БАКИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет: Международное право и международные отношения
К У Р С О В А Я Р А БО Т А
по теории государства и права
на тему:
Соотношение понятий «система права» и «правовая система»
студента I-го курса
Алиева Фарида
Баку- 2001
П л а н:
Введение.
Термин «система права».
Соотношение понятий «система права и правовая система».
Структурные элементы системы права.
Основания классификации норм по отраслям.
Предмет и метод правового регулирования.
Общая характеристика отраслей права Азербайджанской Республики.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В данной курсовой работе рассматривается вопрос системы права.
Этот вопрос имеет большое значение для теории государстваи права. По мере развития цивилизации человечества стали появляться законы,преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшемразвитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специальногосложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечитьзаконную систему общественных отношений.
Можно сказать, понятие «система права» появилось тогда когда обществопришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественныхотношений необходимо разбить право по специфике области регулированияобщественных отношений.
Таким образом появляются отрасли права, а следовательно и кодексы какзаконодательство этой отрасли.
«Система права - это строение права,которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушенияи принимать соответствующие меры воздействия так как главная особенность каждой отрасли этоналичие особого юридического режима — метода регулирования».[1]
Преобразование права в систему путемделения его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться взаконодательстве.
Термин «система права».
Соотношение понятий «система права иправовая система».
Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство иобщество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое.Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки,свойства, представляет собой целостное образование, систему.
«Правоваясистема как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее изчастей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целоеневозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могутвыполнять самостоятельные функции вне системы».[2]
Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожестьвыражения, нужно четко различать два понятия — «правовая система» и «системаправа». Первое — это взятые в единстве основные правовые явления данной страны- и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика.«Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристикиправа той или иной страны».[3]Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например,Азербайджана, Великобритании, Китая, Японии.
Ивот в отношении той или иной страны использование понятия «национальнаяправовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правоммогут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либоправовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир»правовых явлений.
Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем:
- семья нормативно-законодательныхсистем континентальной Европы — романо-германское право (в этих системах напервом месте стоит закон);
- семья нормативно-судебных,англосаксонских правовых систем — прецедентное право Великобритании, США (вэтих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика,прецедент);
- семья религиозно — традиционных,заидеологизированных систем — мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия,партийная идеология).
Второе же, система права, касается только самого права, его строения.
Право как система характеризуется следующими признаками:
Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не можетсоздаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реальносуществующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребностиобщества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественнойжизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые«мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества,не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.
Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, еесоставляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая силасостоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурныйэлемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, аследовательно, и социальной значимости.
В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы,действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневыйкомплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.
«В системе права действуют связи четырех уровней:
- между элементами нормы права;
- между нормами, объединенными в правовые институты;
- между институтами соответствующей отрасли права;
- между отдельными отраслями права».[4]
«Система права — это внутреннее строение права, которое выражается вединстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе стем в разделении права на относительно самостоятельные части».[5]
Структурные элементы системы права.
Первым элементом системы права следует определить норму права, котораярегулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системыправа.
«Норма права — это «кирпичик права»,исходный элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков»складываются правовые институты т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и вправоохранительной областях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е.наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правовогоздания».[6]
«Правовой институт — это система взаимосвязанных норм, регулирующихотносительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либоих компоненты, свойства».[7]Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения,связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработнойплаты, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины кответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудовогодоговора, заработной платы, трудовой дисциплины.
Подобным образом выделяются и другиеправовые институты. Именно некоторая специфичность одной группы общественныхотношений по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующихнормативно-правовых институтов. Вместе с тем есть и такие институты, которыерегулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение или дажеодин из его элементов. Так, в уголовно-процессуальном праве известны институтыпотерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданскогоответчика, определяющие правовой статус одного из субъектовуголовно-процессуальных отношений. В гражданском праве имеется ряд институтов,которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовыхотношений отдельная сторона. Это, в частность, институты представительства,исковой давности, зашиты чести и достоинства гражданина, регламентирующие такиепринципиально важные моменты всех гражданско-правовых отношений, как порядокназначения и права представителей субъектов правоотношения, определение сроковисковой давности, порядок и способы защиты чести и достоинства гражданина отлюбых порочащих его слухов и домыслов.
«Правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм, специфика иавтономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. В то же времяотдельные так называемые смешанные институты могут содержать нормы, характерныедля разных отраслей права».[8]Например, институт, устанавливающий ответственность за совершениедисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основеинститута лежат властные полномочия администрации предприятия, ее правоналагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые спорыпо поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судебном органепо правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отраслиправа. Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородностьрегулируемых отраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В нейвсегда (в одних случаях больше, в других — меньше) присутствует некотороеколичество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальнымипо своему назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормыконституционного, административного, финансового и иных отраслейзаконодательства. В трудовом праве — нормы конституционного, административного,гражданского и гражданско-процессуального законодательства.
Таким образом институты, находясь в тесной взаимосвязи образуют новыекомпонент системы права — отрасль права.
«Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающеесяспецифическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки,комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляетсобой механическое объединение норм из нескольких институтов».[9]Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, неприсущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулируетобщественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферыпредметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права.Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с нимиличные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные сбраком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения,в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовойдеятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовоерегулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права отлюбого правового института, регулятивные функции которого ограничиваютсякакой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие отинститута отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методовправового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулированияотношений соответствующей сферы.
«Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванныхобеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонентана уровне правовых институтов и конкретных норм права».[10]При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий наборюридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединятьнормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно иотличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отрасляхправа имеется еще один компонент — под отрасль права — целостное образование,которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правовогорегулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве вкачестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственноеправо. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличиеот правового института под отрасль не является обязательным элементом каждойотрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, вуголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообщенет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующихнорм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии схарактером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.
Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:
- Государственное (конституционное)право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственногоустройства страны, основы правового положения граждан, систему органовгосударства и их основные полномочия.
- Административное право регулируетобщественные отношения, которые складываются в процессе осуществленияисполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
- Финансовое право представляет собойсовокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовойдеятельности.
- Земельное право регулируетобщественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод,лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческогообщества.
- Гражданское право — наиболееобъемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественныеи связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского правазакрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права иобязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения,связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданскимправом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинствогражданина или организаций.
- Трудовое право — это отрасль права,регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу,устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.
- Семейное право — отрасль права, котораярегулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядоквступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детейпо отношению друг к другу.
- Гражданско-процессуальное праворегулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских,трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяютцели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляютправовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ходсудебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.
- Уголовное право представляет собойкомплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какоенаказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяютпонятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказанияза преступное поведение и другое.
- Уголовно-процессуальное правообъединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормыданной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительногоследствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами прирасследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
- Исправительно-трудовое праворегулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания исвязанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отраслиустанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовногонаказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных приотбытии наказания.
Основания классификации норм поотраслям. Предмет и метод правового регулирования.
«Предмет и метод правового регулирования — это наиболее существенные основаниядля деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования— это то,на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественныеотношения. Общественные отношения являются той объективной основой, котораявызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки».[11]
«Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый,качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующийспецифической правовой регламентации».[12]Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин,не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором,обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразиеобщественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. «Отношения,регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своимсодержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного праварегулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственнойвласти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей вгосударстве».[13]
«Предмет правового регулирования — это качественно однородный видобщественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отраслиправа. Предмет регулирования является главным основанием для распределенияправовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметитьцелый ряд ее признаков».[14]У каждой из отраслей есть «свой предмет» т.е. особый участок общественнойжизни, целый комплекс однородных общественных отношений — конституционных,трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет«свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иныекодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствуетуголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскомуправу — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).
Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественнымсвоеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правовогорегулирования
Вторым,вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служитметод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия нормданной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отрасльюобщественные отношения.
«Метод правового регулирования — это особый юридический режим, который вомногом ориентирован на способы правового регулирования — дозволения,запрещения, обязывания».[15]К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; кзапрещениям уголовное; к обязываниям — административное.
Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:
специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участникамиурегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертойадминистративно-правового метода является «вертикальный» характервзаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состояниивласти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные,позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основаниемвозникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном,финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения нормправа, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — издоговора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица,которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиямидругих физических или юридических лиц либо государственных органов, особыхспособов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такиеправа могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон,либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов ипроцедур их применения.
«Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственногопринуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующихнормативно-правовых установлений».[16]Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного,гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только впределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения востальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к тойили иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций.Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретнойотрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правовоговоздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода,определяет его особый юридический режим, который последовательно проводитсячерез все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляетсярегулирование соответствующей сферы общественных отношений.
Общая характеристика отраслей праваАзербайджанской Республики.
Отрасли права Азербайджанской Республики могут быть подразделены на тричасти:
- Профилирующие, базовые отрасли,охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы — конституционное право; материальные отрасли -гражданское, административное;уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, вэтой группе сконцентрированы главные, первичные