3. Предмет теории государства и права
Предметом теории государства и праваявляются основные общие закономерности возникновения, функционированияи развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождениягосударства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государстваи системы права, их функциональное воздействие на общественнуюжизнь.
Особенности предмета теории государстваи права как науки выражаются в следующем:
1.Теория государстваи права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Онаобобщает опыт государственного и правового строительства в обществена всех этапах его развития.
2.Содержаниепредмета теории государства и права составляют не любые, а основныеобщие закономерности государства и права, в которых проявляетсяих сущность и социальное значение для всей общественной жизни.
3.Предмет теориисоставляют государство и право в их единстве. Почему и государство,и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органическивзаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существоватьизолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права,без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрестиофициальную форму регулятора общественных отношений. С другойстороны, в нормах права государство получает свое юридическоеоформление, его деятельность осуществляется только на основе правовыхнорм, законов, которые определяют форму государственного правления,структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию,формы и методы государственной деятельности.
Исходя из особенностей предмета даннойнауки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:
–общественнойнаукой, так как изучает такие общественные явления, как государствои право;
-юридическойнаукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественнойжизни;
–общетеоретическойнаукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развитиягосударства и права.
Как и любая наука, теория государстваи права выполняет определенные функции, характеризующие еетеоретическое и практическое значимые дня прогрессивного преобразованияобщественной жизни.
1.Познавательнаяфункция выражается в объяснении явлений и процессов государственнойи правовой жизни общества. Теория государства и права не толькоизучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, нои объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерностилежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
2.Эвристическаяфункция. Теория государства и права не ограничивается познаниеми объяснением основных закономерностей государственно-правовойдействительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняяих тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями,она открывает новые закономерности государственно-правовой жизниобщества.
3.Прогностическаяфункция. Теория государства и права не только устанавливает реальностьновых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции кразвитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезыдальнейшего развития государства и права на основе адекватногоотражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемыхею гипотез проверяется практикой.
Теория государства и права выполняет указанные функции применительнок предмету исследования, опираясь как на собственные результаты,так и на данные других юридических наук. Особенность функций теориигосударства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления,которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связигосударственно-правовых явлений, определяет общие закономерностиих развития в освобожденном от исторических случайностей и отклоненийвиде
Иными словами,предмет науки— это те явления и процессыреального мира, которые исследуются ею, на что направлено и научное познание.Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения,развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бывычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследуетих внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваютсяв связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественнымифеноменами.
Предметом наукитеории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействиеобщества и государства, роль и место государства и права в политическойсистеме общества. Она изучает не только государственно-правовые явления ипроцессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное,групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.
Спецификапредмета теории государства и права заключается в том, что государство и правоисследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.
Единствопредмета теории государства и права обусловливается ее практическим инаучно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг сдругом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, аединая наука. Но, оставаясь целостной наукой, она подразделяется на двеотносительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение)
Именно отмеченные единство идифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении июридическом закреплении, а право— в егогосударственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному идетальному анализу и государства, и права.
Итак, предметом теории государства и права выступают такие явленияобщественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционированиев обществе, а также особенности политического и правового сознания и правовогорегулирования.
Особое место в нашей науке должно занимать учение о российскойгосударственности, ее исторических, национально-культурных корнях и традициях,о настоящем и будущем российского государства и права.
4. Метод ТГП
Подметодом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которыхпостигается предмет, получаются знания.( с помощью которых субъект познаетобъект). Все многообразие методов теориигосударства и права можно представить в виде следующей системы. 1. Всеобщиеметоды – (описание, наблюдение, сравнение) это философские,мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую государство и правокак вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с инымиобщественными явлениями) и диалектику — материалистическую и идеалистическую;последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективныйидеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования государства иправа объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективнымразумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием волилюдей (договором), материалистическая же диалектика — ссоциально-экономическими изменениями в обществе (появлением частнойсобственности и разделением общества на антагонистические классы). С позицийматериалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право)рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и вовзаимосвязи с другими явлениями. 2. Общенаучные методы — это приемы,которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельныхего этапах в отличие от всеобщих методов( используются в группах наук). К числуобщенаучных методов относят: — анализ (условное разделение сложногогосударственно-правового явления на отдельные части); — синтез (изучениеявления путем условного объединения его— составных частей); — системный подход(ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типовсвязей в нем); — функциональный подход (ориентирует на выяснение функций однихсоциальных явлений по отношению к другим) и др. Одни методы используются вестественных науках, др. в общественных.
3. Частнонаучныеметоды — этоприемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и праванаучных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.( методывыработанные и используемые в одной отдельно взятой науке). — сравнительного правоведения,который имеет свои объектом сходные государственно-правовые институты различныхстран. С логической точки зрения, названный метод основывается напоследовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов.Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашейстраны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами другихстран. правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземногоопыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальныеи социально-культурные условия.
- Традиционен для юридической науки формально-юридическийметод. Исследование внутреннегостроения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права),формальной определенности права как его важнейшего свойства, методысистематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п.— все это конкретные проявленияформально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, приопределении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.
Словом, формально-юридическийметод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать,классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследоватьих внешнюю и внутреннюю формы. ( методы строятся с применением обще-научных методов к своему прдмету.
Все методыскладываются исторически.
Первый метод в средние века – метод дедукции (метод выводного знания от общего кчастному. В новое время- метод индукции (метод от частного к общему)Основывается на описание и измерение реально существующих предметов. В 19 в.индуктивный метод трансформируется в позицивизм.(научное суждение должно основываться на фактах. Факты — это суждение оединичном, которые выражают внешние признаки соответствующих людей, событий. В начале 20 века позицивистскийметод переориентировался и стал логическим(Главное в методе логика,подтверждение правил формальной логике). 2 половина 20 века – господствовалметод системного подход. Сейчас господствующего метода нет. Постмодернистский-одна точка зрения является относительно верной). Антропологический – изучаетчеловеческое измерение права, оценка права в правосознание.
5. Структура ТГП
Разделяется по двум основаниям:
1. По горизонтали – выделение составных частейпредмета, ( теория государства, теория права). Главным предметом ТГП являетсяправо и государство, но к предмету ТГП относятся и другие соц. явления, в томобъеме в каком они влияют на право и государство.
2. По вертикале: 1)Философский(верхний):- формулируетабстрактные понятия дисциплины; определяет предмет дисциплины; происходитадаптация общенаучных методов применительно к юриспруденции; определяется критерий оценки практики,критерий эффективности.
2) Теоретический: — структура ТГП по горизонтали. Тоеории среднего уровня нужны для того чтобы связатьфилософские концепции с империческими .
3) Имперический (уровеньфактов) – с помощью конкретной методики изучается правовая реальность.Результат изучения = научной работе (факт)
6,7 ТГП и другие соц. науки
Теория государства и права в системе юридических игуманитарных наук. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения иинституты. Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство иправо выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можноподразделить на следующие виды: — теория государства и права; — историко-правовые науки (история государства и права, история политических иправовых учений); — отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское,административное и другие отрасли права); — прикладные науки (криминалистика,судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). Теория государства и права, находясь всистеме гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией,политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческиепозиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружаетсяобщей методологией познания государственно-правовой действительности. В своюочередь теория государства и права дает конкретный материал для широкихфилософских обобщений. Место теориигосударства и права в системе юридических наук. Общность теории государстваи права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматриваютгосударство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательнойдеятельности. Различие выражается в том, что историкоправовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм вхронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод),теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства иправа, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяетпреимущественно логический метод).
7. ТГП и отраслевыеюридические науки
Поотношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступаеткак обобщающая.Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционированиягосударства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь сопределенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отраслиправа. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всехотраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственностьи т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе стем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи сотраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками взначительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевыенауки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоятв том, что она является: — гуманитарной, предмет которой составляютобщественные явления — государство и право (этим она отличается от техническихи естественных наук); — политико-юридической, изучающей такие социальныеинституты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественнойжизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); — теоретической, изучающей наиболее общиезакономерности государства и права (этим она отличается от других юридическихнаук).
Все перечисленные разновидности и группыюридических наук, за исключением теории государства и права, в качествепредмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления иразвития государства и права, более или менее ограниченные сферы ихфункционирования и их отдельные структурные части. Например, историягосударства и права изучает политическое устройство и право, государственныеинституты и законодательные памятники различных стран в историческом развитии,в определенные хронологические периоды.
Специальные отраслевые наукиизучают отдельные составные части системы российского права, его различныеотрасли, каждая из которых представляет собой совокупность юридических норм,регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных общественныхотношений. Например, предмет науки административного права составляют нормы,регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе формированияи исполнительно-распорядительной деятельности органов государственногоуправления. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественныеи связанные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на нихгражданские правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы,которые определяют преступность и наказуемость деяний, представляющихобщественную опасность для данной социальной системы, и основанные на нихуголовно-правовые отношения. Международное (публичное) право изучает нормы,регулирующие внешнеполитическую деятельность государств, отношения между нимии другими участниками (субъектами) международного общения.
Поэтому ни одна из частных, структурныхюридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянииобеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем, познанияих общих закономерностей возникновения, развития и функционирования. Именнонеобходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначениетакой отдельной самостоятельной юридической науки, как теория государства иправа.
Все отраслевые юридическиенауки— государственное (конституционное)право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др.— руководствуются разработанными теориейгосударства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государстваи права, общими понятиями государства, органа государства, государственногомеханизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права,правового института, акта применения права, правоотношения, субъективногоправа и юридической обязанности и т.д.
В то же времявсе эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разностороннихданных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактическийматериал и теоретические обобщения—один из важнейших источников существования и развития теории государства иправа.
10. Признаки государства.
Государство—это организация политическойвласти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общихдел, вытекающих из природы всякого общества.
Принято выделятьдля этого основные признаки государства. К ним относятся:
Наличие определенной территории итерриториальное разделение граждан отличает государство отдругих форм общественной организации людей. Деление людей по признакуродства, как при родоплеменной организации общества, уступаетместо административно-территориальномуделению. Следовательно, люди делятся не по принадлежности к томуили иному роду, а по принадлежности к определенной административно-территориальнойединице, т.е. по месту жительства. Прежде всего это позволило болееэффективно осуществлять государственную власть и управлять обществоми государством.
Публичная (общественная) власть,как известно, существовала и в первобытном обществе, однако тамона практически совпадала с населением и не носила политическогохарактера. Отличительной чертой государственной публичной властиявляется то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующемув обществе социальному слою, и носит политический характер. Публичнаявласть осуществляется специальными.отрядамилюдей, которые управляют государством и при необходимости используютпринуждение.Специфическаяособенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм,состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано собязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органови основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их отнарушения
Право, гос. власть- необходимый атрибут государства, т.к. без правового регулированияобщественных отношений невозможно эффективное руководство обществом.Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государствомрешений и обеспечивает устойчивость государственной власти. Толькогосударственные органы принимают общеобязательные для всего населениягосударства веления, которые обличены в форму правовых норм, исполнениекоторых обеспечено государственной принудительной силой.Теили иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для ихвнутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные актыгосударства обязательны для всех государственных и муниципальных органов,общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан.Правотворчество— исключительная прерогативагосударства.
Суверенитет государства означаетверховенство и независимость государственной власти по отношениюк другим проявлениям власти в обществе и в отношениях с другимигосударствами и народами. По сравнению с другими видами власти,государственная власть универсальна, т.к. только ее решения распространяютсяна все население и на все общественные организации страны. Все остальныевиды власти, по сравнению с государственной, находятся в подчиненномположении и незаконны, а решения этих властей могут быть отмененыгосударственной властью.
Налоги — такженеобходимый атрибут государства, т.к. только государство можетоблагать налогами население. Налоги необходимы государственнойвласти для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата,а также для обеспечения обороны страны, для осуществления общественныхработ, социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.
Государство— единственная в политической системе организация,которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд,прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на стражезаконности и правопорядка.
Толькогосударство располагает вооруженными силами и органами безопасности,обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность ибезопасность.
11.Государственная власть:
Будучиразновидностью социальной власти, государственная власть обладает всемипризнаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей,важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической иклассовой природе. В научной и учебной литературе термины«государственная власть» и «политическая власть» обычноотождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Вовсяком случае государственная власть всегда является политической и содержитэлемент классовости.
всему живому,всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органамвласти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальныймиф о том, что всякая власть— зло,которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является однимиз источников разного рода проектов свертывания государственного управления,вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.
Между тем функционирующаяна научной основе подлинно народная власть—великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлятьдействиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовыватьиндивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной волеметодами убеждения, стимулирования, принуждения.
Особенностьюгосударственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно несовпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществес классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономическигосподствующий класс, подвластными—отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическомобществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к ихчастичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждыйгражданин является не только подвластным; как член демократического обществаон вправе быть индивидуальным первоносителем иисточником власти. Он имеет право да и должен активно участвовать в формированиивыборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры вэти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска,реформирования. Право и долг гражданина—участвовать в принятии государственных, региональных и других решений черезвсе виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет ибыть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государстваи высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являютсяодновременно объектом и субъектом власти.
Государственнаявласть реализуется через государственное управление— целенаправленное воздействие государства, его органов наобщество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную)на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществомзадач и функций.
Еще однаважнейшая особенность государственной власти состоит в том, что онапроявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующихмеханизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, чтоее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь преждевсего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть частоотождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрениятакое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть можетреализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другиеинституты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшиегосударственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежитне государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу.Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет ихвластными полномочиями.
Государственнаявласть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, онатеряет качество государственной власти, так как становится неспособнойпровести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность иправопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называютцентрализованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силеавторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоевобщества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное исознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будуту нее и предметно-материальные источники силы— вооруженныеорганизации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органыгосударственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительныевещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной властипринудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направлятьсяразумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная властьдля решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальнуюсилу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия унее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеетбезусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечениипреступности.
Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражениеволи и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях.Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан отвнутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, втом числе государственного принуждения и военной силы.
12. Функции государства
Функции государства—это основные направлениявнутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируютсяего классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.. Под основнымифункциями принято понимать главные направления деятельности государствав процессе достижения стоящих перед ним целей и задач.
Государствообеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название гос. аппарат.
Каждая гос.власть автономна, имеет свой гос.орган.
В этомопределении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1.Функциигосударства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовуюи общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые(корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2.Вфункциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль какважнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуетсяразносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международнойарене.
3.Функциигосударства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям.Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществлениясоответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиесяосновные направления его деятельности.
4.Вфункциях государств различных исторических типов проявляются и объективируютсяприсущие им особенности и закономерности развития, динамикасоциально-экономических, политических и духовных преобразований в жизниобщества.
Деятельность государствамногогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни.Основные направления деятельности государства называются функциями государства.Функции делятся на: внутренние и внешние, общесоциальныеи специальные, основные и не основные. Большинство функции имеет смешанныйхарактер.
Внутренние функции дают возможность понять,какую роль играет государство в политической системе данного общества.Так, например, важнейшими внутренними функциями большинства демократическихгосударств является функция защиты прав человека и гражданина ифункция защиты частной собственности. Внешние функции отражаютроль государства во взаимоотношениях с другими государствами имеждународными организациями. Внешние функции государства тесносвязаны с внешними, так как внешняя политика является продолжениемвнутренней политики и обе они обусловлены экономическими условиямисуществования государства.
Помимо функций государства в целом,принято выделять и функции его отдельных органов. Без деятельностигосударственных органов было быневозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений деятельностигосударства в целом. Функция государственного органа представляетсобой определенную сферу деятельности данного государственногооргана, в пределах которой он выполняетпоставленные перед ним государственные задачи.
Функция государства обычно реализуетсяв определенных правовых формах. К таким формам относятся: правотворческая,оперативно-исполнительная и правоохранительная. Отсюда следует,что государство осуществляет все свои функции путем издания законови других нормативных актов, оперативной и распорядительной деятельности,отправления правосудия и правоохранительной деятельности, надзораи контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе реализациифункций государства применяютсядва основных метода — убеждение и принуждение.
13. Внутренние функции государства.
К внутреннимфункциям,охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства,непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие видыфункций:
1.Охранительная функция:
Это функциягосударственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественногои правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций,защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств.Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественныхотношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем изразличных классов, групп, слоев, — э