Реферат по предмету "Теория государства и права"


Форма правления и формы государственного устройства

Министерствообразования Российской Федерации
Филиал
Дальневосточного государственного технического университета в
г. Петропавловске-Камчатском
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№___1___
По дисциплине:Теория государства и права.
Тема: Форма правления и формы государственного устройства:  
             понятие и виды.
Выполнила студенткаIкурса
факультета заочного отделения
специальности:Юриспруденция
Лицис Елена Анатольевна
Проверил:Корчагина И.Н.
г.Петропавловск-Камчатский 2003
Содержание


Введение …………………………………………………………..………… 3
 
Глава 1. Понятиеформы государства ……………………….………… 4
 
Глава 2. Форма правления…5

Глава 3. Форма государственного устройства ……………….………7

Глава 4. Государственный (политический) режим..………...………11

Заключение …………………….…………………………………………… 14

Библиография …………………………….………………………………… 15

        
ВВЕДЕНИЕ
Территория,население, власть представляют собой содержательные характеристики любогогосударства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга поособенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «формагосударства».
В своей работея охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует этаособая политическая, структурная, территориальная организация общества, какгосударство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие «форма государства»,особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы какдемократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теориягосударства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в триосновных, взаимосвязанных блока: форму правления, формунационально-государственного и административно-территориального устройства, политическийрежим.
Еще современ Платона, Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталасьнащупать причины, которые определили ту или иную форму правления. Но если вовремена таких мыслителей как Аристотель изучение сводилось главным образом кописанию разнообразных форм правления, то уже в ХХ в. в рамках марксисткойтеории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в ее связи стипом государства (рассматриваемом формационно), классовой структурой, экономическимбазисом общества.
Все этоимеет большой познавательный и практический смысл. Ведь научная классификациятех или иных реальных устройств государства, как, впрочем, и другихполитико-правовых институтов – это не просто игра ума, произвольно упорядочивающегоневероятное множество самых разнообразных форм, а познание исторически существовавшихгосударств, их теоретического обобщение, т.е. проникновение в закономерные,равно как и случайные начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства.Все это поможет нам усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовыхявлениях, отражающих особые свойства государства и права.
Понятие иформы государства.
Типологиягосударств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждогоконкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационногоустройства, методов осуществления государственной власти. Своеобразиеконкретной формы государства любого исторического периода определяется, преждевсего, степенью зрелости общественной государственной жизни, задачами и целями,которые ставит перед собой государство. Категория формы государства непосредственнозависит от его содержания и определяется им.
Формагосударства – сложное общественное явление, которое включает в себя тривзаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства иформу государственного режима.
Формагосударственного правления дает возможность уяснить:
-      каксоздаются высшие органы государства и каково их строение;
-      какойпринцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственнымиорганами;
-      какстроятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населениемстраны;
-      вкакой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать праваи свободы гражданина.
Поуказанным признакам формы государственного правления подразделяются намонархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные,выборные). Форма государства является непосредственным выразителем и носителемего сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства,такова будет и его форма. Изучить же государство с точки зрения его формы – этозначит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части,внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.
Категория«формы государства» трактует вопросы кто и как правит в обществе, какустроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединенонаселение на данной территории, каким образом оно связано через различныетерриториальные и политические образования с государством в целом, какосуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формыгосударства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе,устойчивость государственных институтов.
Формагосударства – это его строение, на которое влияют как социально-экономическиефакторы, так и природные, национально-исторические и религиозные особенностикультурные и т.п.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Преждевсего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое местозанимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и какосуществляет государственную власть в обществе. Форма государственного управления- это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственнойвласти, порядок образования ее органов и их взаимоотношений с населением. Кверховной государственной власти относят главу государства (монарх или Президент),законодательный орган, правительство. Форма правления представляет собойструктуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределениекомпетенции между ними.
Напримере нашей страны: «Государственную власть в Российской Федерацииосуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерациии Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российскойфедерации и. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляютобразуемые ими органы государственной власти.» [ 2.1 Ст.11 ]
Внастоящее время отечественная теория государства и права может предложить болееглубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, как одной изосновных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификациюэтих форм, наметить более реальный прогноз их развития.
Формагосударственного правления дает возможность уяснить:
-      каксоздаются высшие органы государства и каково их строение;
-      какойпринцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственнымиорганами;
-      какстоятся отношения между верховной государственной властью и населением страны;
-      вкакой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать права и свободыгражданина.
Поуказанным признакам формы государственного правления подразделяются намонархические и республиканские.
Монархия– это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточенав руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха, императора).Признаки монархии:
1.     Властьпередается по наследству;
2.     Властьбессрочна;
3.     Властьне зависит от населения.
Монархиибывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждениянарода и в которых единственным носителем государственного суверенитетаявляется монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными),в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшиегосударственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания,Япония, Швеция…).
Монархиябыла господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий, исохраняется сегодня почти в трети стран мира. На современном этапе развитияобщества и государства монархии бывают двух видов – дуалистические и Парламентарные.Характерной особенности дуалистической монархии является формальное юридическоеразделение государственной власти между монархом и Парламентом. Исполнительнаявласть находится в руках монарха, законодательная – у Парламента. Последний, вряде случаев фактически подчиняется монарху. Парламентарная (конституционная)монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен вовсех сферах осуществления государственной власти. Законодательная властьпринадлежит Парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственностьза свою деятельность перед Парламентом.
Республика– это такая форма правления, при которой верховная государственная властьосуществляется выборными органами, избранными населением на определенный срок.Признаки республики:
1.     Выборностьвласти;
2.     Срочность;
3.     Зависимостьот избирателей.
Взависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются наПрезидентские, Парламентские и смешанные. В Президентских республиках (США,Бразилия, Сирия…) именно Президент выполняет эту роль. В Парламентских(Германия, Италия, Индия…) – Парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша…)– совместно Президент и Парламент.
В Президентскойреспублике Президент избирается независимо от Парламента, либо коллегиейвыборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главойгосударства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит егодеятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству,а Президент – распустить Парламент. Однако Парламент имеет возможностьограничивать действия Президента и правительства с помощью принимаемых законови через учреждения бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правомотлагательного вето на решения законодательного органа.
В Парламентскойреспублике правительство формируется законодательным органом и ответственноперед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия илинедоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретногоминистра. Официально главой государства является Президент, который выбираетсялибо Парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа.Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место:обязанности ограничиваются представительными функциями. Реальным же главойгосударства выступает руководитель правительства.
Характернойчертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – иперед Президентом, и перед Парламентом. В подобных республиках Президент и Парламентизбираются непосредственно народом. Главой государства выступает Президент. Он,как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждаетего решения, назначает главу правительства и министров. Парламент контролируетправительство путем утверждения ежегодного бюджета страны или вынесения вотуманедоверия правительству.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Формагосударственного устройства – это национальное иадминистративно-территориальное строение государства, которое раскрывает характервзаимоотношений между составными частями его, между центральными и местнымиорганами и государственной властью. Организация государстварассматривается  с точки зрения распределениягосударственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, ихразделения между составными частями государства.
Формагосударственного устройства показывает:
-      изкаких частей состоит внутренняя структура государства;
-      каковоправовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
-      какстроятся взаимоотношения между центральными и местными государственнымиорганами;
-      вкакой государственной форме выражаются  каждой нации, проживающей на территорииданного государства;
 По форме государственного устройства всегосударства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.
Унитарноегосударство –это единое цельное государственное образование, состоящее изадминистративно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органамвласти и признаками государственного суверенитета не обладают. Все административно-территориальныеединицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению кцентральным органам, не могут обладать какой-либо политическойсамостоятельностью, однако в области хозяйственной, социально-культурной ихполномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управлениетерриторией, учитывая при этом ее особенности.
Унитарное государство характеризуетсяследующими признаками:
— унитарное устройство предполагаетединые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные исудебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующимиместными органами;
— действует одна конституция, единаясистема законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежнаяреформа, проводится обязательная для всех общая налоговая и кредитная политика;
— составные части унитарногогосударства (области, департаменты, округа) государственным суверенитетом необладают. Не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинскихформирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственнойвласти. В то же время местные органы в унитарном государстве обладаютизвестной, а иногда и значительной самостоятельностью.
По степени их зависимости отцентральных органов унитарное государственное устройство может бытьцентрализованным и децентрализованным. Централизованное государство – когда воглаве местных органов государственной власти стоят назначенные из центрачиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных– местные органы государственной власти избираются населением и пользуютсязначительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
— унитарное государство,  на территории которого проживают небольшие почисленности национальности, широко допускает национальную и законодательнуюавтономию;
— в унитарном государстве все внешниемежгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официальнопредставляют страну на международной арене;  
— унитарное государство имеет единыевооруженные силы, руководство которым осуществляется центральными органамигосударственной власти.
Имеются и смешанные системе местногогосударственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации идецентрализации.
Федеративнаяформа государственного устройстваявляется еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладаетуникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческимиусловиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальнымсоставом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих всоюзное государство.  И все же можновыделить черты характеризующие все федеративные государства. Оно состоит изтерриторий субъектов федерации. Оно – союзное государство.
Федерация представляет собойдобровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственныхобъединений в одно союзное государство.Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик… В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.  Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. При федеральном государственном устройстве в Парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы.
  Федерациистроятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительноймере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительнымограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
1)     государственныеобразования, составляющие территориальную федерацию, не являются сувереннымигосударствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочийобщефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическоеразграничение компетенции между союзом и его субъектами определяетсяконституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которымтолько союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, неоговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектови федераций.
2)     субъектытерриториальной федерации конституционно лишены права прямого представительствав международных отношениях.
3)     втерриториальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает,а иногда и запрещает односторонний выход из союза.
4)     управлениевооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляетсясоюзными государственными органами.
Национальные федерации наряду с общими признаками, которыеприсуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей(многонациональным составом населения, которое проживает на территорииотдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится напринципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъектыпользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять нарешение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малыхнаций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются изпредставителей субъектов федерации.
Важнейшейособенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов –право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решатьвопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеетправо отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.
Основныеразличия между территориальной и национальной федерациями состоит в различнойстепени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальныхфедерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органамчленов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальныхгосударственных образований.
Россия –уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки итерриториальной и национальной федерации. В соответствии с КонституциейРоссийская Федерация «состоит из республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов — равноправныхсубъектов Российской Федерации» [ 2.1Ст.5, п. 1]
Конфедерация  — это временный юридический союз суверенных государств,созданный для обеспечения их общих интересов. При этом устройстве члены конфедерациисохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних. Характерно:
1.     неимеет своих общих законодательных, исполнительных, судебных органов, характерныхдля федерации; 
2.     неимеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;
3.     конфедерациясохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
4.     конфедеративныеорганы могут договориться о  единойденежной системе, единых таможенных правилах;
5.     этигосударства недолговечны.
Государственный(политический) режим
 
Государственныйрежим – важнейшая составная часть политического режима, существующего вобществе. Политический режим – это система методов, способов и средствосуществления политической власти, не только со стороны государства, но и состороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций ит.п. Категория «политический режим» и «политическаясистема» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплексинститутов, участвующих в политической жизни общества и в осуществленииполитической власти, то вторая – как это власть осуществляется, как действуютданные институты (демократично либо недемократично). Всякие изменения,происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияетна форму правления и форму государственного устройства.
Именноисходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организацииполитического устройства общества. Он обеспечивает стабильность и определеннуюупорядоченность политической власти, достижение целей государственной власти.
В том илиином конкретном присутствуют различные по своему содержанию методы официальноговластвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие тойили другой разновидности государственного режима.
Различаютдва основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) идемократический («либеральный»).
Демократический режим  (народовластие) – основанна признании принципов равенства и свободы всех людей, участии народа вуправлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы,демократическое государство не ограничивается только провозглашением, онообеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливаетконституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права исвободы становятся реальными.
Вдемократическом государстве народ является источником власти. Представительныеорганы и должностные лица в демократическом государстве избираются. Критериемизбрания в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм.Характерен политический плюрализм. Управление в демократическом государствепроизводится  по воле большинства, но сучетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путемголосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. «Силовые»структуры находятся под демократическим контролем общества, их деятельностьрегламентируется законом.
Так же характерно господство законаво всех сферах общественной жизни, гласность, свобода слова средств массовойинформации, осуществление принципа разделения властей. Демократия(народовластие) может осуществляться посредством двух форм:
1)                населениеучаствует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии, без политическихпосредников, которая проводится в жизнь через институты прямого народовластия(референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права, митинги,демонстрации).
2)                 представительной(осуществляется власть представителями народа — депутатами, другимивыборными органами исполнительной и судебной власти, которые призваны выражатьинтересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий).
Особыми разновидностямидемократического режима выступают: либерально-демократические иконсервативно-демократические режимы. Первые характеризуются, что отдаютприоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защитеэтих прав и свобод. Консервативно-демократические режимы опираются не столькона конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основойданных режимов.
Авторитарный режим можно рассматривать как «компромисс» между тоталитарным(абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полнымподчинением человека политической власти) и демократическим политическими режимами.В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом,классом, партией, при этом государственная власть не формируется и не контролируетсянародом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально ониникакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанныеправящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь встране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом,особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно.В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяетсяпринуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарногорежима. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широкоприменяются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция не допускается.   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формагосударства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов:формы правления, формы государственного устройства и формы государственногорежима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности,характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новымсодержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, формавсех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, чтопозволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления отвечаетна вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованномобществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властныеструктуры (органы государства).
Форманационально-государственного устройства и административно-территориальногоустройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории,связь этого населения через различные территориальные и политическиеобразования с государством в целом.
Политический же режимхарактеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть вконкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняетсвое социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественныйпорядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовыезадачи.
В настоящее времяотечественная теория государства и права как наука, может предложить болееглубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной изосновных характеристик устройства государства, дать более взвешеннуюклассификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.
БИБЛИОГРАФИЯНормативно-правовые акты
1.1.  Конституция Российской Федерации – М.,  2003. 61с
     2.   Литература
2.1 ХропанюкВ.Н. Теория государства и права – М., 1994. 377с
2.2 Теория государства иправа. / Под ред. А.Б.Венгеров -  М.;Юрист, 1994. 71с
2.3 Теория государства иправа./  Под ред. М.Н.Марченко — М.;Теис, 1996. 475с
2.4. Малько А.В. Теориягосударства и права – М.,  2001. 287с
      2.5 Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства – С-Пб., 1971. 268с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :