КУРСОВАЯ РАБОТАТЕМА:
КЛАССОВАЯ(МАРКСИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ.
СОДЕРЖАНИЕВведение 3
1. Местомарксистской теории происхождения государства
в системетеорий происхождения государства 5
2. Основные положениямарксистской теории происхождения государства 7
3.Современные оценки марксистской теории происхождения государства 20
Заключение 21
Литература 22
Введение
Важное значение как в теоретическом, так и впрактико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства иправа.
Следует заметить, что этот вопросбудоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самыхразличных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различныхпредположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются ипо сей день. Существует множество происхождения теорий государства и права,множество различных взглядов на отдельные элементы этой проблемы. Такойплюрализм обусловлен историческими особенностями развития общества,своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностямиавторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
Средитеоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нетне только единства, но даже общности взглядов в отношении процессапроисхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, какправило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные историческиефакты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте,Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто неоспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии иряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникалине рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Неоспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождениягосударства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речьидет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства иправа. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
Вмире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющихпроцесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно ипонятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различныхгрупп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данногопроцесса возникновения и развития государства и права.
Цельюнастоящей работы является анализ марксистской теории происхождения государства.Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, аименно:
— раскрытьместо марксистской теории происхождения государства
в системетеорий происхождения государства;
— охарактеризоватьосновные положения марксистской теории происхождения государства;
— проанализировать современные оценки марксистской теории происхождениягосударства.
1. Место марксистской теории происхождениягосударства в системе теорий происхождения государства
Существуетмножество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научныхвзглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразиемтех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами,которые они ставят пред собой. Например, с позиций теологической теории(Ф.Аквинский) возникновение государства и права являются проявлениембожественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. Сторонникидоговорной теории, или теории естественного права (Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк,Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Н.Радищев) полагали, что государство возникло врезультате общественного договора о правилах совместного проживания; существуетестественное право, присущее человеку от рождения, и это право — высшее правопо отношению к праву действующему. Нельзя обойти вниманием и марксистскую теорию, согласно которойгосударство есть результат изменения социально-экономических отношений, способапроизводства. итог возникновения классов и борьбы между ними[1].
Всередине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ееосновные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкаяидеология», «Манифест Коммунистической партии», в книге Энгельса«Происхождение семьи, частной собственности и государства». Основнымипричинами происхождения государства основоположники марксизма считали расколобщества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями вэкономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частнойсобственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда ониопределяли государство как результат прежде всего социально-экономическихпроцессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересытолько одной части населения — экономически господствующего класса, которыйстановится и политически господствующим классом. Государство возникает какорудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавлениясопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданиемспециальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).
Проблемыпроисхождения государства всегда находились в центре внимания отечественныхученых-правоведов[2]; ихизучают и современные ученые, анализируя прежние теории и предлагая своизамечания[3].
2. Основные положения марксистской теориипроисхождения государства
Материалистическая(классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего всилу экономических причин: общественного разделения труда, появленияприбавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества наклассы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результатэтих процессов возникает государство, которое специальными средствамиподавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечиваяпреимущественно интересы экономически господствующего класса.
Суть теории заключается в том, что государствоявилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям. Вматериалистической теории государство не навязывается обществу из вне, авозникает на основе естественного развития самого общества, связанного сразложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества поимущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различныхсоциальных групп сталипротиворечить друг другу. В складывающихся новых экономических условияхродоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появиласьпотребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересоводних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящееиз экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, котораяподдерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией сталогосударство.
Поутверждению представителей материалистической теории оно является историческипреходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.
Материалистическаятеория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскуюи германскую.
Афинскаяформа — классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественноиз классовых противоречий формирующихся внутри общества.
Римскаяформа отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутуюаристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебей2ской массы.Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникаетгосударство.
Германскаяформа — государство возникает как результат завоевания обширных территорий длягосударства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.
Основныеположения материалистической теории представлены представлены в работах К.Маркса и Ф. Энгельса.
Научныеисследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организацияприходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену обычаям. Ипроисходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов,религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в экономическойсфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложениюпервобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаямирегулировать общественные отношения в новых условиях.
Известные во всемирной истории крупнейшиеразделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла отземледелия и с появлением торговли и обмена привели к быстрому роступроизводительных сил, к способности человека производить больше средств ксуществованию, чем это было нужно для подержания жизни. Становится экономическивыгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали илипринимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работатьна себя. Производимый или остаточный (сверх необходимого для прокормления )продукт присваивали.
В обществе сначала наметилось, а затем по мереразделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые ибедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться нетолько труд военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенствоповлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течении многихтысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами исвоим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы,социальные прослойки.
Во всей Галлии, писал по этому поводу Гай ЮлийЦезарь, существуют вообще только два класса людей, пользуются известнымзначением и почётом, ибо простой народ держат на положении рабов: сам по себеон ни на, что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство,страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольноотдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами.
Расслоение общества ведёт к тому, что из общеймассы членов рода выделяется знать — обособленная группа вождей,военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти людиприсваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли,приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда.Свою власть, ставшую со временемнаследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов,сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников.Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя исоответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно сталавытесняться государственной организацией
Вновых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти — родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшимимущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной передрастущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимисяпротиворечиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.
«Родовойстрой, — писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственностии государства», — отжил свой век. Он был взорван разделением труда и егопоследствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством».* Государственные органы и организациичастично появились в результате преобразования органов и организаций,сложившихся в рамках первобытнообщинного строя. Частично — путём полноговытеснения последних.
Такимобразом государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основеестественным путём. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.
Допоявления имущественного разделения населения и социального неравенстваобщество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось спомощью обычаев, регулировавших все общественные отношения. Однако положениекоренным образом изменилось, противоречащими друг другу и противоборствующимиинтересами.
Прежниеобычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольноесоблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными.Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах общественныхотношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивалисьбы не только силой общественного воздействия, но и государственнымпринуждением. Таким же регулятором стало право.
Первоначальноправо складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которыхобязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды. Позднееправовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей ипросто наделённых такими полномочиями чиновников.
Разумеется,богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этихактах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы,усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительнойстепени всегда удавалось. О чём можно судить по характеру и содержанию дошедшихдо нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в особенности, ДревнейГреции, древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.
Так,в хорошо известных «Инструкциях» римского юриста IIв. н. э. Гая прямо закреплялось имущественное и социальноенеравенство людей словами «Главное разделение в праве лиц состоит в том, чтовсе люди — или свободные или рабы». Далее уточнялось: «Из свободных людей одни- свободнорождённые, другие вольноотпущенные. Свободнорождённые суть те,которые родились свободными, вольноотпущенные — это те, которые отпущены наволю из законного рабства».
Аналогичное закрепление в праве экономическогои социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие егоу других, официальное закрепление власти господствующих слоев и классов имеломесто не только у римского народа, но и других народов. В этом заключается однаиз важнейших отличительных особенностей права и правовых обычаев от прежних,регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя, неправовых обычаев.
Более полутора миллионов летназад, выделившись из мира животных,человек жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный повремени период существования человечества.
В тех суровых природных иклиматических условиях индивид мог выжить только в коллективе. Индивидуальноили даже небольшими группами, используя примитивное оружие, люди не могли убитьна охоте крупное животное, загнать кобрыву стадо оленей или лошадей. Подобный способ жизни был под силу толькообщине.
Основной формой социальной организациибыл род, отличавшийся последовательным коллективизмом в производстве,управлении и уравнительном распределении добываемых благ.
Для координации отношений междуиндивидами необходима была власть как отношения между властвующим иподвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного инаправляет его поведение.
Высшей властью в первобытном обществебыло народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира,проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривалисьнасущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не толькооргана общественной власти, но и судебного органа.
Властными полномочиями наделялисьсоветы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Советстарейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы,которые затем выносились на народное собрание.
Причем существовала выборность,сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин. Форма власти в первобытномобществе называется в отличие от власти в государственно-организованномобществе потестарной (от лат. potestus" — власть, мощь).
Например, потестарная власть предводителясемейной общины базировалась не только на его авторитете, но и на возможностижесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строгонаказан, вплоть до лишения жизни.
Однако со временем функции властинастолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания лидеромстало недостаточно.
Обычаи регулировали отношения впервобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляянаиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях.Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи сколлективистским характером деятельности рода были приурочены не к отдельнымлицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообществане принимались во внимание[4].
Зарождение обычаев вызывалось ихпрактической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуацияхнужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либожелаемый результат не будет достигнут, либо появятся негативные последствия длявсего сообщества.
Обычаями регламентировались все сферыдеятельности первобытного человека и действовали с комплексе с возникшимипозднее нормами морали какпредставлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиознымидогмами.
Обычаи зачастую облекались вформу религиозных обрядов иподдерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины,сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше.
Словом,такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводилаприсваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека иприроды, была первым, отличным от всех последующих, способом существованиячеловеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.
Первобытноеобщество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и правапериодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качествеодного из основных рубежей развития первобытного общества«неолитическуюреволюцию»»[5].
Это понятие в историческую науку ввеланглийский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тотпринципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизничеловечества при переходе в неолите от присваивающего к производящемухозяйству.
Поскольку этот переход изменил всюматериальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовнуюорганизацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя ирастянувшаяся на несколько тысячелетий.
На рубеже 10-12 тыс.лет назад возниклиэкологические кризисные явления, произошли неблагоприятные измененияклимата. Социально-экономическаясущность «неолитической революции» заключалась в том, что с цельюудовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связаннойс присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовойдеятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи.Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества«демографический взрыв», необходимый для существования и расцветацивилизации.
Производящая экономика объективнопривела к дальнейшему разделению труда, усложнению организации производства;возникновение прибавочного продукта ведет к становлению новых формсобственности: коллективной, групповой, частной, к дальнейшему расслоениюобщества.
Таким образом, переход человека кпроизводящей экономике приводит первобытное общество объективно в силу своеговнутреннего развития к финальному рубежу — социальному расслоению общества,появлению классов, зарождению государства.
Постепенно в связи с усложнением и возрастанием объемауправленческой деятельности повышалась численность родоплеменной верхушки.
Община с помощью сложившихся обычаев иморальных запретов сопротивлялась росту влияния властных органов иимущественной дифференциации населения. Однако усиление публичной власти ирасслоение общества на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных вформирующейся системе социальных связей было исторически неизбежным.Активизации этой закономерности в определенной степени способствовало изменениев содержании производственной деятельности[6].
Общественное разделение труда,ознаменовавшее переход общества к «производящей» экономике,возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы спервобытно-общинной организацией общества. Они дали толчок к формированиюгосударства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом ирегулирующей происходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.Государство не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутреннихфакторов: материальных, организационных, идеологических.
В отличие от социальной организациипервобытнообщинного строя раннеклассовое общество получило в форме государствановое политическое, структурное и территориальное образование.
Политическое потому, что государствостало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересыиных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военныепоходы, завоевания, взимание дани — словом, стало заниматься политикой.
Например,политическими становятся отношения между городами-государствами, союзы и войнымежду ними. Известные из истории завоевания одних городов-государств другимиведут к расширению территории государств, превращают их в многонаселенные изначительные по своим территориям империи.
Если в первобытном обществе социальнаяорганизация имело дело с относительно малыми группами (исключения составлялиобъединения некоторых групп, родов для совместных ритуалов, военных набегов,для обороны), то государство имеет уже дело с многочисленным населением, егоакции затрагивают массы людей и становятся в силу этого политикой.
Государство стало и новой структурнойорганизацией общества, т.к. выделился из общества особый слой людей, основнымзанятием которых стали государственное управление, организационнаядеятельность.
Этот слой людей составил новоеструктурное образование — аппарат государства, первичную бюрократию, котораявозникает объективно и выполняет весьма ценные и полезные управленческиефункции. Другое дело, что в конкретной исторической обстановке бюрократия, также как и иные социальные группы, может захватывать государство, то естьиспользовать его в своих интересах, стать самостоятельной социальной силой,работать на себя, быть паразитирующим слоем общества.
Аппарат государства имеет уже с самогоначала разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания вопределенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают емуот общества. Любое государственно организованное общество нуждается в хорошемуправлении, и дальнейшее развитие государственности связано с поисками этогохорошего управления.
Для выполнения своих функций этотособый слой людей — аппарат государства — наделяется властью, т.е. возможностьюс помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинять другиеслои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов.Для этого в первичном государстве, также в отличие от социальной организациипервобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты,как суды, тюрьмы, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные навозможность принуждения.
Однако не следует преувеличивать роль принуждения и специальных органов вфункционировании раннеклассового государства. Основными в нем были все жеорганы, ориентированные на выполнение общесоциальных функций, управление новойтрудовой, производственной деятельностью, новой духовной жизнью общества.
Эта нормальная деятельностьраннеклассового общества осуществлялась в основном добровольно (вплоть доучастия десятков тысяч работников в строительстве грандиозных ирригационных сооружений,гробниц и т.п.), хотя, разумеется, фактор принуждения всегда мог бытьзадействован в отношении тех, кто отклонялся от социально установившегося,социально регламентированного поведения[7].
Наконец, в отличие от первобытногообщества государство было территориальным образованием. Если, как отмечалосьвыше, первобытнообщинный строй в своей основе имел родовую, т.е. основанную народстве, организацию — совокупность семейных общин (кланов, локальных групп),то государство постепенно путем перерастания этих общин в соседские, переходовв основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие,сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальнойорганизации стал город, объединявший уже не столько родственников, скольконаселение, проживающее на определенной территории.
Отныне и аппарат государстваориентировался не только на управление теми или иными группами, но и науправление территориями. Территориальная организация государства имела разныеформы в зависимости от способов включения тех или иных территорий в составгосударства, этнического состава проживающих на ней людей, отношений с центроми т.д., но всегда отныне характеризовала государство как новую, по сравнению спервичным обществом, социальную организацию раннеклассового общества.
Территория становилась неотъемлемыматрибутом, собственностью государства, и многие войны в III — IIтыс. дон.э., т.е. в то время, когда возникают первичные, раннеклассовые государства,велись ради приобретения территорий или их защиты.
Изанализа новой, государственной формы организации общества можно сделать вывод,что признаками государства, отличающими его от социальной организациипервобытнообщинного строя, являются единое территориальное пространство, накотором осуществляется хозяйственная жизнь; наличие особого слоя людей — аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, ноимеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственноепринуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и сборов. Кэтим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердилодальнейшее развитие государственности. Это единый язык для общения натерритории того или иного государства, единая оборона и внешняя политика,транспортная, информационная, энергетическая системы; это, наконец, наличиеопределенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством.
Классовостьи экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальнымположением марксистской теории. Основным содержанием этой теории являетсяпредставление о том, что право является продуктом классового общества;выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данныхотношениях «господствующие индивиды… должны конституировать свою силу в видегосударства и придать своей воле… всеобщее выражение в виде государственнойволи, в виде закона». То есть, возникновение и существование права объясняетсянеобходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в видезаконов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этогокласса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».
Впоследствииположения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основеклассового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуютантагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов ислоев общества, руководимых рабочим классом.
Правополностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого поспособности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут ксоблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться поспособностям.
3. Современные оценки марксистской теориипроисхождения государства
Материалистическаятеория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Онасчитает, что право — исторически преходящее явление, которое необходимообществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оноутратит полностью свою социальную ценность. Маркситско-ленинская теорияутверждает, в полной мере определяемое его волей.
Заслугоймарксизма являются постулаты о том, что право — это необходимый инструментобеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным»регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы вцивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественногоразвития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественныхотношений.
Представителидругих концепций и теорий происхождения государства считают положенияматериалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитываютпсихологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов,обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее,считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит вдоказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому«в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека сматериальной стороной его существования». «Во всяком случае, — продолжаетШершеневич, — экономический материализм представляет одну из самых крупныхгипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массуобщественных явлений».
Заключение
Такимобразом, основными причинами происхождения государства основоположникимарксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримымиинтересами, что было обусловленоизменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлениючастной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда ониопределяли государство как результат прежде всего социально-экономическихпроцессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересытолько одной части населения — экономически господствующего класса, которыйстановится и политически господствующим классом. Государство возникает какорудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавлениясопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданиемспециальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).
Помимовышеизложенной доктрины возникновения государства и права, которую обычноназывают марксисткой, в мире всегда существовало и существует множество другихтеорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Этовполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взглядыи суждения различных групп, слоёв, классов, наций и других социальных общностейна данный процесс. Или — взгляды и суждения одной и той же социальной общностина различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства иправа.
Списокиспользованной литературы.
КонституцияРФ. М., 1993 г.
АлексеевС.С. Государство и право. М., 1993 г.
АлексеевС.С. Общая теория права. т.1. М.,