Институт молодежи
Кафедра Теории права игосударства
Курсоваяработа
по теме
«Понятие ипринципы правового государства»
Выполниласт. III курса юридического факультета
Григорьева С.С.
Науч. Консультант
профессор, Д.Ю.Н.
Темнов Е.И.
Москва 1997г.
ПЛАН
I.Правовоегосударство и его признаки
1. Верховенство права надгосударственной властью 1-4
2. Верховенство закона 5- 8
3. Разделение властей 8-13
4. Конституционный суд 13-14
5. Взаимная ответственностьгражданина и его государства 14-17
II.Соотношения государства игражданского общества 17-19
I
Правовоегосударство и его признаки
1.Верховенствоправа над государственной властью
Правовое государство — термин,появившийся у нас в стране достаточно недавно. В этом нет ничего удивительногот.к. смысл его в том, что государство должно подчиняться праву, что фактическиозначает преобладание общечеловеческих ценностей над классовыми. А вгосударстве «победившего пролетариата» создатели, основатели и идеологикоторого определяли право как явление вторичное по отношению к государству, каквозведенную в закон волю господствующего класса — пролетариата подавлятьсопротивление буржуазии, об этом не могло быть и речи. После победы революции,полагали Маркс, Энгельс, Ленин право, как типичный продукт буржуазного общества,будет постепенно отмирать. Концепция диктатуры пролетариата предполагаланеограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата надбуржуазией.
Однако уже в первые послеоктябрьскиедни и недели Ленин стал говорить о необходимости соблюдения законности. Другоедело, что это была уже так называемая социалистическая законность, которая,якобы, воплощала в себе волю рабочего класса, всех трудящихся, всего народа, афактически выражала интересы партийно-государственного руководства. Сложившаясяобщественно-экономическая и политическая ситуация в стране привела руководствок необходимости создания определенных правовых гарантий для граждан в ихвзаимоотношениях между собой и с органами власти и управления с цельюупорядочивания общественной жизни. 18 ноября 1917 года Ленин выступил в«Правде» против открытого и ничем не связанного террора. Он одобрилпостановление ВЦИК об отмене приказа №1 М.А.Муравьева (главнокомандующего пообороне Петрограда), предусматривающего расправу без суда. В 1918 году былапринята первая советская Конституция. В начале 20-х годов начинают действоватьпервые кодексы законов. Повышается роль суда и адвокатуры, сужается сферагосударственного принуждения. Принцип единой законности был провозглашен какосновополагающий. Но уже с конца 20-х годов начался отказ от научной теорииленинского курса строительства социализма, отход являющийся, по сути,контрреволюционным.
Практическую реализацию этойконтрреволюционной политики осуществил Сталин. Те деформации социализма,которые связаны с его именем, свели на нет основы социалистического правовогогосударства, возведенные В.И.Лениным.
Возврат к идее правовогогосударства произошел после ХХ съезда партии, когда состоялся принципиальныйразрыв с беззакониями сталинизма, началась социалистическая законность, сталапроводиться широкая реабилитация невинно осужденных, были упразднены органывнесудебной репрессии, отменен упрощенный по сути, инквизиционный, порядокрассмотрения дел о, так называемых, контрреволюционных выступлениях. Былиоткрыты новые возможности в советском государственно-правовом строительстве. Нореализации этих возможностей препятствовали обстановка и условия временизастоя, когда прежняя политическая система руководства обществом все сильнееобнаруживала свою несостоятельность и непригодность, а новая не создавалась.
Еще в 70-е годы в нашей юридическойнауке и литературе стала обсуждаться, правда весьма робко, проблема советскогоправового государства как направления развития и правового оформленияобщенародного государства. Разработка этой темы в условиях перестройки получилане только теоретическое, но и практическое значение, особенно после решений Х1Хконференции КПСС О формированиисоциалистического государства.
Забыты, прежние, казалось, незыблемыеустановки о приоритете государства в политической сфере, о недопустимостиставить право над государством. Стало очевидным, что наше общество не покончитс ужасами сталинского тоталитаризма, если не пойдет по пути воссозданиясправедливого гражданского общества и реализации заложенных в нем ценностей.
Принятие нашим обществом формулыправового государства означает переворот в представлении о соотношениигосударства и права. Правовое государство предполагает, в первую очередь,господство права над государством. Кроме этого — верховенство закона во всехобластях общественной жизни, разделение властей, плюрализм мнений, гласность,высокая роль суда ( вт.ч. конституционного), взаимная ответственностьгражданина и государства.
Лишь при наличии и широком развитиивсех вышеназванных признаков, можно с уверенностью говорить о созданииправового государства.
Господствоправа предполагает сочетание двух аспектов:
1.институционно-правового ( в формеправовой организации системы государственной власти)
2.нормативно-правового ( в видеверховенства правового закона)
Приэтом необходимо учитывать то, что правовая законность и правовая организациядолжны быть таковыми не только, по названию, но и по содержанию. И здесьнаиболее уместно одно из определений права по Р.З.Лившицу как «нормативнозакрепленной и реализованной справедливости». Иначе закон и законность могутвыродиться во вспомогательные средства организации, поддержания и оправданияантиправовых порядков.
Взаимосвязи между правом игосударством очень сложны. С одной стороны, основной путь объективизации правапроходит через закон — государственный акт. Одновременно государство черезсистему органов — судебных, следственных и других — обеспечивает фактическуюреализацию правовых установлений. Причем, понятно, что таким путем государствостремиться воплотить в жизнь свою волю, политические интересы, которые имеютклассовое содержание. Проводя строгие различия между правом и законом, надовидеть, что первое как самобытный феномен, отличающийся значительной социальнойсилой и самостоятельной ценностью, обретает свои свойства особого институционногообразования посредством государственно-правовых актов, т.е. того, что именуетсяисточником права или формой права.
Тот факт, что право существует иразвивается в известном противоборстве с государством, с достаточной полнотой инаглядностью обнаруживает себя при демократическом решении. Право как явлениецивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку онов соответствии с принципами демократииограничивает государственную власть, устанавливает для деятельности государственныхорганов последовательно разрешительный порядок, упорядочивает эту власть черезотработанные процессуальные и процедурные формы.
* Лившиц Р.З. — «Современная теория права»
2.Верховенствозакона
Верховенствозакона как один из признаков правового государства означает, что главныеобщественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сферерегулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическимидокументами страны, принятыми высшими органами.
Далее,верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требованийзакона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объемдействия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и покругу лиц.
Отступление от конституции,пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного родазлоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность.Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могутпротивостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационнымипроцессами. Вот почему формирование правового государства связано, преждевсего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо,чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственнодействующего права. Но при всей важности закона и законности для правовогогосударства, оно не может быть сведено, как говорилось выше кинституционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облеченгосударственный произвол и тогда, как результат, правонарушающеезаконодательство. Достаточно обратиться к трагическому опыту 30-х годов, когдасоветский закон превратился в орудие тоталитарного режима. Это нашло своеотражение в уголовном праве и процессе, в исправительно-трудовом праве, гдевозобладала общая тенденция к усилению политических репрессий. Отбрасываяэлементарные правовые и нравственные принципы, Вышинский и его окружение вцелях юридического подкрепления массовых расправ с «врагами народа» выдвинулистрашный в своей практической направленности тезис о «соучастии в широкомсмысле слова». При этом отрицалась необходимость установления прямой причиннойсвязи между действиями соучастника и исполнителя преступления для привлеченияих к уголовной ответственности. Разработанное наукой и практикой на принципахгуманизма понятие «соучастия» было заменено расплывчатым понятием«причастность», что фактически открывало дорогу безграничномусудебно-административному произволу. С помощью такой «юридической» конструкцииобвинение в «соучастии» в «общем деле» было предъявлено многим руководителямпартии и государства. Был резко расширен круг деяний, за которые назначалисьуголовные наказания. Расширено применение смертной казни, прежде всего, к«врагам народа».
Вышинский ввел в обиход формулу о том,что вина — причинная связь между лицом, подозреваемым в совершениипреступления, и самим преступлением. Фактически были отброшены такие важнейшиестороны понятия вины, как умысел, цели, мотивы, их подменили «объективной»,часто надуманной связью таких действий с реальными событиями, которые моглипроисходить помимо воли обвиняемого. Подобная конструкция открывала путь кбезграничному судейскому усмотрению. На практике формула Вышинского была удобнатем, что позволяла легко находить «виновных».
Последствия данного «теоретическогоподхода» проявились в репрессиях, обрушившихся не только на обвиняемых, но и наих родственников и близких. Репрессии не обошли даже детей.
В 1938 году под давлением Вышинскогобыло отвергнуто предложение прогрессивно настроенных советских ученых отменитьаналогию уголовного закона, т.е. права суда назначать уголовные наказания задеяния, прямо законом не предусмотренные, но которые суд может счестьобщественно опасными и в этом случае назначить наказание по сходным статьямзакона. Объяснимая в условиях отсутствия системы уголовного законодательствааналогия закона вступила в явное противоречие с демократическими принципамисоциализма в период, когда такая система уже сложилась. Сохранение аналогии непозволило реализовать одну из аксиом гуманистического уголовного права: « нетпреступления — нет наказания» без указания на то в законе. В противовес другойдемократической аксиоме права, согласно которой только суд может вынестиобвинительный приговор, был создан внесудебный орган «особое совещание» принаркоме внутренних дел, который активно подключился к расправе с «врагаминарода». В полном противоречии с демократическим основами уголовного процессабремя доказывания невиновности взваливалось на обвиняемого и тем самым отбрасываласьпрезумпция невиновности. Все это не только резко расходилось с принципамисоциалистического права, но и с элементарными общечеловеческими ценностями.Несмотря на то. Что наиболее вопиющие пласты правонарушающего законодательствабыли после ХХ съезда КПСС отменены, отступление от принципов социалистическогоправа в законодательстве и в подзаконных актах не было преодолено до конца.Более того, в годы застоя и кризиса 70-80г этот процесс разрастался, приобретаяновые формы — преследование так называемых «диссидентов», иначе говоря — инакомыслящих, людей, понимавших глубину трагизма экономической и политическойситуации в обществе и пытавшихся что-то изменить.
Вообще, для правового государстванеобходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные правачеловека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основномзаконе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права имеханизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранитьправопорядок.
Господство права должно быть не тольков правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительнойдеятельности.
3.Разделение властей
Важный элемент правового государствапомимо господства права — разделение властей. Теория разделения властей лежит воснове западных концепций правового государства. Еще античные мыслители — Платон, Аристотель и др. Высказывали о своих работах подобные идеи. Одним изпервых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную исудебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотребленийв государстве Д.Мильберн ( 1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками«классического» варианта теории разделения властей в юридической литературеназывают Дж.Локка и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебнуювласть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную(регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все властизаконодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы».Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти.
Свое дальнейшее развитие теорияразделения властей получила в работах Монтескье, назвавшего три «рода власти»:законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, можетбыть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа,привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. «Таким образом,судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известнойпрофессией, ни с известным положением, она станет… невидимой и как бынесуществующей». Отсюда Монтескье делал вывод: судебная власть в известномсмысле как бы совсем не власть, из трех властей власть судебная есть некоторым образом нечто. Остаются только две.Ж.Ж.Руссо с позиции неотчуждаемого, единого и неделимого народного суверенитетакритиковал идею Монтескье о разделении властей и одним из первых выдвинулпредложение о разделении государственных функций, а не власти. Якобинскаядиктатура, считавшаяся пиком первой французской революции, исходила из того чторавновесие властей является «химерой». Якобинский конвент соединял какзаконодательные, так и исполнительные полномочия, а в якобинской конституции1793 года принцип разделения властей отрицался. Однако победившая буржуазия вконституции Франции 1795 года определила разделение властей как « первоеусловие свободного правления», «вечный закон», без которого «общественныйпорядок не может быть организован».
При создании американского конституционногомеханизма первоначально за основу был взят вариант разделения властей,сформулированный ДЖ.Локком. Спустя непродолжительное время все полномочияуправления — законодательные, исполнительные и судебные оказались узаконодательного корпуса.
Авторами американской конституции былапринята за основу в конечном итоге схема Монтескье, причем по принципу нетолько «горизонтального», но и «вертикального» разделения властей.
Жесткие рамки абсолютной монархии вРоссии не способствовали теоретическому восприятию и практическому воплощениюрусскими учеными идеи разделения властей, вынуждали исследователей заниматькомпромиссную позицию, выражавшуюся в отрицании возможности «делимости»государственной власти, ограничиваясь лишь распределением функций государственнойвласти. Россия входила в полосу революции, не пройдя в полной мере эпохипарламентаризма. Идея Советов полностью вытеснила эту идею.
Новая концепция государственной властиисходила из ее единства. Принадлежность власти рабочим и крестьянам выражаласьв полноте функций Советов.
Понятие «власть трудящихся»сопровождалась четким размежеванием функций Советов, органов управления, суда,прокуратуры.
Однако разделение власти и управленияоказалось неудачным. Верховному Совету не полагалось решать вопросыгосударственного управления. Правительство не стало органом нашегопредставительного органа, превратившись в высший исполнительно-распорядительныйорган власти. На практике это привело к уменьшению роли Советов всех уровней ирезкому усилению управленческого аппарата в виде партийной верхушки.
Конституция СССР 1977 г. с расширениемформального народовластия придает Верховному Совету СССР и другие широкиефункции, помимо законодательных. Но и она не предотвратила деформации власти исосредоточила ее в руках партийно-государственной верхушки. Не игралисамостоятельной роли и правоохранительные органы. Изменения конституции СССР1988г. позволили внести новые моменты, укрепив двуединую законодательнуювласть, поднять роль закона путем утраты Президиумом права издавать указынормативного характера, введения института конституционного надзора, усиленияподотчетности исполнительных органов перед Советами, повышения роли суда. И всеже принцип «разделения властей» в традиционном смысле не был воспринят,поскольку это не отвечало бы повышению роли представительных органов иуглублению демократии. Но при построении правового государства разделениевластей неизбежно. С помощью разделения властей правовое государствоорганизуется и функционирует правовым способом.
Принцип разделения властей имеет двааспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ниодному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме.Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделениевластей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основесогласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и наслучай конфликта и экстремальных ситуаций.
Какая-то власть при этом должна все-такивыйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логикиправового государства такой властью обладает законодательная власть, посколькуона формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной игосударственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики.Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерацииявляется — Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постояннодействующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядоквыборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представленыкак все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат:Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правомпринятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основеконституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, исудебная власти.
Сильнейшими средствами воздействияпарламента на исполнительную власть является утверждение и контроль заисполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а внеобходимых случаях — и смещение отдельных членов правительства; контроль задеятельностью специальных служб и внешней разведки.
В системе сдержек и противовесов своюроль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будетнесовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им ссогласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременнонаходится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную властьи представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Подруководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ,действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительстваопределяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная властьнеизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против неенужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительнымиорганами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнениезаконов.
Судебная система правосудия — третьянеобходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающийспоры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. Вэтом — важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности вцелом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но незаконодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.
В этой связи самым главным являетсяобеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц,которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть.Поэтому судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку подостижении 70-ти летнего возраста. Судьи должны назначаться вышестоящимиорганами власти. Выражением равенства граждан перед законом являетсяподсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальныхсудов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации — высший органсудебной власти в сфере гражданского, уголовного и административногосудопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высшихсудов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация ипорядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом.
В суде целесообразно рассматриватьтакже хозяйственные споры предприятий, организаций и учреждений, посколькусудебная процедура дает спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесенияобоснованного и справедливого решения.
4.Конституционный суд
Господство права предполагает, чтобысуд выступал арбитром в споре нарушения права не только в правоприменительном,но и в правотворческом процессе. Суд должен быть сдерживающим фактором противнарушений права и конституции не только со стороны исполнителя, но и со сторонызаконодателя. Для этого необходим конституционный суд. Он обеспечиваетконституционность законов, т.е. верховенство конституции в правотворческойдеятельности законодателя.
Съезд народны депутатов России пошелпо пути создания специализированного конституционного суда и в июле 1994 годаВерховный Совет России принял закон о конституционном Суде РоссийскойФедерации. Уже сам факт принятия закона и первые решения Конституционного Судапоказали его огромное значение для формирования правового государства. Вместе с тем, названный закон дает достаточнооснований для критики. Во-первых, его ориентация только наконституционно-«писанное право», что оставляет в стороне возможность сударуководствоваться общими принципами демократии, как это предусмотрел, например,Съезд Народных депутатов СССР в декларации прав и свобод человека от05.09.1991г.
В правовом государстве правосудиедолжно обеспечивать надежную защиту прав личности, такие отношения междуличностью и государством, которые строятся на взаимной ответственности сторон.Государство определяется как официальный представитель общества, правовоегосударство — инструмент для эффективной реализации интересов личности. Безопасностьгосударства имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку онаобеспечивает безопасность общества и личности.
5.Взаимная ответственность гражданина и егогосударства
Совершенное гражданское общество-основа созданияправового государства
Понятия государства и общества нетождественны. Их следует различать.
Государство выделилось из общества наизвестной стадии его зрелости. Общество-мать государства, и соответственногосударство- его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, таковои государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив,паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того какобщество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой,от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится болеесовершенным, более цивилизованным.
Выявление закономерностей соотношенияобщества и государства позволяет правильно проанализировать путь, пройденныйчеловечеством, понять современные проблемы государственности, увидетьперспективы политических и собственно государственных форм, в которыхразвиваются живые общества различных стран.
Общество не является простойсовокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продуктвзаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всегос производством, обменом и потреблением жизненный благ. Общество- сложная динамическаясистема связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными,классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже небиологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выживания человеческогорода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.
Рассмотрение общества в качествесовокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему сконкретно-исторических позиций (выделять различные общественные формации,различать этапы развития общества), во-вторых, выявлять специфику главных сферобщественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих,определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация,государство и др.).
Одни и те же социальные субъекты вразное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизнизаявляют о себе или в политических, или а не политических формах.
Политические формы общественной жизнисвязаны с политической организацией общества, его политической системой, вкоторую в качестве составной части входит государство. Политическую системуобщества образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы завласть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование.Соотношение гражданского общества и его политической системы- это соотношениесодержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как ониудовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересылежат в основе естественно- исторических образований людей- все это отражаетсяна политических институтах.
Главными политическими объединениями вборьбе за власть и удержание власти в современном обществе выступаютполитические партии. Большая роль принадлежит профессиональным союзам,объединениям по возрастному и половому признаку. Если такие организациисформировались, упрощаются выявление интересов разных групп населения, поисклидеров, способных воплощать волю граждан в жизнь. Но такая множественная(плюралистическая) демократия возможна только в свободном обществе свободныхлюдей.
Свобода не привносится в общество помановению волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развитияпроизводительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит ототношений собственности, отношений производства, распределения, обмена ипотребления продуктов. Свобода индивида и свобода общества тесно связаны сдуховной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и вбольшой степени определяются следованием всех праву.
Само право можно рассматривать какпроявление природы вещей, как объективно обусловленную форму свободы в реальныхотношениях, формальную меру этой свободы, всеобщую, нормативную иобщеобязательную. Формальное равенство и формальная справедливость- наиболееобщие требования права в приближении к идеалу совершенного гражданскогообщества. Фактическое равенство и полная справедливость в социальныхотношениях- тот идеал, который граничит с утопией. В любом случае движение кидеалу возможно через посредство государства, через его законы и их неуклонноеосуществление.
Еще один важнейший принцип правовогогосударства — признание неотъемлемого права народа на выбор своей судьбы иформы государства, на народовластие. При этом в правовом государстве правачеловека не могут игнорироваться «во имя» интересов той или иной нации, классаили какой-либо идеи. Без свободы каждого нет свободы общества, нет свободынарода и государства.
Органическое сочетание прав человека иправ народа, суверенитета личности и государства обеспечивается формированиемцивилизованного гражданского общества.
II
Соотношение государства и гражданского общества
Характервзаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состоянияобщества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понятьсовременное общество и современного человека без изучения многообразныхотношений людей с государством.
Личность-это индивидуально определенная совокупность социально- значимых свойствчеловека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностныехарактеристики отдельного человека органически связаны с обществом, егоособенностями. Общество- это исторически развивающаяся система отношений междулюдьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместнойжизнедеятельности. Общество и личность- взаимообусловливающие друг другаявления, существующие лишь в неразрывном единстве.
Государство- это не только особымобразом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением ипринуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особыйвид организации человеческого общества как целого, обеспечивающийтерриториальное, юридическое и политическое единение населения.
Гражданин- это личность в ее отношениик государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой,характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве являетсяюридическим и морально-политическим основанием для личности исполнятьобязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленнымигосударством для своих граждан.
Таким образом, правовое государство — это такое устройство общества, при котором право как «нормативно закрепленная иреализованная справедливость» имеет приоритет перед государством, закон имеетприоритет перед всеми другими нормативными актами, издающимися в егоисполнении, существует разделение власти на исполнительную, судебную изаконодательную ( при некотором верховенстве последней); высока роль суда, втом числе конституционного, в решении важнейших проблем экономического иполитического характера; существует взаимная равная ответственность гражданинаи государства, подкрепленная соответствующей нормативной базой.
Литература
ЛазаревВ.В. «Общая теория права и государства» Москва 1996г.
ХропанюкВ.Н. «Теория государства и права» Москва1996г.
Лившиц Р.З.«Современная теория права» Москва1996г.
МарченкоМ.Н. «Теория государства и права» Москва1996г.
КонституцияРосси