ВВЕДЕНИЕ
Важный элемент правового государствапомимо господства права — разделение властей. Теория разделения властей лежит воснове западных концепций правового государства. Еще античные мыслители — Платон, Аристотель и др. Высказывали о своих работах подобные идеи. Традиционноосновоположниками «классического» варианта теории разделения властей вюридической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, невыделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную,исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами),подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто можетподписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительнойвласти.
Своедальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье,назвавшего три «рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную.Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-либо специальномуоргану, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия наопределенное время. «Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей,не будет связана ни с известной профессией, ни с известным положением, онастанет невидимой и как бы несуществующей. Люди не имеют перед глазами постоянносудей и страшатся уже ни судьи, а суда».[1]
Такимобразом Монтескье фактически отделяет судей от политики и доказываетнеобходимость сохранения за судом права быть консервативной, уравнивающейсилой, способной восстанавливать нарушенное право или попранную справедливостьустами самого народа.
В своейработе я рассматриваю вопросы, связанные со статусом суда (судебной власти) вправовом государстве, а именно какое место занимает правосудие в системеразделения властей, как судебная власть взаимодействует с законодательной иисполнительной властью, раскрывая их через понятия и признаки правовогогосударства.
Всовременных правовых демократических государствах правосудие функционируетнезависимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченнуюв конституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия какспецифической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том,чтобы обеспечивать надлежащие применение законов путем восстановления какнарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.
Законодательнаяи исполнительная власти находятся у истоков судебной власти: они ее формируют.Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и возвышается, становясьвластью особого рода. Исходя из этого следует всегда иметь в виду, что судебнаявласть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства –служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе и тех,которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерногоиспользования власти или законно признаваемых за ними властных полномочий.
В отличиеот законодательной деятельности, целью которой является крупномасштабноепланирование общественно – политических и политических процессов в обществе,цель судебной деятельности куда более конкретна: она основывается на точномустановлении фактов и их правовой оценке и лишь применительно к данномуконкретному случаю, по поводу которого в суд поступает заявление илиходатайство.
В целом жемиссия правосудия заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотомсправедливости.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГОГОСУДАРСТВА1.1. Возникновение идеиправового государства
Представление о государствекак организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, началиформироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеейправового государства связывались поиски более совершенных и справедливых формжизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон)пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственнойвластью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученыедревности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическаяформа общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и длясамого государства.
Государственная власть,признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителейсчиталась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,— писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”. Цицеронговорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общемправопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Римаоказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивныхучений о правовом государстве.[2]
В период начавшегосяразложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивныемыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавеллипредпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образомотвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел ввозможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности длякаждого. Боден определял государство как правовое управление многимисемействами и тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазныхреволюций в разработку концепции правового государства значительный вкладвнесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк,Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.
Гроций был первым выдающимсятеоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охранучастной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивалибы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.
Спиноза одним из первых далтеоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связанозаконами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал,что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданинуне только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегалсовременных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность,честь, свободу и иные блага подданных.
Гоббс разработал рядпрогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числуотносятся, например, обоснование формального равенства перед законом,незыблемость договоров.
Локк также говорил огосподстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые правасобственности, индивидуальной свободы и равенства.
Монтескье объяснялустановление правовой государственности необходимостью свободы в гражданскомобществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если быгражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бысвободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом,политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.[3]
Значительный вклад вразработку основополагающих элементов правовой государственности в этот периодвнесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детальноразработал философскую основу теории правового государства, центральное место вкотором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции,выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех гражданв государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненныхправовым законам”.
Философская концепцияправового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшееразвитие политико-правовой мысли и практику государственно-правовогостроительства.[4]
Мыслители Западной Европыоттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Еслиотвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении,что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель такжеподзаконен, как и гражданин.
Сам термин «правовоегосударство» утвердился в XIXв. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Идеи правовогогосударства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Ониизлагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.[5]
После октябрьской революции,социалистическая идеология и практика отрицала саму идею правового государства,поскольку государственная власть рассматривалась как стоящая над правом изаконом и даже как власть (диктатура пролетариата), не ограниченная законом. ВРоссии только в конце 80-х гг., в период перестройки, была выдвинута идея оформировании в стране правового государства.
Конституция РФ устанавливает(ст. 1 ч. 1), что “Россия есть демократическое правовое государство...”1.2. Понятие правового государства
Правовое государство —многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новыепризнаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея освязанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая формаорганизации и деятельности государственной власти, которая строится вовзаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе нормправа. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оновыступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служатинтересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.1.3. Признакиправового государства
С учетом исторических данных, общественной игосударственной практики и с позиций современного научного знания можновыделить такие принципы правового государства:
1. Принцип приоритета права.В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляетсятермин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано санглийским «rull oflaw» — «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский переводданного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было быговорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны,трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизацииправа как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
Принцип приоритета права может бытьраскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано счеловеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантиянормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источникформирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовуюформу либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа(общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся входе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возниклораньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По однойиз версий, государство возникло из необходимости организационно-властной,силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормальногофункционирования.
Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и егороли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно,но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритетав своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти,связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентированиегосударства на защиту прав и свобод человека.
В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросовобщественной и. государственной жизни с позиций права, закона; б) соединениеобщечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) иформально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех передзаконом) с организационно-территориальным делением общества и легитимнойпубличной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснованиялюбых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государственеобходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции изаконов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).[6]
2. Принцип правовойзащищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данныйпринцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни,общения с себе подобными создает различные организационные формы своегосуществования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормыповедения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основевсех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другимиобщественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений поповоду самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественнымпроисхождением права, возникшего, по существу, из стремления человекасохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, правовозникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что всевзаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами)должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределыдействия права, со стороны государства это может обернуться произволом,внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфическиеправовые признаки: 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства игражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3)стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий егоосуществления.
1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимнуюответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношенияс множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, ужепоэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государствокак совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых неможет быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взиматьналоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государстворасполагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретныхправоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем вправовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственностиза нарушение прав, невыполнение обязанностей.
2) Поскольку считается, что правовое государство и гражданин —равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязейвыступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилогопомещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если онапринята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяютсяте особые права, которые передаются государству и не могут принадлежатьотдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержаниечастной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основныхтипов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе,поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органыи должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правовогорегулирования, который позволяет им действовать только в пределах своейкомпетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав иобязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм егообеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его правамогут быть в любой момент нарушены.[7]
3. Принцип единства права изакона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен нетолько по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Этоозначает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствоватьмеждународно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятымлегитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. Инаконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средстви приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные исоизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия,адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правовогорегулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов идр.
4. Принцип разделения властей. Власть в государстве можетолицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она можетпринадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). Вданном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция,гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правовогогосударства характерным является демократический способ приобретения власти,наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционнаяконцепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебнуюприменительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти,а как создание системы сдержек и противовесов, способствующихбеспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитетгосударства. Исполнительная власть (производная от законодательной),назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов иоперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантомвосстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, СШАи других странах судебная власть явилась источником и стержнем формированиявсей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положиласудебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить онеобходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон вековолицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципыверховенства закона — высшего нормативно-правового акта,конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.[8]
Стоитотметить, что представление каким должно быть правовое государство, в различныхконцепциях существенно отличается. Обычно абсолютизируется один из признаковправового государства.
В классической либеральной трактовке, выделяется приоритет прав и свободличности. В этатической трактовке Г. Гегеля, государство в котором есть законы,уже является правовым, и соответственно нет необходимости формировать правовоегосударство.
2. ВЗАИМНОЕСДЕРЖИВАНИЕ И РАВНОВЕСИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ВПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ ПРИ ПОМОЩИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ2.1. Государственная власть и ее ветви
Власть всегда означает, содной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государстводиктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтомугосударственную власть можно определить как руководство обществом при помощигосударственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, наспециальные принудительные учреждения.
В различных обществах игосударствах характер государственной власти различен: в одних “руководство” состороны государства означает прямое насилие, в других скрытое принуждение, втретьих — организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание различныхсредств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной властью, не исполняются, принимаемые правительственнымиучреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и сдолжным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебныхвластей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдается анархия(безвластие) или возвышение какой-то иной власти.
Большое значение имеетлегитимность, то есть формирование ее на основе закона и с учетом общественноговолеизъявления.
Согласно теорииразделения властей, выдвинутой в XVIII в. Ш. Монтескье, государственная властьделится на исполнительную, законодательную и судебную. Государство являетсяодновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспеченияобщего блага. Соответственно, современное государство — механизм согласованиянеизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целяхобеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей правления являетсязащита и поощрение прав человека и основных его свобод. Современное правовоегосударство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но исправедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценностичеловеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры,обеспечивающие ее наиболее полное выражение. При этом к элементамсправедливости относятся: свободные периодические выборы; представительная посвоему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетнаизбранным законодательным органом или избирателям; обязанность органов государственнойвласти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;четкое разделение между государством и политическими партиями; деятельность исполнительныхи судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленнойзаконом; вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властейи подотчетны им; права человека и основные свободы гарантируются законом исоответствуют обязательству по международному праву и др.
Элементом механизмагосударственной власти является человек — субъект государственной власти.Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты.Институты государственной власти формируются на основе разделения властей —структурообразующего и функционального принципа рациональной организации иконтроля. Это принцип был сформулирован в 1748 г. Монтескье. Разделение властейпредставляет собой гораздо больше, чем просто обеспечение разделения государственныхорганов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек ипротивовесов. Джеймс Мэдисон — главный “архитектор” Конституции США — говорил,что до тех пор, пока органы государственной власти “не будут связаны ипереплетены до такой степени, чтобыпредоставить каждому из органов конституционный контроль над другими,максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободной правительства,никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом”.
В классическом вариантемеханизм государственной власти представлен парламентом, президентом и органомконституционной юрисдикции.
Конституция США[9]наделяет парламент (Конгресс) не вообще законодательной или какой-нибудь другойвластью, а строго определенными полномочиями.
Внутри Конгресса такжепредусмотрена определенная система сдержек и противовесов. Смысл учрежденияверхней палаты Сената наряду с нижней палатой в том, чтобы первая сдерживалапопулистские настроения народных представителей в нижней палате, предохранялаКонгресс от быстро и стихийно меняющегося общественного мнения. В то же время,именно палата представителей имеет право возбуждать импичмент — процедуру привлеченияк ответственности должностных лиц высших органов федеральной власти, совершившихправонарушения или проступки.
Важной гарантиейнезависимости и целостности Конгресса является свобода парламентских речей ипрений, иммунитет депутатов от ответственности за их выступления в Конгрессе.Конституция США запрещает совмещение должностей в законодательных, исполнительныхи судебных органах.
Важную роль в системесдержек и противовесов играют, с одной стороны, отлагательное вето президента,а с другой — законодательное вето Конгресса. Объектом президентскогоотлагательного вето является законопроекты, резолюции и решения, принимаемые совместнообеими палатами Конгресса. В случае несогласия с указанными документамипрезидент вправе вернуть их той палате,в которую. они были внесены, вместе с посланием, в котором содержатсясоответствующие возражения. Вето президента может быть преодолено, еслизаконопроект будет повторно одобрен обеими палатами Конгресса квалифицированным(2/3) большинством голосов каждой из палат.
Исполнительная власть[10]принадлежит только президенту. Президент является верховным главнокомандующимвооруженными силами, но при этом объявление войны — исключительное правоКонгресса.
Большими полномочиямипрезидент обладает в сфере внешней политики. Президент самостоятельно ведет международныедоговоры с представителями иностранного государства, в результате чегоготовится проект договора. Для ратификации его требуется одобрение 2/3 голосовприсутствующих членов Сената. Сам акт ратификации учиняется только президентоми после этого международный договор вступает в силу. Конституция США предписываетпрезиденту “заботиться о добросовестном исполнении законов”. Его полномочия вэтой сфере носят контрольно-надзорный характер. Реализация же принудительныхмер, связанных с уголовным наказанием за неисполнение федеральных законов, —прерогатива министерства юстиции.
Судебная власть вмеханизме разделения властей играет особую роль. Прежде всего в целяхмаксимально возможного разграничения властей предполагается, что судебныеорганы не занимаются спорами, разрешение которых отнесено к компетенциизаконодательной и исполнительной властей. В то же время решающее значение Верховного Суда определяется егофункцией конституционного надзора. Смысл и назначение такого надзора состоят вобеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, отпринятия и нарушения законов, нарушающих права граждан. 2.2.Исполнительная власть
В отличие от законодательнойвласти, исполнительная власть, по своей сути, вторична. Задачи исполнительнойвласти остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений,данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.
Исполнительная власть носитподзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываютсяна законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюдаи название власти — исполнительная.
Существенный признакисполнительной власти — ее универсальный и предметный характер. Первый признакотражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно ивезде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных,и от судебных органов власти. Другой признак означает, что исполнительная власть,также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание,поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы,использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В рукахисполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственнойвласти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Средиэтой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органамбезопасности, милиции.
Указанные признаки, и особеннопредметный характер исполнительной власти, составляют объективную основу длявозможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительнымиорганами. Здесь чрезвычайно важны механизмы сдержек и противовесов и эффективныерычаги политической ответственности каксо стороны законодательной власти, так и со стороны судебной власти.
Исполнительная власть — этовторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный,предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнениязаконов и других актов законодательной власти.
Исполнительная властьреализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах.Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство иобщее управление делами общества. Правительственная власть может составлятьпрерогативу одного лица (в президентских республиках, например, в России) иликоллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группаближайших советников главы государства — президента, а полномочия правительстваявляются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительствоформируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должнопо общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладатьсобственными полномочиями.
Правительство призванообеспечить охрану существующего порядка, защиту внешних интересов государства,осуществление экономических, социальных и иных функций в области сферегосударственного управления. Правительство (президент) назначает на высшиевоенные и гражданские должности, в его ведении находится административныйаппарат.
Наиболее значимые решения,порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение,правительство издает в виде регламентарных актов. Помимо собственнорегламентарной власти правительство может иметь право на издание актовделегированного законодательства. Правительство большинства стран обладаетправом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие назаконодательный процесс.
За проводимый курс иосуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило,солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в довериивыражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры.Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к егозамене новым. Однако потерпевшие поражение правительство (в целяхуравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочномуроспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.
Во всех странахпредусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебнойответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинениепредъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение делаотнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.
Исполнительная власть наместах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органовисполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления. Обычноруководство местными делами поручается назначаемому представителю центральнойвласти — губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления,который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когдауправление реализуется выборными органами, они имеют определеннуюсамостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.
Система местногосамоуправления, или муниципальная система, включает в себя как выборные органысамоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Этислужбы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержаниекоторой обеспечивается за счет местного бюджета.2.3. Законодательная власть
Законодательная властьявляется представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своимпредставителям и уполномочивает представительные органы осуществлятьгосударственную власть. В этом смысле можно говорить о первичностипредставитель