--PAGE_BREAK--Понятие, структура, цели и функции таможенного регулирования
Сегодня таможенное регулирование осуществляется практически всеми странами, но его масштабы, характер, правовая база определяются в каждой стране в отдельности. В большинстве случаев такое регулирование проводится на национальном уровне, но также может осуществляться на уровне нескольких стран, если те объединены в торгово-экономическую группировку. Пример – Европейское экономическое общество[2].
Так чем же всё-таки является таможенное регулирование:
Таможенное регулирование– комплекс мер, представляющих собой инструмент для регулирования внешней экономической деятельности государственными органами. Одна из форм такого регулирования проявляется в установке государством определенных правил при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Данные правила должны соблюдаться всеми участниками внешнеэкономической деятельности[3].
Впервые законодателем РФ предпринята попытка определить конституционный термин «таможенное регулирование»[4] в таможенном кодексе РФ. По сути, к таможенному регулированию отнесены все (любые) правила, определяющие порядок перемещения имущества, имеющего материальную оболочку[5], через таможенную границу Российской Федерации. При этом не имеет значения, в каких целях эти правила установлены (сбор доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, защита интересов отечественных товаропроизводителей, недопущение распространения эпизоотии, обеспечение безопасности потребителя, сохранение культурных ценностей и т.д. и т.п.). Принципы территориальной целостности государства и единого рынка диктуют обязательность установления таких правил исключительно на федеральном уровне.
Так сложилось, что в нашей стране таможенное законодательство и законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности формировались в отрыве друг от друга. Первый Таможенный кодекс Российской Федерации, основанный на новых экономических устоях, был принят в середине 1993 года. Параллельно принимались федеральные законы, устанавливающие отдельные правила осуществления внешнеэкономической деятельности и перемещения через государственную границу отдельных видов товаров:
§ Законы Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1992 г.),
§ «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.),
§ «О защите прав потребителей» (1992 г.),
§ «О ветеринарии» (1993 г.),
§ «О зерне» (1993 г.),
§ «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) и т.д.
Только в 1995 г. с принятием федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» законодательно были установлены принципы и методы государственного регулирования импорта и экспорта товаров[6].
И только принятие новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (№ 164-ФЗ от 8.12.2003г.) происходило без таких существенных временных разрывов, оба закона приняты в 2003г.
Термин «таможенное регулирование» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.
Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации[7]. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.
Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».
Структурусовременного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
2) таможенные режимы;
3)таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
4) таможенное оформление;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела
В таможенном регулировании есть свои цели:
Экономические целидостигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные целидостигаются посредством:
1. установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации;
2. установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные целизаключаются:
1. в защите государственной безопасности страны, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества;
2. в охране животных, растений и окружающей природной среды;
3. в обеспечении интересов российских потребителей;
4. в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.[8].
Ноосновной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
1. участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
2. содействие проведению структурной перестройки;
3. обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
4. обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
5. участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
6. стимулирование развития национальной экономики;
7. содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
8. иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные
функции
:
защита экономических интересов РФ; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
§ взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
§ осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.
Предусмотрен блок функций международного характера:
участие в разработке и выполнении международных договоров РФ; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования[9].
Сегодня таможенное регулирование играет особую роль, поскольку является одним из самых гибких и эффективных экономических инструментов для управления ввозом тех или иных товаров на территорию РФ (или вывоза товаров с территории).
продолжение
--PAGE_BREAK--Методы осуществлениятаможенного регулирования.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства.
Направленность целей таможенного регулирования на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенное регулирование России призвано, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.
Формирование таможенного регулирования любого государства предполагает наличие двух важных методов его достижения — это протекционизм и фритредерство[10].
Протекционизм— это меры, направленные на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта. К протекционизму относят как тарифные, так и нетарифные меры ограничений.
Фритредерство– это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Протекционизм и фритредерство имеют свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенном регулировании России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.
К сожалению, этот опыт слабо относится к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.
Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России[11].
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.[12] В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов тарифного и нетарифного торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма.
Нетарифные методы ограничений таможенного регулирования.
В различных словарях нетарифные ограничения трактуются по-разному, вот некоторые из них:
Нетарифные ограничения— ограничительное регулирование внешней торговли, представляющее совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений. Именуются также нетарифными барьерами. -Экономический словарь
Нетарифные ограничения — прямые объемные ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров в страну или их вывоз из страны: совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений, направленных на регулирование внешней торговли. Нетарифные ограничения называются так же нетарифными барьерами.— Энциклопедический словарь экономики и права
Нетарифные ограничения — экономические и административные меры, помимо таможенных и тарифных, используемые государственными органами для регулирования ввоза и вывоза товаров. В число нетарифных ограничений могут входить: антидемпинговые пошлины, консульские формальности, требования к таре, маркировке товаров, лицензии, экспортные сборы и др. -Словарь бизнес-терминов
Из вышесказанного получается, что:
Нетарифные ограничения– это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
Характеристика нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.
К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов[13]) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Зачастую перед правительством возникает альтернатива, какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).
В мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.
Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты.
Нетарифные ограничения включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим таможенным регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.
К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:
1. лицензирование и квотирование импорта,
2. антидемпинговые пошлины,
3. импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта,
4. компенсационные сборы,
5. система минимальных импортных цен и т. д.
Первый вид — самый многочисленный и охватывает более половины всех участников.
Второй видвключает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административно - бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:
· таможенные формальности,
· технические стандарты и нормы,
· санитарные и ветеринарные нормы,
· требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.
К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие, которое зачастую ведет именно к этому результату (штрафы).
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты.
Система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового таможенного регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств таможенного регулирования ВЭД.
В последние года в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России.
Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по существу, экономическими.
Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.
Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.
Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.
Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:
1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю;
2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;
3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов;
4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров;
5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза.
К современным методам нетарифного регулирования ВЭД можно отнести федеральный закон «О ратификации соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» который был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым, этот закон принят Государственной думой 10 декабря 2008 г. и одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г[14].
Федеральным законом ратифицируется соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, подписанное в Москве 25 января 2008г. Соглашением предусматривается введение единых мер нетарифного регулирования, а также единых подходов к государственному регулированию внешнеторговой деятельности государств — участников таможенного союза в отношении третьих стран. В частности, соглашением устанавливаются такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как количественные ограничения, лицензирование, выдача разрешений, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таможенный тариф как метод таможенного регулирования.
Так же, можно сказать основным, инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
Таможенный тариф– это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.
Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин на товары, пересекающих таможенную границу России в зависимости от их кода ТН ВЭД. Порядок использования таможенного тарифа зафиксирован в соответствующем Законе РФ – «О таможенном тарифе»[15].
Нормативно-правовой основой тарифного регулирования служит таможенный кодекс РФ и свод федеральных законов (именуемых актами), принятых в полном соответствии с кодексом.
Усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из неё определённых товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.
Выступая в качестве регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию — является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. Такое таможенное регулирование выполняет три значимые функции:
I. Фискальную. Пошлины являются доходной частью бюджета.
II. Защитную. Пошлины на импортные товары защищают отечественных производителей от конкуренции со стороны зарубежных компаний.
III. Балансировочную. С помощью таможенных пошлин государство регулирует нежелательный экспорт тех товаров, цены на которые в России ниже мировых, тем самым, препятствуя их массовому вывозу.
Государство, как носитель таможенного суверенитета, использует тарифное регулирование, в виде таможенных тарифов и системы таможенных пошлин в рамках своей таможенной территории, и может осуществлять комплекс мероприятий, направленных на регулирование различных параметров внешней торговли.
Тарифное регулирование является формой или способом оперативного регулирования внешней торговли.
Определять политику тарифного регулирования могут только органы высшей государственной власти той страны, которая является носителем суверенитета на своей таможенной территории.
В использовании политики тарифного регулирования существуют принципы, общие для всех государств. К общим принципам тарифного регулирования относятся:
1. Промышленно-развитые страны используют низкий размер пошлин на ввозимые товары (6,7 %), тогда как слаборазвитые страны используют более высокие размеры пошлин (28-31 %) с целью защиты внутреннего рынка.
2. Ставка тарифа увеличивается по мере увеличения добавленной стоимости, т.е. пошлины на сырьё дешевле, чем на продукцию.
3. В промышленно-развитых странах не используется экспортная пошлина, а в некоторых странах запрещена законодательно (США, Великобритания).
Под мерами таможенно-тарифного регулирования понимается совокупность конкретных действий государства по применению инструментов таможенно-тарифного регулирования (ставка пошлин, тарифных преференций, тарифные льготы и т.д.):
· изменение ставок экспортных таможенных пошлин;
· изменение ставок импортных пошлин;
· замена одних видов ставок на другие;
· замена одних видов таможенных пошлин на другие;
· введение или отмена тарифных преференций;
· введение или отмена тарифных льгот;
· предоставление или отмена РНБ;
· введение или отмена тарифных квот;
· применение или отмена сезонных пошлин;
· введение тарифных контингентов;
· применение компенсационных таможенных пошлин;
· применение специальных либо временных пошлин;
· введение или отмена антидемпинговых пошлин;
· изменение списков стран-пользователей РНБ и т.д.
Объектамитарифного регулирования являются:
- ввоз иностранных товаров на таможенную территорию страны. Может осуществляться в рамках различных внешнеторговых операций. Тарифное регулирование ввозных операций будет учитывать таможенный режим, в рамках которого выполняется ввоз. Конкретными предметами регулирования ввоза могут быть объём ввозимого товара, его цена, состав стран зарубежных поставщиков и т.д.;
- вывоз товара. Тарифное регулирование учитывает особенности вывозных операций, используя для этого различные таможенные режимы. Предметами регулирования также могут быть объём ввозимых товаров и транспортных средств, их цены, состав стран внешнеторговых партнеров и т.д.
- экспортные и импортные доходы страны;
- баланс внешней торговли по отдельным товарам, по крупным товарным группам, по торговле с отдельными отраслями, с отдельными экономическими группировками;
- платежный баланс страны;
- состояние бюджета страны (соотношение его доходов и расходов) и др.
Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.
Таможенные пошлины делятся:
1.
По объекту обложения
:
Импортные– накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах.
Экспортные— накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
Транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
2.
По способу взимания:
Специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара. Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары;
Адвалорные– начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
Комбинированные– сочетают оба вида таможенного обложения;
3.
По характеру:
Сезонные — применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной продукции;
Антидемпинговые– пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства;
Компенсационные– накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
4.
По происхождению:
Автономные–эти пошлины применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными;
Конвенционные– эти пошлиныприменяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными (Конвенциональные и автономные пошлины являются основными видами таможенных пошлин);
Преференциальные– пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.
5.
По типам ставок:
Постоянные– таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств;
Переменные— таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
Исходя из различных признаков и критериев, по продолжительности периода регулирования цели тарифного регулирования делятся на:
· долгосрочные (стратегические);
· среднесрочные (3-10 лет);
· краткосрочные;
Основными целямиприменения таможенного тарифа являются:
· рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
· защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
· пополнение доходов государства;
· обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.
Таможенно-тарифное регулирование действует на национальной таможенной территории (таможенная территория отдельной страны); единой таможенной территории стран таможенного союза; единая таможенная территория группы стран, входящих в экономический союз; межгосударственная зона свободной торговли.
В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. в России принят Закон «О таможенном тарифе» и «Таможенный кодекс».
Таможенно-тарифное регулирование, которое устанавливает таможенный кодекс РФ, включает в себя несколько важных операций – выявление страны-производителя товара, таможенную оценку товара, определение таможенной пошлины.
Осуществляемый в настоящее время в сфере таможенно-тарифной политики курс требует существенной корректировки. Такая корректировка делает необходимыми решения, позволяющие найти выход из тупиковой ситуации, при которой учёные и специалисты предлагают эффективные пути решения сложных проблем. Многие важные документы, затрагивающие интересы миллионов граждан, сотен и тысяч предприятий и организаций, субъектов РФ, принимаются в условиях чуть ли не полной секретности, узким кругом лиц, монополизировавших, без согласия гражданского общества, право на принятие ключевых решений. Принятые таким образом решения зачастую не соответствуют стратегическим интересам и приоритетам экономического развития России. Это и произошло, в частности, с решением о введении унифицированного таможенного тарифа.
России нужен чётко работающий механизм, доводящий до сведения правительства интересы торгово-промышленных кругов, сигналы о необходимых изменениях ставок пошлин и товарной номенклатуры. Только заблаговременный учёт этих интересов позволит сделать таможенный тариф экономически обоснованным стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов Российской Федерации.
Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях. Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьёзные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты. В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.
продолжение
--PAGE_BREAK--