Реферат по предмету "Таможня"


Нетарифное регулирование классификационные особенности и основные характеристики

--PAGE_BREAK--

   Дополнительные условия установлены для товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень ввозимых на таможенную территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Госстандартом РФ.

   Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, является сертификат, выданный по правилам системы сертификации и составленный на русском языке. Сертификат может являться также свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории Российской Федерации. Существует ряд международных органов сертификации, действие которых признается равным российским сертификатам и не требует дополнительного подтверждения (например, CGS).

   При отсутствии сертификата, в отношении товаров, подлежащих обязательной сертификации, таможенный режим не может быть закончен.

   При проведении таможенного контроля товаров, подлежащих обязательной сертификации, существует следующий порядок. Декларант обязан, наряду с другими документами, предоставить в таможенный орган сертификат по установленной форме. При таможенном контроле используется заверенная копия сертификата, которая должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание. Копия может быть заверена нотариусом, либо органом, выдавшим сертификат, либо консульским учреждением Российской Федерации.

   Нотариус заверяет сертификат путём совершения специальной записи. Копии сертификатов соответствия, используемые при таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации, могут быть заверены нотариусом Российской Федерации. Допускается использование при оформлении копии сертификатов соответствия заверенных нотариусом иных государств. Такими государствами являются республика Армения, республика Беларусь, республика Казахстан, Украина, республика Узбекистан, республика Таджикистан, Туркменистан, а также страны, с которыми Россия имеет двусторонние договоры о правовой помощи. Орган, выдавший сертификат, заверяет его путём проставления подлинной подписи руководителя этого органа, либо лица, его замещающего, с её расшифровкой и подлинной печатью.

   При проведении таможенного контроля должностными лицами таможенного органа РФ проводится проверка сведений, содержащихся в сертификате.

   Он проверяется на наличие подписи и печати на документе, которые сверяются с имеющимися образцами, проверяются полномочия органа на выдачу сертификата (сравниваются с имеющейся информацией обо всех центрах по стандартизации России), проверяется соответствие ввозимых товаров по сертификату, количество товаров, указанных в сертификате и заявленных в грузовой таможенной декларации, срок действия сертификатов — он должен быть действительным на момент выпуска товара, а также иных сведений, необходимых для таможенного контроля. При наличии достаточных оснований таможенный орган может потребовать от декларанта подтверждения факта выдачи сертификата на товар, ввозимый на территорию России.

   В отношении определённого вида товаров, предусмотрено проведение, наряду с таможенными, других видов контроля, таких как ветеринарный, санитарный и иные.

 
 
2.2  Прочие разрешительные документы
   Таможенный контроль таких товаров проводится с представлением в таможенный орган документа, выданного уполномоченным государственным органом, с разрешением на перемещение товаров через таможенную границу. Так, ветеринарное свидетельство выдаётся на товары животного происхождения и живых животных пограничным контрольным ветеринарным пунктом, кроме того, на местные продукты необходимо предоставить заключение Департамента санэпидемнадзора. Эти требования выполняются на ввоз товаров. Если происходит вывоз таких товаров, то необходим ветеринарный сертификат.

   Эти положения выполняются на основании Таможенного кодекса РФ, Закона РФ №4979-1 от 14.05.93 г. “О ветеринарии”, “Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ”, утверждённого постановлением правительства РФ №708 от 19.06.94 г .

   Подобные действия также подпадают под статью о сертификации.

   В одном из информационных документов ГТК РФ содержится следующий пример. Из средств массовой информации республики Казахстан представительству таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе республики Казахстан стало известно, что органами налоговой полиции в принятом с КНР городе Жаркенте задержано транспортное средство, зарегистрированное в КНР, на которое, согласно документам, оформленных таможней “Хоргос” республики Казахстан, осуществлялась перевозка китайской лапши и кетчупа. При проведении досмотра транспортного средства было установлено, что за ящиками с китайской лапшой находилось 20 тонн мяса крупного рогатого скота, которые не были указаны в товаросопроводительных и таможенных документах. Сотрудниками налоговой полиции весь груз был передан ветеринарной службе, которая в свою очередь провела лабораторные исследования мяса и установила, что оно заражено возбудителем “сибирской язвы”. В последующем, данный груз был сожжён на одном из заводов.

   Учитывая, что мясо, заражённое “сибирской язвой” легко преодолело таможенный и ветеринарный пограничный контроль и фактически беспрепятственно ввезено на территорию Казахстана, следует предположить, что существует опасность ввоза в дальнейшем мяса, заражённого опасными для здоровья человека болезнями как в Казахстан, так и транзитным путём через территорию Казахстана в Россию.

   Разрешительные документы на право перемещения культурных ценностей оформляется в форме свидетельства. Таможенный контроль проводится на основании Закона РФ №4806-1 от 15.04.93 г. “О ввозе и вывозе культурных ценностей”, Таможенного кодекса РФ, приказов государственного таможенного комитета.

   На основании этих документов заранее проводится экспертиза и оформление свидетельств на право вывоза из РФ следующих категорий предметов, относящихся к историческим, художественным и археологическим ценностям:

   • предметы антиквариата;

   • произведения современного искусства;

   • филателистические материалы;

   • предметы, связанные с историей науки и техники;

   • предметы автомототехники;

   • предметы космонавтики и авиации;

   • печатные издания;

   • все виды оружия;

   • архивные материалы;

   • предметы различных религиозных видов;

   • музейные экспонаты;

   • театральный реквизит;

   • музыкальные инструменты,

   Экспертиза и оформление свидетельств производится в территориальных управлениях Министерства культуры РФ.

   Свидетельство должно иметь печать Министерства культуры РФ и подписано уполномоченными и должностными лицами.

   Списки лиц и копии подписей и печатей имеются на всех пограничных таможенных постах.

   Наряду с документами, рассмотренными нами ранее, законодательством предусмотрены специальные документы при экспортно-импортных операциях, в отношении продукции военного и двойного назначения, наркотических, психотропных и озоноразрушающих веществ и изделий на их основе и другого. Устанавливается особый порядок перемещения таких товаров через таможенную границу Российской Федерации. Этот порядок перемещения устанавливается в целях защиты национальных интересов и обеспечения безопасности РФ, выполнения международных обязательств, в которых участвует Россия, и выражается в ведении соответствующих мер государственного регулирования, установления количественных ограничений на ввоз и вывоз данной продукции, подготовке и выдаче заключений компетентных органов о возможности ввоза и вывоза товаров, лицензировании.

   Эти вопросы регулируются указами Президента России и постановлениями Правительства РФ1 .

   В качестве примера можно привести порядок вывоза товаров и технологий двойного назначения, осуществляемый в соответствии с Указом Президента РФ №1268 от 26.08.96 г. и постановлением Правительства РФ №1172 от 07.10.96 г. Экспорт данных товаров производится под контролем, проводимым в нескольких направлениях. Он предусматривает согласование проектов международных договоров РФ, регламентирующих передачу товаров и технологий двойного назначения, подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза таких товаров, лицензирование.

   Проекты международных договоров РФ подлежат обязательному согласованию с комиссией по экспортному контролю РФ при Правительстве РФ, МВЭС и МИД.

   Экспорт товаров и технологий двойного производства осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым МВЭС РФ. Основанием для оформления лицензии является заключение комиссии по экспортному контролю о возможности экспорта этих товаров. Срок действия лицензии устанавливается исходя из условий конкретной сделки.

   Вывоз товаров и технологий двойного назначения, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с российским законодательством о государственной тайне.

  

  

  
2.3 Контролируемая поставка

  

   К одной из специфических форм нетарифного регулирования относится контролируемая поставка, организация и проведение которой регламентируется Таможенным кодексом РФ, статьями 227, 228, 229, Законом об оперативно-розыскной деятельности в РФ.

   Контролируемая поставка — это система согласованных между собой оперативно-розыскных мероприятий и иных действий таможенных и других компетентных органов одной или нескольких стран для пресечения незаконного международного оборота предметов, ввоз, вывоз и транзит которых запрещён международным, либо национальным правом стран — участников операции и выявление лиц, имеющих отношение к такому обороту. Решение о проведении операции “контролируемая поставка” в соответствии со статьями 227, 228 Таможенного кодекса РФ принимается ГТК РФ с последующим уведомлением прокурора.

Контролируемые поставки подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние — это обнаружение контрабанды или получение соответствующей информации правоохранительными органами страны назначения, после чего принимается решение о координации совместной деятельности.

   Внешние — это обнаружение контрабандного товара или получение оперативной информации за пределами страны назначения, которые принимают решения о координации проведения операции с правоохранительными органами стран назначения.

   Из выше изложенного следует, что операции по методу “контролируемой поставки” проводятся при наличии следующих условий: обнаружение предметов, запрещённых к ввозу. вывозу, провозу; наличие любой информации из различных источников о возможном ввозе, вывозе и провозе предметов, являющихся объектами контрабанды; наличие данных получателя контрабандного товара.

2.4 Лицензирование и квотирование

  

Квотирование представляет собой ограничение госу­дарственной властью экспорта или импорта товара в опре­деленном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивиду­альная квота.

Глобальная квота устанавливает размер импорта (экс­порта) в стоимостных или натуральных единицах на опре­деленный период времени, вне зависимости от того из ка­кой страны импортируется или в какую страну экспорти­руется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчи­тывается как разность внутреннего производства и потреб­ления товара. В настоящее время глобальная квота являет­ся наиболее распространенным видом квотирования.

Индивидуальная квота представляет собой квоту, уста­навливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются сле­дующие виды индивидуальных квот по способу формиро­вания:

во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;

во-вторых, индивидуальная квота формируется на ос­нове предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соот­ветствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;

в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТОна использование дискриминационных квот, они применяют­ся многими странами особенно часто в отношении госу­дарств, не входящих в члены ВТО.

Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государст­венной защите. В этой связи данная квота обычно приме­няется в отношении сельскохозяйственной продукции.

По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.

Экспортные квоты вводятся государством в соответст­вии с международными стабилизационными соглашения­ми, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.

Импортная квота применяется государством для защи­ты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торго­вого баланса, а также как ответная мера на дискриминаци­онную внешнюю политику других государств.

При исследовании статических эффектов, возникаю­щих от применения импортной квоты, большинство авто­ров сходятся во мнении, что она имеет эффекты аналогич­ные с импортным тарифом. Вместе с тем, в отличие от импортного тарифа, где эффект дохода перераспределяется в виде таможенной пошлины в доход государства, при количественном огра­ничении эффект дохода от импортной квоты представляет собой ренту, присваиваемую иностранными производителями товара. Данная рента появляется из-за разницы между внутренней и мировой ценой, возникающей в результате применения импортной квоты. Тем не менее у государства имеется механизм перераспределения эффекта дохода и снижения величины ренты, присваиваемой иностранны­ми производителями квотируемых товаров, на основе ис­пользования системы распределения лицензий.

Лицензирование представляет собой процесс регулиро­вания внешнеэкономической деятельности через разреше­ния, выдаваемые государством на экспорт или импорт то­вара в установленных количествах в течении определенно­го промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограни­чений.

На практике используется большое количество разно­образных лицензионных форм, при этом основными вида­ми лицензирования выступают следующие лицензии: ин­дивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная лицензия является разовым разреше­нием на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контроли­рующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важней­шие стороны внешнеторговой сделки: количество и стои­мость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, кото­рые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить ука­занные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

Автоматическая лицензия представляет собой разреше­ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор­тера или импортера заявки, которая не может быть откло­нена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что распределение лицен­зий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпоч­тений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

Аукцион — продажа лицензий осуществляется на кон­курсной основе. Данный способ считается наиболее эф­фективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между им­портерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных слу­чаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот не­посредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределе­ния лицензий. Такие аукционы проводились для распреде­ления лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

Система явных предпочтений — закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально струк­туре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производите­ли, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с мест­ными производителями, либо представляющие крупные компании, которые способны влиять на политику данного госу­дарства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отра­зиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта то­варов у заведомо неэффективных иностранных товаропро­изводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае.

Распределение лицензий на внеценовой основе предпо­лагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемон­стрировали свою способность наиболее эффективно осу­ществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее тру­доемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, раз­рабатывать специальные критерии оценки, которые обес­печивали бы объективность и обоснованность принимае­мого решения по предоставлению лицензий. Эффектив­ность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экс­пертного совета, а также используемого механизма осуще­ствления данной процедуры.
2.5 Экономические меры
   На основе применения экономических мер действует целый ряд всевозможных мер. Наиболее часто применяемыми являются: применение иерархии компетенции принятия решений, паспортизация сделок, применение ценового диапазона. Данные способы отличаются наличием больших резервов для дальнейшего использования.

   Экономические методы государственного регулирования ВЭД нашли свое применение (в чистом виде) только в последние, несколько лет. Внедрение этих методов сопряжено со значительными трудностями, как субъективного, так и объективного характера и их значение в настоящее время, в целом для государственного регулирования пока незначительно. Тем не менее, потенциал их просто огромен.

   Еще одной характерной чертой данных инструментов является наличие возможности достаточно точно оценить результаты работы.

   Но и других возможностей применения подобного подхода достаточно много.

   В начале 2000 года в зоне деятельности Иркутской таможни проводился эксперимент, основанный на данных принципах. Его целью была попытка создания нового нетарифного, административно-экономического инструмента для регулирования экспорта лесопродукции.

   Основная задача данного эксперимента заключалась в создании работающей схемы регулируемых нетарифных барьеров.

   В эксперименте были задействованы (кроме Иркутской таможни), также Региональная Таможенная Лаборатория и ТПП.

   Контролю подвергалась ценовая информация товара.

   В том случае, если при таможенном контроле выяснялось, что стоимость представленной для таможенного оформления партии лесопродукции является сильно заниженной, по сравнению с ценами мирового рынка, производилось одно из следующих действий:

   Продавец получает заключение экспертов ТПП по цене на данную продукцию, с рекомендациями по выравниванию цен и условий контракта. Если данные условия не выполняются или подобное заключение отсутствует, производится 100% досмотр товара совместно с независимыми экспертами. Целью досмотра является выявление несоответствия груза заявленным сведениям. К ним может относиться:

   1. Завышение объема по сравнению с заявленным;

   2. Занижение качества и продажа высококачественной продукции по ценам низкокачественной.

   3. Невыполнение условий контракта.

   Эксперимент проработал около двух месяцев. Общие результаты оказались достаточно негативны, что в свою очередь высветило довольно существенные препятствия существующие в современной Российской таможенной системе.

   Во-первых, это отсутствие развитой таможенной инфраструктуры. Наибольшая часть отправителей лесопродукции находится на достаточном удалении от административных центров контролирующих органов (до 700 км    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.