Тема 10. Формагосударства: понятие, признаки, структура
§ 1. Понятие«форма государства» и ее элементы
Вопрос обустройстве государства, то есть о том, из каких составных частей оно состоит,каковы способы формирования государственной власти и методы ее осуществления, — это вопрос о взаимосвязи содержания понятия «государства » и формывыражения этого содержания.
Какое значениедля обычного человека имеет то обстоятельство, в каком государстве он живет: вмонархическом или республиканском, унитарном или федеративном, демократическомили недемократическом? Оказывается, самое прямое, поскольку это определяетобъемы свободы человека, его возможности реализовать свои таланты испособности.
И форма подчассущественно влияет на содержание деятельности государства: очевидно, что вреспубликанской Германии 30-х гг., когда у власти был А. Гитлер, свободноеразвитие личности оказывалось невозможным по сравнению с монархическими поформе Швецией, Норвегией, Бельгией.
«Форма даетбытие вещи», — утверждали римские юристы. И были правы, справедливополагая, что содержание вещи неотделимо от ее внешней формы. Человеквоспринимает окружающий мир через цвет, запах, форму. Этими внешними признакамиодна вещь отличается от другой. Содержание института государства составляетидея общности и цивилизованного совместного проживания людей, подчиненныхправу.
Однако этацелостность может выражаться в различных формах. Знаменитый французскиймыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) рассматривал государство какцелостность, в которой все составные элементы (законодательство, институты и об! чаи) являются лишь необходимым результатом и выражением его внутреннегоединства.
Единствоэлементов государства основано на фундаментальном законе или принципе. Длякаждой формы государства этот принцип будет своим. «Как для республикинужна добродетель, — замечал он, — а для монархии честь, так для деспотическогоправительства нужен страх». Следовательно, понятие «формагосударства» позволяет рассматривать государство как целостность, состоящуюиз отдельных взаимозависимых элементов. Эти элементы указывают на то, кем и какформируется государственная власть, как она распределяется на территориигосударства и какими методами осуществляется.
От того, какорганизована государственная власть, на какие средства (насилие, убеждение,авторитет) она опирается, во многом зависит ее эффективность. Впервые назависимость эффективности деятельности государства от его формы обратиливнимание древнегреческие философы Платон и Аристотель. Так, Аристотель классифицировалформы государ-
74
ства по двумкритериям: 1) по количеству правящих и 2) по целям правления (служит ли онообщему благу или частным интересам).
На основе этихпризнаков он выделял чистые (совершенные) формы и несовершенные. К чистым формам,где правление осуществляется во всеобщих интересах, Аристотель отнес монархию(от греч. monos — один и arche — правление, власть, то есть единоличноеправление); аристокра-
• тию (от греч.aristos — лучшие из лучших и kratos — власть, авторитет, то есть правлениелучших); политику или республику (от лат. res publicum -общественное дело), гдевласть находится у большинства, которое выбирает правителей.
К несовершеннымформам, где власть преследует частные интересы, Аристотель относил тиранию (отгреч. tyrannis, то есть лицо, насильственно захватившее власть и правящее спомощью принуждения); олигархию (от греч. oligos — немногочисленный и arche — власть, то есть правление узкой группы лиц) и демократию (от греч. demos — народ и kratos -власть, правление, то есть правление народа).
Однако вдальнейшем понятие «форма государства» не стали ограничивать лишьтем, как организована государственная власть, но стали учитывать и то, как онаосуществляется, распределена на территории государства.
Итак, форма государстваявляется понятием, которое раскрывает устройство государственной власти сразличных сторон. Во-первых, оно указывает на субъект власти, то есть носительэтой власти. Им выступает государство в лице своих органов. Во-вторых, оновыявляет порядок образования государственных органов (законодательных,исполнительных, судебных и т. п.). В-третьих, понятие «формагосударства» определяет то, как и между кем власть распределена натерритории государства. Наконец, форма государства указывает на методы реализациивласти.
Следовательно,форма государства представляет собой устройство, организацию государственнойвласти, состоящую из формы правления, формы государственного устройства игосудара, венного режима. Все вместе три элемента выражают различные аспектыорганизации и функционирования государственной власти.
Форма правленияопределяет способ формирования органов высшей государственной власти, источникиих образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительнойвластей, а также роль населения в их формировании.
Формагосударственного устройства указывает на территориальную организациюгосударственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами(территориями, государственными образова-
•
j Государственный режим характеризуетсредства и методы, с помощью
| которыхосуществляется государственная власть и, следовательно, каким
I' образомгосударство реализует свои функции.
I
I75
Однако формагосударства представляет собой устройство государственной власти. Поэтомупервоначально остановимся на характеристике государственной власти, а затемрассмотрим способы ее формирования, распределения и реализации.
Государственнаявласть: понятие, свойства и методы осуществления
Что общего вовзаимоотношениях пассажира и контролера, ученика и учителя, детей и родителей,гражданина и государства? Их объединяет то. что взаимодействия между нимиоснованы на отношениях господства и.подчинения. Указанные отношения являютсяразновидностью властных отношений.
Властные отношенияпредставляют собой отношения неравных сторон: одна сторона — субъект власти — навязывает свою волю другой — объекту власти — и та подчиняется. Это происходиттогда, когда, возможности участников властных отношений неодинаковы, чтопозволяет одной стороне влиять на другую. Следовательно, под властью понимаетсяспособность и возможность одного человека, группы, организации, государстванавязывать свою волю другому лицу, группе и т. п. вопреки их сопротивлению. Этаспособность основана на ресурсах, то есть возможностях власт-зуюшего субъекта:знаниях, богатстве, силе, авторитете, насилии, нормах права, убеждении.
С моментавозникновения человеческого общества власть была тем фактором, которыйупорядочивал взаимоотношения людей, придавал им целесообразность, смысл,позволял ограничивать животный эгоизм чело-зека. Первоначально источникомвластных отношений было естественное неравенство людей: одни из них были болееумные, хитрые, ловкие, сильные, а другие — нет. Первые подчиняли себе вторых.
Затем источником властныхотношений стало имущественное (появление бедных и богатых) и социальное(появление классов) неравенства. Субъекты власти — имущие классы — длянавязывания своей воли неимущим классам используют государственную власть. Онасогласовывает разнородные интересы людей, стремится выражать или групповые, илиобщезначимые интересы, опираясь на государственное принуждение. Его отличие отпринуждения вообще состоит в том, что государственное принуждение основано наорганизованной силе.
В качествересурсов государственного принуждения выступают: государственный аппарат,вооруженные силы, правоохранительные органы (суд, прокуратура, тюрьмы, полиция,спецслужбы и т. п.), право. Государство определяет правила поведения ивзаимоотношений в обществе, обеспечивает их общеобязательное соблюдение,нейтрализует неправомерное поведение, лишая свободы правонарушителей.
Конечно, нельзяне отметить, что государственная власть кроме принуждения опирается в своихдействиях и на убеждения, и на интерес. Эти ресурсы использует преимущественнодемркратическое государство, в котором государственная власть стремится быть нетолько легальной, то
76
есть законноизбранной, но и легитимной, то есть пользоваться доверием и поддержкой унаселения. Доверие к государственной власти возникает тогда, когда онастремится осуществлять насущные интересы общества, реагировать на его запросы.
Признакамигосударственной власти, отличающими ее от партийной, религиозной, экономическойи т. п. властей, являются: 1) суверенитет государственной власти (то естьверховенство над иными видами власти и независимость от других государств); 2)легальность; 3) легитимность; 4) единство государственной власти; 5) разделениевластей; 6) право на легитимное насилие (то есть.законно избранная власть приосуществлении принятых решений вправе опираться на принуждение) и т. п.
Для того чтобыэффективно реагировать на изменяющиеся потребности населения, государственнаявласть должна быть разумно организована. Насколько она разумно организована иустроена, и показывает понятие «форма правления».
§ 2. Формаправления и ее разновидности
Понятие«форма правления»
Форма правленияявляется одним из главных элементов формы государства. Это наиболееконсервативный элемент, который трудно поддается изменениям. Форма правления — это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющийих полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между ними и степень участиянаселения в их создании.
Еще в периодрабовладения возникли две формы правления, которые сохранились до настоящеговремени, приобретая современный вид: монархия и республика.
Различия междуними состоят в 1) способах организации органов верховной государственной власти(выборы, назначение, престолонаследие). Данный признак формы правленияопределяет 2) степень участия населения Б их формировании. Кроме того, ониразличаются и 3) принципами взаимоотношения между органами законодательной иисполнительной власти.
Монархия и ееразновидности
Монархия — этоформа единоличного правления, при которой власть передается по наследству.
Юридическимипризнаками монархии являются: 1) существование единоличного главы государства,обладающего властью пожизненно; 2) престолонаследие как способ передачиверховной власти; 3) монарх правит по собственному усмотрению, а не от именинарода; 4) юридическая безответст-' венность монарха, то есть он не отвечает запринимаемые решения, за них несут ответственность министры, которые действуютот имени монарха.
Монархии бываютабсолютными (примером могут служить государства Персидского залива), когдавласть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом)не ограничена; и конституци-
77
онными.Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая ипарламентарная.
Дуалистическаямонархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закрепленаза монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед нимправительства, а законодательная власть находится у парламента. Монарх обладаети законодательными полномочиями. Он может распустить парламент в случаенесогласия с его решениями.
Обычнодуалистические монархии возникали в переходные периоды, когда общество меняеттип исторического развития, например переходит от феодализма к капитализму. Вэтих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены классафеодалов, а парламент — зародившейся буржуазии. Примером дуалистическоймонархии может служить Германия в период 1871 — 1918 гг.
В парламентарныхмонархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания,Бельгия и т. п., монарх «царствует, но не правит». Властьраспределена между парламентом (законодательная власть) и правительством(исполнительная власть). Правительство несет ответственность за принимаемыерешения перед парламентом. В отдельных странах, например Испании, монарх — нетолько символ нации, не только представляет страну на международной арене, но ивыполняет функцию главнокомандующего. Однако серьезного влияния навнутриполитическую жизнь он не оказывает, поскольку все его повеления должныбыть одобрены парламентом и согласованы с правительством.
Республика и ееразновидности
Республикапредставляет собой форму правления, при которой органы верховной властиизбираются населением на определенный период.
Юридическимипризнаками республики являются: 1) выборность высших органов государственнойвласти; 2) срочность, то есть органы верховной власти избираются наопределенный срок; 3) осуществление власти от имени народа, а не пособственному усмотрению; 4) юридическая ответственность органов власти запринимаемые решения; 5) власть функционирует на принципе разделения; 6)гарантированность прав человека и гражданина.
Современныереспублики бывают трех видов: парламентарные, президентские и смешанные.Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство иперед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношениязаконодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделениявластей, что характерно для президентской республики; либо на принципесотрудничества властей, что свойственно для парламентарной республики).
В президентскойреспублике, примером которой являются США, существует жесткое разделениевластей. Президент, избираемый народом, одновременно является главойгосударства и главой правительства. Правительство назначается президентом ссогласия парламента и ответст-
78
венно передпрезидентом. Президент не располагает правом роспуска парламента. Президентскаяреспублика как форма правления может быть эффективной в чрезвычайных условиях,когда бывает особенно необходимой сильная исполнительная власть дляоперативного решения возникающих проблем.
В парламентскойреспублике правительство формируется победившей на выборах партией (иЛикоалицией партий), то есть партией, которая располагает большинством мест впарламенте. Правительство ответственно перед парламентом.
Власть президентаограничена, поскольку он выбирается парламентом. Президент является главойгосударства и по конституции имеет право назначать правительство. Однако напрактике правительство формируется партией или партиями, победившими навыборах. Хотя конституции парламентских республик наделяют президента широкимиполномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента,является главнокомандующим вооруженными силами), но осуществлять их он можетлишь по предложению правительства.
Достоинствомпарламентской республики является единство органов верховной государственнойвласти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается иконтролируется законодательной (парламентом) и зависит от ее поддержки. Вслучае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокиереформы.
Однакопарламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки.Так, парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы:поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформироватьэффективное правительство практически невозможно.
Так, в Италиичасто повторяющиеся правительственные кризисы (где примерно два раза в годсменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий впарла-'>• менте не могут договориться о единой программе действий.
Президентско-парламентскаяреспублика (эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше,Португалии, Болгарии и т. п.) отличается двойной ответственностью правительства- перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и всовременной России, хотя роль ее парламента существенно ограничена по сравнениюс французским.
Президентско-парламентскуюреспублику еще называют смешанной, поскольку она сочетает в себе наиболеесильные стороны парламентской и президентской систем правления. Смешанная формаправления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинствопрезидентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороныпарламента (сильная сторона парламентской республики).
С одной стороны,президент наделен широким кругом полномочий: он f является главой государства, верховнымглавнокомандующим, обладает |' отлагательным вето на решения парламента,назначает главу правительства Г- премьер-министра, имеет право распуститьпарламент и назначить новые
!'
I' 79
# • '"
Р;
выборы,единолично ввести чрезвычайное положение и т. д. С другой стороны, парламентимеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства черезутверждение бюджета страны, вынесения резолюции порицания (вотума недоверия)им.
§ 3. Формагосударственного устройства и ее
разновидности
Понятие«форма государственного устройства»
Государствопредставляет собой территориальную организацию общества. Иначе говоря,.государство расположено на определенной территории, на которой проживают егограждане. Эти граждане могут исповедовать различные религии, говорить нанесхожих языках, иметь различную культуру, обычаи. Да и государствапредставляют собой уже не маленькие древнегреческие полисы с населением 6-10тыс. человек, а занимают более обширные территории с населением на несколькопорядков больше.
При достиженииопределенной численности населения и размера территории возникает потребность вее делении на территориальные, единицы (штат, земля, кантон, край, область,район, губерния, уезд), которыми можно было бы эффективно управлять. Для этогов территориальных единицах создаются органы управления.
Однако посколькуэти единицы вместе образуют территорию государства, тс возникает необходимостьв распределении властных полномочий между центральными и местными органамиуправления.
Способыобъединения населения на территории, связь граждан через политические итерриториальные образования с государством выражают понятие «формагосударственного устройства».
Так, например,США прошли определенные этапы территориальной организации. После получениянезависимости (1776) Соединенные Штаты (в США входило 13 штатов) развивались засчет колонизации западных земель. Когда на землях Запада население достигало«5 тыс. свободного мужского населения дееспособного возраста»,"% соответствующая территория должна была созвать «генеральнуюассамблею» для того, ly чтобы помогать назначенному губернатору управлятьею. Но когда население дости-;| гало «60 тыс. свободных лиц»,Конгресс должен был принять территорию в качестве g нового штата «наравных правах с прежними штатами». Так постепенно современные || США сталисостоять из 50 штатов.
Таким образом,форма государственного устройства представляет собой территориальнуюорганизацию власти, выражающей характер взаимоотношений государства как целогос составляющими его частями, распределение властных полномочий междуцентральными и местными органами.
Взаимоотношениямежду государством как- целым и его составными частями могут строиться на трехпринципах: а) унитаризма (от лат. unus • один, единое); б) федерализма (от лат.fedus — союз, верность союзу) в) конфедерализма (от лат. confederatio — сообщество). Трем этим принципам территориальной организации соответствуют триформы государственного устройства.
80
Унитарноегосударство
Наиболеераспространенным видом территориально-политической организации являетсяунитарное государство, где имеются общие для всей страны представительные, исполнительныеи судебные органы, полномочия которых распространяются на всю территорию.Функционирует единая система законодательства, единая правовая система, единаяденежная система и единое гражданство.
Всеадминистративно-территориальные единицы (области, округа, департаменты,провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либополитической самостоятельностью (то-есть не имеют своих законодательных,внешнеполитических органов). Они самостоятельны в хозяйственной,социально-культурной сферах. Среди унитарных государств можно выделить Францию,Италию, Польшу, Испанию.
Федеративноегосударство
Федеративноегосударство представляет собой добровольное объединение нескольких ранеесамостоятельных государственных образований в единое союзное государство.Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия,Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и т. п.Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штат, кантон, республикаи т. п.), внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия еесубъектов.
В федерациисуществуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия этихорганов разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличиедвойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, вкотором одна из палат представляет интересы субъектов федерации, а вторая — общенациональные интересы.
Внешнеполитическиефункции осуществляют союзные государственные органы. Субъекты федерации лишенывозможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации.
Федерациистроятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному(Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуругосударственного устройства.
Конфедерация
Конфедерацияпредставляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности.По сути конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Обычноконфедерация на практике являет собой союз нескольких независимых государств,которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях(например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических,транспортных проблем и т. п.).
Для осуществлениясогласованной политики государства конфедерации создают органы управления.Решения этих общих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишьпосле утверждения их центральны-
81
ми органамивласти соответствующих государств. В конфедерации отсутствует единый высшийзаконодательный орган, единое гражданство, а страны — участницы конфедерации вполном объеме осуществляют международную деятельность. При этом государстваконфедерации могут по своей воле покидать ее и расторгать конфедеративныйдоговор. Обычно конфедерации недолговечны: либо они распадаются на унитарныегосударства, либо перерастают в федерации.
Долгое времяпримером конфедерации был Швейцарский союз (1291 — 1798 и 1815 — 1848).Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 23 суверенных кантоновс целью.внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерацияпреобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданывоенный бюджет, армия, назначение дипломатических представителей. США с 1776 до1789 г. также были конфедерацией 13 штатов.
§ 4. Формаполитического и государственного режимов и их разновидности
Понятие«государственный режим»
Государственныйрежим является наиболее изменчивой частью формы государства. Это обусловленотем, что государственный режим представляет собой совокупность средств иметодов осуществления государственной власти. Их выбор зависит от соотношенияполитических сил в стране. Если государственная власть попеременно находится уразличных политических сил, то режим будет постоянно изменяться. Причемизменение государственного режима существенно отражается на форме правления иформе государственного устройства.
Понятие«государственный режим» выражает характер существующей власти, еесодержание. Обычно в нем заключено соотношение диктатуры и демократии какпринципов организации общественной жизни.
Однако понятие«государственный режим» не исчерпывает всех средств осуществленияполитической власти. Кроме государства в любом обществе есть политические силы,которые прямо не связаны с государственной властью, но оказывают на неесущественное влияние (например, промыш-ленно-финансовые группы,военно-промышленный комплекс).
Историческипонятие «государственный режим» корректно использовать дляхарактеристики способа правления до XVIII в., то есть до времени 'Появления политическихпартий. Тогда государство было единственным субъектом политической власти, ееобладателем. После появления партий, движений, общественных организациймонополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятсяучастниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. Поэтомупонятие «государственный режим» уже, чем понятие «политическийрежим».
82
Разновидностигосударственного режима
Историческипервым государственным режимом была деспотия (от греч. despotia — неограниченнаявласть). Классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока(Ассирия, Вавилон, Индия, Иран, Китай). В условиях деспотического режимаполномочия главы государства (монарха, фараона, царя, императора) неограничены, ему принадлежит вся полнота светской и церковной власти.
В реализациивласти деспот опирается на многочисленный бюрократический аппарат. Правит он,опираясь исключительно на насилие, подавляя любое проявление самостоятельности,недовольства, несогласия. Обычно личность деспота обожествляли. Например, вДревнем Китае его называли «сыном неба».
Сходными чертамихарактеризуется диктаторский режим (от лат. dic-tatura — неограниченнаявласть). Следует отметить, что понятие «диктатор» не всегдаотождествлялось с насилием, жестокостью. В Древнем Риме (V -I вв. до н. э.)диктатором называлось чрезвычайное должностное лицо. Диктатор избирался членамисената на 6 месяцев и наделялся всей полнотой власти в течение этого срока.Затем его полномочия прекращались. Обычно диктаторы избирались дляосуществления какой-то чрезвычайной задачи: защита государства от внешнихврагов или осуществление завоевательных войн. Гай Юлий Цезарь нарушил традициювыборности и установил личную диктатуру. С той поры диктатура ассоциируется снеограниченной властью, беззаконием, произволом, насилием и жестокостью.
Историческойразновидностью диктатуры является абсолютизм, ставший господствующимгосударственным режимом в средневековье (V -XVIII вв.). Данный способ правленияхарактеризуется концентрацией всех видов власти в руках монарха, правившего,опираясь на божественное право королей и насилие. После буржуазных революцийXVII — XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться в конституционныемонархии, когда власть монарха ограничена конституцией и парламентом, илисвергалась революционным народом и на их месте учреждались республики.
Хотя традиционныйабсолютизм сходит с политической сцены, однако он сохраняется в целом рядестран: Марокко, Иордании, Саудовской Аравии и т. п. Так, король СаудовскойАравии осуществляет законодательную и исполнительную власть, являетсяодновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей.Правительство формируется из членов королевской семьи. Деятельностьполитических партий запрещена.
Тирания (от греч.tyrannis — единоличное правление, установленное насильственным путем) в отличиеот деспотии и диктатуры обычно связы-. валась с незаконным захватом властикаким-то лицом. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII- VI вв. до н. э. Обычно тиран опирался на поддержку масс и часто проводилреформы в их интересах. Достаточно вспомнить афинского тирана Писистрата (VI в.до н. э.). В годы его правления были не только улучшены социально-экономическиеусловия жизни бедных слоев населения, но и действовала демократическаяКонституция Солона.
83
Во временаантичности и средневековья существовали и демократические режимы. Однако тогдадемократия не получила широкого распространения, хотя и переживала периодрасцвета в Древней Греции — в Афинах в V в. до н. э. Следует отметить, чтополитическими и гражданскими правами и свободами пользовалось не все население,а только граждане города-государства. Именно они принимали участие в решениивсех дел в полисе, собираясь вместе на торговой площади.
Однакосуществовать долгое время демократические режимы не могли. Низкий уровенькультуры населения, безразличие к нуждам общества (ведь за занятиеуправленческой деятельностью денег не платили) приводили режим в упадок. Всредневековье демократия сохранилась лишь в городах-коммунах. Возрождениедемократии произойдет лишь в XVIII в., когда Великая Французская революциявновь обратится к ценностям свободы, равенства и братства людей.
Политическийрежим и его разновидности
Появлениеполитических партий, движений расширило число участников политической жизни, тоесть тех, кто реально мог влиять на власть или осуществлять ее. Тогда дляобозначения способа (формы) правления вместо понятия «государственныйрежим» стали использовать понятие «политическийрежим».
Соотношениедиктатуры или демократии, которое выражается в степени свободы личности вобществе, в гарантиях ее прав и свобод, позволяет выделить три политическихрежима: тоталитаризм, авторитаризм, демократию.
Тоталитарныйрежим (от лат. totalis — весь, полный, целый) был установлен в ряде стран(Германии, Италии, Испании и т. п.) в первой половине XX в. Он был следствиемглубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались этистраны. Выходом из этого состояния стало установление тоталитарного режима.Тоталитаризм — это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизничеловека с помощью средств вооруженного насилия.
Тоталитарноегосударство контролирует не только действия человека, но и его потребности,мысли. Оно осуществляет свой контроль с помощью разветвленной карательнойсистемы, слежки, доносительства. Власть концентрируется в руках лидерамонопольно правящей партии (фюрера, вождя), которая является единственнойполитической организацией в государстве. Она определяет цели и задачи общества,формулирует их в своей идеологии и осуществляет с помощью государства. Такимобразом, государство находится на службе у правящей партии.
Более мягким посредствам осуществления государственной власти является авторитарный режим (отлат. auctoritas — власть). Принуждение как главный признак режима сохраняется,однако оно используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос оперераспределении власти. Представительные выборные органы власти (парламент)не играют существенной роли в жизни общества, народ отстранен от процессапринятия важнейших политических решении и не может контролировать власть.
84
Правящий режимопирается на полицейский и военный аппараты, использует внесудебные, неправовыеметоды принуждения. Наряду с.этим, авторитарный режим предоставляетотносительную свободу деятельности в экономической, политической и духовнойсферах жизни. Во главе государства с авторитарным режимом стоит сильный лидер.Это может быть гражданские лицо (например, Фухимора в Перу), чаще военный(генерал Пиночет в Чили, полковник Кадаффи в Ливии) или духовное лицо (аятоллаХомейни в Иране).
В связи с тем,что при авторитарных режимах управление страной осуществляется централизованнои, следовательно, существует возможность направлять средства на решение важныхзадач, эти режимы способны проводить эффективные реформы при условии, что онисовпадают с интересами правящей верхушки. Так было в Южной Корее, Чили,Сингапуре, на Тайване, которые за короткий исторический срок (20 — 25 лет)добились значительных успехов в экономическом развитии.
Демократия какполитический режим вызывает больше всего споров как среди ученых, так и средирядовых граждан. Как наиболее идеальный способ правления демократияхарактеризуется следующими признаками: 1) народ является источником власти,который осуществляет ее либо прямо, непосредственно (на выборах, референдумах),либо через своих представителей (депутатов парламента); 2) конституционноезакрепление и практическое осуществление прав и свобод граждан; 3) наличие оппозиции,то есть партий, не согласных с правящим режимом; 4) существованиемногопартийной системы, выражающей интересы различных групп общества; 5)разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; 6)осуществление принципа законности и конституционности, которому подчиняются какграждане, так и органы власти..
Для осуществленияэтого идеала требуется высокий уровень сознания людей, предполагающий, что онибудут политически активны, стремиться участвовать в управлении и контроле завластью. Однако на практике большинство людей пассивно, они заняты решениемсвоих частных проблем. К тому же демократия предполагает высокий уровень жизни,ограниченный процент нищих в обществе, иначе общество все время будет всостоянии «войны» между бедностью и богатством.
Следовательно,демократия предполагает свободу выбора, а за этим выбором всегда следуетответственность того, кто его сделал (за свои поступки, слова). Поэтомуанглийский премьер-министр У. Черчилль (1874 -1965) как-то заметил:«Демократия — самая плохая форма правления, если не считать всеостальные...»
Демократическийрежим нельзя ввести декретом, приказом. Для этого нужны материальные,социальные, культурные условия. Вероятно с этим связано то обстоятельство, чтодемократическими сегодня признаны с точки зрения реальных гарантий прав исвобод человека около 30 стран мира из более 200.
85
Тема 11. Типыгосударства
§ 1. Критериитипологии государств
Понятие «типгосударства»
Государствопредставляет собой явление конкретно историческое, оно не может существоватьвне времени и пространства. Так, современное французское государство вряд лиможно спутать с японским. На протяжении многовековой истории человечествасуществовало, сменяя друг друга, множество различных государств. На каждом историческомэтапе государево приобретало те черты, которые были обусловлены культурой,уровнем экономического развития, традициями, психологией конкретного общества,его географическим расположением, и отражало потребности существовавших вобществе групп, отдельных личностей.
Возникая, однигосударства достигали расцвета, а затем приходили в упадок, уступая местодругим государствам. Все они — малые, большие, средние — были не похожи друг надруга. В этом случае уместен вопрос: «Существует ли какая-то логика вразвитии государства и в чем это развитие обнаруживается?»
Для ответа наэтот вопрос необходимо все многообразие государств, существовавших в историичеловечества, сгруппировать на основе устойчивых (типичных) признаков. Этопозволит выявить исторически изменяющиеся роль и место государства в жизниобщества на каждом этапе его развития и лучше понять задачи современногогосударства. Для этого в юридическую науку вводится понятие «типгосударства».
Начиная с первыхгосударств Древнего Востока и вплоть до самых современных, государстворазвивалось вместе с обществом. Каждой исторической эпохе был присущ свой типгосударства. Понятие «тип государства» включает совокупностьустойчивых черт и свойств государства, присущих определенному этапу историческогоразвития. Они показывают, чьи интересы выражает государство — общества, классасобственников или отдельной личности, како