Тема N 1.Правовое государство: сущность и основные черты
Курсовая работа
по теориигосударства и права
студентки 1курса, 2 группы
МГЮА
ИвановойМаргариты Евгеньевны
План
1. Понятие ипризнаки правового государства.
2. Системаразделения властей в правовом государстве
3. Верховенствозакона
4 Права и свободычеловека в системе ценностей
5 Взаимнаяответственность личности и государства.
Социальная и юридическая защищенностьличности.
6. Практика становленияправового государства в России
Историческая память хранит немалопоучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом.
Правовое государство — это продукт новоговремени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя,как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнямив античное общество.
В основе современных концепций правовогогосударства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французскогопросветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв.таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученыеполагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохиабсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно придтиправовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности игосударственной власти в условиях правового государства принципиально иные,нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерноограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И.Кантасводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законоввыступает практический разум, или свободная воля людей; человек становитсяморальной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности передчеловечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиямикатегорического императива, который сводится к следующему: «поступай так,чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякогодругого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как ксредству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла статьвсеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны бытьопределены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявлениеодного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешнеблагопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство — этосоединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или «государствов идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «счистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядоки строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые воззренияМонтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственногоустройства определяют собой дух законов и содержание законодательства;основываются на том, что принцип демократии — это добродетель, любовь к общемублагу; исходят из того, что к «правильной» форме государстваотносится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массенарода и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредствомкоторых выражается воля народа, состав и способ деятельности народногособрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержкусуществующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейногодостояния.
Теоретическаяконструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктринеХVШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную исудебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности игосударства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования всоответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещенозаконом», установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлогоповторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назадсловосочетание «правовое государство» привычно ассоциировалось с темиразделами университетского курса, где критиковались различные модификациизападных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось«социалистическое правовое государство». Вызывает сомнение научнаяосмысленность самого сочетания «социалистическое правовоегосударство». Прилагательное «социалистический» указывает нагосподствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идеяправового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию.Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность,т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстведелается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но ипретворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным ипротиворечивым.
Для того, чтобы понять глубинную сутьправового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но всеже внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей,наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Сутьправового государства не в законопослушании, равно как и не в обилиизаконодательных актов, — и то и другое есть признаки не правового, аполицейского государства. Суть государства правового — именно в характерезаконов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечениесуверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут кпроцветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блескаего.
В наиболее развитомбуржуазно-демократическом виде концепция правового государства являетсясоциальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих иклассовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежатьправовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-заотсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строяслужит развитое гражданское общество. Гражданское общество — системаэкономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и другихотношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы,корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей иинтересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями,обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство — лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном)государстве личность, общество и народ противопоставлены государству какполитическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, естьподданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимыхсоюзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма ипосягательств государственных органов. Понятие гражданского обществаподразумевает не только «гражданственность», известную степеньполитической свободы, но и «буржуазность», т.е. экономическуюнезависимость человека, возможность получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтовгосударства в демократическом обществе устраняет доминирование политическойвласти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон.Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства вусловиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народана осуществление власти, прежде всего путем формирования представительныхорганов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличиемуниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону;независимое и сильое правосудие; наличие государственной власти в отдельныхблоках, включия исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип«от каждого по способностям — каждому по труду. Это социально-правовоймасштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовыепринципы в экономике, следует возродитьряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменитьадминистративные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, 3)сделать главенствующим принцип „разрешено все, что не запрещено“, 4)обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие идобросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу ипредприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество — переход отраспределительного общества к рыночному — это глубинные, сущностные предпосылкиформирования правового государства.
Правовое государство — это государство,обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики,назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольногражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, нафактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно заправопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовнымфундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство — это демократическоегосударство, где обеспечивается господство права, верховенство закона,равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются игарантируются права и свободы человека и где в основу организациигосударственной власти положен принцип разделений законодательной,исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство — этодемократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участиенарода в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Этопредполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитоегражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность врамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, чтонаходит свое выражение, в частности в формировании и функционированииполитических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, всвободе прессы и т.п.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферахжизни общества.
2. Деятельность органов правовогогосударства базируется на принципе разделения властей на законодательную,исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности игосударства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, ихправовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологическийплюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий,орагинзаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различныхидеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядкав обществе.
К числу дополнительных факторов и условийстановления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
— преодоление правового нигилизма вмассовом сознании;
— выработка высокой политико-правовойграмотности;
— появление действенной способностипротивостоять произволу;
— разграничение партийных игосударственных функций;
— установление парламентской системыуправления государством;
— торжество политико-правового плюрализма;
— выработка нового правового мышления иправовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятияправовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительногонормотворчества;
б) отказ от догматического комментированияи апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности идекларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляциии использование общечеловеческого опыта.
Суверенная правовая власть должна бытьпротивопоставлена любым проявлениям огосударствления.
Отторжение правовой государственностивозможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. Кполитическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовыеструктуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания,бюрократическая олигархия — реакционно-реставраторские силы, а такжевоинствующая охлократия, антигуманная технократия — демагогически-популистскиесилы).
Правовое государство — путь к возрождениюестественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении сгосударством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие»правовое государство" — это фундаментальная общечеловеческаяценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические иэкономические свободы, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства — вгосподстве права в общественной и политической жизни, наличии сувереннойправовой власти. С помощью разделения властей государство организуется ифункционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политическойжизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию вполитической жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается отличие правовогогосударства от государства как такового? Государство как таковоехарактеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства отобщества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороныгосударственных органов и должностных лиц.
В отличие от него правовое государствосвязано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенныхграницах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно передгражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство как ивсякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть каксредство проведения внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическуюорганизацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическомбазисе общества.
3. Располагает специальным государственныммеханизмом.
4. Обладает определеннойадминистративно-территориальной организацией на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другимсборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правовогогосударства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементыфункционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии сосвоим целевым назначением. Наделенные властными полномочиямми, структурныечасти и элементы правового государства в своей специфической форме деятельностиреализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всюсвою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на праваи свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовымиактами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства.Механизм правового государства является способом его существования. Функцииправового государства реализуются с помощью его механизма.
Таким образом в правовом государстве егомеханизм свободен от бюрократизма и административно-командных методовуправления. Его демократический характер обусловлен ответственностью передобществом на службе которого он находится.
Правовое государство естьконцентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапыразвития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества.Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известнойсамостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правовогогосударства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.
Первый этап развития правовогогражданского общества — это становление рыночной экономики,предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальнойзащищенности граждан; второй этап — утверждение рыночной экономики различных формпредпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличиегласности, свободной деятельности средств массовой информации.
2. Государственная власть в правовомгосударстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права,связанностью государственной власти пправом, но и тем, как организованагосударственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теориисмешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) водном органе, в руках одного лица чревато опасностью установлениядеспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобыпредотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правомэти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовоегосударство организуется и функционирует правовым способом: государственныеорганы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга;устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие вовзаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную,исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властейдействует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При егопоследовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоениятой или иной властью полномочий другой. Принципразделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляетсясистемой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система«сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпацииполномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органовгосударства.
Классическим образцом в этом отношенииявляются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная иисполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своихполномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти наорганы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы,принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если приповторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатовкаждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членовправительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иныемеждународные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершенияпрезидентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса овынесении ему «импичмента», т.е. об отстранении от должности.«Возбуждает» же дело об импичменте Палата Представителей. Номогущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент.Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, еслиголоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляетВерховный суд США.
Необходимо обратить внимание на то, что всовременных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду склассическим делением государственной власти на «три власти»федеративное устройство является также способом децентрализации и«разделения» власти, предупреждающим ее концентрацию.
Теперь, основываясь на КонституцииРоссийской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России.
Ст. 10 Конституции Российской Федерациигласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется наоснове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»
К органами законодательной власти вРоссийской Федерации относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума — две палаты Собрания), Законодательные Собранияреспублик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти другихсубъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.
К органам исполнительной власти вРоссийской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет МинистровРоссийской Федерации; Высшие должностные лица республик, избираемые гражданамиили Законодательными Собраниями; Правительство республик; органы администрациидругих субъектов Российской Федерации.
К органам судебной власти в РоссийскойФедерации относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный СудРоссийской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; судыреспублик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальнойюрисдикции.
Федеральное Собрание — парламентРоссийской Федерации является представительным и законодательным органомРоссийской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые ГосударственнойДумой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовалоболее половины от общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати днейон не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона СоветомФедерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодолениявозникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению ГосударственнойДумой.
Государственная Дума принимает законыбольшинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотреноКонституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение пяти днейпередаются на рассмотрение Совету Федерации.
Президент Российской Федерации являетсяглавой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свободчеловека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и вмеждународных отношениях; представляет Государственной Думе предложение оназначении Председателя правительства; ставит перед Государственной Думойвопрос об отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатурудля назначения на должность Председателя Центрального Банка РоссийскойФедерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формируетправительство Российской Федерации путем назначения на должность по предложениюПредседателя Правительства Российской Федерации заместителей ПредседателяПравительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры для назначенияна должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего АрбитражногоСуда, Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей другихфедеральных судов; формирует Администрацию Президента Российской Федерации,назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшеекомандование Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для демократического общества принципразделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение трудамежду государственными органами, но и умеренность,«рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ееконцентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принципв демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновеликипо силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут«сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них.Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной — во «всевластие», в тоталитарную власть, подчиняющую себе иуправление, и правосудие.
3. В правовом государстве ни одингосударственный орган, должностное лицо, коллектив или общественнаяорганизация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение онинесут строгую юридическую ответственность.
Когда мы ведем речь о верховенстве законакак нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем ввиду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностныелица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Такженедопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в егосодержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того ивсе рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А дляэтого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.
Правовое государство также предполагаетправовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение,дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Закономгосударства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечныеизменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в КонституциюРоссийской Федерации противоречит природе правового государства и делаетнестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституциявыражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должноосуществляться в соответствии с ней, а не волей.
Укрепление законности остаетсяактуальнейшей задачей, ибо это — центральная категория правового государства.
Новая Конституция Российской Федерации всоответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархиюнормативно-правовых актов.
Конституцией Российской Федерации кфедеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральныезаконы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерациипринимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Попредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации — федеральныезаконы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовыеакты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъектыФедерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актамсубъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей,городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законыи иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Все правовые акты, издаваемые в РоссийскойФедерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральныезаконы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3).Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могутпротиворечить федеральным законам. В случае противоречия между федеральнымзаконом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральныйзакон.
Федеральные конституционные законыпринимаются по следующим вопросам: о статусе субъекта Федерации, о референдуме,о порядке деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ(ст.118, ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, опорядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ееместностях (ст.87) и др.
Предусмотрено принятие федеральных законовпо вопросам: реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных вглаве 2; статуса столицы РФ (ст.70, ч.2), о системе налогов и сборов (ст.70,ч.2), федерального устройства государства; общим принципам организациипредставительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатовГосударственной думы, формирования Совета Федерации и др.
По вопросам, отнесенным Конституцией кведению Совета Федерации (о назначении счетной палаты) и Государственной Думы(акт об амнистии) каждая палата принимает собственные постановления. По всемдругим вопросам, прямо не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания,возможно лишь принятие федеральных законов.
Президент Российской Федерации издаетуказы и распоряжения, которые не противоречат Конституции и обязательны на всейтерритории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации издаетпостановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны кисполнению на всей территории Российской Федерации и основываются наКонституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указахПрезидента.
Конституция Российской Федерации — юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основыэкономической, социальной и политической организации общества, устанавливаетсямеханизм государственной власти и управления, основные права и обязанностиграждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства.Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальноеместо в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляетосновные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтомудля практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичныезаконодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере,в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросахи сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобывыступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных длягосударственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те,которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальностькоторых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта,касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм.
Тщательный подход к разработкезаконодательных актов, с одной стороны, и готовность внести в них необходимыеисправления и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, с другой, — представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель.Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторонгосударственной и общественной жизни, часто не отвечают требованиямнормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не становятсяреальными регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудьзначительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу засоблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое качествозаконодательства, а также установить механизм самореализации правовых норм,которые будут способствовать становлению правового государства.
Конкретно-исторический опыт становления иразвития правовой государственности определяется социально-экономическими иполитическими условиями, уровнем общественного правосознания, субъективнымифакторами, национальными и историческими традициями. Одним из таких условийявляется существование единого правового пространства в границах данногогосударства. Ученые-юристы, занимающиеся разработкой проблем правовогогосударства и связывающие формированиеего основ прежде всего с реализацией принципа верховенства закона как основнойобщедемократической ценностью, уделили внимание понятию правового закона,необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия,упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания правовыхмеханизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону. Но реализация этихидей возможна лишь при наличии единого правового пространства как определяющегоусловия становления правовой государственности. «Война законов»,начавшаяся с принятием бывшими союзными республиками Деклараций огосударственном суверенитете, одним из положений которых провозглашалсяприоритет республиканского законодательства перед союзным, продолжается.«Полем битвы» становится правовое пространство Российской Федерации,где идея государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется напризнании приоритета законодательства республик, входящих в состав России.Логическим завершением данного процесса явился парад локальных суверенитетов,который выражается в принятии конституций республиками, не соответствующихКонституции Российской Федерации по многим фундаментальным вопросам (СтепноеУложение Республики Калмыкия — Хальмг-Тангч; конституции Республики Коми,Республики Башкортостана, Республики Карелия). А именно: по вопросам нарушенияправ и свобод человека (ущемляются права граждан русскоязычного населения натерриториях республик); декларируется приоритет верховенства законодательствареспублик; устанавливаются собственные судебные системы (предметисключительного ведения Российской Федерации); провозглашается право назначениявысших должностных лиц в республике высшими органами власти республик (приоритетРоссийской Федерации); покушение на совместные предметы ведения РоссийскойФедерации и республик (относят исключительно к ведению республик).
В ряде статей Конституции РоссийскойФедерации (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено верховенство КонституцииРоссийской Федерации и федеральных законов на всей территории России.
Ст. 15 гласит: «КонституцияРоссийской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовыеакты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации».
Согласно статье 72 Конституции РоссийскойФедерации обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов ииных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации ифедеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации исубъектов Российской Федерации.
Таким образом, единое правовое пространствокак необходимое условие становления и формирования правового государстваотсутствует. Необходимо обеспечить соответствие конституций и законовреспублик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов КонституцииРоссийской Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняетКонституционный Суд Российской Федерации.
Статья 125 Конституции РоссийскойФедерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешаетдела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов,нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектовРоссийской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органовгос.власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственнойвласти Российской Федерации и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации; договоров между органами государственной властиРоссийской Федерациии органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, договоров между органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации; не вступивших в силу международных договорв. А также разрешает спорыо компетенции между федеральными органами государственной власти, междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Рос