Реферат по предмету "Теория государства и права"


Политические режимы

СОЦИАЛЬНО -ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Факультет правоведения Селезнев Сергей ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Курсовая работа
Руководитель: магистр права Звонов Г. В. ТАЛЛИН
200 4
Содержание: Введение стр. 2Глава 1. Понятие политический режим стр. 5Глава 2. Классификация политических режимов стр. 8Демократический политический режим стр. 10Либеральный политический режим стр. 17Авторитарный политический режим (авторитаризм) стр. 20Тоталитарный политический режим (тоталитаризм) стр. 26Заключение стр. 33Список источников стр. 35Le résumé стр. 37Kokkuvõte стр. 38Введение:
В современном мире отмечено достаточно большое количество типов политических режимов. Это связано с тем, что на ту или иную разновидность режима оказывает влияние множество факторов, таких, к примеру, как: культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности. Исходя из этого, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от государственного режима другой страны.
Данная тема была выбрана автором исключительно из-за ее актуальности в современном мире.
Автор считает, опираясь на изученный во время написания работы материал, что вплоть до XVIII века, а именно Французской революции, идеи развития и устройства «идеального государства» носили больше теоретически-соревновательный характер в среде философов -мыслителей древности.
Безусловно, автор не будет утверждать, то, что если философы задумывались о понятии государства, то преследовали только некие умозрительные, а не вполне конкретные цели. Взять, к примеру, создателя диалога «Государство», Платона. Своим диалогом Платон стремился повлиять на умы сограждан, а значит, хоть и косвенно, но провести свои идеи в жизнь.
Однако, при реализации теории в практику, при многократных попытках повлиять на создание «идеального государства», Платон терпит крах.
Тем не менее, начиная с момента «чудесного» изобретения инженера Гильотина, все-таки пошло и практическое применение в жизнь философских идей. Примером может послужить идея Руссо, предложившего в свое время вполне «оригинальное» решение для тех случаев, когда
отдельная личность вступала в противоречие с требованиями общества и государства. Его идея, после ее теоретического рождения, материализовалась несколько позже во время якобинской диктатуры:«Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным. Ибо таково условие, которое, подчиняя каждого гражданина отечеству, одновременно тем самым ограждает его от всякой личной зависимости»1 .
По мнению автора данной курсовой работы, именно XX век можно отнести к одному из самых значимых исторических периодов человеческой цивилизации. Это период «рождения» и «смерти» новых политических режимов, причем не только в теории. Это период пика противостояния идей «идеальных государств», «идеальных политических» систем. Это время можно обозначить определением, некогда высказанным Ж.-Ж. Руссо: «… деспотизм свободы против тирании»2 .
В этой работе автор будет рассматривать тем не менее только общие теоретические аспекты темы политических режимов.
Целью работы автор ставит исследование государственных (политических) режимов, что представляет собой большой интерес и имеет немаловажное значение для теории государства и права.
В качестве гипотезы работы автор выдвигает предположение о значимости вопроса классификации режимов при характеристике государства и определении его формы.
1 РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М. 1969, с. 152. Ссылкана цитатувзятаиз статьиЛ. А. Пименовой «Идеясвободы во Французскойреволюции XVIII века» vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/LIBERTE.HTM#2 2 РобеспьерМ. Указсоч., т, 3, с. 113. Ссылка на цитатувзятаиз статьиЛ. А. Пименовой «Идеясвободыво Французскойреволюции XVIII века» vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/LIBERTE.HTM#2
А также предполагает, что при более широкой трактовке через соотношения ряда компонентов, возможно выявить наиболее значимые отличия одних типов политических режимов от других.
Изучение и сравнение политических режимов автором построено на основе, предлагаемой в научной и юридической литературе общей их классификации. Курсовая работа состоит из двух основных глав:
В первой главе, автор ставит задачу рассмотреть определение термина «политический режим», его связь с другими элементами формы государства, а именно с формой правления и формой государственного устройства.
Во второй главе, рассматриваются основные способы классификации политических режимов. Глава разделена на несколько отдельных частей, в которых рассматриваются особенности демократического, либерального, авторитарного и тоталитарного режимов.
Глава 1. Понятие политический режим
В юридической и иной специализированной литературе, рассматривающей политические режимы, можно отметить отсутствие единого подхода авторов к пониманию термина «политический режим».
Большая часть современных авторов, чьи труды были использованы при написании данной курсовой работы, сходятся во мнении, что политический режим является одним из элементов формы государства. В качестве примера -определение В. С. Нерсесянца «Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства, как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима»3 . Таким образом, термин «политический режим», причисляется к одной из трех составных формы государства.
Рассматривая так форму государства, профессор Нерсесянц дает определение её трех элементов:«Форма правления – это способ организации и формирования верховной государственной власти»4 . «Форма государственного устройства – это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти»5 .
3 В. С. Нерсесянц«Общая теорияправа игосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 245 4 В. С. Нерсесянц«Общая теорияправа игосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 245 5 Тамже, с. 250
3. «Политический режим – это характер, свойство и качество правового порядка осуществления государственной власти»6 .
Сам термин -«политический режим», появился относительно недавно -в середине прошлого века. До этого времени в научной литературе политический режим не рассматривался как один из элементов формы государства. Под формой государства понимали в более широком смысле -образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форму правления.
Ведущей же точкой зрения в теории государства и права стало определение более поздних авторов. Исходя из этого, при характеристике формы того или иного государства, полный ответ можно получить лишь тогда, когда при рассмотрении формы государства учитываются все три элемента вместе, а именно:форма правления ( способ организации и формирования верховной государственной власти), форма государственного устройства ( способ национально-территориальной организации распределения государственной власти), и политический режим ( методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.
«С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима ( даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит
6 В. С. Нерсесянц«Общая теорияправа игосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 253
к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием».7
В современном мире можно говорить о наличии 140-160 режимов, которые незначительно отличаются друг от друга.«О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:способы и порядок формирования органов государственной власти, порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений, степень гарантированности прав и свобод граждан, роль права в жизни общества и решении государственных дел, место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством, основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов».8
Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие определение: политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
7
«Теория государства и права: Учебник для вузов». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалов, изд. «Норма» 2-е изм. доп., 2003 г. с. 189 8 М. Н. Марченко «Теория государства и права», М., изд. «Зерцало-М, 2002 г. с.309
Глава 2. Классификация политических режимов
Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права.
Политических режимов очень много, так как на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств.
«… считаем важным подчеркнуть, что типологизация, во-первых, недостаточно развитое в общей теории режимов направление, а во-вторых, классификации режимов отнюдь не во всех случаях могут быть сведены к дихотомии «демократия-авторитаризм». В силу различных причин эта дихотомия нередко несет с собой, помимо научной, значительную идеологическую нагрузку и непременно нуждается в уточнении и адаптации к целям конкретно проводимого исследования»9 .
Мнение многих авторов относительно деления государственных режимов по видам различно. К примеру, некоторые из них предлагают деление на либеральные и авторитарные режимы, вполне логично это обосновывая: «Распространенное в литературе деление государственных режимов на демократические и антидемократические (деспотические, тоталитарные и т.д.) неправомерно идеализирует демократию. Между тем опыт прошлого и современности свидетельствует, что сама по себе демократия как власть большинства – вне правовой формы, без либерального принципа признания и защиты прав и свобод индивида, прав меньшинства и так далее …»10
9 А.П. Цыганков, «Современныеполитическиережимы: структура, типология, динамика», (учебное пособие) Интерпракс, 1995, с. 150 10 В. С. Нерсесянц«Общаятеорияправаигосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 254
Тем не менее, в данной работе автор будет рассматривать деление режимов исходя из самой распространенной их типологизации:«Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов
– деление их на демократические и недемократические политические режимы».11
В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из типов политических режимов следующие четыре:демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный.
Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, так как они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.
Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, в виду того, что всегда возможны трансформации одних режимов в другие.
«Теория государства и права: Учебник для вузов». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалов, изд. «Норма» 2-е изм. доп., 2003 г. с. 1892.1 Демократический политический режим
Демократия с греческого – народовластие.«Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов».12 «Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа»13 .
Демократический режим -это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, то есть формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате -широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
«Демократия – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти»14 .
Народ в демократическом государстве является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.
«Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько, М., 2000 г. 13 ЗаболотнаяГ. М., Криницкий А. Я. «Федеральныйфондучебныхкурсов. Раздел III: „Политические системыи политические режимы.“ ido.edu.ru/ffec/polit-index.html 14 М. И. Абдулаев «ТеорияГосударства иправа», изд. «Питер», 2003 г. с.63
Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются. Основным критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти -отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократия -«форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека».15
Необходимыми атрибутами общественной жизни в данном случае являются референдумы, плебисциты, народная инициатива, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. Приобретает качественно новый характер нормативное регулирование. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно
15
«Большой Юридический Словарь», www.urka.ru/library.php?show=102723, Удмуртская республиканская Коллегия Адвокатов, ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
Безусловно, и демократия имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования экстремистских, сепаратистских сил.
В этом свете интересно также мнение профессора Якова Тальмона, который в свое время дал определение такому явлению, как тоталитарная демократия.
В среде ученых середины прошлого века, изучавших различные формы, определения, разновидности и классификации демократии, наиболее интересным представляется работа в этом направлении, умершего в конце 70-х годов израильского ученого, профессора Якова Тальмона. Данное им определение тоталитарной демократии, ставит его в один ряд с теми учеными, которые в своих работах охлаждают пыл тех, кто исходя лишь из общего определения демократии, чрезмерно ее идеализирует.
Свои исследования Яков Тальмон строит на сравнении тоталитарной демократии с либеральной.«Тоталитарная демократия, по Якову Тальмону, отличается от либеральной тем, что исходит из допущения существования одной и единственной истины в политике. В противоположность ей либеральная демократия базируется на плюрализме, ее посылкой является представление, что как различные группы, так и отдельные граждане в обществе вправе считать истиной то, что кажется им таковой – и на равных основаниях бороться за осуществление связанных с их понятиями о политической истине целей»16 .
Тоталитарная демократия неизбежно впоследствии принимает характер политического мессианства. Происходит это вследствие того, что «единственная политическая истина тоталитарно-демократической веры превращается в нем в единственно возможную цель развития общества, обязательную для всех его членов. Поскольку же в обществе всегда могут оказаться инакомыслящие индивиды или группы, не верящие в общую истину и не желающие стремиться к общей цели, то ради этой высокой цели приходится принуждать их любыми имеющимися в распоряжении государства средствами, и такое принуждение,-пишет Тальмон,-ни в коей мере не будет воспринято как противоречащее принципу демократии»17 .
Единственная истина тоталитарной демократии может быть вполне либеральной. Проведя сравнения тоталитарной демократии и либеральной, Тальмон указал, что различие между этими типами заключается не в том, что вторая верит в свободу и стремится к ее достижению, а первая отрицает ее. Как раз они обе провозглашают приверженность свободе.«Отличие состоит в том, что настоящая либеральная демократия ( в отличие от мнимой, прикрывающей верой в свободу, гуманизм и прочие либеральные ценности свой сущностный тоталитаризм) не только не допускает возможности принуждения ради достижения каких угодно положительных и высоких целей, но в сущности, в силу своих исходных посылок, и не нуждается в нем»18 .
16 РаисаЭпштейн, «Демократия», авторскийсайт: www.rjews.net/raisa-epshtein/articles/novoyaz/demokratiya.html 17 РаисаЭпштейн, «Демократия», авторскийсайт: www.rjews.net/raisa-epshtein/articles/novoyaz/demokratiya.html
18 там же
Декларирование приверженности ценностям толерантности и плюрализма, свободы слова, права общества на получение информации и тому подобное присуще, как тоталитарной, так и либеральной демократии.«Отличие состоит в том, что тоталитарная демократия превращает и эти ценности в абсолютную политическую истину, обязательную для всех, и преследует тех граждан и те группы, которые,-с ее точки зрения,-в эти ценности не верят и не готовы следовать им в своей практической жизни»19 .
В виду этого, в условиях тоталитарного типа демократии каждый гражданин и каждая группа могут быть представлены, как враги толерантности, плюрализма, свободы слова и свободы как таковой вообще. Отсюда следует только одно – провозглашающее веру в толерантность государство тоталитарной демократии может абсолютно не являться толерантным к своим гражданам, а провозглашая веру в свободу – в действительности само является врагом свободы.
Но, тем не менее, несмотря на указанные выше общие негативные черты присущие данному режиму, социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Переходя к характеристике демократического политического режима, можно отметить следующие его основные признаки:Основным источником власти в государстве являются граждане. Они избирают власть и наделяют ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей. В государстве отсутствует единая, обязательная для всех государственная идеология. Наличие у индивида комплекса неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент -наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство)-имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган -наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух-или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне парламента. Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций митингов и т.д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть.
19 РаисаЭпштейн, «Демократия», авторскийсайт: www.rjews.net/raisa-epshtein/articles/novoyaz/demokratiya.html
«Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала и т.п.».20
«В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы».21
Из этого, можно заключить, что демократия не может появиться сразу, как говориться «на ровном месте». Это сложный процесс преобразований общества и государства.
В последнее время в научных исследованиях многие авторы вновь и вновь возвращаются к обсуждению того, какая же из имеющихся в распоряжении политиков идей возобладает в мире в ближайшем будущем. Сможет ли идея демократии, предлагающая наиболее цивилизованные пути решения встающих перед различными обществами проблем, возобладать над националистическими идеями, идеями коммунизма и религиозного фундаментализма? Единственным гарантом демократических изменений в данном случае может быть только политическая воля основных инициаторов такого преобразования. Иных гарантов просто не существует.
20 Комаров С. А., Малько А. В. «Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов», изд. «Норма», 2003. с 230 21 М. Н. Марченко, «Теория государства и права», М., изд. «Зерцало-М, 2002 г., с 3152.2 Либеральный политический режим
Либеральный режим – это режим который «предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и широкого круга прав гражданина, господство правового закона, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), утверждение конституционализма, парламентаризма, идеологического и политического многообразия, многопартийности, осуществление суверенной власти народа в правовых формах референдума и свободных выборов, самостоятельное и эффективное функционирование институтов гражданского общества, форм и механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти»22 .
Значение либерализма такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим -это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением все же трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти.
В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. Эти принципы, прежде всего, характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой
22 В. С. Нерсесянц«Общаятеорияправаигосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 255
сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.
«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике».23
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “ сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
23
«Теория государства и права: Учебник для вузов». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалов, изд. «Норма» 2-е изм. доп., 2003 г. с. 190
Тем не менее, не следует идеализировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них -социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.д.
Наиболее эффективное использование этого режима становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств.
Подводя итог, следует отметить, что либеральный режим может существовать только на демократической основе, он собственно и вырастает из демократического режима.
«Либеральный государственно-правовой режим включает в себя все ценные с точки зрения гражданского общества и правового государства аспекты демократии и, прежде всего идею суверенитета народа в ее правовом (и государственно-правовом) понимании и применении. Поэтому, имея в видуименно правовую демократию(демократию в правовой форме), либеральныйрежимможнохарактеризовать
каклиберально-демократический режим»24.






24 В. С. Нерсесянц«Общаятеорияправаигосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 2552.3 Авторитарный политический режим (авторитаризм)
Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм.
«Авторитаризм – один из видов политического режима (наряду с демократией и тоталитаризмом). Предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц».25
По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.) Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой,
«Большой Юридический Словарь», www.urka.ru/library.php?show=102719, Удмуртская республиканская Коллегия Адвокатов, ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.«Жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере. Недопущение политической оп


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы экономических исследований
Реферат Тоталитарные секты. "Аум Синреке"
Реферат «Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на 2011 год и ближайшую перспективу»
Реферат Внутрифирменное финансовое планирование
Реферат Исихазм: содержание понятия и его границы
Реферат Государственные реформы Петра I 4
Реферат Музей Булгакова «Нехорошая квартира» и Патриаршие пруды – литературно-исторические памятники Москвы
Реферат Паевые инвестиционные фонды в России
Реферат Самбо – вид спортивного единоборства
Реферат Общая схема электроснабжения
Реферат Правовой институт государственной тайны в Российской Федерации
Реферат Федеральный Закон от 8 декабря 1995г 193 ФЗ О сельскохозяйственной кооперации
Реферат Выписки по философии
Реферат 2. Понятие, структура и виды правосознания
Реферат Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова