--PAGE_BREAK--1.2. Риски при временном хранении товаров на складе
Объектом страхования рисков хранения товаров на складе ответственного хранения являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя, связанные с его обязанностью в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возместить вред, причиненный третьему лицу, в процессе осуществления деятельности в качестве владельца таможенного склада или склада временного хранения.
Страховые риски:
Договор страхования заключается на случай предъявления Страхователю третьими лицами претензии в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного страховым случаем, наступившего в течение срока действия договора страхования, и повлекшего за собой утрату, недостачу или повреждение всех или части товаров в результате:
1. пожара, включая убытки, причиненные товарам действием огня, дыма, системы пожаротушения, действиями пожарных подразделений, направленных на борьбу с пожаром;
2. взрыва газа, употребляемого для производственных и бытовых целей;
3. взрыва паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, машин и других аналогичных устройств;
4. повреждения водой в результате аварий, непроизвольного включения или прорыва водопроводных, отопительных, канализационных систем и систем пожаротушения или проникновения воды из соседних помещений;
5. наезда транспортных средств; падения на склад пилотируемых летающих объектов, иных инородных предметов;
6. кражи со взломом, грабежа, умышленного повреждения или уничтожения имущества третьими лицами;
Средний размер страховой премии составляет 0,5 — 0,8 % от страховой суммы, в зависимости от конкретных условий страхования.
Страховая сумма определяется в соответствии с ТК РФ (ст. 109 п.3 «Условия включения в реестр владельцев складов временного хранения»), а именно:
· для открытой площадки — из расчета 3 500 рублей за один квадратный метр полезной площади;
· для помещений — из расчета 1 000 рублей за один кубический метр полезной площади.
Склад временного хранения является зоной таможенного контроля.
К месторасположению склада временного хранения предъявляются следующие требования:
а) склады временного хранения могут учреждаться в местах, одобренных таможенными органами в соответствии с Положением;
б) склады временного хранения не могут учреждаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов[5];
в) склад временного хранения должен располагаться по одному почтовому адресу (если склад состоит из одного помещения) либо в пределах неразрывной по периметру территории (если склад состоит из нескольких помещений, имеющих разные почтовые адреса — номера корпусов, строений, владений и т.д.), в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, выдающей лицензию;
г) от автомагистралей и главных дорог к складу временного хранения, на который товары и транспортные средства доставляются от таможенной границы Российской Федерации автомобильным транспортом, должны подходить подъездные пути.
При отсутствии складов временного хранения, учрежденных владельцами складов, в аэропортах, на аэродромах и в портах, открытых для международного сообщения, на грузовых дворах, станционных складах и площадках железнодорожных станций, где осуществляется прием, погрузка, выгрузка и выдача товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации склады временного хранения учреждаются таможенными органами Российской Федерации.
При решении вопроса о выдаче лицензии таможня учитывает следующие факторы:
· нахождение склада временного хранения в зоне морского или речного порта, аэропорта, аэродрома, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на территории производственного предприятия, в промышленной зоне или в жилом массиве;
· удаленность от таможенного органа (или от его структурного подразделения), производящего таможенное оформление товаров и транспортных средств, а также осуществляющего таможенный контроль над ними, и от других действующих в регионе складов временного хранения;
· количество действующих в регионе складов временного хранения;
· специализацию действующих складов временного хранения и учреждаемого склада временного хранения для хранения товаров отдельных категорий и транспортных средств.
К конструкции склада временного хранения предъявляются следующие требования:
а) помещения, предназначенные для склада временного хранения, располагаются только в наземных зданиях или сооружениях;
б) на крытых и открытых площадках склада временного хранения хранятся только товары отдельных категорий (громоздкие, негабаритные, наливные, насыпные, пакетируемые), а также легковые автомобили, железнодорожные, морские, авиа- и автоконтейнеры;
в) на территории склада временного хранения в обязательном порядке выделяется крытая, обустроенная в соответствии с требованиями таможни площадка для проведения досмотра транспортных средств и товаров при их частичной или полной выгрузке или погрузке.
К обустройству склада временного хранения предъявляются следующие обязательные требования при подаче владельцем склада документов на учреждение склада временного хранения[6]:
а) наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);
б) ограждение территории, прилегающей к помещению склада (при доставке товаров и транспортных средств от таможенной границы Российской Федерации до склада временного хранения автомобильным транспортом) либо обозначение на местности (при расположении складов временного хранения в зонах морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, на железнодорожных станциях);
в) целостность территории склада временного хранения в пределах периметра (при ограждении — за исключением проемов для въезда транспорта);
г) неразрывность помещений склада и территории, прилегающей к помещениям склада, для складов временного хранения, на которые товары и транспортные средства доставляются от таможенной границы Российской Федерации автомобильным транспортом — для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, региональные таможенные управления — для остальных таможен, вправе на основании обращения таможни изменить указанное требование при учреждении склада временного хранения в морских и речных портах); в случае невозможности соблюдения в портах требования неразрывности помещений склада и территории, прилегающей к помещениям склада, для контроля за перемещением товаров и транспортных средств от борта морского или речного судна на склад временного хранения таможня по согласованию с администрацией порта устанавливает маршруты такого перемещения; перемещение товаров и транспортных средств без разрешения таможни по иным маршрутам, кроме установленных ею, не допускается, а транспортные средства, перемещающие товары, должны быть допущены для перевозки товаров под таможенным контролем;
д) территория склада временного хранения не должна включать в себя объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;
е) наличие на складе временного хранения:
· специально выделенного и обозначенного на территории склада временного хранения места для приема от перевозчика товаросопроводительных и других документов таможенным органом (его структурным подразделением), расположенным на складе и производящим таможенное оформление товаров и транспортных средств, а также осуществляющим таможенный контроль за ними (списки сотрудников таможенного органа, ответственных за прием документов, должны быть размещены в доступном для обозрения месте)[7];
· локальной вычислительной сети;
· выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и транспортных средств и их таможенном оформлении с необходимой для этих целей скоростью передачи информации;
· телефонов городской связи;
· факсимильного аппарата сети общего пользования;
· оргтехники и множительной техники;
· автоматизированной системы учета товаров и транспортных средств, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом (его структурным подразделением), производящим таможенное оформление товаров и транспортных средств и осуществляющим таможенный контроль за ними;
· охранной сигнализации;
· противопожарной сигнализации и средств пожаротушения;
· поверенного оборудования для взвешивания товаров с различными пределами взвешивания;
· погрузочно-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники) в количестве, достаточном для проведения таможенного контроля за товарами и транспортными средствами (в том числе с их полной выгрузкой на склад);
ж) наличие на территории, прилегающей к помещениям склада, условий для маневра и размещения автотранспортных средств, перемещающих товары (из расчета 60 квадратных метров на каждое стояночное место автотранспорта).
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Правовое положение владельцев таможенных складов и владельцев складов временного хранения 2.1. Требования к владельцам складов
Для получения права на осуществление деятельности в качестве владельца таможенного склада, российское юридическое лицо должно выполнить ряд условий.
1. Иметь во владении (в собственности или в хозяйственном ведении либо арендовать на срок не менее трех лет) помещения и/или открытые площадки планируемые и пригодные для использования в качестве таможенного склада.
2. Принять меры по обеспечению уплаты таможенных платежей (для владельцев таможенных складов открытого типа сумма обеспечения определяется из расчета 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение; для владельцев таможенных складов закрытого типа — 2,5 миллиона рублей).
3. Заключить договор страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам (страховая сумма, определяется из расчета 3 500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или 1 000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей).
Порядок включения юридических лиц в Реестр владельцев таможенных складов установлен приказом ФТС РФ от 31.10.2007 N 1352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2007 N 10581).
В соответствии с данным порядком для включения лица в Реестр владельцев таможенных складов заинтересованное российское юридическое лицо обращается в таможню, в регионе деятельности которой располагаются помещения и(или) открытые площадки, предполагаемые к использованию в качестве таможенного склада, с заявлением о включении в Реестр владельцев таможенных складов[8]. Заявление составляют в произвольной письменной форме. При этом на каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку, которые предназначены для использования в качестве таможенного склада, представляется отдельное заявление.
В заявлении указываются следующие сведения:
— обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр владельцев таможенных складов;
— сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах, а также о размере полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
— сведения о типе таможенного склада (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа);
— сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве таможенного склада, об их местонахождении, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении; — сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей;
— сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.
К заявлению о включении в Реестр владельцев таможенных складов прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:
— учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
— свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
— свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
— документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве таможенного склада; — планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада;
— документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
— документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей;
— подтверждения из банков об открытых в них счетах;
— страховой полис.
Таможня рассматривает заявление в срок, не превышающий 15 дней со дня его регистрации, и принимает решение о включении заявителя в Реестр владельцев таможенных складов.
В процессе рассмотрения заявления таможенным органом проводится осмотр помещений и(или) открытых площадок о проведении проверки обустройства, оборудования и месторасположения помещений и(или) открытых площадок, заявляемых в качестве таможенного склада, и прилегающей территории на соответствие требованиям, установленным таможенным законодательством РФ. По итогам осмотра помещений и(или) открытых площадок составляется акт таможенного осмотра (в двух экземплярах), в котором фиксируются результаты его проведения.
В ходе рассмотрения заявления и документов должностные лица соответствующих подразделений таможни могут получать пояснения заявителя, привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, а также специалистов других государственных органов на основании статей 369, 384 и 385 ТК РФ в соответствии с установленным порядком.
Решение о включении заявителя в Реестр владельцев таможенных складов принимается в форме приказа таможни и оформляется выдачей заявителю свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов (первый экземпляр). Свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов действительно в течение пяти лет.
Решение об отказе о включении заявителя в Реестр владельцев таможенных складов доводится до заявителя в форме письма таможни незамедлительно после его принятия с обязательным указанием оснований отказа.
По окончании рассмотрения заявления таможня по требованию заявителя (составленному в произвольной письменной форме) обязана возвратить ему оригиналы представленных документов с сопроводительным письмом. При этом таможня оставляет в пакете документов на выдачу свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов копии документов, оригиналы которых возвращаются заявителю. Копии должны быть заверены подписью должностного лица таможенного органа, выдающего оригиналы, и печатью таможни.
При изменении сведений, указанных в заявлении, либо в прилагаемых к нему документах, владелец таможенного склада (его правопреемник) в течение пяти дней со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда ему стало известно об их наступлении, обязан сообщить об этом в таможню, выдавшую свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов, в письменном виде и предоставить в таможню документы, подтверждающие изменение сведений.
Таможня в течение пяти рабочих дней проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленным для включения лица в Реестр владельцев таможенных складов, и, если изменяются сведения, подлежащие указанию в свидетельстве о включении в Реестр владельцев таможенных складов, таможня рассматривает вопрос о выдаче нового свидетельства. При выдаче нового свидетельства к прежнему номеру свидетельства добавляется буквенный символ в последовательности, определяемой алфавитом (заглавные буквы кириллицы).
продолжение
--PAGE_BREAK--