Реферат по предмету "Таможня"


Таможенное право 2

--PAGE_BREAK--, либо его заместителем, либо начальником выше­стоящего таможенного органа в пределах сроков наложе­ния взыскания за нарушение таможенных правил.

Сроки наложения взыскания определяются статьей 247 ТК в два месяца со дня обнаружения нарушения (для физических лиц) и в шесть месяцев (для юридических лиц). В этих пределах допустимо продление сроков производ­ства по делам о нарушении таможенных правил.

Установление таких сроков существенно превосходит сроки, установленные для.рассмотрения административ­ных правонарушений. Административные правонаруше­ния должны быть рассмотрены в пятнадцатидневный срок с момента получения протокола.

Значительное расхождение в сроках объясняется слож­ностью и многоаспектостью деятельности таможни. Осу­ществление таможенного контроля, проведение проверок, затребование документов, возможно, потребуют в отдель­ных случаях значительного времени. Но не может быть оправдано необоснованное затягивание производства. Оперативность является одной из характерных черт ад­министративного процесса, и этот принцип по возмож­ности должен быть соблюден. 

Производство по таким делам, равно как и их рассмот­рение, осуществляют уполномоченные на то должност­ные лица таможенных органов РФ в сроки и в порядке, установленные Таможенным кодексом РФ.

Производство по делу о нарушении таможенных пра­вил может вестись должностным лицом, непосредствен­но обнаружившим правонарушение, если дело несложное и его расследование не вызывает затруднений а также если производство такого расследования не влияет на произ­водство таможенного оформления других товаров и транс­портных средств.

В иных случаях по решению начальника таможенного органа или его заместителя ведение производства по делу о нарушении таможенных правил поручается должност­ным лицам, являющимся сотрудниками структурного под­разделения по борьбе с контрабандой и нарушениями та­моженных правил этого таможенного органа. При этом дело о нарушении таможенных правил передается для производства в указанное подразделение после производства не терпящих отлагательства процессуальных дейст­вий по закреплению доказательств о совершенном право­нарушении, принятию мер по изъятию товаров, транс­портных средств и иных предметов, являющихся непо­средственными объектами нарушения таможенных пра­вил, обеспечению их сохранности и т. п.

Должностные лица на последующих после такой пере­дачи стадиях производства и рассмотрения дела могут привлекаться к участию в проведении конкретных про­цессуальных действий и рассмотрению дела.

2.3. Участники в производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил.

Прежде всего в производстве по делу о нарушении тамо­женных правил участвует лицо, привлеченное к ответствен­ности. Им может быть физическое лицо или должностное лицо. Если к ответственности привлекается несовершенно­летний либо неспособный к силу своих физических и пси­хических недостатков осуществлять свои права по делу, их интересы могут представлять законные представители (ро­дители, усыновители, опекуны). При необходимости законный представитель может быть опрошен в качестве свидетеля.

Включение в число субъектов таможенных правонару­шений юридических лиц потребовало определить в зако­нодательном порядке условия их участия.

Согласно ст. 306 Таможенного кодекса, при привлече­нии к ответственности предприятия, учреждения или ор­ганизации в производстве по делу могут участвовать ру­ководители или их заместители либо (с разрешения долж­ностного лица таможенного органа, в производстве кото­рого находится дело) другие их работники, если в их слу­жебные обязанности входит урегулирование всех вопро­сов, связанных с привлечением таких юридических лиц к ответственности за нарушение таможенных правил.

Если к ответственности привлечено лицо, занимаю­щееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то оно само участвует в деле.

В случае необходимости к участию в деле допускаются и другие лица (эксперты, специалисты, переводчики, сви­детели, понятые).

Получение квалифицированной помощи — конститу­ционное право каждого человека (ст. 48 Конституции РФ). В Положении об адвокатуре Российской Федерации ука­зывается, что адвокаты дают консультации; составляют документы по правовым вопросам, участвуют в рассмот­рении уголовных, гражданских дел, а также по делам об административных правонарушениях.

Конституция расширила возможность получения юри­дической помощи лицам, совершившим правонарушения. Каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания.

По делам о таможенных правонарушениях адвокат при­нимает участие в рассмотрении дела, но в стадии произ­водства он не участвует. Исключение сделано для случаев административного задержания физического или долж­ностного лица на срок свыше трех часов, когда адвокат участвует при производстве по делу при условии, если об этом ходатайствует лицо, подвергнутое задержанию, либо его законный представитель. Если адвокат не может явить­ся в течение 24 часов с момента административного за­держания, лицу может быть предложено пригласить дру­гого адвоката. Такая помощь может быть обеспечена че­рез юридическую консультацию. Следовательно, если лицо, привлеченное к ответственности за нарушение та­моженных правил, не подвергалось административному задержанию, до рассмотрения дела оно не может восполь­зоваться помощью адвоката. В этой части Таможенный кодекс РФ ориентирован на общую норму административного законодательства, предусматривающую участие адвоката по делам об административных правонарушени­ях именно в рассмотрении дела.

Адвокат вправе иметь свидания с лицом, подвергну­тым административному задержанию, наедине без огра­ничения их количества и продолжительности;

— присутствовать при проведении процессуальных дей­ствий с участием лица, подвергнутого административно­му задержанию;

— знакомиться с протоколом административного за­держания и другими материалами, послужившими осно­ванием для задержания;

— знакомиться с протоколами процессуальных дейст­вий, проведенных с участием задержанного.

На тех же основаниях, что и адвокат, в деле может участвовать представитель лица, в отношении которого применено административное задержание, для оказания ему юридической помощи. Полномочия представителя должны быть надлежащим образом оформлены. Если пол­номочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, то полномочия представи­теля удостоверяются доверенностью, выданной лицом, интересы которого он должен представлять, заверенной нотариально. Если лицо, привлеченное к ответственнос­ти, участвует в рассмотрении дела непосредственно, к доверенности на участие в деле представителя приравни­вается его письменное заявление.
2.4. Административное задержание и в каких случаях

 оно может быть применено.

Под административным задержанием понимается при­нудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение. Возможность примене­ния такой меры предусмотрена Кодексом РСФСР об адми­нистративных правонарушениях. Целью ее является пресе­чение, прекращение правонарушения, когда исчерпаны дру­гие меры воздействия. Таким образом, административное задержание является мерой пресечения. В то же время оно применяется и в качестве меры, обеспечивающей произ­водство по делам об административных правонарушениях.

Такое же значение имеет административное задержа­ние и в таможенном праве.

Административное задержание применяется к наруши­телям таможенных правил на срок от трех часов до десяти суток. Длительность задержания зависит от того, с какой целью оно применено, и от поведения лица, привлечен­ного к ответственности.

Административное задержание до трех часов возмож­но в целях пресечения нарушения таможенных правил, когда исчерпаны другие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела.

Закон допускает административное задержание на срок до десяти суток, если таможенные органы располагают сведениями, что лицо перемещает через таможенную гра­ницу товары, скрывая их в своем теле, либо оказывает сопротивление при проведении личного досмотра, либо пытается скрыться с места совершения правонарушения. Административное задержание до десяти суток возможно в случае, если лицо создает препятствия для установле­ния его личности.

Обо всех фактах административного задержания тамо­женный орган обязан уведомить прокурора. Если имеет место задержание до трех суток — прокурор уведомляется в течение 24 часов. В случае задержания на срок до десяти суток — необходима санкция прокурора.

Об административном задержании составляется протокол. На лиц, к которым применена такая мера, распростра­няются порядок и правила, установленные Положением «О порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Задержанный имеет право знать, в чем он подозревается, требовать проверки прокуро­ром правомерности задержания. Требование это должно быть немедленно сообщено прокурору. Решение об административ­ном задержании может быть обжаловано в вышестоящий та­моженный орган, в районный народный суд или прокурору. 

Права лица, привлекаемого к ответственности за нару­шение таможенных правил, определены статьей 308 Та­моженного кодекса. Оно вправе знать, за какое наруше­ние привлекается к ответственности; знакомиться с мате­риалами дела после окончания его производства и во вре­мя его рассмотрения, делать из них выписки; давать объ­яснения; представлять доказательства; заявлять отводы; заявлять ходатайства; при условиях, указанных выше, поль­зоваться помощью адвоката; пользоваться родным язы­ком, а в случае необходимости пользоваться услугами пере­водчика; обжаловать постановление по делу.

В качестве свидетеля может дать объяснение любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу о нарушении таможен­ных правил.

В Таможенном кодексе впервые определен круг лиц которые не могут быть свидетелями. Адвокат и оказы­вающий юридическую помощь представитель лица, при­влеченного к ответственности, не могут быть опрошены об обстоятельствах, известных им в связи с оказанием та­ких услуг и помощи. Не может быть свидетелем лицо, которое в силу своих физических или психических недо­статков не способно правильно воспринимать обстоятель­ства, имеющие значение для дела.

Важным положением закона, основанным на Консти­туции, является освобождение от обязанности давать объяснения супруга и близких родственников лица, привлеченного к ответственности.

Конституция Российской Федерации признает правом каждого гражданина не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51), что полностью согласуется с международным пактом гражданских и политических правах.

Любые органы, в том числе и таможенные, занимаясь выяснением правонарушений, не вправе требовать или какими-либо методами добиваться показаний, обвиняющих супруга или близких родственников в совершении правонарушения.

По таким делам доказательствами являются любы фактические данные, на основе которых устанавливайте наличие или отсутствие нарушений таможенных правил;

виновность лица (физического или должностного); факт совершения правонарушения юридическим лицом либо гражданином-предпринимателем; иные обстоятельства. имеющие значение для правильного разрешения дела.

Так же, как и при совершении любого другого адми­нистративного проступка, доказательствами нарушения

таможенных правил являются объяснения лица, привле­ченного к ответственности, объяснения свидетелей, за­ключение эксперта, вещественные доказательства.

Однако данные нарушения обнаруживаются, как пра­вило, при таможенном контроле, таможенном оформле­нии и связаны с проверкой документации, товаров, транс­портных средств, перемещаемых через таможенную гра­ницу. Поэтому в качестве доказательств используются протоколы и другие документы, составленные в ходе та­моженного контроля и оформления. Ведение производ­ства по делу сопровождается процессуальными действия­ми, которые также облекаются в протокольную форму (протокол административного задержания; изъятия доку­ментов, товаров и иных предметов; постановление о на­ложении на них ареста и т. д.).

Однако никакие доказательства не имеют заранее ус­тановленной силы. Они оцениваются в совокупности.

Для установления состава нарушения в действиях лица, провозящего товары через таможенную границу, во мно­гих случаях требуются специальные познания в науке, искусстве, технике. В этих случаях назначается экспертиза,

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабо­раторий либо иными специалистами. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходи­мыми познаниями для того, чтобы дать заключение.

Должностное лицо, в производстве или на рассмотре­нии которого находится дело, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на все­стороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.

Заключение эксперта не является для него обязатель­ным, однако несогласие с заключением должно быть мо­тивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела. В случае недостаточной ясности или полноты заключения возможно проведение дополнитель­ной экспертизы.

Не признаются заключениями эксперта акты, справки и другие документы, если они были подготовлены не по поручению должностного лица таможенного органа, производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Такие документы могут рассматриваться только как вещественные доказательства или письменными доказательствами.

В отличие от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, который лишь упоминает о веществен­ных доказательствах, таможенное законодательство рас­крывает понятие вещественных доказательств, определя­ет порядок приобщения их, если имеется уголовное дело или дело о нарушении таможенных правил.

Вещественными доказательствами по делу о наруше­нии таможенных правил являются товары, транспортные средства, которые были непосредственными объектами правонарушения. К вещественным доказательствам отно­сятся товары и транспорт со специально изготовленными тайниками, с помощью которых производилось незакон­ное перемещение через таможенную границу. С этой же целью нарушителями могут быть использованы докумен­ты и средства идентификации, которые также могут рас­сматриваться как вещественные доказательства. Вещест­венными доказательствами могут быть любые предметы, сохранившие на себе следы правонарушения.

Вещественные доказательства приобщаются к делу, подробно описываются в протоколах о нарушении тамо­женных правил, изъятия, производства таможенного об­следования или в иных протоколах.

Если вещественные доказательства не могут быть при­общены к делу, например, в силу их громоздкости, составляется справка об их нахождении, которая прилагает­ся к делу.

Вещественные доказательства, если они по постанов­лению таможенного органа подлежат конфискации, кон­фискуются независимо от того, являются ли они собст­венностью лица, совершившего нарушение таможенных правил.

Письменными доказательствами являются акты, справ­ки, письменные сообщения и другие документы, в кото­рых предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица, а также физи­ческие и должностные лица изложили или удостоверили факты и обстоятельства, имеющие значение для дела. Это могут быть документы, сопровождающие подачу таможен­ной декларации и представляемые таможенному органу, и дополнительные сведения, которые запрашиваются с целью проверки информации, содержащейся в таможен­ной декларации. Документами могут быть сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, переме­щающих товары через границу.

Документы сами по себе не относятся к вещественным доказательствам, но становятся таковыми, если использу­ются, например, для незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Если документы были пред­ставлены в таможенный орган в подлиннике, то после истечения срока обжалования постановления по делу они могут быть возвращены представившему их лицу. В деле остается копия такого документа.

Деятельность таможенных органов в процессе ведения дела направлена на получение доказательств о наруше­нии таможенных правил. Эта деятельность осуществляет­ся в рамках процессуальных действий, определенных за­коном, и включает: опрос лиц; истребование документов, необходимых для производства по делу и его рассмотре­ния; изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов; наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество; таможенное обследование; осмотр; предъявление товаров, транспортные средств, документов на них и иных предметов для опознания; получение необходимой информации от государственных органов и иных лиц; проведение ревизии, проверки, инвентаризации; проведение экспертизы.

В Таможенном кодексе определен порядок проведе­ния каждого из перечисленных процессуальных действий. Невыполнение требований закона может привести к тому, что действие теряет доказательственное значение.

Наиболее распространенным видом получения дока­зательств по делам об административных правонаруше­ниях являются показания лиц. Однако порядок их полу­чения подробно регламентирован только нормами Тамо­женного законодательства (ст. 335 ТК).

Определен круг лиц, которые могут быть вызваны для дачи объяснений. Это физические, должностные лица, руководители юридических лиц, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образо­вания юридического лица (граждане-предприниматели). Практические трудности возникают в связи с вызовом в таможенный орган. Закон подробно регламентирует про­цедурные вопросы вручения повестки, иные формы опо­вещения, реквизиты повестки.

Повестка вручается под расписку. Лицо, подлежащее опросу, может быть также вызвано телефонограммой, те­леграммой. Если требуется опросить несовершеннолетнего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, его вызов производится через родителей или других законных пред­ставителей. Лица, задержанные таможенными органами, вызываются через администрацию места содержания. Сви­детель может быть опрошен в месте своего пребывания, если он болен, находится в преклонном возрасте или по другим уважительным причинам не может явиться по вызову.

Процедура опроса включает установление личности опрашиваемого, выяснение, владеет ли он русским язы­ком, нуждается ли в услугах переводчика. Свидетель преду­преждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснения. В соответствии со ст. 442 ТК отказ или уклонение без уважительных причин лица, подлежащего опросу по делу о нарушении таможенных правил в каче­стве свидетеля, от дачи необходимых объяснений, за ис­ключением случаев свидетельствования против самого себя, своего супруга и близких родственников, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одно­кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Подобная ответственность установлена впервые. При производстве по делам об административных правонару­шениях свидетель не предупреждается об ответственнос­ти за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Порядок начала опроса зависит от процессуального положения лица.

Опрос физического или должностного лица, привле­каемого к ответственности, начинается с вопроса, при­знает ли он себя виновным в нарушении таможенных правил. Опрос привлекаемых к ответственности руково­дителя или заместителя руководителя предприятия, уч­реждения или организации, а также гражданина-предпри­нимателя начинается с вопроса, признает ли он факт на­рушения таможенных правил.

Если опрашивается свидетель, ему сообщается об об­стоятельствах, в связи с которыми он вызван.

Затем опрашиваемый дает свои объяснения по суще­ству дела, после чего ему задаются вопросы.

Особо в законе обращено внимание на опрос несовер­шеннолетних. При опросе лица, не достигшего 14-летне­го возраста, вызывается педагог или психолог; если опра­шивается несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, допуск указанных лиц зависит от решения лица, в произ­водстве которого находится дело.

Лицо, которому адресовано требование о представле­нии документов, обязано не позднее чем в пятидневный срок направить или выдать их должностному лицу тамо­женного органа.

Документы представляются в подлиннике. Заверенные должным образом копии документов вместо подлинни­ков могут представляться лишь с согласия лица, в произ­водстве которого находится дело. Если для производства и рассмотрения дела имеет значение лишь часть доку­ментов, представляется заверенная выписка из них.

При исполнении требования о представлении докумен­тов они могут быть изъяты в принудительном порядке.

2.5.   Изъятие документов и иных предметов.

Изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов представляет наибольшую сложность, трудоемкость, и поэтому потребовалась детальная регла­ментация как характера предметов, которые при необхо­димости могут быть изъяты, так и порядка их изъятия.

В соответствии со ст. 337 ТК изъятию подлежат товары | и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушений таможенных правил или имеющие специально изготовленные тайники, которые были использованы для незаконного перемещения товаров че­рез таможенную границу.

Могут изыматься транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, и, наконец, документы, средства идентификации (чертежи, фотогра­фии, товаросопроводительная документация, описание товаров и т. д.) и иные предметы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами.

Расширены возможности реального исполнения поста­новлений таможенных органов о наложении взысканий в виде штрафа или взыскания стоимости товаров и транс­портных средств. В счет этих сумм могут изыматься цен­ные бумаги в валюте Российской Федерации, транспорт­ные средства.

Однако можно избежать их изъятия в случае замены на залог, предоставления гарантий либо внесения на де­позит причитающейся суммы в порядке, установленном для обеспечения уплаты таможенных платежей.

Изъятие может проводиться как при проведении тамо­женного контроля, производстве таможенного оформле­ния, составлении протокола о нарушении таможенного законодательства, так и в качестве самостоятельного про­цессуального действия. В последнем случае выносится по­становление об изъятии. Изъятие производится в присут­ствии понятых и лица, у которого предметы и документы изымаются.

Если изъятие является самостоятельным процессуаль­ным действием, лицу, у которого оно производится, предъ­является соответствующее постановление и предлагается добровольно выдать требуемые предметы, и только в слу­чае отказа они изымаются принудительно. Таможенным органам предоставлено право вскрывать помещения, ем­кости и другие места, где могут находиться предметы, подлежащие изъятию.

Если во время изъятия обнаруживаются предметы, за­прещенные к обращению (например, оружие, наркоти­ки), они также подлежат изъятию.

О проведении изъятия как самостоятельного процес­суального действия составляется протокол. Изъятые пред­меты перечисляются и описываются либо непосредствен­но в протоколе, либо в прилагаемой к нему описи.

Такое изъятие возможно, но при определенных усло­виях. В случае временного отсутствия физического или должностного лица, а также лица, занимающегося предпри­нимательской деятельностью без образования юридическо­го лица (граждане-предприниматели), изъятие проводится в присутствии взрослых членов семьи, либо работников жилищно-эксплуатационных организаций по месту его житель­ства, либо представителя администрации по месту работы, либо представителя органа местного самоуправления.

Иной порядок установлен для изъятия предметов и документов у руководителей юридических лиц в случае их временного отсутствия. Изъятие проводится в присут­ствии других их работников либо представителя органа, зарегистрировавшего это юридическое лицо.

Закон допускает возможность изъятия документов, со­ставляющих государственную тайну, но для этого требу­ется согласие начальника таможенного органа или лица, его заменяющего, и проводится оно с санкции прокуро­ра. При изъятии таких документов у государственного органа, предприятия, учреждения или организации поря­док изъятия согласуется с их руководством. Изложенный порядок изъятия секретных документов не распространя­ется на случаи обнаружения их при проведении таможен­ного контроля и производстве таможенного оформления.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.