Реферат по предмету "Теория государства и права"


Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Карагандинскийгосударственный университет им. Е. А. Букетова
Кафедратеории государства и права
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДОКЛАД
На тему:«Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства»
Выполнил: ст. I курса, гр. МП—12,
Крайбеков Чингиз
Проверил: преподавательТГП,
Гороховская ТатьянаВикторовна
Караганда 2006 
Типологией государств называетсянаучная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющаяобъединить их в группы на основе определенных критериев[1].
Типология иликлассификация государств и правовых систем по типам представляет собойобъективно необходимый, закономер­ный процесс познания развития государства иправа. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типовгосу­дарства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов илисредств для раскрытия сути исторического процесса раз­вития государства иправа.
Развитиегосударства и права является важнейшей составной частью всего процесса развитиячеловеческого общежития. Позна­ние этого процесса, в том числе и через государственно-правовыесистемы, является в силу этого составной частью познания всего историческогопроцесса.
Исходными посылками типологии государства иправовых си­стем являются следующиеположения.
Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе сним государства и права — этонепрерывно протекающий, длительный и по своей при­роде естественноисторическийпроцесс.
Во-вторых, чтоэтот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы,содержания и назначения государ­ства и права, а также с коренными изменениямиосновных принци­пов их организации и функционирования. Например, если в каче­ствеодного из важнейших принципов рабовладельческого типа госу­дарства и прававыступал принцип частной собственности на основ­ные средства производства и нарабов, то в качестве одного из ос­новных принципов капиталистического типагосударства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всехграждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодаль­ного типагосударства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствияобъема и характера политической власти размерам земельного владения.
И, в-третьих,положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и права кдругому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовыхявле­ний с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этомсмысле — революционности. Эволюционность развития го­сударства и права,выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественныхизменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразноекаче­ственное изменение государственно-правовых явлений, проявляют­ся вовне какдве взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимнодополняющие друг друга стороны процесса их естественноисторического развития[2].
В настоящее время выделяют дваосновных подхода к типологии государства: формационныйи цивилизационный[3].
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
До недавнего времени формационный подходпризнавался у нас в качествеединственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его втом, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторическогопроцесса сменыобщественно-экономических формаций, каждой некото­рых в условиях существования классов соответствуетопределенный тип государства. Аналогично понятием типа государства ох­ватываются общие, наиболее существенные признаки,характер­ны для всех государств однойи той же социально-экономичес­кой формации. Тип государства означаетконкретизацию, определенность егоэкономической основы, классовой сущности и социального назначения.
Для определения типа государства в данном значениинеобхо­димо ответить на три вопроса.
Какой общественно-экономической формации, какомутипу производственных отношенийсоответствует данное государст­во? Орудиемкакого класса оно является? Каково социальное назначение данногогосударства?
Дляобозначения выделяемых на этом основании типов госу­дарства используется термин«исторические типы государства»[4].Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства:
―              
―              
―              
―              [5];
―              (восточное[6]);
―              [7].
В настоящее время рассматриваетсятакой тип государства как азиатский(восточный), который предшествовал рабовладельческому государству3.
Азиатское (восточное) государство.
Географически и природные условияэтих государств требовали организации крупных ирригационных работ.Экономической основой являлась государственная собственность на землю иирригационные сооружения.
Функции восточного государства:
a)                
b)                
c)                
d)               
Организация государственной властибыла представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежаланаследственному монарху, правящему при помощи сильного военногобюрократического аппарата3.
Рабовладельческое государство.
Рабовладельческоегосударство является исторически первым типомгосударственной организации, возникшей на развалинах пер­вобытнообщинного строя в силу разложения обществана классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древнимирабовладельчес­кими государствамибыли государства, образовавшиеся в конце IV— начале III тыс. до н.э.: в Древнем Египте — Египетское царство, вдолинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские государ­ства, а также Ассирийское государство (IIIтыс. до н.э.), государства Индии и Китая (IIтыс. до н.э.) и Хеттское государство (конец IIтыс. до н.э.). Более позднимирабовладельческими государствами были государстваДревней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассей­не Средиземного моря.
В своем развитиирабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основныестадии. Первая стадия ассоциируется сдревневосточным рабовладением. Среди ее наибо­лее характерных черт иособенностей выделяются следующие. На­личие значительных остатковпервобытнообщинного строя. Суще­ствование примитивных форм патриархального рабстваи ведения хозяйства, при котором рабу разрешается иметь свое имущество и дажесемью. Сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, коллективногорабовладения (ра­бы, принадлежащиеотдельным храмам, государству). Существова­ние, сельскохозяйственных общин,обусловленное климатическими условиямиВостока и, как следствие этого — необходимость приме­нения коллективного трудана строительстве ирригационных соору­жений,при эксплуатации оросительных систем, развитии животно­водства,возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли. Сельская общинаосуществляла куплю-продажу земельных участков.В соответствии с установленными правилами она перерас­пределяла землю между своими членами, решалаосновные вопросы более рационального использования земли.
Наряду с сельской общиной в странах ДревнегоВостока кол­лективными собственниками земли были государство и отдельныехрамы. Частная собственность на землю, так же, как и на другие средства производства, в этих странах не получилатакого широкого развития, как в других рабовладельческих государствах.По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего Востока правоколлективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правомколлективного пользования землей.
Вторая стадияразвития рабовладельческого строя — период греческо-римского рабовладения. Этастадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способапроизводства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнооб­щинногостроя, наиболее высокой степенью развития рабовладель­ческого государственногоаппарата и права, более развитыми фор­мами эксплуатации рабов и неимущих граждан,«образцами» беспо­щадного насилия и подавления масс.
Экономическуюоснову рабовладельческого государства состав­ляла частная собственностьрабовладельцев на средства производ­ства и рабов. В условиях рабовладельческогостроя впервые в исто­рии развития человечества в наиболее резкой и обнаженнойформе проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классови слоев общества, полное, практически ничем не ограничен­ное господство одногокласса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов.
На всех стадияхразвития рабовладельческого государства ра­бы постоянно оставались на положениивещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производителиматериальных или иных благ. Характеризуя положение рабов как орудий производ­ства,К. Маркс писал, что «раб не продает свой труд рабовладель­цу, так же как вол непродает своей работы крестьянину. Раб вместе со своим трудом раз и навсегдапродан своему господину».
Основнымиспособами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужихтерриторий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободныхлюдей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме — долговоерабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжкихпреступлений, и др.
Рабовладельцы ирабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, ноотнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами.Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строявстречались различные, так называемые не основные классы и социальные группы(слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например,крестьян-общинников и ремеслен­ников в странах Древнего Востока (Вавилон,Индия, Китай), торго­вых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев вРиме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и др.
Свободные иполусвободные слои рабовладельческого общества, в частности, ремесленники имелкие землевладельцы, постоянно ра­зорялись и закабалялись крупнымиземлевладельцами и ростовщи­ками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялсягораздо более дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторваннымиот земли и своих традиционных средств производства, они, как правило, пополнялифактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческомРиме и Афи­нах, ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободныхи полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалосьот положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплуатации состороны рабовла­дельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболееярко это проявлялось, например, по отношению к такой категории свободных людейРимской империи, как перегрины, в состав кото­рых входили жители провинцийРима, не получившие римского гражданства, и римские граждане, подвергавшиесявысылке за со­вершение преступлений, а также по отношению к колонам, состояв­шимв большинстве своем из формально полусвободных, но факти­чески накрепкопривязанных к арендуемым ими земельным участ­кам (парцеллам) закабаленных крестьян.Ни на первую, ни на вто­рую социальные группы в полной мере не распространилосьискон­ное римское право. Они постоянно находились в зависимом положе­нии иподавлялись. Особенно тяжелым было положение колонов, которые были прикрепленык земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой. Они не были рабами, нои не считались свобод­ными.
Рабовладельческое государство при этом, будучи по своей со­циально-классовойсущности организацией класса рабовладельцев, одним из важнейших звеньевмеханизма власти данного класса, использовало все находящиеся в егораспоряжении средства для оформления и укрепления экономического базисарабовладельчес­кого общества, для обеспечения устойчивости и защиты рабовла­дельческогообщественно-политического строя, для удержания гос­подства рабовладельцев надрабами, для обуздания свободной бед­ноты и рабов.
Каковы же былиосновные функции и механизм рабовладель­ческого государства?
Рабовладельческоегосударство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Каждая функция рабовладельческогогосудар­ства представляла собой одно из основных направлений деятельно­стиданной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием иназначением, а также стоящими перед ним целями и задачами.
В числевнутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержаниянаиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс ирабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский харак­террабовладельческого государства и его отношение к экономичес­ким интересам господствующегокласса. Государство при этом, бу­дучи собственником больших земельных угодий,копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия дляэксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само вы­ступало какэксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древ­нем Египте, гдерабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существованиянеизменно выступало, с одной сторо­ны, как верховный собственник всей земли,обладающий правом сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а сдругой — как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды,оросительных каналов, рабов.
Рабовладельческоегосударство Древнего Египта, наряду с дру­гими древневосточными государствами,в целях поддержания эко­номики страны в условиях неблагоприятного для ведениясельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внима­ниеорганизации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству ипостоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупныхирригационных систем.
Важнымивнутренними функциями рабовладельческого госу­дарства были также функция охранырабовладельческой частной собственности, функция подавления сопротивления рабови других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызываласьмассовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, норазоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями иборьбой, которая непре­рывно велась на протяжении всей истории существованиярабовла­дельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми,угнетенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служитькрупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание рабови вольноотпущенников в Малой Азии (I в. до н.э.), крупнейшее восста­ние рабов под руководством Спартака в Риме (74—71 гг. до н.э.) и др. Осуществляяфункцию охраны рабовладельческой собственно­сти и подавления сопротивлениярабов и неимущих слоев, рабовла­дельческое государство широко использовалопринудительные ор­ганы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных посвоему характеру правовых актов, а также различные узаконенные формы устрашенияи террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью удержания вподчинении угнетенных предста­вителями господствующего класса время от времениустраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных ило­тов— государственных рабов. В Риме, согласно многократно при­менявшемуся закону, вслучае убийства рабом господина подверга­лись казни все жившие или находившиесяв момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишьте рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что они оказываливсяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни.Жестоко и беспощадно расправля­лись рабовладельцы с массами, оказывавшиминеповиновение, с побежденными участниками восстаний — крестьянами-общинниками ирабами.
Господствующимиклассами в процессе повседневного угнете­ния и подавления масс, наряду с мерамиустрашения, террора и физического уничтожения непокорных, широко и методическипри­менялись также и разнообразные средства духовного закабаления. Особую рольпри этом играла религия, освящавшая взгляды, соглас­но которым физический трудявляется лишь уделом вольноотпу­щенников и рабов.
История развитиярабовладельческого строя знала немало весьма разнообразных и значительноотличавшихся друг от друга религий. Однако все они, несмотря на свои особенности,неизменно проводили одну и ту же ярко выраженную в социальном плане ли­нию,идеологически обосновывали и защищали эксплуатацию, от­стаивали рабовладельческий экономический и социально-политичес­кийстрой, призывали свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению передрабовладельцами.
К внешнимфункциям рабовладельческого государства отно­сятся такие направления егодеятельности, которые связаны с за­воеванием, порабощением и ограблением другихнародов; обороной страны от внешних противников; правлением захваченными во вре­мявойны территориями; с установлением и поддержанием дипло­матических, торговых ииного рода мирных связей с другими госу­дарствами. Внешние функции рабовладельческогогосударства на­ходились в неразрывной связи с внутренними функциями, ими до­полнялись и подкреплялись. В зависимости отконкретно-историчес­ких условий развития рабовладельческого общества, атакже общественно-политической значимости событий (восстания рабов, войны ит.п.), имевших место в той или иной стране, внутренние и внешние функциирабовладельческого государства попеременно вы­двигались на первый или второйплан. Во время внутренних соци­альных потрясений более значимую роль, естественно,приобрета­ли внутренние функции рабовладельческого государства, в то время какпри ведении захватнических или оборонительных войн на пер­вый план выступалиего внешние функции.
Внутренние ивнешние функции, свойственные рабовладель­ческому государству, осуществлялись спомощью специально со­зданных для этого органов, составляющих государственныйаппарат или механизм рабовладельческого государства. Составными частя­ми этогомеханизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственнойвласти, административный и управленчес­кий аппарат. Вся рабовладельческая государственнаямашина при­звана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию однойчастью общества — классом рабовладельцев другой — сво­бодных неимущих и рабов,закрепить и обеспечить охрану сущест­вующего общественно-политического и экономическогостроя, частной собственности; наиважнейших средств производства и рабов,служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусво­бодных слоевнаселения от участия в политической жизни рабовла­дельческого общества, врешении государственных и общественных дел[8].
Простоеналичие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разрядрабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII— IXвеках (негрына плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство —экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующихэтапах государства, но не было социально-экономической основой в процессестановления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинногостроя. Не было такого разложения, а произошло перерастание первобытногообщества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства напоследующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к ихстановлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительноуникальный процесс.
Феодальное государство
Социально-экономическаяоснова и сущность феодального го­сударства. Феодальный тип государства и праваисторически при­ходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя ос­новнымипутями. Первый путь — это путь постепенного разложе­ния рабовладельческогоэкономического и социального строя и за­рожденияв его недрах феодального строя. Этот процесс происходил во всехрабовладельческих государствах и общественно-политичес­ких системах.
Второй путь — этопуть постепенного развития, а затем разло­жения первобытнообщинного строя ивозникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности, шлоразвитие госу­дарства и права у восточных и западных славян. Оно было связано спревращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственниковземли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разоренияи закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельнуюаристократию, а эксплуатируемыесоплеменники — в полностью за­висимых от них крестьян.
Одновременно с процессом разложения первобытногообщества шел процесс превращения органов родового строя в органы фео­дальногогосударства: родового военачальника или вождя — в ко­роля; совета старейшин(там, где он сохранялся) — в совет прибли­женныхмонарха; ополчения, состоящего из соплеменников, — в по­стоянно действующуюдружину или армию.
Несмотря наразличие путей возникновения феодального строя у разных народов, в целом этотпроцесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял вобразовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати вкласс феодалов. А с другой — в разложении сельской общины и превра­щении свободных крестьян — общинников инесвободных землевладельцев в феодально-зависимых от крупныхземлевладельцев либо от государства крепостных крестьян. Последние, в отличиеот рабов, полностью отделявшихся, согласно действовавшему рабовладельчес­комуправу, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности наземлю, однако имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личнойсобственности на некоторые сельскохозяй­ственные орудия труда.
Не будучи собственникомземли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками,инвентарем, выступал как непосредственный производитель материальных благ и какза­висимый от помещика землепользователь. Остатки вырабатываемой им продукции,за исключением той, которая присваивалась феода­лом, поступали в егособственность. Это создавало определенную заинтересованность крепостного крестьянствав результатах свое­го труда, вело к росту его производительности по сравнению стру­дом рабов. Все это указывало на то, что феодальный способ произ­водства, авместе с ним и весь феодальный строй, являлся более эффективным,исторически прогрессивным по сравнению с рабо­владельческим способомпроизводства и рабовладельческим строем.
Феодальнаясобственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещикови крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых.Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них фео­дальнойренты.
Существовали триосновные формы или разновидности ренты: отработочная рента (барщина),при которой крепостной крестья­нин должен был отработать на феодала определенноеколичество дней в неделю; натуральная (натуральный оброк), при которойкре­стьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой имсельскохозяйственной продукции, а ремесленник — продукции своего ремесла; и денежнаярента (денежный оброк), со­гласно которой крестьянин или ремесленник должныбыли уплачи­вать феодалу определенную сумму денег.
Нередко отработочнаярента сочеталась с денежной или нату­ральной рентой. Так, в соответствии сЗаконником сербского коро­ля Стефана Душана (1349—1354) феодально-зависимыекрестьяне (мероцхи) наряду с платой по числу душ («как плату платят и ра­ботуработают, так и землю да держать») обязаны были нести и другие повинности.«Мероцхам закон по всей земле, — говорится в Законнике. — В неделю да работаютдва дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят емусено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет вино­градника,да выполняют они ему другие работы один день».
Наряду сэкономическими формами эксплуатации и принужде­ния крепостных крестьян иремесленников большое значение имело также их внеэкономическое принуждение,зачастую выражавшееся в различных формах прямого насилия. Некоторые из этихфор] были закреплены в законодательстве. Согласно, например, Закона: кнута(Англосаксонская правда первой половины XI в.) с целы удержания подчиненных в повиновении король «передовсеми людьми в Уэссексе» наделялся такими прерогативами, как «объявлениечеловека вне закона, вторжение в жилище, установление застав н дорогах и др.
В соответствии сКутюмами Бовези (Франция, XIIIв.) сеньор имел право «обращать навеки в крепостных вместе с их семействомкрестьян, уклонявшихся «без уважительных причин» от военных походов, насильнозаставлять платить «брачный выкуп» и др. «Личная крепостная зависимостьсоздавалась многими путями», — подчеркивалось в Кутюмах Бовези.
Помимонасильственного закрепощения «многие отдавали себя и потомков своих и имуществосвое святым, облагая себя повинно­стями по своей доброй воле, побуждаемыевеликим благочестием» продавали себя и свою семью, «впавши в бедность»;отдавали себе в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от другиесеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. Кро­ме того, «есть идругие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеютсвойство делать людей недво­рянского рода, мужчин или женщин, в случае, еслиони проживу на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под влас­тьюкоторых они проживают».
Таким образом, вусловиях феодального строя экономическое принуждение органически сочеталось свнеэкономическим прямым принуждением крепостных. Без этого невозможна была быпрочная власть феодалов.
Для удержаниясвоего господства, «для сохранения своей вла­сти — отмечал в связи с этим В. И.Ленин, — помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинениеему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам — и всеэти законы сводились в основном к одному — удержать власть помещика над крепостнымкрестьянином. Это и было крепостничес­кое государство...»
В качествеполитической организации господствующего класса феодалов-крепостников этогосударство было призвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения масс— крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодаловна зем­лю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепленияих экономического и социально-политического господ­ства. Социальную сущностьфеодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная властькласса феодалов.
Каковы были основныефункции и механизм феодального го­сударства?Выполняя волю и интересы господствующего класса фе­одалов,крепостническое государство осуществляло ряд внутренних функций. Внутренниефункции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости иподчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности наземлю и дру­гие средства производства; видеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; ворганизации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутригосподствую­щего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осу­ществлениягосподства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоевнаселения.
Строгаяиерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политичес­кой надстройки, вассальной зависимости одних,менее могуществен­ных феодалов от других позволяли феодальномугосударству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану суще­ствующего экономического исоциально-политического строя, сохра­нятьсоциально-классовую солидарность нередко противоборствую­щих друг сдругом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массыкрепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почтибезраздельное господ­ство в духовной сфережизни феодального общества церкви, осуще­ствлявшей на протяжении многихвеков управление делами обра­зования и культуры.
Внешние функциифеодального государства соответствовали внешнеполитическому курсугосподствующего класса, отражали характер его активности на международнойарене, выступали как основные направления деятельности феодального государствав от­ношениях с другими государствами. Этифункции состояли в захва­те и ограблении феодальным государством чужихтерриторий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с дру­гимигосударствами, а также в защите своей территории от напа­дения извне.
Действовавшееправо, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодаловв вопросах ведения захват­нических войн и присвоения чужих территорий. Приподготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своихвассалов в виде живой силы, денег или оружия. В целях пре­дотвращения распрей ввойске во время походов или при дележе захваченнойдобычи Законник Стефана Душана особо предусматри­вал, например, что «ввойске (на походе) да не бывает ссоры. Если жедвое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не по­могаетим" и что «всяк да волен купить из военной добычи, приоб­ретена лиона на царской (сербской) или в чужой земле».
Становление иразвитие феодального строя, переход его от од­ной стадии к другойсоответственно отражался на функциях феодального государства и на характере егодеятельности. В раннефеодальный период — на стадии зарождения и формированияфеода­лизма государство функционировало как средство формирования и утвержденияфеодального типа собственности, захвата чужих тер­риторий и подавлениясопротивления крепостных крестьян. В более поздний период — на стадии развитогофеодализма государство на­правляло основные свои усилия на закреплениесложившегося спо­соба производства, наохрану феодальной частной собственности, на ее приумножение путемограбления других народов, на создание благоприятныхусловий для эксплуатации ремесленников и крепост­ных крестьян.     
И, наконец, впозднефеодальный период — на стадии разложе­ния феодализма и появления зачатковкапитализма феодальное государство использовало все находящиеся в егораспоряжении средства для задержания объективного процесса распада существу­ющего экономического и социально-политическогостроя, для сохра­нения феодального способа производства и поддержаниясложив­шейся системы- эксплуатации трудящихся масс.
Внутренниеи внешние функции феодального государстваосу­ществлялись с помощьюорганов, составляющих государственный механизм. Важнейшими составными частями его являлись армия,феодальные дружины, полиция, жандармерия, военно-администра­тивный и судебныйаппарат. Характерной чертой феодального го­сударства было соединение в однихруках земельной собственнос­ти и политической власти, аппарата управленияхозяйством и от­правления административных, фискальных, полицейских и судеб­ныхфункций.
Сложный,непрерывно разраставшийся по мере развития фео­дального общества государственныймеханизм содержался за счет огромных налогов, всякого рода штрафов, податей ипошлин, нала­гавшихся на ремесленников, городских жителей за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян. Именно на них,по словам Ф. Эн­гельса, «ложилась своей тяжестью вся общественнаяпирамида: князья, чиновники, дворянство, попы, патриции и бюргеры».
Исключительноважную роль в период существования фео­дального государства играла церковь. Еевласть нередко приравни­валась к власти императора или короля.
Церковь обладала огромными экономическими,политическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей ипо­ведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение,освящала феодальный строй, вела


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лессинг: «О законах временных и пространственных видов искусстве»
Реферат Способы представления статистических данных
Реферат Литература - Патофизиология Повреждение клетки
Реферат Влияние маркетинговой стратегии на финансовые результаты деятельности ООО "Альпиндустрия"
Реферат Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы
Реферат Home Learning New Era Essay Research Paper
Реферат The Winged Humanheaded Bull Essay Research Paper
Реферат Виды прочей дебиторской задолженности и их учет
Реферат Как согласовать мнение о себе с мнением окружающих
Реферат Mary Wolstonecraft Shelley Essay Research Paper Mary
Реферат «Роль воспитательного потенциала семьи в успешной социализации детей»
Реферат Анализ финансовой устойчивости СПК "1 Мая" Седельнековского района Омской области
Реферат Значение мифологии в истории человечества концепция философии мифологии ФВЙ Шеллинга
Реферат Формирование письменной речи как компонента литературных способностей учащихся 6х классов
Реферат Совершенствование политики продвижения товаров и услуг