Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Карагандинскийгосударственный университет им. Е. А. Букетова
Кафедратеории государства и права
ДОКЛАД
На тему:«Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства»
Выполнил: ст. I курса, гр. МП—12,
Крайбеков Чингиз
Проверил: преподавательТГП,
Гороховская ТатьянаВикторовна
Караганда 2006
Типологией государств называетсянаучная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющаяобъединить их в группы на основе определенных критериев[1].
Типология иликлассификация государств и правовых систем по типам представляет собойобъективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства иправа. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типовгосударства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов илисредств для раскрытия сути исторического процесса развития государства иправа.
Развитиегосударства и права является важнейшей составной частью всего процесса развитиячеловеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовыесистемы, является в силу этого составной частью познания всего историческогопроцесса.
Исходными посылками типологии государства иправовых систем являются следующиеположения.
Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе сним государства и права — этонепрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественноисторическийпроцесс.
Во-вторых, чтоэтот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы,содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениямиосновных принципов их организации и функционирования. Например, если в качествеодного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и прававыступал принцип частной собственности на основные средства производства и нарабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типагосударства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всехграждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типагосударства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствияобъема и характера политической власти размерам земельного владения.
И, в-третьих,положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и права кдругому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовыхявлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этомсмысле — революционности. Эволюционность развития государства и права,выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественныхизменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразноекачественное изменение государственно-правовых явлений, проявляются вовне какдве взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимнодополняющие друг друга стороны процесса их естественноисторического развития[2].
В настоящее время выделяют дваосновных подхода к типологии государства: формационныйи цивилизационный[3].
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
До недавнего времени формационный подходпризнавался у нас в качествеединственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его втом, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторическогопроцесса сменыобщественно-экономических формаций, каждой некоторых в условиях существования классов соответствуетопределенный тип государства. Аналогично понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки,характерны для всех государств однойи той же социально-экономической формации. Тип государства означаетконкретизацию, определенность егоэкономической основы, классовой сущности и социального назначения.
Для определения типа государства в данном значениинеобходимо ответить на три вопроса.
Какой общественно-экономической формации, какомутипу производственных отношенийсоответствует данное государство? Орудиемкакого класса оно является? Каково социальное назначение данногогосударства?
Дляобозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин«исторические типы государства»[4].Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства:
―
―
―
― [5];
― (восточное[6]);
― [7].
В настоящее время рассматриваетсятакой тип государства как азиатский(восточный), который предшествовал рабовладельческому государству3.
Азиатское (восточное) государство.
Географически и природные условияэтих государств требовали организации крупных ирригационных работ.Экономической основой являлась государственная собственность на землю иирригационные сооружения.
Функции восточного государства:
a)
b)
c)
d)
Организация государственной властибыла представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежаланаследственному монарху, правящему при помощи сильного военногобюрократического аппарата3.
Рабовладельческое государство.
Рабовладельческоегосударство является исторически первым типомгосударственной организации, возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения обществана классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древнимирабовладельческими государствамибыли государства, образовавшиеся в конце IV— начале III тыс. до н.э.: в Древнем Египте — Египетское царство, вдолинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские государства, а также Ассирийское государство (IIIтыс. до н.э.), государства Индии и Китая (IIтыс. до н.э.) и Хеттское государство (конец IIтыс. до н.э.). Более позднимирабовладельческими государствами были государстваДревней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря.
В своем развитиирабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основныестадии. Первая стадия ассоциируется сдревневосточным рабовладением. Среди ее наиболее характерных черт иособенностей выделяются следующие. Наличие значительных остатковпервобытнообщинного строя. Существование примитивных форм патриархального рабстваи ведения хозяйства, при котором рабу разрешается иметь свое имущество и дажесемью. Сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, коллективногорабовладения (рабы, принадлежащиеотдельным храмам, государству). Существование, сельскохозяйственных общин,обусловленное климатическими условиямиВостока и, как следствие этого — необходимость применения коллективного трудана строительстве ирригационных сооружений,при эксплуатации оросительных систем, развитии животноводства,возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли. Сельская общинаосуществляла куплю-продажу земельных участков.В соответствии с установленными правилами она перераспределяла землю между своими членами, решалаосновные вопросы более рационального использования земли.
Наряду с сельской общиной в странах ДревнегоВостока коллективными собственниками земли были государство и отдельныехрамы. Частная собственность на землю, так же, как и на другие средства производства, в этих странах не получилатакого широкого развития, как в других рабовладельческих государствах.По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего Востока правоколлективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правомколлективного пользования землей.
Вторая стадияразвития рабовладельческого строя — период греческо-римского рабовладения. Этастадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способапроизводства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнообщинногостроя, наиболее высокой степенью развития рабовладельческого государственногоаппарата и права, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан,«образцами» беспощадного насилия и подавления масс.
Экономическуюоснову рабовладельческого государства составляла частная собственностьрабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческогостроя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженнойформе проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классови слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одногокласса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов.
На всех стадияхразвития рабовладельческого государства рабы постоянно оставались на положениивещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производителиматериальных или иных благ. Характеризуя положение рабов как орудий производства,К. Маркс писал, что «раб не продает свой труд рабовладельцу, так же как вол непродает своей работы крестьянину. Раб вместе со своим трудом раз и навсегдапродан своему господину».
Основнымиспособами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужихтерриторий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободныхлюдей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме — долговоерабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжкихпреступлений, и др.
Рабовладельцы ирабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, ноотнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами.Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строявстречались различные, так называемые не основные классы и социальные группы(слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например,крестьян-общинников и ремесленников в странах Древнего Востока (Вавилон,Индия, Китай), торговых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев вРиме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и др.
Свободные иполусвободные слои рабовладельческого общества, в частности, ремесленники имелкие землевладельцы, постоянно разорялись и закабалялись крупнымиземлевладельцами и ростовщиками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялсягораздо более дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторваннымиот земли и своих традиционных средств производства, они, как правило, пополнялифактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческомРиме и Афинах, ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободныхи полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалосьот положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплуатации состороны рабовладельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболееярко это проявлялось, например, по отношению к такой категории свободных людейРимской империи, как перегрины, в состав которых входили жители провинцийРима, не получившие римского гражданства, и римские граждане, подвергавшиесявысылке за совершение преступлений, а также по отношению к колонам, состоявшимв большинстве своем из формально полусвободных, но фактически накрепкопривязанных к арендуемым ими земельным участкам (парцеллам) закабаленных крестьян.Ни на первую, ни на вторую социальные группы в полной мере не распространилосьисконное римское право. Они постоянно находились в зависимом положении иподавлялись. Особенно тяжелым было положение колонов, которые были прикрепленык земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой. Они не были рабами, нои не считались свободными.
Рабовладельческое государство при этом, будучи по своей социально-классовойсущности организацией класса рабовладельцев, одним из важнейших звеньевмеханизма власти данного класса, использовало все находящиеся в егораспоряжении средства для оформления и укрепления экономического базисарабовладельческого общества, для обеспечения устойчивости и защиты рабовладельческогообщественно-политического строя, для удержания господства рабовладельцев надрабами, для обуздания свободной бедноты и рабов.
Каковы же былиосновные функции и механизм рабовладельческого государства?
Рабовладельческоегосударство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Каждая функция рабовладельческогогосударства представляла собой одно из основных направлений деятельностиданной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием иназначением, а также стоящими перед ним целями и задачами.
В числевнутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержаниянаиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс ирабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский характеррабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующегокласса. Государство при этом, будучи собственником больших земельных угодий,копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия дляэксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало какэксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древнем Египте, гдерабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существованиянеизменно выступало, с одной стороны, как верховный собственник всей земли,обладающий правом сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а сдругой — как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды,оросительных каналов, рабов.
Рабовладельческоегосударство Древнего Египта, наряду с другими древневосточными государствами,в целях поддержания экономики страны в условиях неблагоприятного для ведениясельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное вниманиеорганизации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству ипостоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупныхирригационных систем.
Важнымивнутренними функциями рабовладельческого государства были также функция охранырабовладельческой частной собственности, функция подавления сопротивления рабови других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызываласьмассовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, норазоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями иборьбой, которая непрерывно велась на протяжении всей истории существованиярабовладельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми,угнетенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служитькрупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание рабови вольноотпущенников в Малой Азии (I в. до н.э.), крупнейшее восстание рабов под руководством Спартака в Риме (74—71 гг. до н.э.) и др. Осуществляяфункцию охраны рабовладельческой собственности и подавления сопротивлениярабов и неимущих слоев, рабовладельческое государство широко использовалопринудительные органы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных посвоему характеру правовых актов, а также различные узаконенные формы устрашенияи террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью удержания вподчинении угнетенных представителями господствующего класса время от времениустраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных илотов— государственных рабов. В Риме, согласно многократно применявшемуся закону, вслучае убийства рабом господина подвергались казни все жившие или находившиесяв момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишьте рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что они оказываливсяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни.Жестоко и беспощадно расправлялись рабовладельцы с массами, оказывавшиминеповиновение, с побежденными участниками восстаний — крестьянами-общинниками ирабами.
Господствующимиклассами в процессе повседневного угнетения и подавления масс, наряду с мерамиустрашения, террора и физического уничтожения непокорных, широко и методическиприменялись также и разнообразные средства духовного закабаления. Особую рольпри этом играла религия, освящавшая взгляды, согласно которым физический трудявляется лишь уделом вольноотпущенников и рабов.
История развитиярабовладельческого строя знала немало весьма разнообразных и значительноотличавшихся друг от друга религий. Однако все они, несмотря на свои особенности,неизменно проводили одну и ту же ярко выраженную в социальном плане линию,идеологически обосновывали и защищали эксплуатацию, отстаивали рабовладельческий экономический и социально-политическийстрой, призывали свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению передрабовладельцами.
К внешнимфункциям рабовладельческого государства относятся такие направления егодеятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением другихнародов; обороной страны от внешних противников; правлением захваченными во времявойны территориями; с установлением и поддержанием дипломатических, торговых ииного рода мирных связей с другими государствами. Внешние функции рабовладельческогогосударства находились в неразрывной связи с внутренними функциями, ими дополнялись и подкреплялись. В зависимости отконкретно-исторических условий развития рабовладельческого общества, атакже общественно-политической значимости событий (восстания рабов, войны ит.п.), имевших место в той или иной стране, внутренние и внешние функциирабовладельческого государства попеременно выдвигались на первый или второйплан. Во время внутренних социальных потрясений более значимую роль, естественно,приобретали внутренние функции рабовладельческого государства, в то время какпри ведении захватнических или оборонительных войн на первый план выступалиего внешние функции.
Внутренние ивнешние функции, свойственные рабовладельческому государству, осуществлялись спомощью специально созданных для этого органов, составляющих государственныйаппарат или механизм рабовладельческого государства. Составными частями этогомеханизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственнойвласти, административный и управленческий аппарат. Вся рабовладельческая государственнаямашина призвана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию однойчастью общества — классом рабовладельцев другой — свободных неимущих и рабов,закрепить и обеспечить охрану существующего общественно-политического и экономическогостроя, частной собственности; наиважнейших средств производства и рабов,служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусвободных слоевнаселения от участия в политической жизни рабовладельческого общества, врешении государственных и общественных дел[8].
Простоеналичие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разрядрабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII— IXвеках (негрына плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство —экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующихэтапах государства, но не было социально-экономической основой в процессестановления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинногостроя. Не было такого разложения, а произошло перерастание первобытногообщества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства напоследующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к ихстановлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительноуникальный процесс.
Феодальное государство
Социально-экономическаяоснова и сущность феодального государства. Феодальный тип государства и праваисторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя основнымипутями. Первый путь — это путь постепенного разложения рабовладельческогоэкономического и социального строя и зарожденияв его недрах феодального строя. Этот процесс происходил во всехрабовладельческих государствах и общественно-политических системах.
Второй путь — этопуть постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя ивозникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности, шлоразвитие государства и права у восточных и западных славян. Оно было связано спревращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственниковземли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разоренияи закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельнуюаристократию, а эксплуатируемыесоплеменники — в полностью зависимых от них крестьян.
Одновременно с процессом разложения первобытногообщества шел процесс превращения органов родового строя в органы феодальногогосударства: родового военачальника или вождя — в короля; совета старейшин(там, где он сохранялся) — в совет приближенныхмонарха; ополчения, состоящего из соплеменников, — в постоянно действующуюдружину или армию.
Несмотря наразличие путей возникновения феодального строя у разных народов, в целом этотпроцесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял вобразовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати вкласс феодалов. А с другой — в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян — общинников инесвободных землевладельцев в феодально-зависимых от крупныхземлевладельцев либо от государства крепостных крестьян. Последние, в отличиеот рабов, полностью отделявшихся, согласно действовавшему рабовладельческомуправу, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности наземлю, однако имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личнойсобственности на некоторые сельскохозяйственные орудия труда.
Не будучи собственникомземли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками,инвентарем, выступал как непосредственный производитель материальных благ и какзависимый от помещика землепользователь. Остатки вырабатываемой им продукции,за исключением той, которая присваивалась феодалом, поступали в егособственность. Это создавало определенную заинтересованность крепостного крестьянствав результатах своего труда, вело к росту его производительности по сравнению струдом рабов. Все это указывало на то, что феодальный способ производства, авместе с ним и весь феодальный строй, являлся более эффективным,исторически прогрессивным по сравнению с рабовладельческим способомпроизводства и рабовладельческим строем.
Феодальнаясобственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещикови крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых.Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них феодальнойренты.
Существовали триосновные формы или разновидности ренты: отработочная рента (барщина),при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенноеколичество дней в неделю; натуральная (натуральный оброк), при которойкрестьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой имсельскохозяйственной продукции, а ремесленник — продукции своего ремесла; и денежнаярента (денежный оброк), согласно которой крестьянин или ремесленник должныбыли уплачивать феодалу определенную сумму денег.
Нередко отработочнаярента сочеталась с денежной или натуральной рентой. Так, в соответствии сЗаконником сербского короля Стефана Душана (1349—1354) феодально-зависимыекрестьяне (мероцхи) наряду с платой по числу душ («как плату платят и работуработают, так и землю да держать») обязаны были нести и другие повинности.«Мероцхам закон по всей земле, — говорится в Законнике. — В неделю да работаютдва дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят емусено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет виноградника,да выполняют они ему другие работы один день».
Наряду сэкономическими формами эксплуатации и принуждения крепостных крестьян иремесленников большое значение имело также их внеэкономическое принуждение,зачастую выражавшееся в различных формах прямого насилия. Некоторые из этихфор] были закреплены в законодательстве. Согласно, например, Закона: кнута(Англосаксонская правда первой половины XI в.) с целы удержания подчиненных в повиновении король «передовсеми людьми в Уэссексе» наделялся такими прерогативами, как «объявлениечеловека вне закона, вторжение в жилище, установление застав н дорогах и др.
В соответствии сКутюмами Бовези (Франция, XIIIв.) сеньор имел право «обращать навеки в крепостных вместе с их семействомкрестьян, уклонявшихся «без уважительных причин» от военных походов, насильнозаставлять платить «брачный выкуп» и др. «Личная крепостная зависимостьсоздавалась многими путями», — подчеркивалось в Кутюмах Бовези.
Помимонасильственного закрепощения «многие отдавали себя и потомков своих и имуществосвое святым, облагая себя повинностями по своей доброй воле, побуждаемыевеликим благочестием» продавали себя и свою семью, «впавши в бедность»;отдавали себе в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от другиесеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. Кроме того, «есть идругие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеютсвойство делать людей недворянского рода, мужчин или женщин, в случае, еслиони проживу на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под властьюкоторых они проживают».
Таким образом, вусловиях феодального строя экономическое принуждение органически сочеталось свнеэкономическим прямым принуждением крепостных. Без этого невозможна была быпрочная власть феодалов.
Для удержаниясвоего господства, «для сохранения своей власти — отмечал в связи с этим В. И.Ленин, — помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинениеему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам — и всеэти законы сводились в основном к одному — удержать власть помещика над крепостнымкрестьянином. Это и было крепостническое государство...»
В качествеполитической организации господствующего класса феодалов-крепостников этогосударство было призвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения масс— крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодаловна землю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепленияих экономического и социально-политического господства. Социальную сущностьфеодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная властькласса феодалов.
Каковы были основныефункции и механизм феодального государства?Выполняя волю и интересы господствующего класса феодалов,крепостническое государство осуществляло ряд внутренних функций. Внутренниефункции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости иподчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности наземлю и другие средства производства; видеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; ворганизации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутригосподствующего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществлениягосподства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоевнаселения.
Строгаяиерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости одних,менее могущественных феодалов от других позволяли феодальномугосударству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану существующего экономического исоциально-политического строя, сохранятьсоциально-классовую солидарность нередко противоборствующих друг сдругом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массыкрепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почтибезраздельное господство в духовной сфережизни феодального общества церкви, осуществлявшей на протяжении многихвеков управление делами образования и культуры.
Внешние функциифеодального государства соответствовали внешнеполитическому курсугосподствующего класса, отражали характер его активности на международнойарене, выступали как основные направления деятельности феодального государствав отношениях с другими государствами. Этифункции состояли в захвате и ограблении феодальным государством чужихтерриторий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с другимигосударствами, а также в защите своей территории от нападения извне.
Действовавшееправо, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодаловв вопросах ведения захватнических войн и присвоения чужих территорий. Приподготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своихвассалов в виде живой силы, денег или оружия. В целях предотвращения распрей ввойске во время походов или при дележе захваченнойдобычи Законник Стефана Душана особо предусматривал, например, что «ввойске (на походе) да не бывает ссоры. Если жедвое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не помогаетим" и что «всяк да волен купить из военной добычи, приобретена лиона на царской (сербской) или в чужой земле».
Становление иразвитие феодального строя, переход его от одной стадии к другойсоответственно отражался на функциях феодального государства и на характере егодеятельности. В раннефеодальный период — на стадии зарождения и формированияфеодализма государство функционировало как средство формирования и утвержденияфеодального типа собственности, захвата чужих территорий и подавлениясопротивления крепостных крестьян. В более поздний период — на стадии развитогофеодализма государство направляло основные свои усилия на закреплениесложившегося способа производства, наохрану феодальной частной собственности, на ее приумножение путемограбления других народов, на создание благоприятныхусловий для эксплуатации ремесленников и крепостных крестьян.
И, наконец, впозднефеодальный период — на стадии разложения феодализма и появления зачатковкапитализма феодальное государство использовало все находящиеся в егораспоряжении средства для задержания объективного процесса распада существующего экономического и социально-политическогостроя, для сохранения феодального способа производства и поддержаниясложившейся системы- эксплуатации трудящихся масс.
Внутренниеи внешние функции феодального государстваосуществлялись с помощьюорганов, составляющих государственный механизм. Важнейшими составными частями его являлись армия,феодальные дружины, полиция, жандармерия, военно-административный и судебныйаппарат. Характерной чертой феодального государства было соединение в однихруках земельной собственности и политической власти, аппарата управленияхозяйством и отправления административных, фискальных, полицейских и судебныхфункций.
Сложный,непрерывно разраставшийся по мере развития феодального общества государственныймеханизм содержался за счет огромных налогов, всякого рода штрафов, податей ипошлин, налагавшихся на ремесленников, городских жителей за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян. Именно на них,по словам Ф. Энгельса, «ложилась своей тяжестью вся общественнаяпирамида: князья, чиновники, дворянство, попы, патриции и бюргеры».
Исключительноважную роль в период существования феодального государства играла церковь. Еевласть нередко приравнивалась к власти императора или короля.
Церковь обладала огромными экономическими,политическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей иповедение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное мировоззрение,освящала феодальный строй, вела