UD.
14 .FU1; FU2 — плавкиепредохранители. Служат для максимальной защиты цепей управления.
15 .FU3; FU4 — Плавкиепредохранители. Служат для максимальной защиты цепей сигнализации.
16 .FU5 — плавкие предохранители. Служат длямаксимальной защиты цепей освещения кабины.
17 .TV2 — трансформатор служит для питания селеновыхвыпрямителей UD пониженное до 110 vнапряжения.
18 .TV3 — трансформатор сигнализации. Служит дляпитания сетей сигнализации и резервного освещения напряжением 24v переменного тока.
в)Установлены на кабине:
1 .SP — блокировочный контакт дверей кабины лифта.Предотвращает возможность работы лифта с открытой дверью кабины лифта.
2 .SL — блокировочный включатель ловителей. Служитдля отключения лифта при срабатывании ловителей.
3 .SP2 — блокировочный выключателей слабины подъёмных кантов.Предотвращает возможность работы лифта, если один или несколько подъёмныхканатов недопустимо ослабли или оборвались.
г)Установлены в шахте и на этажах площадках:
1 .SQT — конечные выключатели, отключающие ВКН — установку при при переподъёме или переспуске кабины относительного верхнего илинижнего рабочего положения кабины.
2 .SQ — блокировочные контакты дверей шахты. Предотвращаютвозможность движения кабины лифта, если хотя бы одна из створок дверей шахтылифта незакрыта.
3 .SAT — этажные переключатели. Служат для выборауправления движения и переключения электродвигателя на сниженную скорость.
4 .SPB — блокировочный выключатель слабины канатаограничителя скорости. Предотвращает возможность движения кабины при ослабленииили обрыве каната ограничителя скорости.
5 .SA — выключатели приямка. Служит для отключенияцепи управления при работах в приямке.
6 .SB1-3 — кнопка вызова. Служит для подачи сигнала овызове кабины на этаж.
7 .HA2 — звонок вызова обслуживающего персонала.Устанавливается в помещении дежурного.
8 .FV1 — выключатель работы. Служит для отключенияцепей управления лифта. Устанавливается на основном посадочном этаже.
9 .KMB, KMH — реверсирующие контакторы служат выключения приводного электродвигателя лифтадля работы вверх или вниз.
10 .KMT, KM — контакторы соответственно большой или малой скорости. Служат для присоединяябыстроходной или тихоходной обмотки электродвигателя.
11 .KQS1-12 — этажные реле. Служат для регистрацииприказа.
12 .KQS- реле контроля закрытия дверей шахты.
13 .KQT — реле точной остановки. Служит для отключения электродвигателя отсети и напряжения тормоза при подходе кабины на сниженной скорости этажу, гдедолжна произойти остановка.
14 .KL — реле промежуточное. Исключает возможностьрегистрации второго приказа, обеспечивает необходимую выдержку времени припереключении электродвигателя с большой на малую скорость.
15 .VD — селеновые выпрямители. Служат для питанияцепи управления постоянным током.
Работа.
Управлениелифтом производится с помощью кнопок приказа, находящихся на кнопочной панели,установленной, в кабине.
Кабинана первом этаже, двери закрыты, все предохранительные устройства в исправности,реле KQS(шахты) (148 — 102) включено. Нажим на кнопкуприказа SL3(33 -5 ) подаётся питание на катушку этажного реле KQS3(5- 102) замыкаются контакты реле KQS3 (35 — 31).
Включаетсяконтактор большой скорости KMT (35- 102) ичерез контакт SA3III контакторнаправления KMB (63 — 102). Эл електрический двигатель и тормозной магнит подключаются ксети. Снимается тормоз и электрический двигатель разгоняется до основнойскорости. Кабина движется вверх.
Послеопускания кнопки приказа питание аппаратов будет, производится по следующимцепям.
1) Перваяцепь:
Реле ЗР через НО (35- 5), НО ЗР (35 — 31),контакт SA3III, НО контактKMB (53 — 45) и дальше через замкнутые контакты FV2 (45 — 201), контакты РКО (201 -199) и KQS (199 — 197)и блокировочные контакты.
2) втораяцепь:
КонтакторKMT через, НО контакт KQS3 (35 -31). Контакт SA3 — III — контактэтажного переключателя верхнего этажа, НО контакт KMB (43 — 53)НО контакт KMT(53 — 45) и т.д.
3) третьяцепь:
КонтакторKMB (43 — 53) НО контакт KMT (53 — 45) ит.д. После включения контакторов KMВ и KMT их НО контакты подают питание накатушку РП (59 — 102) НЗ на KL (47 — 33) размыкаясь, включает тем самымрегистрации другого приказа при случайном нажатии на любую из кнопок.
Приподходе кабины к этажу, на который был регистрирован приказ (в данном случаетретий), отводка расположенная на кабине переводит рычаг этажного переключателяSA3 из правого в среднее. Контакт SA3 — III размыкаясь,обеспечивает катушку KQS3 контактора«KMT». Контакт KMT (57 — 67)замыкаясь включает контактор малой скорости KМ (67 — 102), электродвигатель переходит на сниженную скорость. После размыкания НО (53- 45). Питание контактора KMВ будет происходить через НО контакт KQT (49 — 53) ив первый момент через НО KL (45 — 49) НО. Контакт KL (45 — 40)размыкается с некоторой выдержкой времени после отключения его катушки. За этовремя успевает, замкнутся НО, контакт KМ (45 — 49) через который и будет,осуществляется дальнейшее питание контактора KMВ.
Кактолько датчик точной остановки BR (807 — 823) находящийся на кабине подойдёт кстальной полосе, установленной в шахте, ток в цепи датчика значительноуменьшится и реле KQT(823 — 806) отпадает своими НО
контактами(49 — 53) реле KQTразрывает цепь питания катушки контактора KMВэлектродвигатель и катушка тормозного электромагнита обеспечивается.
Ограничениескорости.
Долженприводить в действие ловители кабины (противовеса), если скорость её движениявниз привысит 15 — 40 %, номинальную для лифтов с номинальной скоростью до 1,6м/ с включительно. Ограничитель скорости должен иметь приспособлениепозволяющее проверять его срабатывание и надежно воздействовать на ловители придвижении кабины (противовеса) с номинальной скоростью. Наиболее распространенограничитель скорости ОС — 2. Он состоит из корпуса, на котором закреплёнконсольный вал. Корпус представляет собой кольцо с выступами на внутреннейстороне, на валу с помощью шарика — подшипника закреплён шкив с двумя ручьямибольшого (рабочего) мало (испытательный) диаметра. Ручей меньшего диаметраслужит для регулировки сжатия пружины ограничителя. На шкиве шарнирно укреплены 2 груза, удерживаемыевовремя движения равновесия регулировочной пружинной. При увеличении чистотывращения шкива ограничителя скорости под действием центробежной силы, грузы начнут, расходится, сжимая пружину. Придостижении достаточной для срабатывания частоты вращения грузы зацепит завыступа корпуса, шкив остановится в ручее шкива заклинит и повернёт рычагловителей, кабина сядет на ловители. Для надежного заклинивания в ручее шкиваограничителя скорости тросик должен находится в натянутом положении.
Дляэтой цели предназначено натяжное устройство ограничителя скорости. Оно состоитиз блока, на котором находится груз массой 30 — 40 кг.
Присрабатывании ограничителя скорости, его тросик должен воздействовать на рычагловителя с усилением 15 — 50 кгс. Натяжное устройство устроено так, чтобы приперебросе тросика на малый шкив трос не касался пола приямка. Оно оборудуетсяэлектроконтактом, контролирующим положение груза. Ограничители скорости кабинысрабатывает, если скорость движения кабины в низ превысит номинальную:
1) на40 % для лифта с номинальной скоростью 0,5 до 1,6 м/cвключительно
2) на33% с номинальной скоростью более 1,6 до4м/c включительно
3) на25% с номинальной скоростью более 4 м/c.
Улифта с номинальной скоростью менее 0,5 м/cограничитель скорости должен срабатывать, если скорость движения кабины в низпроносит не менее 15%, но до достижениякабиной 0,7 м/c.
Улифта с электроприводом постоянного тока частота вращения ограничения скоростидолжна контролироваться конечным выключателем. Каждый изготовленный ограничительскорости должен быть отрегулирован и опломбирован изготовителем.
Долженснабжаться табличкой с наименованием предприятия изготовителя, заводскогономера, год выпуска, номинальной скорости лифта, срабатывания ограничителяскорости и диаметра каната.
Ограничитель скорости может быть установленв машинном помещении, в блочном помещении, шахте, на кабине, на противовесе.При этом должна быть обеспеченна возможность его технического обслуживания.
Неисправности лифта и способы ихустранения.
Впроцессе эксплуатации лифта можно встретится с различными неисправностямилифта, которые следует устранять при его техническом обслуживании
Неисправности лифта и способыих устранения.
Неисправности
Возможные причины неисправности
Способы устранения
Повышенный шум при работе лебёдки.
Износ радиальных или упорных подшипников.
Заменить изношенные подшипники.
Осевой люфт червячного вала редуктора .
Ослабление осевого крепления упорного подшипника. Износ упорного подшипника.
Заменить изношенные детали.
Скрип в редукторе при остановке.
Ослабление крепления червячного колеса на шпонке или шпильках.
Подтянуть крепления если шпонки изношенны заменить их.
Кабина проходит этажную площадку, не соблюдая точности остановки.
Тормозные колодки прилегают к муфте не всей поверхности.
Очистить полу муфту, устранить причину вытекания масла.
Кабина (с пассажиром) самопроизвольно идёт до какого — либо этажа
Обрыв общего провода кнопочного аппарата. Залипание реле этажа, на который самопроизвольно идёт кабина.
Проверить как вкл указанные контакты зачистить их или сменить контактные группы, отрегулировать работу подвижного пола кабины. Наитии и устранить обрыв. Устранить залипания этажного реле.
Защитаэлектрооборудования.
Электроустановкидо 1 kv необходимо защищать от токов К.З и токовперегрузки. Эта защита осуществляется с помощью предохранителей с плавкимивставками, автоматов, реле max. тока,тепловых реле. Плавкие вставки, тепловые расцепитель автоматов рассчитываютсяна номинальную величину тока.
1. длянагрузок, при включении которой кратность пускового тока не превышает 2,5(трансформаторы; электропечи; лампы накаливания; а также электродвигатели среостатным пуском). Плавкая вставка выбирается по расчётному току в цепи. Вычисляется по формуле: I вст ≥ Iрасч цепи
2. длязащиты асинхронного двигателя с К.З ротором. Вычисляется по формуле:Iпуск = к*Iном(кратность пускового тока)
Iном = Р ном1000/√3 Uл cosφ кпд
где — степень пуска
1,6- тяжёлый
2,5- средний
3- лёгкий
3. для защиты группы одновременно работающихэлектродвигателей.
Вычисляетсяпо формуле:I